Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Секреты орфографии"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Факультативный курс рассчитан на 35 часов и предназначен для обучающихся 5 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащих На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Всего часов-35. В неделю- 1ч
Иконка файла материала раб.прогр. Секреты орфографии 5 кл.docx
Рабочая программа факультатива «Секреты орфографии» по русскому языку в 5 классе уч.год Всего часов на учебный год – 35 Количество часов в неделю –1 Пояснительная записка Статус  документа Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и  среднего (полного) общего образования по русскому языку (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т.  Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5­9 классов», М., Дрофа, 2010г.   Общая характеристика. Факультативный курс рассчитан на 35 часов  и предназначен для обучающихся 5 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5­11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к успешному написанию контрольных   работ.   На   факультативном   курсе   предполагается   уделять   большое   внимание   развитию   орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащих На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие устной и письменной речи обучающихся, обогащение словарного запаса. Задачи:­повторить основной теоретический материал курса русского языка за 1­4 классы, систематизировать и обобщать полученные знания; ­заинтересовать   обучающихся   предметом,  мотивировать   их   на   самостоятельные   дополнительные   занятия   русским языком; ­совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.  Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.   Основные методы и приёмы работы:  ­ лекция;  ­ беседа;  ­ объяснение учителя;  ­ создание проблемной ситуации;  ­ анализ текстов различных стилей и типов;  ­ работа с тестами;  ­ различные виды грамматического разбора;  ­ работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  ­ создание таблиц, схем, алгоритмов;  ­ обсуждение, диалог;  ­ написание и редактирование орфографических диктантов;  ­ самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.  На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. Межпредметные связи: Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При  обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых  фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые лингвистические понятия  имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного  искусства, истории, при занятиях музыкой.Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку. УЧЕБНО­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее: 1.Дорога к письменности­ 1час 2.Фонетика.Орфография­ 12 часов 3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 9 часов. 4.Морфология ­13 часов. Содержание факультативного курса 35 часов (1 час в неделю) Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Орфография как раздел науки о языке . Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской  орфографии . Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова.  Орфографический словарь ­ наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). Морфологический принцип русской орфографии. История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений). Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии. Приставки­труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы ­ большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм. Значение орфографии. Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом,  направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой,  представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка.  Тематика их в  основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием  представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему.  Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения  разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова. Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся  знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с  которыми учащиеся на уроках не встречаются. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ По окончании курса учащиеся должны знать: ­ теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания.  ­ находить в словах изученные орфограммы, ­ уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами, ­ находить и исправлять орфографические ошибки; ­ правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. Место предмета в учебном плане Программа адресована обучающимся 5­х классов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Формы контроля  монологический ответ; диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный,  терминологический);  комплексный анализ текста;  осложненное описание;  составление сложного и простого плана к тексту;  изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);  составление диалога на заданную тему;  составление текста определенного стиля и типа речи;  сочинение;  составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;  редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);  работа с деформированным текстом;  задания в форме тестов (закрытого и открытого типа). Контроль предполагает разноуровневый подход. №п/п Тема занятия ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Календарно­тематическое планирование 1. 2. 3. Дорога к письменности. Как люди обходились  без письма. Орфография как раздел науки о языке.  Основные принципы русской орфографии. Тайна фонемы. 4. Ударение над гласной может сделать букву  Повторение и обобщение материала по  орфографии. Составление словарного  диктанта на изученные орфограммы.  Комплексная работа с текстами. Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение  позиции в слове (сильная и слабая). Правописание безударных гласных в  Кол­ во часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Дата проведения План. Фактич.ясной. 5. Ударение над гласной может сделать букву  ясной. 6. Коварные словарные слова. 7. Коварные словарные слова. 8. 9. 10. Орфографический словарь – наш главный  помощник. Проверь себя. Тест №1. Опасные согласные. корне слова: проверяемых  непроверяемых, чередующихся.  Правописание согласных в корне  слова: звонких и глухих,  непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после  шипящих. Буквы Ы и И после Ц.  Буквы О – Ё после шипящих в корне  слова. Буквы О – Ё – Е после  шипящих в суффиксах и окончаниях  разных частей речи. Буквы О и Е. Словарная работа со словами.  Знакомство со словом Составление  словосочетаний с данным словом.  Составление предложений с данным  словом. Нахождение данного слова в  тексте. Словарная работа со словами.  Знакомство со словом .Составление  словосочетаний с данным словом .  Составление предложений с данным  словом . Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок  (неправильное употребление данного  слова в тексте). Работа со словарем Парные и непроизносимые согласные. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.11. 12. Звонкие и глухие «двойняшки». Старые знакомые Ъ и Ь 13. 14. Большие и маленькие (правописание имен  собственных). Приставки – труженицы. 15. Приставки – труженицы. 16. Суффиксы – большие молодцы. 17. Суффиксы – большие молодцы. Работа по ленте букв, выявление  опасных мест при письме. Различение звонких­глухих.  Тренировочные упражнения. Ь после шипящих на конце слова в  разных частях речи. Употребление  буквы Ь после шипящих в  существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь  на конце кратких прилагательных с  основой на шипящую. Работа по карточкам. Классификация приставок  (смыслообразующие и  формообразующие; приставки с  традиционным написанием,  приставки с позиционным  написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки, не изменяющиеся на  письме. Буквы З и С на конце  приставок. Приставки ПРЕ­ и ПРИ­.  Употребление разделительных Ъ и Ь.  Буквы Ы и И после приставок. Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.  Правописание гласных в личных  окончаниях глагола и в суффиксах  причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных,  глаголов. Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных.  Правописание гласных в личных  1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.окончаниях глагола и в суффиксах  причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных,  глаголов. Способы образования сложных слов. Решение орфографических задач. Орфографические головоломки Орфографические головоломки Определение падежа имен  существительных. Комплексная работа с текстом. Составление алгоритма применения  правила и его использование.  Комплексная работа с текстом. Склонение имен существительных по  падежам во множественном числе.  Нормативное образование и  использование в речи форм  именительного и родительного падежа  множественного числа имен  существительных. Правописание о­е  после шипящих и  ц  в  окончаниях имен  существительных. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Имя прилагательное. Трудности правописания. Правописание гласных в падежных  окончаниях имен прилагательных. Имя прилагательное. Трудности правописания. Правописание гласных в падежных  окончаниях имен прилагательных. Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). Случаи слитного и раздельного  написания Не с глаголами. Е или И? (Правописание окончаний глаголов). Определение спряжения глаголов.  Спряжение глаголов с ударными  личными окончаниями. Окончания в глаголах­ исключениях Е или И? (Правописание окончаний глаголов). Определение спряжения глаголов по  неопределенной форме. Составление  Как «справиться со сложными словами»? Решение орфографических задач. 18. 19 20. Проверь себя. Тест №2. 21. 22. 23. Орфографические головоломки Орфографические головоломки Имя существительное. Трудности в написании  окончаний. Имя существительное. Трудности в написании  окончаний. Имя существительное. Трудности в написании  окончаний. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30.алгоритма на основе орфографического  правила и его практическое применение  Комплексная работа с текстом. Е или И? (Правописание окончаний глаголов). Определение спряжения глаголов по  неопределенной форме. Составление  алгоритма на основе орфографического  правила и его практическое применение  Комплексная работа с текстом. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Работа с текстом. Систематизировать, обобщить,  углубить знания в игровой форме  (конкурсы) Обобщение принципов орфографии. 31. 32 33. 34. Проверь себя. Тест№3. Волшебный клубок орфограмм. Путешествие в страну русского языка. 35. Проверь себя. Тест №4. Контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и  творческой направленности. Форма промежуточной аттестации ­ тесты, на которых обучающиеся смогут продемонстри­ ровать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса. Итоговая аттестация не предусмотрена. Формы аттестации Тесты расположены на сайте «Online Test Pad»: /ruru/ Category/RussianLanguage­6class­51/Default.aspx Методическая литература для учителя: Ресурсное обеспечение рабочее программы1. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность, 2000. №1. 2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,­ М., Просвещение, 1997. 3. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977. Литература для учащихся: 1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл. /Т.А.Ладыженская и др. 2.Рабочие тетради на печатной основе для обучающихся 5 класса. 3.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь, 5 класс; ­Москва, творческий центр «Сфера», 2012г. ЭОР и Интернет­ресурсы: 1. Тесты по русскому языку /ru­ru/Section/RussianLanguage­11/Default.aspx 2. Словари: орфографический, толковый, орфоэпический, словарь трудностей русского языка, словарь строения слов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5­9 классов», М.,  Дрофа, 2011 г. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Учебник для 5 класса «Русский язык», в 2­х частях. Москва, «Просвещение, 2015  г. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».­ М., Просвещение.,1997. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000. Панов М.В. И все­таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.