Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)
Оценка 5

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
биология
9 кл
04.03.2018
Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Будь творцом своего здоровья» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 18 часов в год. Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» составлена на основе одноимённой авторской программы Г.Н. Потасова, Я.С. Скорова. (Российская академия образования. Библиотека элективных курсов «Будь творцом своего здоровья». 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008.) Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся навыков к здорового образа жизни и правильного отношения своему здоровью. Содержание программы курса «Будь творцом своего здоровья» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его. Программа курса способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о здоровье человека, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, что способствует расширению и углублению базового компонента биологического образования. Изучение курса тесно связано с такими учебными дисциплинами, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» составлена на основе одноимённой авторской программы Г.Н. Потасова, Я.С. Скорова. (Российская академия образования. Библиотека элективных курсов «Будь творцом своего здоровья». 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008.) Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся навыков к здорового образа жизни и правильного отношения своему здоровью.Содержание программы курса «Будь творцом своего здоровья» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.
Рабочая программа элективного курса Будь творцом своего здоровья (9 класс).doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17  с углубленным изучением отдельных предметов                                                                                                                                                                                                                                                                                       .                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «БУДЬ ТВОРЦОМ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ» основное общее образование Исполнитель: Пяткова С. В., учитель биологии и химии Екатеринбург 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» определяет основы   организации   и   порядок   обучения   учащихся   9   классов   с   целью   расширения   и углубления знаний в области биологии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.  Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» составлена на основе   одноимённой   авторской   программы     Г.Н.   Потасова,   Я.С.   Скорова.   (Российская академия образования. Библиотека элективных курсов «Будь творцом своего здоровья». 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008.) Цель   программы  ­   развитие   интеллектуального   и   творческого   потенциала обучающихся,   расширение   кругозора   учащихся,   повышение   их   интереса   к   биологии, экологии  и химии, формирование у обучающихся навыков к здорового образа жизни и правильного отношения своему здоровью.       Задачи программы: образовательные: 1. Углубление знаний учащихся о здоровье человека и о причинах его нарушения.  2. Ознакомление  учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, раскрытие  взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.  3. Дать   учащимся   знания,   позволяющие   защитить   здоровье   от   воздействия неблагоприятных факторов, в том числе антропогенного происхождения (алкоголь, никотин, наркотики, радиационное и химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания; повышенный уровень шума в местах проживания). воспитательные: 1. Формирование   навыков   здорового   образа   жизни   и   ответственного   отношения   к собственному здоровью. 2. Создание   педагогических   ситуаций   успешности   для   повышения   собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов.  Содействие в профориентации школьников. 3. развивающие:  1. Формирование научного мировоззрения. 2. Развитие   у   обучающихся   умений   выделять   главное,   существенное   в   изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли. 3. Формирование умений проводить   наблюдения, давать объяснения наблюдаемым 4. явлениям.    Развитие   творческих   способностей   и   умений   учащихся   самостоятельно приобретать и применять знания о здоровом образе жизни на практике. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Содержание программы  курса «Будь творцом своего здоровья» позволяет углубить и расширить   знания   учащихся   о   здоровье   человека   как   важнейшей   жизненной   ценности, привить   интерес   и   желание   больше   узнать   самого   себя   и   живую   природу,   глубже познакомиться   с   причинами,   нарушающими   здоровье   и   факторами   сохраняющими   его. Программа курса способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения физического   и   нравственного   здоровья   человека, психического,   способствует профессиональной   ориентации   школьников,   осуществляет   тесную   связь   теории   с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Курс направлен на удовлетворение   познавательных   интересов   о  здоровье   человека,     позволяет   учащимся заниматься   самостоятельной   познавательной   и   практической   деятельностью,   что способствует расширению и углублению базового компонента биологического образования. Межпредметные связи Изучение курса тесно связано с такими учебными дисциплинами, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного. Методы, формы и технологии организации учебного процесса Основные методы, используемые в различных сочетаниях:    объяснительно   –   иллюстративный,   сочетающий   словесные   методы   (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию   источников   (справочники,   схемы,   диаграммы,   натуральные   объекты, др.). частично   –   поисковый,   основанный   на   использовании   химических   знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода   является   беседа,   которая   в   зависимости   от   дидактических   целей   урока может быть проверочной, повторительно – обобщающей. исследовательский метод, как один из ведущих способов организации поисковой деятельности   обучающихся   в   учебной   работе,   привития   им   умений   и   навыков самостоятельной   работы.   Исследовательский   метод   используется   в   описании явлений;   при   выполнении   практических   работ;   при   работе   с   различными источниками информации. Формы организации образовательного процесса:  лекция, практическая работа, парные и групповые формы работы, творческие отчеты, уроки общения, проектные работы, диалоги и беседы. Технологии, используемые в образовательном процессе:      традиционного   обучения   для   освоения   минимума   содержания   образования   в соответствии   с   требованиями   стандартов;   технологии,   построенные   на   основе объяснительно­иллюстративного   способа   обучения.   В   основе   ­   информирование, просвещение   обучающихся   и   организация   их   репродуктивных   действий   с   целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков; дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися   по   уровню   обучаемости,   повышения   познавательного   интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном; развития   критического   мышления   с   целью   развития   творческих   способностей обучающихся,   их   интеллектуального   потенциала,   познавательных   возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный  поиск результата, самостоятельное добывание   знаний,   интеллектуально­познавательное   усвоение учениками заданного предметного материала; личностно­ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный  учет возможностей и способностей обучаемых   и   создаются   необходимые   условия   для   развития   их   индивидуальных способностей; технология индивидуализации обучения;   творческое,  информационно­коммуникационные технологии. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В   учебном   плане   МАОУ   СОШ№  17   с   углубленным   изучением   отдельных предметов курс «Будь творцом своего здоровья» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 18 часов в год, 1 час в неделю в течение 2­ого полугодия. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)   После   изучения   элективного   курса   «Будь   творцом   своего   здоровья»     учащиеся должны знать:  1. Основные составляющие ЗОЖ. 2. Причины нарушения здоровья.  3. Способы сохранения здоровья.  После изучения элективного курса «Будь творцом своего здоровья»   учащиеся  должны уметь:  1. Отказываться от вредных привычек. 2. Составлять меню с использованием знаний о правильном питании. 3. Составлять режим дня, применять знания о биологических ритмах на практике.  Данный курс является безотметочным. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Тема 1. Введение. Понятие здоровья и здорового образа жизни (1 час) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые   обеспечивают   определённый   уровень   здоровья.   Основные   составляющие   ЗОЖ. Право человека на здоровье. Тема 2. Причины нарушения здоровья (8 часов) Окружающая среда и здоровье человека.  Причины, нарушающие здоровье.  Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм.  Наркотики, их классификация и влияние на организм человека.  Вирусы – внутриклеточные паразиты. Пути их проникновения в организм.  Вирусные заболевания (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес) и их профилактика.  Неправильное питание и заболевания, являющиеся его следствием.  Компьютер и его влияние на здоровье человека. Тема 3. Сохранение здоровья (8 часов) Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма. Гигиена.  Закаливание организма. Двигательная активность. Режим дня ­ залог здоровья.  Культура питания.  Витамины, их многообразие и значение.  Биологические ритмы и их влияние на здоровье. Практические работы: Практическая работа «Составление меню с учётом правил здорового питания».  Практическая работа «Определение витамина С в продуктах питания» Практическая работа «Составление режима дня».  Тема 4. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Будь творцом своего  здоровья» (1 час). 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема  (кол­во часов) Содержание и виды деятельности обучающихся Требования  к знаниям и умениям  Тема 1. Введение. Понятие здоровья. Здоровый образ жизни, его составляющие (1 час) 1. Введение. Понятие здоровья.  Здоровый образ жизни, его  составляющие. Цель: Раскрыть понятие ЗОЖ и его основные составляющие.  1. Изучение нового материала.  Пропаганда здорового образа жизни. 1) Понятие ЗОЖ.  2) Основные составляющие ЗОЖ.  3) Человек и его право на здоровье.  4) Значение здорового образа жизни.  2. Закрепление.  1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.  2) Просмотр   видеофрагмента   о   здоровом   образе   жизни   с последующим анализом.  Д/З:  Найти высказывания учёных о здоровье.  умеренное   и Учащиеся должны знать:  ­ понятие здоровье, ЗОЖ. ЗОЖ   –   образ   жизни человека,   его   поведения,   мышления, привычек, обеспечивают которые определенный уровень здоровья. ­   основные   составляющие ЗОЖ:  1.   сбалансированное питание.  2. режим дня.  3. двигательная активность.  4. закаливание.  5. личная гигиена.  6.   грамотное  экологическое поведение.  7. управлять эмоциями.  8. сексуальное воспитание.  9. привычек.  ­   индивидуальное   здоровье   отказ   от   вредных   умение своими   психогигиена, на   50   %   зависит   от   образа жизни. Учащиеся должны уметь:   составить   схему   с ­ анализом основных составляющих ЗОЖ.    Тема 2. Причины нарушения здоровья (8 часов) Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека Влияние на организм загрязнения гидросферы.  Радиация и здоровье – реферат учащихся.  Изучение нового материала.  Окружающая среда: природная, антропогенная, Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии  загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Ход занятия. 1. 1) социальная, производственная.  2) – реферат учащихся.  3) 4) ­ степень   радиационной   опасности   (экспозиционная   доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)  ­ патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).  2. Закрепление.  1) Просмотр   видеофрагментов   о   влиянии   загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.  2) Сформулировать правила охраны окружающей среды.  3. Д/З  Приготовить сообщения на темы: «История курения табака», «Действие  табачного дыма на организм человека». 3.  Курение,   его   влияние   на   организм Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению. Учащиеся должны знать: 2. Окружающая среда и здоровье  человека.     о   охраны правила Учащиеся должны знать: ­ виды окружающей среды: природная,  антропогенная,  социальная,  производственная. ­   окружающей среды. Учащиеся должны   иметь представление: ­ атмосферных загрязнений на здоровье человека;   ­   о   влиянии   на организм   загрязнения гидросферы.  о   влиянии   организм человека;   радиации   на воздействии человека. 4. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм.  Изучение нового материала  История курения табака (сообщение учащихся).  Курение   и   здоровье.   Действие   табачного   дыма   на Ход занятия. 1. 1) 2) организм человека – сообщение учащихся.  3) Почему подросток начинает курить? (любопытство, пример друзей и  взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию,  чтобы успокоится, влияние телевидения). Какие проблемы возникают у подростков, которые курят? (проблемы с  родителями, где взять деньги на сигареты, говорить неправду). Дискуссия по вопросам:  2. Закрепление Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1)  Составить таблицу «Влияние курения на организм человека».  1) 2) 1   столбец:   органы­мишени   (лёгкие,   кровеносные   сосуды,   желудок, печень, почки).  2 столбец: проявление нарушений в работе органов. Цель: Ознакомить учащихся с понятием алкоголь и его влиянием на  организм человека. Оборудование: презентация «Влияние алкоголя на органы  человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь». Ход занятия 1. 1) 2) 3) Мифы об алкоголе  (работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе  алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов) (см.  приложение №3) Изучение нового материала  Понятие «алкоголь» Влияние алкоголя на организм человека (см. приложение 2)  ­ история курения табака; ­   действие   табачного   дыма на организм человека. Учащиеся должны   иметь представление: Почему подросток начинает курить? Какие   проблемы   возникают у   подростков,   которые курят? Учащиеся должны уметь:   сказать   «нет»   на предложение   попробовать покурить. Учащиеся   должны   уметь: составить таблицу «Влияние курения   на   организм человека».     Учащиеся должны знать: ­понятие «алкоголь»; ­ мифы об алкоголе;  ­   действие   алкоголя   на организм человека Алкоголизм ведет к  деградации личности,  слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах  для слабоумных детей Тест «Твоё здоровье и алкоголь» (см. приложение №4)  4) Алкоголизм общественное зло. Закрепление  1) 2) Заполнить таблицу «Влияние алкоголя на организм человека»  Органы­мишени (лёгкие, кровеносные сосуды, желудок, печень, почки) ­ Нарушение работы органов 3. 1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».  2) Приготовить антирекламу наркомании. Д/З 5.  Наркотики,   их   классификация   и влияние на организм человека.  Историческая справка о наркотиках.  Статистические данные.  Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе,  разрушающем здоровье. Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат,  презентация,  антиреклама. Ход занятия 1. Изучение нового материала 1) 2) ( ­ средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 лет – у девочек;  ­ 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет;  за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза; 65 % – передозировка; ­ к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” –  9% мальчиков, 5 % – девочек;  обучается около 300 тысяч  школьников. Мировая  статистика утверждает, что 50% слабоумных детей  рождаются от пьющих  родителей. Смертность  среди пьющих в два раза  выше, чем среди непьющих. Учащиеся должны   иметь представление: Почему подросток начинает употреблять алкоголь? Учащиеся должны уметь:  сказать «нет» на  предложение попробовать  алкоголь. Учащиеся должны знать: ­понятие «наркотики»; ­ мифы о наркотиках;  ­   действие   наркотиков   на организм человека. ­ свойства наркомании: 1.непреодолимое желание или потребность продолжать принимать   наркотики   и доставать   их   любыми способами.  2.стремление   увеличивать дозы.  3.зависимость психического, а иногда и физического Влияние наркотиков на организм человека (реферат) Свойства наркомании: ­ 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы; ­ 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек). 3) 4) ­ непреодолимое   желание   или   потребность   продолжать   принимать наркотики и доставать их любыми способами.  ­ стремление увеличивать дозы.  ­ зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.  5) Классификация наркотиков (см. приложение № 5)  ­ седативные яды  ­ галлюциногенные средства  ­ вещества, легко получаемые путем химического синтеза  ­ яды сна  6) Уголовная ответственность за распространение наркотиков (см.  приложение № 6) 2.  Закрепление 1) Антиреклама  наркомании (творческое задание). 2) Тест «Твоё здоровье и наркотики»  3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе  наркотики. 3. Д/З Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД) Цель: Формирование у учащихся знаний о вирусах, как источнике инфекционных заболеваний. Оборудование: таблица «Вирусы», презентация о вирусных  заболеваниях. Ход занятия 1.Изучение нового материала 1) 2) вирусных инфекций: ­ воздушно – капельный путь  История открытия вирусов (см. приложение №7)  Способы распространения и передача  6.Вирусы – внутриклеточные паразиты. 7.Вирусные заболевания и их  профилактика.   от характера воздействия наркотиков.  Учащиеся должны   иметь представление:  ­ о классификации  наркотиков; ­ об уголовной  ответственности по ст.228  УК РФ. Учащиеся должны уметь:  сказать «нет» на  предложение попробовать  наркотики. Учащиеся должны знать: ­понятие «вирусы»; ­ история открытия вирусов; ­ вирусные заболевания: ­ СПИД  ­ грипп  ­ оспа  ­ герпес  ­ корь 8.  Неправильное питание и заболевания, являющиеся его следствием.  ­ пищеварительный тракт, кишечник ­ половой  контакт ­ через кровь  3) Вирусные заболевания (сообщения учащихся) 4) Профилактика заражения вирусными заболеваниями.  2. Закрепление 1) Заполнить таблицу «Вирусные заболевания» (см. приложение № 8) ­название заболевания ­ возбудитель ­ поражаемые области тела ­способы распространения 3.Д/З Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием:  сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая  болезнь, инфаркт. 1) Цель: Показать учащимся последствия неправильного  питания, познакомить с информацией о заболеваниях, вызванных  неправильным питанием.  Раскрыть важность правильного питания для  здоровья.  Оборудование: презентация, сообщения, плакаты,  таблицы. Ход занятия 1. 2) Главный источник болезней – неправильное питание.  3) Заболевания, вызванные неправильным питанием Сообщения учащихся на темы: Сахарный диабет. Аллергия. Инфаркт. Желчнокаменная Болезнь. Гипертоническая болезнь. Болезнь суставов.  Ишемическая болезнь сердца.  2. Закрепление 1) Проанализировать свой режим питания. Изучение нового материала        о Учащиеся должны   иметь представление: ­ способах распространения и передачи вирусных инфекций; Учащиеся должны уметь:  – применять меры  профилактики заражения  инфекционными  заболеваниями.   Учащиеся должны знать: ­ понятие «неправильное  питание»; ­ неправильное питание –  причина многих болезней. Учащиеся должны   иметь представление о заболеваниях,   вызванных неправильным питанием: Сахарный диабет.  Аллергия. Инфаркт.  Желчнокаменная Болезнь.  Гипертоническая  болезнь. Болезнь  суставов.  Ишемическая  болезнь сердца. 9. Компьютер и его влияние на здоровье  человека. 3. Д/З Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека». Изучение нового материала.  Компьютер «за» и «против» ­ дискуссия.  Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье  человека.  Оборудование: памятка по работе с компьютером. Ход занятия 1. 1) Работа в группах: 1 группа за положительные стороны компьютера,  2 группа – за отрицательные стороны компьютера. 2) компьютером: 3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.  4) Рекомендации   центра   электромагнитной   безопасности   (см. Основные вредные факторы, действующие на человека за  приложение № 9)  2. Закрепление Составьте рекомендации начинающим компьютерщикам. 3.Д/З  Подготовить   материал   к   созданию   презентаций   по   здоровому   образу жизни. Тема 3. Сохранение здоровья человека (8 часов) Учащиеся должны уметь: проанализировать свой  режим питания. Учащиеся должны знать: ­ влияние компьютера на  здоровье человека. Учащиеся должны   иметь представление  об основных вредных  факторах, действующих на человека за  компьютером: ­ сидячее положение в  течение длительного  времени ­ воздействие  электромагнитного  излучения монитора;  ­ утомление глаз,  нагрузка на зрение; ­ перегрузка суставов  кистей;  ­ информации.  Учащиеся должны уметь: применять на практике  рекомендации центра  электромагнитной  безопасности.   стресс   при   потере Гигиена.   10. Закаливание организма.  11.   Двигательная активность. 4) 2. Закрепление 1) Цель: Раскрыть влияние гигиены и  закаливания  организма на здоровье человека. Оборудование: видеофрагменты «Гигиена», «Закаливание»,  таблицы, плакаты по закаливанию организма. Ход занятия 1. 1) 2) 3) Изучение нового материала  Понятие гигиены.  История и принципы  гигиены. Закаливание   как   средство   повышения   защитных   свойств организма.  История и принципы  закаливания (см. приложение № 10)    о   закаливании   с Просмотр   видеофрагментов   о   гигиене,  последующим анализом.  Дискуссия о пользе и вреде гигиены и  закаливания.  2) Цель: Раскрыть влияние двигательной  активности на здоровье человека. Оборудование: видеофрагменты  о видах двигательной  активности, физкультуре и спорте. Ход занятия 1.Изучение нового материала  1)  Двигательная активность как средство повышения защитных свойств организма.  2)      Виды двигательной активности. 2. Закрепление  Дискуссия о пользе и вреде зарядки и занятий  спортом, о достижениях спортсменов. 12.Культура питания. Основные  принципы рационального питания. 13. Практическая работа №1  «Составление меню с учётом правил  Цель: Формирование у учащихся представление о правильном питании.  Формирование умений составления меню с учётом правил здорового  питания. Оборудование: Тест «Правильно ли ты питаешься?», таблица  Учащиеся должны знать: ­ понятие «гигиена»; ­ понятие «закаливание». Учащиеся должны   иметь представление о влиянии гигиены и   закаливания организма  на здоровье человека. Учащиеся должны уметь: ­приводить аргументы о  пользе или вреде гигиены и   закаливания   Учащиеся должны знать: ­ понятие «двигательная  активность»; Учащиеся должны   иметь представление  о   влиянии двигательной активности на повышение защитных организма.  Учащиеся должны уметь: ­приводить аргументы о  пользе зарядки и занятий  спортом. Учащиеся должны знать: ­ понятие «правильное  питание»;  «культура  питания»; свойств здорового питания».  Витамины,   их   многообразие   и 14. значение.  «Калорийность продуктов». Ход занятия 1. 1) 2) Изучение нового материала  Правильное питание – залог здоровья.  Культура питания – это не только отношение к пище, но и её состав.  Правила здорового питания (см. приложение №11)  Основные принципы рационального питания.  3) 4) 2.Закрепление Тест «Правильно ли ты питаешься» (см. приложение №12) 3.Д/З:  Сообщения о витаминах, презентации о витаминах. Изучение нового материала Цель: Раскрыть роль витаминов для здоровья  человека. Познакомить учащихся с содержанием  витамина С в некоторых продуктах, Оборудование: Таблица «Витамины», презентации,  сообщения. Ход занятия 1. 1) Многообразие и значение витаминов  (сообщение учащихся:  ­ Витамин А  ­ Витамин В  ­ Витамин С ­ Витамин Д  ­ Витамин Е и др.) 2)  Правила сохранения витаминов в продуктах. 2. Закрепление Тест на обеспеченность своего организма витамином С (см. приложение  Учащиеся должны  иметь  представление об основных принципах рационального  питания: ­ умеренность; ­  сбалансированность; ­ четырехразовый приём  пищи; ­ разнообразие; ­ биологическая  полноценность. Учащиеся должны уметь: составлять меню с учётом  правил здорового питания. Учащиеся должны знать: ­ понятие «витамины»,  «биологически­активные  вещества»; ­ правила сохранения  витаминов в продуктах. Учащиеся должны  иметь  представление о  многообразии и значении  витаминов для здоровья  человека. Учащиеся должны уметь: применять на практике  правила сохранения  витаминов в продуктах. № 13) 15. Практическая работа №2  «Определение витамина С в  продуктах питания» Цель: научить обнаруживать витамин С в продуктах питания. Оборудование:  спиртовка, пробирки, спиртовой раствор йода, крахмальный  клейстер, сок лимона, яблочный сок, капустный рассол. Ход занятия Выполнение практической работы   (приложение 14)    Задачи: 1. Выявить содержание витамина С в овощах и фруктах. 2.Доказать, что витамина С не содержится в продуктах, подверженных  термической обработке. 3. Сделать выводы. Выводы: 1) Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.   2) Витамин С отсутствует в продуктах, подвергнутых  термической обработке.  3) Количество витаминов уменьшается со временем. 16.   Режим   дня   ­ залог   здоровья. Практическая работа   №3 Цель: Раскрыть значение режима дня для  здоровья. Оборудование: таблицы с примерным режимом  дня для учащихся 1 и 2 смены. Учащиеся должны знать: ­ понятие «витамины»,  ­ витамин С содержится в  свежих овощах и фруктах; ­ витамина С нет в  продуктах подверженных  термической обработке; Учащиеся должны  иметь  представление о  многообразии и значении  витаминов для здоровья  человека,  ­ правила сохранения  витаминов в продуктах. Учащиеся должны уметь: определять наличие  витамина С в продуктах. Учащиеся должны знать: ­ понятие «режим дня»: правильно организация сна, «Составление режима дня» 1. 1) Изучение нового материала  Режим   дня   –   это   правильно   организация   сна,   питания,   учёбы, отдыха.  Великие учёные о значении режима дня.  2) 3) К чему может привести несоблюдение человеком режима дня? 4) Соблюдение режима дня ведёт к выработке условных рефлексов на  ­ время пребывания на свежем воздухе; ­ время   приёма   пищи   (в   желудке   вырабатывается   желудочный сок);  ­ подъём;  ­ отход ко сну. 5) Режим   дня   –   залог   здоровья   и   высокой   успеваемости   (сообщения учащихся).  2. Закрепление 1) Практическая работа №3 «Составление режима дня». Анализ своего режима дня (см. приложение №15). 2) Дискуссия о значении соблюдения режима дня. 17.Биологические ритмы   и   их влияние на здоровье человека.   Изучение нового материала  Цель: Показать влияние биоритмов на здоровье человека. Оборудование: видеофильм «Живые часы» Ход занятия 1. 1) Понятие «биологические ритмы» это циклические колебания  интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и  явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к  меняющимся условиям жизни. 2) Суточные биоритмы (см. приложение №16) График суточных  биоритмов.   слабое   физическое питания, учёбы, отдыха. Учащиеся должны  иметь  представление о том, к  чему приводит  несоблюдение человеком  режима дня: ­ ухудшение здоровья  ­   развитие   хронического переутомления  ­ развитие  ­ повышенная утомляемость  ­ вялость  ­ недисциплинированность.  Учащиеся должны уметь: ­ применять на практике  знания для составления и  анализа режима дня для  себя при учёбе в 1 или во 2  смену; ­ приводить аргументы о  пользе режима дня. Учащиеся должны знать: ­ понятие «биологические  ритмы», «суточные  биоритмы» «недельные  биоритмы». Учащиеся должны  иметь  представление о  циклических колебаниях  интенсивности и характера 3) Недельные биоритмы. График  недельных биоритмов. 4) Понятие «биоцикл» Закрепление  2. Просмотр видеофрагмента «Живые часы»  1) 2) Составить свой биоцикл, пользуясь  схемой (от дня рождения на 23­й день –  физический подъем сил, ­ на 28­й день –  эмоциональный, ­ на 33­й день –  интеллектуальный).  биологических процессов и  явлений, дающих  организмам возможность  приспосабливаться к  меняющимся условиям  жизни.  Учащиеся должны уметь: ­ применять знания о  биологических ритмах на  практике. Тема 4. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Будь творцом своего здоровья» (1 час) 18.  Обобщение   и систематизация знаний   по   курсу «Будь   творцом своего здоровья» Тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» (приложение № 17)  Выступления учащихся с презентациями о здоровом образе жизни.     от нарушения   способы   сохранения Учащиеся должны: знать: ­ основные составляющие ЗОЖ. ­причины здоровья.  ­ здоровья.  уметь:­отказываться вредных привычек. ­составлять с использованием   знаний   о правильном питании. ­составлять   режим   дня, применять о биологических   ритмах   на практике.    меню     знания 2. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Авторская   программа  «Будь   творцом   своего   здоровья»   Г.Н. Потасова,   Я.С.   Скорова.   (Российская   академия   образования. Библиотека  элективных курсов.  «Будь творцом своего здоровья», 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008) Учебники: Литература: 1. Андреев   Ю.А.   Три   кита   здоровья.   Екатеринбург: Среднеуральское кн.изд­во, 1993. 2. Аностасова А.П. Человек и его здоровье – М.: Просвещение, Дидактическое описание Используется  педагогом при  разработке и  составлении рабочих  программ по  предмету; при  разработке  дидактических  материалов; в работе с обучающимися.  3. Артюхова   Ю.   А.   Как   закаливать   свой   организм.   Минск, 4. Базеко,   Н.П.   Все   секреты   здорового   питания   /   под   ред Н.П.Базеко, С.И.Пименов. – М.Мед.лит, 2003. 5. Бунин   К.   В.   «Инфекционные   болезни».   Москва   «Медицина», 2007. Харвест, 1999.  2000.  6. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. ­ М., «Советская энциклопедия», 1994.  7. Гурский С.А. Внимание наркомания. М., Медицина,1999. 8. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва 9. Казьмин В.Д Курение, мы и наше потомство. ­ М. Советская «Медицина», 1994.   Россия, 1989.  «Медицина». 1994.  2005. 10. Копыт Н. Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подросток. Москва 11. Липунова Е.А. Физиология пищеварения. ­ Москва­ Белгород, 12. Маюров, А.Н. В здоровом теле – здоровый дух/ А.Н.Маюров, Я.А.Маюров. – М.: Педагогическое общество России, 2006. 13. Новиков Природа и человек. ­ М. Просвещение, 2000.  14. Пальцев,     А.И.   О   питании   и   здоровье/   А.И.Пальцев.   – Новосибирск, 2004. 15. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Челябинск 16. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в  Урал книга, 2004.  школе. – 2000. ­ № 5 2008. 17. Суворова Н.Н. Человек и его здоровье. – Н. Новгород, 2009 г 18. Хрипкова А.Г. и др. Физиология человека. ­М.: Просвещение, 19. Чумаков   Б.   Н.   Основы   здорового   образа   жизни.   М., Педагогическое общество России, 2004.  20. Эвенштейн З.М. Здоровье и питание. – М.,1987г. 21. Ягодинский В.Н Школьнику о вреде алкоголя и никотина. М., Просвещение, 1996. Печатные пособия  имеют сменную  экспозицию в кабинете Используется для  создания  тематических и  итоговых  разноуровневых  тренировочных и  проверочных  материалов для  организации  фронтальной и  индивидуальной  работы. ЦОРы ориентированы  на различные формы  познавательной  деятельности (исследовательскую,   проектную работу) 4. Комплект таблиц по биологии и химии. Портреты учёных. Печатные пособия 5. Цифровые образовательные ресурсы MULTIMEDIA ­ поддержка курса Интернет­ресурсы: Единая   коллекция   цифровых   дистанционные   олимпиады, ­   официальный   сайт   Всероссийских   олимпиад   школьников   анализ http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;  http://school­collection.edu.ru  образовательных ресурсов. http://rsr­olymp.ru/   (нормативные   документы, результатов и рекомендации).  http://www.step­into­the­future.ru/   программа   «Шаг   в   будущее   (выставки,   семинары,   конференции, форумы   для   школьников   и   учителей   по   вопросам   организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);  http://www.iteach.ru  ­ программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения,   создание   школьных   учебных   проектов,   методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы).  http://www.redu.ru/   –  Цент   развития   исследовательской   деятельности   учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on­line).  http://edu2.tsu.ru/res/1535/  Учебно­методический   комплекс   (УМК) "Экология человека" ориентирован на изучение науки о человеке как междисциплинарной,   определяющей   пространственно­временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире. УМК содержит: электронное учебное пособие, тестирующий модуль, глоссарий,   список   литературы   и приложение, содержащее видеолекцию "Экология жилых помещений и здоровье человека" и др. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ecolog/  В   словаре   дано   толкование более  1000 терминов,  которые  используются  при описании  проблем экологии, природопользования и охраны природы.  http://urok­matematike.ucoz.ru/load/zdorovoe_pitanie_shkolnika/1­1­0­5  http://antonioracter.narod.ru/nayka/health­school/03­pr­pitanie­ vitamin.html http://www.womanadvice.ru/zdorovoe­pitanie­shkolnikov http://www.za­partoi.ru/zdorovoe­pitanie.html   биографический   материал, Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.  (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и  презентационных) Экранно­звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) Пакет прикладных  программ 7. Комплект видеоуроков по биологии и химии. Технические средства обучения (средства ИКТ) 8. Доска интерактивная – лекционная  Мультимедиа проектор Компьютер Pentium 4 Монитор Samsung МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a Основные технические требования:  графическая  операционная система, возможность выхода в  Интернет. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ Общего назначения и демонстрационные 13. Демонстрационная зона Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив  металлический ШЛБ. 15. Набор химических реактивов  Учебно­практическое  и учебно­лабораторное оборудование.  Химические реактивы  для проведения  лабораторных работ.

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018