Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»
Оценка 4.6

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
биология
10 кл
04.03.2018
Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»
Рабочая программа курса «Генетика человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 10 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Генетика человека» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 18 часов в год. Рабочая программа курса «Генетика человека» составлена на основе одноимённой авторской программы элективного курса Ю.В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение /Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005). Целью элективного курса является расширение и углубление знаний обучающихся в области биологии, химии и экологии, ознакомление с современными достижениями и перспективными направлениями развития генетики. Задачи элективного курса: 1. Расширение и углубление знаний учащихся по разделу «Основы генетики» в курсе биологии. 2. Развитие любознательности и интереса к естественнонаучным предметам, к собственному здоровью, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, 3. Развитие познавательной активности учащихся для самостоятельного изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие. 4. Ознакомление учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. 5. Ознакомление учащихся с возможностями и методами планирования семьи, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека. 6. Формирование естественнонаучного и гуманистического мировоззрения; 7. Создание условий для самоопределения обучающихся в отношении собственной образовательной перспективы, выбора будущей профессии. Курс «Генетика человека» затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Курс базируется на знаниях основ неорганической и органической химии, биологии, полученных в основной школе. Курс: «Генетика человека» включает в себя сведения о методах генетики, которые рассматриваются в школьной программе по биологии в ознакомительном порядке. Курс расширяет рамки раздела «Основы генетики» школьной программы, осуществляет связь генетики с медициной. Полученные учащимися знания в этой области позволят проанализировать наследование признаков в своих семьях, составить родословную. Раздел «Основы генетики» считается в школьном курсе одним из самых сложных разделов общей биологии. Особенно «пугают» многих учащихся генетические задачи. Вероятно, основная причина в том, что генетика - это точная наука, сходная с математикой. В генетике есть единица измерения - ген. Генетические закономерности нельзя заучить, их нужно понимать. Именно на понимание генетических закономерностей направлены генетические задачи. Вся генетика - это множество генетических задач, их уже решили ученые, а учащимся остается понять их логику решений. Теоретический и практический материал курса «Генетика человека» имеет важное значение для решения общих задач биологического образования. Курс предусматривает изучение и теоретических, и прикладных вопросов, в частности основ медицинской генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики человека. Причем особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида человек разумный. Программа курса включает рассмотрение основных методов генетических исследований наследственности человека, причин мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики пола и связь половых хромосом с эволюцией человека, составление родословной семьи, вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее среды обитания и социальных факторов. Изучение курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам (задачи на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови человека и др.) Программой предусмотрена самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам. Курс способствует активному вовлечению учащихся в диалоговое общение, развитию умений поддержания дискуссии, аргументированно убеждать, находить выход из проблемной ситуации, работать с дополнительной литературой. Изучение курса «Генетика человека» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека, определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических или медицинских специальностей.Рабочая программа курса «Генетика человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 10 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.Рабочая программа курса «Генетика человека» составлена на основе одноимённой авторской программы элективного курса Ю.В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение /Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005). Курс направлен на развитие у школьников интереса к биологии, к собственному репродуктивному здоровью и вопросам планирования здоровой и полноценной семьи, выработку генетической грамотности, на знакомство с профессиями, связанными с основами генетики.
Рабочая программа элективного курса Генетика человека (10 класс).docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17  с углубленным изучением отдельных предметов                                                                                                                                                                                                                                                                                       .                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА»  среднее общее образование Исполнитель: Пяткова С. В. учитель химии и биологии Екатеринбург ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа    курса  «Генетика человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 10 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Генетика является одним из приоритетных направлений современной биологической науки. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. За последние годы количество известных   наследственных   заболеваний   увеличилось   и   составляет   более   4000 наименований. Многие из этих заболеваний   ученые научились «исправлять» или вести профилактику   путем   диетоферментогормонотерапии   с   последующей   генетической консультацией вступающих в брак. Но эти знания  еще не дошли до каждого человека. Международный   проект   «Геном   человека»,   углубление   знаний   в   области   медицинской генетики,   разработка   современных   методов   генной   терапии,   синтез   знаний   в   области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики — вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает   современная   генетика   человека.    В   последние   десятилетия   человечество   тесно соприкасается   с   чуждыми   для   него   химическими   веществами,   излучениями   бытовой техники,   радиацией,   следствием   чего   является   увеличение   уровня   наследственных заболеваний.   Перед   лицом   глобальных   проблем,   порожденных   развитием   человеческой цивилизации,   известный   призыв   древних:   «Познай   себя»,   ­   звучит   сегодня   как   никогда актуально. Курс направлен на развитие у школьников интереса к биологии, к собственному репродуктивному   здоровью   и   вопросам   планирования   здоровой   и   полноценной   семьи, выработку   генетической   грамотности,   на   знакомство   с   профессиями,   связанными   с основами генетики. Рабочая программа курса «Генетика человека»  составлена на основе одноимённой авторской  программы  элективного  курса  Ю.В.  Филичевой,  допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации. (Программа элективных курсов. Биология. 10­11 классы. Профильное обучение /Авт.­сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник.  – М.: Дрофа, 2005).  Целью элективного курса является расширение и углубление знаний  обучающихся в области биологии, химии и экологии,  ознакомление с современными достижениями и перспективными направлениями развития генетики. Задачи  элективного курса: 1. Расширение и углубление знаний учащихся по разделу «Основы генетики» в курсе биологии. 2.  Развитие   любознательности   и   интереса   к   естественнонаучным   предметам,  к собственному здоровью,  интеллектуальных и творческих способностей  учащихся,  3. Развитие   познавательной   активности   учащихся   для   самостоятельного   изучения таких   разделов   генетики   человека,   как   иммуногенетика,   генная   инженерия, евгеника, биоэтика и другие. 4. Ознакомление учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями. 5. Ознакомление   учащихся   с   возможностями   и   методами   планирования   семьи, формирование   умения   применять  полученные   знания   для   решения   практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.  6. Формирование естественнонаучного и гуманистического мировоззрения; 7. Создание   условий   для   самоопределения   обучающихся   в   отношении   собственной образовательной перспективы, выбора будущей профессии. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Курс   «Генетика   человека»     затрагивает   многие   вопросы,   находящиеся   на   стыке биологии   с   другими   науками,   прежде   всего   с   химией   и   физикой.   Курс   базируется   на знаниях основ неорганической и органической химии, биологии, полученных в основной школе.              Курс: «Генетика человека» включает в себя сведения о методах генетики, которые рассматриваются в школьной программе по биологии в ознакомительном порядке. Курс расширяет рамки раздела «Основы генетики» школьной программы, осуществляет связь генетики   с   медициной.   Полученные   учащимися   знания   в   этой   области     позволят проанализировать  наследование признаков в своих семьях, составить родословную.  Раздел «Основы генетики» считается в школьном курсе одним из самых сложных разделов общей биологии. Особенно «пугают» многих учащихся генетические задачи. Вероятно, основная причина в том, что генетика ­ это точная  наука, сходная с математикой. В генетике есть единица измерения ­ ген. Генетические закономерности нельзя заучить, их нужно понимать. Именно на понимание генетических закономерностей направлены генетические задачи. Вся генетика ­ это множество генетических задач, их уже решили ученые, а учащимся остается понять их логику  решений.     человек Теоретический и практический материал курса «Генетика человека» имеет важное  значение для решения общих задач биологического образования.  Курс предусматривает изучение   и   теоретических,   и   прикладных   вопросов,   в   частности   основ   медицинской генетики. В содержании курса усилены эволюционный и экологический аспекты изучения генетики   человека.   Причем   особое   внимание   уделено   изучению   степени   влияния некоторых   антропогенных   факторов   на   генотип   отдельного   человека   и   на   генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида разумный.  Программа курса включает рассмотрение основных методов генетических исследований наследственности человека, причин мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы  генетики пола и связь половых хромосом  с эволюцией  человека,  составление родословной семьи, вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее   среды   обитания   и   социальных   факторов.  Изучение   курса   предполагает   решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам (задачи на   признаки,   сцепленные   с   полом,   на   наследование   групп   крови   человека   и   др.) Программой   предусмотрена   самостоятельная   реферативная   работа   учащихся   по некоторым   темам.  Курс   способствует   активному   вовлечению   учащихся   в   диалоговое общение,   развитию   умений   поддержания   дискуссии,   аргументированно   убеждать, находить   выход   из   проблемной   ситуации,   работать   с   дополнительной   литературой.   Изучение курса «Генетика человека» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в   нем,   пониманию   роли   и   предназначения   современного   человека,     определению   и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических или  медицинских специальностей. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане МАОУ СОШ№ 17 с углубленным изучением отдельных предметов курс    «Генетика   человека»  включен   в   компонент   образовательного   учреждения.   На изучение   курса   отводится   18   часов   в  год,   1  час   в   неделю   в   течение   2­ого   полугодия. Содержание курса составлено с учетом количества времени, отводимого на его изучение, и в соответствии с поставленными целями и задачами.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В результате изучения данного курса ученик должен: Знать/понимать:  Основные термины и понятия: взаимодействие аллельных генов; действие летальных генов. независимое наследование; сцепленное наследование; признаки, локализующиеся в мужских и женских хромосомах; геном человека;  законы Менделя, действующие в генетике;        механизмы наследования признаков у человека;     генетические основы онтогенеза человека; виды мутагенов, в том числе и антропогенного происхождения;  типы мутаций, встречающихся в клетках человека; основные виды наследственных  и врожденных  заболеваний,  заболеваний с наследственной предрасположенностью;  модификационная изменчивость в популяциях человека;  генетические основы антропогенеза и   перспективы эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетики. Особенности:     человека, как объекта генетических исследований,  основных методов изучения генетики человека; об особенностях организации наследственного аппарата соматических и  генеративных клеток человека; генетической структуры популяций человека. Уметь:  задачи,  давать   аргументированное   объяснение применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов,  при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo  saрiens; решать   генетические   распространению тех или иных признаков в популяциях человека; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; использовать знания о передаче наследственной информации для ведения здорового образа жизни. характеризовать современные научные открытия в области генетики; устанавливать   связь   между   развитием   генетики   и   социально­этическими проблемами человечества;  анализировать и использовать генетическую информацию;         пользоваться генетической терминологией и символикой; использовать   ресурсы   сети   Интернет;   работать   с   учебной   и   научно­популярной литературой, с периодическими изданиями. Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета  Формы   организации   итогового   контроля:   итоговая   контрольная   работа   или   защита реферата по одной из выбранных тем.  Данный курс является безотметочным. Итогом  проведения   курса   станут   непосредственные   и   отсроченные   результаты. Непосредственные результаты можно определить по успешному выполнению заданий по изучаемому   материалу     выполнению   самостоятельных   работ   по   составлению генеалогического древа, решению генетических задач. Отсроченный результат проявляется в   способности   выпускников   ориентироваться   в   современных   научных   понятиях   и информации   естественнонаучного   содержания,   а   так   же   в   использовании     полученных знаний для сохранения  своего здоровья.   и   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Предмет генетики.  История   развития   науки     и   ее   значение   для   медицины.   Г.Мендель­основоположник генетики. Ученые генетики.   Значение работ Д.Фриза, Д.Харди, В.Вайнберга, Т. Моргана для   развития   генетики.   Вклад   в   развитие   генетики   Н.И.   Вавилова,   И.В.Мичурина, С.Г.Четвирикова.  Эволюционная генетика человека. Генетические   основы   антропогенеза.   Генетическое   родство   и   генетические   различия представителей разных рас. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики.   Евгеника.   Клонирование   человека:   морально­этический   и   научный   аспекты проблемы. Основные понятия: генетика; генотип; фенотип; кариотип; хромосомы; гены;  аллельные гены.   Наследственность;   изменчивость;   фенотипическая   изменчивость;   генотипическая изменчивость, гибридизация, гибриды. Основные понятия генетики и их взаимосвязь. Основные   понятия   генетики   и   их   взаимосвязь.   Наследственность   и   изменчивость. Гибридологический метод генетики. Цитологические основы наследственности  Клетка   –   основная   единица   биологической   активности.   Основные   компоненты эукариотической клетки. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз и его сущность.  Строение и типы метафазных хромосом человека. Мейоз и его значение. Гаметогенез у человека. Биохимические основы наследственности  Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК. Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Особенности строения и полиморфизм ДНК.   Репликация   ДНК.   Генетическое   определение   первичной   структуры   белков (биосинтез белка). Генетический код и его свойства.  Генная инженерия и биотехнология. Практические работы: Решение задач по молекулярной генетике. Закономерности наследования признаков Открытие Г. Менделем законов независимого наследования.   Аллельные и неаллельные гены.   Гомозиготные,   гетерозиготные   и   гемизиготные   организмы.   Доминантные   и эпистаз,   полимерия,   плейотропизм. рецессивные   признаки   у   человека.   Законы     Менделя.   Взаимодействие   генов: комплементарность,   Типы   наследования менделирующих признаков у человека. Множественные аллели. Наследование групп крови. Хромосомная   теория   наследственности   Т.   Моргана.   Сцепленные   гены.   Линейное расположение   генов   в   хромосомах.   Кроссинговер.   Хромосомный   полиморфизм.   Карты хромосом   человека.  Хромосомный   набор   клеток   человека.   Кариотип.   Типы   хромосом. Аутосомы   и   половые   хромосомы.   Идиограммы   хромосомного   набора   клеток   человека. Структура   хромосом,хромосомные   карты   человека   и   группы   сцепления. Геном   человека.   Явления   доминирования   (полного   и   неполного),   кодоминирования, сверхдоминирования.   Экспрессивность   и   пенетрантность   отдельных   генов. Международный   проект   «Геном   человека»:   цели,   основные   направления   разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека. Практические работы: Решение задач на законы  Менделя.     Решение задач на взаимодействие генов. Решение задач на сцепленное наследование. Решение задач на наследование групп крови. Наследственность человека  Генеалогический, близнецовый и цитогенетический методы антропогенетики. Наследование признаков, сцепленных с аутасомами, наследование свойств крови человека. Наследование, сцепленное   с   полом,   у   человека.   Генные   и   хромосомные   мутации   у   человека. Гетероплоидия по половым хромосомам и по аутасомам Родословная. Пробанд. Условные обозначения   и   графическое   изображение   генеалогического   древа.   Метод     анализа родословных   в   генетических   исследованиях   человека.   Значение   знаний   родословной. Закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно­ доминантный аутосомно­рецессивный. Признаки:   сцепленные   с   полом,   детерминированные   полом,   ограниченные   полом. Сцепленное Наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток. Полигенное   наследование   у   человека:   комплементарность,   эпистаз,   полимерия, плейотропное генов. Цитоплазматическое наследование у человека. Практические работы: Решение задач на составление родословной. Мутационная изменчивость.  Мутации. Мутационная теория Ги де Фриза. Мутагенные факторы среды. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды.  Классификация   мутаций   по   происхождению:   спонтанные   и   индуцированные;   по   месту возникновения: соматические и генеративные. По характеру изменения фенотипа: видимые и   биохимические;   по   влиянию   на   жизнеспособность:   летальные,   полулетальные, нейтральные;   по   характеру   изменения   генетического   материала:   геномные,   генные, хромосомные. Мутагенез. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от действия мутагенов. Методы изучения генетики человека. Этапы становления генетики человека.  Генеалогический  метод  генетики человека. Сущность метода, ученые, открывшие метод. Типы наследования признаков у человека. Доминантные, рецессивные признаки человека. Условные обозначения родословной. Основные понятия: пробанд; аутосомно­доминантное наследование;  признаки человека, взаимодействие     и связанные   с   данным   типом   наследования(полидактилия,   синдактилия,   седая   прядь   и другие);   аутосомно­рецессивное   наследование(повышенная   волосатость,   рыжие   волосы, альбинизм и другие);экспрессивность; пенетрантность. Задания   для   самостоятельной   работы:   составить   родословную   своей   семьи   по наследованию морфологических (фенотипических признаков) цвет глаз, волос.  Близнецовый метод.  Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков.  Цитогенетический  и биохимический методы. Геном. Структура генома человека. Хромосомное определение пола. Синдром Морриса. Отличие людей на уровне генома. Гены, определяющие умственные способности человека. Гены счастья и тревоги. Генотерапия. Наследственность. Виды наследственности ­ хромосомная, цитоплазматическая. Наследственные болезни и их классификация: моногенные, полигенные, хромосомные. Факторы риска генных заболеваний. Моногенные   заболевания   с   аутосомно­доминантным   типом   наследования   (синдром Альпорта,   талассемия,   гемолитическая   анемия   и   др.);   с   аутосомно­рецессивным   типом наследования   (фенилкетонурия,   альбинизм,   болезнь   Тея­Сакса   и   др.);   сцепленные  c  Х­ хромосомой,   рецессивное   наследование   (гемофилия,   дальтонизм,   миопатия   Дюшина); сцепленное с У­хромосомой (раннее облысение, ихтиоз).  Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных хромосом ­ трисомия (синдром Патау, синдром Эдвардса, болезнь Дауна), моносамия (синдром Шерешевского­ Тернера, синдром Кляйнфелтера). Хромосомные заболевания, связанные со структурной перестройкой хромосом: делеция (синдром «кошачьего крика»), инверсия (микроцефалия). Врождённые   болезни:   наследственные   и   ненаследственные.   Причины   их   возникновения. Болезни   с   наследственной   предрасположенностью:   ревматизм,   бронхиальная   астма, шизофрения   и   др.   Профилактика   наследственно   обусловленных   заболеваний. Кровнородственные браки и наследственные болезни.  Наследственные   заболевания   крови   –   серповидно­клеточная   анемия,   болезнь   Кули. Практические работы:  Решение задач по теме «Наследственные заболевания». Заключительное занятие по курсу. Примерные темы рефератов: 1. XX век ­ Век Генетики.  2. Болезни генетического импринтинга и экспансии нуклеотидных повторов. 3. Биологического моделирования наследственной патологии человека. 4. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные  заболевания). 5. Генетика и проблемы человека.  6. Генетическая инженерия.  7. Генетическая рекомбинация в свете эволюции. 8. Геногеография — путь в наше прошлое. 9. Достижения генетики.  10. Достижения генной инженерии и биотехнологии.  11. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. 12. Евгеника – как наука, ее основные этапы развития и характеристика. 13. Клонированис человека: морально­этический и научный аспекты проблемы. 14. Международный проект «Геном человека». 15. Методы теоретической популяционной генетики.  16. Молекулярно­генетические механизмы старения. 17. Молекулярные механизмы генетической изоляции.  18. Мутации на генном уровне.  19. Наследственность и изменчивость.  20. Пренатальная и постнатальная диагностика наследственной патологии. 21. Работа медико­генетической консультации, методами профилактики, диагностики и лечения  наследственных заболеваний. 22. Роль   наследственности   и   среды   в   проявлении   специфических   для   человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. 23. Факторы повышенного риска рождения детей с хромосомными болезнями.  24. Характеристика   отдельных   заболеваний   (нарушения   аминокислотного   обмена, нарушения   углеводного   обмена,   нарушения   липидного   обмена,   нервно­мышечные заболевания,   болезни   соединительной   ткани,   нарушения   циркулирующих   и транспортных белков). 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  25. Тема  27. Содержание  26. 33. (кол­во часов) 1. Генетика как наука. 34. 35. 28. 31. Введение (1 час) 32. 36. Предмет генетики. Задачи изучения генетики. 37. История развития науки  и ее значение для медицины.  Г.Мендель ­ основоположник генетики. Значение  работ Д.Фриза, Д.Харди, В.Вайнберга, Т. Моргана для развития генетики.  38. Вклад   отечественных   ученых   в   развитие   генетики. Современные разделы генетики. Г. Мендель и его роль в становление генетики. История развития генетики после   Г.   Менделя   до   середины    XX  века.   Заслуги отечественных   ученых   Ю.А.   Филипченко,   Г.   А. Надсон,  Г.Д.   Карпеченко,  А.С.    Серебровский,   С.Г. Навашен,   Н.К. Кольцов, Н.И. Вавилов, П.Г. Лобашев и др.  39. Современные направления в исследовании генетики. 40. Психогенетика. Медицинская генетика. 41. Роль наследственности и среды. 42. Эволюционная генетика человека. 43. Перспективы человека как биологического вида с  точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование  человека: морально­этический и научный аспекты  проблемы. 44. 29. Виды деятельности  30. обучающихся 45. Давать   определения   основным   понятиям: генетика. Характеризовать  цели   и   задачи   изучения 46. генетики. 47. Ознакомление  с   тематикой   научных   работ   Г. Менделя,   Д.Фриза,   Д.Харди,   В.Вайнберга,   Т. Моргана, ролью учёных для развития науки.  48. Ознакомление  с   тематикой   научных   работ отечественных   ученых   Ю.А.   Филипченко,   Г.   А. Надсона,   Г.Д.   Карпеченко,   А.С.     Серебровского, С.Г.   Навашена,       Н.К.   Кольцова,   Н.И.   Вавилова,  Характеризовать  современные П.Г.   Лобашева. направления в исследование генетики. 49. Учащиеся должны знать: 50. − этапы становления генетики как науки: предмет генетики,     объекты   и   методы   исследования генетики, вклад отечественных ученых в развитие генетики, в исследовании генетики.   направления   современные   51. 52. 53. Тема 1. Основные понятия генетики и их взаимосвязь (4 часа) 54. 55. 57. Биография и работы основателя генетики Г. Менделя. Основные   понятия   генетики   и   их   взаимосвязь. 63. Давать   определения   основным   понятиям: 56. 2.  понятия Наследственность изменчивость. Основные генетики.   и     аллельные   гены, генетика; генотип; фенотип; кариотип; хромосомы; гены;     наследственность;   фенотипическая   изменчивость; изменчивость; генотипическая     изменчивость,   гибридизация, гибриды. 64. Применять   знания   генетических   законов   для объяснения биологических процессов. 65. Ознакомление   с   тематикой   научных   работ   Г.С. Филипова, Г. Мёллера, ролью учёных для развития науки.  66. Задания   для   самостоятельной   работы: подготовить сообщения на тему: 67.  1. Ученые генетики.  68.  2.Вклад в развитие генетики Н.И. Вавилова, И. В. Мичурина, С. Г. Четвирикова. 69. Понимать строение и типы метафазных хромосом человека, 70. использовать   знания   о   передаче   наследственной информации для ведения здорового образа жизни. 71. Наследственность и изменчивость.  58. Понятие   о   наследственном   факторе.   Моно   –   и дигибридное скрещивание. Анализ потомства. Законы наследственности,   установленные   Г.   Менделем. Доминантные   и   рецессивные   признаки.   Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие   гибридов   первого   поколения. Промежуточный   характер   наследования.   Закон расщепления признаков. Гипотеза «чистоты гамет». 59. Моно­,     ди­   полигибридное скрещивание. Статистический   характер   явлений   расщепления. Цитологические   основы   единообразия   первого поколения   и   расщепления   признаков   во   втором поколении.   Закон   независимого   наследования. Особенности аутосомного наследования.  60. Гибридологический метод генетики.     61. или Основные   формы   изменчивости. Фенотипическая, модификационная, изменчивость. Свойства модификаций. Роль условий внешней среды  в развитии  и проявлении признаков и свойств. закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от   генотипа.   Дискретные   и   непрерывные   признаки организмов.   Статистические   62. Генотипическая   изменчивость   и   ее свойства.   Мутации.   Причины   и   свойства   мутаций. Классификация   мутаций.   Генные   мутации.   Хромосомные Множественное   действие   гена. делеции,   дупликации, перестройки:   инверсии, транслокации. Геномные мутации. Основные группы геномных   мутаций:   анеуплоидия   и   полиплоидия. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. 72. 3.Цитологические основы  наследственности 73. Два   типа   клеточной   организации: прокариотические и эукариотические клетки. Общие принципы   организации   клеток.   Клеточная   теория строения организмов. Строение клетки. Хромосомы. Типы хромосом организмов. Структура хромосом в различные   периоды   жизненного   цикла   клетки. Кариотип.   Понятие   гомологичных   хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. 74.   митоз,   редупликация   ДНК; Жизненный   цикл   клеток.   Передача наследственной   информации   в   ряду   клеточных поколений   –   размножение   клеток.   Митотический цикл:   интерфаза   –   период   подготовки   клетки   к делению,   фазы митотического деления и преобразования хромосом в них.   Биологический   смысл   митоза.   Биологическое значение   митоза.   Передача   наследственной информации   из   поколения   в   поколение   –   половое размножение   организмов.   Гаметогенез.   Периоды образования   половых   клеток:   размножение   и   рост. Период созревания (мейоз); профаза­I  и процессы, в ней   происходящие:   конъюгация,   кроссинговер. Биологическое   значение   и   биологический   смысл мейоза.   Период   формирования   половых   клеток; сущность   и   особенности   течения.   Особенности сперматогенеза   и   овогенеза.   Осеменение   и оплодотворение.   и   внутреннее оплодотворение.   Партеногенез.   Развитие   половых клеток   у   растений.   Двойное   оплодотворение   у высших растений. Эволюционное значение полового размножения.   Наружное 75. Демонстрация   моделей,   схем   строения   клеток, органоидов   растительной   и   животной   клетки,   схем митоза   и   мейоза,   фигур   митотического   деления клетки в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме, микропрепаратов яйцеклеток. 76. Строение   и   типы   метафазных   хромосом   человека. Мейоз и его значение. Гаметогенез у человека. 81. Генетическая   роль   нуклеиновых   кислот.   Строение ДНК и РНК. Открытие ДНК. 82. ДНК ­ хранитель наследственной информации. 83. Состав, структура, функции ДНК. Строение ДНК, ее свойства.   Роль   ДНК   в   жизнедеятельности   клетки. РНК,   виды,   строение,   функции.   Сравнительная характеристика ДНК и РНК. Нуклеиновые кислоты ­ биологические   полимеры.   Нуклеотиды.   Передача наследственной   информации.   Биосинтез   белка. Структуры белковой молекулы.  Работы Д.Уотсона и Ф.   Крика.   Особенности   строения   и   полиморфизм ДНК.   Репликация   ДНК.   Генетическое   определение первичной структуры белков (биосинтез белка). 84. Генетический код и его свойства.   78. 4.Биохимические  основы  наследственности . 79. Практическая   №1. работа Решение   задач по теме: «Молекулярная генетика».   80. 87. Объяснять   строение   ДНК   и   РНК,   работы Д.Уотсона и Ф. Крика. 88. Решать задачи по молекулярной генетике. 89. Давать   определения   основным   понятиям: репликация;   транскрипция;   трансляция;   принцип комплементарности; цепь. Генетический   код;   элонгация; терминация.      инициация; лидирующая   90. Задания   для   самостоятельной   работы: «Сравнительная заполнить характеристика  нуклеиновых кислот». таблицу:     91. Выполнение практической работы №1 «Решение задач по теме: «Молекулярная генетика»». 92. 93. 5.Закономерности наследования  признаков  85. Практическая работа №1. Решение задач по теме: «Молекулярная генетика». 86. Определение   первичной   структуры   кодируемого белка   по   фрагменту   молекулы   ДНК.   Расшифровка строения участка ДНК по первичной структуре белка. Определение   процентного     состава   азотистых оснований ДНК  с использованием формулы: (А+Т)+ (Г+Ц)=100%. Определение длины гена. 94. Открытие   Г.   Менделем   законов   независимого   Аллельные   и   неаллельные   гены. наследования.   Гомозиготные,   гетерозиготные   и   гемизиготные организмы.   Доминантные   и   рецессивные   признаки   у человека. Законы  Менделя. 95. Взаимодействие генов:   комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропизм.  96. Типы   наследования   менделирующих   признаков   у человека.   Множественные   аллели.   Наследование групп крови. 97. Хромосомная   теория   наследственности   Т.   Моргана. Сцепленные   гены.   Линейное   расположение   генов   в   Кроссинговер. хромосомах.   Хромосомный полиморфизм.   Карты   хромосом   человека. Хромосомный   набор   клеток   человека.   Кариотип. Типы   хромосом.   Аутосомы   и   половые   хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом, хромосомные карты человека и группы сцепления. Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного),   кодоминирования,   сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов. Международный   проект   «Геном   человека»:   цели, основные   направления   разработок,   результаты.     аллельные   гены, 99. Выполнение теста: «Основные понятия генетики» 100.Давать   определения   основным   понятиям: генетика; генотип; фенотип; кариотип; хромосомы; гены;     наследственность;   фенотипическая   изменчивость; изменчивость; генотипическая     изменчивость,   гибридизация, гибриды,   репликация;   транскрипция;   трансляция; принцип   комплементарности;   лидирующая   цепь. Генетический   код;   элонгация; терминация.   инициация; 101.Учащиеся должны знать: 102.– основные правила и законы наследственности:  единообразие гибридов первого поколения,  расщепление признаков, независимое  наследование, сцепленное наследование;  103. – хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности; 104. – закономерности изменчивости организмов:  мутации, модификации, норма реакции, причины  изменчивости; 105.− механизмы реализации генетической  информации; 106.– значение генетики для медицины. 107. Различные виды генетических карт человека.  98. Тест: «Основные понятия генетики» 108.Тема 2. Методы изучения генетики человека (7 часов) 109. 127.Человек   как   объект   генетических   исследований. Сложность   изучения   генетики   человека.  Методы изучения человека. Генеалогический   метод.  Сущность   метода,   ученые, открывшие   метод.   Типы   наследования   признаков   у человека. генетики     128.Доминантные,   рецессивные   признаки   человека. Условные обозначения родословной. 129. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования. 130.Анализ и составление родословных. 131.Методики   анализа   родословных.   Составление родословных таблиц по имеющимся данным. Анализ собственных   родословных   с   целью   установления характера   наследования   признаков   и   выявления вероятности   проявления   их   у   потомков   пробанда. Решение   по генеалогическим таблицам.   исследовательских   задач   132.  Практическая   работа№2    «Решение   задач   на составление родословной». 133.Близнецовый метод. 134.Сущность близнецового метода.  135.Монозиготные   и   дизиготные   близнецы.   Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование   тех   или   иных   признаков   у   человека. Цитогенетические методы: простое культивирование соматических   клеток,   гибридизация,   клонирование, 164.Ознакомление  с   этапами   становления   генетики человека.   Ознакомление   с   методами   генетики человека. 165.Объяснять   сущность   генеалогического     метода изучения   генетики   человека,   называть     имена ученых, открывших метод. Характеризовать типы наследования признаков у человека. (Доминантные, рецессивные).  166.Записывать  условные обозначения  родословной. Составление генеалогических (родословных) древ. 167. Анализировать характер наследования того или иного признака в ряду поколений человека. 168.Давать   определения   основным   понятиям: пробанд;   аутосомно­доминантное   наследование; признаки   человека,   связанные   с   данным   типом наследования   (полидактилия,   синдактилия,   седая прядь   и   другие);   аутосомно­рецессивное наследование   (повышенная   волосатость,   рыжие волосы,   альбинизм   и   другие);   экспрессивность; пенетрантность. 169.Задания   для   самостоятельной   работы: составить   родословную   своей   семьи   по наследованию   морфологических   (фенотипических признаков) цвет глаз, волос. 170.Давать   определения   основным   понятиям: монозиготные   близнецы;   дизиготные   близнецы; сиамские близнецы. 110.6.Методы  изучения  генетики  человека. 111.Генеалогический метод   изучения генетики человека. 112.7.  Анализ   и составление родословных. 113.Практическая работа№2 «Решение   задач на   составление родословной». 114.8.Близнецовый метод. 115.9.Биохимический метод   генетики человека. 116.10.Практическа я работа №3.  117.Решение задач на моногибридное   и дигибридное скрещивание. 118.11.Практическа я работа №4. 119.  «Решение   задач   сцепленное на наследование признаков. Задачи на   наследование признаков сцепленных полом   человека». с у     120.12.Популяционн метод. ый Генетика популяций   и   ее значение для медицины.   121.Практическая работа№5  122.«Решение   задач тему:   на «Генетика популяций»». 123. 124. 125. 126. селекция соматических клеток.  Влияние генотипа на формирование   признаков.   Роль   наследственности   и среды   в   формировании   признаков.   Выявление наследственной   предрасположенности   человека   к ряду заболеваний. 136.Биохимический метод генетики человека 137.Сущность метода.       наследственных Закономерности наследования признаков у    Медико­генетическое консультирование.   Значение   консультирования   для профилактики заболеваний, вызванных мутацией генов. 138. человека и типы их наследования — аутосомно­ доминантный и аутосомно­рецессивный. Признаки: сцепленные с полом, детерминированные  полом, ограниченные полом. Сцепленное Наследование. Кроссинговер, его роль в  обогащении наследственного аппарата клеток. Полигенное наследование у человека:  комплементарность, эпистаз, полимерия,  плейотропное взаимодействие генов. Цитоплазматическое наследование у человека.  Цитогенетические основы определения пола в ходе  онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм,  гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса,  трансвестизм). Психогенетика. Роль наследственности и среды в  проявлении специфических для человека  фенотипических признаков — склонностей,  способностей, таланта. Общая и специальная  одаренность. 139.Практическая работа №3.  140.1).Задачи   на   моногибридное   скрещивание. 171.Задания для самостоятельной работы: 172. 1.Подготовить сообщения  (реферат) о сиамских близнецах. 173.2.Ответить на вопросы: 174.Почему   во   всем   мире   ведется   наблюдение   за близнецами и обмен информации этими данными между странами 175.В   чем   трудности   в   применении   близнецового метода в генетике человека. 176.Давать   определения   основным   понятиям: генеалогическое древо; таблица предков. 177.Задания для самостоятельной работы: решение генетических   задач   по   общей   и   медицинской генетике. 178.Давать определения основным понятиям:  ген; мутации;   обмен   веществ.   Серповидно­клеточная анемия:   сахарный   диабет; гемофилия; галактоземия.   фенилкетонурия; 179.Задания   для   самостоятельной   работы: подготовить   сообщения   о   наследственных заболеваниях   человека,   связанных   с   нарушением обмена   веществ:   решение   задач   по   медицинской генетике. 180.Задания для самостоятельной работы: решение задач   на   установление   наличия   равновесия   в популяциях   с   использованием   данных   о   частоте встречаемости групп крови у человека. 181.Задания для самостоятельной работы: решение генетических задач на применение закона Харди­ Вайнберга в  человеческих популяциях. 182.Учащиеся должны уметь: 183.– применять знания по молекулярной биологии, Анализирующее доминирование.   скрещивание.   Неполное 141.Моногибридное   скрещивание.   Полное   и   неполное доминирование,   Анализирующее   скрещивание. Группы   крови.   Резус­   фактор.   Кодоминирование   ­ наследование групп крови  человека. Донорство.   142.Основные   понятия:  моногибридное   скрещивание; гибриды; генотип; фенотип; аутосомы. Доминантные и гомозиготные, гетерозиготные   организмы;   аллельные   гены.   Резус­ фактор;   донор;   реципиент;   форменные   элементы крови; агглютинация; агглютиногены; агглютинины. рецессивные признаки;     143.Задания   для   самостоятельной   работы:  решение задач на наследование групп крови; резус­ факторы; передачу   признаков     при   полном   и   неполном доминировании. 144.2).Задачи на дигибридное скрещивание. 145.Признаки человека:     морфологические; физиологические; биохимические. Решение задач. 146.Основные   понятия:  дигибридное   скрещивание;   и решетка   Пеннета;   аутосомно­   доминантное   аутосомно­ рецессивное скрещивание. 147.Задания   для   самостоятельной   работы:  решение задач  по общей и медицинской генетике. 148.Практическая работа №4. 149.1).Задачи на сцепленное наследование признаков. Кроссинговер. 150.Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Опыты   Т.   Моргана   по   доказательству   сцепленного наследования   признаков.   Кроссинговер.   Результаты расщепления  при  свободном  комбинировании  генов, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия  сущности законов наследования; 184. – давать характеристику типам скрещивания,  приводить примеры, конкретизирующие  рассматриваемые закономерности; 185. – приводить примеры практического применения  генетических знаний в медицине, сельском  хозяйстве и др.; 186. – применять знания закономерностей  наследственности для обоснования мероприятий  по охране природы, приемов выращивания  растений и животных, получения новых сортов,  пород и гибридов; 187.−     объяснять   механизмы   создания,   встраивания новых   генов   в   геном   организма,   клонирование новых   организмов,   получение   трансгенных продуктов. 188.−   уметь   объяснять   этические, проблемы власти человека над генами.   моральные 189. – пользоваться генетической терминологией и  символикой; определять сферу деятельности  генетических законов применительно к  конкретным ситуациям; 190. – решать генетические задачи. 191.Выполнение практической работы №2  «Решение задач на составление родословной». 192.Выполнение   практической   работы   №3 «Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание». 193.Выполнение практической работы №4  «Решение задач на сцепленное наследование признаков. Задачи на наследование признаков  сцепленных с полом у человека». 194.Выполнение   практической   работы   №5 «Решение задач на тему: «Генетика популяций»». 195. при  полном и неполном сцеплении. 151.Основные понятия: кроссинговер; морганида. 152.Задания   для   самостоятельной   работы:  решение задач   на   определение   процента   кроссинговера; определение   локализации     построение генетических   карт   на   основе   сцепленного наследования и кроссинговера. гена; 153.2).Задачи на наследование признаков сцепленных с полом у человека. 154.Генетика   пола.   Хромосомное   определение   пола человека.   Генетические   карты   и   особенности   их строения. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. 155.Основные   понятия:  пол;   кариотип;   половые хромосомы; гемофилия; дальтонизм. 156.Задания   для   самостоятельной   работы:  решение задач на наследование признаков, за развитие которых отвечают   гены,   локализованные   в   Х­ хромосоме( доминантные, рецессивные гены). Задачи на   наследование   признаков,   за   развитие     которых отвечают гены, локализованные в У­ хромосоме.   157.Популяционный метод. Генетика популяций и ее значение для медицины.  158.Генетика   и   эволюционная   теория.   Популяция   как элементарная   единица   эволюции.   Генофонд популяции.   Перекрестно   оплодотворяющиеся   и самооплодотворяющиеся   популяции.   Панмиксия. Генетические   процессы   в   популяциях.   Идеальные   и реальные   популяции.   Условия   существования   в природе идеальной популяции.  159.Сущность популяционного метода. Закон Д.Харди, В. Вайнберга.   Значение   популяционной   генетики   для медицины. Опасность близкородственных браков. 160.Основные   понятия:   панмиксия;   популяционное равновесие;   закон   Харди­Вайнберга;   полиморфизм. Частоты   генов   и   генотипов,   и   их   прогноз   для следующих поколений. 161.Решение задач на тему: «Генетика популяций». 162.Решение   задач   с   использованием     закона   Харди­ Вайнберга. 163.Практическая работа№4 Решение задач на тему:  «Генетика популяций». 196.Тема 3. Основы медицинской генетики (3 часа) 198.13.  Хромосомные и  геномные  наследственные  заболевания  человека. 199.14. Болезни с  наследственной  предрасположенн остью. 200.Профилактика  наследственно  обусловленных  заболеваний.  201.15.Практическа я   работа   №6. Решение задач по теме «Наследственные 197. 203.Хромосомные и геномные наследственные  заболевания. 204.Классификация наследственных заболеваний  человека. 205.Моногенные заболевания с аутосомно­доминантным типом наследования. 206.Хромосомные   заболевания.   Врождённые   болезни: наследственные   и   ненаследственные.   Причины   их возникновения.   207.Наследственные заболевания крови – серповидно­ клеточная анемия, болезнь Кули. 208.Мутации, встречающиеся в клетках человека  Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках  человека: соматические и генеративные; летальные,  полулетальные, нейтральные; генные или точковые,  хромосомные и геномные. Наследственные заболевания. Моногенные заболевания, наследуемые как  аутосомно­рецессивные (фенилкетонурия,  211.Классифицировать наследственные заболевания  человека. 212.Ознакомление с хромосомными  и геномными  наследственными заболеваниями человека, с  болезнями с наследственной  предрасположенностью. 213.Характеризовать методы профилактики  наследственно обусловленных заболеваний.  214.Применять   знания   генетических   законов   для объяснения   биологических   процессов.   Решение задач по теме «Наследственные заболевания». 215.Выполнение практической работы №6. Решение задач по теме «Наследственные заболевания». заболевания». 202. галактоземия, муковисцидоз и т. д.), аугосомно­ доминантные (ахондроплазия, полидактилия, анемия  Минковского— Шоффара и т. д.), сцепленные с Х­ хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия,  миопатия Дюшенна), сцепленные с Х­хромосомой  доминантные (коричневая окраска эмали зубов,  витамин D­резистентный рахит и т. д.), сцепленные с  Y­хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.). Хромосомные и геномные наследственные  заболевания, связанные с изменением числа целых  аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром  Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа  половых хромосом (синдромы Шерешевского— Тернера, Кляйнфельтера, трисомии Х и т. д.). Врожденные заболевания. Критические периоды в  ходе онтогенеза человека. Пагубное влияние на  развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя,  никотина и других составляющих табака, а также  продуктов его горения, наркотиков, принимаемых  беременной женщиной.  Болезни с наследственной предрасположенностью:  мультифакториальные): ревматизм, ишемическая  болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз,  бронхиальная астма, шизофрения и т. д.) особенности  их проявления и профилактика. Кровнородственные  браки и наследственные болезни. Профилактика наследственно обусловленных  заболеваний. Негативное влияние на развитие плода  лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и др. 209.Медико­генетическое консультирование. Методы  пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная  терапия. 210.Практическая работа №6. Решение задач по теме  «Наследственные заболевания». 216.Тема №4. Биотехнология и генная инженерия (2 часа) 217. 218.16.  Биотехнология.  Успехи и  перспективы  биотехнологии. 219.17. Сущность  генной инженерии и ее значение для  лечения  наследственных  заболеваний. 220.Биотехнология,  объекты,   участвующие   в биологических   процессах.   Методы   биотехнологии: клеточная   технология;   культура   тканей   и   органов. Метод амнеосинтеза.  221.  Успехи и перспективы биотехнологии. 222.Генная инженерия.  223.Сущность   генной   инженерии   и   ее   значение   для лечения наследственных заболеваний. Методы генной инженерии: рестрикция, лигирование, трансформация, скрининг. 224.Перспективы     генной   инженерии.   Этические   и нравственные аспекты генной инженерии. 225.Причины онкологических заболеваний. Теории рака: мутагенная, вирусогенетическая. 226.Значение генной инженерии для лечения рака. 227.Давать   определения   основным   понятиям: биотехнология;   штаммы;   клеточная   инженерия; пренатальная диагностика. 228.Задания   для   самостоятельной   работы: подготовить   сообщения   о   методах   клеточной инженерии. 229.Задания для самостоятельной работы: решение задач по молекулярной генетике. 230.Давать   определения   основным   понятиям: клонирование;   плазмиды; онковирусы; онкогены; онкобелки. рестриктазы;   231.Задания   для   самостоятельной   работы:   по   темам:   «Генная подготовить   сообщение   инженерия и рак», 232. «Клонирование: за и против», «Излечим ли рак?». 233. 234.Обобщение и систематизация знаний по курсу «Генетика человека» (1 час) 236.18. Защита  реферата  по  курсу «Основы  биохимии». 237. 235. 238.Обобщение   и   систематизация   знаний   по   курсу «Основы биохимии». 239.Защита реферата по одной из выбранных тем.  240. 241.Защита реферата  по курсу «Основы биохимии». 242.­ выбирать тему реферата;  243.­ формулировать задачи исследования;  244.­ составлять план исследования;  245.­ работать с необходимой литературой;  246.­ анализировать результаты работы;  247.­ оформлять результаты работы; 249. 254. 250. Итого: 18 часов. 251. Практических работ – 6. 252. 248.­ представлять результаты в форме презентации. 253. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                          255. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 258.Наименование объектов и средств 259. материально­технического обеспечения 260.Дидактич еское описание 263.Используе тся  педагогом  при  разработке и  составлени и рабочих  программ  по  предмету;  при  разработке дидактичес ких  материало в; в работе  с  обучающи мися.  256. № 257. п/п 1. 2. 3. 4. 5. 261.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 262.Авторская     программа  элективного   курса   Ю.В.   Филичевой, допущенной   Министерством   образования   и   науки   Российской Федерации.   (Программа   элективных   курсов.   Биология.   10­11 классы. Профильное обучение /Авт.­сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005).  264.Литература для учителя 265.1.Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высшая школа, 1985. 266.2.Асланян   М.М. От гена  к геномике.  ­  Журнал  «Биология  в школе», №6,2003. 267.3.Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков. ­ Журнал «Биология в школе», №2, 1991.  268.4.Бочков   Н.П.,   Захаров   А.Ф.,   Иванов   В.И.   Медицинская генетика. М.: Медицина , 1984.  269.5.Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970. 270.6.Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. ­ М.: Медицина, 1986.  271.7.Киселева   З.С.,   Мягкова   А.Н.   Методика   преподавания факультативного курса по генетике. Пособие для учителей. ­ М.: Просвещение, 1979. 272.8.Приходченко Н.Н., Шкурат Т.Т. Основы генетики человека. Р.­на ­ Д. «Феникс», 1997.  273.9.Хелевин   Л.В.,   Лобанов   А.М.   Задачник   по   общей   и медицинской генетике: Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1976.  275.Литература для учащихся 276.1.Бахур В.Т. Это неповторимое «я». М.: Знание, 1986. 277.2.Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике).   /   Составитель   Н.М.   Киреева.   –   Волгоград: «Издательство «Учитель», Петросова Р.А. Основы генетики. – М.: Дрофа, 2004. 278.3.Богданов   А.А.   Медников   Б.М.   Власть   над   геном. М.:Просвещение,1989. 279.4.Высоцкая М.В. «Тренажер по общей биологии для учащихся 10­11 классов и поступающих в вузы». Волгоград,2006 год. 280.5.Лаптев Ю.П. Занимательная генетика. М.: «Колос», 1982. 282.Энциклопедии по биологии 283.Биологический   энциклопедический   словарь.   /   Под   ред.   М.С. Гилярова. – М.: Сов. 1 Энциклопедия, 1989. 285.Сборники задач 286.1.Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство  «Первое сентября», 2002. 287.2.Мухамеджанов И.Р. «Тесты, зачеты, блицопросы 10­11 класс по общей биологии». М., 2006 год. 289.Печатные пособия 6. 290.Комплект таблиц по биологии. 291.Портреты учёных­биологов. 292. 7. 295. 294.Цифровые образовательные ресурсы 296. MULTIMEDIA ­ поддержка курса  297.Биология, химия, экология:  Электронное учебное издание. ­ М.   :   Министерство   образования   РФ,   ГУ   РЦ   ЭМТО,   ООО "Физикон", ООО "Дрофа", 2005. ­ CD­ROM. ­ Межпредметный интегрированный курс включает: теоретический материал, 600 вопросов и задач, виртуальные эксперименты, видеофрагменты.   ­ Республиканский   мультимедиа   центр.   ­   2004.   лабораторный практикум,   аттестация,   биогеографические   карты,   атлас анатомии   и   физиологии   человека,   хрестоматия,   словарь терминов, интернет­поддержка. 298.Биология.6­11кл.:   Учеб.электр.   CD   1.   издание. 299.Биология.6­11кл.:   Учеб.электр. ­ Республиканский   мультимедиа   центр.   ­   2004.определитель растений, коллекции фотоизображений, видеозаписей поведения животных, методическое пособие для учителя.   CD   2.   издание.   300.Биология.   6­11   класс:   Лабораторный   практикум:   Учебное электронное издание. ­ М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004. ­ 2 CD­ROM. ­ (. I). ­ Победитель конкурса по созданию учебной   литературы   нового   поколения   на   электронных носителях   для   общеобразовательной   школы,   проводимого НФПК  301.Открытая биология: Версия 2.6. ­ М.: ООО "Физикон", 2005. ­ CD­ROM. ­ Интерактивный курс включает: иллюстрированный учебник;   50   интерактивных   моделей;   1300   фотографий, рисунков   и   схем;   более   700   вопросов   и   задач   различной сложности; 302.Природа, человек, общество.  ­ М.: ООО "ДОС", 2004. ­ CD­ ROM.   ­   Содержит   демонстрации,   учебные   задания,   игровые сюжеты,   тест,   поисковую   систему;   журнал   учета   работы ученика;   методические   материалы;   систему   составления контрольных работ; 303.Интернет­ресурсы: 304.Сборник задач по генетике с решениями     305.http://www.licey.net/bio/genetics  306.Генетика проблемы человека     и http://www.medvuz.ru/referats/medgenetic/111.html       307.Большая   библиотека   книг   по   молекулярной   биологии   и   293.Печатные  пособия  имеют  сменную  экспозици ю в  кабинете 333.Ориентир ованы на  систему  дистанцио нного  обучения,  различные  формы  учебной  деятельнос ти (в том  числе  игровую),  носить  проблемно ­ тематическ ий  характер и  обеспечива ть  дополните льные  условия  для  изучения  отдельных  предметны х тем и  разделов  стандарта.  Используе тся для  создания  тематическ их и  итоговых  разноуровн евых генетике. База знаний по биологии человека, раздел «Генетика» http://molbiol.ru/   http://humbio.ru/humbio/genetics.htm    308.Научно­популярный сайт по генетике 309.http://mygenome.ru/   310.Медико­генетический   научный   центр  РАМН  http://www.med­ gen.ru/clinics/price/ http://www.niimid.ru/materials.aspx?part=63  311.Типы наследования моногенных болезней. 312.http://www.teosofia.ru/biologos/viewtopic.php?f=32&t=175  313.Задачи генетике http://festival.1september.ru/articles/312039/   314.http://www.virtulab.net/Виртуальная   по     человека образовательная лаборатория 315.http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн. 316.www.bio.1september.ru 317. – газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября»;  318.www.bio.nature.ru– научные новости биологии;  319.http://www.gnpbu.ru/.   Подборка   интернет­материалов   для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. 320.http://school­collection.edu.ru  Единая   коллекция   цифровых образовательных ресурсов.  Комплекты  электронных таблиц по биологии 321.   322.http://www.varson.ru/bio_ser1botanika.html 323.http://uchkopilka.ru/biologiya/informatsionno­spravochnye­ materialy/item/5999­tablitsy­po­biologii­20150316 324.http://biouroki.ru/material/biologiya­v­shemah­i­tablitsah/ 325.http://tnktop.ucoz.ru/index/tablicy_po_biologii/0­33 326.http://istudy.su/nabor­sxem­po­biologii­zhivoj­organizm/ 327.    Справочные таблицы по биологии по всем темам курса 328.http://infotables.ru/biologiya 329.http://схемо.рф/schema/biologija 330.   331.http://www.alleng.ru/d/bio/bio398.htm 332.http://www.anatomcom.ru/ 336.Общепользовательские цифровые инструменты учебной  деятельности. (Пакет прикладных программ (текстовых,  табличных, графических и презентационных)  Атласы  338.Экранно­звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) 9. 339.Комплект видеоуроков по биологии. 341.Технические средства обучения (средства ИКТ) 10. 342.Доска интерактивная – лекционная  344.Мультимедиа проектор 346.Компьютер Pentium 4 348.Монитор Samsung 350. МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a тренировоч ных и  проверочн ых  материало в для  организаци и  фронтальн ой и  индивидуа льной  работы. 334.ЦОРы  ориентиро ваны 335.на  различные  формы  познавател ьной  деятельнос ти(исследо вательскую ,   проектную  работу) 337.Пакет  прикладны х  программ  340. 343.Основные  технически е  требования :  графическ ая  операцион ная 352.Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. 353. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ 354.Общего назначения и демонстрационные система,  возможнос ть выхода  в  Интернет. 355. 10. 356.Демонстрационная зона 359.Лабораторное оборудование.  360.Столик подъемный.  361.Штатив металлический ШЛБ. 362.Лабораторная  посуда. 357.Учебно­ практическ ое и  учебно­ лабораторн ое  оборудова ние.  358. 364.Реактивы для проведения демонстраций, лабораторных опытов и практических занятий 365. 367.Набор химических реактивов 366. 11. 369. 368.Учебно­ практическ ое и  учебно­ лабораторн ое  оборудова ние.

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»

Рабочая программа элективного курса «Генетика человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018