Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» (9 класс)

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Будь творцом своего здоровья» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 18 часов в год. Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» составлена на основе одноимённой авторской программы Г.Н. Потасова, Я.С. Скорова. (Российская академия образования. Библиотека элективных курсов «Будь творцом своего здоровья». 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008.) Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся навыков к здорового образа жизни и правильного отношения своему здоровью. Содержание программы курса «Будь творцом своего здоровья» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его. Программа курса способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о здоровье человека, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, что способствует расширению и углублению базового компонента биологического образования. Изучение курса тесно связано с такими учебными дисциплинами, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» составлена на основе одноимённой авторской программы Г.Н. Потасова, Я.С. Скорова. (Российская академия образования. Библиотека элективных курсов «Будь творцом своего здоровья». 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008.) Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся навыков к здорового образа жизни и правильного отношения своему здоровью.Содержание программы курса «Будь творцом своего здоровья» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.
Иконка файла материала Рабочая программа элективного курса Будь творцом своего здоровья (9 класс).doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17  с углубленным изучением отдельных предметов                                                                                                                                                                                                                                                                                       .                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «БУДЬ ТВОРЦОМ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ» основное общее образование Исполнитель: Пяткова С. В., учитель биологии и химииЕкатеринбург 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  элективного  курса  «Будь творцом своего здоровья» определяет основы   организации   и   порядок   обучения   учащихся   9   классов   с   целью   расширения   и углубления знаний в области биологии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.  Рабочая программа элективного курса «Будь творцом своего здоровья» составлена на основе   одноимённой   авторской   программы     Г.Н.   Потасова,   Я.С.   Скорова.   (Российская академия образования. Библиотека элективных курсов «Будь творцом своего здоровья». 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008.) Цель   программы  ­   развитие   интеллектуального   и   творческого   потенциала обучающихся,   расширение   кругозора   учащихся,   повышение   их   интереса   к   биологии, экологии  и химии, формирование у обучающихся навыков к здорового образа жизни и правильного отношения своему здоровью.       Задачи программы: образовательные: 1. Углубление знаний учащихся о здоровье человека и о причинах его нарушения.  2. Ознакомление  учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, раскрытие  взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.  3. Дать   учащимся   знания,   позволяющие   защитить   здоровье   от   воздействия неблагоприятных факторов, в том числе антропогенного происхождения (алкоголь, никотин, наркотики, радиационное и химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания; повышенный уровень шума в местах проживания). воспитательные: 1. Формирование   навыков   здорового   образа   жизни   и   ответственного   отношения   к собственному здоровью. 2. Создание   педагогических   ситуаций   успешности   для   повышения   собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов.  Содействие в профориентации школьников. 3. развивающие:  1. Формирование научного мировоззрения. 2. Развитие   у   обучающихся   умений   выделять   главное,   существенное   в   изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли. 3. Формирование умений проводить   наблюдения, давать объяснения наблюдаемым 4. явлениям.    Развитие   творческих   способностей   и   умений   учащихся   самостоятельно приобретать и применять знания о здоровом образе жизни на практике. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Содержание программы  курса «Будь творцом своего здоровья» позволяет углубить и расширить   знания   учащихся   о   здоровье   человека   как   важнейшей   жизненной   ценности, привить   интерес   и   желание   больше   узнать   самого   себя   и   живую   природу,   глубже познакомиться   с   причинами,   нарушающими   здоровье   и   факторами   сохраняющими   его. Программа курса способствует формированию здорового образа жизни в целях сохраненияфизического   и   нравственного   здоровья   человека, психического,   способствует профессиональной   ориентации   школьников,   осуществляет   тесную   связь   теории   с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Курс направлен на удовлетворение   познавательных   интересов   о  здоровье   человека,     позволяет   учащимся заниматься   самостоятельной   познавательной   и   практической   деятельностью,   что способствует расширению и углублению базового компонента биологического образования. Межпредметные связи Изучение курса тесно связано с такими учебными дисциплинами, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного. Методы, формы и технологии организации учебного процесса Основные методы, используемые в различных сочетаниях:    объяснительно   –   иллюстративный,   сочетающий   словесные   методы   (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию   источников   (справочники,   схемы,   диаграммы,   натуральные   объекты, др.). частично   –   поисковый,   основанный   на   использовании   химических   знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода   является   беседа,   которая   в   зависимости   от   дидактических   целей   урока может быть проверочной, повторительно – обобщающей. исследовательский метод, как один из ведущих способов организации поисковой деятельности   обучающихся   в   учебной   работе,   привития   им   умений   и   навыков самостоятельной   работы.   Исследовательский   метод   используется   в   описании явлений;   при   выполнении   практических   работ;   при   работе   с   различными источниками информации. Формы организации образовательного процесса:  лекция, практическая работа, парные и групповые формы работы, творческие отчеты, уроки общения, проектные работы, диалоги и беседы. Технологии, используемые в образовательном процессе:      традиционного   обучения   для   освоения   минимума   содержания   образования   в соответствии   с   требованиями   стандартов;   технологии,   построенные   на   основе объяснительно­иллюстративного   способа   обучения.   В   основе   ­   информирование, просвещение   обучающихся   и   организация   их   репродуктивных   действий   с   целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков; дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися   по   уровню   обучаемости,   повышения   познавательного   интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном; развития   критического   мышления   с   целью   развития   творческих   способностей обучающихся,   их   интеллектуального   потенциала,   познавательных   возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный  поиск результата, самостоятельное добывание   знаний,   интеллектуально­познавательное   усвоение учениками заданного предметного материала; личностно­ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный  учет возможностей и способностей обучаемых   и   создаются   необходимые   условия   для   развития   их   индивидуальных способностей; технология индивидуализации обучения;   творческое, информационно­коммуникационные технологии. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В   учебном   плане   МАОУ   СОШ№  17   с   углубленным   изучением   отдельных предметов курс «Будь творцом своего здоровья» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 18 часов в год, 1 час в неделю в течение 2­ого полугодия. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)   После   изучения   элективного   курса   «Будь   творцом   своего   здоровья»     учащиеся должны знать:  1. Основные составляющие ЗОЖ. 2. Причины нарушения здоровья.  3. Способы сохранения здоровья.  После изучения элективного курса «Будь творцом своего здоровья»   учащиеся  должны уметь:  1. Отказываться от вредных привычек. 2. Составлять меню с использованием знаний о правильном питании. 3. Составлять режим дня, применять знания о биологических ритмах на практике.  Данный курс является безотметочным. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Тема 1. Введение. Понятие здоровья и здорового образа жизни (1 час) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые   обеспечивают   определённый   уровень   здоровья.   Основные   составляющие   ЗОЖ. Право человека на здоровье. Тема 2. Причины нарушения здоровья (8 часов) Окружающая среда и здоровье человека.  Причины, нарушающие здоровье.  Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм.  Наркотики, их классификация и влияние на организм человека.  Вирусы – внутриклеточные паразиты. Пути их проникновения в организм.  Вирусные заболевания (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес) и их профилактика.  Неправильное питание и заболевания, являющиеся его следствием.  Компьютер и его влияние на здоровье человека. Тема 3. Сохранение здоровья (8 часов) Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма. Гигиена.  Закаливание организма. Двигательная активность. Режим дня ­ залог здоровья.  Культура питания.  Витамины, их многообразие и значение.  Биологические ритмы и их влияние на здоровье.Практические работы: Практическая работа «Составление меню с учётом правил здорового питания».  Практическая работа «Определение витамина С в продуктах питания» Практическая работа «Составление режима дня».  Тема 4. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Будь творцом своего  здоровья» (1 час).6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема  (кол­во часов) Содержание и виды деятельности обучающихся Требования  к знаниям и умениям  Тема 1. Введение. Понятие здоровья. Здоровый образ жизни, его составляющие (1 час) 1. Введение. Понятие здоровья.  Здоровый образ жизни, его  составляющие. Цель: Раскрыть понятие ЗОЖ и его основные составляющие.  1. Изучение нового материала.  Пропаганда здорового образа жизни. 1) Понятие ЗОЖ.  2) Основные составляющие ЗОЖ.  3) Человек и его право на здоровье.  4) Значение здорового образа жизни.  2. Закрепление.  1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.  2) Просмотр   видеофрагмента   о   здоровом   образе   жизни   с последующим анализом.  Д/З:  Найти высказывания учёных о здоровье.  умеренное   и Учащиеся должны знать:  ­ понятие здоровье, ЗОЖ. ЗОЖ   –   образ   жизни человека,   его   поведения,   мышления, привычек, обеспечивают которые определенный уровень здоровья. ­   основные   составляющие ЗОЖ:  1.   сбалансированное питание.  2. режим дня.  3. двигательная активность.  4. закаливание.  5. личная гигиена.  6.   грамотное  экологическое поведение.  7. управлять эмоциями.  8. сексуальное воспитание.  9. привычек.  ­   индивидуальное   здоровье   отказ   от   вредных   умение своими   психогигиена,на   50   %   зависит   от   образа жизни. Учащиеся должны уметь:   составить   схему   с ­ анализом основных составляющих ЗОЖ.    Тема 2. Причины нарушения здоровья (8 часов) Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека Влияние на организм загрязнения гидросферы.  Радиация и здоровье – реферат учащихся.  Изучение нового материала.  Окружающая среда: природная, антропогенная, Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии  загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Ход занятия. 1. 1) социальная, производственная.  2) – реферат учащихся.  3) 4) ­ степень   радиационной   опасности   (экспозиционная   доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)  ­ патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).  2. Закрепление.  1) Просмотр   видеофрагментов   о   влиянии   загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.  2) Сформулировать правила охраны окружающей среды.  3. Д/З  Приготовить сообщения на темы: «История курения табака», «Действие  табачного дыма на организм человека». 3.  Курение,   его   влияние   на   организм Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению. Учащиеся должны знать: 2. Окружающая среда и здоровье  человека.     о   охраны правила Учащиеся должны знать: ­ виды окружающей среды: природная,  антропогенная,  социальная,  производственная. ­   окружающей среды. Учащиеся должны   иметь представление: ­ атмосферных загрязнений на здоровье человека;   ­   о   влиянии   на организм   загрязнения гидросферы.  о   влиянии   организм человека;   радиации   на воздействиичеловека. 4. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм.  Изучение нового материала  История курения табака (сообщение учащихся).  Курение   и   здоровье.   Действие   табачного   дыма   на Ход занятия. 1. 1) 2) организм человека – сообщение учащихся.  3) Почему подросток начинает курить? (любопытство, пример друзей и  взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию,  чтобы успокоится, влияние телевидения). Какие проблемы возникают у подростков, которые курят? (проблемы с  родителями, где взять деньги на сигареты, говорить неправду). Дискуссия по вопросам:  2. Закрепление Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1)  Составить таблицу «Влияние курения на организм человека».  1) 2) 1   столбец:   органы­мишени   (лёгкие,   кровеносные   сосуды,   желудок, печень, почки).  2 столбец: проявление нарушений в работе органов. Цель: Ознакомить учащихся с понятием алкоголь и его влиянием на  организм человека. Оборудование: презентация «Влияние алкоголя на органы  человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь». Ход занятия 1. 1) 2) 3) Мифы об алкоголе  (работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе  алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов) (см.  приложение №3) Изучение нового материала  Понятие «алкоголь» Влияние алкоголя на организм человека (см. приложение 2)  ­ история курения табака; ­   действие   табачного   дыма на организм человека. Учащиеся должны   иметь представление: Почему подросток начинает курить? Какие   проблемы   возникают у   подростков,   которые курят? Учащиеся должны уметь:   сказать   «нет»   на предложение   попробовать покурить. Учащиеся   должны   уметь: составить таблицу «Влияние курения   на   организм человека».     Учащиеся должны знать: ­понятие «алкоголь»; ­ мифы об алкоголе;  ­   действие   алкоголя   на организм человека Алкоголизм ведет к  деградации личности,  слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах  для слабоумных детейТест «Твоё здоровье и алкоголь» (см. приложение №4)  4) Алкоголизм общественное зло. Закрепление  1) 2) Заполнить таблицу «Влияние алкоголя на организм человека»  Органы­мишени (лёгкие, кровеносные сосуды, желудок, печень, почки) ­ Нарушение работы органов 3. 1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».  2) Приготовить антирекламу наркомании. Д/З 5.  Наркотики,   их   классификация   и влияние на организм человека.  Историческая справка о наркотиках.  Статистические данные.  Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе,  разрушающем здоровье. Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат,  презентация,  антиреклама. Ход занятия 1. Изучение нового материала 1) 2) ( ­ средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 лет – у девочек;  ­ 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет;  за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза; 65 % – передозировка; ­ к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” –  9% мальчиков, 5 % – девочек;  обучается около 300 тысяч  школьников. Мировая  статистика утверждает, что 50% слабоумных детей  рождаются от пьющих  родителей. Смертность  среди пьющих в два раза  выше, чем среди непьющих. Учащиеся должны   иметь представление: Почему подросток начинает употреблять алкоголь? Учащиеся должны уметь:  сказать «нет» на  предложение попробовать  алкоголь. Учащиеся должны знать: ­понятие «наркотики»; ­ мифы о наркотиках;  ­   действие   наркотиков   на организм человека. ­ свойства наркомании: 1.непреодолимое желание или потребность продолжать принимать   наркотики   и доставать   их   любыми способами.  2.стремление   увеличивать дозы.  3.зависимость психического, а иногда и физическогоВлияние наркотиков на организм человека (реферат) Свойства наркомании: ­ 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы; ­ 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек). 3) 4) ­ непреодолимое   желание   или   потребность   продолжать   принимать наркотики и доставать их любыми способами.  ­ стремление увеличивать дозы.  ­ зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.  5) Классификация наркотиков (см. приложение № 5)  ­ седативные яды  ­ галлюциногенные средства  ­ вещества, легко получаемые путем химического синтеза  ­ яды сна  6) Уголовная ответственность за распространение наркотиков (см.  приложение № 6) 2.  Закрепление 1) Антиреклама  наркомании (творческое задание). 2) Тест «Твоё здоровье и наркотики»  3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе  наркотики. 3. Д/З Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД) Цель: Формирование у учащихся знаний о вирусах, как источнике инфекционных заболеваний. Оборудование: таблица «Вирусы», презентация о вирусных  заболеваниях. Ход занятия 1.Изучение нового материала 1) 2) вирусных инфекций: ­ воздушно – капельный путь  История открытия вирусов (см. приложение №7)  Способы распространения и передача  6.Вирусы – внутриклеточные паразиты. 7.Вирусные заболевания и их  профилактика.   от характера воздействия наркотиков.  Учащиеся должны   иметь представление:  ­ о классификации  наркотиков; ­ об уголовной  ответственности по ст.228  УК РФ. Учащиеся должны уметь:  сказать «нет» на  предложение попробовать  наркотики. Учащиеся должны знать: ­понятие «вирусы»; ­ история открытия вирусов; ­ вирусные заболевания: ­ СПИД  ­ грипп  ­ оспа  ­ герпес  ­ корь8.  Неправильное питание и заболевания, являющиеся его следствием.  ­ пищеварительный тракт, кишечник ­ половой  контакт ­ через кровь  3) Вирусные заболевания (сообщения учащихся) 4) Профилактика заражения вирусными заболеваниями.  2. Закрепление 1) Заполнить таблицу «Вирусные заболевания» (см. приложение № 8) ­название заболевания ­ возбудитель ­ поражаемые области тела ­способы распространения 3.Д/З Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием:  сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая  болезнь, инфаркт. 1) Цель: Показать учащимся последствия неправильного  питания, познакомить с информацией о заболеваниях, вызванных  неправильным питанием.  Раскрыть важность правильного питания для  здоровья.  Оборудование: презентация, сообщения, плакаты,  таблицы. Ход занятия 1. 2) Главный источник болезней – неправильное питание.  3) Заболевания, вызванные неправильным питанием Сообщения учащихся на темы: Сахарный диабет. Аллергия. Инфаркт. Желчнокаменная Болезнь. Гипертоническая болезнь. Болезнь суставов.  Ишемическая болезнь сердца.  2. Закрепление 1) Проанализировать свой режим питания. Изучение нового материала        о Учащиеся должны   иметь представление: ­ способах распространения и передачи вирусных инфекций; Учащиеся должны уметь:  – применять меры  профилактики заражения  инфекционными  заболеваниями.   Учащиеся должны знать: ­ понятие «неправильное  питание»; ­ неправильное питание –  причина многих болезней. Учащиеся должны   иметь представление о заболеваниях,   вызванных неправильным питанием: Сахарный диабет.  Аллергия. Инфаркт.  Желчнокаменная Болезнь.  Гипертоническая  болезнь. Болезнь  суставов.  Ишемическая  болезнь сердца.9. Компьютер и его влияние на здоровье  человека. 3. Д/З Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека». Изучение нового материала.  Компьютер «за» и «против» ­ дискуссия.  Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье  человека.  Оборудование: памятка по работе с компьютером. Ход занятия 1. 1) Работа в группах: 1 группа за положительные стороны компьютера,  2 группа – за отрицательные стороны компьютера. 2) компьютером: 3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.  4) Рекомендации   центра   электромагнитной   безопасности   (см. Основные вредные факторы, действующие на человека за  приложение № 9)  2. Закрепление Составьте рекомендации начинающим компьютерщикам. 3.Д/З  Подготовить   материал   к   созданию   презентаций   по   здоровому   образу жизни. Тема 3. Сохранение здоровья человека (8 часов) Учащиеся должны уметь: проанализировать свой  режим питания. Учащиеся должны знать: ­ влияние компьютера на  здоровье человека. Учащиеся должны   иметь представление  об основных вредных  факторах, действующих на человека за  компьютером: ­ сидячее положение в  течение длительного  времени ­ воздействие  электромагнитного  излучения монитора;  ­ утомление глаз,  нагрузка на зрение; ­ перегрузка суставов  кистей;  ­ информации.  Учащиеся должны уметь: применять на практике  рекомендации центра  электромагнитной  безопасности.   стресс   при   потереГигиена.   10. Закаливание организма.  11.   Двигательная активность. 4) 2. Закрепление 1) Цель: Раскрыть влияние гигиены и  закаливания  организма на здоровье человека. Оборудование: видеофрагменты «Гигиена», «Закаливание»,  таблицы, плакаты по закаливанию организма. Ход занятия 1. 1) 2) 3) Изучение нового материала  Понятие гигиены.  История и принципы  гигиены. Закаливание   как   средство   повышения   защитных   свойств организма.  История и принципы  закаливания (см. приложение № 10)    о   закаливании   с Просмотр   видеофрагментов   о   гигиене,  последующим анализом.  Дискуссия о пользе и вреде гигиены и  закаливания.  2) Цель: Раскрыть влияние двигательной  активности на здоровье человека. Оборудование: видеофрагменты  о видах двигательной  активности, физкультуре и спорте. Ход занятия 1.Изучение нового материала  1)  Двигательная активность как средство повышения защитных свойств организма.  2)      Виды двигательной активности. 2. Закрепление  Дискуссия о пользе и вреде зарядки и занятий  спортом, о достижениях спортсменов. 12.Культура питания. Основные  принципы рационального питания. 13. Практическая работа №1  «Составление меню с учётом правил  Цель: Формирование у учащихся представление о правильном питании.  Формирование умений составления меню с учётом правил здорового  питания. Оборудование: Тест «Правильно ли ты питаешься?», таблица  Учащиеся должны знать: ­ понятие «гигиена»; ­ понятие «закаливание». Учащиеся должны   иметь представление о влиянии гигиены и   закаливания организма  на здоровье человека. Учащиеся должны уметь: ­приводить аргументы о  пользе или вреде гигиены и   закаливания   Учащиеся должны знать: ­ понятие «двигательная  активность»; Учащиеся должны   иметь представление  о   влиянии двигательной активности на повышение защитных организма.  Учащиеся должны уметь: ­приводить аргументы о  пользе зарядки и занятий  спортом. Учащиеся должны знать: ­ понятие «правильное  питание»;  «культура  питания»; свойствздорового питания».  Витамины,   их   многообразие   и 14. значение.  «Калорийность продуктов». Ход занятия 1. 1) 2) Изучение нового материала  Правильное питание – залог здоровья.  Культура питания – это не только отношение к пище, но и её состав.  Правила здорового питания (см. приложение №11)  Основные принципы рационального питания.  3) 4) 2.Закрепление Тест «Правильно ли ты питаешься» (см. приложение №12) 3.Д/З:  Сообщения о витаминах, презентации о витаминах. Изучение нового материала Цель: Раскрыть роль витаминов для здоровья  человека. Познакомить учащихся с содержанием  витамина С в некоторых продуктах, Оборудование: Таблица «Витамины», презентации,  сообщения. Ход занятия 1. 1) Многообразие и значение витаминов  (сообщение учащихся:  ­ Витамин А  ­ Витамин В  ­ Витамин С ­ Витамин Д  ­ Витамин Е и др.) 2)  Правила сохранения витаминов в продуктах. 2. Закрепление Тест на обеспеченность своего организма витамином С (см. приложение  Учащиеся должны  иметь  представление об основных принципах рационального  питания: ­ умеренность; ­  сбалансированность; ­ четырехразовый приём  пищи; ­ разнообразие; ­ биологическая  полноценность. Учащиеся должны уметь: составлять меню с учётом  правил здорового питания. Учащиеся должны знать: ­ понятие «витамины»,  «биологически­активные  вещества»; ­ правила сохранения  витаминов в продуктах. Учащиеся должны  иметь  представление о  многообразии и значении  витаминов для здоровья  человека. Учащиеся должны уметь: применять на практике  правила сохранения  витаминов в продуктах.№ 13) 15. Практическая работа №2  «Определение витамина С в  продуктах питания» Цель: научить обнаруживать витамин С в продуктах питания. Оборудование:  спиртовка, пробирки, спиртовой раствор йода, крахмальный  клейстер, сок лимона, яблочный сок, капустный рассол. Ход занятия Выполнение практической работы   (приложение 14)    Задачи: 1. Выявить содержание витамина С в овощах и фруктах. 2.Доказать, что витамина С не содержится в продуктах, подверженных  термической обработке. 3. Сделать выводы. Выводы: 1) Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.   2) Витамин С отсутствует в продуктах, подвергнутых  термической обработке.  3) Количество витаминов уменьшается со временем. 16.   Режим   дня   ­ залог   здоровья. Практическая работа   №3 Цель: Раскрыть значение режима дня для  здоровья. Оборудование: таблицы с примерным режимом  дня для учащихся 1 и 2 смены. Учащиеся должны знать: ­ понятие «витамины»,  ­ витамин С содержится в  свежих овощах и фруктах; ­ витамина С нет в  продуктах подверженных  термической обработке; Учащиеся должны  иметь  представление о  многообразии и значении  витаминов для здоровья  человека,  ­ правила сохранения  витаминов в продуктах. Учащиеся должны уметь: определять наличие  витамина С в продуктах. Учащиеся должны знать: ­ понятие «режим дня»: правильно организация сна,«Составление режима дня» 1. 1) Изучение нового материала  Режим   дня   –   это   правильно   организация   сна,   питания,   учёбы, отдыха.  Великие учёные о значении режима дня.  2) 3) К чему может привести несоблюдение человеком режима дня? 4) Соблюдение режима дня ведёт к выработке условных рефлексов на  ­ время пребывания на свежем воздухе; ­ время   приёма   пищи   (в   желудке   вырабатывается   желудочный сок);  ­ подъём;  ­ отход ко сну. 5) Режим   дня   –   залог   здоровья   и   высокой   успеваемости   (сообщения учащихся).  2. Закрепление 1) Практическая работа №3 «Составление режима дня». Анализ своего режима дня (см. приложение №15). 2) Дискуссия о значении соблюдения режима дня. 17.Биологические ритмы   и   их влияние на здоровье человека.   Изучение нового материала  Цель: Показать влияние биоритмов на здоровье человека. Оборудование: видеофильм «Живые часы» Ход занятия 1. 1) Понятие «биологические ритмы» это циклические колебания  интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и  явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к  меняющимся условиям жизни. 2) Суточные биоритмы (см. приложение №16) График суточных  биоритмов.   слабое   физическое питания, учёбы, отдыха. Учащиеся должны  иметь  представление о том, к  чему приводит  несоблюдение человеком  режима дня: ­ ухудшение здоровья  ­   развитие   хронического переутомления  ­ развитие  ­ повышенная утомляемость  ­ вялость  ­ недисциплинированность.  Учащиеся должны уметь: ­ применять на практике  знания для составления и  анализа режима дня для  себя при учёбе в 1 или во 2  смену; ­ приводить аргументы о  пользе режима дня. Учащиеся должны знать: ­ понятие «биологические  ритмы», «суточные  биоритмы» «недельные  биоритмы». Учащиеся должны  иметь  представление о  циклических колебаниях  интенсивности и характера3) Недельные биоритмы. График  недельных биоритмов. 4) Понятие «биоцикл» Закрепление  2. Просмотр видеофрагмента «Живые часы»  1) 2) Составить свой биоцикл, пользуясь  схемой (от дня рождения на 23­й день –  физический подъем сил, ­ на 28­й день –  эмоциональный, ­ на 33­й день –  интеллектуальный).  биологических процессов и  явлений, дающих  организмам возможность  приспосабливаться к  меняющимся условиям  жизни.  Учащиеся должны уметь: ­ применять знания о  биологических ритмах на  практике. Тема 4. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Будь творцом своего здоровья» (1 час) 18.  Обобщение   и систематизация знаний   по   курсу «Будь   творцом своего здоровья» Тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?» (приложение № 17)  Выступления учащихся с презентациями о здоровом образе жизни.     от нарушения   способы   сохранения Учащиеся должны: знать: ­ основные составляющие ЗОЖ. ­причины здоровья.  ­ здоровья.  уметь:­отказываться вредных привычек. ­составлять с использованием   знаний   о правильном питании. ­составлять   режим   дня, применять о биологических   ритмах   на практике.    меню     знания2. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Авторская   программа  «Будь   творцом   своего   здоровья»   Г.Н. Потасова,   Я.С.   Скорова.   (Российская   академия   образования. Библиотека  элективных курсов.  «Будь творцом своего здоровья», 9 класс. Издательство «Вентана Граф», Королёв, 2008) Учебники: Литература: 1. Андреев   Ю.А.   Три   кита   здоровья.   Екатеринбург: Среднеуральское кн.изд­во, 1993. 2. Аностасова А.П. Человек и его здоровье – М.: Просвещение, Дидактическое описание Используется  педагогом при  разработке и  составлении рабочих  программ по  предмету; при  разработке  дидактических  материалов; в работе с обучающимися.  3. Артюхова   Ю.   А.   Как   закаливать   свой   организм.   Минск, 4. Базеко,   Н.П.   Все   секреты   здорового   питания   /   под   ред Н.П.Базеко, С.И.Пименов. – М.Мед.лит, 2003. 5. Бунин   К.   В.   «Инфекционные   болезни».   Москва   «Медицина», 2007. Харвест, 1999.  2000.  6. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. ­ М., «Советская энциклопедия», 1994.  7. Гурский С.А. Внимание наркомания. М., Медицина,1999. 8. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва 9. Казьмин В.Д Курение, мы и наше потомство. ­ М. Советская «Медицина», 1994.   Россия, 1989.  «Медицина». 1994.  2005. 10. Копыт Н. Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подросток. Москва 11. Липунова Е.А. Физиология пищеварения. ­ Москва­ Белгород, 12. Маюров, А.Н. В здоровом теле – здоровый дух/ А.Н.Маюров, Я.А.Маюров. – М.: Педагогическое общество России, 2006. 13. Новиков Природа и человек. ­ М. Просвещение, 2000.  14. Пальцев,     А.И.   О   питании   и   здоровье/   А.И.Пальцев.   – Новосибирск, 2004. 15. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Челябинск 16. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в  Урал книга, 2004.  школе. – 2000. ­ № 5 2008. 17. Суворова Н.Н. Человек и его здоровье. – Н. Новгород, 2009 г 18. Хрипкова А.Г. и др. Физиология человека. ­М.: Просвещение, 19. Чумаков   Б.   Н.   Основы   здорового   образа   жизни.   М., Педагогическое общество России, 2004.  20. Эвенштейн З.М. Здоровье и питание. – М.,1987г. 21. Ягодинский В.Н Школьнику о вреде алкоголя и никотина. М., Просвещение, 1996.Печатные пособия  имеют сменную  экспозицию в кабинете Используется для  создания  тематических и  итоговых  разноуровневых  тренировочных и  проверочных  материалов для  организации  фронтальной и  индивидуальной  работы. ЦОРы ориентированы  на различные формы  познавательной  деятельности (исследовательскую,   проектную работу) 4. Комплект таблиц по биологии и химии. Портреты учёных. Печатные пособия 5. Цифровые образовательные ресурсы MULTIMEDIA ­ поддержка курса Интернет­ресурсы: Единая   коллекция   цифровых   дистанционные   олимпиады, ­   официальный   сайт   Всероссийских   олимпиад   школьников   анализ http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;  http://school­collection.edu.ru  образовательных ресурсов. http://rsr­olymp.ru/   (нормативные   документы, результатов и рекомендации).  http://www.step­into­the­future.ru/   программа   «Шаг   в   будущее   (выставки,   семинары,   конференции, форумы   для   школьников   и   учителей   по   вопросам   организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);  http://www.iteach.ru  ­ программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения,   создание   школьных   учебных   проектов,   методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы).  http://www.redu.ru/   –  Цент   развития   исследовательской   деятельности   учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on­line).  http://edu2.tsu.ru/res/1535/  Учебно­методический   комплекс   (УМК) "Экология человека" ориентирован на изучение науки о человеке как междисциплинарной,   определяющей   пространственно­временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире. УМК содержит: электронное учебное пособие, тестирующий модуль, глоссарий,   список   литературы   и приложение, содержащее видеолекцию "Экология жилых помещений и здоровье человека" и др. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ecolog/  В   словаре   дано   толкование более  1000 терминов,  которые  используются  при описании  проблем экологии, природопользования и охраны природы.  http://urok­matematike.ucoz.ru/load/zdorovoe_pitanie_shkolnika/1­1­0­5  http://antonioracter.narod.ru/nayka/health­school/03­pr­pitanie­ vitamin.html http://www.womanadvice.ru/zdorovoe­pitanie­shkolnikov http://www.za­partoi.ru/zdorovoe­pitanie.html   биографический   материал, Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.  (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и  презентационных) Экранно­звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) Пакет прикладных  программ7. Комплект видеоуроков по биологии и химии. Технические средства обучения (средства ИКТ) 8. Доска интерактивная – лекционная  Мультимедиа проектор Компьютер Pentium 4 Монитор Samsung МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a Основные технические требования:  графическая  операционная система, возможность выхода в  Интернет. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ Общего назначения и демонстрационные 13. Демонстрационная зона Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив  металлический ШЛБ. 15. Набор химических реактивов  Учебно­практическое  и учебно­лабораторное оборудование.  Химические реактивы  для проведения  лабораторных работ.