Данная рабочая программа представляет разработку элективного курса по химии для 10-ого класса. В программе представлены материалы для изучения обучающимися 10-ого класса. Разработан комплекс лабораторных и практических работ, а так же представлен подробный список литературы изучаемого курса.Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделюРабочая программа элективного курса химии для 10-ого класса "История химии"
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Алыгджерская средняя общеобразовательная школаинтернат»
Принято на заседании «Утверждено»
Педагогического совета Директор МКОУ
«Алыгджерская
Протокол №1 от «26» августа 2016 г. школаинтернат»
______ Л.В. Болюх
Рабочая программа
по курсу «История химии»
_10_класс
Базовый уровень
20162017 учебный год
Всего часов в год__34___
Всего часов в неделю __1__
Буракова И.П., учитель химии
Педстаж:__30__лет
Алыгджер , 2016Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «История химии»
для общеобразовательных учреждений под редакцией Савинковой Е.В; М: Просвещение
2010г
В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько
программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были
подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов.
Поэтому нами была поставлена задача разработки учебнометодического комплекта для
элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим
изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические
рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных
опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебнометодического
комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий,
которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также
вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.
В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а
самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках.
Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и
самостоятельное планирование учебноисследовательских работ. Эволюцию знаний о
строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического
эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным
опытам.
По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при
выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие,
теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература,
в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.
Основная задача курса – проследить эволюцию основных химических идей и
представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния
основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено
последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что
должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в
определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить
учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической,
органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами
химической технологии.
Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе.
Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10м и11м классе. Курс
рассчитан на 68 учебных часов в течение года, по 34учебных часа в каждом классе.
Учебнотематическое планирование
№
Темы учебного курса
1
2
3
Ранний период развития химии
Становление химии как науки
Развитие неорганической химии
Количество
часов
8
10
164
Обобщающий урок
1
итого 34
Содержание тем учебного курса
Т е м а I. Ранний период развития химии 8часов
1. Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности.
Использование биологических процессов (брожение). Использование технических
процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства,
выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические
обобщения. Древнегреческая натурфилософия.
2. Химия в период Средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на
развитие химии. Грекоегипетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия.
Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия.
Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Г.Агрикола, Ф.А.Парацельс.
Знать: Основы химических знаний в древней Греции, развитие ремёсел, работы Авиценны,
Агриколы и Парацельса
Уметь: Составлять рефераты об учёныхалхимиках
Т е м а II. Становление химии как науки10 часов
3. Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие
атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование
диоксида углерода, азота, водорода, кислорода.
4. Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона.
Кислородная теория окисления, горения и дыхания.
5. Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о
химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава веществ.
Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы.
Атомные веса и символы элементов. Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент».
6. Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая
химия. Аналитическая химия. Физическая химия.
Персоналии: Р.Бойль, М.В.Ломоносов, И.Б. ван Гельмонт, Дж. Пристли, Дж. Блэк,
Г.Кавендиш, К.В.Шееле, Г.Э.Шталь, А.Л.Лавуазье, К.Л.Бертолле, Ж.Л.Пруст, Дж.Дальтон,
Ж.Л.ГейЛюссак, А.Авогадро, Й.Я.Берцелиус, С.Канниццаро, Г.Дэви, Р.В.Бунзен, Ф.Велер,
В.Оствальд, Я.Г.ВантГофф.
Знать: О развитии атомномолекулярного учения
Уметь: решать задачи на определение количественных отношений
Т е м а III. Развитие неорганической химии16 часов
7. Периодический закон. Первые попытки систематизации элементов. Открытие
периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе. Появление новых
групп элементов.
8. Новая металлургия. Новые методы получения обычной и легированной стали. Развитие
цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия.
9. Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Появление фотографии.
Изобретение спичек. Получение новых синтетических неорганических материалов: особо
твердые вещества на полупроводники, сверхпроводники.
10. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения.
Координационная теория. Русская школа координационной химии. Соединения
благородных газов.Персоналии: Г.Гесс, Д.И.Менделеев, У.Рамзай, Н.С.Курнаков, А.Вернер, Л.А.Чугаев.
Знать: Об истории открытия Периодического закона
Уметь: Составлять атомные формулы элементов
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании изучаемого курса обучающиеся должны знать:
Историю появления Периодического закона Д.И.Менделеева;
Основы стеклодувного производства;
Основы аналитической химии;
Способы разделения смесей;
Химию металлов побочной подгруппы;
Основателей учения о скорости химической реакции;
Достижения современной химии;
Химию полимерных материалов;
Использование современных достижений химии в народном хозяйстве;
Проблемы загрязнения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
Решать расчётные задачи по всем разделам химии;
Найти необходимую информацию по курсу «История химии» в Интернете;
Выполнять практические работы, связанные с определением веществ;
Пользоваться информационными компьютерными технологиями при выполнении и
демонстрации учебного материала;
Знать основателей химических законов.
Критерии оценивания знаний и умений учащихся:
В конце изучаемого курса обучающиеся после защиты своих проектов получают «зачёт»
Календарнотематическое планирование курса «Истории химии» на 10 класс
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
Тема№1 Раннее развитие химии
Зарождение химии в древнем мире
Использование биологических процессов (Брожение)
Всего
часов
Календарные сроки
Планир Фактическ.
8
1
1
3.09
10.093
4
5
6
7
8
9
Использование технических процессов (плавление и
спекание)
Развитие ремёсел: производство стекла
Развитие ремёсел: выплавка металлов. Производство
лаков и красок
Развитие ремёсел: производство ядов и лекарств
Первые теоретические обобщения
Древнегреческая натурфилософия
1
1
1
1
1
1
Тема №2 Становление химии как науки
10
Первые научные представления о химии. Зарождение
атомистики
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 Пневматическая химия
11 Открытие и изучение диоксида углерода, водорода,
азота и кислорода
12 Первые химические теории. Начало точных
измерений в химии.
Теория флогистона
Законы стехиометрии. Количественные измерения в
химии
Закон Авогадро
Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент»
13
14
15
16
17 Основные направления химии
18
Разделение химии
Тема №3 Развитие неорганической химии
16
19 Периодический закон. Первые попытки
систематизации химических элементов
20 Открытие Периодического закона
21
Заполнение пробелов в Периодической системе
22 Новая металлургия. Новые способы получения
легированной стали
23
Развитие цветной металлургии
24 Производство алюминия
25 Порошковая металлургия
1
1
1
1
1
1
1
17.09
24.09
1.10
8.10
15.10
22.10
29.10
12.11
19.11
26.11
3.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.0326 Прикладная неорганическая химия. Связывание азота
27 Появление фотографии
28 Изобретение спичек
29 Получение новых сверхтвёрдых материалов
30 Проводники и полупроводники
31 Открытие новых классов неорганических соединений
32
33
Комплексные соединения
Координационная теория
34 Обобщающий урок по курсу «Основы неорганической
химии»
итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
18.03
25.03
8.04
15.04
22.04
29.04
6.04
13.04
20.04
Список литературы
Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное
пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин
С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в
печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс:
методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ.
З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От
алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.;
Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.:
Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В.,
Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М.
История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.;
Лен Ж.М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ.
Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия:
Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТПРЕСС
ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления
исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир,
2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И.
Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев
Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития
взаимодействия естественнонаучных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д.,
Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.;
Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И.
Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред.
М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.:
Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988–1998; Химия:
Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432
с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия длядетей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17.
Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в
химии. XVII–ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.