Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Оценка 4.7

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
10 кл
20.06.2017
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
урок систематизации и обобщения знаний о церковном расколе 17 века, определить смысл конфликта между церковной и светской властью. материал урока содержит проблемные вопросы, дополнительный материал о таких личностях, как Никон, Аввакум, Алексей Михайлович. Проводится работа по картине Сурикова "Боярыня Морозова"
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ В Х КЛАСССЕ ,СВЯЩЕНСТВО, И ,ЦАРСТВО,.doc
МАОУ «Суксунская  средняя общеобразовательная школа № 2». Урок­размышление.                      Учитель истории: Гимранова В.Х. Тема: «Священство» и «царство». Цель: ­ Систематизировать и обобщить знания уч­ся о                         церковном расколе ХVII в.    ­ Определить смысл конфликта между светской и                          церковной властью. Оборудование: тема, эпиграф: «Ветхий   Рим   пал   от   ересей,   вторым   Римом   –   Константинополем завладели   агарянские   внуки,   турки.   Твое   же   великое   Российское царство – третий Рим – всех превзошло благочестием».                                                                                     (В.О.Ключевский) Портреты А.М.Романова, Никона; Картина «Боярыня Морозова». I. Вступление. Шел   1666  год.   Колокольные   звоны   в   Москве   переменились: «звонят   к   церковному   пению   дрянью,   аки   на   пожар   гонят   или врасплох бьют…» Что же случилось в Москве? К чему это колокола изменили себе? Тогда только­только закончился Церковный собор, созванный царем   Алексеем   Михайловичем   якобы   для   рассмотрения   дел насущных,   на   самом   же   деле   –   для   устранения   ставшему   ему ненавистным   патриарха   Никона.   Низложить   зарвавшегося патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор… Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь. Однако, прежде чем продолжить разговор о соборе, обратимся к событиям предшествовавшим. В конце концов, решения собора были   лишь   этапом   в   жизни   страны,   звеном   в   длинной   цепочке событий. Действительно,   ли   главное   то,   как   стали   осенять   себя христиане   после   собора   –   двоеперстным   или   троеперстным крестным знамением? Только ли из­за этого горели страсти? В чем была суть происходящего? В   1589   г.   при   царе   Федоре   Иоанновиче   в   присутствии константинопольского     патриарха   была   учреждена   Московская патриархия. Обращаясь   к   царю   Фёдору,   константинопольский   патриарх произнёс слова, глубоко запавшие в царскую душу, их с тех пор передавали   в   Кремле   по   наследству.   В   воспроизведении   В.О. Ключевского слова эти звучали так: (зачитать с доски). События,   способствовавшие   утверждению   третьего   Рима, происходили и во время правления Алексея Михайловича. ­ А какой он был этот царь?  (Краткое сообщение уч­ся о А.М.) ­ Какое влияние оказало Соборное уложение? (Централизация   гос.   власти,   усиление   самодержавия, окончательное закрепощение крестьянства). Русская православная церковь тоже играла значительную роль в   жизни   России.   Она,   с   одной   стороны,   поддерживала   царскую власть, с другой, противостояла ей, и не по маловажным причинам. Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные владения и   богатства:   церковь   пыталась   оказать   влияние   на   гос.   дела. Поэтому   на   Руси   постоянно   существовала   проблема:   что   выше «священство» или «царство». Таким   образом,   в  XVII  в.   церковь   обладала   значительной властью. ­ Почему же в  XVII  в. произошёл такой факт как раскол церкви? Тема нашего урока «Священство» и «царство». (В   церковных   книгах   накопилось   много   неточностей, одновременно священник читал свою молитву, дьячок ­ пел псалмы. В   это   время   в   Москве   сложился   Кружок   ревнителей благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифатьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб. Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести   все   церковные   книги   и   обряды   в   соответствие   с греческими   образцами.   Царь   и   часть   духовенства   поддержали Паисия.   Но   многие   священники   считали,   что   исправления   надо вносить   согласно   древним   русским   рукописям.   Ещё   со   времён Стоглавого собора 1551 г. незыблемая верность «старине» в обрядах и нравах считалось опорой истинного православия.  При  изучении  рукописей  выяснилось,  что  в   них  много  ошибок  и исправлений.   Тогда   решили   обратиться   к   греческим   церковным книгам.   Реформатором   православной   церкви   выступил   патриарх Никон.) Новгородский   митрополит   Никон   был   избран   патриархом   в 1652 г. Историк Платонов отозвался о нём: «один из самых, могучих русских деятелей XVII в.» (Характеристика Никона уч­ся) По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. ­ К чему сводилось основное содержание реформы? 1. Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятью; 2. земные поклоны заменялись поясными; 3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу; 4.   иначе   стали   писать   имя   Христа   ­   Иисус,   вместо   старого Исус; 5. «Алиллуйя» стали произносить трижды, а не дважды; 6.   для   богослужения   допускались   иконы   только   греческого письма. Таким   образом,   фактически   реформы   Никона   не   затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды.  ­Всех устраивала эта реформа? Если нет, то почему? (Многочисленные противники из разных слоёв общества. Одни были   недовольны   не   столько   содержанием   реформы,   сколько формой и методами её проведения. Их раздражало высокомерие, жестокость   и   непримиримость   Никона   ко   всем   непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах   и   тем   более   не   были   готовы   для   работ   с   новыми исправленными   книгами.   Были   и   идейные   противники   –   упорные блюстители   старины   вообще,   они   требовали   исправлений   по старорусским   книгам.   Крестьяне   хотели   белой   свободы,   бояре   – главенства Боярской думы.) Главным   идейным   противником   Никона   стал   протопоп Аввакум. (Краткая характеристика Аввакума ­ учитель) ­   Почему   Никон   и   Аввакум   вначале   входили   в   один кружок, а потом оказались врагами? ­ Что общего в их хар­ре? ­   Почему   царь   превозносит   Никона   на   такую   высоту,   а потом между ними возникает конфликт? (Главной   целью   всей   жизни   Никона   было   осуществление первенства   «священства   над   царством»,   что   означало   подчинение царской власти власти патриаршей. Боярская оппозиция поссорила царя с патриархом. А.М. перестаёт посещать службы, которые вёл патриарх, не приглашал его на приём во дворец. В1658 г. Никон отказывается   от   патриаршества   и   уезжает   в   Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более 8 лет. Личные кач­ва Никона.) В 1666­1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал собор с участием   вселенских   патриархов.   На   нём   обсуждался   вопрос   о соотношении   «царства»   и   «священства».   В   результате   горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских,   а   патриарх   в   делах   церковных».   Церковный   собор вынес   приговор   о   низложении   Никона   и   ссылке   его   простым монахом в Белоозерский Феропонтов монастырь. Через  15  лет  при  Федоре,  ему  было  разрешено  вернуться   в Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем. В 1667 г. церковный собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, гос­ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь   издал   ряд   указов,   которые   предписывали   воеводам разыскивать   и   жестоко   наказывать   старообрядцев.   Началась кровавая   борьба   государства   и   церкви   со   всеми   сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Сторонники   старой   веры   бежали   на   север,   в   Заволжье, создавали свои общины. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных соц. слоев. В их числе и сестры – боярыня Морозова и княгиня Урусова. (Работа по картине Сурикова «Боярыня Морозова») Оставшись вдовой к 30 годам, она считалась одной из самых богатых   женщин   Руси.   Единственная   наследница   громадного состояния   обоих   братьев   Морозовых.   По   ногам,   переодевшись   в простое платье, бродила по темницам, подавала щедрую милостыню, кормила, лечила. Прошла ч/з дыбу, подземелья. Их посадили в яму и подвергли   голоду   и   холоду.   Урусова   умерла   ч/з   2,5   месяца, Морозова выдержала до ноябрьских заморозков. Епархиальный миссионер И.Жаров: «Эта Морозова и подобные раскольнические тогдашние мученицы в глазах правительства того времени   были   то   же   самое,   что   грозные   современные   боярыни   с пенсне на носу, бомбометальщицы в верных слуг царя, которых за то подвергают заслуженной каре – ссылке в Сибирь и даже смертной казни… ». Гонения продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г. ­Т.о., в чем политический смысл раскола? (Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной империи   получила   свободу   действий.   Руками   Никона   церковь подчинилась   и   стала   служить   светской   власти,   а   на   старую свободную – устроили гонения.) СПРАВКА. Аввакум  родился в 1621 г. в семье священника. Женился на глубоковерующей девушке Насте, которая стала единомышленницей и другом. Сначала дьякон, потом протопоп. Строго соблюдал все правила   церковной   службы,   публично   изобличал   пороки   своих прихожан,   чем   вызывал   их   гнев.   Они   неоднократно   разоряли   его дом. В кружке «ревнителей благочестия». Осенью 1653 г. сослан в Сибирь. Но в царской семье ценили его   искренность   и   убежденность,   по   настоянию   царя   сослан сохранив священный сан. В 1662 г. – в Москве, не  убедили отречься от   убеждений.   В   1664   г.   –   на   Мезень,   1667   г.   –   Пустоозерский острог, 15 лет в земляной тюрьме. 14 апреля 1682 г. сожжен  на костре.

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"

Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017