Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Оценка 5

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Оценка 5
Документация
docx
экология
Взрослым
26.02.2018
Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 220204 «Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта)». Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Экологические основы природопользования», составленной Е.А. Клочковой.
рабочая программа.docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный  университет путей сообщения» ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА  – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Уральский государственный  университет путей сообщения» в г. Перми (ПИЖТ УрГУПС) РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине  ЕН 03 "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" Пермь 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ стр ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. стр 1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА…………………………………...................... СОДЕРЖАНИЕ КУРСА…………………………………………………………… стр 2 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………… стр 3 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ………… стр 4 стр 5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ……………………………….. стр 6 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)…………………………. стр 7 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ…………………………....................... стр 8 ПОНЯТИЙНО­ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КУРСА (ГЛОССАРИЙ) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ…………………………… стр 9 стр 10 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………. 11 ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ………………………………………… стр 4 6 7 14 14 14 14 15 16 20 21 22 4 ВВЕДЕНИЕ Рабочая       дисциплины   программа «Экологические основы природопользования»   предназначена   для   реализации   государственных требований   к   минимуму   содержания   и   уровню   подготовки   выпускников   по специальности 220204 «Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта)».  Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Экологические основы природопользования», составленной Е.А. Клочковой,   рассмотренной   и   одобренной   Учебно­методическим   советом Учебно­методического   кабинета   МПС   России   для   всех   специальностей железнодорожного транспорта 2003г. Дисциплина   «Экологические   основы   природопользования»   относится   к циклу   математических   и   общих   естественно­научных   дисциплин   в   структуре профессиональной образовательной системы. Изучается по очной форме на базе 9 классов, по заочной форме на базе 11 классов. Дисциплина «Экологические основы   природопользования»   является   естественнонаучной   и   направлена   на формирование     у   студента   экологического   мировоззрения   и   способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды, обеспечивая базовый уровень подготовки студентов СПО. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: о взаимосвязи организмов и среды обитания; ­   об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса; ­  о природных ресурсах России и мониторинг окружающей среды; ­  об экологических принципах рационального природопользования; знать: ­   правовые вопросы экологической безопасности; Рабочая     программа   «Экологические   основы   природопользования»   бази­ руется   на   биолого­экологических   знаниях   студентов,   полученных   в   период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных   дисциплин   «Безопасность   жизнедеятельности»   и «Охрана труда». Изучение   учебной   дисциплины   необходимо   учитывать   ее   прикладной характер, при этом, изучаемые теоретические положения и практические умения 5 могут   быть   использованы   в   будущей   практической   деятельности.   Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов. Структурно учебная программа включает 5 разделов и 15 тем. При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам используются   нормативные   документы   Российской   Федерации,   а   также инструктивные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств. В   процессе   изучения   учебной   дисциплины   «Экологические   основы   при­ родопользования» студентами выполняются 1 домашняя контрольная работа в виде самостоятельной творческой работы по проблемам природопользования в форме рефератов для развития творческой активности студентов. Практических занятий не предусмотрено. При   изучении   дисциплины   предусмотрена   самостоятельная   работа: подготовка рефератов, работа над конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом, самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины. С   целью   осуществления   итогового   контроля   проводится дифференцированный зачет. 6 1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА № раздел, темы Наименование раздела, темы 1 Раздел Введение Взаимодействие общества и природы  1 2 3 Раздел 2 4 5 6 7 8 9 10 Раздел 3 11 12 Раздел 4 Экологические   последствия   хозяйственной деятельности человеческого общества Концепция   устойчивого   развития   –   основа безопасности существования жизни на Земле Природные ресурсы Классификация природных ресурсов Атмосферные газовые ресурсы Водные ресурсы Ресурсы литосферы Энергетические ресурсы Биоресурсы (растительный и животный мир) Естественные экологические системы, природные ландшафты и природно­антропогенные объекты Природопользование и     нерациональное Рациональное природопользование Правовая   и   социальная   защита   человека, общества и природы от негативных последствий природопользования Проблема отходов 7 Количество часов в том числе Всег о 2 4 1 3 лекц ии 2 3 1 2 16 14 2 2 2 2 3 2 2 8 3 5 10 2 2 2 2 2 2 2 6 2 4 8 ПЗ СРС ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 2 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ 2 1 1 2 Рекомен дуемая литерату ра Осн.: 1 Осн.: 1 Доп.: 4 Осн.: 1 Осн.: 1 Осн.: 1 Доп.: 4 Осн.: 1 Доп.: 4 Осн.: 1 Осн.: 1 13 14 15 16 Раздел 5 Общие   сведения   об   отходах   производства   и потребления. Классификация отходов Проблема отходов в России Образование,   сбор,   хранение   и   использование отходов Транспортировка отходов и их размещение Международное   сотрудничество   в   области природопользования   и   охраны   окружающей среды ИТОГО 2 3 2 3 4 2 2 2 2 3 44 36 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 1 8 Осн.: 1 Осн.: 1 Осн.: 1 Осн.: 1 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Определение   экологии.   Связь   между   экологией   и   теорией   эволюции. Основные задачи экологии как науки. Понятие о биосфере Земли. Понятие об антропогенном   воздействии.   Понятие   о   ноосфере.   Экосистема   и   ее функционирование.   Изменение   экосистем. Экологический кризис. Ресурсы биосферы.   Устойчивость   экосистемы. Основная литература: 1 (стр. 3­8)  Раздел 1. Взаимодействие общества и природы Тема 1.1.  Экологические последствия хозяйственной деятельности человеческого общества  Студент   должен   знать  экологические   последствия   наращивания хозяйственной деятельности человека при нерациональном, несбалансированном природопользовании. Содержание:  Природа   и   общество.   Общие   и   специфические   черты. Развитие   производительных   сил   общества;   увеличение   массы   веществ   и материалов,   вовлекаемых   в   хозяйственный   оборот;   преднамеренные   и   не­ преднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Основная литература: 1 (стр. 9­21) 8 Тема   1.2.  Концепция   устойчивого   развития   –   основа   безопасности существования жизни на Земле  Студент должен знать концепция устойчивого развития. Содержание: Устойчивое развитие как баланс между решением социально­ экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения, а также сохранением таких же возможностей для будущих поколений. Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Глобальные экологические проблемы  Основная литература: 1 (стр. 21­39) Контрольные вопросы:  С какими целями была создана организация Римский клуб?  Задачи и цели конференции ООН по окружающей среде и развитию?  Где и в каком году проходили конференции ООН по окружающей среде и 1. 2. 3. развитию? 4.  Главный принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности на Земле? Раздел 2. Природные ресурсы  Тема 2.1. Классификация природных ресурсов  Студент должен знать: –  основные компоненты природной среды, их значение для человека; –   значение   и   использование   основных   компонентов   при   осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии – основы классификации компонентов природной среды. Содержание:  Природные   ресурсы   –   компоненты   природной   среды, природные объекты и природно­антропогенные объекты. Их использование при осуществлении   хозяйственной   деятельности   в   качестве   источников   энергии, продуктов   производства   и   предметов   потребления.   Компоненты   природной среды:   земля,   недра,   почва,   подземные   и   поверхностные   воды,   атмосферный воздух, растительный и животный мир. Основная литература: 1 (стр. 40­49) Контрольные вопросы: 1. Дайте характеристику основным типам природных ресурсов.  2.   Объясните,   почему   некоторые   возобновляемые   ресурсы   восстановить стало не возможно.  3.   Каковы   основные   проблемы,   связанные   с   невозобновляемыми природными ресурсами?  Тема 2.2. Атмосферные газовые ресурсы 9 Студент   должен   знать  значение   атмосферных   газов   для   человека, животных и растительности Содержание:  Атмосферные газовые ресурсы. Газовый состав атмосферы. Значение   атмосферных   газов   для   человека,   животных   и   растительности   как источника снабжения жизненно необходимыми газовыми элементами.  Основная литература: 1 (стр. 49­52) Контрольные вопросы: 1. Почему большую опасность для атмосферы представляют антропогенные загрязнения? 2. Какое защитное значение имеет атмосфера для биосферы?  3. Чем вызван «парниковый» эффект?   Тема 2.3. Водные ресурсы Студент   должен   знать  источники   водных   ресурсов,   их   значение   для человека, животных, растительности и развития хозяйственной деятельности. Содержание:  Распределение   водных   ресурсов.   Вода   –   необходимое условие существование жизни на Земле. Дефицит питьевой воды на планете. Расходы воды на производственные и бытовые нужды.  Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1.   Образование   сточных   вод   и  методы   их   очистки   на   железнодорожном транспорте. Основная литература: 1 (стр. 52­59) Контрольные вопросы: 1. Какие основные функции в организме человека выполняет вода?  2. Роль Мирового океана в жизнедеятельности человека. 3. Как происходит круговорот воды в природе?  4. Дайте характеристику химическим и биологическим загрязнителям воды. Тема 2.4. Ресурсы литосферы Студент должен знать виды и значение ресурсов литосферы для человека и развития его хозяйственной деятельности. Содержание:  Ресурсы   литосферы.   Составляющие   литосферы:   почва, полезные   ископаемые.   Почва.   Почвенный   покров   –   саморегулирующая биологическая  система. Полезные ископаемые: рудные полезные ископаемые, неметаллические,   грунты   и   горные   породы,   жидкие   ресурсы   литосферы, газообразные ресурсы литосферы. Основная литература: 1 (стр. 60­63) Контрольные вопросы: 1. Как распределены земельные ресурсы в мире?  2. Перечислите основные группы почвенных загрязнений. 10 3. Антропогенное воздействие на недра и его последствия.  Тема 2.5. Энергетические ресурсы Студент должен знать источники энергетических ресурсов; их значение для человека и его хозяйственной деятельности. Содержание:  Энергетические   ресурсы;   их   состав:   энергия   компонентов литосферы (нефть, природный газ, каменный уголь), атомная энергия. Уровень потребления энергетических ресурсов – важнейший показатель степени развития государства. Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Альтернативные источники энергии. Основная литература: 1 (стр. 64­76) Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятия «энергосбережение» и приведите конкретные примеры.  2. В чем смысл главного вопроса – выживания человечества? 3. Каковы основные источники солнечной энергии? Тема 2.6. Биотические ресурсы (растительный и животный мир) Студент должен знать виды биоресурсов и их значение для человека. Содержание: Биотические ресурсы (все живые организмы, за исключением человека) и их классификация: микроорганизмы, растения (дикие и культурные виды), животные (дикие и домашние виды). Значение растительного и животного мира для человека; их использование в потребительских и хозяйственных целях. Основная литература: 1 (стр. 76­80) Контрольные вопросы: 1.   Приведите   примеры   прямого   и   косвенного   влияния   человека   на численность животных.  2. К каким природным ресурсам относится животный мир? 3. Что такое Красная книга и для чего она служит?  Тема   2.7.   Естественные   экологические   системы,   природные ландшафты и природно­антропогенные объекты  Студент   должен   знать  значение   естественных   экологических   систем, природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий. Содержание:  Естественные   экологические   системы   –   объективно существующая   часть   природной   среды.   Особо   охраняемые   природные территории,   государственные   природные   заповедники   и   заказники, 11 национальные   природные   парки. антропогенные объекты.   Природные   ландшафты.   Природно­ Основная литература: 1 (стр. 80­94) Контрольные вопросы: 1. Дайте определение охраняемым природным территориям.  2. Что такое кадастр и какие виды его существуют? 3. Как производится финансирование природоохранной деятельности?  Раздел 3. Природопользование Тема 3.1. Рациональное и нерациональное природопользование Студент   должен   знать  признаки   и   экологические   последствия нерационального природопользования, причины ухудшения качества природных ресурсов. Содержание:  Рациональное   природопользование,   его   характеристики. Признаки   нерационального,   несбалансированного   природопользования. Экологические,   экономические   и   социальные   последствия   нерационального природопользования. Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Проблемы природопользования на железнодорожном транспорте. Основная литература: 1 (стр. 95­112) Контрольные вопросы: 1. Виды и формы природопользования.  2.   Дайте   характеристику   актуальным   проблемам   регулирования природопользования.  3. Назовите основные принципы природопользования.  Тема   3.2.   Правовая   и   социальная   защита   человека,   общества   и природы от негативных последствий природопользования Студент   должен   знать  узловые   положения   правовых   основ природопользования; право человека на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность; право человека на достоверную и обязательную информацию об экологическом состоянии окружающей среды. Содержание:  Понятие   права   Платность природопользования и  возмещение вреда окружающей среде. Лицензии на право природопользования. области природопользования.  Лимиты природопользования. Экологическая регламентация хозяйственной   деятельности.   Экологический   контроль   в   области   природопользования.   Экологическое нормирование   в       12 природопользования.  Мониторинг окружающей среды.  Виды ответственности за нарушения экологических норм природопользования. Принципы   размещения   производств.   Экологические   и   социально­ экономические требования к размещению производств. Право человека на обязательность государственной экологической экспертизы проектов,   обосновывающих   хозяйственную   деятельность.   Основополагающие нормативно­правовые   документы   по   защите   человека,   общества   и   природы   от негативных последствий природопользования. Социальная защита. Право человека на обеспечение благоприятной окружающей средой и достоверную и обязательную информацию о ее состоянии. Право человека на  качественную  сельскохозяйственную продукцию, питьевую  воду  и  продукты питания. Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Экологический мониторинг на железнодорожном транспорте. Основная литература: 1 (стр. 113­148) Контрольные вопросы: 1.   Правовая   основа   природопользования.   Основные   законы   Российской Федерации. 2.   Оценка   последствий   воздействия   хозяйственной   деятельности   на окружающую среду. Раздел 4. Проблема отходов Тема 4.1.  Общие сведения об отходах производства  и потребления. Классификация отходов Студент   должен   знать  основные   принципы   государственной   политики   в области обращения с отходами. Содержание:  Отходы   производства   и   потребления;   основные   понятия. Основные   принципы   государственной   политики   и   правовое   регулирование   в области обращения с отходами. Общие требования к обращению с отходами. Опасные   отходы.   Критерии   отнесения   опасных   отходов   к   классам   опас­ ности. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами. Основная литература: 1 (стр. 149­152) Контрольные вопросы: Классификация отходов (по фазовому состоянию, санитарно­гигиеническим 1. Дайте характеристику отходам производства и потребления. 2. признакам, степени воздействия на окружающую среду и человека). 3. Информационное обеспечение по отходам. Каталог отходов.  13 4. Система управления отходами. Тема 4.2. Проблема отходов в России Студент   должен   знать  проблемы   отходов   на   железнодорожном транспорте. Содержание:  Проблема   отходов   в   России.   Свалки,   хранилища   отходов, отвалы – источники загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха,   почв  и   растений,   а   также   причины   вывода   из   обращения сельскохозяйственных земель. Продукты горения свалок. Их опасные свойства (воздействие на живые организмы). Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Отходы, образующиеся на железнодорожном транспорте. Основная литература: 1 (стр. 152­158) Контрольные вопросы:  Сбросы жидких токсичных отходов в водные объекты.  1. 2.  Экспорт в Россию опасных отходов. Тема 4.3. Образование, сбор, хранение и использование отходов Студент должен знать способы снижения образования объемов отходов: условия возможности накопления и временного хранения отходов на территории предприятия; использование отходов в народном хозяйстве. Содержание:  Образование   отходов,   проблемы   и   способы   снижения образования их объемов. Разработка и внедрение безотходных и малоотходных технологий. Внедрение энергосберегающих   технологий.   Использование   принципа   цикличности   ма­ териальных потоков. Сбор и хранение отходов. Условия накопления и временного хранения отхо­ дов, в том числе опасных, на территории предприятия. Нормирование накопле­ ний. Крупнотоннажные отходы. Накопление и хранение пожароопасных отходов. Порядок хранения радиоактивных отходов. Специализированные службы по централизованному сбору и удалению радиоактивных отходов. Виды и технологии обезвреживания отходов. Специализированные установки и   комплексы   по   обезвреживанию   и   переработке   отходов.   Методы   обез­ вреживания и переработки промышленных отходов. Использование отходов в целях производства товаров, получения энергии. Использование металлических отходов, отработанных технических масел, тепла отходящих газов, древесных и текстильных отходов, полимеров, отходов резины. Использование   отходов,   оставшихся   после   ремонта   железнодорожных  путей. Повторное   использование   на   железнодорожном   транспорте   годных   и подлежащих ремонту деталей списанного подвижного состава и другого произ­ водственного оборудования. 14 Основная литература: 1 (стр. 164­177) Контрольные вопросы: 1. Какие факторы необходимо учитывать при организации сбора и переработки твердых отходов и осадков сточных вод? 2. 3.  Назовите перспективные методы переработки промышленных отходов.  Что подлежит приему на полигоны и что запрещено принимать? Тема 4.4. Транспортировка отходов и их размещение Студент должен знать  условия транспортирования токсичных и неток­ сичных отходов и порядок их захоронения. Содержание:  Специализированный   транспорт   для   доставки   токсичных отходов на полигоны. Транспорт для перевозки жидких и полужидких отходов. Условия транспортирования опасных отходов. Государственные   стандарты   и   нормативные   документы   на   порядок   транс­ портирования   опасных   отходов,   на   обеспечение   экологической   и   пожарной безопасности. Размещение отходов (хранение и захоронение). Объекты размещения отходов (полигоны,   шламохранилища,   хвостохранилища,   отвалы   горных   пород). Захоронение отходов,  не  подлежащих дальнейшему использованию.  Договоры предприятия на сдачу определенных видов отходов. Полигоны для обезвреживания и захоронения токсичных отходов. Требования к   размещению   и   обустройству   полигонов.   Санитарно­защитные   зоны   вокруг полигонов. Захоронение нетоксичных отходов на свалках, их опасность для атмосфер­ ного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод, для живых организмов Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Транспортировка токсичных отходов на железнодорожном транспорте. Основная литература: 1 (стр. 178­182) Контрольные вопросы: 1. Захоронение радиоактивных отходов. 2. Контролируемые хранилища на территории России. 3.  Лимит на размещение отходов. Раздел 5. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды Содержание:  Необходимость   международного   сотрудничества (отсутствие территориальных границ при загрязнениях). Невозможность решения сложных   и   многогранных   проблем   отдельной   страной.   Международные 15 организации в области  природопользования окружающей среды. Результаты их работы. Примеры   экологической   регламентации   хозяйственной   деятельности   и оценки воздействия на окружающую среду за рубежом в промышленно развитых странах. Самостоятельная работа студентов – 1 час. Изучение темы: 1. Участие России в международном сотрудничестве. Основная литература: 1 (стр. 183­202) Контрольные вопросы:  Каковы принципы Всемирной хартии природы? 1.   Перечислите   национальные   и   международные   объекты   охраны 2. окружающей природной среды.  Назовите основные положения Декларации Стокгольмской конференции 3. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ При   изучении   курса   студенты   используют   следующие   формы самостоятельной учётной работы: редактирование текста лекций, аннотирование и конспектирование рекомендуемой литературы, тезисное изложение основных положений первоисточника, отдельных тем курса, подготовка к практическим занятиям, а также написание реферативных работ по тематике, предлагаемой преподавателями. Тематика   самостоятельной   работы   приведена   в   разделе   «Содержание курса». 4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебным планом не предусмотрены 5. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Учебным планом не предусмотрены 6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) Учебным планом не предусмотрены 7. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 16 1. Экология как наука, ее структура 2. Задачи экологии на современном этапе 3. Основные понятия экологии 4. Понятие биосферы 5. Строение биосферы 6. Атмосфера – состав, строение, свойства 7. Гидросфера – состав, строение, свойства 8. Литосфера – состав, строение, свойства 9. Зарождение жизни на Земле 10.Биоценоз – совокупность живой природы 11.Трофические уровни 12.Агробиоценоз 13.Структура экосистемы (биогелценоза) 14.Энергия в экосистеме 15.Экологические факторы влияющие на экосистему в целом 16.Абиотические факторы в экосистеме 17.Биотические факторы в экосистеме 18.Лимитирующие факторы 19.Экологическая ниша 20.Эволюция экосистем 21.Учение Вернадского о биосфере 22.Понятие ноосферы 23.Эволюция человека, его взаимодействие с природой 24.Законы природы, справедливые для человека 25.Основные принципы природопользования 26.Природные ресурсы, классификация 27.Воздействия человека на биосферу 28.Загрязнение окружающей среды  29.Классификация загрязнения 30.Формы перехода загрязнения в природной среде 31.Последствия загрязнения экосистем 32.Современные экологические катастрофы 33.Объекты и принципы охраны окружающей среды 34.Направления природоохранной деятельности 35.Предельно­допустимые экологические нагрузки 36.Влияние антропогенного фактора на объекты биосферы  37.Литосфера как природный ресурс 38.Последствия человеческого воздействия на объекты литосферы 39.Охранные мероприятия 40.Гидросфера как природный ресурс  41.Последствия человеческого воздействия на гидросферу 17 42.Охранные мероприятия 43.Атмосфера как природный ресурс 44.Последствия человеческого воздействия 45.Охранные мероприятия 46.Растительный и животный мир – исчерпаемые возобновимые ресурсы  47.Последствия человеческого воздействия 48.Охранные мероприятия 49.Энергетические ресурсы и природопользование 50.Экологическая экспертиза  51.Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды 52.Экологические мониторинг, его виды 53.Экологическое право, закон об охране окружающей среды 54.Система стандартов и нормативов 55.Ответственность за экологические правонарушения, виды ответственности 56.Экономный механизм охраны окружающей среды 57.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, его формы 8. ПОНЯТИЙНО­ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КУРСА (ГЛОССАРИЙ) Адаптация ­ период эволюционного приспособления к условиям среды. Биогенное вещество ­ вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами   на   протяжении   геологической   истории   (каменный   уголь,   нефть, известняки, битумы и др.). Биологическое   загрязнение  ­   случайное   или   связанное   с  деятельностью человека   проникновение   в   эксплуатируемые   экосистемы   и   технологические устройства чуждых им растений, животных и микроорганизмов. Биокосное вещество  ­ вещество, создаваемое одновременно в процессах жизнедеятельности живых организмов и в процессах неорганической природы (почвы, природные воды, илы). Биосфера — это все пространство (оболочка Земли), где существует или когда­либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности. Биоценоз  ­ комплекс взаимосвязанных живых организмов разных видов, обитающих в конкретной местности. Биотоп ­ факторы среды обитания. Вид ­ естественная биологическая единица, всех членов которой связывает воедино участие в общем генофонде. Недопотребление ­ забор воды из водоемов и водотоков. 18 Водоотведение  ­ технологический процесс, обеспечивающий прием сточ­ ных вод с последующей подачей их на очистные сооружения канализации. ВСВ   (временно­согласованный   выброс)  ­   утвержденный   поэтапно   сни­ жаемый норматив мощности выброса вредного вещества из действующего ис­ точника загрязнения, устанавливаемый на уровне выбросов предприятий с наи­ лучшей технологией производства или на уровне предприятий, аналогичньк по мощности и технологическим процессам. ВСС   (временно­согласованный   сброс)  ­   утвержденный   поэтапно   сни­ жаемый   норматив   мощности   сброса   вредного   вещества   из   действующего   ис­ точника загрязнения, устанавливаемый на уровне сбросов предприятий с наи­ лучшей технологией производства или на уровне предприятий, аналогичных по мощности и технологическим процессам. Гомеостаз ­ способность сохранять состояния устойчивого равновесия. Государственный   и   общественный   экологический   контроль   ­  процессы сбора   и   преобразования   информации   о   состоянии,   естественных   и   антропо­ генных изменениях окружающей среды, а также принятия решения. Живое вещество ­ совокупность всех живых организмов на планете. Загрязнение   природной   среды  ­   привнесение   в   окружающую   среду   или возникновение в ней новых, обычно не характерных физико­химических и био­ логических веществ, агентов, оказывающих вредные воздействия на природные экосистемы и человека. Инвентаризация   выбросов  ­   систематизация   сведений   о   наличии   и   рас­ пределении источников на территории предприятия, количестве и составе вы­ бросов. Кадастры природных ресурсов ­ это своды экономических, экологических, организационных   и   технических   показателей,   характеризующих   количество   и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Качество воды ­ это характеристика состава и свойств воды, определяю­ щая пригодность ее для конкретных видов водопользования. Консументы  ­ организмы, потребляющие готовое органическое вещество, но не доводящие его до разложения до простых минеральных составляющих. Косное вещество (твердое, жидкое, газообразное) ­ вещество неорганиче­ ского происхождения. Отходы   производства   и   потребления  ­   некондиционные   остатки   сырья, материалов,  полуфабрикатов,  образовавшиеся   в  процессе   производства   и  по­ требления товарной продукции, или товарная продукция, полностью или час­ тично утратившая свои потребительские свойства в процессе использования или хранения,   или   нецелевые   продукты   производства,   образовавшиеся   попутно   с товарной ­ продукцией, которые при наличии определенных социально­эколого­ экономических условий могут быть использованы в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов. 19 ПДВ (предельно­допустимый выброс)  ­ это максимально возможная для данного источника за единицу времени масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. ПДК   (предельно­допустимая   концентрация)   ­  это   такая   концентрация вещества, при воздействии которой на организм человека и окружающую среду периодически   или   в   течение   всей   жизни,   прямо   или   опосредствованно   через экологические системы или через возможный экономический ущерб, не возни­ кает   ни   прямого,  ни   косвенного   вредного   воздействия,   обнаруживаемого   со­ временными методами исследования сразу или в отдаленные сроки жизни на­ стоящего и последующих поколений. ПДС (предельно­допустимый сброс)  ­ это количество вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в единицу времени, которое допустимо к отве­ дению в данном пункте водного объекта с целью обеспечения норм качества воды (ПДК) в контрольном пункте (створе). Популяция  ­   совокупность   особей   одного   вида,   длительно   занимающая определенное пространство, воспроизводящая себя в течение большого числа поколений и способная к саморегулированию. Природно­ресурсное право  ­ система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей, прав и законных интересов различных прпродопользователей. Природоохранное   право  ­   система   юридических   норм,   регулирующих общественные   отношения   по   сохранению,   воспроизводству   и   изучению   окру­ жающей природной среды. Продуценты  ­ организмы, создающие органическое вещество из простых неорганических веществ с использованием энергии света или энергии химиче­ ских связей. Редуценты  ­ организмы, разрушающие сложные соединения мертвой ор­ ганики,   поглощающие   некоторые   продукты   разложения   и   высвобождающие неорганические питательные вещества. Санитарно­гигиеническое нормирование ­  деятельность по установлению предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде. СЗЗ   (санитарно­защитной   зоны   предприятия)   ­  благоустроенная   или озелененная территория, отделяющая площадку предприятия, являющегося ис­ точником загрязнения атмосферы, шумовых, радиационных и прочих воздейст­ вий, от жилой и общественной застройки. Среда обитания  ­ это природные тела и явления, с которыми организмы находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Стабильность   экосистем  ­   это   способность   экосистем   сохранять   свою структуру и функциональные свойства при воздействии внешних факторов. Сточные воды — это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека, 20 Устойчивость   экосистем  ­   способность   экосистемы   возвращаться   в   ис­ ходное (или близкое к нему) состояние после воздействия факторов, выводящих её из равновесия. Физическое   загрязнение  ­   это   изменение   температурно­энергетических, волновых и радиационных параметров внешней среды. Химическое загрязнение  ­ увеличение количества химических компонен­ тов определенной среды, а также проникновение в нее химических веществ, не свойственных ей или в концентрациях превышающих норм}'7. Экологическая экспертиза  ­ осуществление оценки проектной и других видов документации, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Экология ­ наука о закономерностях формирования, развития и устойчи­ вого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотно­ шениях с условиями среды. Экологический   фактор  ­   любой   элемент   или   условие   среды,   воздейст­ вующее   на   состояние,   развитие,   возможности   выживания   организмов,   реаги­ рующих на изменения приспособительными реакциями (адаптациями). Экологический оптимум  ­ точка, соответствующая наилучшим показате­ лям жизнедеятельности организма. Экономический   механизм   природопользования   ­  комплекс   взаимосвя­ занных   экономических   мер,   направленных   на   обеспечение   рационального   ре­ сурсосберегающего природопользования. Экосистема  ­ это любая система, состоящая из совокупности живых ор­ ганизмов и среды их обитания, объединенных в единое функциональное целое. 9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 21 9.1 Основная литература: 1.   Клочкова   Е.А.     Экологические   основы   природопользования:   учебник   для техникумов и колледжей ж.­д. транспорта. М.: Маршрут,  2005 г. – 224 с. 9.2 Дополнительная литература: 2.     Трушина   Т.П.    Экологические   основы   природопользования.  –   Изд.  6­е  – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414 с. 3.   Зубрев   Н.И.   Охрана   окружающей   среды   и   экологическая   безопасность   на железнодорожном транспорте / Под ред. Н.И. Зубрева, Н.А. Шарповой. – М.: УМК МПС России, 1999. – 592 с. 4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.  № 7­ФЗ 5. Земельный кодекс от 25.10.2001 г. № 136­ФЗ. 6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. № 22­ФЗ. 7. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. № 167­ФЗ. 9.3 Средства обучения 1. Учебно­наглядные пособия – плакаты, схемы, графики, таблицы, альбомы. 2. Вербальные средства обучения – дидактические материалы. 3. Аудиовизуальные средства обучения: ­ презентация на тему «Классификация природных ресурсов» ­ презентация на тему «Водные ресурсы» ­ презентация на тему «Энергетические ресурсы» ­ презентация на тему «История  экологии» ­ презентация на тему «Классификация отходов» 10. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Компьютерные лекции 2. Тесты  3. Плакаты, таблицы, согласно учебным темам дисциплины. 22 11. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный  университет путей сообщения» ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА  – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Уральский государственный  университет путей сообщения» в г. Перми ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ на 20  ___ 20   ____ учебный год По   дисциплине   «Экологические   основы   природопользования»   на   44   учебных   часов   для специальности 220204 «Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта)». Основание:______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ В рабочую программу вносятся следующие изменения:  ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Дополнения и изменения внесены на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин, протокол №____ от _________________ 20  __г. Автор рабочей программы           ________________     /Е.А. Сазонова/ Декан факультета    СПО             ________________     /Е.Ю. Агафонова/ 23 24

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018