Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет
Оценка 4.9

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
технология +1
Все классы
05.03.2018
Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет
Программа дополнительного образования «Чудесная иголочка» является программой художественно-эстетической направленности способствующей когнитивному и творческому развитию дошкольника. В процессе занятий художественным трудом (вышивкой) формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, а особенно - мышления и речи. Техника вышивания требует ловких и тонких движений пальцев рук. Вышивка расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. И самое главное вышивание позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук и тем самым подготовить руку к письму. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
РП Доп обр Чудесная иголочка.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Солигаличского муниципального района Костромской области «Детский сад  «Солнышко»                       «ПРИНЯТО»  на заседании педагогического совета  МКДОУ  «Детский сад «Солнышко»  Солигаличского муниципального  района Костромской области    Протокол №_1__ от  «  30»   08     2017 года                  «УТВЕРЖДЕННО»          Заведующий МКДОУ       «Детский сад «Солнышко»   Солигаличского муниципального         района Костромской области ______________ Н.В. Никонорова  Приказ от « 01 »    09   20 17года Рабочая программа  дополнительного образования  художественно­эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет Воспитатели: Лозаренко  А.Ф. г. Солигалич 2017 – 2018 уч. год. Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Концепция. 1.2. Актуальность. 1.3. Новизна. 1.4. Цель. 1.5. Задачи. 1.6. Возраст детей. 1.7. Продолжительность реализации программы. 1.8. Формы и режим занятий. 1.9. Ожидаемые результаты. 1.10. Формы подведения итогов реализации программы 1.11.. Педагогическая диагностика. 2. Учебно­тематический план. 3. Краткое описание тем. 4.  Соответствие работы кружка требованиям государственного  образовательного стандарта дошкольного образования. 5. Преемственность. 6. Приемы и методы организации учебно­воспитательного процесса. 7. Дидактический материал, техническое оснащение занятий. 8. Список литературы. Истоки способностей и дарований детей  – на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря,  идут тончайшие ручейки, которые питают  источник творческой мысли.   В.А. Сухомлинский 1. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Чудесная иголочка» является программой  художественно­эстетической направленности способствующей когнитивному и  творческому развитию дошкольника. 1.1. Концепция программы. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются   художественно­творческие   способности   и   положительно­эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование   трудовых   навыков   и   умений   происходит   в   едином   процессе ознакомления   детей   с   творчеством,   культурой   и   эстетическими   ценностями   своего народа. Досуговая   деятельность   способствует   приобщению   старших   дошкольников   к   труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. 1.2. Актуальность. Одной   из   основных   проблем,   встречающихся   практически   у   всех   детей,   является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, а особенно ­ мышления и речи. Техника вышивания требует ловких и тонких движений пальцев рук. Вышивка   расширяет   представления   об   окружающем   мире,   учит   внимательно вглядываться   в   окружающие   предметы,   выделять   наиболее   выразительные   и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. И самое главное вышивание позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук и тем самым подготовить руку к письму.   Отсюда вывод: занятия способствуют развитию конструктивного мышления, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. Занятия     вышивкой   позволяют   развивать  творческие   задатки   дошкольников,   мелкую моторику   пальцев   рук;   самоутверждаться,   проявляя   индивидуальность   и   получая результат своего художественного творчества. У   детей   формируются   навыки   обращения   с   инструментами,   первоначальные   навыки техники безопасности, необходимые для начала школьного обучения.  Происходит   ориентация   старших   дошкольников   на   ценность   труда   в   эмоционально­ поведенческом аспекте. 1.3. Новизна Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного  возраста вышивке, нами выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала,  аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность  репродуктивного характера.                                                                                                       Опыт работы с детьми позволил  систематизировать и обобщить “наработанный”  материал в программу дополнительного образования по  вышиванию  “Чудесная  иголочка” для детей 6­7 лет. Предполагается форма организации ручного труда детей в мини­группе. 1.4. Цель программы Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда     вышиванием   и   освоение   позиции   субъекта   элементарной   трудовой деятельности.   ­   1.5. Задачи программы 1. 2. 3. Обучающая.   Обучение   детей   специальным трудовым   умениям   и способам самоконтроля   для   работы   с   тканью,   нитками   и   простейшими   инструментами (ножницами, иголкой). Развивающая. Развитие   творческой   поддерживать потребность в самоутверждении.   активности,   мышц   кистей   рук, Воспитательная. Формирование     положительно­эмоционального     восприятия окружающего мира; воспитание художественного  вкуса, интереса к ручному труду. 1.6. Возраст детей Возраст   детей,   участвующих   в   реализации   данной   программы,   6   ­7   лет.   Это определяется   значительным   ростом   физических   возможностей,   особенно   активным развитием   мелких   мышц   кистей   рук,   изменением   психологической   позиции   и ощущением   старшими   дошкольниками   “взрослости”,   желанием   проявить   свою индивидуальность и творческие способности. Продолжительность реализации программы – 1 год, 34 занятия. 1.7. Продолжительность реализации программы 1.8. Формы и режим занятий При наполняемости группы 26 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по 13 человек в один день. В первый день занимается первая подгруппа (две подгруппы по 6 и 7 детей)  и во второй день – вторая подгруппа   детей  (другие 2 подгруппы по 6 и 7 детей). Дни занятий вышиванием выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Продолжительность занятий с каждой мини­группой ­ не более 25 минут. Гибкая форма организации   детского   труда   в   досуговой   деятельности   позволяет   учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные   факторы.   Состав   мини­группы   одновременно   работающих   детей   может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц,   снятия   напряжения   ­   физкультминутка.   Комплексы   пальчиковой   гимнастики, физкультминуток   подбираются   педагогом,   так   как   методическая   литература   по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Методы, используемые для проведения занятий различны.  Предусмотрены как словесные ­ рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, так   и   практические:   показ   воспитателем   способа   действия,     обсуждение   и   выбор рисунка для вышивки, непосредственное вышивание изделий, подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.   вовлечь   родителей   в   совместную   педагогическую   деятельность,   направленную   на Взаимодействие с родителями: ‒ развитие мелкой моторики дошкольников. ‒ вышиванием для детей. ‒ материала.   распространять   среди   родителей   педагогические   знания   о   значении   занятий   приобщить   родителей   к   деятельности   рукоделием,   подбору   иллюстративного 1.9. Ожидаемые результаты В   ходе   работы   кружка   предполагается   овладение   детьми   определенными   знаниями, умениями,   навыками,   выявление   и   осознание   ребенком   своих   способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Дети   овладеют   элементарными   трудовыми   умениями   при   работе   с   тканью   и простейшими инструментами (ножницами, иголкой): узнают   и   научатся   выполнять   правила   безопасного   пользования   ножницами   и иголкой; смогут   планировать   свою   работу,   понятно   рассказывать   об   основных   этапах воплощения замысла; научатся разрезать ткань по нанесенным меткам; делать бахрому на салфетке; закреплять ткань в пяльцах; вдевать нитку в иголку; завязывать узелок; шить швами “вперед иголку”, “строчка”; пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями; принимать участие в оформлении вышивок на выставку (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки); овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса; смогут экономно расходовать материалы; бережно обращаться с инструментами; поддерживать порядок на рабочем месте; использовать   ручные   умения   в   повседневной   жизни   детского   сада   и   семьи (изготовление   подарков,   сувениров),   проявляя   при   этом   индивидуальные   творческие способности в вышивании.                1. Выставки детских работ в детском саду. 1.10. Формы презентации итогов реализации программы 2. 3. 4. 5. 6. Участие в конкурсах детского творчества. Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). Открытое занятие кружка. Творческий отчет воспитателей – руководителей кружка на педсовете. Систематизация работы кружка и обобщение опыта работы по данной теме. 1.11. Педагогическая диагностика Овладение   детьми   вышеуказанными   умениями,   навыками   фиксируется   в   таблице   на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с   детьми,   с   целью   внесения   коррективов   в   дальнейшую   работу,   планируется индивидуальная поддержка детей. № Содержание  деятельности 1 Умеет принять цель деятельности 2 Умеет планировать работу, понятно  рассказывать об основных этапах  воплощения замысла 3 Организует рабочее место, выбирает  материалы и инструменты, убирает  рабочее место Разрезает ткань по меткам Закрепляет ткань в пяльцах Делает бахрому на салфетке Вдевает нитку в иголку Завязывает узелок 4 5 6 7 8 9 Шьет швом «вперед иголку». 10 Шьет швом «строчка» 11 Наличие интереса к вышиванию 12 Пришивает пуговицы с 2 отверстиями 13 Пришивает пуговицы с 4 отверстиями 13 Может экономно расходовать  материалы 15 Бережно обращается с инструментами 16 Использует ручные умения в  повседневной жизни детского сада и  семьи (изготовление подарков,  сувениров) 17 Проявляет индивидуальные творческие способности в вышивании Количество детей, овладевших содержанием деятельности Начало года Конец года 9 3 11 3 0 0 2 1 0 0 19 0 0 0 7 0 0 2. Перспективно­тематический план Неделя Тема Задачи Сентябрь Познакомить детей с народными  промыслами. Развивать любовь к красоте,  показать красоту вышитых изделий.  Заинтересовать детей, вызвать желание  вышивать.  Познакомить с видами ниток и иголок, с  материалами, инструментами и их  назначением для вышивки. Закрепить  знания о свойствах материалов. Закрепить  правила пользования ножницами,  полученные ранее. Познакомить с  правилами пользования иголкой. Оборудование и материал Образцы  вышивки, наборы  игл и нитей  для  вышивания. Наборы игл,  ножницы,  игольница,  напёрсток 1неделя «Путешествие  в страну  рукоделия».  2 неделя «Путешествие  в страну  рукоделия».  Техника  безопасности 3 неделя Шнуровка «Чудесная  иголочка» 4 неделя Диагностика Октябрь 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Чудесная  иголочка» «Чудесная  иголочка» и  ткани. Упражнять в умении вдевать шнурки в  дырочки. Развивать мелкую моторику,  усидчивость. Учить вдеванию нитки в  иголку, завязыванию узелка.   Выявить знания и умения детей (вдевания  нитки в иголку, завязывание узелка). Шнурки, картон с  отверстиями. Иглы и нитки. Нитки, иголки. Иголки, нитки,  ткань. Ткани разные по  фактуре. Иголки, нитки,  ткань. Продолжить учить вдевать нитку в иголку,  завязывать узелок. Учить выполнять шов «вперёд иголку»  и  «двойной  вперед иголку» Познакомить детей с образцами тканей.  Учить определять ткань на ощупь, видеть  структуру тканей. Воспитывать  художественный, эстетический вкус. Учить планировать свою работу при  вышивание индивидуальной салфетки,  швом «вперед иголку», действовать в  соответствии с намеченным планом,  использовать в работе знакомые приемы  вышивки. Ноябрь 1неделя 2 неделя «Красивая  салфеточка»  Украшение  салфетки  бахромой  Продолжать учить планировать свою  работу при вышивание индивидуальной  салфетки, швом «вперед иголку»,  действовать в соответствии с намеченным  планом, использовать в работе знакомые  Иголки, нитки,  ткань, ножницы. «Профессии  всякие важны» «Разные  дорожки».  Вышивка  прямой  дорожки.  «Разноцветные  дорожки».  Вышивка  извилистой  дорожки.  «Весёлые  кружочки».  Вышивка по  кругу.  «Новогодние  игрушки».  приемы вышивки. Знакомить с бахромой на салфетке, как  способ оформления изделия, Познакомить детей с профессией швеи, с  процессом изготовления одежды.  Расширить кругозор, воспитывать  уважение к труду людей. Развивать  мыслительную деятельность детей Познакомить с пяльцами, учить закреплять  ткань. Учить вышивать швом «вперёд  иголка» двумя нитками Учить вышивать швом «вперёд иголка»  двумя нитками. Познакомить с вышивкой  по кругу. Иголки, ножницы, игольница,  пяльцы, нитки Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями,  нитки, картинки Продолжать учить закреплять ткань на  пяльцах, вышивать швом «вперёд иголка»  двумя нитками. Учить вышивке по кругу. Иголки, ножницы, игольница, ткань,  пяльцы, нитки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. Учить работать не спеша, подбирая  красивое сочетание ниток в узоре.  Закрепить правила техники безопасности с  иглой, ножницами. Иголки,  разноцветные  нитки, ножницы,  пяльцы. Ткань.   «Веселые  пуговки»  Пришивание  пуговиц с двумя и четырьмя  отверстиями Учить пришивать пуговицу параллельным  способом, вдевать нитку в иголку,  завязывать узелок, закреплять нить в конце  шва.  Учить пришивать пуговицы способом  «крест», закреплять нить в конце шва. Разные пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями,  нитки, ткань,  ножницы. «Пуговичные  узоры»  Салфетка с  использованием  пуговиц Продолжать учить пришивать пуговицу  параллельным способом и способом  «крест», вдевать нитку в иголку,  завязывать узелок, закреплять нить в конце  шва.  учить детей использовать в одной работе  несколько техник, показать необычный  прием использования пуговиц Разные пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями,  нитки, ткань,  ножницы. 3 неделя 4 неделя Декабрь 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Январь 3неделя 4 неделя Февраль 1 ­4  недели Март 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Волшебная  радуга» Вышивание по  замыслу Апрель, май 1­ 4  недели  апреля. 1 ­ 2  недели  мая 3 неделя 4 неделя Вышивание по  замыслу Выставка "Вот что мы  умеем!"  "Подставка под  горячее"  с пуговицами в  подарок маме. Развивать у детей стремление сделать  полезное и приятное окружающим его  людям, закрепление ранее  сформированных умений. Разные пуговицы с двумя и четырьмя отвер­ стиями, нитки,  ткань, ножницы. Иголки,  разноцветные  нитки, ножницы,  ткань белая. Иголки,  разноцветные  нитки, ножницы,  ткань белая. Иголки,  разноцветные  нитки, ножницы,  ткань белая. выставка детских  работ.  Учить детей вышивать швом  «тамбурный». Учить подбирать нить по  цвету. Закрепить правила техники  безопасности с иглой, ножницами Развивать пространственные  представления (вверху, внизу, слева,  справа, в центре или середине). Развивать  мелкую моторику и координацию рук.  Учить подбирать нить по цвету.  Самостоятельный выбор рисунка Продолжить учить выполнять шов  «Вперёд иголку», шов «тамбурный».  Вдевать нитку в иголку, завязывать  узелок, развивая мелкую моторику рук.  Закрепить правила техники безопасности  с иглой, ножницами. Показать результаты работ, чему  научились, как владеют иглой, умеют  подбирать нить по цвету, порадовать  родителей своими успехами.  3. Краткое описание тем 1 занятие. Выставка вышитых изделий, рассказ воспитателя о вышивке (с показом  вышитых изделий) – Заинтересовать детей новым видом художественного труда –  вышиванием. 2 занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой, организация рабочего места –  Познакомить с материалами, инструментами и их назначением для вышивания.  Ознакомление с основами техники безопасности. 3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка – Ознакомление детей с нитками, освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. 4 занятие. Мониторинг.  Повторение и закрепление. 5 – 7 занятие. Шов «вперед иголку», использование модели шва. Шов «вперед иголку» – учить распределять стежки равномерно. Шов «вперед иголку» двойной – показать  приемы выполнения двойного шва. 8 ­ 9 занятие. Вышивание индивидуальной салфетки, шов «вперед иголку» ­ учить  планировать свою работу, действовать в соответствии с намеченным планом,  использовать в работе знакомые приемы вышивки. 10 ­11  занятие. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия. 12 ­16 занятие. Вышивка по контуру, силуэтное вышивание – Предложить выбрать себе  несложный предмет (листок, яблоко, мяч… другое). 17 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”.  Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в  порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы.  Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии. 18 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели  пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение  правил безопасности труда. 19 ­ 20 занятие. Салфетка с использованием пуговиц – учить детей использовать в  одной работе несколько техник, показать необычный прием использования пуговиц. 23 занятие. Подставка под горячее с пуговицами в подарок маме – развивать у детей  стремление сделать полезное и приятное окружающим его людям, закрепление ранее  сформированных умений.  24 ­ 25 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами  – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Знакомство со швами «стебельчатый» и «тамбурный». 26 ­ 32 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: «строчка»,  «вперед иголку», «стебельчатый». 33 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. 34  занятие. День презентации детских работ родителям и работникам детского сада. 4. Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая  программа  дополнительного образования детей старшего дошкольного  возраста "Чудесная иголочка"  разработана в соответствии с образовательной  программой  дошкольного образования Учреждения , в соответствии с  ФГОС ДО и  основана на нормативных документах:  Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»  от 29. 12. 2012  года №  273 ­ ФЗ  Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка  организации  и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного  образования»  СанПин 2.4.1.3049­13 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству,  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»  Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении   Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного  Образования»  (ФГОС  ДО).   Устав ДОУ. 5.  Преемственность. В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения,   а школа, как преемник   дошкольной   ступени,   не   строит   свою   работу   с   “нуля”,   а   “подхватывает” достижения ребенка ­ дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными  умениями и навыками, в том числе – и вышивания. Программа  дополнительного образования  предполагает:  сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки; развить личностные качества; дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности; создать основу для дальнейшего знакомства детей с художественным трудом. 6. Методы и приемы организации учебно­воспитательного процесса. В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания) игровой метод. Из словесных методов применяются рассказ воспитателя; рассказы детей; беседы. объяснения; пояснения. Применяются и наглядные методы и приемы: наблюдение; рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка; показ образца; показ способа вышивания (или другого действия) и другие. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга,  позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить  внимание, мышление, творческое воображение. 7. Дидактический материал и техническое оснащение занятий. Техническое оснащение: Ткань белая хлопчатобумажная, размер 25/25 см. (на каждого ребенка). Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные), нитки мулине. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка). Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка). Пяльцы (на каждого ребенка). Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество  для осуществления выбора каждым ребенком). Кусочки трикотажного полотна разных размеров. Карандаши (на каждого ребенка) простые.                1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Дидактические материалы: 1. Подборка готовых вышивок. 2. Иллюстрации вышивок в различной технике. 3. Образцы рисунков для вышивания. 1. 2. 3. 4. 5. 8. Список литературы Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми / Авт.­сост.А.В.Белошистая,  О.Г.Жукова.­ М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка) Золотарева,А.,Терещук М. Особенности организации дополнительного  образования дошкольников  А.Золотарева, М.Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.­ №11.­с.76­83 Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов  дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных  студий / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество, 1997 Маврина, Е.А. Умелая иголочка / Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для  Катюшки и Андрюшки, 2009.­№10.­с.57­61 Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. Приложение Фотоотчет  «Наши работы»  (На 10.02.2018) «Мы за работой»

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования  художественно-эстетической направленности «Чудесная иголочка» для детей 6 –7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018