Рабочая программа элективного курса по литературе

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс «В мире литературы» представлен одночасовой программой и рассчитан на первое (второе) полугодие. Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей частью любого общества. И хотя о нравственности говорилось и говорится достаточно много, это тема была и будет актуальна во все времена. Сейчас, когда в российском обществе произошли глобальные перемены, эта тема важна как никогда. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последнее время падает уровень духовной культуры, отсутствуют нравственные ценности. Высокая нравственность, духовность не возникает сама по себе. Это результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Нравственность формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, школе. Работа с материалом элективного курса «В мире литературы» способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Иконка файла материала элективн курс в мире литературы (2).docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района Рассмотрено на заседании ШМО  учителей русского языка и литературы протокол от  Руководитель ШМО______ СОГЛАСОВАНО с методическим советом школы, протокол от  Председатель МС_______    УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ _________  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса Название курса Учебный год Класс Количество часов в год Количество часов в неделю В мире литературы 2018 – 2019 9 18 1Учитель:  Требования к уровню подготовки учащихся по элективному курсу  «В мире литературы» В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: ­ образную природу словесного искусства; ­ содержание изученных литературных произведений; ­ изученные теоретико­литературные понятия; уметь: ­ воспринимать и анализировать художественный текст; ­ выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; ­ определять род и жанр литературного произведения; ­ выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, ­ характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно­выразительных средств; ­ сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; ­ выявлять авторскую позицию; ­ выражать свое отношение к прочитанному; ­ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; ­ владеть различными видами пересказа; ­ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; ­ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; ­ писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения ­ только для выпускников школ с русским (родным) языком  обучения).Содержание элективного курса «В мире литературы» №  Тема раздела I Современная литература Основная цель Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.  Иметь   представление   о   творчестве современных   отечественных   и   зарубежных писателей. Знать   определение   понятия   «литературный код»   и   «русский   менталитет»   и   уметь находить его в современных текстах.  Литература XIX­XX вв. II Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.  Уметь   сравнивать   литературное   творчество   с другими науками и видами искусства (медициной, психологией,   живописью,   танцем,   музыкой), выделять     нравственные   уроки   при   анализе художественных произведений. Содержание обучения Анализ современных произведений. Семейные ценности, проблемы  взаимовыручки, в рассказе Л. Куликовой. Раскрытие литературных кодов  и русского менталитета в произведениях П. Санаева, Т. Толстой, А. Башлачёва.  Знакомство с терминами «литературный код» и «русский менталитет»  в произведениях современных писателей. Список произведения для учащихся, рассчитанный на самостоятельное  чтение и анализ зарубежных произведений: ­ Стивен Кинг «Зелёная миля» ­ Эрих Мария Ремарк «Три товарища» ­ Виктор Гюго «Отверженные» ­ Александр Дюма «Граф Монте­Кристо» ­ Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества» ­ Ирвин Шоу «Богач, бедняк» Антон Чехов, Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», Л.Толстой «Война и мир», Ф.Достоевский «Преступление и наказание» Тема литературы и медицины, образ врача и больного в произведениях. Влияние цвета на здоровье человека,   героя   произведения.Литература   и   живопись.   Литература   и скульптура.III Лирика современных писателей Знать   образную   природу   словесного искусства,   роль   литературы   и   лирических произведений   в   общественной   и   культурной жизни. Познакомиться   с   современным   поэтическим искусством. Уметь   выразительно   читать   наизусть стихотворения   и   выделять   цитаты, определяющие темы произведений. Музыкав лирике (аллитерация и звукопись в поэзии современных писателей). Изображение города в стихотворениях И. Бродского. Тема роли и назначения человека в лирике О. Хайяма, Р. Рождественского. Темы добра и зла, чести и совести   в   лирике   Э.   Асадова.   Тема   сожаления   и   великодушия   в   лирике  А. Дементьева. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ» № п/п Тема раздела Количество часов 1 2 3 Современная литература Литература XIX­XX вв. Лирика современных писателей Итого за год 10 3 5 18Тема урока Предметные результаты Домашнее задание Дата план факт № 1 Книга (современное  произведение) на уроке.  Чтения рассказа Л.  Куликовой «Свиделись».  Образ покинутых родителей  в русской литературе. Знания: познакомятся с произведениями современных авторов и их  нравственными идеалами. Умения: научатся прогнозировать жанр произведения, выбирать виды  деятельности на уроке, выделять нравственные идеалы и  общечеловеческие ценности через анализ авторской мысли. Навыки: выделять нравственные особенности при чтении. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания:  познакомятся с материалом статьи, узнают о мнении автора о  своём герое. Умения: научатся объяснять содержание прочитанного и выявлять  критичные особенности в статье. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,  2 Статья Л. Куликовой по  рассказу «Свиделись».  Выделение неточностей,  анализ статьи.3 4­5 Знакомство с творчеством П. Санаева «Похороните меня  за плинтусом» Литературный код и  особенности русского  менталитета в  произведениях П. Санаева. товарищей, родителей и других людей по читательским материалам. Навыки: определять ведущую роль книги в учебном и внеурочном  процессе Познавательные: осуществлять передачу информации. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать  и понимать собеседника и чувства; проявлять личную ответственность за свои поступки Знания: познакомятся с содержанием произведения П. Санаева  «Похороните меня за плинтусом»; узнают, какие произведения относятся  к творчеству писателя. Умения: научатся прогнозировать жанр произведения, выбирать виды  деятельности на уроке. Навыки: читать вслух с постепенным анализом сюжета. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с новым понятием «литературный код». Умения: научатся выделять литературные коды в произведениях П.  Санаева. Навыки: выделять литературные коды и особенности русского  менталитета при чтении произведения. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческогои исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и6 7     8 Экранизация произведения  «Похороните меня за  плинтусом». Образ русской  семьи в произведениях  писателей. Литературные коды в  рассказе Татьяны Толстой  «Йорик» «Петербургская свадьба».  Наличие литературных  кодов в стихотворении А.  Башлачева эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с новым понятиями «литературный код»,  «русский менталитет» . Умения: научатся выделять литературные коды в произведениях П.  Санаева и отличать менталитет русский от европейского. Навыки: выделять литературные коды и особенности русского  менталитета при чтении произведения. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с новым понятием «литературный код советского  времени» и произведением Т. Толстой «Йорик». Умения: научатся выделять советские литературные коды в  произведениях Т. Толстой. Навыки: выделять литературные коды и особенности русского  менталитета при чтении произведения. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с новым понятием « исторический литературный  код». Умения: научатся выделять исторические литературные коды в  произведениях А. Башлачева. Навыки: выделять литературные коды и особенности русского9 «Читая Пришвина». Статья  Паустовского о  разностороннем человеке.      10  Различение видов искусства  в одном тексте.  К.Г.Паустовский менталитета при чтении произведения. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с содержанием статьи К.Г. Паустовского «Читая  Пришвина»; узнают, какие произведения относятся к творчеству  писателя. Умения: научатся выделять особенности мысли автора при чтении  статьи. Навыки: читать вслух с постепенным анализом. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.  Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с содержанием отрывка К.Г. Паустовского;  узнают, какие произведения относятся к творчеству писателя. Умения: научатся выделять особенности видов искусства автора при  чтении статьи. Навыки: читать вслух с постепенным анализом. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с  учителем; предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.11 Тема литературы и  медицины (творчество А.  Чехова, Ф. Достоевского, Л.  Толстого)   12 Образ врача в произведениях писателей XIX­XX вв. Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и  эмоционально­ нравственную отзывчивость Знания: познакомятся с содержанием произведений писателей­классиков с целью выявления в литературных произведениях основ других наук  (медицины). Умения: научатся выбиратьвиды деятельности на уроке, читать  осознанно и выразительно текст определять его тему и главную мысль,  выполнять творческую работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознаннои произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием произведений писателей­классиков с целью выявления в литературных произведениях основ других наук  (медицины). Умения: научатся определять образ врача и героя в произведениях,  выбирать виды деятельности на уроке, читать осознанно и выразительно  текст определять его тему и главную мысль, выполнять творческую  работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера.13 Влияние цвета на состояние  человека (героя)  14  Санкт­ Петербург в лирике  И. Бродского. Место, в  котором нужно побывать. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием произведений писателей­классиков с целью выявления в литературных произведениях основ других наук  (медицины). Умения: научатся определять влияние цвета на состояние человека,  выбирать виды деятельности на уроке, читать осознанно и выразительно  текст определять его тему и главную мысль, выполнять творческую  работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием произведений Иосифа Бродского,  узнают, можно ли по названию стихотворения догадаться о его  содержании и теме. Познакомятся с историей и эстетикой Санкт­ Петербурга. Умения: научатся выбирать виды деятельности на уроке, читать  осознанно и выразительно текст определять его тему и главную мысль,  выполнять творческую работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием и тематикой произведенийОмара  Хайяма, узнают, можно ли по названию стихотворения догадаться о его  содержании и теме. Умения: научатся выбиратьвиды деятельности на уроке, читать  осознанно и выразительно текст определять его тему и главную мысль,  выполнять творческую работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознаннои произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием произведенийЭдуарда Асадова,  узнают, можно ли по названию стихотворения догадаться о его  содержании и теме. Умения: научатся выбиратьвиды деятельности на уроке, читать  осознанно и выразительно текст определять его тему и главную мысль,   15 Омар Хайям о назначении  человека. Темы жизни и  смерти в лирике    16 Эдуард Асадов. Темы добра  и зла, чести и совести в  лирике поэтавыполнять творческую работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознаннои произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием и тематикой произведенийА.  Дементьева, узнают, можно ли по названию стихотворения догадаться о  его содержании и теме. Умения: научатся выбиратьвиды деятельности на уроке, читать  осознанно и выразительно текст определять его тему и главную мысль,  выполнять творческую работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознаннои произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности Знания: познакомятся с содержанием произведений Роберта  Рождественского, узнают, можно ли по названию стихотворения     17 «Ни о чем не жалейте».  Лирика А. Дементьева.   18 Лирика Р. Рождественского.  Человек в центре вселенной.догадаться о его содержании и теме. Умения: научатся выбирать виды деятельности на уроке, читать  осознанно и выразительно текст определять его тему и главную мысль,  выполнять творческую работу. Навыки: читать выразительно с соблюдением интонации и артикуляции Регулятивные: составлять план и последовательность действий;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной  и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и  позиций всех участников; принимать участие в обсуждении содержания  прочитанного; следить за действиями других участников в процессе  коллективной деятельности. Проявляют этические чувства, прежде всего  доброжелательность и эмоционально­ нравственную отзывчивость;  приобретают общечеловеческий, гуманистический опыт деятельности