Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена, и разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика» для специальностей социально – экономического профиля среднего профессионального образования.
Экономика.doc
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Осинниковский горнотехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР
________ ____________________
подпись расшифровка подписи
«_____» ________ __________
число месяц год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЭКОНОМИКА
Уровень образования: среднее общее образование
Срок обучения: 1 год
Специальность
38.02.01 Экономика и бухгалтерский чет (по отраслям)
Форма обучения: очная Осинники
2016
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного
стандарта среднего общего образования по экономике (профильный уровень) и на основе
примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (протокол 24/1 от 27 мая 2008).
Программу разработал:
преподаватель высшей квалификационной категории Облеухова Татьяна Александровна,
Подпись___________ Дата «___»_______20_г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии
естественнонаучных дисциплин
"__"__________ 20_ г., протокол № __.
Председатель ЦМК ____________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20_ / 20__ учебный год.
протокол № _ заседания ЦМК от "__"________20__ г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение _).
Председатель ЦМК ____________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20_ / 20__ учебный год.
протокол № _ заседания ЦМК от "__"________20__г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение __)
Председатель ЦМК ___________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20_ / 20__ учебный год.
протокол № _ заседания ЦМК от "__"________20__ г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение __).
Председатель ЦМК____________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20_ / 20__ учебный год.
протокол № _ заседания МО от "__"________20__ г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. приложение _).
Председатель ЦМК ___________
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………….......................6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………….........................................7
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ………………………………….………...13
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ………………..…………14
СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ....................................................................................15
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения в
учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную
программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных
специалистов среднего звена, и разработана на основе примерной программы учебной
дисциплины «Экономика» для специальностей социально – экономического профиля
среднего профессионального образования, рекомендованной экспертным советом по
профессиональному образованию, протокол 24/1 от 27.03.2008, одобренной научно –
методическим советом центра начального, среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования ФГУ «ФИРО», протокол от «10» апреля 2008 года.
Экономика как учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл и является
профильной для указанной специальности.
Рабочая программа предназначена для обучения экономики на базе основного общего
образования.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике
России;
развитие экономического мышления, потребности в получении экономических
знаний;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
формирование
готовности использовать приобретенные знания о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной
трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего
образования.
В соответствии с рабочим учебным планом экономика изучается на первом курсе.
Общий объем обязательной аудиторной учебной нагрузки составляет 100 часов.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового
уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание,
необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у
обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по дисциплине «Экономика», реализуемой при подготовке студентов
специальностям социальноэкономического профиля, профильной составляющей являются
разделы: «Введение в экономику», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
В программе теоретические сведения дополняются практическими работами.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов,
выделяемое на изучение дисциплины «Экономика» при овладении студентами
специальностями социальноэкономического профиля.
4 Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая:
решение ситуационных задач, подготовку к деловым играм и участие в них, подготовку
рефератов и докладов, исследовательскую учебную работу, чтение дополнительной
литературы, поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой
дисциплины, работу со справочниками и словарями, подготовку к проектам, составление
кроссвордов и др.
Контроль качества освоения дисциплины «Экономика» проводится в процессе
текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на
дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное
тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по
дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА
Специальность:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский чет (по отраслям)
Шифр
раздела
темы
Наименование разделов и тем
Количество часов
Макси
мальная
нагрузка
Аудиторные
занятия
Всего
в т.ч.
СРС
практиче
ские
Раздел 1
1.1
Введение в экономику
Понятие экономики
Раздел 2 Микроэкономика
2.1
Ограниченность ресурсов и ее влияние на
экономические механизмы человечества.
Основные проблемы экономики.
Закономерности формирования спроса и
предложения.
Издержки производства и прибыль.
Формирование рыночных цен.
Собственность и формы организации
бизнеса.
Конкуренция и монополия.
Рынок труда.
Формирование доходов граждан и
проблемы социальной поддержки.
Раздел 3 Макроэкономика
3.1
3.2
3.3
3.4
Структура экономики страны.
Деньги.
Банковская система.
Инфляция и ее влияние на экономику
страны.
Безработица и методы ее сокращения.
Роль государства в экономике.
Проблемы государственных финансов и
налогов.
Международная торговля и валютный
рынок.
Экономический рост и экономические
кризисы.
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
Итого
10
10
58
6
6
12
8
2
6
4
8
6
82
14
8
10
6
4
8
13
15
4
4
4
36
2
2
10
6
2
4
2
6
2
60
10
6
8
6
4
4
8
10
4
16
6
4
2
4
34
6
4
4
4
2
2
4
6
2
6
6
22
4
4
2
2
2
2
2
4
22
4
2
2
4
5
5
150
100
50
50
6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА
Раздел 1. Введение в экономику.
Тема 1.1. Понятие экономики.
Содержание дисциплины, её задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой
рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях
многообразия и равноправия различных форм собственности. Микроэкономика,
макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика. Исторические этапы развития
экономической науки.
Самостоятельная работа
Подготовка творческих работ об истории развития экономики.
Темы: «Меркантилизм», «Классическая школа физиократов», «Рыночная школа
классиков», «Марксистская экономическая теория», «Экономикс», «Неоклассическое и
кейнсианское направления».
Раздел 2. Микроэкономика.
Тема 2.1 Ограниченность ресурсов и ее влияние на экономические механизмы
человечества.
Свободные и экономические блага общества. Экономические потребности общества.
Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон
возрастания потребностей
Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Границы
производственных возможностей.
Самостоятельная работа
Подготовка эссе. Темы: «Что такое общественные блага», «Экономика как искусство
удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Тема 2.2. Основные проблемы экономики.
Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики.
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного
образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при
рыночной экономике. Административнокомандная экономика. Условия
функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной
экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.
Самостоятельная работа
7 Подготовить сочинение на тему «Сравнительная характеристика централизованной и
рыночной экономик».
Подготовить эссе на тему «Россия эпохи Петра 1: традиционная или командная
экономика?».
Тема 2.3. Закономерности формирования спроса и предложения.
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон
предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная
эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры
Практическая работа 1. Построение кривой спроса и предложения.
Практическая работа 2. Расчет эластичности спроса и предложения.
Практическая работа 3. Расчет индекса ХенфиндаляХиршмана.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения на тему «Ценовая эластичность спроса и общая выручка».
Решение ситуационных задач.
Тема 2.4. Издержки производства и прибыль.
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек
предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.
Предельные издержки производства.
Ценообразование. Доход предприятия.
Практическая работа 4. Расчет издержек производства.
Практическая работа 5. Расчет выручки производства.
Самостоятельная работа
Решение ситуационных задач.
Тема 2.5. Формирование рыночных цен.
Формирование рыночной цены. Государственное регулирование цен.
Тема 2.6. Собственность и формы организации бизнеса.
Понятие собственности. Собственность как основа социальноэкономических
отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.
Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Основные организационные формы бизнеса в России.
Практическая работа 6. Коммерческий расчет.
Самостоятельная работа
Исследовательская учебная работа на тему «Национализация и приватизация в
России».
Составление кроссвордов.
8 Тема 2.7. Конкуренция и монополия.
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика
государства.
Самостоятельная работа
Поиск в Интернете и оформление информации на тему «Естественные и
искусственные монополии в РФ».
Составление кроссвордов.
Тема 2.8. Рынок труда.
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и
его субъекты. Цена труда.
Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация
оплаты труда.
Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
Практическая работа 7. Расчет заработной платы.
Практическая работа 8. Расчет повременнопремиальной оплаты труда.
Самостоятельная работа
Решение ситуационных задач.
Тема 2.9. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный
располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата. Реальные и номинальные
доходы.
Самостоятельная работа
Подготовка эссе на тему «Проблемы семьи в условиях рынка».
Раздел 3. Макроэкономика.
Тема 3.1. Структура экономики страны.
Возникновение экономики как основы современного общества. Отраслевая структура
российской экономики. Основные макроэкономические показатели.
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав
ВВП. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП.
Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. Методы расчета ВВП.
Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости.
Практическая работа 9. Расчет макроэкономических показателей.
Практическая работа 10. Расчет земельной ренты.
Практическая работа 11. Неравенство доходов и его измерение.
Самостоятельная работа
Подготовка доклада на тему: Экономические кризисы в истории России.
9 Тема 3.2. Деньги.
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера
стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема
ликвидности.
Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в
экономике.
Практическая работа 12. Определение сущности и функции денег.
Практическая работа 13. Определение инструментов денежнокредитной
политики.
Самостоятельная работа
Работа со справочниками и словарями.
Тема 3.3. Банковская система.
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое
положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и
методы проведения кредитноденежной политики.
Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Вид
банковских операций. Специализированные кредитнофинансовые учреждения.
Практическая работа 14. Расчет процентной ставки.
Практическая работа 15. Определение функции банков.
Самостоятельная работа
Поиск дополнительного материала и чтение дополнительной литературы по теме
«Банковская система РФ».
Тема 3.4. Инфляция и ее влияние на экономику.
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения
инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения.
Социальноэкономические последствия инфляции.
антиинфляционных мер.
Государственная система
Практическая работа 16. Расчет темпов роста инфляции.
Практическая работа 17. Определение и анализ уровня жизни.
Тема 3.5. Безработица и методы ее сокращения.
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая
безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости
населения.
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии
прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели
функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
Практическая работа 18. Определение уровня безработицы.
10 Тема 3.6. Роль государства в экономике.
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы
и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое
регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
Практическая работа 19. Определение экономических функций государства.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов и рефератов на тему «Внешние эффекты в экономике».
Тема 3.7. Проблема государственных финансов и налогов.
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного
бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и
его структура.
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и
функции налоговых органов.
Практическая работа 20. Определение основных видов налогов.
Практическая работа 21. Определение структуры расходов бюджета.
Самостоятельная работа
Подготовка эссе на тему «Выработка бюджета есть искусство равномерного
распределения разочарований».
Тема 3.8. Международная торговля и валютный рынок.
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.
Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика.
Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в
международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная
политика в области международной торговли.
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Споткурс. Форвардный курс.
Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные
курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет
покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных
ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
Практическая работа 22. Примеры международного разделения труда.
Практическая работа 23,24 Определение актуальных проблем мировой
экономики.
Самостоятельная работа
Поиск в Интернете и оформление материала по темам: «Свободные экономические
зоны», «Оффшорные зоны».
Подготовка докладов и рефератов на тему «Плюсы и минусы протекционизма».
Тема 3.9. Экономический рост и экономические кризисы.
11 Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в
современной России. Россия и мировая экономика.
Глобальные экономические проблемы.
Практическая работа 25. Определение типологии экономического роста.
12 №
п/п
1
Тема
2.3
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23,24
25
2.3
2.3
2.4
2.4
2.6
2.8
2.8
3.1
3.1
3.1
3.2
3.2
3.3
3.3
3.4
3.4
3.5
3.6
3.7
3.7
3.8
3.8
3.9
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Наименование работ
Построение кривой спроса и предложения
Расчет эластичности спроса и предложения
Расчет индекса ХенфиндаляХиршмана
Расчет издержек производства
Расчет выручки производства
Коммерческий расчет
Расчет заработной платы
Расчет повременнопремиальной оплаты труда
Расчет макроэкономических показателей
Расчет земельной ренты
Неравенство доходов и его измерение
Определение сущности и функции денег
Определение инструментов денежнокредитной политики
Расчет процентной ставки
Определение функции банков
Расчет темпов роста инфляции
Определение и анализ уровня жизни
Определение уровня безработицы
Определение экономических функций государства
Определение основных видов налогов
Определение структуры расходов бюджета
Примеры международного разделения труда
Определение актуальных проблем мировой экономики
Колво
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
Определение типологии экономического роста
Итого:
2
50
13 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен
знать/понимать:
функции денег;
банковскую систему;
причины различий в уровне оплаты труда;
основные виды налогов;
организационноправовые формы предпринимательства;
виды ценных бумаг;
факторы экономического роста.
уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов,
общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных
организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать:
действие рынка, основные формы заработной платы и
стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России,
экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства
доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
14 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика»,
библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебнопланирующая документация;
рекомендуемые учебники;
дидактический материал.
№ п/п
1
Наименование объектов и средств
материальнотехнического обеспечения
Учебная литература:
2
1. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник.
Изд. 2е, исправленное. М.: ФОРУМ: ИНФРА
М, 2012
2. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум.
Задачи, тесты, ситуации: Учебное пособтие/
Е.Ф.Борисов.М.: Высш. шк., 2012. – 368 с.
Специализированная мебель
Стол письменный для преподавателя
Стул для преподавателя
Столы письменные ученические двухместные
Стулья ученические
Доска аудиторская с магнитной
поверхностью и с приспособлениями для
крепления таблиц
Количество
Примечания
1
13
1
1
15
30
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Липсиц И. В. Экономика: учебник для 1011 классов общеобразовательных
учреждений. В 2 книгах. – М.: ВитаПресс, 2012.
15 2. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие. – М.: Финансы и
3. Соколинский В. М. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2013.
4. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник. Изд. 2е, исправленное. М.: ФОРУМ:
статистика, 2012.
ИНФРАМ, 2012.
5. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации: Учебное
пособтие/ Е.Ф.Борисов.М.: Высш. шк., 2012. – 368 с.
Дополнительная литература.
1. Ю.Ф. Елизаров Экономика организации. Учебник. Изд. Экзамен, М. 2012 г.
2. В.Г.Слагода Экономическая теория. Учебник. Изд. Форум – Инфра – М., М., 2012 г.;
16
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Рабочая программа "Экономика" для 38.02.01
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.