Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика
8 кл—9 кл
22.01.2017
Рабочая программа элективного курса «Тождественные преобразования выражений» для 8 - 9 класса разработана на основе программы элективного курса «Тождественные преобразования выражений» авторов М . В. Шабанова, О . Л.Безумова, С . Н. Котова, Е . З. Минькина, И. Н. Попова.
ЭК 8.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Тождественные преобразования
выражений» для 89 класса МБОУ «Афанасовская СОШ» разработана на основе
программы элективного курса «Тождественные преобразования выражений»
авторов М.В. Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н. Котова, Е.З. Минькина, И.Н. Попова.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в год (1 час в неделю). Так
как авторская программа рассчитана на 26 учебных часов в год, то распределение
учебного времени на изучение некоторых тем было увеличено следующим
образом.
Тема
Колво
часов по
авторской
программе
Колво
часов по
рабочей
программе
Числовые множества
Тождественное равенство выражений с переменными
Применение тождественных преобразований к
решению задач на вычисление значений выражения
Числовые неравенства и их свойства
Тождественное неравенство выражений
Итоговая контрольная работа
2
4
12
2
4
2
3
5
14
4
7
1
Преподавание курса осуществляется по учебному пособию Тождественные
преобразования выражений. Математика. 89 кл. : учебное пособие /
М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др. М. : Дрофа, 2008. – 77, [3] с.
(Элективные курсы).
Изучение вопросов, связанных с тождественными преобразованиями выражений,
в школьном курсе алгебры имеет целью формирование устойчивых умений и
навыков их выполнения. Данный курс имеет иную цель — формирование
способности учащихся рационально использовать эти умения и навыки.
Достижение этой цели осуществляется за счет:
•
включения тождественных преобразований в контекст деятельности по
решению задач на: нахождение значения выражения, исследование свойств
выражения, сравнение нескольких выражений;
• корректировки представлений учащихся о содержании основных понятий,
относящихся к этим видам задач;
• формирования у учащихся знаний о методах и приемах решения этих
задач, способах контроля правильности их решения.
Поставленная перед курсом цель определяет также и характер учебного
взаимодействия учителя и учащихся. Учитель должен не столько
1 демонстрировать учащимся наиболее рациональный способ решения
задач, сколько побуждать учащихся к его самостоятельному поиску
с последующим обсуждением результатов реализации предложений,
высказанных учащимися. Необходимым условием реализации целей и задач
элективного курса является использование в ходе проведения занятий новых,
активных, форм работы наряду с традиционными (использование технологии
проблемного обучения, коллективного способа обучения, развивающего обучения
с направленностью на развитие творческих качеств личности, уровневой
дифференциации, саморазвивающего обучения).
Инструментарий для оценивания результатов – тестирование учащихся,
практические работы, задания для выявления операционных умений после
изучения каждой ключевой темы и итоговая контрольная работа. Таким образом,
программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и
итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент
процесса обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения этого курса учащиеся
должны знать:
определение и свойства степени с целым показателем,
формулы сокращенного умножения,
определение и свойства арифметического квадратного корня,
определение модуля числа,
методы разложения многочленов на множители,
правила арифметических действий с рациональными дробями;
должны уметь:
применять эти знания для преобразования рациональных выражений и выражений,
содержащих арифметические квадратные корни.
2 Содержание программы курса
1. Числовые множества
Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы
задания числовых множеств. Способы изображения числовых множеств.
Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств.
2. Тождественное равенство выражений с переменными
Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ,
множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений
на множестве. Методы доказательства и опровержения тождественного равенства.
Виды тождественных преобразований и условия их применимости.
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на
вычисление значений выражения
3.1.
Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства
целых, дробнорациональных и иррациональных выражений разными методами.
3.2.
Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте.
Стандартная форма выражений различных видов.
Понятие приближенного
точного и вычисления значения выражения. Упрощение выражений на множестве.
Приведение многочленов к указанному виду.
3.3.
Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена.
Разложение многочлена на множители. Понятие приводимости. Корни
многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера.
3.4. Композиция выражений. Понятие композиции выражений. Структура и
роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. Условия
применимости и неприменимости метода замены переменной.
4. Числовые неравенства и их свойства
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных
чисел. Свойства числовых неравенств. Доказательство числовых неравенств по
определению. Доказательство неравенств с использованием их свойств. Опорные
неравенства. Метод сведения к опорному неравенству
5. Тождественное неравенство выражений
Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной
переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного
равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного
равенства, неравенства выражений. Оценки выражений и их виды. Методы решения
задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств
3 6. Итоговая контрольная работа
Проверка умений, связанных с нахождением корней многочлена, оценкой выражения,
доказательством тождественного неравенства выражений на множестве. Проверка
знания тождественных преобразований, стандартного вида выражений и умений
применять знания для проверки правильности решения задач
4 Календарнотематическое планирование
Тема занятия
Подготовка
к ГИА
Дата
провед.
План
.
Фак
т.
1. Числовые множества 3часа
Понятие числового множества. Способы
задания и изображения числовых множеств.
Характеристическое свойство
Объединение и пересечение множеств.
Отношения равенства и включения числовых
множеств
3., С1, С2
3., С3
3., С5
2. Тождественное равенство выражений с переменными 5 часов
№
п/
п
1
2
3
4
5
Выражение с переменными и связанные с
ним числовые множества (ОДЗ, множество
значений выражения).
Понятие тождественного равенства
выражений на множестве.
6 Методы доказательства и опровержения
7
8
тождественного равенства.
Виды тождественных преобразований и
условия их применимости
Виды тождественных преобразований и
условия их применимости
2., тест 1,
демонстр.
Вариант
ГИА2015
5., варианты
58,
задания№1
3., С24, №4
3., С26, №4
6
3., С28, №5
7
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на
вычисление значений выражения 14 часов
9
10
Доказательство тождеств.
Доказательство тождественного равенства
целых, дробнорациональных и
иррациональных выражений разными
методами.
6., С4, №2,4
6., С4, №56
5 11 Упрощение выражений.
12
Сравнимость выражений по простоте.
Стандартная форма выражений различных
видов.
13 Понятие приближенного вычисления
значения выражения.
14 Упрощение выражений на множестве.
15 Приведение многочленов к указанному виду.
16 Понятие многочлена с одной переменной.
Стандартный вид многочлена.
17
Разложение многочлена на множители
18 Понятие приводимости
19
Корни многочлена, теоремы о корнях.
Схема Горнера.
20
21
Композиция выражений. Понятие
композиции выражений.
Структура и роль метода замены переменной
в решении вычислительных задач.
22 Условия применимости и неприменимости
метода замены переменной
4. Числовые неравенства и их свойства 4 часа
23 Отношение «больше» («меньше», «равно») на
множестве действительных чисел. Свойства
числовых неравенств.
24 Отношение «больше» («меньше», «равно»)
на множестве действительных чисел.
Свойства числовых неравенств.
6., С5, №13
3., С27, №3
6
2., тест 7
6., С7,
подготовит.
вариант
5., варианты
911, №19,
22
5., варианты
911, №19,
22
5., варианты
1215, №17,
22
3., С23,
№5,6
Решение
уравнений с
использовани
ем схемы
Горнера
6., С7,
вариант 3
5., КИМ
2014, №1, 3
5., КИМ
2015, №26
6., С18,
подготовит.
вариант
6., С18,
вариант 1
6 25
Доказательство числовых неравенств по
определению, с использованием их свойств.
26 Опорные неравенства. Метод сведения к
опорному неравенству
6., С18,
вариант 2
6., С19,
подготовит.
вариант
5. Тождественное неравенство выражений 7 часов
27 Понятие тождественного равенства и
2., тест 25
28
неравенства выражений с одной переменной
на множестве.
Задачи на доказательство справедливости
тождественного равенства и неравенства, на
нахождение множества (области)
тождественного равенства, неравенства
выражений.
29 Задачи на доказательство справедливости
тождественного равенства и неравенства, на
нахождение множества (области) тождествен
ного равенства, неравенства выражений.
30 Оценки выражений и их виды.
31 Методы решения задач: по определению,
сведение к опорному, использование свойств
неравенств.
32 Методы решения задач: по определению,
сведение к опорному, использование свойств
неравенств.
33 Методы решения задач: по определению,
сведение к опорному, использование свойств
неравенств.
34 Итоговая контрольная работа/защита
учебных проектов.
35 Итоговая контрольная работа/защита
учебных проектов.
5, варианты
16,17, №20,
22
5., КИМ
2014, №20
5., КИМ
2014, №11,
22
6., С19,
вариант 1,
задания 14
6., С19,
вариант 3
5., КИМ
2014, №20
3., С60
7 Формы и средства контроля
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства контроля:
устный опрос;
тестирование;
самостоятельные работы;
задания на выявление операционных умений.
Для проведения самостоятельных работ и итоговой контрольной работы
используется учебное пособие «Тождественные преобразования выражений.
Математика. 89 кл.: учебное пособие / М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова
и др. М.: Дрофа, 2008. – 77, [3] с. (Элективные курсы)»
Задания для работ по темам
Литература
Тождественное равенство выражений с
переменными
Применение тождественных преобразований к
решению задач на вычисление значений
выражения
Упрощение выражений
Приведение многочленов к указанному виду
Композиция выражений
Числовые неравенства и их свойства
Тождественное неравенство выражений
Итоговая контрольная работа
Тождественные
преобразования
выражений.
Математика. 89 кл. :
учебное пособие /
М.В.Шабанова,
О.Л.Безумова,
С.Н.Котова и др. М. :
Дрофа, 2008. – 77, [3] с.
(Элективные курсы)
Стр.
2122
2829
3334
3940
4647
5253
62
6364
Критерии оценки выполнения итоговой контрольной работы
Диагностические функции
заданий
1. Проверка готовности к
алгоритмической деятельности в
процессе решения задач на
нахождение значений выражений
(понимание цели деятельности,
выбор программы действий
соответствующей цели и предмету
деятельности, знание алгоритмов,
Оценка
Критерии оценки
«5»
Правильное выполнение всех
заданий. Допускается (и/или):
нерациональность решения в
задании 1; неумение изменить
программу действий для завершения
решения задачи 3 (при условии
осознания необходимости этих
действий); идея решения задачи 4
8 выбор наиболее рационального из
них)
2. Проверка готовности к
самоконтролю и самокоррекции в
процессе решения задач на
преобразование выражений
(контроль правильности и
целесообразности действий, выбор
направления и способа
корректировки)
3. Проверка готовности к
самоконтролю и самокоррекции в
процессе решения задач на оценку
выражения (правильность выбора и
использования свойств неравенств,
знание вида полученной оценки
(точная или грубая), способность к
изменению программы действий
4. Проверка готовности к
сознательному выбору метода
решения задачи на доказательство
тождественного неравен ства.
Проверка готовности к
алгоритмической деятельности при
решении задач, требующих
нахождения ОДЗ (понимание цели
деятельности, знание условий,
определяющих границы ОДЗ
иррациональных и дробных
выражений)
«4»
«3»
«2»
найдена, но до конца не реализована
Решение задач 1—3. Допускается
кроме выше перечисленного
(и/или): незавершенность решения
задачи 2 при условии обнаружения
ошибки, наличие негрубых вычисли
тельных ошибок, приводящих к
неверному ответу
Решение задачи 1 , первой части
задачи 2, первой части задачи 3.
Допускается кроме выше
перечисленного(и/или): нахождение
не всех корней многочлена в задаче
1 при условии наличия в описании
решения свидетельств о знании
общего алгоритма их нахождения;
некорректность речевого
оформления названий
преобразований в задаче 2
Решение лишь одной задачи и (или)
наличие ошибок,
свидетельствующих о незнании
теоретических основ решения задач
темы
«1»
Во всех остальных случаях
9 Перечень учебнометодических средств обучения
Литература для учителя
1. М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др. Тождественные
преобразования выражений. Математика. 89 кл. : учебное пособие.
Элективные курсы М. : Дрофа, 2008
2. В.В. Черноруцкий Контрольноизмерительные материалы. Алгебра: 8 класс.
– М.: ВАКО, 2012
3. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8
класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006
4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и
контрольных работ по алгебре для 8 класса. – М.: Илекса, Харьков:
Гимназия, 2008. – 128 с.
5. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухов. Математика 9 класс. Подготовка к ГИА
2013
6. И.Е.Феоктистов. Алгебра 8. Дидактические материалы. Методические
рекомендации. . – М.: Мнемозина, 2013
Литература для учащихся
М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др. Тождественные преобразования
выражений. Математика. 89 кл. : учебное пособие. Элективные курсы М. :
Дрофа, 2008
Электронные ресурсы
1. http://wwwformula.ru/ Формулы школьной математики.
2. http://www.terver.ru/ Школьная математика. Справочник;
3. http://www.itn.ru/ Сеть творческих учителей;
4. http://www.math.ru/ Интернетподдержка учителей математики;
5. http://www.proshkolu.ru/ Бесплатный школьный портал. Все школы
России.
6. bymath.net – «Вся элементарная математика»
7.
8. shevkin.ru проект «Математика. Школа. Будущее»
fmclass.ru Образовательный портал «Физмат класс»
10 9. http://www.uchportal.ru на сайте представлены материалы для учителей,
методические копилки разработки педагогов и учащихся
10. http://shimrg.rusedu.net/category/646/1580 на сайте размещены учебники,
практикумы, презентации к урокам, тематические планирование по
предметам, конспекты уроков
11. http://festival.1september.ru/фестиваль педагогических идей
12. http://allmath.ru/ математический портал
13. http://schoolcollection.edu.ru единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
11
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Рабочая программа элективного курса "Тождественные преобразования" 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.