Липовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
факультативного курса по математике
«Увлекательная математика»
для 7 класса
Разработчик программы: Лядова Е.А.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения протокол №1 от 25.08.2017 г.,
Дата, номер протокола Руководитель межшкольного
методического объединения: _________________________А.М. Завьялова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета ________________________________
Дата, номер протокола Председатель межшкольного
методического совета: ________________________ Г.Н. Акатушева
2017 – 2018 учебный год
Липовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
факультативного курса по математике
«Увлекательная математика»
в 7 классе
(17 часов, 0,5 часа в неделю)
учителя математики
Лядовой Елены Анатольевны
2017 – 2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи, состоят:
Учащийся научится:
• анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
• решать задачи из реальной практики
• применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
• извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
• строить речевые конструкции;
• изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
• выполнять вычисления с реальными данными;
• выполнять проекты по всем разделам данного курса;
• Учащийся получит возможность научиться:
• Сравнивать разные приемы действий;
• выбирать удобные способы решения;
• моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;
• анализировать полученные результаты;
• включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
• контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по математике в 7 классе отражают достижения:
Личностные
• Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные
· умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
· умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
· умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
· умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
· применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
·
умение видеть математическую задачу в
несложных практических ситуациях.
Предметные
• Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся могут быть сформированы результаты:
1. личностные:
• Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• Контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
• метапредметные:
• Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• Понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
3.предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Основное содержание
I. Элементы истории математики
• Язык алгебры. Задача Диофанта.
• Старинные задачи. Листы Мебиуса.
• Историческая справка «Кто это, Эйлер?»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед, Эйлер. Язык алгебры. Задача Диофанта. Что такое Листы Мебиуса. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Знакомство с известным ученым Эйлером.
Уметь:
Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели
Проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится с биографией и открытиями древнейших математиков
Выполнять задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делится известными сведениями
II. Действительные числа
· Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
· Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
· Пропорции. Решение задач на пропорции.
· Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Числовые выражения. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел Что такое пропорция. чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, основные задачи на проценты.
Уметь:
Вычисляют значения числового выражения, сравнивают числовые выражения. Читают пропорции и проверяют, верны ли они, используя основное свойство пропорции Находят неизвестный член пропорции, самостоятельно выбирают способ решения Составляют новые верные пропорции из данной пропорции, переставив средние или крайние члены пропорции Записывают и находят процентное отношение чисел, решают задачи на использование процентного отношения двух чисел
III. Уравнения с одной переменной
· Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
· Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
· Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
· Решение текстовых задач с помощью уравнений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Решают линейные уравнения. Имеют представление о правилах решения уравнений, о переменной и постоянной величинах, о коэффициенте при переменной величине, о взаимном уничтожении слагаемых, о преобразовании выражений. Знают правила решения уравнений, приводя при этом подобные слагаемые, раскрывая скобки и упрощая выражение левой части уравнения.
Уметь:
Решать уравнения и задачи при помощи уравнений; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи .Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.
IV. Комбинаторика. Описательная статистика
· Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
· Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
· Комбинаторное правило умножения
· Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
· Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Комбинаторные задачи перебором вариантов. Графы. Перестановки. Факториал. Статистические характеристики
Уметь:
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
получить возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
V. Буквенные выражения. Многочлены
· Преобразование буквенных выражений.
· Деление многочлена на многочлен «уголком».
· Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Что такое многочлен, записывать многочлен в стандартном виде, определять степень и коэффициент многочлена, деление многочлена на многочлен «уголком»,Что такое степень и треугольник Паскаля.
Уметь:
Приводить подобные члены многочлена, в стандартный вид многочлен. Умеют выполнять сложение и вычитание многочленов Умеют применять правила сложения и вычитания одночленов для упрощения выражений и решения уравнений, возводить двучлен в степень.
VI. Олимпиадные задачи
· Задачи о «мудрецах и лжецах».
· Логические задачи в сказочных сюжетах.
· Решение задач «методом дерева».
· Решение логических задач с помощью «спичек».
· Комбинации и расположения. Комбинаторика на шахматной доске.
· Задачи на движения. Задачи повышенной сложности.
· Старинные задачи. Познавательные задачи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи на доказательство. Решение логических задач матричным способом. Осознают отличие плоскости от пространства, плоскостных геометрических фигур от пространственных.
Уметь:
Решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи. Выполняют исследовательскую работу. Выбирают необходимую информацию, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Составление аналогичных задач и заданий.
Используют знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Анализируют и оценивают готовые решения задачи, выбирают верные решений.
Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
VII. Уравнения с двумя переменными
· Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
· Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Способы решения систем уравнений с двумя переменными, описывают графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными, решают графически систему уравнений.
Уметь:
Умеют решать системы уравнений с двумя переменными. Знают, как определять количество решений системы двух линейных уравнения с двумя переменными Могут решать графически систему уравнений; объяснять, почему система не имеет решений, имеет единственное решение, имеет бесконечное множество решений
Тематическое планирование
№№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности |
1 |
Элементы истории математики. |
2 |
Узнают историю возникновения науки, познакомятся с биографией и открытиями древнейших математиков Выбирать и систематизировать полученную из электронных источников историческую информацию. Проектная деятельность по темам, связанным с историей математики. |
2 |
Действительные числа. |
2 |
Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: контроль усвоения материала, фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий, выполнение творческого задания. |
3 |
Уравнения с одной переменной. |
2 |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): построение алгоритма действий, работа с опорным конспектом. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Решения уравнений с параметром. |
4 |
Комбинаторика. Описательная статистика |
3 |
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа ,перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий. Выстраивать алгоритм решения старинных задач. Исследование в группах. |
5 |
Буквенные выражения. Многочлены. |
3 |
Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений. Определять технические средства, с помощью которых может быть реализовано получение информации по теме. |
6 |
Олимпиадные задачи. |
3 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: составление опорного конспекта, работа с демонстрационным материалом, выполнение практических заданий. |
7 |
Уравнения с двумя переменными. |
2 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: разбор задач, письменный опрос, работа с демонстрационным материалом, опрос по теоретическому материалу, работа в парах, выполнение практических заданий. |
Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Содержание(разделы, темы) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
фактически |
|||
Элементы истории математики (2часа) |
||||
1-2 |
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Листы Мебиуса Историческая справка «Кто это, Эйлер?» |
1
1 |
|
|
Действительные числа. (2 часа). |
||||
3 |
Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. |
1 |
|
|
4 |
Пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты |
1 |
|
|
Уравнения с одной переменной (2часа). |
||||
5 |
Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной |
1 |
|
|
6 |
Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля |
1 |
|
|
Комбинаторика. Описательная статистика (3). |
||||
7 |
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов |
1 |
|
|
8 |
Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок |
1 |
|
|
9 |
Статистические характеристики набора данных Комбинаторика на шахматной доске. |
1 |
|
|
Буквенные выражения(3) |
|
|
|
|
10 |
Преобразование буквенных выражений Деление многочлена на многочлен «уголком». |
1 |
|
|
11 |
Возведение двучлена в степень. |
1 |
|
|
12 |
Треугольник Паскаля |
1 |
|
|
Олимпиадные задачи.(3) |
||||
13 |
Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. |
1 |
|
|
14 |
Задачи о «мудрецах и лжецах» Логические задачи в сказочных сюжетах |
1 |
|
|
15 |
Решение логических задач с помощью «спичек» |
1 |
|
|
Уравнения с двумя переменными(2) |
||||
16 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
1 |
|
|
17 |
Применение диофантовых уравнений к практическим задачам |
1 |
|
|
|
Итого: 17 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.