РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл
23.03.2017
ФГОС предполагает новый подход к разработке программы элективного курса в условиях современной информационной образовательной среды, а также включает совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.
Теоретической основой данной программы являются:
- система языковых понятий;
- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся.Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
РП элект. курса , 10 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Югорск
Городской конкурс учебнометодических материалов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА
«Решение пунктуационных задач»
Автор: Шкирта Надежда Васильевна
учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория 20162017 учебный год
Пояснительная записка
ФГОС предполагает новый подход к разработке программы элективного курса в
условиях современной информационной образовательной среды, а также включает
совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий,
систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в
современной информационной образовательной среде.
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место
программы в образовательном маршруте обучающегося.
Теоретической основой данной программы являются:
система языковых понятий;
различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и
речевые действия обучающихся.
Принципы, на которых базируется программа:
учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
преемственность;
наглядность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
технология проблемного обучения;
личностноориентированное обучение;
тест технологии;
ИКТ;
технология разноуровневого обучения;
технология поэтапного формирования умственных действий. Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том,
что в процессе обучения по данной программе ученик:
овладевает глубокими систематизированными знаниями;
способен работать с разнообразной информацией;
может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
способен аргументированно доказать собственную точку зрения;
соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;
развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;
расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;
развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.
Данная программа элективного курса была апробирована в 20152016 уч.г.
Результаты: качество по русскому языку во 2ом полугодии в 10 классе повысилось на 4%;
82 % учащихся 10 класса принимали участие в Международном проекте INTOIMP.ORG и
награждены Дипломами 1 и 2 степени (серия олимпиад «Осень 2016», «Зима 2016»), 67%
учащихся награждены Дипломами 1 и 2 степени Международного дистанционного блиц
турнира проекта «Новый урок».
Пояснительная записка
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского
человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели
необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень,
усилить
соответствующий условиям и потребностям современного общества,
практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность
каждого занятия.
Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Предполагается попутное повторение
важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе
обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией,
риторикой. Изучение курса предполагается построить в форме уроковпрактикумов, лекций,
уроковпоисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную,
коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности,
применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для
эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс
обучения полезным и увлекательным.
Цель курса: обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 59
классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой
компетентностью; тренировка зрительной
детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса:
систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на
памяти, пунктуационной зоркости при
уроках русского языка в 5 – 9х классах;
обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского
литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников
средней школы по русскому языку»;
обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по
другим предметам;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
общеклассная;
групповая;
индивидуальная;
парная;
фронтальная;
дифференцированная;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
соответствии с изученными
пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
пунктуационными правилами; находить и исправлять 1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения,
текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым
разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к
действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами
произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и
текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно
выразительными возможностями, нормами пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических
заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
репродуктивные;
творческие;
подготовительные;
поисковые;
проверочные.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее
эффективными приёмами:
работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации;
работа с разнообразными лингвистическими словарями.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной
литературой, лингвистическими словарями;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социальнокультурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма
литературного языка;
пунктуационные нормы современного русского
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
Календарно тематическое планирование по русскому языку в 10 классе.
Сроки
провя
Примеча
ния
№
Тема урока
Виды и характеристика
Планируемые
учебной деятельности
результаты
кол
час
1. О пунктуации. Что
такое пунктуация?
Зачем нужна
пунктуация?
Рецептивная:
прослушивание и запись
под диктовку лекции
учителя, видеоурок.
репродуктивная:
пересказ, ответы на вопро
сы репродуктивного
характера;
продуктивная
творческая: составление
связного ответа «Что
такое пунктуация?»
Знать: что такое
пунктуация, для чего
служит пунктуация,
что она способствует
грамотному письму
и легкости
выражения мыслей;
понимать: что
пунктуация
способствует
наглядности
синтаксического и
интонационного
строя речи, уметь:
объяснить, что такое
и зачем нужна
пунктуация.
Знать: принципы
русской пунктуации,
2.
Принципы русской
пунктуации. Знаки
Рецептивная:
прослушивание и запись препинания.
под диктовку лекции
основные знаки
учителя, видеоурок.
репродуктивная:
пересказ, ответы на вопро
сы репродуктивного
препинания
понимать: что
принципы русской
пунктуации это
характера;
продуктивная
творческая: составление
связного ответа
«Принципы русской
пунктуации. Знаки
препинания»
3.
Точка. Правила
постановки точки.
Рецептивная:
прослушивание и запись
под диктовку лекции
учителя, видеоурок.
репродуктивная: анализ
текстов Д. Лихачева о
языке.
продуктивная
творческая: составление
текстов.
4.
Точка с запятой.
Правила
Рецептивная:
прослушивание и запись
постановки точки с
запятой.
под диктовку лекции
учителя, презентация,
видеоурок.
репродуктивная:
основы современных
пунктуационных
правил.
уметь: с помощью
знаков препинания
отражать смысловое
и структурное
членение речи.
Знать: Правила
постановки точки
понимать: что точка
ставится в конце
простого
повествовательного
предложения, перед
союзами и, а, но,
однако, если они
начинают новое
предложение.
уметь: различать
повествовательные
предложения.
Знать: правила
постановки точки с
запятой,
понимать: что точка
с запятой ставится
между независимыми конструирование
предложениями,
предложений по схемам,
составление таблицы «Вот
объединенными в
одно сложное без
она какаяточка с запятой»
продуктивная
творческая: Подготовить
устное сообщение «Какое
место точка с запятой
занимает в системе знаков
препинания?»,
тренировочный тест в
формате ЕГЭ.
союзов, если они
распространены и
имеют внутри себя
знаки препинания.
уметь: правильно
определять сложные
предложения, в
которых ставится
точка с запятой.
5.
Запятая. Запятая
между
независимыми
предложениями,
объединенными в
одно сложное, и
между
придаточными,
относящимися к
одному главному.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, видеоурок.
репродуктивная:
объяснительный диктант
продуктивная
творческая:
синтаксический,
пунктуационный разбор
предложений,
тренировочные
упражнения в формате
ЕГЭ.
Знать: правила
постановки запятой
между независимыми
предложениями,
объединенными в
одно сложное, и
между
придаточными,
относящимися к
одному главному, в
каких случаях
запятая не ставится.
понимать: что
запятая ставится
внутри простых, в
ССП,СПП,БСП.
уметь: правильно
ставить запятые в
простых и сложных 6.
Запятая между
главными и
придаточными
предложениями.
7.
Запятая между
однородными
членами
предложения.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
синонимичная замена СПП
с придаточным
определительным на
простые с обособленным
определением.
продуктивная
творческая: составить
схемы предложений,
тренировочный тест в
формате ЕГЭ.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
дополнение предложений
однородными членами,
составление схем
предложений
продуктивная
творческая: составить
схемы предложений.
предложениях.
Знать: группы СПП
по значению и
строению,
понимать:
уметь: определять
вид придаточных по
характеру
смысловой связи
между частями,
значению
подчинительных
союзов и союзных
слов,
конструировать СПП
разных видов,
интонационно и
пунктуационно
оформлять.
Знать: признаки
однородных членов
понимать:
правильно ставить
знаки препинания в
предложениях с
однородными
членами.
уметь: находить
однородные члены,
соблюдать
правильную
Диктант «Проверяю себя».
Тренировочные
упражнения в формате
интонацию при
чтении предложений
с однородными 8.
Запятая между
повторяющимися
словами.
ЕГЭ.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
дополнение предложений
повторяющимися словами,
составление схем
предложений
продуктивная
творческая: составить
схемы предложений.
Диктант «Проверь себя»,
тренировочный тест в
формате ЕГЭ.
членами,
обосновывать
постановку знаков
препинания.
Знать: признаки
одинаковых слов,
повторяющихся для
обозначения
длительности
действия, для
усиления степени
качества.
понимать:
правильно ставить
знаки препинания в
предложениях с
одинаковыми
словами,
повторяющимися
для обозначения
длительности
действия, для
усиления степени
качества.
уметь: находить в
предложении
одинаковые слова,
повторяющиеся для
обозначения
длительности
действия, для
усиления степени
качества.
ть, соблюдать правильную
интонацию при
чтении предложений
с повторяющимися
словами ,
обосновывать
постановку знаков
препинания.
Знать: правила
постановки знаков
препинания при
сравнительных
оборотах.
понимать:
постановку знаков
препинания при
сравнительных
оборотах.
уметь: опознавать
синтаксические
конструкции с как,
правильно ставить
знаки препинания в
предложении со
сравнительным
оборотом,
использовать
сравнительный
оборот в текстах
разных стилей и
типов.
Знать: определение
причастного оборота
и понятия
9.
Запятая при
сравнительных
оборотах.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
отсутствие или наличие
запятой перед союзом как,
сравнительный оборот.
продуктивная
творческая:
синтаксический и
пунктуационный разбор
предложений,
тренировочные
упражнения в формате
ЕГЭ.
10
11.
Запятая при
определительных
оборотах.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная:
причастный оборот,
выделение запятыми
причастного оборота,
одиночного
причастия, условия
выделения запятыми,
правила постановки
запятой при
прилагательные, имеющие
при себе пояснительные
причастиях и
прилагательных,
слова и стоящие после
определяемого
имеющих при себе
пояснительные слова
существительного,
приложение как
разновидность
определения
продуктивная
творческая:
объяснительный,
распределительный
диктанты, составить план
к теоретическому
материалу, каждый пункт
плана проиллюстрировать
своими примерами,
тренировочный тест в
формате ЕГЭ.
и стоящих после
определяемого
существительного,
приложениях,
относящихся к
личным
местоимениям.
понимать: понимать
отличие зависимого
слова от
определяемого,
постановку запятой
при причастиях и
прилагательных,
имеющих при себе
пояснительные слова
и стоящих после
определяемого
существительного,
приложениях,
относящихся к
личным
местоимениям.
уметь: устанавливать связь
причастия с
определяемым и
зависимым словами,
выделять причастный
оборот запятыми,
согласовывать
причастия с
определяемыми
словами, строить
предложения с
причастным
оборотом;
распознавать
приложения среди
других
второстепенных
членов предложения,
использовать
приложения в
качестве средства
выразительности
речи, правильно
ставить знаки
препинания при
приложении.
Знать: определение
«деепричастный
оборот»
понимать:
добавочное действие
производится тем же
лицом
12
13.
Запятая при
обстоятельствен
ных оборотах.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
деепричастный оборот,
знаки препинания при
деепричастном обороте,
(предметом),что и 14.
Запятые при словах
и группах слов,
ограничивающих
или уточняющих
другие слова в
предложении.
выделение одиночного
деепричастия запятыми.
продуктивная
творческая:
комментированный
основное.
уметь:
разграничивать
основное и
добавочное действия,
диктант, тренировочные
упражнения в формате
находить
деепричастный
ЕГЭ.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
оборот, выделять его
запятыми, правильно
строить предложения
по заданным
моделям.
Знать: иметь
представление об
уточняющих членах
видеоурок.
репродуктивная:
обособленные уточняющие
члены предложения,
предложения и о
свойствах,
отличающих их от
обособленных
выделительные знаки
препинания при
уточняющих членах
предложения.
продуктивная
творческая:
выразительное чтение
предложений с интонацией
выделения уточняющих
членов, составление
предложений,
синтаксический разбор.
оборотов.
понимать:
правильно
расставлять запятые
при словах и группах
слов,
ограничивающих или
уточняющих другие
в
слова
предложении.
уметь: опознавать
уточняющие члены
на основе семантико
интонационного
анализа 15.
Запятые при
вводных
предложениях и
вводных словах.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная: запись
вводных конструкций
высказывания.
Знать: группы
вводных
конструкций по
значению;
понимать: роль
вводных слов как
(слова, словосочетания,
предложения),распределен
средства выражения
субъективной оценки
ие на группы вводных
конструкций по значению
вводные слова,
словосочетания,
предложения и знаки
препинания при них.
продуктивная
творческая: Заполнить
таблицу «Значения
вводных слов» своими
примерами, включив
вводные слова в
предложения.
Комментированное
письмо, тренировочный
тест в формате ЕГЭ.
высказывания;
уметь: выражать
определенные
отношения к
высказыванию с
помощью вводных
слов, правильно
ставить знаки
препинания при
вводных словах,
различать вводные
слова и члены
предложения,
употреблять в речи
вводные слова с
учетом речевой
ситуации,
использовать
вводные слова как
средство связи
предложений и
смысловых частей,
производить
синонимическую
замену вводных слов. 16.
Запятые при
обращении.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
Знать: иметь
представление об
обращении за счет
видеоурок.
репродуктивная:
обращение, знаки
препинания при нем,
соблюдать правильную
интонацию в
предложениях с
обращением, наблюдение
за употреблением
обращений в разговорной
речи, языке
художественной
литературы и официально
деловом стиле.
продуктивная
творческая: прочитать
стихотворение
А.С.Пушкина «Няня».
Объяснить постановку
знаков препинания при
обращениях. Сделать
вывод, как с помощью
обращения можно
выразить свое отношение.
Какие еще языковые
средства (лексические,
грамматические)могут
выражать авторское
отношение? Найти их в
стихотворении. Написать
осмысления
основного
назначения
обращения в речи
(звательная,
оценочная и
изобразительная
функция
обращения);
понимать:
интонационно
правильно
произносить
предложения;
уметь:
характеризовать
синтаксические,
интонационные и
пунктуационные
особенности
предложений с
обращениями,
употреблять формы
обращений в
различных речевых
ситуациях, различать
обращения и
подлежащие
двусоставного
предложения. письмо маме, бабушке.
Использовать
разнообразные обращения
как средство выражения
своего отношения к
самому близкому и
любимому человеку.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
интонационное и
пунктуационное выделение
междометий в
предложениях, запятые
при междометиях.
продуктивная
творческая:
объяснительный диктант.
Составить, записать и
правильно поставить
запятые в предложениях,
где междометия выражали
бы разные чувства.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
интонационное и
пунктуационное выделение
утвердительного слова да,
отрицательного слова нет
Знать:
об интонационном и
пунктуационном
выделении
междометий;
понимать: значения
междометий в
художественных
произведениях;
уметь: использовать
междометия в
собственной речи,
уместно ставить
запятые при
междометиях.
Знать:
об интонационном и
пунктуационном
выделении
утвердительных, от
рицательных и во
просительных слов.
понимать: значения
междометий в
17.
Запятые при
междометии.
18.
Запятые после
утвердительных,
отрицательных и
вопросительных
слов. 19
20.
Двоеточие.
Правила
постановки
двоеточия.
и вопросительного слова,
художественных
что в предложениях,
запятые при
утвердительных,
отрицательных и
вопросительных слов.
продуктивная
творческая:
объяснительный диктант.
Составить, записать и
правильно поставить
произведениях;
уметь: использовать
утвердительные, от
рицательные и во
просительные слова
в собственной речи,
уместно ставить
запятые при
утвердительных, от
рицательных и во
запятые в предложениях, с
утвердительными, от
просительных
словах.
рицательными и во
просительными словами.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
конструирование
с
предложений
обобщающими словами
Знать: что такое
обобщающее слово,
условия постановки
двоеточия между
частями БСП
понимать: случаи
постановки
двоеточия,
перед
членами,
однородными
постановка
смысловые
отношения (причины,
двоеточия
обобщающего
после
слова,
конструирование
бессоюзных
сложных
пояснения,
дополнения)
уметь: расставлять
знаки препинания в
предложений со значением
причины,
пояснения,
предложении с
обобщающим
дополнения,
двоеточия в БСП.
постановка
словом, стоящим
перед однородными продуктивная
творческая: графический
диктант, тренировочный
тест в формате ЕГЭ.
21
22.
Тире. Правила
постановки тире.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная: способы
выражения подлежащего и
сказуемого
существительными в
именительном падеже,
тире в неполном
предложении, тире для
членами, опознавать
предложения,
осложненные
однородными
членами,
самостоятельно
подбирать примеры
на изученные
пунктуационные
правила,
конструировать
предложения со
значениями причины,
пояснения,
дополнения в БСП,
интонационно и
пунктуационно
оформлять,
выразительно читать,
передавая голосом
смысловые
отношения между
частями БСП.
Знать: способы
выражения
подлежащего и
сказуемого, условия
постановки тире
между подлежащим
и сказуемым, в
неполном
предложении, для
обозначения
пространственных, обозначения
пространственных,
временных и
временных и
количественных
пределов, условия
количественных пределов,
тире в БСП со значением
постановки тире
между частями БСП,
противопоставления,
времени, условия и
следствия.
продуктивная
творческая:
взаимодиктант, составить
выявлять смысловые
отношения.
понимать: случаи
постановки тире,
смысловые
отношения в БСП со
и записать тезисный план
теоретического материала,
значением
противопоставления,
проиллюстрировать
своими примерами.
тренировочный тест в
формате ЕГЭ
времени, условия и
следствия.
уметь: опознавать
подлежащее и
сказуемое при
пропуске глагола
связки, ставить тире,
читать предложения,
делая паузу между
подлежащим и
сказуемым,
конструировать
предложения со
значениями
противопоставления,
времени, условия и
следствия,
интонационно и
пунктуационно
оформлять, 23.
Знак
вопросительный.
Правила
постановки
Вопросительного
знака.
24.
Знак
восклицательный.
Правила
постановки
восклицательного
знака.
выразительно читать,
передавая голосом
смысловые
отношения между
частями БСП.
Знать: правила
постановки
вопросительного
знака
понимать: случаи
постановки
вопросительного
знака
уметь:
конструировать
предложения с
вопросительным
знаком, объяснять
постановку знаков
препинания в конце
предложений и при
перерыве речи.
Знать: правила
постановки
восклицательного
знака
понимать: случаи
постановки
восклицательного
знака
уметь:
конструировать
предложения с
восклицательным
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
конструирование
предложений с
вопросительным знаком.
продуктивная
творческая: графический
диктант.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
конструирование
предложений с
восклицательным знаком.
продуктивная
творческая: графический
диктант. 25. Многоточие.
Рецептивная: просмотр
Правила
постановки
Многоточия.
26. Скобки. Правила
постановки скобок.
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
конструирование
предложений с
многоточием.
продуктивная
творческая: графический
диктант.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная: разбор
предложений со скобками,
конструирование
предложений.
продуктивная
творческая:
редактирование и запись
исправленного текста.
знаком, объяснять
постановку знаков
препинания в конце
предложений и при
перерыве речи.
Знать: правила
постановки
многоточия.
понимать: случаи
постановки
многоточия.
уметь:
конструировать
предложения с
многоточием,
объяснять
постановку знаков
препинания в конце
предложений и при
перерыве речи.
Знать: в скобки
заключаются слова и
предложения,
вставляемые в
предложение с целью
пояснения или
дополнения
высказываемой
мысли, а также для
добавочных
замечаний.
понимать: роль
скобок в
предложениях. 27.
Кавычки. Правила
Постановки
кавычек.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная: разбор
предложений с кавычками,
конструирование
предложений.
продуктивная
творческая:
редактирование и запись
исправленного текста.
Составить предложения,
используя слова,
употребляемые в
кавычках
28
29
30.
Знаки при прямой
речи. Правила
постановки знаков
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
уметь: правильно
ставить скобки в
предложениях.
Знать: что
кавычками
выделяются цитаты,
выделяются: слова,
употребляемые не в
своём обычном
значении; слова,
употребляемые
иронически; слова,
впервые
предлагаемые или,
наоборот, устарелые
и необычные.
понимать: условия
постановки кавычек
уметь: правильно
выделять кавычками
цитаты, слова,
употребляемые не в
своём обычном
значении; слова,
употребляемые
иронически; слова,
впервые
предлагаемые или,
наоборот, устарелые
и необычные
Знать: что такое
прямая речь,
косвенная речь. при косвенной
речи. Цитаты и
знаки препинания
видеоурок.
репродуктивная: разбор
предложений с прямой
понимать: понятие
о прямой и
косвенной речи,
при них.
речью, анализирование и
конструирование
условия постановки
знаков препинания
предложений с прямой
речью, замена прямой речи
при прямой и
косвенной речи,
косвенной и наоборот,
постановка знаков
препинания при цитатах.
продуктивная
творческая: графический
диктант, из высказываний
сделать предложения с
прямой речью( 1й
вариант: прямая речь
перед словами автора, 2
вариант: прямая речь
после слов автора),замена
прямой речи на косвенную
и наоборот, цитирование.
тренировочный тест в
формате ЕГЭ.
цитировании.
уметь: правильно
произносить
предложения с
прямой речью и
грамотно
расставлять знаки
препинания при
прямой речи,
находить
предложения с
прямой речью,
анализировать и
конструировать
предложения с
прямой речью,
составлять их схемы,
употреблять
вежливые формы
обращения, заменять
прямую речь
косвенной и
наоборот.
Знать: что знаки,
которые не
поддаются
объяснению с точки
31. Авторские знаки
препинания.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная:
конспектирование текста
на лингвистическую тему,
аналитическая работа с
прозаическими
поэтическими текстами.
продуктивная
творческая: работа по
карточкам, анализ заданий
предложенных в карточке,
исследовать тексты
М.И.Цветаевой,
В.Маяковского, А.Блока,
А.Ахматовой и выписать
примеры использования в
них авторских знаков.
зрения действующих
правил пунктуации,
но выражают
необходимый автору
смысл, называются
авторскими, роль
авторских знаков
препинания в
текстах.
понимать:
авторский знак
привлекает внимание
читателей:
– выражает особую
авторскую
интонацию;
– имеет
дополнительный
смысл, вложенный в
содержание фразы,
слова;
– подчёркивает
значимость части
предложения,
выделяя логический
центр высказывания
уметь: выявлять в
текстах авторские
знаки препинания,
рассмотреть
авторскую
пунктуацию
выдающихся 32
33.
О сочетаниях
знаков препинания.
Рецептивная: просмотр
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная: разбор
предложений,
анализирование и
конструирование
предложений, когда
сочетаются несколько
знаков препинания.
продуктивная
творческая: выборочный
диктант, анализ текста.
мастеров
художественного
слова.
Знать:
Знать: что при
запятой и тире
сначала ставится
запятая, а затем
тире, знаки
вопросительный и
восклицательный и
многоточие ставятся
перед закрывающими
кавычками, если
относятся только к
словам,
заключённым в
кавычки, но после
закрывающих
кавычек, если
относятся ко всему
предложению вместе
со словами,
выделенными
посредством
кавычек.
понимать: что
перед закрывающими
кавычками не
ставятся точка,
запятая, точка с
запятой, двоеточие и
тире. Все эти знаки
ставятся только после кавычек, перед
открывающей или
закрывающей
скобкой не ставятся
запятая, точка с
запятой, двоеточие и
тире; все эти знаки
ставятся только
после закрывающей
скобки.
уметь: правильно
расставлять знаки
препинания при
сочетании знаков
препинания.
Знать: принципы
русской пунктуации,
функции знаков
препинания
понимать: условия
выбора
определенных знаков
препинания
уметь: определять
синтаксическую
структуру
предложения,
смыслоразличительн
ую роль знаков
препинания,
взаимосвязь смысла,
интонации и
пунктуации в
предложении,
34. Повторение и
Рецептивная: просмотр
обобщение
изученного по теме
«Решение
пунктуационных
задач. Подготовка к
ЕГЭ».
презентации, рассказ
учителя, запись лекции,
видеоурок.
репродуктивная:
выполнение
тренировочных
упражнений
продуктивная
творческая:
тренировочный тест в
формате ЕГЭ. 35.
Зачетная тестовая
работа.
Рецептивная: объяснение
учителя.
репродуктивная:
самостоятельный разбор
заданий.
продуктивная
творческая: выполнение
контрольных тестовых
заданий в формате ЕГЭ.
правильно строить,
выразительно читать
и пунктуационно
грамотно оформлять
предложения.
Знать: правила
постановки всех
знаков препинания в
русском языке
понимать: условия
выбора различных
знаков препинания
уметь: правильно
решать
пунктуационные
задачи.
Литература для учащихся
1.Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация. Пособиесправочник для
старшеклассников, абитуриентов и студентов. М., 2009., 108с
2.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. –
М., 2010., 88с.
3.Богданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2012., 89с.
4.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Дидактические материалы по русскому языку к
учебнику для 1011 классов. М..2002., 66с.
5.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 1011
классы. М., 2001. 168с.
6.Войлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык. Тесты. 10 11 классы. М., 2015., 74с.
7.Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное
пособие для старшеклассников и абитуриентов. СПб., 2011., 79с.
8.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 1011 классы. М, 2016., 214с.
9.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 1011
классы: – М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2015., 48с. 10.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах. М., 2014.,176с.
11.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебникпрактикум для старших классов.
М., 2012., 212с.
12.Львова С.И. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы.
/Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых. ФИПИ.М.:, 2015., 194с.
13.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах. М., 2015.,56с.
14.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.М.,2010., 127с.
15.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и
поступающих а вузы.М.,2015., 69с
16.Схемытаблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные
материалы.М.,2014., 61с
17.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов.(любое издание)
18.Школьный словарь иностранных слов / Под ред.В.В.Иванова.4еизд.М.,1999.,259с.
19.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /сост.М.В.Панов.
М.,1984.,340с.
Литература для учителя
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., 2015., 87с
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 2010., 56с
3.Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. М., 2013., 87с
4.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. М., 2014., 91с
5.Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. М., 2015., 67с
6.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение. М.,2016., 54с
7.Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 2012., 63с
8.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 1011 классы. – Русское слово. 2015., 178с
9.Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 1011 классов ОУ. Русское слово.
2015., 75с
10.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного
курса для 1011 классов. Учитель. 2014., 46с
11.Львова С.И.Работа со схемами и таблицами по орфографии и пунктуации:
Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. М.,2011., 54с 12.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. М.,2006., 93с
13.Сборник. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ. М.,Просвещение,2014, 48с
14.Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. М., 2002.268с
15.Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. М., 2015., 75с
Электронные и цифровые пособия.
http://rusolimp.kopeisk.ru/
http://www.svetozar.ru/
Мир слова русского http://www.rusword.org
Портал видеоуроковhttp://interneturok.ru/.
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrclib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva
1/
Русское
шрифты http://character.webzone.ru
письмо:
происхождение
письменности,
рукописи,
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
Справочноинформационный портал Грамота.ру. www.gramota.ru
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Функциональный стили речи (презентации) CD (электронное приложение к газете
«Русский язык в школе» Изд. «Первое сентября» № 22/2010 г.)
Электронные пособия по русскому языку для школьников
russian.gramota.ru
http://learning
Приложение №1
Пояснительная записка
Данная разработка урока направлена на формирование умений находить
деепричастный оборот и одиночные деепричастия; правильно ставить знаки препинания
при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и
одиночными деепричастиями; умение разграничивать деепричастия от наречий; умение
находить в предложении фразеологический оборот и определять его синтаксическую
роль. Тема урока: «Запятая при обстоятельственных оборотах».
Задачи:
1)общеобразовательная: формирование умений находить деепричастный оборот и
одиночные деепричастия; правильно ставить знаки препинания при обособлении
обстоятельств,
выраженных деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями; умение разграничивать деепричастия от наречий; умение находить в
предложении фразеологический оборот и определять его синтаксическую роль.
2)развивающая: создание условий для развития коммуникативной компетенции.
3)воспитательная: эстетическое воспитание через приобщение к источнику
поэтического текста и живописи.
Оборудование: распечатанные для каждого ученика задания, репродукция картины,
ИКТ.
Технология: элементы технологии развивающего, дифференцированного обучения.
Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на
письме, синтаксическую роль деепричастий.
Уметь: находить деепричастные обороты и одиночные деепричастия, правильно
выделять знаками препинания, конструировать предложения с деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями. Разграничивать деепричастия от наречий.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Дидактическая задача: быстрое включение учащихся в деловую атмосферу, полная
готовность класса, оборудования.
II. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Дидактическая задача (актуализация опорных знаний и умений; формирование
познавательных мотивов).
Орфографический диктант (самопроверка).
Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, благословив сына, постоянно раздражаясь, не
стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду, претворив мечту в жизнь, явно
преувеличивая.
что объединяет все словосочетания? (наличие деепричастий) что мы называем деепричастием? (учащиеся дают определение деепричастия,
акцентируя внимание на том, что деепричастия обозначают добавочное действие)
что мы называем деепричастным оборотом? (деепричастие вместе с зависимыми
словами составляют деепричастный оборот)
какую синтаксическую роль выполняет деепричастие? (обстоятельство)
Синтаксический разбор предложений: (учащиеся записывают 3 предложения) на
доске.
Формулируют тему урока (записывают тему в тетрадь).
1. Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял.
2. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.
3. Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял.
Ставят перед собой задачи, которые им необходимо решить в течение всего урока:
умение находить деепричастный оборот и одиночные деепричастия; правильно
выраженных
ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств,
деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Работа с текстом (групповая форма работы). Определить место деепричастного
оборота, объяснив знаки препинания.
1. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами, дворянин повязывал на шею
галстук в виде косынки. (в начале предложения)
2. Поверх рубашки носили камзол, отводя ему роль жилета. (в конце предложения)
3.
Вовсе не застёгивали кафтан, который, прикрывая кюлоты, доходил почти до колен,
притягивая взоры золотым и серебряным шитьём и нарядными металлическими
пуговицами. (в середине предложения)
Работа со словарём. Кюлоты – короткие мужские штаны, которые надевали под
кафтан.
III . Усвоение новых знаний.
Дидактическая задача (сформированности у учащихся представления об
обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями).
анализ поэтического текста Р. Саути «Лодорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча, Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя ,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Взметаясь и пенясь, ликуя , гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
( Р.Саути «Лодорский водопад»)
Задача: указать роль деепричастий. Учащимся можно предложить закрыть глаза в то
время, когда учитель читает стихотворение (с помощью одиночных деепричастий автор
передаёт образную картину неукротимой стихии).
что представили себе после прослушанного стихотворения?
сколько предложений в стихотворении? (1)
можно ли назвать стихотворение текстом? (Да. Благодаря одиночным деепричастиям,
обозначающим добавочное действие, перед нашим взором чёткая, выразительная картина
неукротимой стихии). Вывод. Деепричастия делают стихотворение образным, выразительным,
эмоциональным. Теперь обратимся к живописи, к репродукции картины И. К.
Айвазовского «Ниагарский водопад».
Задача: используя одиночные деепричастия и деепричастные обороты, составить 23
предложения по репродукции картины.
1 группа.
2 группа.
3 группа.
4 группа.
Разбор предложений у доски (Объяснение нового материала)
1.Трудную задачу он решил шутя. (наречие)
2. Шутя с братом, он строил ему рожицы. (обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом).
3. Он работал засучив рукава. (фразеологический оборот)
IV. Первичная проверка.
Дидактическая задача (установить осознанность усвоения нового материала,
выделить главное, общение).
Работа с учебником (тренировочные упр.)
V. Закрепление знаний.
Дидактическая задача (организация деятельности учащегося по применению
изученных знаний).
Задача: умение применять новые знания.
Тест.
Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными
деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
1.Туман, редея, ползёт вверх.
2. Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.
3. Читать лёжа вредно.
4. Счастливый путь! С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя. ( А.
Пушкин).
5. Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь.
Ответы: 1, 2, 5
VI. Подведение итогов урока. Что повторили? (синтаксическую роль деепричастий, роль деепричастий в тексте) Что
узнали нового? (деепричастия делают стихотворение образным, выразительным,
эмоциональным, значение слова кюлоты)
Что показалось вам наиболее интересным на уроке? (благодаря одиночным
деепричастиям, обозначающим добавочное действие, перед взором предстала чёткая,
выразительная картина неукротимой стихии).
VII. Информация о домашнем задании.
Дидактическая задача: сформировать домашнее задание, предусмотрев связь с
последующей темой. Учащимся предложено дифференцированное домашнее задание:
1. Составить текстописание известной картины В. М. Васнецова «Богатыри» с
помощью следующих деепричастных оборотов:
• всматриваясь в картину
• символизируя смелость и отвагу
• напряжённо вглядываясь
• высоко поднимая сорокапудовую палицу
• готовясь вступить в смертельную схватку
• внушая страх противнику
• спокойно наклонив голову
• почуяв врага
• лукаво улыбаясь
• поражая находчивостью
• держа в правой руке гусли
• не боясь вражеских полчищ
• как будто возвышаясь над землёй
• мужественно защищая своё Отечество
2. Выписать из художественной литературы 78 предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями, наречиями и фразеологическими оборотами, произвести синтаксический
разбор).
3. Упражнение №335 стр. 148.
Список использованной литературы 1.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные
материалы. М.: Просвещение, 1995.287с.
2 Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII—VIII классы): Пособие
для учителей. М.: Просвещение, 1979. 224 с.
3.Пронина Е.П. Структурирование теоретических знаний учащихся по русскому
языку (59 классы): Учебное пособие. Самара: Самарский государственный пед. институт
им. В.В. Куйбышева. 1992. с. 3738.
4.Солганик Г.Я. Стилистические ресурсы языка //Культура русской речи:
Энциклопедический словарьсправочник. /Под ред. Л. Ю. Иванова и др. М.: Флинта: Наука,
2003. с. 689—690.
Приложение №2
Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация»
Вариант 1.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
1) забил гвоздь
2) лампа горит
3) сахарный песок
4) связь слов
А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении.
Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды.
1) закрыли звезды
2) тучи сдвинулись и закрыли звезды
3) тучи сдвинулись и закрыли
4) тучи сдвинулись
А3. В каком предложении есть дополнение?
1) Утро застало нас в пути.
2) Глухой кашель послышался за стенкой.
3) Мы не успели засветло выйти на тропу.
4) Внезапно поднялся сильный ветер.
А4. Какое предложение простое?
1) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.
2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни. 3) Трамвай показался изза угла, медленно пересёк проспект и остановился.
4) Где начинается вспашка, там появляются зяблики.
А5. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?
1) Лебедь рвётся в облака Рак пятится назад а Щука тянет в воду.
2) Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
3) А Балда над морем опять шумит да чертям веревкой грозит.
4) Как наешься ты своей полбы соберика с чертей оброк мне полный
А6. В каком предложении нет обращения?
1) Ребята, вероятно, уже все в сборе?
2) Взвейтесь кострами, синие ночи!
3) Ты, видимо, меня не услышал.
4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.
А7. В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?
1) Метеорологи прогнозируют___ низкое давление, снег.
2) В дворовой футбольной команде я побывал в ролях___ защитника, нападающего,
вратаря.
3) Из кармана посыпались монеты___ рубли, пятаки.
4) Рабочие сменили___ батареи, трубы, сантехнику.
А8. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В первую ночь отправился в дозор старший брат..
В1. Составьте схему сложного предложения.
Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.
B2. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!
В3. Напишите, какова роль определений в речи. (Ответ должен быть полным).
С1. Напишите небольшое письмо другу о том, как вы ходили в театр (на выставку, в
цирк).
Вариант 2.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
1) около школы
2) старинная книга
3) помощь друга
4) нашёл гриб А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении.
Грохот грома раздавался непрерывно и сливался в один сплошной гул.
1) грохот раздавался
2) сливался гул
3) грохот раздавался и сливался гул
4) грохот раздавался и сливался
А3. В каком предложении нет обстоятельства?
1) Огромный беркут расправил мощные крылья.
2) Хозяин заварил чай, позвал гостей к столу.
3) Косой дождь сильно бил в оконные стёкла.
4) Ветер закрутился в верхушках деревьев.
А4. Какое предложение простое?
1) Когда приходит весна, приходит и радость.
2) От Главною хребта на запад, на юг и на восток отходит ещё много небольших, довольно
высоких хребтов.
3) Мы решили, что гроза уже миновала.
4) Хлопнула калитка, и послышались голоса.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1) Вы, конечно, знаете таблицу умножения.
2) Умчи меня олень, в свою страну оленью!
3) Возможно Мишка просто не хотел идти в школу.
4) Бабушка расскажи мне сказку.
А6. В каком предложении нет обращения?
1) Вы, наверное, очень устали с дороги?
2) Здравствуй, дорогая бабушка!
3) Играйте же, дети!
4) Что ты, мой конь, споткнулся?
А7. В каком предложении на месте пропуска надо поставить двоеточие?
1) В коробке оказались___ какието проводки, гвозди, гайки.
2) Катится клубочек___ по высоким горам, по темным лесам, по зеленым лугам.
3) Крылов любил___ бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади.
4) Героя выручали помощники___ медведь, щука, заяц.
А8 . Сделайте синтаксический разбор предложения. Электронное письмо мгновенно дошло до адресата.
В1. Из данного предложения выпишите подлежащее.
Сплошная завеса шторма временами скрывает море.
B2. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.
В3. Что такое подлежащее. Дайте определение.
С1. Напишите небольшое письмо другу о том, как вы провели выходной день.
Список использованной литературы
1. Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. М., 2015., 67с.
2.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. М., 2014., 91с
3.Львова С.И.Работа со схемами и таблицами по орфографии и пунктуации: Методические
рекомендации к комплекту наглядных пособий. М.,2011., 54с
4.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах. М., 2015.,56с.
5.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.М.,2010., 127с.
6.Схемытаблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.
М.,2014., 61с.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА «Решение пунктуационных задач»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.