РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
4 кл
14.11.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе
Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е. Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. - 192 с. — (Начальная школа XXI века). Программа расчитана на 34 ч.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе
факультатив 4 класс РП.docx
АНОО «Православная классическая гимназия святителя Филарета Московского» «УТВЕРЖДАЮ»: Директор АНОО  «Православная классическая гимназия  святителя Филарета Московского» _______________ / А.А. Киселева / Приказ № _________от « 01 » сентября 2018   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе на 2018­2019 учебный год Количество часов по программе в неделю 34 1 Составитель: Чугунова Е.Г.  учитель математики 2018 год Рабочая программа факультатива «Занимательная математика» Пояснительная записка     Программа составлена на основе программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой  (Сборник программ внеурочной деятельности : 1­  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —  М. : Вентана­Граф, 2013. ­ 192 с. — (Начальная школа XXI века).  Планируемые результаты освоения программы к концу 4­го года обучения Выпускник научится: • называть и записывать любое натуральное число до 1 000 000 включительно; • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и  записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =); • сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью  соответствующих знаков (>, <, =); • устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность; • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих  действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел; • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе  законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел; • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок; • выполнять изученные действия с величинами; • решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и  результатом действий; • определять вид многоугольника; • определять вид треугольника; • изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их; • изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их; • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника; • вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы; • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники; • распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела  вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах; • решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема  (вместимости)); • измерять вместимость в литрах; • выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или  см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3); • распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи; • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи; • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; • записывать решение задачи по действиям и одним выражением; • различать рациональный и нерациональный способы решения задачи; • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и  с помощью калькулятора; • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между  продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений); • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном  направлении и в противоположных направлениях); • решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов; • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении  работ; • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей); • вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением  необходимых измерений; • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость  жидкостей или сыпучих тел; • понимать и использовать особенности построения системы мер времени; • решать отдельные комбинаторные и логические задачи; • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий; • читать простейшие круговые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа; • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с  помощью соответствующих знаков (>, <, =); • сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью  соответствующих знаков (>, <, =); • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств; • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира; • измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или  см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3); • понимать связь вместимости и объема; • понимать связь между литром и килограммом; • понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления; • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей); • вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя  соответствующие формулы; • находить рациональный способ решения задачи (где это возможно); • решать задачи с помощью уравнений; • видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса  работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей; • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной  совокупности; • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей; • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы; • строить простейшие круговые диаграммы; • понимать смысл термина «алгоритм»; • осуществлять построчную запись алгоритма; • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок­схемы. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника,  обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить  более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может  помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и  эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных  действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для  формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных  умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и  использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с  оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской  деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в  своих силах. Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса  к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,  догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может  быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,  которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика факультатива. «Занимательная математика» входит во внеурочную  деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа  предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько  математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что  способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить  самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию  сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть  сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе  этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,  задумываться, стараться самому находить выход­ответ. Факультатив «Занимательная  математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому  предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает  умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры,  последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что  приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на  листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.  Во время занятий важно  поддерживать прямое общение между детьми  (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип  свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава.  Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением  занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Всего 32 занятия.  По учебному  плану в 4 классе 34 часа. Содержание факультатива отвечает требованию к организации  внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся  дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные  познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация,  занимательные математические факты, способные дать простор воображению. («Центры» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на  компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют  самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит из одного «центра»деятельности в  другой.) Ценностными ориентирами содержания факультатива являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; —   формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить   простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; —формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   программы факультатива.  Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: —   развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении   разнообразных   заданий проблемного и эвристического характера; —   развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремлённости,   умения   преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное   число,   и   др.   Поиск   нескольких   решений.   Восстановление   примеров:   поиск   цифры, которая   скрыта.   Последовательное   выполнение   арифметических   действий:   отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра­соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма  больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,  «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,  «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; —  игры  с  набором  «Карточки­считалочки»   (сорбонки)  —  двусторонние   карточки:   на  одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики­нолики», «Крестики­нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,  конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и  конструирование». Универсальные учебные действия: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; —   включаться   в   групповую   работу,   участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; —   аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные   мнения,   использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата  с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными,   с   избыточным   составом   условия.   Последовательность   шагов   (алгоритм)   решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств   для   моделирования   ситуаций,   описанных   в   задачах.   Задачи,   решаемые   способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково­ символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут  передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1  → 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному  маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного  маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах.  Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной  фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным  контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и  зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной  фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.  Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение)  окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.  Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма  шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,  параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по  выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: —моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; Универсальные учебные действия: — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1  → 1  ↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать   расположение   деталей   (танов,   треугольников,   уголков,   спичек)   в   исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять   закономерности   в   расположении   деталей;   составлять   детали   в   соответствии   с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Класс Темы  Всего часов Количество часов Количество аудиторных часов Количество внеаудиторных часов 4 класс Числа.   Арифметические   действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика 16 12 6 Итого: 34 8 6 3 17 8 6 3 17                                                                        4 класс Дат № Тема Тематическое планирование Коли чест во Дата планир уемая а факт ическ ая Мир   занимательных задач Интеллектуальная разминка Числа. Арифметические действия. Величины. Числа­великаны Мир занимательных задач Мир   занимательных задач Кто что увидит?   Числа. Арифметические действия. Величины. Римские цифры Числовые головоломки Мир занимательных задач Секреты задач 1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  часов 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 Содержание Оборудова ние урока олимпиадных   Решение международного «Кенгуру».   задач конкурса   Как велик миллион? Что такое гугол? Задачи   со   многими   возможными решениями.   Задачи   с   недостающими данными,   с   избыточным   составом условия.   Задачи   на   доказательство: найти   цифровое   значение   букв   в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Задачи   и   задания   на   развитие пространственных представлений. Занимательные   задания   с   римскими цифрами. Решение   и   составление   ребусов, содержащих   числа.   Заполнение числового   кроссворда   (судоку, какуро). Задачи   в   стихах   повышенной сложности:   «Начнём   с   хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). 1 1 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 8. 9.  10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. В царстве смекалки Математический марафон Геометрическая мозаика   конструктор «Спичечный» «Спичечный» конструктор Числа. Арифметические действия. Величины. Выбери маршрут   Интеллектуальная разминка Математические фокусы Геометрическая мозаика Занимательное моделирование Моделирование геометрических фигур.  Объёмные   фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.    Числа. Сбор информации и выпуск  математической газеты (работа в  группах).  Газеты журналы Решение задач международного  конкурса «Кенгуру».  Спички, палочки. Построение конструкции по  заданному образцу. Перекладывание  нескольких спичек в соответствии с  условиями. Проверка выполненной   работы. Единица длины километр.  Составление карты путешествия: на  определённом транспорте по  выбранному маршруту. Определяем  расстояния между городами и  сёлами. Работа в «центрах» деятельности:  конструкторы, электронные  математические игры (работа на  компьютере), математические  головоломки, занимательные задачи. «Открой» способ быстрого поиска  суммы. Как сложить несколько чисел последовательных натурального ряда?  Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.   Моделирование из проволоки.  Создание объёмных фигур из  развёрток: цилиндр, призма  шестиугольная, призма треугольная,  куб, конус, четырёхугольная  пирамида, октаэдр,  параллелепипед, усечённый конус, усечённая  пирамида, пятиугольная пирамида,  икосаэдр  (по выбору учащихся). Набор  «Геомет рически е тела». Арифметические действия. Величины. Математическая копилка. Какие слова спрятаны в таблице?    «Математика — наш друг!»   Решай,   отгадывай, считай В царстве смекалки Числовые головоломки   Решение и составление ребусов, содержащих числа.  Мир занимательных задач Мир   занимательных задач. Задачи   со   многими возможными решениями.  Числа. Арифметические действия. Величины. Математические фокусы. 1 1 7 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 24. 23. 25. 26. 27. 28. газеты, детские журналы таблица 9 ×9 Составление сборника числового  материала, взятого из жизни для  составления задач. Поиск в таблице (9 × 9) слов,  связанных с математикой.  Задачи, решаемые перебором  различных вариантов. «Открытые»  задачи и задания (придумайте  вопросы и ответьте на них). Задачи и  задания по проверке готовых  решений, в том числе неверных.   Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить  их   знаками   действий   так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие   цифры   можно   считать   за одно   число.   Там,   где   необходимо, можно использовать скобки. Сбор информации и выпуск  математической газеты (работа в  группах). Газеты ,  журналы Заполнение числового кроссворда  (судоку, какуро).  Запись   решения   в   виде   таблицы. Задачи   с   недостающими   данными,   с избыточным   составом   условия. Задачи   на   доказательство:   найти цифровое значение букв в условной записи.  Отгадывание задуманных чисел:  «Отгадай задуманное число»,  «Отгадай число и месяц рождения» и  др Работа в «центрах» деятельности:  конструкторы, электронные  математические игры),  работа на компьют Интеллектуальная разминка математические головоломки, занимательные задачи. ере  Решение   логических,   нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.   Математика   в   спорте.   Создание сборника   числового   материала   для составления задач.  Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5   см   (на   клетчатой   части   листа). Какая   пара   быстрее   составит   (и зарисует) геометрическую фигуру? Интеллектуальный марафон.  Подготовка к международному  конкурсу «Кенгуру». Работа с набором «Тангра м» Задачи­шутки. Занимательные  вопросы и задачи­смекалки.  Задачи в стихах. Игра «Задумай  число». 29. 30. 31. 32. 33. 34. Интеллектуальная разминка Мир занимательных задач Блиц­турнир решению задач   по Математическая   копилка Геометрическая мозаика Геометрические фигуры вокруг нас Мир занимательных задач Математический лабиринт Математический праздник Итого: 1 2 1 1 1 1 2 1 1 34ч. Материально­техническое обеспечение 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 8. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 9. Набор «Геометрические тела». 13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса о Интернет­ресурсы 1.   http://www.vneuroka.ru/mathematics.php   —   образовательные   проекты   портала   «Вне   урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs­kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop­kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle­ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике в 4 классе

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА факультатива по математике в  4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018