Рабочая программа элективного предмета
«Финансовая грамотность» для учащихся 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
--- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
--- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
--- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
--- Региональная программа Архангельской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области в 2014–2019 годах».
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 10 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобразовательных организаций / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Структура программы
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Финансовая грамотность – это степень осведомленности человека в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Актуальность данного курса в общеобразовательной школе объясняется усложнением финансовой системы в целом и появлением большого числа новых финансовых услуг, к использованию которых граждане не готовы.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
- способствовать освоению учащимися системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- способствовать овладению учащимися умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
«Финансовая грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 10-х классов в сфере взаимодействия с финансовыми институтами. Школьники в этом возрасте уже обладают знаниями, умениями и навыками, которые позволяют воспринимать темы, изучаемые в рамках курса. Кроме того, знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними являются очень важными для полноценной социализации и достижения личного финансового благополучия после окончания школы.
В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с этими финансовыми институтами в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, обществознания. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание обучения
Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. 8 часов
Раздел 2. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. 6 часов
Раздел 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. 6 часов
Раздел 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. 6 часов
Раздел 5. Риски в мире денег: как защититься от разорения. 6 часов
Резерв 2 часа: может быть использован для экскурсий в финансовые учреждения
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Тип урока |
Основные понятия |
Планируемые результаты |
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 8 часов |
|||||
1 |
Банковская система |
1 |
|
|
|
2 |
Инструменты сбережения и накопления |
1
|
лекция
|
Накопления в виде наличных денег Текущий банковский счет Срочный банковский вклад (депозит) Сберегательные сертификаты Обезличенные металлические счета Пролонгация капитализация |
Знать: основные виды сбережения и накопления, как работает система страхования вкладов, как выбрать банк для размещения средств и конкретный депозит в зависимости от цели сбережения |
3 |
Инструменты сбережения и накопления |
2 |
практикум |
Уметь: рассчитывать простые и сложные проценты, принимать наиболее выгодное решение о размещении денежных средств |
|
4 |
Кредиты и кредитные карты |
1 |
лекция |
Кредит принципы кредитования ипотечные кредиты автокредиты кредиты на образование потребительские кредиты кредит на неотложные нужды кредитная история |
Знать: основные виды кредитов, свойства кредитов, влияющие на их ставку и привлекательность, что такое кредитная карта, правила пользования кредитной картой, плюсы и минусы использования кредитных карт меры безопасности при использовании кредитных карт |
5 |
Кредиты и кредитные карты |
2 |
Практикум с использованием интернет-ресурсов банков |
Уметь: определять стоимость кредита, осуществлять выбор банка с наиболее выгодными условиями кредитования, работать с документацией по кредиту,
|
|
6 |
Итоговое занятие по теме |
1 |
Тестирование по теме |
|
Закрепление знаний и умений применять их на практике |
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата 6 часов |
|||||
7 |
Что такое налоги и почему их нужно платить |
1 |
Лекция с элементами практикума |
налоги виды налогов НДФЛ пошлины налоговые вычеты |
Знать: основы налогообложения граждан РФ, виды налогов, уплачиваемых физическими лицами, что такое налоговые вычеты и процедуру их получения, как заполняется налоговая декларация. Уметь: рассчитывать размер налога и определять величину налоговых вычетов |
8 |
Основы налогообложения граждан |
2 |
лекция с элементами практикума |
||
9 |
Налоговые вычеты |
2 |
лекция с элементами практикума |
||
10 |
Итоговое занятие по теме |
1 |
Тестирование по теме |
Закрепление знаний и умений применять их на практике |
|
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 6 часов |
|||||
11 |
Страховой рынок России: коротко о главном |
1 |
лекция |
Страхование Страховой договор Страховые выплаты |
Знать: виды и формы страхования, принципы выбора страховой компании, факторы, влияющие на стоимость страхового полиса. Уметь: читать страховой договор, формулировать требования для получения страховых выплат по договору страхования от несчастного случая |
12 |
Страхование имущества |
1 |
лекция с элементами практикума |
||
13 |
Медицинское страхование |
2 |
лекция с элементами практикума |
||
14 |
Советы по выбору страховщика |
1 |
лекция с элементами практикума |
||
15 |
Итоговое занятие по теме |
1 |
Тестирование по теме |
Закрепление знаний и умений применять их на практике |
|
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 6 часов |
|||||
16 |
Пенсионная система России |
1 |
лекция |
Пенсия Виды пенсий СНИЛС Пенсионные фонды |
Знать: Как формируется пенсия Уметь: Рассчитывать пенсию, пользуясь формулой |
17 |
Виды пенсий |
1 |
лекция |
||
18 |
Как формируется пенсия |
1 |
практикум |
||
19 |
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями |
1 |
практикум |
||
20 |
Что такое СНИЛС |
1 |
лекция с элементами практикума |
||
21 |
Итоговое занятие по теме |
1 |
Тестирование по теме |
|
Закрепление знаний и умений применять их на практике |
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 6 часов |
|||||
22 |
Финансовые риски и стратегии инвестирования |
2 |
лекция |
Финансовая пирамида |
Знать: Что такое финансовые пирамиды и как они работают. Уметь: избегать виртуальных ловушек при работе в сети Интернет |
23 |
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников |
1 |
лекция с элементами практикума |
||
24 |
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет |
1 |
практикум |
||
25 |
Итоговое занятие по теме |
1 |
Тестирование по теме |
Закрепление знаний и умений применять их на практике |
|
26 |
Итоговое занятие по курсу |
1 |
|
|
|
Резерв 2 часа: может быть использован для экскурсий в финансовые учреждения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.