Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
10 кл
20.06.2017
урок систематизации и обобщения знаний о церковном расколе 17 века, определить смысл конфликта между церковной и светской властью. материал урока содержит проблемные вопросы, дополнительный материал о таких личностях, как Никон, Аввакум, Алексей Михайлович. Проводится работа по картине Сурикова "Боярыня Морозова"
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ В Х КЛАСССЕ ,СВЯЩЕНСТВО, И ,ЦАРСТВО,.doc
МАОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2».
Урокразмышление. Учитель истории: Гимранова В.Х.
Тема: «Священство» и «царство».
Цель: Систематизировать и обобщить знания учся о
церковном расколе ХVII в.
Определить смысл конфликта между светской и
церковной властью.
Оборудование: тема, эпиграф:
«Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом – Константинополем
завладели агарянские внуки, турки. Твое же великое Российское
царство – третий Рим – всех превзошло благочестием».
(В.О.Ключевский)
Портреты А.М.Романова, Никона;
Картина «Боярыня Морозова».
I. Вступление.
Шел 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились:
«звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или
врасплох бьют…» Что же случилось в Москве? К чему это колокола
изменили себе?
Тогда толькотолько закончился Церковный собор, созванный
царем Алексеем Михайловичем якобы для рассмотрения дел
насущных, на самом же деле – для устранения ставшему ему
ненавистным патриарха Никона.
Низложить зарвавшегося
патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор…
Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь.
Однако, прежде чем продолжить разговор о соборе, обратимся
к событиям предшествовавшим. В конце концов, решения собора
были лишь этапом в жизни страны, звеном в длинной цепочке
событий.
Действительно, ли главное то, как стали осенять себя
христиане после собора – двоеперстным или троеперстным
крестным знамением? Только ли изза этого горели страсти? В чем
была суть происходящего? В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в присутствии
константинопольского патриарха была учреждена Московская
патриархия.
Обращаясь к царю Фёдору, константинопольский патриарх
произнёс слова, глубоко запавшие в царскую душу, их с тех пор
передавали в Кремле по наследству. В воспроизведении В.О.
Ключевского слова эти звучали так: (зачитать с доски).
События, способствовавшие утверждению третьего Рима,
происходили и во время правления Алексея Михайловича.
А какой он был этот царь?
(Краткое сообщение учся о А.М.)
Какое влияние оказало Соборное уложение?
(Централизация гос.
власти,
усиление самодержавия,
окончательное закрепощение крестьянства).
Русская православная церковь тоже играла значительную роль
в жизни России. Она, с одной стороны, поддерживала царскую
власть, с другой, противостояла ей, и не по маловажным причинам.
Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные владения
и богатства: церковь пыталась оказать влияние на гос. дела.
Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше
«священство» или «царство».
Таким образом, в XVII в. церковь обладала значительной
властью.
Почему же в XVII в. произошёл такой факт как раскол
церкви?
Тема нашего урока «Священство» и «царство».
(В церковных книгах накопилось много неточностей,
одновременно священник читал свою молитву, дьячок пел псалмы.
В это время в Москве сложился Кружок ревнителей
благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон,
Аввакум, царский духовник Вонифатьев и др. Их возмущали нравы,
царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали
за «исправление» церковных служб.
Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея
привести все церковные книги и обряды в соответствие с
греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали
Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо
вносить согласно древним русским рукописям. Ещё со времён Стоглавого собора 1551 г. незыблемая верность «старине» в обрядах
и нравах считалось опорой истинного православия.
При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и
исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным
книгам. Реформатором православной церкви выступил патриарх
Никон.)
Новгородский митрополит Никон был избран патриархом в
1652 г. Историк Платонов отозвался о нём: «один из самых, могучих
русских деятелей XVII в.»
(Характеристика Никона учся)
По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал
проводить в жизнь церковную реформу.
К чему сводилось основное содержание реформы?
1. Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие
было предано проклятью;
2. земные поклоны заменялись поясными;
3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;
4. иначе стали писать имя Христа Иисус, вместо старого
Исус;
5. «Алиллуйя» стали произносить трижды, а не дважды;
6. для богослужения допускались иконы только греческого
письма.
Таким образом, фактически реформы Никона не затронули
каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие.
Изменились лишь обряды.
Всех устраивала эта реформа? Если нет, то почему?
(Многочисленные противники из разных слоёв общества. Одни
были недовольны не столько содержанием реформы, сколько
формой и методами её проведения. Их раздражало высокомерие,
жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным.
Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и
неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых
книгах и тем более не были готовы для работ с новыми
исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные
блюстители старины вообще, они требовали исправлений по
старорусским книгам. Крестьяне хотели белой свободы, бояре –
главенства Боярской думы.) Главным идейным противником Никона стал протопоп
Аввакум.
(Краткая характеристика Аввакума учитель)
Почему Никон и Аввакум вначале входили в один
кружок, а потом оказались врагами?
Что общего в их харре?
Почему царь превозносит Никона на такую высоту, а
потом между ними возникает конфликт?
(Главной целью всей жизни Никона было осуществление
первенства «священства над царством», что означало подчинение
царской власти власти патриаршей. Боярская оппозиция поссорила
царя с патриархом. А.М. перестаёт посещать службы, которые вёл
патриарх, не приглашал его на приём во дворец. В1658 г. Никон
отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский
Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть
расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более 8 лет.
Личные качва Никона.)
В 16661667 гг. по инициативе царя в Москве заседал собор с
участием вселенских патриархов. На нём обсуждался вопрос о
соотношении «царства» и «священства». В результате горячих
прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах
гражданских, а патриарх в делах церковных». Церковный собор
вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым
монахом в Белоозерский Феропонтов монастырь.
Через 15 лет при Федоре, ему было разрешено вернуться в
Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге
скончался под Ярославлем.
В 1667 г. церковный собор проклял всех защитников старых
обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа
не есть личное дело Никона, а дело царя, госва и церкви. Поэтому
все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти.
Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам
разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась
кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками
старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах.
Так произошел раскол в Русской православной церкви. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье,
создавали свои общины. В рядах старообрядцев оказались люди из
самых разных соц. слоев. В их числе и сестры – боярыня Морозова и
княгиня Урусова.
(Работа по картине Сурикова «Боярыня Морозова»)
Оставшись вдовой к 30 годам, она считалась одной из самых
богатых женщин Руси. Единственная наследница громадного
состояния обоих братьев Морозовых. По ногам, переодевшись в
простое платье, бродила по темницам, подавала щедрую милостыню,
кормила, лечила. Прошла ч/з дыбу, подземелья. Их посадили в яму и
подвергли голоду и холоду. Урусова умерла ч/з 2,5 месяца,
Морозова выдержала до ноябрьских заморозков.
Епархиальный миссионер И.Жаров: «Эта Морозова и подобные
раскольнические тогдашние мученицы в глазах правительства того
времени были то же самое, что грозные современные боярыни с
пенсне на носу, бомбометальщицы в верных слуг царя, которых за то
подвергают заслуженной каре – ссылке в Сибирь и даже смертной
казни… ».
Гонения продолжались до XX в. и были признаны ошибочными
на церковном соборе 1971 г.
Т.о., в чем политический смысл раскола?
(Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной
империи получила свободу действий. Руками Никона церковь
подчинилась и стала служить светской власти, а на старую
свободную – устроили гонения.)
СПРАВКА.
Аввакум родился в 1621 г. в семье священника. Женился на
глубоковерующей девушке Насте, которая стала единомышленницей
и другом. Сначала дьякон, потом протопоп. Строго соблюдал все
правила церковной службы, публично изобличал пороки своих
прихожан, чем вызывал их гнев. Они неоднократно разоряли его
дом.
В кружке «ревнителей благочестия».
Осенью 1653 г. сослан в Сибирь. Но в царской семье ценили
его искренность и убежденность, по настоянию царя сослан
сохранив священный сан. В 1662 г. – в Москве, не убедили отречься
от убеждений. В 1664 г. – на Мезень, 1667 г. – Пустоозерский острог, 15 лет в земляной тюрьме. 14 апреля 1682 г. сожжен на
костре.
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Урок-размышление в 10 классе "Священство и царство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.