Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.
Иконка файла материала Электив-химия 10 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Камышки Александрово­Гайского района Саратовской области 1 «Рассмотрено» Руководитель МО __________Сюсюкина Л.Н. Протокол № ___ От «____»___________2016 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.Камышки __________/Трибунская Н.Д./ «____»____________2016 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Камышки _____________/С.П.Харьков/ Приказ № ___ от «__»______________2016 г. Рабочая программа элективного курса по химии     "Решение  качественных задач по органической химии" для учащихся  10 класса С у л и м е н о в о й   А н н ы   К а м а л и е в н ы Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № ____ от «__»__________________2016 г.2 2016 ­ 2017  учебный год Пояснительная записка.            Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна     для   учащихся   10   классов   (органическая   химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень).         Учитывая то, что  в       соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года  выделяется всего лишь  70 часов, а также то, что  в   общеобразовательных    учреждениях     появляются   профильные       химико­биологические классы, в которых ведется углубленное изучение   биологии   и   химии,   что   должно   обеспечить   подготовку   к   ЕГЭ   и поступление   в   вуз   на   соответствующие   специальности,     появляется необходимость   разработки   элективного   курса   для   учащихся   10   классов "Решение  качественных задач по органической химии".       Несомненно, самостоятельная подготовка к экзамену достаточно сложна, и дополнительную, особую трудность  здесь представляет решение задач.      Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения   химии,   которая   призвана   обеспечить   достижение   указанных   целей, поэтому   качественная   задача   является   обязательным   элементом   любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала. Для органической химии качественные задачи являются очень важным звеном, они наглядно позволяют иллюстрировать связь между строением, свойствами, реакционной способностью и применением органических веществ.         Кроме  того, решение  задач –  признанное средство  развития логического мышления   учащихся,   которое   легко   сочетается   с   другими   средствами   и приёмами   образования.   Включение   разных   задач   предусматривает   перенос теоретического   материала   на   практику   и   осуществление   контроля   за   его усвоением, а учащимся – самоконтроля, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей   Основная цель данных элективных курсов – способствовать формированию   задач   по необходимых   умений   и   навыков   для   решения   качественных   органической химии.    Для реализации цели поставлены следующие задачи: обучающие: ­ создать условия для освоения выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на профессию;3 ­   способствовать   формированию   навыков   решения   качественных   задач различного типа по курсу органической химии; ­ продолжить формирование умения устанавливать связь между теоретическими и практическими знаниями у учащихся. развивающие: ­ создать условия для развития логического мышления учащихся; ­   продолжить   формирование     умений   анализировать,   сравнивать,   обобщать, устанавливать причинно­следственные связи при решении задач.   воспитательные: ­ способствовать воспитанию социально успешных личностей; ­   создать   условия   для   формирования   у   учащихся   коммуникативных способностей,     химической   грамотности   и   ответственного   отношения   к окружающей среде.        В   программе   сделан   акцент   на   то,   что   учащиеся   обладают     опорными знаниями  курса химии 8, 9, 10 классов. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10­м классе.    Программа   предполагает   начинать   с   более   простых   по   химическому содержанию   задач,   и   лишь   после   перейти   к   решению     более   сложных   задач (нестандартных,   конкурсных   и   олимпиадных).     Программа   предполагает решение   качественных   задач   по   темам,   в   каждой   теме   используются   задачи нескольких   видов:     номенклатура   и   изомерия   органических   соединений, идентификация органических веществ, разделение смесей на основе различных физических,   механизмы   реакций   органических   соединений   и   их   сравнение, сопоставление   реакционной   способности   органических   веществ   (реакции присоединения,   реакции   замещения,   реакции   отщепления,   кислотно­основные свойства),   расстановка   коэффициентов   в   окислительно­восстановительных реакциях с участием органических веществ, цепочки превращений с участием органических соединений.   Продолжительность курса: 35 часов (1 час в неделю).   Ожидаемые результаты обучения. После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:  ­ стандартные алгоритмы решения качественных задач; ­ способы решения различных типов усложненных задач; После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:  ­ решать усложненные задачи различных типов; ­ четко представлять сущность описанных в задаче процессов; ­ работать самостоятельно и в группе; ­ владеть химической терминологией; ­ пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных4    В   курсе   величин, необходимых для решения задач.     используются   инновационные   педагогические   технологии (коммуникативные   методы,   групповые   занятия,   активные   и   интерактивные формы   взаимодействия),   развивающие   самостоятельность   и   творческую инициативу учащихся, способность принятия решений.    Форма отчетности по изучению данного элективного курса: зачет по решению задач. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу          Учащиеся должны знать: I. Основные понятия, законы формулы: 1. Относительная/молекулярная атомные массы; 2. Количество вещества, моль; 3. Число Авогадро, молярный объем, н.у.; 4. Массовая, молярная, объемная доли; 5. Раствор, растворимость; 6. Закон постоянства состава вещества; 7. Массовые соотношения; 8. Закон Бойля­Мариотта, закон  Гей­Люссака, закон Шарля,  уравнение Менделеева­Клайперона;         Учащиеся должны уметь: 1. Использовать формулы; 2. Решать задачи с использованием долей; 3. Выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления; 4. Решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы, «избыток­ недостаток»; 5. Решать задачи по уравнениям реакций на смеси; 6. Решать комбинированные задачи и задачи с «продолжением»;7. Решать   задачи   повышенного   уровня   сложности   по   классам органических соединений. 5 Содержание элективного курса    "Решение  качественных задач по органической химии" Тема 1. Углеводороды (16 часов) Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и  пространственная. Гомологи и гомологический ряд.  Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных  орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и  номенклатура органических соединений.  Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов,  алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их  переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии.  Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.  Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола  и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических  реакциях.  Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и  поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.  Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения  (9 часов) Характерные химические свойства предельных одноатомных и  многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов,  предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные  вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции,  подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих  органических соединений.  Органические соединения, содержащие несколько функциональных.  Особенности химических свойств.  Тема 3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества(9 часов) Характерные химические свойства азотсодержащих органических  соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры,  белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические  соединения.6 Тема 4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (7 часов) Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между  неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между  основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на  некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты,  альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация  органических соединений. Календарно­тематическое планирование № Тема занятий Образовательный продукт Кол­во  часов  1 Тема 1: Углеводороды Теория строения органических  соединений. Изомерия 2-4 Углеводороды – алканы, алкены,  5­9 циклоалканы, диены  Решение задач по теме:  «Предельные углеводороды»  1 3 5 ­ знать и понимать:  принадлежность веществ к различным классам  органических соединений;  ­ гомологи, изомеры;  ­ строение органических соединений;  ­ химические реакции в органической химии, их  механизмы.  выполнение упражнений и тренировочных заданий  определение молекулярной формулы вещества;  ­ расчеты: объемных отношений газов при химических  реакциях;  ­ расчеты: массы вещества или объема газов по  известному количеству вещества, массе или объѐму  одного из участвующих в реакции веществ;  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продуктов реакции, если одно из веществ дано в  избытке (имеет примеси);  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продукта реакции, если одно из веществ дано в виде  раствора с определенной массовой долей  растворенного  вещества;  ­ составление цепочек генетической связи  органических соединений;  ­ качественные реакции на некоторые неорганические  соединения10­15 Решение задач по теме:  «Непредельные углеводороды»  6 16 17 Ароматические углеводороды  Тема 2: Кислородсодержащие  органические соединения.  Сравнительная характеристика  спиртов, альдегидов и  карбоновых кислот 15­18 Решение задач  по теме:  Кислородсодержащие  органические соединения. 19­22 Решение задач 1 1 4 4 7 ­ определение молекулярной формулы вещества;  ­ расчеты: объемных отношений газов при химических  реакциях;  ­ расчеты: массы вещества или объема газов по  известному количеству вещества, массе или объѐму  одного из участвующих в реакции веществ;  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продуктов реакции, если одно из веществ дано в  избытке (имеет примеси);  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продукта реакции, если одно из веществ дано в виде  раствора с определенной массовой долей  растворенного вещества;  ­ составление цепочек генетической связи  органических соединений;  ­ качественные реакции на некоторые неорганические  соединения  ­ выполнение упражнений и тренировочных заданий  ­ выполнение упражнений  ­ определение молекулярной формулы вещества;  ­ расчеты: объемных отношений газов при химических  реакциях;  ­ расчеты: массы вещества или объема газов по  известному количеству вещества, массе или объѐму  одного из участвующих в реакции веществ;  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продуктов реакции, если одно из веществ дано в  избытке (имеет примеси);  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продукта реакции, если одно из веществ дано в виде  раствора с определенной массовой долей  растворенного вещества;  ­ составление цепочек генетической связи  органических соединений;  ­ качественные реакции на некоторые неорганические  соединения ­ определение молекулярной формулы вещества;  ­ расчеты: объемных отношений газов при химических  реакциях;  ­ расчеты: массы вещества или объема газов по  известному количеству вещества, массе или объѐму  одного из участвующих в реакции веществ;  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продуктов реакции, если одно из веществ дано в8 избытке (имеет примеси);  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продукта реакции, если одно из веществ дано в виде  раствора с определенной массовой долей  растворенного вещества;  ­ составление цепочек генетической связи  органических соединений;  ­ качественные реакции на некоторые неорганические  соединения  выполнение упражнений, осмыслить задание и  наиболее трудные вопросы  определение молекулярной формулы вещества;  ­ расчеты: объемных отношений газов при химических  реакциях расчеты: массы вещества или объема газов по  известному количеству вещества, массе или объѐму  одного из участвующих в реакции веществ;  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продуктов реакции, если одно из веществ дано в  избытке (имеет примеси);  ­ расчеты: массы (объема, количества вещества)  продукта реакции, если одно из веществ дано в виде  раствора с определенной массовой долей  растворенного вещества;  ­ составление цепочек генетической связи  органических соединений;  ­ качественные реакции на некоторые неорганические  соединения  Задачи на вывод формулы веществ. Выполнение  генетических цепочек Выполнение генетических цепочек неорганическими и  органическими веществами Качественные реакций по кислородосодержащим  соединениям Итоговый отчёт  2 4 2 2 2 1 23­24 Тема 3: Азотсодержащие  органические соединения и  биологически важные вещества  25­28 Решение задач 29­30 Тема 4: Решение практических  задач по теме: «Органическая  химия»  Нахождение молекулярной  формулы вещества. Генетическая  связь между органическими  веществами. 31­32 Генетическая связь между  неорганическими и  органическими веществами. 33­34 Идентификация органических  соединений Решение экспериментальных  задач по теме:  Кислородосодержащие Обобщающие занятия 359 Литература Для учителя  1.   Ахлебинин   А.   К.   Решение   качественных   задач   по   органической   химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991. – 66 с. 2.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004. 3.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко,   В.В.Еремин,   В.А.Попков.   –   М.:   ООО   «Издательский   дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002. 4.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа­Пресс, 1999. 5.Содержание   и   технологии   предпрофильной   подготовки   и   профильного обучения.   Часть   6.   Методические   рекомендации   по   химии   /   Авт.­сост. М.А.Ахметов;   Под   ред.   Т.Ф.Есенковой,   В.В.Зарубиной.   –   Ульяновск: УИПКПРО,2005. 6.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005. Химия. 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс / Авт.­сост. Денисова В.Г. – Волгоград: Учитель, 2004. 7.Элективные   курсы   в   системе   предпрофильной   подготовки:   Учебно­ методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. Для учеников: 1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004. 2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко,   В.В.Еремин,   В.А.Попков.   –   М.:   ООО   «Издательский   дом«ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002. 3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа­Пресс, 1999. 10