Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"
Оценка 5

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
03.03.2018
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"
Факультатив - наиболее распространенная форма работы по углубленному изучению предмета. Факультатив "Грамотей" - это факультатив по русскому языку для учащихся 5-го класса. В курсе данного факультатива учащиеся в занимательной форме знакомятся с такими темами как имена собственные, цвета, происхождение и виды языков и т.д.рабочая программа факультатива по русскому языку
моя программа фак грамотей.doc
Пояснительная записка. Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках осознанной любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов. Задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна. Необходимо применять разнообразные формы и методы работы.   Факультатив   – наиболее распространённая   форма   работы   по   предмету.   В   основе   работы   факультатива   лежит   постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Содержание работы факультатива   составляет   как     теоретические   сведения,   так   и   практические   задания   творческого характера.  Программа   факультатива     «Грамотей»   составлена   на   основе   стандартов   основного   общего образования, Приказа ГУОиПО  от 25.06.2004г №1163 «Об организации опытно­экспериментальной и исследовательской   деятельности   в   системе   образования   Иркутской     области»   и   Программы предметного  кружка  «Грамотей»   Жиркиной  Натальи  Анатольевны       и  рассчитана   на  учащихся   5 классов. Цель факультатива:  Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный  запас, изучить слова как части речи. Основные задачи факультатива:   обобщить   и   углубить   полученные   ранее   знания   по   правописанию;   совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;   активизировать внимание учащихся к собственной письменной  и устной речи;   обеспечить   практическое   использование   полученных   знаний   и   умений   на   уроках русского языка и литературы;   способствовать развитию речи и мышления учащихся на метапредметной основе. Известно,   что   курс   русского   языка   5   класса   вызывает   наибольшие   трудности   у   школьников   в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5­6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная   с   начальных   классов   так   как   являются   одними   из   самых   сложных   для   восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа факультатива «Грамотей».  Методы и приёмы обучения:  с учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием   графического   объяснения   написанного,   то   есть   графическое   выражение   хода   размышлений учащихся.   Использование   таких   форм   работы,   как   тестирования,   перфокарты,   различные   виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению   связного   рассказа   на   лингвистическую   тему   (составить   связный   рассказ   о   роли существительных,   глаголов,   и   т.д.).   Учить   учащихся   давать   аргументированную   оценку   ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.       Программа   предназначена   для   обучающихся   общеобразовательных   школы   11­12   лет.   Дети принимаются   по   желанию   заниматься   дополнительно   изучением   русского   языка   и   развивать   свои филологические способности. Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.          Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно–практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия. Формы проведения занятий:  лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.     Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных заданий.   Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения   и   навыки   закладываются   при   лингвистическом   моделировании   по   орфографическому   и пунктуационному   правилу,   оптимальном   сочетании   индивидуальной,   групповой   и   коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо­   и   самообучения   школьников.   Этому   способствуют   такие   активные   формы   работы,   как практикумы,   семинары,   лабораторные   занятия,   зачеты.   Творческие   способности   учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся,   возможности   и   способности   их,   индивидуальный   темп   продвижения.   Материал   для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов. Виды   контроля:  уровень   подготовки   учащихся   определяется   по   результатам   письменных работ, устных сообщений и высказываний, викторин, олимпиад. При оценивании письменных   работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку». На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультатива, проводится зачет.  Актуальность:  программа   факультатива   «Грамотей»   актуальна   для   учащихся,   так   как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку           «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения   устной   и   письменной   формами   русского   языка     (критерии   оценки   орфографической   и пунктуационной   грамотности,   языкового   оформления   связного   высказывания,   содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения. Оценка устных ответов учащихся           Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение   на   определенную   тему,   показывать   его   умение   применять   определения,   правила   в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность   ответа;   2)   степень   осознанности,   понимания   изученного;   3)   языковое   оформление ответа. Оценка   «5»  ставится,   если   ученик:   1)   полно   излагает   изученный   материал,   дает   правильное определение   языковых   понятий;   2)   обнаруживает   понимание   материала,   может   обосновать   свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка  «4»  ставится,  если ученик  дает ответ, удовлетворяющий  тем же  требованиям, что и для оценки   «5»,   но   допускает   1­2   ошибки,   которые   сам   же   исправляет,   и   1­2   недочета   в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3»  ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,   но:   1)   излагает   материал   неполно   и   допускает   неточности   в   определении   понятий   или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,   беспорядочно   и   неуверенно   излагает   материал.   Оценка   «2»   отмечает   такие   недостатки   в подготовке   ученика,   которые   являются   серьезным   препятствием   к   успешному   овладению последующим материалом. Оценка   («5»,»4»,»3»)   может   ставиться   не   только   за   единовременный   ответ   (когда   на   проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Диктант  –   одна   из   основных   форм   проверки   орфографической   и   пунктуационной Оценка диктантов грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90­100 слов, для 6 класса – 100­110, для 7 – 110­ 120, для 8 – 120­150, для 9 – 150­170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Диктант,   имеющий   целью   проверку   подготовки   учащихся   по   определенной   теме,   должен включать   основные   орфограммы   или   пунктограммы   этой   темы,   а   также   обеспечивать   выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2­3 случаями. Из   изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1­3 случаями. В целом   количество   проверяемых   орфограмм   не   должно   превышать   в   5   классе   ­12   различных орфограмм и 2­3 пунктограммы. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2­3 предыдущих уроках). В   диктантах   должно   быть   в   5   классе   –   не   более   5   слов   с   непроверяемыми   и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса. При   оценке   диктанта   исправляются,   но   не   учитываются   орфографические   и   пунктуационные ошибки: 1) В переносе слов; 2) На правила, которые не включены в школьную программу; 3) На еще не изученные правила; 4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) В передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые,   то   есть   не   имеющие   существенного   значения   для   характеристики   грамотности.   При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) В исключениях из правил; 2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) В   случаях   слитного   и   раздельного   написания   приставок   в   наречиях,   образованных   от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) В   случаях   раздельного   и   слитного   написания   «не»   с   прилагательными   и   причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) В написании ы и  и после приставок; 6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.); 7) В собственных именах нерусского происхождения; 8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) В   пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в   нарушении   их последовательности. Необходимо   учитывать   также   повторяемость   и   однотипность   ошибок.   Если   ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены   в   грамматических   (в   армии,   в   роще;   колют,   борются)   в   фонетических   (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые   три   однотипные   ошибки   считаются   за   одну   ошибку,   каждая   следующая   подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3­х и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5»  выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3­х пунктуационных ошибок или 4­х пунктуационных ошибок при   отсутствии   орфографических   ошибок.   Оценка   «4»   может   выставляться   при   3­х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка   «3»  выставляется   за   диктант,   в   котором   допущены   4   орфографические   и   4 пунктуационные   ошибки   или   3   орфографические   и   5   пунктуационных   ошибок   или   7 пунктуационных   ошибок   при   отсутствии   орфографических   ошибок.   В   4   классе   допускается выставление   оценки   «3»   за   диктант   при   5   орфографических   и   4­х   пунктуационных   ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка   «2»  выставляется   за   диктант,   в   котором   допущено   до   7   орфографических   и   7 пунктуационных   ошибок,   или   6   орфографических   и   8   пунктуационных   ошибок,   или   5 орфографических   и   9   пунктуационных   ошибок,   или   8   орфографических   и   6   пунктуационных ошибок.  При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» ­ 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» ­ 7 орфографических ошибок. В   комплексной   контрольной   работе,   состоящей   из   диктанта   и   дополнительного (фонетического,   лексического,   орфографического,   грамматического)   задания,   выставляются   2 оценки за каждый вид работы. При   оценке   выполнения   дополнительных   заданий   рекомендуется   руководствоваться  » ставится, если ученик выполнил все задания верно. следующим: Оценка «5   Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Примечание.   Орфографические   и   пунктуационные   ошибки,   допущенные   при   выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. Оценка сочинений и изложений Сочинения  и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения   и   изложения   в  4­8   классах   проводятся  в   соответствии   с  требованиями   раздела программы «Развития навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100­150 слов, в 6 классе – 150­200 слов, в 7 классе – 200­250, в 8 классе – 250­350, в 9 классе – 350­450 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в   6   классе   –   1,0   –   1,5,   в   7   классе   –   1,5   –   2,0,   в   8   классе   –   2,0   –   3,0,   в   9   классе   –   3,0   –   4,0. Экзаменационное сочинение – 3­5 листов, медальная работа – 4­5 листов. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С   помощью   сочинений   и   изложений   проверяются:   1)   умение   раскрывать   тему;   2)   умение использовать   языковые   средства   в   соответствии   со   стилем,   темой   и   задачей   высказывания;   3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:  соответствие работы ученика теме и основной мысли;  полнота раскрытия темы;  правильность фактического материала;  последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:  разнообразие словаря и грамматического строя речи;  стилевое единство и выразительность речи;  число речевых недочетов. Грамотность   оценивается   по   числу   допущенных   учеником   ошибок   –   орфографических, пунктуационных и грамматических.  Примечание При оценке сочинения необходимо учитывать:  1. самостоятельность,   оригинальность   замысла   ученического   сочинения,   уровень   его композиционного   и   речевого   оформления.   Наличие   оригинального   замысла,   его   хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки   «3»   на   две   единицы.   Например,   при   оценке   грамотности   «4»   ставится   при   3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,     2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,     4 – 6 – 4,     4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения   об однотипных и негрубых ошибках,   а   также   о   сделанных   учеником   исправлениях,   приведенные   в   разделе   «Оценка диктантов».   Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований  к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет   –   это   нарушение   рекомендаций,   связанных   с   понятием   хорошей,   коммуникативно­ целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи. Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не   раскрывают   отношения   автора   к   описываемым   фактам,   не   соответствуют   стилю   изложения. Речевыми недочетами можно считать: ­ повторение одного и того же слова; ­ однообразие словарных конструкций; ­ неудачный порядок слов; ­ различного рода стилевые смешения. Ошибки в содержании сочинений и изложений Ошибки   в   содержании   сочинения   или   изложения   показывают,   что   ученик   не   овладел   полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.  Фактические ошибки: в изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно­следственных связей. искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат. В сочинении: Логические ошибки ­нарушение последовательности в высказывании; ­отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; ­неоправданное повторение высказанной ранее мысли; ­раздробление одной микротемы другой микротемой; ­несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; ­перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); ­неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; • нарушение   лексической   сочетаемости,   например:  Чичиков   постепенно   покидает   город;   пули   не свистели над ушами; • употребление   лишних   слов,   например:  опустив   голову   вниз;   он   впервые   познакомился   с   Таней случайно; • пропуск, недостаток нужного слова, например:  Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе; Стилистические   ошибки  представляют   собой   следующие   нарушения,   которые   связаны   с требованиями к выразительности речи: • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский; • неуместное  употребление   эмоционально   окрашенных   слов   и  конструкций,  особенно  в  авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей; • смешение лексики разных исторических эпох; • употребление штампов. Речевые ошибки в построении текста: • бедность и однообразие синтаксических конструкций; • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед; • стилистически неоправданное повторение слов; • неудачное   употребление   местоимений   для   связи   предложений   или   частей   текста,  приводящее   к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула; • неудачный порядок слов. Грамматические ошибки Грамматические  ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ   грамматических   ошибок   помогает   учителю   определить,   какими   нормами   языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.  Разновидности грамматических ошибок   • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и Такие т.п.). ошибки нельзя воспринимать как орфографические. • Морфологические,  связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи  (писав   свои   произведения,   не   думал,   что   очутюсь   в   полной   темноте;   одни   англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.) • Синтаксические   Ошибки   в   структуре   словосочетаний,   в   согласовании   и   управлении,   например: а) б) браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; ошибки в структуре простого предложения: ­ нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; ­ нарушение границы предложения, например:  Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке; ­ разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн; ­ ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к  берегу;   На  картине  «Вратарь»  изображен   мальчик,   широко  расставив  ноги,  упершись  руками   в колени; ­ местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например:  Кусты, они покрывали берег реки; ­ пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол. в) ошибки в структуре сложного предложения: ­ смешение  сочинительной и подчинительной связи, например:  Когда ветер усиливается,  и кроны деревьев шумят под его порывами; ­ отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе; г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. Грамматические   ошибки   следует      отличать   от   орфографических.  Орфографическая   ошибка может  быть  допущена  только   на  письме,   ее  нельзя  услышать.   Грамматическая  ошибка   не  только видима,   но   и   слышима.   Простой   прием   чтения   вслух   по   орфоэпическим   правилам   помогает разграничить   грамматические   и   орфографические   ошибки.   К   примеру,   ошибка   в   окончании браконьерам,   промышляющих   в   лесах  не   орфографическая,   а   грамматическая,   так   как   нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.                                         Оценка обучающих работ         Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.         При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.         Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной   из   оценок   при   одинаковом   уровне   грамотности   и   содержания   определяется   степенью аккуратности   записи,   подчеркиваний   и   других   особенностей   оформления,   а   также   наличием   или отсутствием   описок.   В   работе,   превышающей   по   количеству   слов   объем   диктантов   для   данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.          Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.                   Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. При проведении тестовых работ критерии оценок следующие: Оценка тестов «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 75 – 89 %; «3» ­ 50 – 74 %; «2»­ менее 50 %. Выведение итоговых отметок За   учебную   четверть   и   учебный   год   ставится   итоговая   отметка.   Она   является   единой   и отражает   в   обобщенном   виде   все   стороны   подготовки   ученика   по   русскому   языку:   усвоение теоретического   материала,   овладение   умениями,   речевое   развитие,   уровень   орфографической   и пунктуационной  грамотности. Итоговая   отметка   не   должна   выводиться   механически,   как   среднее   арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­ лировать   серьезное   отношение   учащихся   к   занятиям   на   протяжении   всего   учебного   года,   при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При   выведении   итоговой   отметки   преимущественное   значение   придается   отметкам, отражающим   степень   владения   навыками   (орфографическими,   пунктуационными,   речевыми). Поэтому   итоговая   отметка   за   грамотность   не   может   быть   положительной,   если   на   протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками. Материально­техническое обеспечение: 1. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Часть 1,2/   Петрановская Л.В.   – М.: Чистые пруды, 2010 2. Комплекс методических разработок к урокам по анализу текста: 4­7 классы. Часть 1,2 / сост. Иванова Е.А. – М.: Чистые пруды, 2010 3. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение / Сергеев Ф.П.  ­  Волгоград: Учитель, 2011 4. Гранина­Земскова А.М. Обучение сочинениям.5­8 классы: 2­е издание стереот. / Гранина­ Земскова А.М.   ­  Волгоград: Учитель, 2011 5. Курушина Т.А. Русский язык. 5­9 классы. Интелектуальный марафон (познавательные игры, турниры,   викторины,   уроки   знаний)/   Курушина   Т.А.,   Басистая   В.А.,   Авдощенко   Л.В., Кадашникова Н.Ю. и др. – Волгоград: Учитель, 2009 6. Симакова Е.С. Словарные слова. Самостоятельная работа – 3­е изд. стереот. / Симакова Е.С. 7. – М.: Экзамен, 2009    Компьютерный диск. Русский язык. Дидактический и раздаточный материал: 5­7 классы / Волгоград: Учитель, 2012 8. Компьютерный диск. Русский язык. Методики и материалы к урокам: 5­9 классы / Волгоград: Учитель, 2012 9. Компьютерный   диск.     Обучение   сочинениям.   Развитие   речи:   5­11   классы   /   Волгоград: Учитель, 2012 10. Сайты:  www.school­collektion.edu.ru www.rvb.ru www.stengazeta.ru http://www.ruscorpora.ru/ www.ropryal.ru http://philology.ru/default.htm http://russkiyjazik.ru/ http://mlis.ru/ www.feb­web.ru http://magazines.russ.ru http://www.hi­edu.ru/e­ books/xbook107/01/index.html?part­005.htm http://rus.1september.ru http://festival.1september.ru/subjects/8/ http://festival.1september.ru/subjects/9/ www.uchportal.ru www.Ucheba.com; www.metodiki.ru; www.posobie.ru www.uroki.net/docrus.htm www.a4format.ru www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html    № п/п Содержание Календарно­тематическое планирование. Дата проведения Примечание 1. 2.  Аукцион знаний «Знаешь ли ты свой язык?» ( Поговорим о языке) Звук и буква. Конкурс весёлых языкознаек « Звуки и буквы» 3. Можно ли писать без букв? Знакомство с некоторыми видами письма. 4. Буквы понятные, потерянные, редкие. Игры  «Загадочный папирус», « Словесные раскопки». 5. Увлекательное около нас.  Инсценировка   «   Как   ожили   названия   городов,   рек   и озёр». 6. Бывают ли у слов родственники? Практическая работа. Игра « Родственники». 7. Можно ли сломать язык. 8. Работа со словарём С.Ожегова. « Тёзки наоборот». Занимательный кроссворд. 9. Инсценировка « Прочь с дороги!» 10. Конкурс рисунков « Великий и могучий русский язык» Композиция   «   И   до   чего   это   чудесны   наши   русские слова!» 11. Биографию имеют не только люди, но и слова. 12. « Ты и  твоё имя» «Что в имени моём?» Викторина. 13. «Хорошо ли вы знаете цветообозначения?» «Что означают названия месяцев?» 14. «   О   чём   рассказывают   названия   улиц   населённого пункта?» Экскурсия. 15. Лингвистический аукцион. 16. Не в бровь, а в глаз. Практическая работа. 17. Конкурс весёлых и находчивых  « Грамотей»

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Грамотей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018