Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 13.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа представляет разработку элективного курса по химии для 10-ого класса. В программе представлены материалы для изучения обучающимися 10-ого класса. Разработан комплекс лабораторных и практических работ, а так же представлен подробный список литературы изучаемого курса.Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделюРабочая программа элективного курса химии для 10-ого класса "История химии"
Иконка файла материала история химии 10 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа­интернат» Принято на заседании                                                                                     «Утверждено» Педагогического совета                                                                Директор МКОУ                                                                                                                                           «Алыгджерская Протокол №1 от «26» августа 2016 г.                                                           школа­интернат»                                                                                                                      ______ Л.В. Болюх Рабочая программа по курсу «История химии» _10_класс Базовый уровень 2016­2017 учебный год Всего часов в год__34___ Всего часов в неделю __1__ Буракова И.П., учитель химии Педстаж:__30__лет                                                           Алыгджер , 2016Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «История химии» для общеобразовательных учреждений под редакцией Савинковой Е.В; М: Просвещение 2010г    В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько  программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были  подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов.  Поэтому нами была поставлена задача разработки учебно­методического комплекта для  элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим  изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические  рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных  опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебно­методического  комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий,  которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также  вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.    В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а  самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках.  Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и  самостоятельное планирование учебно­исследовательских работ. Эволюцию знаний о  строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического  эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным  опытам. По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при  выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие,  теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература,  в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.  Основная задача курса – проследить эволюцию основных химических идей и  представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния  основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено  последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что  должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в  определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить  учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической,  органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами  химической технологии. Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10­м и11­м классе. Курс рассчитан на 68 учебных часов в течение года, по 34учебных часа в каждом классе. Учебно­тематическое планирование  № Темы учебного курса 1 2 3 Ранний период развития химии Становление химии как науки Развитие неорганической химии Количество  часов 8 10 164 Обобщающий урок 1 итого 34 Содержание тем учебного курса Т е м а  I. Ранний период развития химии­ 8часов 1. Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности.  Использование биологических процессов (брожение). Использование технических  процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства, выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические  обобщения. Древнегреческая натурфилософия. 2. Химия в период Средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на  развитие химии. Греко­египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия.  Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия. Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Г.Агрикола, Ф.А.Парацельс.  Знать: Основы химических знаний в древней Греции, развитие ремёсел, работы Авиценны,  Агриколы и Парацельса Уметь: Составлять рефераты об учёных­алхимиках Т е м а  II. Становление химии как науки­10 часов 3. Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие  атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование  диоксида углерода, азота, водорода, кислорода.  4. Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона.  Кислородная теория окисления, горения и дыхания.  5. Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о  химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава веществ.  Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы.  Атомные веса и символы элементов. Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент». 6. Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая  химия. Аналитическая химия. Физическая химия. Персоналии: Р.Бойль, М.В.Ломоносов, И.Б. ван Гельмонт, Дж. Пристли, Дж. Блэк,  Г.Кавендиш, К.В.Шееле, Г.Э.Шталь, А.Л.Лавуазье, К.Л.Бертолле, Ж.Л.Пруст, Дж.Дальтон, Ж.Л.Гей­Люссак, А.Авогадро, Й.Я.Берцелиус, С.Канниццаро, Г.Дэви, Р.В.Бунзен, Ф.Велер, В.Оствальд, Я.Г.Вант­Гофф. Знать: О развитии атомно­молекулярного учения Уметь: решать задачи на определение количественных отношений Т е м а  III. Развитие неорганической химии­16 часов 7. Периодический закон. Первые попытки систематизации элементов. Открытие  периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе. Появление новых  групп элементов.  8. Новая металлургия. Новые методы получения обычной и легированной стали. Развитие  цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия. 9. Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Появление фотографии.  Изобретение спичек. Получение новых синтетических неорганических материалов: особо  твердые вещества на полупроводники, сверхпроводники. 10. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения.  Координационная теория. Русская школа координационной химии. Соединения  благородных газов.Персоналии: Г.Гесс, Д.И.Менделеев, У.Рамзай, Н.С.Курнаков, А.Вернер, Л.А.Чугаев. Знать: Об истории открытия Периодического закона Уметь: Составлять атомные формулы элементов Требования к уровню подготовки обучающихся По окончании изучаемого курса обучающиеся должны знать: Историю появления Периодического закона Д.И.Менделеева; Основы стеклодувного производства; Основы аналитической химии; Способы разделения смесей; Химию металлов побочной подгруппы; Основателей учения о скорости химической реакции; Достижения современной химии; Химию полимерных материалов; Использование современных достижений химии в народном хозяйстве; Проблемы загрязнения окружающей среды. Учащиеся должны уметь: Решать расчётные задачи по всем разделам химии; Найти необходимую информацию по курсу «История химии» в Интернете; Выполнять практические работы, связанные с определением веществ; Пользоваться информационными компьютерными технологиями при выполнении и демонстрации учебного материала; Знать основателей химических законов. Критерии оценивания знаний и умений учащихся: В конце изучаемого курса обучающиеся после защиты своих проектов получают «зачёт» Календарно­тематическое планирование курса «Истории химии» на 10 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Тема№1 Раннее развитие химии Зарождение химии в древнем мире Использование биологических процессов (Брожение) Всего часов Календарные сроки Планир Фактическ. 8 1 1 3.09 10.093 4 5 6 7 8 9 Использование технических процессов (плавление и  спекание) Развитие ремёсел: производство стекла Развитие ремёсел: выплавка металлов. Производство  лаков и красок Развитие ремёсел: производство ядов и лекарств Первые теоретические обобщения Древнегреческая натурфилософия 1 1 1 1 1 1 Тема №2 Становление химии как науки 10 Первые научные представления о химии. Зарождение  атомистики 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Пневматическая химия 11 Открытие и изучение диоксида углерода, водорода,  азота и кислорода 12 Первые химические теории. Начало точных  измерений в химии. Теория флогистона Законы стехиометрии. Количественные измерения в  химии Закон Авогадро Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент» 13 14 15 16 17 Основные направления химии 18 Разделение химии Тема №3 Развитие неорганической химии 16 19 Периодический закон. Первые попытки  систематизации химических элементов 20 Открытие Периодического закона 21 Заполнение пробелов в Периодической системе 22 Новая металлургия. Новые способы получения  легированной стали 23 Развитие цветной металлургии 24 Производство алюминия 25 Порошковая металлургия 1 1 1 1 1 1 1 17.09 24.09 1.10 8.10 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 4.02 11.02 18.02 25.02 4.03 11.0326 Прикладная неорганическая химия. Связывание азота 27 Появление фотографии 28 Изобретение спичек 29 Получение новых сверхтвёрдых материалов 30 Проводники и полупроводники 31 Открытие новых классов неорганических соединений 32 33 Комплексные соединения Координационная теория 34 Обобщающий урок по курсу «Основы неорганической химии» итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 18.03 25.03 8.04 15.04 22.04 29.04 6.04 13.04 20.04 Список литературы Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное  пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин  С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в  печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс:  методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ.  З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От  алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.;  Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.:  Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В.,  Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М.  История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.; Лен Ж.­М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ.  Новосибирск: Наука. Сиб. отд­ние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия:  Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ­ПРЕСС  ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления  исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир,  2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев  Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития  взаимодействия естественно­научных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д.,  Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.;  Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И.  Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред.  М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.:  Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988–1998; Химия:  Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432  с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия длядетей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17.  Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в  химии. XVII–ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.

Посмотрите также