Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для обучащихся 10-11 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является естественным его углублением (Программа курса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ).
Курс рассчитан на 70 часов, при режиме занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 1 час.
Данный элективный курс направлен на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету, повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
Каменского района Алтайского края
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____/__________________/
Протокол № ________
от ___.___. 20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лицей № 4»
____/_________________________/
«__»____________20___г
«Утверждено»
Директор МБОУ «Лицей № 4»
_________________/А.А.Реттих
/
Приказ №______________
от «_____»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по информатике
«Алгоритмизация и программирование»
Ивакиной Ольги Валерьевны
для учащихся 10 А класса (базовый уровень)2016 2017 учебный год
2Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» предназначена для
обучащихся 1011 классов и ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету
«Информатика и информационнокоммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к
сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Программа соответствует требованиям
стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения и является
естественным его углублением (Программа курса составлена на основе Федерального
компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) и Примерной программы среднего
полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной
Минобразования РФ).
Курс рассчитан на 70 часов, при режиме занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 1
час.
Данный элективный курс направлен на подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету,
повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего
профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением.
Предполагается, что учащиеся изучили базовый курс по информатике и ИКТ за курс
основного образования и знакомы с материалом по основным разделам информатики на базовом
уровне.
Цели курса:
Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Задачи курса:
познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с
кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);
научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно
распределять время на выполнение заданий;
проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет;
научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по
различным темам курса;
предоставить ученикам набор задач для подготовки к ЕГЭ.
Тематика занятий разработана по основным темам курса информатики и
информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация
и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики»,
«Моделирование и компьютерный эксперимент», «Основные устройства информационных и
коммуникационных технологий»,
«Программные средства информационных и
коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой
информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология
хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные
технологии». Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков
учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с
тестами и тестовыми заданиями различных видов.
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с
практическим решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате
ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и
важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается
3наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается
самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения тестов,
содержащих задания по данной теме из ЕГЭ прошлых лет.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить демонстрационную
версию ЕГЭ прошлых лет.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны
владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
единицы измерения информации;
принципы кодирования;
системы счисления;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции;
основные элементы программирования;
основные элементы математической логики;
архитектура компьютера;
программное обеспечение;
основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных
технологиях.
уметь:
подсчитывать информационный объём сообщения;
осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
строить и преобразовывать логические выражения;
строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
уметь писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
суммирование массива;
проверка упорядоченности массива;
слияние двух упорядоченных массивов;
сортировка (например, вставками)
поиск заданной подстроки в последовательности символов
поиск корня делением пополам
поиск наименьшего делителя целого числа
разложение целого числа на множители (простейший алгоритм)
умножение двух многочленов
знать базовые механизмы обращения с внешним миром в данной операционной
среде (язык программирования, интерфейс с операционной системой) и уметь их
использовать в простейших ситуациях:
нарисовать на экране график синуса;
нарисовать на экране окружность;
подсчитать число символов и строк в файле;
подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем
программирования.
4ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:
№ п/п
Тема занятия
Количество
Дата
часов
План
Факт
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМЫ
1.1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
6
ПРОЦЕССЫ И
СИСТЕМЫ
1.2
Основы логики
1.3
Моделирование и
компьютерный
эксперимент
1.4
Алгоритмизация и
программирование
5
5.09(Пн
)
5.09(Пн)
12.09(Пн)
12.09(Пн)
19.09(Пн)
19.09(Пн)
26.09(Пн)
26.09(Пн)
3.10(Пн)
3.10(Пн)
10.10(Пн)
10.10(Пн)
17.10(Пн)
17.10(Пн)
24.10(Пн)
24.10(Пн)
7.11(Пн)
Ресурсное
обеспечение
ПК,
проектор
ПК,
проектор
ПК,
проектор
ПК,
проектор7.11(Пн)
14.11(Пн)
14.11(Пн)
21.11(Пн)
21.11(Пн)
28.11(Пн)
28.11(Пн)
1.5
Социальная
информатика
1
ПК,
проектор
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1
Основные устройства
информационных и
коммуникационных
технологий
2.2
Программные средства
информационных и
коммуникационных
технологий
2.3
Технология обработки
текстовой информации
2.4
Технология обработки
графической и звуковой
информации
5.12(Пн)
5.12(Пн)
12.12(Пн)
12.12(Пн)
19.12(Пн)
19.12(Пн)
26.12(Пн)
26.12(Пн)
16.01(Пн)
16.01(Пн)
23.01(Пн)
23.01(Пн)
30.01(Пн)
30.01(Пн)
6.02(Пн)
6.02(Пн)
4
4
4
5
6
ПК,
проектор
ПК,
проектор
ПК,
проектор
ПК,
проекторПК,
проектор
ПК,
проектор
ПК,
проектор
ПК,
проектор
13.02(Пн)
13.02(Пн)
20.02(Пн)
20.02(Пн)
27.02(Пн)
27.02(Пн)
6.03(Пн)
6.03(Пн)
13.03(Пн)
13.03(Пн)
20.03(Пн)
20.03(Пн)
3.04(Пн)
3.04(Пн)
10.04(Пн)
10.04(Пн
)
17.04(Пн
)
17.04(Пн
)
24.04(Пн
)
24.04(Пн
)
8.05(Пн)
8.05(Пн)
15.05(Пн
)
15.05(Пн
)
22.05(Пн
)
22.05(Пн
)
29.05(Пн
)
29.05(Пн
2.5
Технология обработки
информации в
электронных таблицах
2.6
Технология хранения,
поиска и сортировки
информации в базах
данных
4
6
2.7
Телекоммуникационные
4
технологии
3
«Технология
13
программирования»
7)
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. “Моделирование и формализация” — М.:
Лаборатория базовых знаний, 2002.
2. Гуденко Д.А., Петроченко Д.В. Сборник задач по программированию. — СПб.:
Питер, 2003.
3. Задачникпрактикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под
ред. И.Семакина, Е. Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
4. Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах: Учебный курс.
Харьков: Фолио, 2002.
5. Николаев А.Б. и др. ТурбоПаскаль в примерах: Кн. для учащихся 1011 кл. М.:
Просвещение, 2002
6. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. и др. “Логика в информатике”. – М.: Лаборатория
базовых знаний, 2001
7. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник. М.:
Мастерство, 2002.
8Лист внесения изменений в Рабочую программу
№ пп Дата занятия по
учебно
тематическому
планированию
Тема занятия
по учебно
тематическому
планированию
1
Алгоритмизация и
программирование
21.11.2016
Способ
корректировки
с указанием
фактической
даты занятия
Объединение
двух тем
«Социальная
информатика»
28.11.2016
Причина
корректировки
Отпуск б/с с 21.11
23.11.2016 № 184/1 –
Л от 18.11.2016
9