Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» (11 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» (11 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
биология +1
11 кл
04.03.2018
Рабочая программа  элективного  курса  «Основы общей экологии» (11 класс)
Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 11 класса с целью расширения и углубления знаний в области экологии, химии и биологии, развития интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Основы общей экологии» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 17 часов в год. Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» для 11 класса составлена на основе одноимённой авторской программы Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной. Программа базируется на учебнике «Экология» (Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Экология: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. –М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.-306с.:ил), допущенного Министерством образования РФ и учебнике Суравегиной И.Т., Глазачёва С.Н. «Основы общей экологии». Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: МДС, 2003. – 272 с.: ил.) Программа курса построена с учётом двух способов связи человека с окружающим миром. Первый определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второй – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному). С этой целью в программу включены разделы биологической и глобальной экологии, экологии человека и общества. Последовательное рассмотрение экологических взаимодействий позволяет чётко определить знания о специфике антропогенного пресса на экосистемы разного уровня организации. Для каждого класса экосистем характерна реальная экологическая проблема, которая отражает реальные противоречия, сложившиеся во взаимодействии человека, общества со средой обитания. Само формулирование экологической проблемы предполагает предварительную оценку состояния экосистемы, характера экологических взаимодействий между центральным объектом и средой. Оценка ситуации и обозначение экологической проблемы позволяет перейти к анализу гипотез, предположений и идей, которые определяют условия взаимодействия в экосистеме. Исследование экологических взаимодействий формирует знания о научной картине мира, которая всегда коррелирует с мотивами деятельности человека. Цель курса: формирование у обучающихся экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности. Изучение курса экологии тесно связано с такими учебными дисциплинами, как география, биология, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание. При изучении курса «Основы общей экологии» целесообразно использовать разнообразные формы занятий: лекции, семинары, ролевые игры, а также тестовые методы контроля знаний учащихся, подготовку экологических кроссвордов, рефератов, работу над проблемными вопросами и заданиями. Программа носит профильно-ориентированный характер: включение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность позволяет старшеклассникам успешно участвовать в олимпиадах по экологии, биологии и химии, способствует более осознанному поступлению на профильные факультеты в вузы.Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» определяет основы органи¬зации и порядок обучения учащихся 11 класса с целью расширения и углубления знаний в области экологии, химии и биологии, развития интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» для 11 класса составлена на основе одноимённой авторской программы Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной. Программа базируется на учебнике «Экология» (Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Экология: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. –М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.-306с.:ил), допущенного Министерством образования РФ и учебнике Суравегиной И.Т., Глазачёва С.Н. «Основы общей экологии». Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: МДС, 2003. – 272 с.: ил.) Цель курса: формирование у обучающихся экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности.Программа носит профильно-ориентированный характер: включение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность позволяет старшеклассникам успешно участвовать в олимпиадах по экологии, биологии и химии, способствует более осознанному поступлению на профильные факультеты в вузы.
Рабочая программа элективного курса Основы общей экологии (11 класс).doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

 

 

                                                               .                                      

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ»

 

(среднее общее образование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Пяткова С. В.,

учитель биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  элективного  курса  «Основы общей экологии» определяет основы органи­зации и порядок обучения учащихся 11 класса с целью расширения и углубления знаний в области экологии, химии и биологии, развития интереса к естественнонаучным предметам.

Рабочая программа элективного курса «Основы общей экологии» для 11 класса  составлена на основе одноимённой авторской программы  Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной. Программа базируется на учебнике «Экология» (Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Экология: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. –М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.-306с.:ил), допущенного Министерством образования РФ и  учебнике Суравегиной И.Т., Глазачёва С.Н. «Основы общей экологии». Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: МДС, 2003. – 272 с.: ил.)

В современную эпоху научно-технической революции особенно сложными и важными стали вопросы взаимодействия природы и человека. Охрана окружающей среды, соблюдение экологических законов и норм, сбережение природных богатств для будущих поколений, сохранение и укрепление здоровья человека, – эти проблемы приобрели в настоящее время особую актуальность, глобальный характер. Они вызывают серьёзную озабоченность у людей всех стран и континентов нашей планеты и требуют коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую цивилизации экологическую катастрофу.

           Охрана природы, реализация только тех видов деятельности, которые безопасны как для самого индивида, так и для всего общества и окружающей природной среды, – это одни из важнейших обязанностей каждого человека. В связи с этим формирование личности включает в себя как необходимую составную часть воспитание правильного отношения к природе, овладение нормами поведения, безопасного для биосферы и самого человека, привитие правильного экологического мышления.

           Экология является интегративной областью знаний и призвана содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде на основе знаний об её организации, единстве живой и неживой природы. Отдельный человек и человечество в целом органично включены в глобальные биосферные процессы. Без должного знания и понимания экологических понятий, принципов, законов немыслима культура современного постиндустриального общества, возможность дальнейшего устойчивого развития цивилизации.

Программа курса построена с учётом двух способов связи человека с окружающим миром. Первый определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второй – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному). С этой целью в программу включены разделы биологической и глобальной экологии, экологии человека и общества.

           Последовательное рассмотрение экологических взаимодействий позволяет чётко определить знания о специфике антропогенного пресса на экосистемы разного уровня организации. Для каждого класса экосистем характерна реальная экологическая проблема, которая отражает реальные противоречия, сложившиеся во взаимодействии человека, общества со средой обитания.

           Само формулирование экологической проблемы предполагает предварительную оценку состояния экосистемы, характера экологических взаимодействий между центральным объектом и средой. Оценка ситуации и обозначение экологической проблемы позволяет перейти к анализу гипотез, предположений и идей, которые определяют условия взаимодействия в экосистеме.  Исследование экологических взаимодействий формирует знания о научной картине мира, которая всегда коррелирует с мотивами деятельности человека.

Цель курса: формирование у обучающихся экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности.

           Задачи:

-          дать учащимся целостное представление об экологии как самостоятельной интегративной науке, имеющей огромное социально-экономическое и прикладное значение;

-          закрепить и систематизировать уже имеющиеся у учащихся начальные экологические знания, дополнить их научной экологической терминологией и фактическим материалом о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения;

-          способствовать формированию у учащихся целостного научного мировоззрения, основанного на правильном понимании места и значения деятельности человека в системе «общество – природа»;

-          способствовать формированию у учащихся правильного экологического мышления как одной из неотъемлемых черт гармонически развитой личности нового, постиндустриального общества;

-          воспитывать у  учащихся любовь к природе, неприятие потребительского отношения к её ресурсам; развивать у школьников стремление внести свой посильный вклад в решение глобальных задач охраны окружающей среды;

-          дать учащимся необходимые знания об основных экологических проблемах местного региона и путях их решения;

-          развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность суждений; стимулировать интерес к отечественной и мировой экологической науке; развивать потребность и умения самостоятельно обогащать свои знания в области экологии;

-          дать учащимся знания, позволяющие защищать здоровье от воздействия неблагоприятных экологических факторов, в том числе антропогенного происхождения (радиационное и химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания; повышенный уровень шума в местах проживания); стимулировать стремление учащихся к активному, здоровому образу жизни.

Межпредметные связи

Изучение курса экологии тесно связано с такими учебными дисциплинами, как география, биология, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание.

Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем.

Химия. Круговорот веществ в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Образование и свойства озона. Фреоны, их роль в разрушении озонового экрана Земли. Химические средства защиты растений (пестициды), их химический состав. Минеральные удобрения, их классификация. Нитраты, их разложение в живых организмах. рН среды, его возможные значения. Химические процессы, приводящие к образованию кислотных дождей. Углекислый газ, его роль в возникновении «парникового» («оранжерейного») эффекта. Тяжёлые металлы.

Физика. Круговорот потоков энергии в природе. Применение законов термодинамики. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, создаваемых радиоактивными веществами, их сравнительная проникающая способность в различных веществах.

География. Почва, почвообразование. Экологические катастрофы в геологической истории Земли. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Традиционные и альтернативные источники энергии. Географическое распределение населения Земли. Экстремальные условия жизни человека в отдельных районах Земли. Естественный радиационный фон, солнечная радиация, их значение для живых организмов. Магнитосфера и озоносфера Земли, их значение для существования биосферы. Демографическая ситуация в мире и России. Демографическая революция. Демографический взрыв.

Обществознание. Сущность технического освоения природы человеком и история его развития. Основные периоды взаимодействия общества и природы, особенности современного – постиндустриального периода. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Учение о ноосфере В.И. Вернадского, его культурологический аспект. Концепция устойчивого развития человечества. Экологическая культура и экологическая этика. Экологические аспекты современной внутри- и внешнеполитической деятельности. Экологическое право. Наука, её значение для развития цивилизации и решения экологических проблем.

Информационные технологии. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в преодолении глобального экологического кризиса.

При изучении курса «Основы общей экологии» целесообразно использовать разнообразные формы занятий: лекции, семинары, ролевые игры, а также тестовые методы контроля знаний учащихся, подготовку экологических кроссвордов, рефератов, работу над проблемными вопросами и заданиями.

Программа носит профильно-ориентированный характер: включение школьников в поисковую, исследовательскую деятельность позволяет старшеклассникам  успешно участвовать в олимпиадах по экологии, биологии и химии, способствует более осознанному поступлению на профильные факультеты в вузы. 

 

2.      МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В учебном плане МАОУ СОШ17 с углубленным изучением отдельных предметов курс «Основы общей экологии» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 17 часов в год, 1 час в неделю в течение 1-ого полугодия.

 

3.      РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

 

Знать: называть, распознавать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании экосистем и экологических взаимодействий любого вида.

Уметь описывать и моделировать: «минимальную» экосистему как структурную единицу окружающей среды; явления биогеохимического круговорота веществ, однонаправленности потока энергии, самовосстановления экосистемы.

Уметь объяснять: экологические взаимодействия живого и косного вещества, популяций и видов, человека и окружающей среды, общества и природы (исторические типы); необходимость и направления экологической деятельности людей.

Данный курс является безотметочным.

 

4.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Содержание программы (17 часов)

                Введение (1 час).

           Почему экологию должны знать все. Благоприятная природная среда – главное условие гармоничного развития человека. Угроза окружающей среде, создаваемая производственной деятельностью человека. Классификация потребностей человека. Стратегия устойчивого развития человечества как всемирный план действий по достижению гармонии в отношениях между людьми и между природой и обществом. Значение экологических знаний для успешной реализации данной стратегии. Горизонты экологического знания: от биологической экологии к социальной. Происхождение термина «экология», предмет экологии как науки. Экосистема. Биосфера. Биологическая экология. Глобальная экология. Экология человека. Социальная экология. Отличие экологии от наук классического типа.

           Основа экологического мышления: экологический подход. Эволюция методов познания окружающего мира человеком: функциональный подход, аналитический подход, системный подход. Экологический подход как вариант системного подхода. Главный объект исследования. Экологическое взаимодействие. Экологическое противоречие. Экологическое развитие. Экологическая устойчивость.

 

Тема 1. Биосфера – глобальная экосистема (4 часа).

           Биосфера. Живое вещество как её компонент. Представления В.И. Вернадского о роли живых организмов в формировании облика Земли. Живое и косное  вещество. Биологическое разнообразие. Распределение живого вещества в биосфере. Химический состав живого вещества, его отличие от химического состава Вселенной. Биомасса. Биологическая продуктивность. Особенности протекания химических реакций в живых организмах. Непрерывность жизни в биосфере. Давление жизни. Абиотические компоненты биосферы. Поле существования жизни и поле устойчивости жизни. Земные абиотические  условия, определяющие поле существования жизни: достаточное количество кислорода и углекислого газа, наличие жидкой воды, благоприятный температурный режим, минеральные вещества, солёность воды. Границы биосферы.

           Почва – уникальный компонент биосферы. Представления В.В. Докучаева о почве как особом природном теле и среде жизни. Разнообразие почв мира. Основные факторы почвообразования: горные породы, возраст поверхности, растительный и животный мир, рельеф, климат, хозяйственная деятельность человека; их роль в формировании почвы. Биосфера и космос. Уникальность нашей планеты, её месторасположения в Солнечной системе. Солнце – главный источник энергии, необходимой нашей планете. Баланс солнечной энергии, поступающей в биосферу. Роль растений в накоплении солнечной энергии. Связь цикличности различных явлений, протекающих в биосфере, с циклами солнечной активности. Представления А.Л. Чижевского о влиянии солнечных ритмов на природные процессы. Воздействие «солнечного ветра» на Землю. Роль магнитосферы Земли в защите живых организмов от «солнечного ветра». Озоносфера Земли, её роль в защите живых организмов от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца. Экологические проблемы, связанные с разрушением озоносферы Земли под действием антропогенных факторов, и пути их решения.

           Экологические взаимодействия живого вещества: кто как питается. Современная классификация живого вещества в соответствии со степенью его родства. Трофические взаимодействия. Основные типы живых организмов в зависимости от способов питания: автотрофы (фото- и хемо -), гетеротрофы (биотрофы, сапротрофы, некротрофы), миксотрофы. Типы питания, характерные для отдельных надцарств и царств живых организмов. Роль живых организмов в движении и преобразовании веществ в биосфере.

           Биогенная миграция атомов – экосистемное свойство биосферы. Закон биогенной миграции атомов В.И. Вернадского. Особенности биогеохимических циклов углерода, азота, фосфора, участие в них живых организмов. Скорость круговорота  кислорода, углекислого газа, воды в биосфере Земли. Как развивалась биосфера: пять экологических катастроф. Горные породы – «каменная летопись» Земли. Спираль эволюции жизни на нашей планете. Первая экологическая катастрофа – ордовикский период. Вторая катастрофа – девон. Грандиозная экологическая катастрофа в конце пермского периода. Процветание динозавров в юрском периоде и их гибель. Экологические катастрофы как двигатель эволюции органического мира.

           Почему биосфера устойчива. Основные экологические факторы, определяющие устойчивость биосферы: биологическое разнообразие, адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, наличие информационных связей между различными видами живых организмов. Главное отличие живого вещества и косного. Закон, связывающий размеры потребляющих органическую пищу видов с их численностью. Зависимость длительности периода восстановления биосферы с интенсивностью воздействия на неё. Биосфера и человек: у «запретной черты». Человек – главный нарушитель экологического равновесия в биосфере. Необходимость производства искусственной энергии для успешного развития человеческой цивилизации. Воздействие избытка искусственной энергии на тепловой баланс Земли. Экологические последствия повышения средней температуры на планете. Сущность «парникового» («оранжерейного») эффекта. Закон А.И. Воейкова. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия глобального потепления на биосферу. Необходимость предвидения человеком результатов своих действий и определения «запретной черты».

           Биосфера и геосфера. Геосфера как географическая оболочка Земли. Её мощность и границы. Солнечная энергия – основной энергетический источник всех процессов в геосфере. Цикличность и ритмичность процессов развития геосферы. Роль живого вещества в развитии литосферы, атмосферы и гидросферы. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Гидротермический коэффициент. Человек – мощная геологическая сила, изменяющая внешний облик Земли. Почему человек должен сохранять разнообразие биосферы. Причины исчезновения видов живых организмов. Катастрофичность процесса обеднения живого вещества для будущего биосферы Земли и развития человеческой цивилизации. Допустимые потери видового разнообразия. Потенциальная полезность для человека всех видов живых организмов. Необходимость применения эффективных административно-экономических методов для сохранения биологического разнообразия биосферы. Создание особо охраняемых природных территорий, развитие базы знаний о живом веществе, обеспечение рационального природопользования, восстановление видового разнообразия и повышение эффективности международных механизмов охраны природы  – основные способы предотвращения возможной  экологической катастрофы.

 

Тема 2. Экосистемы биосферы (3 часа).

           Из чего состоит экосистема. Экосистема: определение по А. Тенсли и современное понятие. Состав экосистемы: биотоп (атмосфера, педосфера, гидросфера, литосфера) и биоценоз (фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз, микоценоз). Ярусность как вертикальная структура биоценоза. Важнейшие экологические факторы в наземных (свет, температура, влажность) и водных (свет, температура, кислотность, солёность и скорость течения воды) экосистемах. Понятие о кислотности растворов (рН), диапазон рН, оптимальный для живых организмов. Почему в разных регионах сформировались разные экосистемы. Биом. Лимитирующий фактор. Закон минимума Ю. Либиха. Правило Шелфорда. Пределы выносливости (толерантности) живых организмов. Температура и количество осадков – основные лимитирующие факторы экосистем.

           Популяция в экосистеме: состав и взаимодействие особей. Ареал распространения живых организмов. Популяция. Три возрастные группы особей, выделяемые в любой популяции. Основная жизненная задача популяции. Взаимоотношения особей внутри популяции, обеспечивающие устойчивое воспроизводство: брачное поведение, забота о потомстве, территориальность, агрессивность, иерархические взаимодействия. Количественные характеристики популяции. Численность особей, её зависимость от рождаемости и смертности. Плодовитость. Плотность популяции. Основные виды поведения особей различных популяций по отношению к воспроизводству: r- стратегия и k- стратегия. Кривые выживания организмов, три их основные разновидности.

           Как взаимодействуют популяции разных видов. Пища – источник необходимой организму энергии. Продуценты. Консументы первого, второго и третьего порядков. Редуценты. Детрит, детритофаги. Хищничество. Всеядность. Пищевые цепи. Трофический уровень и трофические взаимодействия. Экологические пирамиды: численности, биомасс, энергии. Закон однонаправленности потока энергии в экосистеме. «Правило десяти процентов». Симбиоз и взаимопомощь в экосистеме. Симбиоз, его значение для живых организмов. Паразитизм как одна из форм симбиотических связей. Косвенные связи между популяциями, их значение для обеспечения устойчивости природного сообщества, возрастания взаимной приспособленности видов, регулирования их численности.

           Конкурентные отношения и экологическая ниша. Конкуренция между различными видами живых организмов. Принцип конкурентного исключения – закон Г.Ф. Гаузе. Экологическая ниша. Почему популяция устойчива. Факторы, способствующие регулированию численности популяций в экосистеме: плотность популяции, пища, конкуренция, паразиты, хищники (первичные факторы), а также солнечная активность, климат, осадки, газовый состав атмосферы (вторичные или сигнальные факторы). Экосистемы – саморегулирующиеся системы. Принцип обратной связи, лежащий в основе саморегуляции.

           Как изменяется экосистема. Первичная сукцессия. Серийные и климаксные сообщества. Вторичные сукцессии. Энергетический ресурс в развивающейся и зрелой экосистемах. Три принципа функционирования экосистемы. Получение ресурсов и избавление от отходов в рамках круговорота всех элементов. Существование за счёт практически неисчерпаемой и чистой солнечной энергии. Соответствие биомассы популяции трофическому уровню, занимаемому ею.

           Как экосистема реагирует на нарушения. Эвтрофикация водоёмов как следствие пренебрежения законом сохранения массы. Водородный показатель (рН), его значения в различных средах. Кислотные дожди, их влияние на растительность, почву, обитателей водных экосистем, способы предупреждения их возникновения. Последствия пренебрежения принципами функционирования экосистем. Необходимость разумных действий со стороны человека по защите природной среды, поддержанию её устойчивости. Практическая работа «Определение показателя кислотности атмосферных осадков и его сравнение с уровнем рН различных растворов».

 

Тема 3. Человек в биосфере (4 часа).

           «Средний» человек и его здоровье. Здоровье – ключевая характеристика человека. Признаки, обобщённо характеризующие «среднего» человека. Прямохождение и его значение. Двигательная, чувствительная и психическая асимметрия. Общественное здоровье, его состояние в России. Средняя продолжительность жизни. Какая среда комфортна для человека. Окружающая человека среда как система факторов, влияющих на его существование. Географическое распределение современного населения Земли. Основные факторы среды, влияющие на самочувствие человека: температура, солнечный свет, погода, метеочувствительность, ландшафт местности, звуковой ландшафт.

           Что такое адаптация. Адаптация, её значение для живых организмов. Виды адаптации человека: относительно большие размеры тела по сравнению с другими организмами, прямохождение, терморегуляция. Конституция как адаптивный признак. Представления Гиппократа о конституции и темпераменте человека. Конституция, её главные признаки. Зависимость продольных размеров тела человека от условий его существования. Доминирующие типы обмена веществ, их зависимость от температурного режима среды и питания. Три вида реагирования на внешние воздействия: «спринтер», «стайер», «микст». Особенности конституции жителей районов с экстремальными условиями обитания. Адаптивное значение конституции.

           Функционирование организма человека во времени. Пространственно-временная организация живого организма. Биологические ритмы, их зависимость от внешней среды. Единая колебательная система биоритмов человека, её связь со здоровьем. Отрицательные последствия сбоя биоритмов. Восприятие времени и фактор опережения. Стресс-реакция адаптации. Стрессовые условия. Неизбежность стрессовых ситуаций в жизни человека. Физиологические процессы, протекающие в организме при стрессе. Стресс-реакция адаптации. Способы преодоления стрессорных повреждений.

           Человек в экстремальных условиях. Экстремальные условия жизни. Особенности условий жизни на Крайнем Севере и в высокогорных районах. Развитие адаптации к экстремальным условиям жизни человека. Три фазы стресс-реакции адаптации. «Цена» адаптации. Человек в невесомости. Факторы, определяющие существование человека в космосе: радиоактивное облучение, психоэмоциональная нагрузка, невесомость. Влияние невесомости на организм человека. Адаптация к невесомости. Моделирование невесомости на Земле. Реадаптация.

           Влияние радиационных излучений на здоровье человека. Естественный радиационный фон, его значение. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, образуемых радиоактивными веществами, их проникающая способность в живых организмах, способы защиты от данных излучений. Медицинская радиология. Три фазы воздействия радиации на живые организмы. Сравнительная радиовосприимчивость различных живых организмов. Наиболее опасные последствия воздействия радиационных излучений на здоровье человека. Сравнительная радиовосприимчивость людей в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия радиационных излучений на здоровье людей, проживающих в зоне загрязнения, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС: дезактивация; диспансеризация населения; полноценное и рациональное питание населения; ограничение потребления спиртных напитков; отказ от курения; прогулки на свежем воздухе, водные процедуры, занятия  физическими упражнениями; ограничение пребывания в зоне влияния прямого солнечного света; предупреждение возникновения стрессов. Сущность радиофобии и причины её возникновения.

           Влияние химических веществ на здоровье человека. Токсикология, её значение. Основные группы химических веществ, негативно влияющих на здоровье человека: канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды. Особенности влияния на здоровье человека соединений тяжёлых металлов, химических средств защиты растений (пестицидов), минеральных удобрений. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды нитратами. Нитраты как представители азотных удобрений, их значение для растений. Экологические последствия накопления избытка нитратов в воде, почве, продуктах питания. Механизм негативного влияния нитратов на здоровье человека. Градация растений по лёгкости накопления избытка нитратов. Способы уменьшения содержания нитратов в продуктах питания.

           Экологические проблемы загрязнения окружающей среды химическими средствами защиты растений (пестицидами). Пестициды, их основные группы (гербициды, инсектициды, бактерициды, фунгициды и т.д.), области их практического применения. Экологические последствия накопления пестицидов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, живых организмах. Механизм негативного влияния пестицидов на здоровье человека. Пути решения экологических проблем, связанных с неумеренным использованием пестицидов. Биологические методы и средства защиты растений как альтернатива пестицидам: энтомофаги, вирусные препараты, фитонциды, репелленты, аттрактанты, хемостерилянты, ауксины, феромоны, настои и отвары из растений. Основные преимущества биологических методов и средств защиты растений по сравнению с химическими.

           Сколько лет жить человеку. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические сроки жизни человека, их сравнение со сроками жизни других млекопитающих. Средняя продолжительность жизни, пожилой возраст, старость, долгожители. Особенности жизни современного человека, негативно влияющие на её продолжительность: гиподинамия, нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки. Здоровый образ жизни, его основные составляющие: культура движения, рациональные умственные и физические нагрузки, культура питания, полноценная семейная жизнь. Активный образ жизни, поддержание высокого жизненного тонуса – залог здоровья и долголетия. Популяция людей. Сколько детей должно быть в семье. Динамика изменения численности населения земного шара. Стратегия человечества как биологического вида. Численность детей в семье, необходимая для простого воспроизводства населения. Развитие демографической ситуации в мире в различные исторические эпохи. Современная демографическая ситуация в России, её причины и возможные последствия.

 

Тема 4. Экология общества (4 часа).

            Особенности освоения человеком природы: техника. Необходимость освоения природы человеком. Особенности трудовой деятельности древнейших людей. Сущность технического освоения природы человеком. Значение науки для развития техники, важнейших технических открытий и изобретений. Особенности современного этапа развития техники. Необходимость разумного ограничения технического освоения природы человеком для будущего цивилизации и всей планеты в целом. Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. Общество как исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Социоэкосистемы, их классификация: локальные (местные), региональные и глобальная (всепланетная). Основные периоды взаимодействия общества и природы: биогенный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный (информационно-экологический), - их особенности.

           Экологическая проблема. Динамическое равновесие социоэкосистемы, его необходимость. Экологическая проблема, её основные составляющие и проявления. Причины обострения современной экологической ситуации на земном шаре. Народонаселение и экологическая проблема. Зависимость экологической ситуации на земном шаре от численности населения. Народонаселение, демографическая ситуация, демографическая революция, демографический взрыв. Представления Т. Мальтуса о необходимости снижения роста численности населения. Два противоположных подхода к проблеме снижения темпов роста населения. Три пути выхода из сложившейся в мире демографической ситуации.

           Истощение ресурсов и энергетический кризис. Природные ресурсы, их классификация: практически неисчерпаемые и исчерпаемые (невозобновимые и возобновимые). Неизбежность исчерпаемости ископаемых ресурсов. Проблемы эксплуатации возобновимых природных ресурсов. Сущность современной энергетической проблемы; энергосбережение и использование возобновимых источников энергии как основные пути её решения. Перспективы использования человечеством альтернативных (возобновимых) источников энергии. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение, его классификации. Комплексное воздействие комбинаций различных загрязнителей на окружающую среду. Основные экологические последствия загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь физических и химических загрязнений.

           Информационная составляющая экологической проблемы. Основное содержание информационного фактора экологической проблемы. Экологический мониторинг, его уровни: местный, региональный, республиканский, континентальный, глобальный (всепланетный). Роль космических наблюдений в получении объективной информации о состоянии окружающей среды. Проблемы развития научной информации, трудности в её получении. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в решении экологических проблем. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Тотемизм как культ природы. Взаимоотношение человека и природы в странах Древнего Востока. Представления об органическом единстве человека и природы, одушевлённости природы, характерные для ранней культуры Древней Греции. Отношение к природе и человеку, сложившееся в античной культуре. Противопоставление человека природе в христианско-иудейской культуре. Надприродные и природные религии, их особенности. «Застой» эпохи средневековья и овладение силами природы, подчинение их потребностям человека в эпоху Нового времени. Современное переосмысление отношений человека и природы во всех религиях.

           Биосферные функции человечества: учение о ноосфере. Ослабление устойчивости биосферы в результате неосмотрительной деятельности человека. Ноосфера («сфера разума» по В.И. Вернадскому) как новый, качественно более высокий этап развития биосферы. Основные условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу. Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, её принципы. Социальная экология, необходимость её появления в качестве самостоятельной науки. Основные законы социальной экологии (законы Б. Коммонера), их специфика.

           Концепция устойчивого развития. Необходимость определения разумной перспективы развития человечества. Сущность понятия «устойчивое развитие». Главная идея концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Экологическая революция, её цель и отличия от аграрной и промышленной революций. Становление экологической культуры. Культура как глобальное понятие. Экологическая культура, её важнейший признак. Антропоцентризм и биосфероцентризм. Экологическая этика как мера экологической культуры, её основной принцип и требования, предъявляемые к каждому человеку.

           Политическая экология. Политика как глобальное понятие. Основные требования к организации политической деятельности. Связь экологических проблем с политической деятельностью. Значение демократизации общественной жизни, свободы слова, доступности объективной информации для успешного решения экологических проблем. Основные принципы деятельности современных экологических партий и движений. Возрастание роли экологического фактора в международной политике. Экологическое право. Право как глобальное понятие. Экологическое право. Конституция государства – основа экологического законодательства. Всеобщая Декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах человека, их значение для определения экологических прав и свобод личности. Экологические права граждан Российской Федерации, их государственные гарантии. Обеспечение исполнения экологического законодательства в Российской Федерации. Основные правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития.

           Экологичная экономика. Современное понимание экономики. Глубинная связь экономики и экологии. Формирование экологичного производства – важнейшая задача мировой экономики. Важнейшие предпосылки экологичной экономики. Инженерная экология. Понятие об инженерной экологии. Экологический подход к социально-экономической оценке технических систем. Инженерно-экологическая экспертиза технических объектов. Прогнозирование технологических рисков и последствий воздействия на человека слабых доз токсических веществ.

           Безотходное и экологическое производство. Сущность экологизации производства. Объективная необходимость равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями. Биотехнология, её роль в утилизации производственных отходов. Безотходные и малоотходные производства. Освоение космоса и проблемы экологии. Роль освоения космического пространства в решении экологической проблемы, получении качественно новой информации о природной среде, реализации материально-производственных проектов. Воздействие полётов ракет и спутников на состояние биосферы Земли. Формирование системы «Человечество – Земля – Вселенная».

Итоговое повторение и обобщение (1 час).

 

 


5.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

(кол-во часов)

Содержание

 

Виды деятельности

обучающихся

Введение (1 час)

 

1. Горизонты экологического знания: от биологической экологии к социальной.

Основа экологического мышления: экологический подход.

Происхождение термина «экология», предмет экологии как науки. Экосистема. Биосфера. Биологическая экология. Глобальная экология. Экология человека. Социальная экология. Отличие экологии от наук классического типа.

 Эволюция методов познания окружающего мира человеком: функциональный подход, аналитический подход, системный подход. Экологический подход как вариант системного подхода. Главный объект исследования. Экологическое взаимодействие. Экологическое противоречие. Экологическое развитие. Экологическая устойчивость.

 

Отвечают на вопрос «Почему экологию должны знать все?»

Ознакомление с основными понятиями курса: «экология», предмет экологии как науки. Экосистема. Биосфера. Биологическая экология. Глобальная экология. Экология человека. Социальная экология. Экологическое взаимодействие. Экологическое противоречие. Экологическое развитие. Экологическая устойчивость.

 

Тема 1. Биосфера – глобальная экосистема (4 часа)

 

2. Биосфера. Живое вещество как её компонент.

Абиотические компоненты биосферы.

3. Почва – уникальный компонент биосферы.

Биосфера и космос.

 4. Экологические взаимодействия живого вещества: кто как питается.

 Биогенная миграция атомов – экосистемное свойство биосферы.

5. Биосфера и человек: у «запретной черты».

Биосфера и геосфера.

 

 

 

           Биосфера. Живое вещество как её компонент. Представления В.И. Вернадского о роли живых организмов в формировании облика Земли. Живое и косное  вещество. Биологическое разнообразие. Распределение живого вещества в биосфере. Химический состав живого вещества, его отличие от химического состава Вселенной. Биомасса. Биологическая продуктивность. Особенности протекания химических реакций в живых организмах. Непрерывность жизни в биосфере. Давление жизни. Абиотические компоненты биосферы. Поле существования жизни и поле устойчивости жизни. Земные абиотические  условия, определяющие поле существования жизни: достаточное количество кислорода и углекислого газа, наличие жидкой воды, благоприятный температурный режим, минеральные вещества, солёность воды. Границы биосферы.

           Почва – уникальный компонент биосферы. Представления В.В. Докучаева о почве как особом природном теле и среде жизни. Разнообразие почв мира. Основные факторы почвообразования: горные породы, возраст поверхности, растительный и животный мир, рельеф, климат, хозяйственная деятельность человека; их роль в формировании почвы. Биосфера и космос. Уникальность нашей планеты, её месторасположения в Солнечной системе. Солнце – главный источник энергии, необходимой нашей планете. Баланс солнечной энергии, поступающей в биосферу. Роль растений в накоплении солнечной энергии. Связь цикличности различных явлений, протекающих в биосфере, с циклами солнечной активности. Представления А.Л. Чижевского о влиянии солнечных ритмов на природные процессы. Воздействие «солнечного ветра» на Землю. Роль магнитосферы Земли в защите живых организмов от «солнечного ветра». Озоносфера Земли, её роль в защите живых организмов от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца. Экологические проблемы, связанные с разрушением озоносферы Земли под действием антропогенных факторов, и пути их решения.

           Экологические взаимодействия живого вещества: кто как питается. Современная классификация живого вещества в соответствии со степенью его родства. Трофические взаимодействия. Основные типы живых организмов в зависимости от способов питания: автотрофы (фото- и хемо -), гетеротрофы (биотрофы, сапротрофы, некротрофы), миксотрофы. Типы питания, характерные для отдельных надцарств и царств живых организмов. Роль живых организмов в движении и преобразовании веществ в биосфере.

           Биогенная миграция атомов – экосистемное свойство биосферы. Закон биогенной миграции атомов В.И. Вернадского. Особенности биогеохимических циклов углерода, азота, фосфора, участие в них живых организмов. Скорость круговорота  кислорода, углекислого газа, воды в биосфере Земли. Как развивалась биосфера: пять экологических катастроф. Горные породы – «каменная летопись» Земли. Спираль эволюции жизни на нашей планете. Первая экологическая катастрофа – ордовикский период. Вторая катастрофа – девон. Грандиозная экологическая катастрофа в конце пермского периода. Процветание динозавров в юрском периоде и их гибель. Экологические катастрофы как двигатель эволюции органического мира.

           Почему биосфера устойчива. Основные экологические факторы, определяющие устойчивость биосферы: биологическое разнообразие, адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, наличие информационных связей между различными видами живых организмов. Главное отличие живого вещества и косного. Закон, связывающий размеры потребляющих органическую пищу видов с их численностью. Зависимость длительности периода восстановления биосферы с интенсивностью воздействия на неё. Биосфера и человек: у «запретной черты». Человек – главный нарушитель экологического равновесия в биосфере. Необходимость производства искусственной энергии для успешного развития человеческой цивилизации. Воздействие избытка искусственной энергии на тепловой баланс Земли. Экологические последствия повышения средней температуры на планете. Сущность «парникового» («оранжерейного») эффекта. Закон А.И. Воейкова. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия глобального потепления на биосферу. Необходимость предвидения человеком результатов своих действий и определения «запретной черты».

           Биосфера и геосфера. Геосфера как географическая оболочка Земли. Её мощность и границы. Солнечная энергия – основной энергетический источник всех процессов в геосфере. Цикличность и ритмичность процессов развития геосферы. Роль живого вещества в развитии литосферы, атмосферы и гидросферы. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Гидротермический коэффициент. Человек – мощная геологическая сила, изменяющая внешний облик Земли. Почему человек должен сохранять разнообразие биосферы. Причины исчезновения видов живых организмов. Катастрофичность процесса обеднения живого вещества для будущего биосферы Земли и развития человеческой цивилизации. Допустимые потери видового разнообразия. Потенциальная полезность для человека всех видов живых организмов. Необходимость применения эффективных административно-экономических методов для сохранения биологического разнообразия биосферы. Создание особо охраняемых природных территорий, развитие базы знаний о живом веществе, обеспечение рационального природопользования, восстановление видового разнообразия и повышение эффективности международных механизмов охраны природы  – основные способы предотвращения возможной  экологической катастрофы.

 

 Отвечают на вопросы:

Почему биосфера устойчива?

Почему человек должен сохранять разнообразие биосферы?

Ознакомление с основными понятиями курса:

             Глобальная экология – учение о биосфере

Понятия: биосфера, экологические компоненты, живое вещество, косное вещество, автотрофы (фото- и хемо-), гетеротрофы (некротрофы, биотрофы и сапротрофы), миксотрофы, биогенные элементы, космическая среда, планетарная среда, биомасса, продукция, зональность, устойчивость, защитные экраны.

Явления: биогеохимический круговорот веществ (биогенная миграция атомов); взаимосвязи биосферы с геосферами; экологические взаимодействия живого и косного вещества.

 

             Антропогенное разрушение биосферы

Принципы: однонаправленности потока энергии; необходимого разнообразия; обратной связи; регулирования.

Методы: последовательного описания экосистемы.

           

 

Тема 2. Экосистемы биосферы (3 часа).

 

6. Состав экосистемы.

Популяция в экосистеме: состав и взаимодействие особей. Количественные характеристики популяции.

7. Как взаимодействуют популяции разных видов.

Конкурентные отношения и экологическая ниша.

Симбиоз и взаимопомощь в экосистеме. Конкурентные отношения и экологическая ниша.

8. Принципы функционирования экосистемы. Практическая работа «Определение показателя кислотности атмосферных осадков и его сравнение с уровнем рН различных растворов».

Экосистема: определение по А. Тенсли и современное понятие. Состав экосистемы: биотоп (атмосфера, педосфера, гидросфера, литосфера) и биоценоз (фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз, микоценоз). Ярусность как вертикальная структура биоценоза. Важнейшие экологические факторы в наземных (свет, температура, влажность) и водных (свет, температура, кислотность, солёность и скорость течения воды) экосистемах. Понятие о кислотности растворов (рН), диапазон рН, оптимальный для живых организмов. Почему в разных регионах сформировались разные экосистемы. Биом. Лимитирующий фактор. Закон минимума Ю. Либиха. Правило Шелфорда. Пределы выносливости (толерантности) живых организмов. Температура и количество осадков – основные лимитирующие факторы экосистем.

           Популяция в экосистеме: состав и взаимодействие особей. Ареал распространения живых организмов. Популяция. Три возрастные группы особей, выделяемые в любой популяции. Основная жизненная задача популяции. Взаимоотношения особей внутри популяции, обеспечивающие устойчивое воспроизводство: брачное поведение, забота о потомстве, территориальность, агрессивность, иерархические взаимодействия. Количественные характеристики популяции. Численность особей, её зависимость от рождаемости и смертности. Плодовитость. Плотность популяции. Основные виды поведения особей различных популяций по отношению к воспроизводству: r- стратегия и k- стратегия. Кривые выживания организмов, три их основные разновидности.

           Как взаимодействуют популяции разных видов. Пища – источник необходимой организму энергии. Продуценты. Консументы первого, второго и третьего порядков. Редуценты. Детрит, детритофаги. Хищничество. Всеядность. Пищевые цепи. Трофический уровень и трофические взаимодействия. Экологические пирамиды: численности, биомасс, энергии. Закон однонаправленности потока энергии в экосистеме. «Правило десяти процентов». Симбиоз и взаимопомощь в экосистеме. Симбиоз, его значение для живых организмов. Паразитизм как одна из форм симбиотических связей. Косвенные связи между популяциями, их значение для обеспечения устойчивости природного сообщества, возрастания взаимной приспособленности видов, регулирования их численности.

           Конкурентные отношения и экологическая ниша. Конкуренция между различными видами живых организмов. Принцип конкурентного исключения – закон Г.Ф. Гаузе. Экологическая ниша. Почему популяция устойчива. Факторы, способствующие регулированию численности популяций в экосистеме: плотность популяции, пища, конкуренция, паразиты, хищники (первичные факторы), а также солнечная активность, климат, осадки, газовый состав атмосферы (вторичные или сигнальные факторы). Экосистемы – саморегулирующиеся системы. Принцип обратной связи, лежащий в основе саморегуляции.

           Как изменяется экосистема. Первичная сукцессия. Серийные и климаксные сообщества. Вторичные сукцессии. Энергетический ресурс в развивающейся и зрелой экосистемах. Три принципа функционирования экосистемы. Получение ресурсов и избавление от отходов в рамках круговорота всех элементов. Существование за счёт практически неисчерпаемой и чистой солнечной энергии. Соответствие биомассы популяции трофическому уровню, занимаемому ею.

           Как экосистема реагирует на нарушения. Эвтрофикация водоёмов как следствие пренебрежения законом сохранения массы. Водородный показатель (рН), его значения в различных средах. Кислотные дожди, их влияние на растительность, почву, обитателей водных экосистем, способы предупреждения их возникновения. Последствия пренебрежения принципами функционирования экосистем. Необходимость разумных действий со стороны человека по защите природной среды, поддержанию её устойчивости.

           Практическая работа «Определение показателя кислотности атмосферных осадков и его сравнение с уровнем рН различных растворов»

 

Из чего состоит экосистема?

Почему в разных регионах сформировались разные экосистемы?

Как взаимодействуют популяции разных видов?

Почему популяция устойчива?

Как изменяется экосистема?

 Ознакомление с основными понятиями курса:

Экосистемы биосферы

Понятия: биоценоз, популяция, запас биогенных элементов, ёмкость среды, изменения экосистемы, экологический фактор, трофический уровень, трофическая пирамида.

Явления: экологические взаимодействия – трофические, информационные, пространственно-временные; биологический круговорот, самовосстановление экосистемы, симбиоз, конкуренция, сукцессия.

Принципы: предельно допустимой нагрузки, потока солнечного излучения, самоочищения, уменьшения биомассы на конце пищевых цепей.

 

Тема 3. Человек в биосфере (4 часа).

 

9. Здоровье – ключевая характеристика человека.. Адаптация, её значение для живых организмов.

10. Пространственно-временная организация живого организма. Биологические ритмы.

11. Человек в экстремальных условиях.           Влияние невесомости, радиационных излучений, химических веществ на здоровье человека.

12. Здоровый образ жизни, его основные составляющие.

           «Средний» человек и его здоровье. Здоровье – ключевая характеристика человека. Признаки, обобщённо характеризующие «среднего» человека. Прямохождение и его значение. Двигательная, чувствительная и психическая асимметрия. Общественное здоровье, его состояние в России. Средняя продолжительность жизни. Какая среда комфортна для человека. Окружающая человека среда как система факторов, влияющих на его существование. Географическое распределение современного населения Земли. Основные факторы среды, влияющие на самочувствие человека: температура, солнечный свет, погода, метеочувствительность, ландшафт местности, звуковой ландшафт.

           Что такое адаптация. Адаптация, её значение для живых организмов. Виды адаптации человека: относительно большие размеры тела по сравнению с другими организмами, прямохождение, терморегуляция. Конституция как адаптивный признак. Представления Гиппократа о конституции и темпераменте человека. Конституция, её главные признаки. Зависимость продольных размеров тела человека от условий его существования. Доминирующие типы обмена веществ, их зависимость от температурного режима среды и питания. Три вида реагирования на внешние воздействия: «спринтер», «стайер», «микст». Особенности конституции жителей районов с экстремальными условиями обитания. Адаптивное значение конституции.

           Функционирование организма человека во времени. Пространственно-временная организация живого организма. Биологические ритмы, их зависимость от внешней среды. Единая колебательная система биоритмов человека, её связь со здоровьем. Отрицательные последствия сбоя биоритмов. Восприятие времени и фактор опережения. Стресс-реакция адаптации. Стрессовые условия. Неизбежность стрессовых ситуаций в жизни человека. Физиологические процессы, протекающие в организме при стрессе. Стресс-реакция адаптации. Способы преодоления стрессорных повреждений.

           Человек в экстремальных условиях. Экстремальные условия жизни. Особенности условий жизни на Крайнем Севере и в высокогорных районах. Развитие адаптации к экстремальным условиям жизни человека. Три фазы стресс-реакции адаптации. «Цена» адаптации. Человек в невесомости. Факторы, определяющие существование человека в космосе: радиоактивное облучение, психоэмоциональная нагрузка, невесомость. Влияние невесомости на организм человека. Адаптация к невесомости. Моделирование невесомости на Земле. Реадаптация.

           Влияние радиационных излучений на здоровье человека. Естественный радиационный фон, его значение. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, образуемых радиоактивными веществами, их проникающая способность в живых организмах, способы защиты от данных излучений. Медицинская радиология. Три фазы воздействия радиации на живые организмы. Сравнительная радиовосприимчивость различных живых организмов. Наиболее опасные последствия воздействия радиационных излучений на здоровье человека. Сравнительная радиовосприимчивость людей в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия радиационных излучений на здоровье людей, проживающих в зоне загрязнения, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС: дезактивация; диспансеризация населения; полноценное и рациональное питание населения; ограничение потребления спиртных напитков; отказ от курения; прогулки на свежем воздухе, водные процедуры, занятия  физическими упражнениями; ограничение пребывания в зоне влияния прямого солнечного света; предупреждение возникновения стрессов. Сущность радиофобии и причины её возникновения.

           Влияние химических веществ на здоровье человека. Токсикология, её значение. Основные группы химических веществ, негативно влияющих на здоровье человека: канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды. Особенности влияния на здоровье человека соединений тяжёлых металлов, химических средств защиты растений (пестицидов), минеральных удобрений. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды нитратами. Нитраты как представители азотных удобрений, их значение для растений. Экологические последствия накопления избытка нитратов в воде, почве, продуктах питания. Механизм негативного влияния нитратов на здоровье человека. Градация растений по лёгкости накопления избытка нитратов. Способы уменьшения содержания нитратов в продуктах питания.

           Экологические проблемы загрязнения окружающей среды химическими средствами защиты растений (пестицидами). Пестициды, их основные группы (гербициды, инсектициды, бактерициды, фунгициды и т.д.), области их практического применения. Экологические последствия накопления пестицидов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, живых организмах. Механизм негативного влияния пестицидов на здоровье человека. Пути решения экологических проблем, связанных с неумеренным использованием пестицидов. Биологические методы и средства защиты растений как альтернатива пестицидам: энтомофаги, вирусные препараты, фитонциды, репелленты, аттрактанты, хемостерилянты, ауксины, феромоны, настои и отвары из растений. Основные преимущества биологических методов и средств защиты растений по сравнению с химическими.

           Сколько лет жить человеку. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические сроки жизни человека, их сравнение со сроками жизни других млекопитающих. Средняя продолжительность жизни, пожилой возраст, старость, долгожители. Особенности жизни современного человека, негативно влияющие на её продолжительность: гиподинамия, нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки. Здоровый образ жизни, его основные составляющие: культура движения, рациональные умственные и физические нагрузки, культура питания, полноценная семейная жизнь. Активный образ жизни, поддержание высокого жизненного тонуса – залог здоровья и долголетия. Популяция людей. Сколько детей должно быть в семье. Динамика изменения численности населения земного шара. Стратегия человечества как биологического вида. Численность детей в семье, необходимая для простого воспроизводства населения. Развитие демографической ситуации в мире в различные исторические эпохи. Современная демографическая ситуация в России, её причины и возможные последствия.

         Ознакомление с основными понятиями:

    Человек в экосистеме – антропоэкосистема

Понятия: здоровье, болезнь, окружающая среда, факторы здоровья, экологические потребности, биологические ритмы, экологические качества, экологическая ответственность, адаптация, реадаптация, стресс, медицинская радиология, радиовосприимчивость, радиофобия, дезактивация, диспансеризация, токсикология, канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды, пестициды (гербициды, инсектициды, бактерициды, фунгициды), энтомофаги, фитонциды, репелленты, аттрактанты, хемостерилянты, ауксины, феромоны, гиподинамия.

Явления: экологические взаимодействия (пространственные, трофические, информационные, временные); развитие (физическое, интеллектуальное, духовное); экологическая опасность; здоровый образ жизни.

Проблемы: защиты окружающей среды; радиационной, химической и продовольственной безопасности.

Экологическая деятельность: пропаганда идей защиты жизни; уход за ландшафтом, мониторинг окружающей среды

Тема 4. Экология общества (4 часа).

 

13. Особенности освоения человеком природы.

Зависимость экологической ситуации на земном шаре от численности населения.

14. Природные ресурсы, их классификация.

15. Основные законы социальной экологии. Концепция устойчивого развития.

16. Политическая экология. Экологичная экономика. Инженерная экология.

 

Особенности освоения человеком природы: техника. Необходимость освоения природы человеком. Особенности трудовой деятельности древнейших людей. Сущность технического освоения природы человеком. Значение науки для развития техники, важнейших технических открытий и изобретений. Особенности современного этапа развития техники. Необходимость разумного ограничения технического освоения природы человеком для будущего цивилизации и всей планеты в целом. Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. Общество как исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Социоэкосистемы, их классификация: локальные (местные), региональные и глобальная (всепланетная). Основные периоды взаимодействия общества и природы: биогенный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный (информационно-экологический), - их особенности.

           Экологическая проблема. Динамическое равновесие социоэкосистемы, его необходимость. Экологическая проблема, её основные составляющие и проявления. Причины обострения современной экологической ситуации на земном шаре. Народонаселение и экологическая проблема. Зависимость экологической ситуации на земном шаре от численности населения. Народонаселение, демографическая ситуация, демографическая революция, демографический взрыв. Представления Т. Мальтуса о необходимости снижения роста численности населения. Два противоположных подхода к проблеме снижения темпов роста населения. Три пути выхода из сложившейся в мире демографической ситуации.

           Истощение ресурсов и энергетический кризис. Природные ресурсы, их классификация: практически неисчерпаемые и исчерпаемые (невозобновимые и возобновимые). Неизбежность исчерпаемости ископаемых ресурсов. Проблемы эксплуатации возобновимых природных ресурсов. Сущность современной энергетической проблемы; энергосбережение и использование возобновимых источников энергии как основные пути её решения. Перспективы использования человечеством альтернативных (возобновимых) источников энергии. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение, его классификации. Комплексное воздействие комбинаций различных загрязнителей на окружающую среду. Основные экологические последствия загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь физических и химических загрязнений.

           Информационная составляющая экологической проблемы. Основное содержание информационного фактора экологической проблемы. Экологический мониторинг, его уровни: местный, региональный, республиканский, континентальный, глобальный (всепланетный). Роль космических наблюдений в получении объективной информации о состоянии окружающей среды. Проблемы развития научной информации, трудности в её получении. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в решении экологических проблем. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Тотемизм как культ природы. Взаимоотношение человека и природы в странах Древнего Востока. Представления об органическом единстве человека и природы, одушевлённости природы, характерные для ранней культуры Древней Греции. Отношение к природе и человеку, сложившееся в античной культуре. Противопоставление человека природе в христианско-иудейской культуре. Надприродные и природные религии, их особенности. «Застой» эпохи средневековья и овладение силами природы, подчинение их потребностям человека в эпоху Нового времени. Современное переосмысление отношений человека и природы во всех религиях.

           Биосферные функции человечества: учение о ноосфере. Ослабление устойчивости биосферы в результате неосмотрительной деятельности человека. Ноосфера («сфера разума» по В.И. Вернадскому) как новый, качественно более высокий этап развития биосферы. Основные условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу. Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, её принципы. Социальная экология, необходимость её появления в качестве самостоятельной науки. Основные законы социальной экологии (законы Б. Коммонера), их специфика.

           Концепция устойчивого развития. Необходимость определения разумной перспективы развития человечества. Сущность понятия «устойчивое развитие». Главная идея концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Экологическая революция, её цель и отличия от аграрной и промышленной революций. Становление экологической культуры. Культура как глобальное понятие. Экологическая культура, её важнейший признак. Антропоцентризм и биосфероцентризм. Экологическая этика как мера экологической культуры, её основной принцип и требования, предъявляемые к каждому человеку.

           Политическая экология. Политика как глобальное понятие. Основные требования к организации политической деятельности. Связь экологических проблем с политической деятельностью. Значение демократизации общественной жизни, свободы слова, доступности объективной информации для успешного решения экологических проблем. Основные принципы деятельности современных экологических партий и движений. Возрастание роли экологического фактора в международной политике. Экологическое право. Право как глобальное понятие. Экологическое право. Конституция государства – основа экологического законодательства. Всеобщая Декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах человека, их значение для определения экологических прав и свобод личности. Экологические права граждан Российской Федерации, их государственные гарантии. Обеспечение исполнения экологического законодательства в Российской Федерации. Основные правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития.

           Экологичная экономика. Современное понимание экономики. Глубинная связь экономики и экологии. Формирование экологичного производства – важнейшая задача мировой экономики. Важнейшие предпосылки экологичной экономики. Инженерная экология. Понятие об инженерной экологии. Экологический подход к социально-экономической оценке технических систем. Инженерно-экологическая экспертиза технических объектов. Прогнозирование технологических рисков и последствий воздействия на человека слабых доз токсических веществ.

           Безотходное и экологическое производство. Сущность экологизации производства. Объективная необходимость равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями. Биотехнология, её роль в утилизации производственных отходов. Безотходные и малоотходные производства. Освоение космоса и проблемы экологии. Роль освоения космического пространства в решении экологической проблемы, получении качественно новой информации о природной среде, реализации материально-производственных проектов. Воздействие полётов ракет и спутников на состояние биосферы Земли. Формирование системы «Человечество – Земля – Вселенная».

 

  Ознакомление с основными понятиями:

Человечество в биосфере: социоэкосистема

Понятия: экосистема социоприродная, народонаселение, природная среда, экологическая деятельность, биосферные функции человека, экологическая ценность, экологическая норма.

Явления: взаимодействие общества и природы, природопользование, экологический кризис, «парниковый» («оранжерейный») эффект, эвтрофикация, кислотные дожди, разрушение озонового экрана.

Проблемы: выживания человечества, экологизации науки, экономики, образования, предотвращения технологических и военных катастроф, регулирование численности народонаселения.

Экологическая деятельность: экологическое прогнозирование, социально-экологический мониторинг, ландшафтное проектирование, инженерная экология, экологическое образование, экологические движения       

 

Повторение и обобщение знаний по курсу (1 час).

 

17. Повторение и обобщение знаний по курсу.

Повторение и обобщение знаний по курсу. Повторение основных терминов и понятий, описание экосистем и экологических взаимодействий живого и косного вещества, популяций и видов, человека и окружающей среды, общества и природы (исторические типы).

 

Знать: называть, распознавать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании экосистем и экологических взаимодействий любого вида.

Уметь описывать и моделировать: «минимальную» экосистему как структурную единицу окружающей среды; явления биогеохимического круговорота веществ, однонаправленности потока энергии, самовосстановления экосистемы.

Уметь объяснять: экологические взаимодействия живого и косного вещества, популяций и видов, человека и окружающей среды, общества и природы (исторические типы); необходимость и направления экологической деятельности людей.

 

 


2.      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Наименование объектов и средств

 материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1.  

Авторская программа Мамедова Н.М., Суравегиной И.Т., Глазачёва С.Н. «Основы общей экологии»

Используется педагогом при разработке и составлении рабочих программ по предмету; при разработке дидактических материалов; в работе с обучающимися.

Учебники:

1.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Экология: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. –М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.-306с.:ил.

 

2.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 2003. – 272 с.: ил.

 

Дополнительная литература для учащихся:

1. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.: ил.

2. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976. – 128 с.: ил. – (Мир знаний).

3.  Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 464 с.: ил.

4. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 176 с.

5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995. – 232 с.

6. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу: Книга для внеклассного чтения. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.: ил. – (Мир знаний).

7. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004. – 144 с.: ил.

8. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя:

1.      Биология и современность / Под ред. Яблокова А.В. – М.: Просвещение, 1990. – 262 с.

2.      Биология и экология. 10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.

3.      Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9 – 11 классов: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 40 с.

4.      Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учителя. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 192 с.

5.      Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995. – 176 с.

6.      Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: АО МДС, 1995. – Ч.1: 88 с.; ч.2: 111 с.

7.      Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003. – 256 с., ил. – (Это мы не проходили).

8.      Маркович Д.Ж. Социальная экология: Книга для учителя: Пер. с серб.-хорв. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

9.      Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 64 с. («Биология в школе. Библиотека журнала». Вып. 2).

10.  Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.

11.  Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3-х т. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993(т.1), 1994(т.2), 1996(т.3). – Т.1: 256 с.; т.2: 336 с.; т.3: 400 с.

12.  Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – Т.1: 424 с.: ил.; т.2: 336 с.: ил.

13.  Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.: ил. – (Библиотека учителя биологии).

14.  Пономарёва И.Н. Экология. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001. – 272 с.: ил.

15.  Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. / Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 1998. – 160 с.

16.  Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах.

Книга 1. Народонаселение и пищевые ресурсы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1994. – 340 с.: ил.

Книга 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер с англ. – М.: Мир, 1995. – 296 с.: ил.

Книга 3. Энергетические проблемы человечества: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 291 с.: ил.

Книга 4. Здоровье и среда, в которой мы живём: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 191 с.: ил.

17.  Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной опасности: Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – 320 с.: ил.

18.  Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России. Книга для учителя. (Методический комментарий). – М.: АО МДС, 1995. – 176 с.

19.  Фелленберг Г. Загрязнение природной среды: Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997. – 232 с.

20.  Эйхлер В. Яды в нашей пище: Пер. с нем. – М.: Мир, 1993. – 189 с.: ил.

21.  Экология России. Хрестоматия. / Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995. – 320 с.

Печатные пособия

  1.  

Комплект таблиц по биологии и химии.

Портреты учёных.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Таблица растворимости.

Печатные пособия имеют сменную экспозицию в кабинете

Цифровые образовательные ресурсы

  1.  

 

MULTIMEDIA - поддержка курса

Интернет-ресурсы:

http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория

http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн.

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://rsr-olymp.ru/

 - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников (нормативные документы, дистанционные олимпиады, анализ результатов и рекомендации).

http://ecol.olimpiada.ru/ Сайт Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

http://www.step-into-the-future.ru/

 программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);

http://www.iteach.ru

 - программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных проектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы и тренинги).

http://www.redu.ru/

 – Цент развития исследовательской деятельности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).

http://ecology.gpntb.ru Сайт по экологической тематике, созданный Государственной публичной научно-технической библиотекой России

http://www.ecodeti.ru/

Детский эко-информ: экология

http://old.eco.rosolymp.ru/ Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по экологии.

http://www.msuee.ru/PL_lab/HTMLS/BIBL/DICT/ Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/bio/ Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных экологов проводится под эгидой Министерства образования Российской Федерации.

http://www.biodat.ru/ Портал BioDat создан в рамках проекта Глобального экологического фонда "Сохранение биоразнообразия" для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России.

http://eidos.ru/olymp/ecology/ Раздел сайта Центра дистанционного образования "Эйдос", посвященный дистанционным эвристическим олимпиадам по экологии, проводимым как открытые олимпиады в сети Интернет. 

http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/ Подборка книг, пособий, школьных атласов-определителей, энциклопедий и статей по биологии и экологии.

http://chayk.u-education.ru/osdemo/ Модульный учебный курс предназначен для углубленного изучения разделов экологии, касающихся взаимоотношения организмов друг с другом и окружающей природной средой. Курс содержит разнообразный дополнительный материал, который позволяет учащимся значительно расширить свои знания, выходящие за рамки школьной программы.

http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140010

Подборка материалов по теме "Экосистемы" раздела "Экология" школьного курса биологии, подготовленная на основе публикаций газеты "Биология" Издательского дома "Первое сентября" и размещенная на сайте "Я иду на урок биологии".

http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140030

Подборка материалов по теме "Влияние деятельности человека на биосферу" раздела "Экология"

http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140020

Подборка материалов по теме "Биосфера. Охрана биосферы" раздела "Экология"

http://edu2.tsu.ru/res/1535/ Учебно-методический комплекс (УМК) "Экология человека" ориентирован на изучение науки о человеке как междисциплинарной, определяющей пространственно-временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире. УМК содержит: электронное учебное пособие, тестирующий модуль, глоссарий, биографический материал, список литературы и приложение, содержащее видеолекцию "Экология жилых помещений и здоровье человека".

http://dic.academic.ru/contents.nsf/ecolog/ В словаре дано толкование более 1000 терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. 

Используется для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

ЦОРы ориентированына различные формы познавательной деятельности

(исследователь-

скую,  проектную работу)

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

Пакет прикладных программ

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

  1.  

Комплект видеоуроков по химии и биологии

 

Технические средства обучения (средства ИКТ)

  1.  

Доска интерактивная – лекционная

Основные технические требования: графическая операционная система, возможность выхода в Интернет.

Мультимедиа проектор

Компьютер Pentium 4

Монитор Samsung

МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ. Реактивы.

Общего назначения и демонстрационные

  1.  

Демонстрационная зона

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив металлический ШЛБ.

Набор химических реактивов.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономно е общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов

Муниципальное автономно е общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «

Задачи: - дать учащимся целостное представление об экологии как самостоятельной интегративной науке, имеющей огромное социально-экономическое и прикладное значение; - закрепить и систематизировать уже имеющиеся у…

Задачи: - дать учащимся целостное представление об экологии как самостоятельной интегративной науке, имеющей огромное социально-экономическое и прикладное значение; - закрепить и систематизировать уже имеющиеся у…

Демографическая ситуация в мире и

Демографическая ситуация в мире и

Экосистема. Биосфера. Биологическая экология

Экосистема. Биосфера. Биологическая экология

Главное отличие живого вещества и косного

Главное отличие живого вещества и косного

Закон однонаправленности потока энергии в экосистеме

Закон однонаправленности потока энергии в экосистеме

Физиологические процессы, протекающие в организме при стрессе

Физиологические процессы, протекающие в организме при стрессе

Активный образ жизни, поддержание высокого жизненного тонуса – залог здоровья и долголетия

Активный образ жизни, поддержание высокого жизненного тонуса – залог здоровья и долголетия

Надприродные и природные религии, их особенности

Надприродные и природные религии, их особенности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биосфера и человек: у «запретной черты»

Биосфера и человек: у «запретной черты»

Роль живых организмов в движении и преобразовании веществ в биосфере

Роль живых организмов в движении и преобразовании веществ в биосфере

Закон А.И. Воейкова. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия глобального потепления на биосферу

Закон А.И. Воейкова. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия глобального потепления на биосферу

Тема 2. Экосистемы биосферы (3 часа)

Тема 2. Экосистемы биосферы (3 часа)

Пища – источник необходимой организму энергии

Пища – источник необходимой организму энергии

Соответствие биомассы популяции трофическому уровню, занимаемому ею

Соответствие биомассы популяции трофическому уровню, занимаемому ею

Средний» человек и его здоровье

Средний» человек и его здоровье

Моделирование невесомости на Земле

Моделирование невесомости на Земле

Экологические проблемы загрязнения окружающей среды нитратами

Экологические проблемы загрязнения окружающей среды нитратами

Здоровый образ жизни, его основные составляющие: культура движения, рациональные умственные и физические нагрузки, культура питания, полноценная семейная жизнь

Здоровый образ жизни, его основные составляющие: культура движения, рациональные умственные и физические нагрузки, культура питания, полноценная семейная жизнь

Экологическая проблема. Динамическое равновесие социоэкосистемы, его необходимость

Экологическая проблема. Динамическое равновесие социоэкосистемы, его необходимость

Роль космических наблюдений в получении объективной информации о состоянии окружающей среды

Роль космических наблюдений в получении объективной информации о состоянии окружающей среды

Концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития

Экологичная экономика. Современное понимание экономики

Экологичная экономика. Современное понимание экономики

Повторение и обобщение знаний по курсу

Повторение и обобщение знаний по курсу

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или

Интернет-ресурсы: http://www

Интернет-ресурсы: http://www

SubjectID=140010 Подборка материалов по теме "Экосистемы" раздела "

SubjectID=140010 Подборка материалов по теме "Экосистемы" раздела "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018