Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
10 кл
16.06.2017
Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс
Элективный курс «Возникновение гражданского общества и его становление: от истоков до конца XIX века» в рамках образовательной области «История» предназначен для учащихся 10 класса, выбравших дополнительное изучение истории. Представлен краткий анализ истоков и исторических предпосылок возникновения различных форм и прообразов гражданского общества в нашей стране, начиная с Древней Руси.Курс «Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для дискуссий, обсуждений и сообщений.
Рабочая программа эдективных курсов по истории.doc
Жужнева М.С. г.Шахты Ростовской области МБОУ СОШ №32 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ: ОТ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XIX  ВЕКА» 10 класс Аннотация. Элективный курс «Возникновение гражданского общества и его становление: от  истоков до конца XIX века» в рамках образовательной области «История» предназначен для  учащихся 10 класса, выбравших дополнительное изучение истории.  Представлен краткий анализ истоков и исторических предпосылок возникновения различных  форм и прообразов гражданского общества в нашей стране, начиная с Древней Руси. Курс   «Возникновение   гражданского   общества   в   России:   от   истоков   до   конца  XIX  века» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений.   Предусматривается   материал   для   разнообразных   форм   учебных   занятий: основной   и   дополнительные   хрестоматийные   тексты,   задания   для   самостоятельной   работы, практические   советы   для   самопознания   и   социальных   ориентаций,   темы   для   дискуссий, обсуждений и сообщений. Структура   рабочей   программы   соответствует   Положению   о  рабочей   программе   учебных предметов,   курсов,   дисциплин   (модулей),   элективных   курсов   муниципального   бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32». Ключевые   слова:  Россия,   гражданское   общество,   правовое   государство,   свобода,   власть, демократия, конституция. Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена   на  основе   Федерального   компонента   Государственного стандарта   общего   образования   и   Программы   для   образовательных   учреждений.   10­11   класс. История   России   и   мира.   Пономарёв   М.В.,   Волобуев   О.В.   м.:   Дрофа,   2012;   Программы   для общеобразовательных учреждений. 10­11 класс. Базовый уровень. История России с древнейших времён до начала 21 века. М.: Дрофа, 2009; методических рекомендаций к учебному пособию «История парламентаризма в России» 9­11 классы. Г.В.Клоковой Программа элективного курса; авторской программы Н.И.Павленко, И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко. Цели курса: формирование у старшеклассников представления об эволюции гражданского  общества и правового государства в России в период с Древней Руси до конца XIX в. Задачи курса: ­ овладеть знаниями об основных закономерностях складывания гражданского общества и  правового государства в России; ­ развить способности  обучающихся на основе анализа закономерностей становления  гражданского общества;  ­ формировать творческое мышление, познавательную активность  обучающихся;  ­ дополнить и углубить предметное образование; ­ научить школьников соотносить объекты познания со своим жизненным опытом, привить им чувство   гражданственности,   убежденности   в   преимуществах   гражданского   общества   перед другими формами его организации;  ­ сформировать у старшеклассников базовые социальные компетенции для самостоятельного и группового   решения   проблем   стабильного   развития   общества   (исследование   социальной ситуации, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности); ­   привить   обучающимся   умения   и   навыки   комплексной   работы   с   различными   типами исторических   и   правовых   источников,   поиска   и   систематизации   исторической   и   правовой информации как основы решения исследовательских задач; ­  расширить   социальный   опыт   учащихся   при   анализе   и   обсуждении   форм   человеческого взаимодействия в истории; ­ подготовить учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.  Общая характеристика учебного предмета В   условиях   стремительных   изменений   и   экономических   преобразований,   происходящих   в социальном   пространстве   России,   проблема   становления   и   развития   гражданского   общества является   одной   из   наиболее   актуальных   в   системе   общественных   наук.   Интерес   к   этому предмету   исследования   обусловлен   тем,   что   именно   с   развитием   института   гражданского общества   связаны   надежды   на   упрочение   демократических   основ   нашей   жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений   между   различными   стратами   российского   социума.   В.В.   Путин,   будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения. Формирование   гражданского   общества   в   России   ввиду   исторических   и   социальных   причин длительный и сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий большое количество препятствий.  Актуальность   проблемы   очевидна.   Необходимо   отойти   от   постоянных   рекомендаций использовать западные модели развития гражданского общества. Анализ истории возникновения элементов   гражданского   общества   в   России,   уроки   отечественной   истории,   предпосылки возникновения   гражданского   общества   в   сложных,   а   порой   трагических   взаимоотношениях государства   со   своим   обществом,   могут   дать   истинное   понимание   происходящих   сегодня политических процессов выстраивания диалога государственных и гражданских институтов. Актуальность рассмотрения проблем развития гражданского общества обусловили выбор темы элективных курсов. Элективный курс (курс по выбору для учащихся средней школы) «Возникновение гражданского общества   и   его   становление:   от   истоков   до   конца  XIX  века»  рассчитан   на   изучение   его школьниками   10 класса (базовый уровень) средней школы. Он имеет ряд особенностей:  1) содержит достаточно глубокий познавательный, воспитательный и обучающий потенциал  знакомит   школьников   со   сложной   историей   развития   гражданского   общества   и   правового государства в России, способствует формированию гражданственности;  2)   создает   условия   для   развития   исторического   и   юридического   мышления,   а   также критического   восприятия   социальной   информации   и   определения   собственной   позиции   по отношению к изучаемой проблеме;  3)   воспитывает   приверженность   гуманистическим   и   демократическим   ценностям   и демократическим правовым институтам;  4) способствует самостоятельной познавательной деятельности;  5)   формирует   опыт   применения   полученных   знаний   в   области   гражданско­общественной деятельности;  6) содействует развитию профессиональных склонностей школьников. Место курса в образовательном процессе В учебный план 10 класса данный элективный курс введён как компонент образовательного учреждения. Программа элективного курса  «Возникновение гражданского общества и его становление: от истоков до конца XIX века» рассчитана на 34 часа в течение одного года в 10 классе. Формы организации учебного процесса Основная форма уроков –лекционно­семинарская (уроки­лекции, уроки­семинары), а также  используются уроки­практикумы, уроки­исследования, уроки­размышления, уроки­презентации  с использованием современных информационных технологий и ЦОРов (цифровых  образовательных ресурсов) и др. Методы организации учебного процесса Для   развития   активной   познавательной   деятельности   обучающихся,   расширения   практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению элективного курса используются такие методы как: ­ анализ информации в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема); ­   источниковедческий   анализ   (внешняя   и   внутренняя   критика   источника,   классификация источника информации по определённым основаниям); ­   самостоятельное   создание   алгоритмов   познавательной   деятельности   для   решения   задач поискового и творческого характера. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса учащиеся должны: знать/понимать : ­ основные факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса,   ­ выделять закономерности развития гражданского общества и правового государства в  России,  ­ находить взаимосвязи государства и гражданского общества в России, ­ выявлять особенности российского избирательного процесса.  уметь: ­ самостоятельно проводить поиск и анализ информации в источниках разного типа,  ­ классифицировать различные источники по типу информации, ­ использовать при поиске и систематизации  исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; ­ различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; ­ использовать принципы причинно­следственного, структурно­функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; ­ систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно­исторического процесса; ­   формировать   собственный   алгоритм   решения   историко­познавательных   задач,   включая формулирование   проблемы   и   целей   своей   работы,   определение   адекватных   историческому предмету   способов   и   методов   решения   задачи,   прогнозирование   ожидаемого   результата   и сопоставление его с собственными историческими знаниями; ­ участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать   собственную   позицию   по   обсуждаемым   вопросам,   использовать   для   ее аргументации   исторические   сведения,   учитывать   различные   мнения   и   интегрировать   идеи, организовывать работу группы; ­ представлять результаты индивидуальной и групповой историко­познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: •   понимания   и   критического   осмысления   общественных   процессов   и   ситуаций;   определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; •формулирования   своих   мировоззренческих   взглядов   и   принципов,   соотнесения   их   с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; •учета в своих  действиях необходимости  конструктивного  взаимодействия людей  с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; •осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,  конфессионального сообщества, гражданином России. В   результате   изучения   истории   предусматривается   формирование   у   учащихся   общеучебных умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых   компетенций.   В   этом направлении   приоритетами являются: •определение сущностных характеристик изучаемого объекта;  •использование элементов причинно­следственного и структурно­функционального анализа;  •исследование реальных связей и зависимостей; •объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; •поиск   нужной   информации   по   заданной   теме   в   источниках   различного   типа   и   извлечение необходимой   информации   из   источников,   созданных   в   различных   знаковых   системах   (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); •отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; •передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); •перевод   информации   из   одной   знаковой   системы   в   другую   (из   текста   в   таблицу,   из аудиовизуального   ряда   в   текст   и   др.),   выбор   знаковых   систем   адекватно   познавательной   и коммуникативной ситуации); •выбор   вида   чтения   в   соответствии   с   поставленной   целью   (ознакомительное,   просмотровое, поисковое и др.); •самостоятельное   создание   алгоритмов   познавательной   деятельности   для   решения   задач творческого и поискового характера; •формулирование полученных результатов; •пользование   мультимедийными   ресурсами   и   компьютерными   технологиями   для   обработки, передачи,   систематизации   информации,   создания   баз   данных,   презентации   результатов познавательной и практической деятельности; •владение   основными   видами   публичных   выступлений   (высказывание,   монолог,   дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Требования   к   результатам   обучения   и   освоения   элективного   курса  «Возникновение гражданского общества и его становление в России: от истоков до конца XIX века» в старшей школе   предполагают   реализацию   деятельностного,   компетентностного   и   личностного ориентированного подхода в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение   учащимися   знаниями,   различными   видами   деятельности   и   умениями,   их реализующими.   Результатами   образования   являются   компетентности,   заключающиеся   в сочетании знаний и умений, видов деятельности приобретенных в процессе освоения курса  «Возникновение гражданского общества и его становление в России: от истоков до конца XIX века» Личностные результаты: •сформированность   российской   гражданской   идентичности,   патриотизма,   уважение   к   своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов; •сформированность   гражданской   позиции   учащегося   как   активного   и   ответственного   члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон   и   правопорядок,   обладающего   чувством   собственного   достоинства,   осознанно принимающего   традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности; •готовность к служению Отечеству, его защите; •сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной   практики,   основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире; •освоение   гуманистических   традиций   и   ценностей   современного   общества,   уважение   прав   и свобод человека;  •сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность с самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;  •толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем   взаимопонимания,   находить   общие   цели   и сотрудничать для их достижения; •осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих   поколений,   способность   к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе •осознанный   выбор   будущей   профессии   и   возможностей   реализации   собственных   жизненных планов;   отношение   к   профессиональной   деятельности   как   возможности   участия   в   решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты: •умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы   деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации  планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; •умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной   деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; •готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной   деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; •умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных   технологий   (ИКТ)   в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; •умение определять назначение и функции различных социальных институтов; •умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; •владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; •владение   навыками   познавательной   рефлексии   как   осознание   совершаемых   действий   и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; •владение   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог,   дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;  •способность   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей   деятельности   в различных формах (сообщения, презентация, реферат, эссе и др.). Предметные результаты: •овладение   целостными   представлениями   об   историческом   развитии   человечества   как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;  •владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; •сформированность   умений   применять   исторические   знания   в   профессиональной   и общественной деятельности, поликультурном обществе; •владение  навыками  проектной деятельности  и  исторической  реконструкции  с  привлечением различных источников; •сформированность   умений   вести   диалог,   обосновывать   свою   точку   зрения   в   дискуссии   по исторической тематике; •владение   приемами   работы   с   историческими   источниками,   умениями   самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; •сформированность умений оценивать различные исторические версии. Содержание элективного курса Введение – 1 час Становление гражданского общества: актуальность проблемы. Понятие гражданского общества. Тема   1.Связь   времен,   первые   упоминания   о   государстве.   Предпосылки   возникновения государственных   отношений   и   «собирание»   русских   земель.   Роль   духовенства   в политической жизни государства – 2 часа  Фрагмент из «Повести временных лет». Приглашение славянами иноплеменников на княжение. Свидетельства   Прокопия   Кессарийского.   Становление   общественной   мысли   и   гражданского самосознания в России «норманнскими» корнями русской государственности Тема 2.Предпосылки возникновения государственных отношений и «собирание» русских земель – 2 часа «Русская правда» Ярослава. Отделение в 1136 г. Новгорода от Киева. «Республиканский» строй в северных торговых городах ­ Новгороде и Пскове. Князь Александр Ярославич – удачливый полководец и талантливый дипломат, сумевший установить отношения с Ордой. «Гражданское общество» северных  республик  в XIII веке.  Боярская олигархия.  Собирание русских земель московскими   князьями,   копившими   мощь   и   богатство   и   их   столкновения   с   боярскими республиками, что привело к присоединению их при Иване III.   Одна из самых необычайных интриг в истории отношений центральной власти и общественных «соузов», как писали в XV веке. Тема 3. Роль духовенства в политической жизни государства, крах движения еретиков ­ 1 час Новый   новгородский   архиепископ   Геннадий   (1485   г.).   «Новгородское   и   московское православие» при Иване III. Православие было объединяющая идеология государства. Разгром еретического движения при Василии III. Тема 4. Установление самодержавия, учреждение Опричнины – 3 часа Политическая   борьба   в   царствование   Ивана  IV.   Мероприятия   по   «примирению»   сословий. Боярская Дума и Избранная рада.  А. Адашев и протопоп Сильвестр. Реформы 40­50­х годов, проведенные   Избранной   радой.   Судебник   1555   года.   Летописцы   XVI   века:   «Полное пренебрежение   к   мнению   народа,   который   лишен   в   их   представлении   исторической самостоятельности   и   способен   действовать   только   по   указке   вождей   или   наущению   знати». Земский   собор  ­  высшее   сословно­представительное   учреждение   в   России   в   XVI­XVII   вв. «Большая челобитная» Ивана Грозного. Опала членов Избранной рады и введение Опричнины в 1565 году. Деятельность митрополита Макария и Филиппа. Установление самодержавия  и отказ не только от земского боярского представительства, не только  изгнание «мудрых советников» из дворян, но и к исчезновение полноценных институтов местного самоуправления, которые в конечном счете оказались только временными инструментами в борьбе с удельной системой. Тема 5.Особенности самоуправления в разных районах России в XVI веке, приобретение навыков – 2 часа Учение   стригольников   ­   «гуманисты   XIV   столетия».   Формирование   «гражданина»,   а   не «подданного»   в   северных   республиках.   Ушкуйники.   Особенности   политической   власти   у поморов. Казачьи   республики   на   Дону   и   Яике.   Русский   бунт   как   проявление   «гражданского самосознания».   Степан   Разин   и   Емельян   Пугачёв,   Кондратий   Булавин.   Республика «некрасовцев». Тема 6. Земские соборы, их укрепление, поголовная личная несвобода – 3 часа Соборы: духовные, земские, смешанные. Эволюция «освященных», «земских» и более мелких соборов.   Рост   влияния   «всенародства»   на   решение   судьбы   государства   в  Смутное   время. Деятельность  нижегородского  купца  Кузьмы  Минина   даст  пример   независимой  гражданской активности.   Избрание   полководца   князя   Дмитрия   Пожарского   как   доказательство жизнеспособности вечевых традиций.   Земский Собор 1613 года. Отступление Романовых от условий «общественного договора». Предоставление выбора  пути развития  правящим кругам, отстранение общества от этого. Тема 7. Реформы Петра Великого: попытка устранить слабость самодержавия – 2 часа Дальнейшее закрепощение общества модернизацией первого российского императора. Установление   административно­бюрократического   принципа   управления   после   упразднения патриаршества   и   губернской   реформы   1708­1715   гг.   Реальный   «закон»   функционирования российского общества ­  отсутствие свободы. «Рабский страх бывает там вместо ободрения», ­ Д. Фонвизин о XVIII веке. Тема 8. Мыслители Нового времени о гражданском обществе и правовом государстве – 1 час Идеи просветителей рубежа XVI­XVII вв.  Т. Гоббса «О гражданине», Г. Гроция, Дж. Локка, Ж­ Ж. Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», Ш. Монтескье «О духе законов», Вольтера. Тема 9.Эпоха Екатерины II. Появление гражданских объединений и свобод – 2 часа  Политика «Просвещённого абсолютизма». Зарождение идеи ограничения абсолютной власти в России во второй четверти  XVIII  в. Манифест Петра III и Жалованная грамота дворянству и городам 1785 года, изданная Екатериной II. «Золотой век дворянства». Образование слоя людей, имеющих закрепленные за ними гражданские права. Крестьянское восстание Е. Пугачева как свидетельство того, что до «счастья подданных», о котором мечтала Екатерина, далеко. «Наказ» Екатерины II. Уложенная комиссия как основа выражения общественной мысли эпохи российского просвещения. Масонские братства как одни из первых прототипов гражданских объединений. Тема 10. Влияние идей Просвещения на российскую общественную мысль 2­й половины 18 века – 1 час Д.И.Фонвизин   «Недоросль».   Еженедельный   сатирический   журнал   «Трутень»   «Живописец» Н.И.Новикова. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Тема 11. Зарождение либеральных настроений в России – 4 часа Политические   преобразования   Александра  I.   Негласный   комитет.   Либеральный   журнал «Северная   Пчела»  под   ведением   министра   внутренних   дел   Козодавлева».  «План государственного   преобразования»  М.   Сперанского,     опиравшийся   на   теорию   естественного права   для   защиты   положения   о   желательности   дарования   народу   конституции.   Черновик Коронационной грамоты, подготовленный Негласным комитетом. Проект графа Н. Мордвинова (адмирал, граф, первый морской министр России, кавалер ордена св. Андрея Первозванного, род. 1754 г.) о помощи крестьянству в покупке незаселенных земель посредством учреждения Трудопоощрительного банка. Движение декабристов как прообраз гражданского общества. Афоризм  А. Грибоедова  «двести прапорщиков   решили   перевернуть   Россию».   «Нельзя   сразу   совершить   прыжок   из   рабства   в свободу без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства», ­ заключал С. Воронцов. «Конституция» Н. Муравьева. Тема   12.   Мыслители   и   общественные   деятели   России:   противостояние   идеологий   в обществе – 4 часа Оппозиционные  группы  в   эпоху  Николая  I.  Теории  «западников»   и  «славянофилов».   Книга­ дискуссия   В.   Пустарникова     А.   Герцен,   и   Н. Чернышевский,     Д.   Писарев,     П.   Чаадаев,   В.   Боткин.   Переход   от   «прокламативного» (провозглашенный,   обнародованный,   с   агитационной   целью)   ораторства   к   построению аргументированных теорий.   «Русский   либерализм».   В.   Белинский, Кружки отца и братьев Аксаковых, кружок Грановского­Станкевича, а также союз Герцена и Огарева как организованная форма  общественной мысли 30­40­х годов XIX века. Реформы   Александра  II.   Земства   как   прообраз   гражданского   общества   на   местах.   «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» ­ Н.Г.Чернышевкий. Призыв А.Герцена Руси «к топору». Тема 13. Либерализм и демократизм в России – 2 часа Деятели   консервативно­либерального   направления   общественной   мысли,  Б.   Чичерин  и  К. Кавелин. «Правая»  Партия октябристов и  «левая»  Партия конституционалистов­демократов. Самодержавная, представительная конституционная монархия или переход к республиканскому правлению. Тема   14.   Революционные   настроения,   предпосылки   революции.   Начало   деятельности большевиков – 2 часа Идеи   народничества.  Тайное  революционное   общество  ишутинцев   в   Москве   в   1863­1866   гг. Подпольная   деятельность   организованных   революционеров­террористов   («Земля   и   Воля», «Черный   передел»,  «Народная  воля»).  Работы  М. Бакунина  (1814­1876гг.)  и  П.  Кропоткина (1842­1921гг.).Оформление   в   70­80­е   годы     двух   самостоятельных   течений   народничества   ­ либеральное   (Н.   Михайловский,   Н.   Анненский,   В.   Воронцов,   А.   Пешехонов,   В.   Мякотин)   и революционное (Н. и А. Серно­Соловьевичи, М. Натансон, П. Лавров, П. Ткачев, И. Мышкин и др.).Распространение марксизма в России. Г.В.Плеханов. «Группа освобождения труда». Партия социалистов­революционеров (1902 г.) и умеренная Партия народных социалистов (1906 г.). Евно Фишелевич Азеф. РСДРП. В.И.Ульянов­Ленин.  Заключение – 2 часа Проблемы гражданского общества и правового государства в России. Итоговое обобщение. Тематическое планирование  курса       №            темы 0 1 2 3 4 Тема Часы Возможные формы и темы уроков (по выбору Введение.    времен, Связь   первые упоминания   о   государстве. Предпосылки   возникновения государственных   отношений и   «собирание»   русских земель.   Роль   духовенства   в политической жизни государства.   Предпосылки   возникновения государственных   отношений и   «собирание»   русских земель. Роль духовенства в  политической жизни  государства, крах движения  еретиков Установление самодержавия, учреждение Опричнины 1 2 2 1 3 учителя) гражданского     Становление общества: актуальность проблемы. Понятие гражданского общества. (Лекция с элементами беседы) Приглашения иноплеменников на княжение как попытка   славянских   народов   отстоять   и отстроить   своё   государство.   (Работа   с документом «Повесть временных лет»). Становление   общественной   мысли   и гражданского   самосознания   в   России «норманнскими» русской государственности   (Работа   с   документом «Свидетельства Прокопия Кессарийского») Республиканский   строй   Новгорода   и   Пскова (Урок­исследование). Князь   Александр   Ярославич   –   удачливый полководец   и   талантливый   дипломат   (Урок­ портрет) Православие было объединяющей идеологией  государства? (Диспут) корнями     Политическая борьба в царствование Ивана IV и реформы     Избранной   рады   (Лекция   с ­ элементами беседы) Политическое устройство 16 века как «полное пренебрежение   к   мнению   народа,   который лишен   в   их   представлении   исторической самостоятельности   и   способен   действовать только по указке вождей или наущению знати» (Семинар)  высшее   сословно­ Земский   собор представительное учреждение в России в XVI­ XVII веков (Проектная работа учащихся). Установление   самодержавия   (Лабораторная работа). Учение   стригольников   ­   «гуманисты   XIV столетия» (Работа с документами) Казачьи республики на Дону и Яике, республика «некрасовцев» (Проектная работа) Русский   бунт   как   проявление   «гражданского самосознания»   (Степан   Разин   и   Емельян Пугачёв, Кондратий Булавин) (Дискуссия) Рост   влияния   «всенародства»   на   решение судьбы государства в  Смутное время.  Земский Собор 1613 года. (Урок­исследование) Деятельность   нижегородского   купца   Кузьмы Минина   как   пример   независимой   гражданской активности (Проектная деятельность) Избрание   полководца   князя   Дмитрия Пожарского доказательство жизнеспособности   вечевых   традиций   (Урок­ практикум)   Диспут   на   тему:   «При   дальновидном   умении первого   российского   императора   выдвинуть инициативных   и   талантливых,   его   указы   для работных людей «как будто писаны кнутом», ­ Пушкин – историограф. «Рабский страх бывает там вместо ободрения», ­   Д.   Фонвизин     о   XVIII   веке   (работа   с документами)  Идеи   просветителей   рубежа   XVI­XVII   вв.     Т. Гоббса «О гражданине», Г. Гроция, Дж. Локка, Ж­Ж. Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», Ш. Монтескье «О   духе   законов»,   Вольтера   (работа   с документами) Политика   «Просвещённого   абсолютизма». Уложенная   комиссия   как   основа   выражения общественной   мысли   эпохи   российского просвещения.  (Лабораторная работа) Крестьянское восстание Е. Пугачева как  свидетельство того, что до «счастья  подданных», о котором мечтала Екатерина,  далеко (Проектная работа) как     5 6 7 8 9 Особенности самоуправления в   разных   районах   России   в XVI   веке,   приобретение навыков Земские соборы, их  укрепление, поголовная  личная несвобода Реформы Петра Великого:  попытка устранить слабость  самодержавия Мыслители Нового времени о гражданском обществе и  правовом государстве. Эпоха Екатерины II.  Появление гражданских  объединений и свобод  2 3 2 1 2 10 11 Влияние идей Просвещения  на российскую общественную мысль 2­й половины 18 века Зарождение либеральных  настроений в России 12 Мыслители и общественные  деятели России:  противостояние идеологий в  обществе 13. Либерализм и демократизм в  России 14 15 16 Революционные настроения,  предпосылки революции.  Начало деятельности  большевиков .Заключение Итоговое обобщение Итого:  1 4 4 2 2 1 1 34  Н. (Урок­   Муравьева    Д.И.Фонвизин Работа   с   документами. «Недоросль».   Еженедельный   сатирический журнал «Трутень» «Живописец»  Н.И.Новикова. А.Н.Радищев   «Путешествие   из   Петербурга   в Москву» Политические   преобразования   Александра  I (Семинар) «План   государственного   преобразования»   М. Сперанского (Проектная работа) Движение   декабристов   как   прообраз гражданского общества (Круглый стол) «Конституция» исследование) Оппозиционные   группы   в   эпоху   Николая  I (Лекция с элементами беседы). Диспут   на   тему   «Народ   освобождён,   но счастлив ли народ?» Земства как прообраз гражданского общества на местах (Урок­исследование) Призыв А.Герцена Руси «к топору» (Практикум) Самодержавная, представительная  конституционная монархия или переход к  республиканскому правлению (Диспут) Деятели консервативно­либерального  направления общественной мысли, Б. Чичерин и К. Кавелин (Работа с документами) Идеи народничества о построении гражданского общества в России (Урок сравнения и анализа) Распространение   марксизма   в   России. Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов­Ленин (Семинар) Проблемы гражданского общества и правового государства в России (Круглый стол) Урок вопросов и ответов Перечень учебно­методических средств обучения Для обучающихся: 1) Павленко   Н.И.   история   России   с   древнейших   времён   до   конца  XIX  века.   10   класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений – м.: Дрофа,2011. – 335 с. Для учителя: 1) Становление гражданского общества в России (правовой аспект). Саратов, 2009. ­ 230 с. 2) Гражданское образование. Учебно­методическое пособие / Под ред. Г.А.Бордовского,  Н.В.Гороховатской, С.А.Морозовой и др. Спб., 2003. Дополнительная литература: 1) Абакумов С.А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу». Гражданского общество в России (от древней Руси до наших дней) – М.: «Имидж­Пресс», 2004. – 123 с. 2) Вайнштейн Г. Формирование гражданского общества в России // МЭиМО, 1998, № 5. 3) Влазнев   В.Н.   Гражданское   общество   как   предмет   конституционно­правового исследования / Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. ­ 190 с. 4)  Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И.И. Кальной. СПб., 2009. ­ 270 с. 5) Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999. 6) Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А.. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М., 2009. 7)  Левашов   В.К.   «Состоялось   ли   гражданское   общество   в   России»   //   Мониторинг общественного мнения. ­ 2010. ­ №2 (78). ­ 134 с. 8) Нагорная М.А. Гражданское общество в России. понятие, признаки, пути становления. 9) Сморгунова В.Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей.  Спб., 2004. 10) Юдовская   А.Я.,   Морозова   С.А.   Становление   гражданского   общества:   исторические истоки. М., «Дрофа», 2007. Сетевые ресурсы: 1) http://otherreferats.allbest.ru/law/00226997_0.html 2) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ­http://school­collection.edu.ru 3) ru.wikipedia.org

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс

Рабочая программа элективного курса по истории "Возникновение гражданского общества в России: от истоков до конца XIX века" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2017