Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
биология +1
10 кл
04.03.2018
Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»
Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 10 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии» разработана на основе одноимённой авторской программы Володиной Г. Б. (Основы биохимии. Элективный курс профильного обучения. Химия: учебное пособие/Авторы-сост.: Володина Г. Б., Крючкова Н. Н., Черникова С. В.. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.) Элективный курс «Основы биохимии» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 17 часов в год. Целью элективного курса является расширение и углубление знаний обучающихся в области биологии, химии и экологии, ознакомление с современными достижениями и перспективными направлениями развития биохимии. Задачи элективного курса: 1. расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов; 2. развитие любознательности и интереса к естественнонаучным предметам, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 3. формирование умения применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве, на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; 4. развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности обучающихся, 5. создание условий для самоопределения обучающихся в отношении собственной образовательной перспективы, выбора будущей профессии. Содержание элективного курса имеет интегрированный характер, он углубляет и расширяет знания обучающихся об органических веществах, их свойствах, областях применения, о биологической роли и значении для жизнедеятельности человека. Содержание курса составлено с учетом количества времени, отводимого на его изучение, и в соответствии с поставленными целями и задачами. Элективный курс «Основы биохимии» базируется на сведениях, полученных при изучении химии и биологии в основной школе, он обобщает сведения об органических веществах, наглядно показывает межпредметную связь химии и биологии, способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Программа носит профильно-ориентированный характер: включение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность позволяет старшеклассникам успешно участвовать в олимпиадах по биологии, химии, экологии, способствует более осознанному выбору специальности и поступлению на профильные факультеты в вузы. Элективный курс «Основы биохимии» носит практико-ориентированный характер. Значительное место в содержании курса отводится химическому ученическому эксперименту. Практические работы, исследовательская деятельность позволяют учителю активизировать учебный процесс, а учащимся совершенствовать умения и навыки, необходимые для проведения химического эксперимента, развития логического мышления, организации самостоятельной познавательной деятельности, умения выдвигать гипотезы и приходить к правильным умозаключениям. Теоретические знания и навыки, полученные в ходе исследований, позволят учащимся не только расширить свои знания по разделу биохимии, но и лучше разобраться в процессах, протекающих в организме человека. При изучении элективного курса «Основы биохимии» предусмотрены занятия по решению расчетных задач, выполнение тестов. Программа предусматривает использование технологии проектного обучения, которая позволяет ученикам самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, лабораторным оборудованием и справочными материалами. Рабочая программа позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение, а также не только вооружает старшеклассников биохимическими знаниями, но и вызывает стремление к применению этих знаний на практике, ознакомлению с профессиями в области диагностической медицины, биотехнологии, рационального питания и экологии. Формы организации учебного процесса: – лекции; – беседы, –практические работы, наглядно отражающие биохимические закономерности, включают в себя формулирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описание хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала; – решение биохимических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека; – дискуссии; – создание компьютерной презентации Power Point; – работа с Интернетом.Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 10 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии» разработана на основе одноимённой авторской программы Володиной Г. Б. (Основы биохимии. Элективный курс профильного обучения. Химия: учебное пособие/Авторы-сост.: Володина Г. Б., Крючкова Н. Н., Черникова С. В.. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.)
Рабочая программа элективного курса Основы биохимии (10 класс).docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17  с углубленным изучением отдельных предметов                                                                                                                                                                                                                                                                                        .                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «ОСНОВЫ БИОХИМИИ»  среднее общее образование Исполнитель: Пяткова С. В. учитель химии и биологии Екатеринбург ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа   элективного   курса   «Основы биохимии» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 10 класса с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Биохимия   –   это   химия   жизни,   или,   более   строго,   наука   о   химических   основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка, как и сама жизнь. Всюду, где  существует  жизнь,  протекают различные  химические  процессы.  Биохимия  является базовой составляющей современной физико­химической биологии. Всемирная организация здравоохранения   (ВОЗ)   определяет   здоровье   как   состояние   «полного   физического, духовного   и   социального   благополучия,   которое   не   сводится   к   простому   отсутствию болезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде,   обеспечивают   его   максимальную   жизнеспособность   и   поддерживают физиологически   нормальное   состояние.   Знание   биохимии   необходимо   для   решения проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней и поиска путей их эффективного лечения.  В содержании программы отражены научно­практические задачи биохимии,   тесно   связанные   с   актуальными   вопросами   биохимической   экологии,   что отражает   современную   тенденцию   естественнонаучного   образования.   Многие   вопросы, включенные в данный курс, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно. Рабочая   программа     элективного     курса    «Основы   биохимии»   разработана     на основе     одноимённой   авторской     программы   Володиной     Г.   Б.     (Основы  биохимии. Элективный курс профильного обучения. Химия: учебное пособие/Авторы­сост.: Володина Г. Б., Крючкова Н. Н., Черникова С. В.. ­ Тамбов: ТОИПКРО, 2009.) Целью элективного курса является расширение и углубление знаний  обучающихся в области биологии, химии и экологии,  ознакомление с современными достижениями и перспективными направлениями развития биохимии. Задачи  элективного курса: 1. расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях белков, 2. нуклеиновых кислот, углеводов и липидов;   развитие   любознательности   и   интереса   к   естественнонаучным   предметам, интеллектуальных и творческих способностей  учащихся. 3. формирование   умения   применять  полученные   знания   для   безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве, на производстве, решения   практических   задач   в   повседневной   жизни,   предупреждения   явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; 4. развитие   общих   приемов   интеллектуальной   и   практической   деятельности обучающихся, 5. создание   условий   для   самоопределения   обучающихся   в   отношении   собственной образовательной перспективы, выбора будущей профессии. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Содержание элективного курса имеет интегрированный характер, он углубляет и расширяет   знания   обучающихся   об   органических     веществах,   их   свойствах,   областях применения,   о   биологической   роли   и   значении   для   жизнедеятельности   человека. Содержание курса составлено с учетом количества времени, отводимого на его изучение, и в соответствии с поставленными целями и задачами. Элективный курс «Основы биохимии» базируется на сведениях, полученных при изучении химии и биологии в основной школе, он обобщает   сведения     об   органических   веществах,   наглядно   показывает   межпредметную связь химии и  биологии,  способствует формированию у обучающихся  целостной научной картины мира.   Программа носит профильно­ориентированный характер: включение школьников в   поисковую,   исследовательскую   деятельность   позволяет   старшеклассникам     успешно участвовать в олимпиадах по биологии, химии, экологии, способствует более осознанному выбору специальности и поступлению на профильные факультеты в вузы.     «Основы   биохимии» курс Элективный  носит практико­ ориентированный характер.   Значительное   место   в   содержании   курса   отводится химическому   ученическому   эксперименту.   Практические   работы,   исследовательская деятельность   позволяют   учителю   активизировать   учебный   процесс,   а   учащимся совершенствовать   умения   и   навыки,   необходимые   для   проведения   химического эксперимента,   организации   самостоятельной познавательной   деятельности,   умения   выдвигать   гипотезы   и   приходить   к   правильным умозаключениям.   Теоретические   знания   и   навыки,   полученные   в   ходе   исследований, позволят учащимся не только расширить свои знания по разделу биохимии, но и лучше разобраться в процессах, протекающих в организме человека.  При изучении элективного курса   «Основы   биохимии»   предусмотрены   занятия   по     решению   расчетных   задач, выполнение тестов.   развития   логического   мышления, Программа   предусматривает   использование технологии  проектного   обучения, которая позволяет ученикам самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать  знания,  работая  с  многочисленными  источниками  информации,  лабораторным оборудованием и справочными материалами.  Рабочая программа позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение, а также не только вооружает старшеклассников биохимическими знаниями, но и вызывает стремление   к   применению   этих   знаний   на   практике,   ознакомлению   с   профессиями   в области диагностической медицины, биотехнологии, рационального питания и экологии. Формы организации учебного процесса:  – лекции; – беседы,  –практические работы, наглядно отражающие биохимические закономерности, включают в  себя формулирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описание  хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала; – решение биохимических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями,  проблемами здоровья человека; – дискуссии; – создание компьютерной презентации Power Point; – работа с Интернетом. 2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане МАОУ СОШ№ 17 с углубленным изучением отдельных предметов  «Основы   биохимии»  включен   в   компонент   образовательного   учреждения.   На курс   изучение курса отводится 17 часов в год, 1 час в неделю в течение 1­ого полугодия.  3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В результате изучения данного курса ученик должен: Знать/понимать:   Сущность биохимии как науки.  Основные химические, биологические термины, определения явлений и процессов, объяснять взаимосвязь между ними: – полимеры, мономеры; – углеводы, моносахариды, дисахариды, полисахариды; – липиды, жиры, глицерин, жирная кислота; – аминокислота, полипептид, белок; – катализатор, фермент, активный центр; – нуклеиновая кислота, нуклеотид; – АТФ, ГТФ, ЦТФ, ТТФ, УТФ, РНК, ДНК; – конформация, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры; – ренатурация, денатурация. Объяснять значение микро­, макро­ и ультрамикроэлементов в клетке.  Состав, нахождение в природе, классификацию, изомерию, свойства, биологическую роль органических веществ. Значение биохимии для развития медицины.  Уметь:  используя   теоретические   знания,   проводить   эксперимент   и   объяснять   его результаты;   объяснять причинно­следственные связи между явлениями и процессами;  наблюдать и изучать явления и свойства веществ;  описывать результаты наблюдений;  выдвигать гипотезы;  отбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента;  интерпретировать результаты эксперимента;  делать выводы;  обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.  решать   количественные   и   качественные   задачи   (на   определение   органических веществ).  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   повседневной   жизни,   в   выборе профессии. Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета  Формы организации итогового контроля: защита реферата по одной из выбранных тем.  Данный курс является безотметочным. 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сущность биохимии как науки.  Объекты изучения. Методы исследования. Задачи. История развития.  Влияние экологических факторов на живые системы.  Работы выдающихся учёных биохимиков. Работы М.В.Ломоносова, А.Лавуазье, Ф.Вёлера, Л.Пастера,   Л.Полинга, А.Я,Данилевского и др. Биохимия и здоровье, определение биохимии, задачи биохимии,   А.М.Бутлерова,   Э.Фишера,   Н.Н.Зинина,   М.Бертло, Биохимия   и   другие   биологические   науки. области   исследования. экспериментальный подход, используемый в биохимии. Основные достижения биохимии. Элементный   состав   организма.   Понятие   о   главных   биогенных   элементах.   Макро­   и микроэлементы.   Закономерности   распространения   элементов   в   живой   природе. Потребности организмов в химических элементах. Элементный состав живых организмов. Химический состав организма человека.   Основные   типы   соединений,   входящих   в   состав  живых   организмов:   органические   и неорганические   соединения.   Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Элементы ­ биогены.  Практические работы:  «Определение элементного состава органических соединений».   Химическая   организация   клетки.   Общий Жиры. Воски. Поверхностно­активные вещества (ПАВ).  Жиры,   их   состав,   консистенция,   свойства,   биологическая   роль,   техническое   значение. Строение   жиров:   связь,   гибридизация   в   функциональной   группе,   распределение электронной плотности, гибридизация в радикале. Классификация жиров. Животные жиры. Растворимость   жиров   и   масел.   Гидролиз   жиров   и   масел.   Гидрофобность   липидов. Ацилглицерины.   Насыщенные   ,   моноеновые,   полиеновые   жирные   кислоты.   Кислотное число, число омыления, иодное число. Биологическая роль и распространение липидов. Липопротеиды.   Синтез   жиров.   Регуляции   обмена   липидов.   Техническое   значение   и переработка жиров.  Воски, их состав, значение в природе, быту, технике. Классификация восков. Пчелиный воск.   Пчелиный   воск   и   медицина.   Воск   и   косметическая   промышленность.   Восковая живопись. Воск как пластический материал.  Спермацет и его применение. Ланолин. Китайский воск.  Растительные воски: карнаубский, пальмовый, канделильский, льняной, хлопковый.  Ископаемые воски: озокерит, монтанный воск.  Синтетические воски.  Поверхностно   активные   вещества,   строение   молекул,   сущность   моющего   действия, отношение   к   жёсткой   воде.   Области   применения.   Поверхностно   активные   вещества   и экология. Практические работы:  «Исследования свойств образцов растительных и животных жиров, ПАВ».  Исследование химических свойств жиров. Растворимость жиров и масел.  Гидролиз жиров и масел. Обнаружение глицерина в жирах.  Характерные реакции на жиры. Отношение   сливочного,   машинного   масел   и   маргарина   к   бромной   воде   и   раствору перманганата калия. Углеводы.  Углеводы ­ гетерофункциональные соединения. Классификация углеводов.  Биологическая роль, значение в жизни человека, технике.  Функции углеводов: энергетическая, пластическая, защитная, опорная, регуляторная.  Моносахариды.   Строение,   оптическая   изомерия,   классификация.   Свойства.   Формулы Фишера­Хеуорса.D­ и L­ ряды моносахаридов.  Важнейшие   представители   моноз:   пентозы  и   гексозы.   Строение   молекул.   пиранозные   и фуранозные циклы. Таутомерные превращения.  Проба Подобедова­Молиша. Метод Вознесенского. Проба Барфеда. Реакция Селиванова.  Олигосахариды. Классификация. Строение и свойства дисахаридов. Сахароза, мальтоза, лактоза, целлобиоза. Полисахариды. Классификация. Гомополисахариды. Гетерополисахариды.  Крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин, амилоза, амилопектин.  Сравнительная характеристика.  Фотосинтез. Биохимия фотосинтеза.  Фотосинтез пурпурных бактерий.  Хемосинтез.  Практические работы:  «Определение сахаров и крахмала в овощах и фруктах». Проведение качественных реакций на углеводы. Исследование свойств сахарозы. Исследование свойств крахмала. Аминокислоты. Белки. Аминокислоты: строение, классификация, изомерия, оптическая изомерия. Особенности строения и свойств альфа­аминокислот. Свойства аминокислот. Амфотерность свойств и её   причины.   Качественные   реакции   аминокислот:   реакция   с   нингидрином,   биуретовая, реакция   с   азотистой   кислотой,   формольное   титрование,   ксантопротеиновая   реакция. Получение и применение. Биологическая роль аминокислот.  Пептиды. Строение, классификация (дипептиды, олигопептиды, полипептиды), геометрия пептидной связи, биологическая роль.  Белки ­ природные полимеры, их отличие от пептидов, классификация: по строению, по растворимости,   по   форме;   строение,   элементный   состав,   формы   молекул,   свойства: физико­химические,   денатурация,   ренатурация,   коагуляция,   пептизация.   Качественные реакции   белков,   биологические   функции   (структурные,   двигательные,   каталитические, транспортные,   регуляторные,   защитные,   рецепторные,   запасные   и   питательные, токсические,   антибиотики),   значение.   Биосинтез.   Работы   Э.   Фишера,   Т.   Курциуса,   М. Бергмана, Ф. Сенгера, А. Я. Данилевского, Н. Д. Зелинского, В. С. Садикова и др.  Практические работы:  «Исследование наличия белков в продуктах питания и изучение их свойств». Растворимость белков в воде, органических растворителях. Осаждение белков нагреванием и солями тяжёлых металлов. Разделение альбуминов и глобулинов яичного белка методом высаливания. Характерные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая реакции. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты.  Гетероциклы.   Классификация:   по   числу   атомов   в   цикле,   по   природе   гетероатома,   по степени насыщенности.  Физические   и   химические   свойства.   Реакции   присоединения,   электрофильного   и нуклеофильного замещения.  Отдельные   представители:   пиридин,   пиррол,   фуран,   тиофен,   пирролидин,   никотин, пиперидин и др.  Пиридинкарбоновые кислоты.  Производные гетероциклов: хлорофилл, гемоглобин, билирубин, кокаин, атропин.  Получение и применение.  Нуклеиновые   кислоты.   Сравнительная   характеристика   ДНК   и   РНК.   Состав,   строение, свойства.  Биологически активные вещества Витамины.   История   открытия.   Классификация.   Действие   на   организм.,   гиповитаминоз, авитаминоз,   гипервитаминоз.   Качественные   реакции.   Приготовление   экстрактов. Применение витаминных препаратов.  Лекарства.   История   развития   химиотерапии.   Труды   Гиппократа,   Галена,   Авиценны, Парацельса. Группы лекарств. Лекарственные формы. Применение. Действие на организм. Отдельные   представители   лекарств:   антибиотики,   анальгетики,   антисептики.   Побочные действия лекарств. Лекарственное привыкание.  Практические работы: «Действие ферментов на различные вещества»  «Анализ лекарственных препаратов». Анализ лекарственных препаратов – производных салициловой кислоты. Анализ лекарственных препаратов – производных n­аминофенола. Работы П. Эрлиха, А. Флеминга, А. Е. Чичибабина.  Ферменты ­ биологические катализаторы. Особенности их строения и свойств. Отличие от неорганических катализаторов. Факторы, влияющие на скорость ферментативной реакции. Классификация. Биологическая роль ферментов, значение, применение в промышленности. Гормоны.   Классификация:   стероидные,   пептидные,   белковые,   производные аминокислот. Отдельные представители. Биологическая роль  Итоговое занятие. Защита реферата по одной из выбранных тем. 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема  Содержание  (кол­во часов) Введение в  биохимию (2 часа) 1.Биохимия как  наука. 2.  Элементный состав живых   организмов. Практическая работа №1.  «Определение элементного   состава органических соединений». Сущность биохимии как науки. Объекты изучения. Методы  исследования. Задачи. История развития.  Влияние  экологических факторов на живые системы.  Работы  выдающихся учёных биохимиков. Понятие о главных  биогенных элементах. Макро­ и микроэлементы.  Закономерности распространения элементов в живой  природе. Потребности организмов в химических элементах.  Химический состав организма человека. Основные   типы   соединений,   входящих   в   состав   живых организмов:   органические   и   неорганические   соединения.   Макроэлементы. Химическая   организация   клетки. Микроэлементы.   Элементы   ­ биогены. Практическая работа №1.  «Определение   элементного   состава   органических соединений».   Ультрамикроэлементы. Тема 1. Жиры.  Воски.  Поверхностно­ активные вещества  (ПАВ)  (3 часа) 3.Жиры. Воски. 4.  Практическая работа №2. «Исследования свойств растительных образцов и     Жиры,   их   состав,   консистенция,   свойства,   биологическая роль,   техническое   значение.   Строение   жиров:   связь, гибридизация   в   функциональной   группе,   распределение электронной   плотности,   гибридизация   в   радикале. Классификация   жиров.   Животные   жиры.   Растворимость жиров   и   масел.   Гидролиз   жиров   и   масел.   Гидрофобность липидов.   моноеновые, полиеновые   жирные   кислоты.   Кислотное   число,   число омыления. Биологическая роль и распространение липидов. Липопротеиды.   Синтез   жиров.   Регуляции   обмена   липидов. Техническое значение и переработка жиров.    Ацилглицерины.   Насыщенные, Виды деятельности  обучающихся   осуществлять Оценивать   процессы   и   явления   на   основе   комплекса критериев.   Используя   теоретические   знания, эксперимент и объяснять его результаты: ­экспериментальным путём устанавливать простейшую  формулу вещества, молекулярную формулу вещества;  ­проводить качественный элементный анализ органических веществ:   определение   углерода   и   водорода,   галогенов, серы, азота, фосфора;  ­проводить количественный элементный анализ.    Объяснять   причинно­следственные   связи   между явлениями и процессами.   осуществлять Оценивать   процессы   и   явления   на   основе   комплекса критериев.   Используя   теоретические   знания, эксперимент и осуществлять его результаты: ­составлять уравнения химических реакций с участием  жиров, поверхностно активных веществ;  ­определять класс вещества;  ­проводить характерные реакции жиров;  ­определять функции липидов в организме;  ­проводить необходимые математические вычисления по  уравнениям соответствующих реакций и химическим жиров, животных ПАВ».  5.Поверхностно активные вещества. Тема 2. Углеводы. (3 часа) 6.Углеводы.  Моносахариды. 7. Полисахариды. 8.Практическая Воски, их состав, значение в природе, быту, технике.  Классификация восков. Пчелиный воск. Пчелиный воск и  медицина. Воск и косметическая промышленность. Восковая  живопись. Воск как пластический материал.  Спермацет и его применение. Ланолин. Китайский воск.  Растительные воски: карнаубский, пальмовый,  канделильский, льняной, хлопковый.  Ископаемые воски: озокерит, монтанный воск.  Синтетические воски.  Поверхностно   активные   вещества,   строение   молекул, сущность   моющего   действия,   отношение   к   жёсткой   воде. Области   применения.   Поверхностно   активные   вещества   и экология. Практическая работа №2. «Исследования свойств образцов растительных и животных жиров, ПАВ»:  Исследование химических свойств жиров.  Характерные реакции на жиры. Растворимость жиров и масел.  Гидролиз жиров и масел. Обнаружение глицерина в жирах.  Отношение   сливочного,   машинного   масел   и   маргарина   к бромной воде и раствору перманганата калия. Решение расчетных задач.   Выполнение тестовых заданий ЕГЭ. Углеводы   соединения. Классификация углеводов.   Биологическая роль, значение в   Функции   углеводов: жизни   человека, энергетическая,     опорная, регуляторная.  Моносахариды.   оптическая   изомерия, классификация. Свойства. Формулы Фишера­Хеуорса.D­ и L­     пластическая, гетерофункциональные   Строение, ­       технике. защитная, формулам.  – наблюдать и изучать явления и свойства веществ; – описывать результаты наблюдений; –выдвигать гипотезы; – отбирать необходимое оборудование для проведения  эксперимента; –выполнять измерения; – интерпретировать результаты эксперимента; – делать выводы; – обсуждать результаты эксперимента, участвовать в  дискуссии. Объяснять   причинно­следственные   связи   между явлениями и процессами. Решение расчетных задач. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ. Оценивать   процессы   и   явления   на   основе   комплекса критериев. Объяснять   причинно­следственные   связи   между явлениями и процессами.   Используя   теоретические   знания, эксперимент и объяснять его результаты: ­ проводить качественные реакции углеводов;    осуществлять работа №3.  «Определение сахаров и крахмала в овощах и фруктах». Тема 3.  Аминокислоты.  Белки. (3 часа) 9. Аминокислоты. 10. Белки. 11.Практическая работа №4   «Исследование наличия   белков   в продуктах   питания   и   Классификация.   Гомополисахариды. ряды   моносахаридов.     Важнейшие   представители   моноз: пентозы   и   гексозы.   Строение   молекул   пиранозные   и фуранозные циклы. Таутомерные превращения.  Проба   Подобедова­Молиша.   Метод   Вознесенского.   Проба Барфеда. Реакция Селиванова.  Олигосахариды.   Классификация.   Строение   и   свойства дисахаридов. Сахароза, мальтоза, лактоза, целлобиоза.  Полисахариды. Гетерополисахариды.  Крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин, амилоза, амилопектин.  Сравнительная характеристика.  Фотосинтез. Биохимия фотосинтеза.  Фотосинтез пурпурных бактерий.  Хемосинтез.  Практическая работа №3.  «Определение сахаров и крахмала в овощах и фруктах»: Проведение качественных реакций на углеводы. Исследование свойств сахарозы. Исследование свойств крахмала. Решение   расчетных   задач.   Выполнение   тестовых   заданий ЕГЭ. Аминокислоты:   изомерия, оптическая   изомерия.   Особенности   строения   и   свойств альфа­аминокислот.   Свойства   аминокислот.   Амфотерность свойств и её причины. Качественные реакции аминокислот: биуретовая реакция, ксантопротеиновая реакция. Получение и применение. Биологическая роль аминокислот.  Пептиды. (дипептиды, олигопептиды,   полипептиды),   геометрия   пептидной   связи, биологическая роль.  Белки   ­   природные   полимеры,   их   отличие   от   пептидов, классификация: по строению, по растворимости, по форме;   классификация     строение,   классификация,   Строение, ­  составлять  уравнения  химических   реакций   с  участием углеводов;  ­   проводить   сравнительную   характеристику   свойств углеводов;  – наблюдать и изучать явления и свойства веществ; – описывать результаты наблюдений; –выдвигать гипотезы; – отбирать необходимое оборудование для проведения  эксперимента; –выполнять измерения; – интерпретировать результаты эксперимента; – делать выводы; – обсуждать результаты эксперимента, участвовать в  дискуссии. Объяснять   причинно­следственные   связи   между явлениями и процессами. Решение расчетных задач. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ. ­ составлять структурные формулы аминокислот и  пептидов;  ­ составлять формулы аминокислот и пептидов по  сокращённому названию аминокислотного остатка;  ­ записывать уравнения химических реакций, характерных  для аминокислот и пептидов;  ­ объяснять причины коагуляции, денатурации;  ­проводить   самостоятельно   химический   эксперимент, характеризующий   свойства   аминокислот,   пептидов   и белков; – наблюдать и изучать явления и свойства веществ; изучение их свойств». Тема 4.  Гетероциклические  соединения.  Нуклеиновые  кислоты. (2 часа). 12.Гетероциклические соединения.  Производные  гетероциклов. 13.  кислоты.  инженерия. Биотехнологии. Нуклеиновые Генная строение,   элементный   состав,   формы   молекул,   свойства: физико­химические, денатурация, ренатурация, коагуляция, пептизация.   Качественные   реакции   белков,   биологические функции   (структурные,   двигательные,   каталитические, транспортные,   рецепторные, запасные   и   питательные,   токсические,   антибиотики)   и значение.   Биосинтез.   Работы   Э.   Фишера,   Т.   Курциуса,   М. Бергмана, Ф. Сенгера, А. Я. Данилевского, Н. Д. Зелинского, В. С. Садикова и др.    регуляторные,   защитные, Практическая работа №4   «Исследование   наличия   белков   в   продуктах   питания   и изучение их свойств»: Растворимость белков в воде, органических растворителях. Осаждение белков нагреванием и солями тяжёлых металлов. Характерные   реакции   белков:   ксантопротеиновая   и биуретовая реакции.  Решение расчетных задач. Гетероциклы. Классификация: по числу атомов в цикле, по природе гетероатома, по степени насыщенности.  Физические и химические свойства. Реакции присоединения, электрофильного и нуклеофильного замещения.  Отдельные представители: пиридин, пиррол, фуран, тиофен, пирролидин, никотин, пиперидин и др.  Пиридинкарбоновые кислоты.  Производные   гетероциклов: билирубин, кокаин, атропин.  Получение и применение.  Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и РНК. Состав, строение, свойства.  Генная инженерия. Биотехнологии. Решение расчетных задач.  Выполнение тестовых заданий ЕГЭ   гемоглобин,   хлорофилл, – описывать результаты наблюдений; –выдвигать гипотезы; – отбирать необходимое оборудование для проведения  эксперимента; –выполнять измерения; – интерпретировать результаты эксперимента; – делать выводы; – обсуждать результаты эксперимента, участвовать в  дискуссии. Ознакомление с тематикой научных работ Э. Фишера, Т. Курциуса, М. Бергмана, Ф. Сенгера, А. Я. Данилевского, Н.   Д.   Зелинского,   В.   С.   Садикова,   роли   учёных   для развития науки.  Решение расчетных задач. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ. ­   записывать   формулы   отдельных   представителей гетероциклических соединений и их производных;  ­ давать названия веществам данного класса;  ­ составлять уравнения реакций с их участием;  ­ характеризовать механизм реакций;  ­   определять   вид   гибридизации   атомов   углерода   в   этих соединениях;  ­ составлять таутомерные формы азотистых оснований;  ­ комплементарной цепи;  ­   определять   аминокислотную   последовательность соответствующей полипептидной цепи;  Решение расчетных задач. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ.   определять   последовательность   оснований   в Тема 5.  Биологически  активные вещества. Витамины. (2 часа) 14. Биологически  активные вещества. 15.  Практическая работа №5 «Действие   ферментов на различные вещества» Практическая работа   №6  «Анализ лекарственных препаратов».   и   Обобщение систематизация знаний   по   курсу «Основы биохимии» Зачёт в форме защиты   Авиценны,   Факторы,   История   развития   химиотерапии.   Галена,   Парацельса. Витамины. История открытия. Классификация. Действие на организм,   гиповитаминоз,   авитаминоз,   гипервитаминоз. Качественные   реакции.   Приготовление   экстрактов. Применение витаминных препаратов.    Труды Лекарства. Гиппократа,   Группы лекарств. Лекарственные формы. Применение. Действие на организм. Отдельные представители лекарств: антибиотики, анальгетики,   антисептики.   Побочные   действия   лекарств. Лекарственное привыкание. Работы П.Эрлиха, А.Флеминга, А.Е.Чичибабина.  Ферменты   ­   биологические   катализаторы.   Особенности   их строения   и   свойств.   Отличие   от   неорганических катализаторов.   влияющие   на   скорость ферментативной   реакции.   Классификация.   Биологическая роль ферментов, значение, применение в промышленности.  Гормоны. Классификация: стероидные, пептидные, белковые, производные аминокислот. Отдельные представители. Практическая работа №5 «Действие ферментов на различные вещества» Практическая работа №6. «Анализ лекарственных препаратов»: Анализ   лекарственных   препаратов   –   производных салициловой кислоты. Анализ   лекарственных   препаратов   –   производных  n­ аминофенола. Обобщение   и   систематизация   знаний   по   курсу   «Основы биохимии». Защита реферата по одной из выбранных тем.  ­   характеризовать   отдельные   группы   гормонов, ферментов, витаминов, лекарств;  ­   составлять   уравнения   возможных   реакций   с   участием отдельных представителей лекарств, ферментов;  ­ проводить качественные реакции на витамины А, Д, К, В2. Ознакомление с трудами Гиппократа, Галена, Авиценны, Парацельса. Ознакомление с тематикой научных работ П. Эрлиха, А. Флеминга, А. Е. Чичибабина, роли учёных для развития науки.  Используя   теоретические   знания, эксперимент и объяснять его результаты: ­ действие ферментов на различные вещества; ­ анализ лекарственных препаратов. Решение расчетных задач. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ.   осуществлять ­ выбирать тему реферата;  ­ формулировать задачи исследования;  ­ составлять план исследования;  ­ работать с необходимой литературой;  ­ анализировать результаты работы;  ­ оформлять результаты работы; реферата (2 часа) 16.Защита рефератов. 17. Защита рефератов. Итого: 17 часов ­ представлять результаты в форме презентации. 6. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дидактическое описание Используется  педагогом при  разработке и  составлении  рабочих  программ по  предмету; при  разработке  дидактических  материалов; в  работе с  обучающимися.  № п/п Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Авторская  программа «Основы биохимии» Володиной  Г. Б.   (Основы биохимии. Элективный курс профильного обучения. Химия:  учебное пособие/Авторы­сост.: Володина Г.Б.; Крючкова Н.Н.,  Черникова С.В.. ­ Тамбов: ТОИПКРО, 2009. Литература: 1. Аликберова   Л.Ю.,   Рукк   Н.С..   Полезная   химия:   задачи   и история. – М.: Дрофа, 2006. 2. Буховец   С.В.   Упражнения   по   биологической   химии.   М., Просвещение, 1989. 3. Васильева Н.В. Задачи и упражнения по органической химии. 4. 5. 6. М., Просвещение, 1973.  Габриелян О.С. Готовимся к ЕГЭ. М., Дрофа, 2003.   Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.   Настольная   книга   учителя химии. М., Блик, 2001.  Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М., Экзамен, 2004.  Ленинджер А. Биохимия. М., Мир, 1974. 7. 8. Насонова А.Е. Химия в таблицах . 8 ­11 классы. Справочное 9. пособие М.: Дрофа ­2005.   Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М., Просвещение, 1987. 10.   Пичугина   Г.В.   Химия   и   повседневная   жизнь   человека.   М., Дрофа, 2004. 11. Проскурин И.К. Биохимия. М. Владос­Пресс, 2004. 12. Северюхина   Т.В.,   Сентемов   В.В.   Исследование   пищевых продуктов//Химия в школе №5, 2000. 13. Смолин А.Н. Практикум по общей биохимии. М., Просвещение, 1989. 14. Сорвачев К.Ф. Биологическая химия, М., Просвещение, 1971. 15. Филиппович Ю.Б. Биохимия белка и нуклеиновых кислот. М., Просвещение, 1978.  16.Филиппович   Ю.Б.   Упражнения   и   задачи   по   биологической химии. М., Просвещение, 1976. 17.Химия   10   класс.   для общеобразоват. учреждений/О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарёв, В. И. Теренин.­М.:Дрофа, 2008.­318 с.   Профильный   уровень:   учеб. 18. Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа.­ 2005. Энциклопедии по биологии Энциклопедии по химии Печатные пособия 5. Комплект таблиц по биологии. Комплект таблиц по химии. Портреты учёных­биологов. Портреты учёных­химиков. 6. Цифровые образовательные ресурсы MULTIMEDIA ­ поддержка курса  Биология,   химия,   экология:  Электронное   учебное   издание.   ­   М.   : Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО "Физикон", ООО "Дрофа", 2005. ­ CD­ROM. ­ Межпредметный интегрированный курс включает: теоретический материал, 600 вопросов и задач, виртуальные эксперименты, видеофрагменты. Биология.6­11кл.:   Учеб.электр.   издание.   CD   1.   ­   Республиканский мультимедиа   центр.   ­   2004.   лабораторный   практикум,   аттестация, биогеографические   карты,   атлас   анатомии   и   физиологии   человека, хрестоматия, словарь терминов, интернет­поддержка. Биология.6­11кл.:   Учеб.электр.   издание.   CD   2.   ­   Республиканский мультимедиа   центр.   ­   2004.определитель   растений,   коллекции фотоизображений,   видеозаписей   поведения   животных,   методическое пособие для учителя. Биология.   6­11   класс:   Лабораторный   практикум:   Учебное электронное издание. ­ М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004. ­   2   CD­ROM.   ­   (.   I).   ­   Победитель   конкурса   по   созданию   учебной литературы   нового   поколения   на   электронных   носителях   для общеобразовательной школы, проводимого НФПК  Открытая биология:  Версия 2.6. ­ М.: ООО "Физикон", 2005. ­ CD­ ROM. ­ Интерактивный курс включает: иллюстрированный учебник; 50 интерактивных моделей; 1300 фотографий, рисунков и схем; более 700 вопросов и задач различной сложности; Природа, человек, общество. ­ М.: ООО "ДОС", 2004. ­ CD­ROM. ­ Содержит   демонстрации,   учебные   задания,   игровые   сюжеты,   тест, поисковую   систему;   журнал   учета   работы   ученика;   методические материалы; систему составления контрольных работ; Интернет­ресурсы: http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн. www.bio.1september.ru  – газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября»;  www.bio.nature.ru– научные новости биологии;  www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;  http://school­collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892­00cf­2fce­fe72­ a5ccfc02b52c/44741/?interface=pupil&class=53&subject=29 (Интерактивные задачи по биологии и экологии) http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет­материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://school­collection.edu.ru  образовательных ресурсов. Единая   коллекция   цифровых   Печатные  пособия имеют  сменную  экспозицию в  кабинете Ориентированы  на систему  дистанционного  обучения,  различные  формы учебной  деятельности (в  том числе  игровую), носить  проблемно­ тематический  характер и  обеспечивать  дополнительные  условия для  изучения  отдельных  предметных тем  и разделов  стандарта.  Используется  для создания  тематических и  итоговых  разноуровневых  тренировочных и  проверочных  материалов для  организации  фронтальной и  индивидуальной  работы. ЦОРы  ориентированына различные  формы  познавательной  деятельности(исс ледовательскую,  проектную  работу) Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.  (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и  презентационных) Пакет  прикладных  программ  Экранно­звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) 8. Комплект видеоуроков по биологии. Комплект видеоуроков по химии. Технические средства обучения (средства ИКТ) 9. Доска интерактивная – лекционная  Мультимедиа проектор Компьютер Pentium 4 Монитор Samsung МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a Основные  технические  требования:  графическая  операционная  система,  возможность  выхода в  Интернет. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование.  Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ Общего назначения и демонстрационные 14. Демонстрационная зона Лабораторное оборудование.  Столик подъемный.  Штатив металлический ШЛБ. Лабораторная  посуда. Учебно­ практическое и  учебно­ лабораторное  оборудование.  Реактивы для проведения демонстраций, лабораторных опытов и практических занятий Учебно­ практическое и  учебно­ лабораторное  оборудование.  7. Набор «Кислоты» Набор «Гидроксиды» Набор «Оксиды металлов» Набор «Металлы» Набор «Галогены» Набор «Карбонаты» Набор «Нитраты» Набор «Индикаторы» Набор «Кислородсодержащие органические вещества» Набор «Углеводы. Амины» Набор «Материалы» Набор «Оксиды металлов» Набор «Металлы» Набор «Галогениды» Набор «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Набор «Карбонаты» Набор «Нитраты»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»

Рабочая программа элективного курса «Основы биохимии»

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы биохимии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018