Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл
01.10.2017
Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс
Актуальность программы определяется достаточно высокой степенью научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу), которая должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. Полученные учащимися знания будут способствовать формированию навыков грамотного письма. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.Элективный курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы: тестирование и анализ тестов, мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм. На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросу, рассмотренные в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне.
Элек курс Орфография вокруг нас 10 классг.doc
Рабочая  программа                                     элективного курса   по русскому языку                                        «Орфография вокруг нас», 10 класс              2017 год Пояснительная записка. Рабочая   программа      элективного  курса  по русскому языку  «Орфография вокруг нас»  для 10  класса составлена на основе:    ­ Учебного плана МБОУ СОШ                                                        ­ Письма Минобразования России от 13 ноября 2003 г. № 14­51­277\13 «Об элективных  курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» Общая характеристика элективного предмета. Данный   элективный    курс    открывает   новые   возможности   для   углубления содержания лингвистического образования, являясь переходным этапом от обобщения и систематизации материала по орфографии, изученного в среднем звене. Он способствует практической   подготовке   учащихся   к   сдаче   ЕГЭ   по   русскому   языку,   к   успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван   помочь   в   дальнейшей   учебной   и   профессиональной   деятельности,   так   как грамотность – залог успешности человека. Актуальность программы определяется достаточно высокой степенью научности (опора   на   вузовские   учебники,   специальную   литературу),   которая    должна   обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне.   Полученные   учащимися знания  будут способствовать формированию навыков  грамотного письма. В ходе работы не   просто   перечисляются   вопросы   и   даются   ответы   на   них,   а   описываются   отдельные трудности   русской   орфографии   на   фоне   общей   системы   русского  правописания. Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе   орфографических   принципов,   действующих   в   каждом   из   отдельных   разделов русской орфографии.  Элективный   курс  имеет  практическую   направленность.   Работа   над   вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений  в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической   информации   предлагаются   лекции­беседы.В   результате   работы, организованной преимущественно как лекционно­практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться   с   различными   толкованиями   одного   и   того   же   правила,   определить   его место  в  общей   системе,  расширить   представление  о  возможностях  слова  и  тенденциях развития   языка,   отработать   ряд   основополагающих   теоретических   понятий.   Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые   формы   работы:   тестирование   и   анализ   тестов,   мониторинговая   работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм. На семинарском занятии, где   планируется   обсудить   основные   вопросу,   рассмотренные   в   ходе   работы,   учащиеся должны   продемонстрировать   свое   умение   отбирать   и   излагать   информацию   по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне. В   ходе   работы   использованы  традиционные   учебные   пособия   (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцовой), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание  уделяется индивидуальной работе. Предлагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома,   организуется   по   традиционным   учебникам,   заданиям   индивидуального   и дифференцированного характера.            Формы проведения занятий: проблемные беседы и лекции, исследование  учащимися текстов различных стилей, проектные работы, рецензирование и  редактирование, практикум, контрольные занятия.,мониторинговая работа,  самодиагностика, индивидуальная консультация. Цель: - повышение  грамотности учащихся,  развитие  культуры письменной речи.           Задачи: • формирование представления о русском языке как целостной структуре,  овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа; • углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;  • овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения  нормативности; • применение полученных знаний и умений в собственной практической  деятельности; • совершенствование логического мышления, аналитических навыков.                                                     Место предмета в  учебном плане. Федеральный  базисный учебный план  для образовательных учреждений Российской  Федерации  и учебный план МБОУ СОШ  с целью расширения  и  углубления знаний  учащихся по русскому языку  в рамках предпрофильной  подготовки на изучение  элективного курса  «Орфография вокруг нас»  отводит 17  часов в 1 полугодии,  в неделю  ­1ч. из  расчёта 35   рабочих недель в  год. Основное содержание с  распределением учебных часов                                                по основным  разделам курса.    Основные вопросы письма и правописания. (1 час.) Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий  «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и  «правописание». Формы работы: лекция, практикум. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. (3часа). Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской  графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового  принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные  орфографические правила. Варианты формулировок. Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Функции Ъ и Ь знаков. Формы работы: мониторинговая работа, практическое занятие, консультация,  самоконтроль и самоанализ, семинарское занятие.               Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.   (3ч) Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского  правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические  написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого­ графических аналогий. Трудные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих  морфологическому принципу. Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих.  Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. Формы работы: лекция­беседа, анкетирование, работа с раздаточным материалом,  тестирование, анализ тестов, индивидуальная консультация, практикум, самодиагностика,  семинарское занятие. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и  прописных букв. (2ч) Формы работы: лекция­беседа, тестирование, анализ тестов, самодиагностика,  консультация, практикум. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, полуслитным и  раздельным написанием.(3ч) Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.  Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. Слитное  и раздельное написание НЕ с формами на « ­ мый». Слитное и дефисное написание  сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Формы работы: лекция­беседа, тестирование, анализ тестов, мозговой штурм,  самодиагностика, консультативная помощь, практическая работа, семинарское занятие. Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи. (3ч). Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав  предлогов и морфологическая характеристика союзов. Основные отличительные признаки  самостоятельных частей речи и служебных. Трудные вопросы орфографии, возникающие  вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи. Формы работы: лекция­беседа, тестирование, анализ тестов, консультативная  помощь, практическая работа.  Семинарское занятие.  (1 час). Вопросы для обсуждения: • Основные орфографические правила. Варианты формулировок. Систематизация  основных орфографических правил. • Традиционные и дифференцирующие написания. • Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. Итоговое занятие. Тест по орфографии.(1ч) Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения данного элективного курса  формируются и развиваются  умения и навыки. Специальные: Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его единиц; Понимание языковой нормы, ее функций; Проведение различных видов анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов; Объяснение взаимосвязи фактов языка и истории; Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно­научных  текстов, справочной литературы и др.; Овладение основными приемами информационной переработки текста; Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний в  соответствии с учебной задачей; Применение в практике письма орфографических норм современного русского  литературного языка; Углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологии. Общеучебные: Осуществление самоконтроля и самоанализа, сотрудничества; Умение конспектировать звучащую речь, печатный текст; Составление плана, таблицы, развернутой схемы; Публичное выступление;  Умение анализировать учебный материал, сравнивать, классифицировать,  ранжировать, выделять главное. Умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно­следственные  связи, находить аналогии.                                      Перечень учебно­методического обеспечения.   Для учителя.  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.  Современный русский язык.   – М., «Высшая школа», 2014. 2. Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 2015.  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение,  2016. 4. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений  вузов). – М., «Высшая школа», 2015. 5.  Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2013.  6. Культура русской речи/ под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 2014.  7. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2015.                                                          Для учащихся. 1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 2015.  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,2014.  3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 2013.  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2016. 5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2016.  6. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь – справочник. – М., 2014.  7. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Сост. М.В.Панов.  – М.,2014.                                                Интернет – ресурсы. http://www.fipi.ru­  федеральный институт педагогических измерений  http://www.auditorium.ru/    ­ Российское образование – сеть порталов  http://www.mon.gov.ru/  ­ сайт Министерства образования и науки РФ     http://www.fio.ru ­ Федерация Интернет­образованияhttp://gramota.ru – Портал по культуре  речи http://it­n.ru  – Сеть творческих учителей http://www.gramma.ru/  ­ сайт по русскому языку http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm ­ Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык  http://www.pycckoeslovo.ru/   ­ Репетитор по русскому языку http://school­collection.edu.ru/ ­ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ ­ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.school.edu.ru/ ­Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ ­ образовательный сервер «Школы в Интернет» http://all.edu.ru/ ­ Все образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ ­ теория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.navigator.gramota.ru/ Навигатор. Грамота. ру http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Новый словарь русского языка http://www.edu.ru  –каталог образовательных Интернет­ресурсов   http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал                                                                                                                                                                         Учебно­тематическое планирование. №  п/п 1. Основные вопросы письма и правописания Тема Кол­во часов Дата проведения план факт Примечания 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с  особенностями русской графики. Основные  орфографические правила. 3. Выбор гласных после шипящих и «ц».  Употребление букв «е» и «э» в различных  позициях.  4. Функции Ъ и Ь знаков. 5. Трудные вопросы орфографии, связанные с  буквенным обозначением фонем в составе  значимых частей слова 6. Употребление букв «е» («ё») и «о» после  шипящих. Правописание одного и двух «н» в  словах. 7. Употребление и правописание частиц НЕ и  НИ. 1 1 1 1 1 1 1 8. Трудные  вопросы орфографии, связанные с  употреблением строчных и прописных букв. 9. Трудные вопросы орфографии, связанные со  слитным, полуслитным и раздельным  написанием. Общие принципы слитных,  полуслитных (дефисных) и раздельных  написаний. 10. Слитное и раздельное написание НЕ.  Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.  Слитное и раздельное написание НЕ с  формами на «­мый». 11. Слитое и дефисное написание сложных  прилагательных. Слитное, раздельное и  дефисное написание наречий. 12. Трудные вопросы орфографии, связанные с  правописанием служебных частей речи.  13. Трудные вопросы орфографии, возникающие  вследствие смешения самостоятельных и  служебных частей речи. 14. Отработка практических умений и навыков. 15. Отработка практических умений и навыков. 16. Семинарское занятие. Разноуровневый  контроль. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Итоговое занятие. Тест по орфографии.      1

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография вокруг нас", 10 класс

Рабочая программа элективного курса "Орфография  вокруг нас", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017