Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
8 кл
18.12.2018
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"
Представленный материал является разработкой рабочей программы элективного курса по русскому языку в 8 классе по разделу "Синтаксис". Состоит из 34 часов, в неделю проводится 1 раз. Занятия элективного курса является ранней подготовкой к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Всемогущий и занимательный синтаксис 8 класс.docx
Министерство образования Республики Саха (Якутия) МБУ Управление образования Усть ­Янского района МБОУ «Хайырская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Барабанского» «Утверждаю»                                                                                                                                                       «Утверждаю» Председатель экспертного                                                                                                                                  Председатель экспертного Совета МБОУ «Хайырская СОШ им. В. И. Барабанского»                                                                            Совета МБУ УРУО _______________ /Махатырова К. В/                                                                                                                  _________________ /                            / _________________ 2018 г.                                                                                                                                 _________________ 2018 г.  Рабочая программа элективного курса  «Всемогущий и занимательный синтаксис» для 8 класса Составитель: Готовцева Алёна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хайырская СОШ». Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса МБОУ «Хайырская СОШ» разработана на основе: с. Хайыр – 2018 г.  Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» (№ 273­ФЗ от 29.12.2012);  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»– новая модель современного школьного курса для  обучающихся 8 классов.    Место элективного курса в учебном плане МБОУ «Хайырская СОШ» – 1 раз в неделю. Курс состоит из 34 часов в год. Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» включает в себя:  • теоретический материал; • вопросы и задания практического характера; • вопросы и задания занимательного характера. Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника; повторение и обобщение ЗУН по синтаксису русского языка.  Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы: –  при изучении главных членов предложения  – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико­стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного); –  при изучении второстепенных членов предложения  – усвоить синтаксические отношения  между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;  –  при изучении  односоставных предложений  –   определять   структурно­семантические   различия   односоставных   и   двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;  –  при   изучении   однородных   членов   предложения  –  усиливать   выразительность   высказываний   эмоционально­экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно; – при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков; – при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным; –  при изучении  обособленных членов предложения  –  выявлять   особую  выразительность  обособленных   второстепенных   членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции; –  при изучении сложных предложений  – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания. В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач: – обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне; – развитие интонационно выразительной речи; – активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи; – проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости); – самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера; – развитие логического и абстрактного мышления. Использование   системы   упражнений   и   заданий   этого   курса   позволяет   не   только   расширить,   но   и   углубить   знания   учащихся   об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи. Предложенная   система   упражнений   предусматривает   последовательное   нарастание   трудностей   в   заданиях   и   повышение   роли самостоятельности учащихся.  Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.  Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических  и практических   вопросов.   Предложенный   материал   может   служить   и   образцом,   по   которому   учитель   создаст   свой,   то   есть   выберет   из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.  Планируемые результаты элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» Рабочая программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты  Осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности;  Осознание себя как языковой личности;  Понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности   к   самообразованию   от   уровня   владения   русским   языком;   роли   родного   языка   для   самореализации,   самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;  Представление   о   речевом   идеале;   стремление   к   речевому   самосовершенствованию;   способность   анализировать   и   оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;  Увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметные результаты  Владение   всеми   видами   речевой   деятельности   в   разных   коммуникативных   условиях;   разными   видами   чтения   и   аудирования; способностью   адекватно   понять   прочитанное   или   прослушанное   высказывание   и   передать   его   содержание   в   соответствии   с коммуникативной   задачей;   умениями   и   навыками   работы   с   научным   текстом,   с   различными   источниками   научно­технической информации;   умениями   выступать   перед   аудиторией   свободно   и   правильно   излагая   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме; умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы,   обосновывать   собственную   позицию,   договариваться   и   приходить   к   общему   решению;   осуществлять   коммуникативную рефлексию;  Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; Предметные результаты  Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  Владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение.  Адекватное понимание устной и письменной информации;  Способность   извлекать   необходимую   информацию   из   различных   источников:   учебно­научных   текстов,   СМИ,   официально­ деловых текстов, справочной литературы;  Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка. Содержание элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» Раздел I. О словах и их сочетаниях (3 ч.). Введение. Всемогущий синтаксис. Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. Слова. Сочетания слов. Словосочетания.  Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч.). Согласование. Управление. Примыкание. Основные виды подчинения. Раздел   III.   Простое   предложение   (15   ч.).  Типы   предложений.   Общие   сведения.   Подлежащее   и   сказуемое.   Согласование сказуемого с подлежащим. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Синонимия односоставных   предложений.   Неполные   предложения.   Коммуникативная   целесообразность   использования   неполных   предложений. Однородные   члены   предложения   и   их   добрососедские   отношения.   Обособление   второстепенных   членов   предложения.   Слова,   не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения). Раздел IV. Сложные предложения (4 ч.).  Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов. Простое предложение. Раздел V. Пунктуация (7ч.).  Немного  о  пунктуации.   Трудные   случаи   пунктуации.   Все  о  предложении…  (или  почти  все). Лингвистическая игра «Это непростое простое предложение». Обобщение знаний по разделу «Пунктуация». Контрольная работа по разделу «Всемогущий и занимательный синтаксис».  Учебно­тематическое планирование элективного курса     № Перечень разделов Кол­во часов 1. 2. 3. 4. 5. О словах и их сочетаниях  Основные виды подчинения  Простое предложение  Сложные предложения  Пунктуация  Итого 3 ч. 5 ч. 15 ч. 4 ч. 7 ч. 34 ч. Критерии оценивания результатов обучающихся при освоении программного материала элективного курса  Всемогущий и занимательный синтаксис» Личностные результаты Цель:  оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения программы элективного курса. Формы фиксации: лист наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся и диагностическая тетрадь учителя; Цель:  оценка   сформированности   регулятивных,   познвательных   и   коммуникативных   УУД   на   данном   этапе   обучения   в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения программы элективного курса. Формы фиксации: лист наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД и диагностическая тетрадь учителя. Метапредметные результаты Цель: Оценка освоения программного материала элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис». Формы фиксации: оценочные листы с уровнем усвоения программного материала.  Предметные результаты Структура оценочного листа предметных результатов обучающихся Низкий уровень (незачет) Не достигнут необходимый уровень! (незачет) Необходимый уровень – «хорошо ». (зачет) Необходимый уровень – «отлично ». (зачет) Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету Отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях. Хороший уровень знаний, правильное выполнение заданий, гле требовались отработанные умения и усвоенные знания. Отличный уровень знаний, правильное решение заданий усложненноего характера, где требовалось применить новые , получаемые в данный момент знания.  Максимальный уровень Правильное решение заданий на неизученный материал, потребовавшей (зачет) самостоятельно добытых знаний. Календарно ­  тематическое планирование элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» № 1. 2. Название тем курса Формы и методы обучения Кол­во часов Раздел I. О словах и их сочетаниях (3 ч) Форма контроля Примечание Введение. Всемогущий синтаксис. Интонация, логическое ударение, 1 1 Практическая работа. Устный опрос. Составление предложений. Работа со словарем. Беседа. Практическая работа. Нахождение паузы, порядок слов. алгоритма «восстановления строки». 3. Слова. Сочетания слов. 1 Сообщения обучающихся. Индивидуальная Словосочетания. Практическая работа. работа. Составление рассказа. 4. 5. 6. Согласование. Управление. Примыкание. 7­8.  Основные виды подчинения. Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч) 1 1 1 2 Сообщения обучающихся. Словарная работа. Графическое обозначение связи. Конструирование Практическая работа. Беседа с привлечением сообщений обучающихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.  Беседа. Сообщения обучающихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа предложений. Анализ словосочетаний. Работа с текстом. Семинар. Работа в группах. Практическая работа. Решение задач на лингвистическую тему. Раздел III. Простое предложение (15 ч) 9. Типы предложений. Общие сведения. 1 Сообщения обучающихся. Составление таблицы. Беседа. Сочинение­ миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами. 10­11. 12. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. 13­14. Подлежащее и сказуемое. 15­16. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Синонимия односоставных 2 1 2 2 Беседа. Практическая работа. Рассказ о спорте. Составление вопросов и заданий к Изложение. теме. Лекция. Беседа. Сообщения Синтаксический обучающихся. Работа с картинками. анализ предложений. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной Игра «Будь внимателен!». литературы. Семинар. Работа в группах по Письменный ответ на заданной программе. вопрос. Практикум. Сообщения обучающихся с использованием Дополни ответ товарища… Игра предложений. специально подобранного «Свое предложение». материала. Рассказ «Кто лучше?». 17. Неполные предложения. 1 Сообщения обучающихся. Устный опрос. Коммуникативная целесообразность Наблюдение текста художественной Работа с текстом. использования неполных предложений. литературы с последующими выводами. 18­19. Однородные члены предложения и их 2 Практикум. Беседа. добрососедские отношения. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах. Сказка или рассказ «Животные нашего села», «Друзья и враги леса». 20­21. Обособление второстепенных членов 2 Практикум. Беседа. Составление памятки предложения. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со «Условия обособления». словарем. 22­23. Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения). 2 Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать». Раздел IV. Сложные предложения (4 ч)  Конструирование предложений. Взаимопроверка и взаимоконтроль. 24­25. Виды сложных предложений. 2 Своеобразие их семантики, структуры Сообщения обучающихся. Составление таблицы «Виды Рассказ на лингвистическую и функций. Синонимия предложений сложных предложений». тему. Взаимопроверка разных видов. Редактирование стилистических и взаимоконтроль. текстов. 26­27. Простое предложение. 2 Урок­игра. Синтаксическое лото. Игра «Все о простом Работа в группах. Подготовка предложении». карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц. Раздел V. Пунктуация (7ч) 1 2 1 2 1 Семинар. Работа с учебниками Рекомендации разных программ. Составление вопросов для устного журнала. «Положительные и отрицательные стороны данного учебника». Сообщения обучающихся. Устный Игровой рассказ. журнал. Урок­игра. Практическая работа. Практическая работа. Синтаксический и Игра «Это непростое предложение». Индивидуальные задания. Индивидуальные задания. Работа с 28. Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации. 29­30. Все о предложении… (или почти все). 31. Лингвистическая игра «Это непростое 32­33. 34. простое предложение». Обобщение знаний по разделу «Пунктуация». Контрольная работа по разделу «Всемогущий и занимательный синтаксис». пунктуационный анализ текста. текстом. 1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001. 2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учебник М.: Агар, 2000. 416 с. Литература для учителя 3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. ­ Ростов­н/Д.: Феникс, 2006. 4. Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Ладыженской Т. А). Изд­во «Экзамен»., 2010. 5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с. 6. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001. 7. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 8 класс.­ М. Просвещение, 2004. 8. Кострикина А. П. Главные члены двусоставного предложения в современном русском языке. Учебно­методическое пособие. – Омск: ООО Издательский дом «Наука»,  2004. – 64 с. 9. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 8 класс­ М.: Просвещение, 2006. 10. Постников И.И., Зинченко Т. Н. И др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985. 11. Пучкова Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс.­ М. «Интеллект­центр », 2004. 12. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М., Издательство «Высшая школа», 1991 г. 560 с. 13. Селеменева О. А. Лабораторные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. – 154 с. 14. Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку (к учебнику Юаранова М. Т. И др. “Русский язык. 8 класс”) – М.: Издательство «Экзамен»., 2010.  Литература для обучающихся 1. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. – М.. Прсвещение, 2014. 2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горш¬ков. ­ М: Дрофа, 2002. 3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976. 4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4. 5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991. 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992. 7. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. 8 класс.­ М.: Искатель, 1996. 8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 8 класс – М.: Просвещение, 2014 г. 9. Шипицина Г. М., Петровская С. С., Русский язык. Дидактические материалы. 8­11 классы. – М., «Дрофа»., 2002.  Мультимедийное пособие. Средства обучения ­ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010. Полезные ссылки в сети Интернет  «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).  «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).  Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).  Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)  Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).  Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе "Всемогущий и занимательный синтаксис"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018