Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
30.05.2018
Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)
Рабочая программа элективного курса для девятиклассников составлена в соответствии с подготовкой к устной форме экзамена по русскому языку в 9 классе. Она состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования занятий, направленных на систематизацию и обобщение знаний, умений и навыков по нормам русского литературного языка. Программа рассчитана на 17 часов.Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи" 9 класс.
РП курс ГОВОРЕНИЕ.doc
1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………….. 2 2. Содержание курса……………………………………………….. 4 3. Календарно­тематическое планирование……………………….5 4. Литература………………………………………………………...8 5. Приложение № 1…………………………………………………..9 6. Приложение № 2………………………………………………….11 7. Приложение № 3………………………………………………….17 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая   программа   элективного   курса   «Культура   устной   речи» составлена на основе примерной программы элективного курса авторов Т.В. Потёмкиной   и   С.В.   Сабуровой   (сборник:   «Программы   элективных   курсов. Русский язык. 10­11 классы. – МО ООО «Русское слово» ­ РС», 2014 г.) и в соответствии с областным базисным учебным планом № 647 от 28. 12. 2012., утверждённым   комитетом   образования,   науки   и   молодёжной   политики Новгородской области. Элективный   курс  «Культура   устной   речи»  предполагает   работу   по   подразумевает   анализ   и формированию   грамотной   устной   речи, редактирование   словосочетаний,   предложений   и   текстов,   содержащих речевые ошибки. Программа направлена на дополнение содержания учебного курса и соответствует задачам стандарта среднего образования по русскому языку, адаптирована к подготовительной тренировочной работе для устной формы экзамена «Говорение» в 9 классе, рассчитана на 17 часов в год.  Цель   курса  заключается   в   совершенствовании   и   развитии   навыков порождения   содержательной,   правильной,   выразительной,   спонтанной, воздействующей   устной   речи.   Данный   элективный   курс   развивает   умения школьников   контролировать   свою   устную   речь,   совершенствует   качество речи, воспитывает уважительное отношение к собеседнику.            На занятиях учащиеся должны научиться:  •   грамотно,   правильно   и   выразительно   читать   и   пересказывать тексты;  • выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;  • излагать материал на основе личного жизненного опыта;  • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;             Главной целью курса является формирование качественной стороны устной связной речи, которая состоит из:              •   Выразительности   речи,   представленной   в  умении   отобрать   такие средства,   которые   помогли   бы   говорящему   эмоционально   передать   свои мысли, обеспечили бы воздействие их на слушателей и вызвали бы интерес и 3 внимание   к   излагаемому.   Выпускник   должен   владеть  повышением   и понижением   голоса,   уметь   изменять   его   силу,   темп,   тембр,   выделять   из речевого потока отдельные слова и выражения.               • Логичности речи,  предполагающей  четкое построение высказывания, наличие   в   нем   тезисов,   доказательной   части   и   вывода,   соблюдение хронологической   последовательности   изложения   мыслей,   их взаимозависимость и взаимообусловленность, непротиворечивость фактов и обоснованность выводов.         • Содержательности речи, предполагающей наличие определенного опыта у   говорящего,   а   также   знаний   им   фактического   материала   для   полного   и глубокого раскрытия темы и основной мысли своего высказывания.  Основными  формами   работы  в   рамках   курса   являются   групповые занятия   по   анализу   примеров   словосочетаний,   предложений,   текстов, содержащих   речевые   ошибки,   и   их   редактирование,   а   также   тренинг   по вариантам заданий для устной формы экзамена по русскому языку в 9 классе «Говорение». Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса В   результате   изучения   элективного   курса   ученик   должен приобрести знания: ­ правил выразительного чтения; ­ классификации речевых ошибок; ­ видов лексических ошибок: ­ видов грамматических ошибок; ­ видов логических ошибок. умения: ­ употреблять языковые средства, отвечающие нормам литературного языка, в соответствии с целями монолога и диалога; ­ пользоваться выразительными средствами языка в разных типах речи: в описании, повествовании и рассуждении; ­ отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль; ­ избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций; ­ исправлять сказанное;                    ­ пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.  навыки:  ­ выразительное чтение текста; ­ подробный пересказ текста с включением цитаты; 4 ­ монологическое высказывание в соответствии с определённым типом речи: описание, повествование, рассуждение; ­ ведение диалога на заданную тему;  ­ ведение выразительной, содержательной и логичной речи; Требования к содержанию говорения как вида речевой деятельности: •   апеллировать   к  личному   опыту  школьников,   к  чувствам   и эмоциям; • быть посильным в задаваемой речевой задаче;  • предусматривать наличие собственной точки зрения ученика;  •   стимулировать   наблюдения,   размышления,   самостоятельные   выводы   и обобщения;  • способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;  • приобщать школьников к культурному наследию страны;  • способствовать социологизации;  •   характеризоваться  избыточностью,   что   даст   возможность   реализации индивидуального подхода в развитии устной речи на элективных занятиях. Содержание элективного курса Тема 1. Классификация речевых ошибок. Речевая   норма.   Понятие   «речевая   ошибка»   и   «речевой   недочет». Причина возникновения речевых ошибок. Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические. Тема 2. Лексические ошибки и их исправление.  Речевые   ошибки,   вызванные   неправильным   выбором   слова.   Ошибки, нарушающие   стилистическое   единство   текста.   вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.   Ошибки, Тема 3.  Грамматические ошибки и их исправление. Морфологические ошибки. Ошибки в употреблении существительных. Ошибки в употреблении глаголов   и   глагольных   форм.   Ошибки   в   употреблении   числительных   и местоимений.   Синтаксические   ошибки.   Разнотипность   частей   сложного предложения.   Смешение   конструкций.   Нарушение   порядка   слов   в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов. Тема   4.  Логические   ошибки   и   их   исправление.   Последовательность описания   иллюстрации.   Последовательность   действий   в   повествовании. 5 Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступления от тезиса. Ошибки в аргументации. Тема 5. Итоговая работа.  Выполнение   заданий   зачётной   работы   устной   формы   экзамена   по русскому языку «Говорение», состоящей из 4 частей: выразительной чтение текста публицистического стиля, пересказ этого текста с сохранением всех микротем и с включением цитаты, монолог на выбранную тему и диалог на заданную тему по вопросам.  Календарно­тематическое планирование  № Тема Часы Элементы содержания Виды деятельности Прим ечан ия  2 1. Классификация  речевых Ошибок Речевая норма.  Понятие «речевая ошибка»  и «речевой  недочет».  Виды речевых  ошибок 2. Причина возникновения речевых ошибок. Вводная лекция. Знакомство с примерами текстов, содержащих речевые ошибки. Виды речевых ошибок: орфоэпические, лексические, грамматические, логические.  Анализ речевых ошибок. Чтение страниц  орфоэпического  словаря. 3 Лексические  ошибки и их Исправление Речевые ошибки, вызванные  неправильным выбором слова. Ошибки,  нарушающие стилистическое  единство текста.  4­ 5 6 7 Ошибки,  вызванные лексической  неполнотой высказывания или многословием. Ошибки,  связанные с употреблением фразеологизмов.  Грамматические  ошибки и их  исправление 8 Морфологические ошибки. 5 1 2 1 1 4 2 6 Анализ лексических ошибок.  Слово и его  лексическое  значение,  синонимия и  стилистическая  окраска. Стили речи и их  функциональные  различия.  Нарушение стилистического единства текста.  Редактирование Текстов разной  стилистической  принадлежности, содержащих речевые ошибки.  Лексическая неполнота высказывания, многословие.  Конструирование предложений на  заданную тему. Употребление фразеологизмов. Конструирование предложений с  фразеологически ми оборотами.  Ошибки в употреблении существительных глаголов и глагольных форм, Анализ грамматических ошибок. Редактирование текстов, Синтаксические  ошибки. Нарушение  порядка слов в предложении.  Ошибки в выборе союзов  союзных слов.  9 10 11 7 числительных,  местоимений. 2 Разнотипность частей сложного предложения. Смешение конструкций. Несоответствие  значения союза и  его употребления  в предложении. 12 13 14 Логические  ошибки и их исправление. 3 Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступления от тезиса. Ошибки в аргументации.  Правила  цитирования. содержащих морфологически е ошибки.  Анализ текстов с  синтаксическими ошибками. Конструирование предложений в  соответствии с  синтаксической  нормой. Сочинительные и  подчинительные  союзы и их  значение.  Практика  конструирования предложений в  соответствии со  значением  союзов. Замена  бессоюзных  сложных  предложений  сложносочинённ ыми и  сложноподчинённ ыми  предложениями. Анализ текстов, содержащих логические ошибки. Редактирование текстов  ученических  сочинений.  Выбор места в  тексте для  логически Итоговое занятие 3 15 16 8 Выразительное  чтение текста  публицистическог о стиля. Пересказ текста с  включением  цитаты. Монологическое  высказывание в  соответствии с  типом речи: ­описание, ­повествование, ­рассуждение. Диалог на  выбранную тему. 17 Анализ  результатов  зачётной работы устной формы  экзамена  «Говорение». 1 Критерии   оценки зачётной   работы устной   формы экзамена «Говорение». верного  цитирования. Индивидуальное выполнение  вариантов устной формы экзамена  «Говорение».   Применение  правил  выразительного  чтения и  содержательного  пересказа.  Использование  правил  цитирования. Устная  содержательная,  выразительная,  логичная  спонтанная речь.  Умение давать  правильный и  полный ответ  ответ на  поставленный  вопрос. Индивидуальное  исправление  речевых,  грамматических,  орфоэпических,  логических   ошибок. 9 Литература 1. Ладыженская   Т.   А.,   Зепалова   Т.   С.   Методические   указания   по факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (7­8   классы)»   /   Т.   А.   Ладыженская.,   Т.   С.   Зепалова.   –   М.: «Просвещение», – 1982. – 160 с.  2. Егораева   Г.   Т.   Русский   язык.   Тренажёр.   Пособие   по   подготовке   к устной части. Раздел «Говорение» / Г. Т. Егораева. – М.: «Экзамен», 2018. – 80 с. (Серия «ОГЭ. Тренажёр»).  3. Озаровский   Ю.Э.   Музыка   живого   слова:   основы   русского художественного чтения. Пособие для чтецов, певцов, драматических о   оперных   артистов,   ораторов,   педагогов   /   Ю.Э.   Озаровский.   М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 336 с. 4. ФИПИ Образцы контрольно измерительных материалов для раздела               «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому  языку М.: 2017.  5. Чехов   А.П.   Рассказы.   Пьесы.   «Письмо   к   учёному   соседу», «Каникулярные   работы   институтки   Наденьки»   /   А.   Чехов.   –   М.:, Олимп, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 640 с. – (Школа классики).  6. Цыбулько   И.   П.,   Малышева   Т.   Н.   ОГЭ.   Русский   язык.   Устное собеседование:   типовые   варианты:   20   вариантов   /   под   ред.   И.   П. Цыбулько. – М.: «Национальное образование», 2018. – 88 с.  Приложение № 1 Памятки по правилам культуры устной речи. Правила выразительного чтения 1. Создать обобщённый образ речи. 2. Внедрить единство мысли и чувства. 3. Отобразить звуковую, музыкальную сторону речи. 4. Выделить грамматические центры текста. 5. Соблюдать логические ударения в предложениях. 10 6. Выдерживать   интонацию при  чтении:  паузы, повышение  и  понижение тона и тембра голоса. Последовательность подготовки к пересказу: •самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль;  •пронумеровать количество абзацев;  •выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста;  •установить причинно­следственные связи между событиями;  • пересказать текст, логично и уместно включив приведенное высказывание. Определение спонтанной речи Спонтанная   речь   –   разновидность   устной   речи   в   диалогической   форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать.   Спонтанная речь – это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной неподготовленностью,   непринужденностью и непосредственностью общения.  характеризующейся     речи, Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь.  Спонтанность речи – это целевая характеристика обучения устной речи. Коммуникативность речи   диалог)   основным   условием Независимо   от   формы   (монолог, коммуникативности речи является связность.   Критерии   связности   устного   сообщения:   смысловые   связи   между   частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между   частями   (членами)   предложения   и   законченность   выражения   мысли говорящего.  •Другая   важнейшая   характеристика   развернутого   высказывания   – последовательность   изложения.  Нарушение   последовательности   всегда негативно отражается на связности текста.  •К   числу   основных   нарушений   последовательности   изложения   относятся: пропуск,   перестановка   членов   последовательности;   смешение   разных рядов   последовательности   (когда   ученик,   не   закончив   описания   какого­ 11 либо   существенного   свойства   предмета,   переходит   к   описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.). Правила создания монологического высказывания  Пополняем словарный запас при описании  Подберите синонимы к словам:  Фотография (фотоснимок, фото, фотокарточка)  Сфотографировать (сделать снимок, снять на фотокарточку, запечатлеть)  Увидеть  (заметить,   различить,   увидать,   приметить,   заприметить, усмотреть,   углядеть,   подметить,   посмотреть,   уловить,   осознать, разглядеть, ухватить, подсмотреть, застать, рассмотреть)  Изобразить отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, выразить)   воспроизвести,   воссоздать,  (показать,   представить, Повествование как тип речи Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.  Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1­2­3­4…)  Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как­то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.  • Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие   друг   друга   во   времени.   Единичные   формы   глаголов несовершенного   вида   обозначают   продолжительность   или   повторяемость действий.  •Как   средства   связи   предложений   используются   слова  сначала,   прежде всего, в первую очередь  и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.  •Повествование может быть представлено серией назывных предложений.  Рассуждение Тезис   рассуждения   следует   формулировать   как  простое   предложение   с подлежащим и сказуемым.  Тема   текста   в   тезисе   отражается   в   составе   подлежащего,   а   «новое»   (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого. 12 Приложение № 2 Исправление речевых и грамматических ошибок.  Варианты заданий • Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.  Нужно заниматься самообразованием.  1. Самообразование   невозможно   без   умения   четко   формулировать цель.  2. Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.  3. Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.  4. Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.  5. Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне.  6. Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.  7. Самообразование   по   русскому   языку   нужно   не   только профессиональному журналисту или преподавателю.  • Исправь речевые ошибки. 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление   многозначных   слов   или   омонимов,   приводящее   к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из­за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из­за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. 13 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность­ плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! 8.Неуместное   повторение   одних   и   тех   же   либо   однокоренных   слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В   рассказе   А.П.Чехова   «Ионыч»   говорится   –   (повествуется,   идет   речь)   о враче… 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. 11.Двусмысленность   высказывания   при   неудачном   использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.  1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный   шоп­тур,   потому   что   хочу   познакомиться   с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую­либо страну на постоянное жительство.                                                                 СЛОВАРЬ БЕСТСЕЛЛЕР   –   пользующаяся   повышенным   спросом   книга,   издаваемая большими тиражами.   ШОП­ТУР   –   поездка   (обычно   за   границу)   с   целью   приобретения   вещей, продуктов и т. п. 14 СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле. КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный. ЭМИГРАНТ   –   переселенец   из   своей   страны   в   какую­либо   другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую­либо страну на постоянное  жительство. Выберите из слов в скобках необходимые   (с учетом лексической сочетаемости слов)  1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет),   стоимость   (высокая,   дорогая),   цена   (низкая,   дешевая),   играть  (значение,   роль),   (оказывать,   производить)   впечатление,   отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2.   Утолить   (жажду,   голод,   печаль,   страх),   плеяда   (талантливых   ученых, сквернословящих   хулиганов),   стая   (ворон,   зайцев,   волков),   глубокая (старость,   юность,   ночь),   ранний   (вечер,   день,   утро),   оказать   (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу). Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании 1.   Продлить   (абонент,   абонемент),   (архитекторский,   архитектурный) коллектив,   (будняя,   будничная)   одежда,   (ветреный,   ветряной)   человек, (впечатлительное,   впечатляющее)   зрелище,   (гарантийная,   гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье). 2.   гречневое)   поле, (двухгодичный,   двухгодовалый)   жеребенок,   (деревянная,   древесная)   кора, (лобная,   лобовая)   атака,   (луковичный,   луковый)   привкус,   (луковичная, луковая)   форма   куполов,   (националистический,   национальный)   костюм, (снискать, сыскать) уважение.   голосовые)   связки,   (Голосистые,   (гречишное, Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность 1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал. 3.   Сергей   –   настоящий   меломан   пения   и   музыки.   –   Сергей   –   настоящий меломан. 15 4.   Врач   обнаружил   нарушение   двигательной   моторики   желудка.   –   Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 6. Все гости получили памятные сувениры. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их Употребление   в   речи   по смыслу   и   потому   логически   излишних   слов называется ПЛЕОНАЗМОМ синонимами 1. Писатель писал роман в послевоенные годы.       2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3. Герои­подпольщики вели себя героически. 4. Илюша говорил, что случился этот случай на зимой. 5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6. Активисты активно участвуют в работе.  Повторение   однокоренных   слов   или   одинаковых   морфем   называется ТАВТОЛОГИЕЙ Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов  1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Употребление в речи фразеологизмов. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … Бросились искать приезжего, а его и след ... У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ... Слова­паразиты  Слова­паразиты – это такие слова, которые засоряют речь. 16 К   ним   относятся   разнообразные   частицы,   которыми   говорящий   заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п. Употребление слов­паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно. Корректирование предложений. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки. 1.   Два   единственных   вопроса   тревожили   жителей   города:   вода   и   тепло (единственный ­ «только один»). 2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал). 3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных). 4.   Хороший   руководитель   должен   во   всем   показывать   образец своим подчиненным (показывать пример). 5.   Проливной   ливень   заставил   нас   спрятаться   под   навес   (лишнее   слово­ проливной). 6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль). 7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических). 8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит). https://infourok.ru/uroki­po­teme­leksikologiya­leksicheskie­oshibki­i­ih­ ispravlenie­532552.html (дата обращения 25.02. 2018.) Грамматические ошибки 1. 2. Ошибочное словообразование. (благородство), Благородность   (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).   подчерк   Ошибочное образование форм слов (почерк),   трудолюбимый более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из­за утраты духовности. 3. Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом. 4. 5. Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе). Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 17 6. 7. 8. 9. Большинство   возражали   (возражало)   против   такой   оценки   его   творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения). Нарушение способа выражения сказуемого Все   были   рады,   счастливы   и   веселые   (весѐлы).   Дубровский   сам   был гвардейский офицер (гвардейским офицером). Ошибки в построении предложения с однородными членами Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю). Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая   текст,   возникает   чувство   сопереживания   (я   сопереживаю   героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся   под   ногами).   Марью   Кирилловну   заперли   в   комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату). 10. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон. 11. 12. 13. 14. 15. Смешение прямой и косвенной речи Базаров   говорит   Аркадию,   что   твой   (его)   отец   –   человек   отставной,   его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента. Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть.   Потому   что   он   был   невысокого   роста   (Его   не   приняли   в баскетбольную   команду,  потому  что   он  не  умел  играть   и  был   невысокого роста). Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (решение) провести субботник. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Когда   наступил   декабрь,   погода   резко   изменяется   (изменилась).   Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Ошибки, связанные с употреблением частиц Хорошо   было   бы,   если   бы   на   картине   стояла   бы   (лишнее   слово)   подпись художника.   В   тексте   всего   раскрываются   (раскрываются   только)   две проблемы. https://infourok.ru/vidi­rechevih­i­grammaticheskih­oshibok­746560.html (дата обращения 25.02.2018.) 18 Приложение № 3  Дополнительная схема оценивания заданий 1и 2, 3 и 4. (см. отдельным файлом)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)

Рабочая программа элективного курса "Культура устной речи " (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018