Рабочая программа факультативного курса по математике «Увлекательная математика» (7 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данного курса: углубление и расширение знаний учащихся по математике; развитие математического кругозора, логического мышления; пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; разностороннее развитие личности. Задачи курса: развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся; развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса; расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики.Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.Развитие коммуникативных способностей, умения держаться перед публикой.
Иконка файла материала Ф-7 Увлек матем ФГОС.docx

Липовский  филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 Утверждена приказом образовательного учреждения     ________________________________

   Дата, номер приказа

 

                                                                     Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультативного курса по математике

«Увлекательная математика»

 для 7 класса

 

Разработчик программы:         Лядова Е.А.

 

 

 

                                                                            

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения                                    протокол №1 от 25.08.2017 г.,

                                                                                                 Дата, номер протокола                                                                              Руководитель межшкольного

методического объединения:                _________________________А.М. Завьялова

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета                            ________________________________

                                                                                                                 Дата, номер протокола                                                                             Председатель  межшкольного

методического совета:                                       ________________________ Г.Н. Акатушева

 

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

 

 

 

 

                                                   Липовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса по математике

«Увлекательная математика»

 в 7 классе

 (17 часов, 0,5 часа в неделю)

учителя математики

Лядовой Елены Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи, состоят:

 

Учащийся научится:

       анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

       решать задачи из реальной практики

       применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами

       извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;

       строить речевые конструкции;

       изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их

       выполнять вычисления с реальными данными;

       выполнять проекты по всем разделам данного курса;

       Учащийся получит возможность научиться:

       Сравнивать разные приемы действий;

       выбирать удобные способы решения;

       моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;

       анализировать полученные результаты;

       включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

       выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

       аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

       сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

       контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

 

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по математике в 7 классе отражают достижения:

Личностные

  Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

   Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

   Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

   Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

   Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные

·                умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

·                умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

·                умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;

·                умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

·                применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

·                умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

       Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

        Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

У учащихся могут быть сформированы результаты:

1.         личностные:

       Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

        Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

        Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

        Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

       Контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

        Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

      метапредметные:

       Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

       Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

       Понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

       Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

       Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

        Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

       Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

       Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

        Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

3.предметные:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

   решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;

   устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений с использованием различных приемов;

   интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

 

 

                               Основное содержание

I. Элементы истории математики

         Язык алгебры. Задача Диофанта.

         Старинные задачи. Листы Мебиуса.  

         Историческая справка «Кто это, Эйлер?» 

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед, Эйлер. Язык алгебры. Задача Диофанта. Что такое Листы Мебиуса.  Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Знакомство с известным ученым Эйлером.

Уметь:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели

 Проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится с биографией и открытиями древнейших математиков

Выполнять задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делится известными сведениями

II. Действительные числа

·           Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.

·           Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.

·           Пропорции. Решение задач на пропорции.

·           Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.

Предметные результаты обучения

 

 

 

Учащиеся должны знать:

Числовые выражения.  Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел Что такое пропорция. чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, основные задачи на проценты.

                   Уметь:

Вычисляют значения числового выражения, сравнивают числовые выражения. Читают пропорции и проверяют, верны ли они, используя основное свойство пропорции Находят неизвестный член пропорции, самостоятельно выбирают способ решения Составляют новые верные пропорции из данной пропорции, переставив средние или крайние члены пропорции Записывают и находят процентное отношение чисел, решают задачи на использование процентного отношения двух чисел

III. Уравнения с одной переменной

·       Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.

·      Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

·      Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.

·      Решение текстовых задач с помощью уравнений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Решают линейные уравнения. Имеют представление о правилах решения уравнений, о переменной и постоянной величинах, о коэффициенте при переменной величине, о взаимном уничтожении слагаемых, о преобразовании выражений. Знают правила решения уравнений, приводя при этом подобные слагаемые, раскрывая скобки и упрощая выражение левой части уравнения.

Уметь:

Решать уравнения и задачи при помощи уравнений; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи .Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.

IV. Комбинаторика. Описательная статистика

· Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

·  Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

· Комбинаторное правило умножения

· Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.

· Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Случайное событие. Достоверное и невозможное собы­тия. Вероятность случайного события.  Комбинаторные задачи перебором вариантов. Графы. Перестановки. Факториал. Статистические характеристики

Уметь:

использовать простейшие способы представления и ана­лиза статистических данных;

решать комбинаторные задачи на нахождение количест­ва объектов или комбинаций.

получить возможность:

     приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опро­са в виде таблицы, диаграммы;

     научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

 

V. Буквенные выражения. Многочлены

·           Преобразование буквенных выражений.

·           Деление многочлена на многочлен «уголком».

·           Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

          Что такое многочлен, записывать многочлен в стандартном виде, определять   степень и коэффициент многочлена, деление многочлена на многочлен «уголком»,Что такое степень и треугольник Паскаля.

Уметь:

Приводить подобные члены многочлена,  в стандартный вид многочлен. Умеют выполнять сложение и вычитание многочленов Умеют применять правила сложения и вычитания одночленов для упрощения выражений и решения уравнений, возводить двучлен в степень.

VI. Олимпиадные задачи

· Задачи о «мудрецах и лжецах».

· Логические задачи в сказочных сюжетах.

· Решение задач «методом дерева».

· Решение логических задач с помощью «спичек».

· Комбинации и расположения. Комбинаторика на шахматной доске.

· Задачи на движения. Задачи повышенной сложности.

· Старинные задачи. Познавательные задачи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи на доказательство.  Решение логических задач матричным способом. Осознают отличие плоскости от пространства, плоскостных геометрических фигур от пространственных.

Уметь:

Решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи. Выполняют исследовательскую работу. Выбирают необходимую информацию, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 Составление аналогичных задач и заданий.

 Используют знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Анализируют  и оценивают готовые решения задачи, выбирают верные решений.

 Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

 

VII. Уравнения с двумя переменными

· Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

· Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Предметные результаты обучения

 

Учащиеся должны знать:

 

Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Способы решения  систем уравнений с двумя переменными, описывают графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными, решают графически систему уравнений.

Уметь:

Умеют решать системы уравнений с двумя переменными. Знают, как определять количество решений системы двух линейных уравнения с двумя переменными Могут решать графически систему уравнений; объяснять, почему система не имеет решений, имеет единственное решение, имеет бесконечное множество решений

 

Тематическое планирование

№№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Элементы истории математики.

2

Узнают историю возникновения науки, познакомятся с биографией и открытиями древнейших математиков Выбирать и систематизировать полученную из электронных источников историческую информацию. Проектная деятельность по темам, связанным с историей математики.

2

Действительные числа.

2

Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Выполнять простейшие преобразования выраже­ний: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: контроль усвоения материала, фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий, выполнение творческого задания.

3

Уравнения с одной переменной.

2

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.):  построение алгоритма действий, работа с опорным конспектом. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Решения уравнений с параметром.

4

Комбинаторика. Описательная статистика

3

Выполнять   перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять пра­вило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа ,пере­становок, размещений, сочетаний и применять  со­ответствующие формулы. Вычислять частоту случайного события. Оцени­вать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе класси­ческого определения вероятности. Приводить при­меры достоверных и невозможных событий. Выстраивать алгоритм решения старинных задач. Исследование в группах.

5

Буквенные выражения. Многочлены.

3

Записывать многочлен в стандартном виде, опре­делять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Вы­полнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и спо­соб группировки. Применять действия с много­членами при решении разнообразных задач, в част­ности при решении текстовых задач с помощью уравнений. Определять технические средства, с помощью которых может быть реализовано получение информации по теме.

6

Олимпиадные задачи.

3

Формирование у учащихся деятельностных способностей  и способностей к структури­рованию и систематизации изучаемого предметного со­держания: составление опор­ного конспекта, работа с де­монстрационным материалом, выполнение практических заданий.

7

Уравнения с двумя переменными.

2

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: разбор задач, письменный опрос, работа с демонстрационным материалом, опрос по теоретическому материалу, работа в парах, выполнение практических заданий.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

№ урока

Содержание(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

фактически

Элементы истории математики (2часа)

1-2

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использованием. Листы Мебиуса

Историческая справка «Кто это, Эйлер?»

1

 

 

 

1

 

 

Действительные числа. (2 часа).

3

Числовые выражения. Сравнение числовых выражений.

1

 

 

4

Пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты

1

 

 

Уравнения с одной переменной  (2часа).

5

Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной

1

 

 

6

Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

1

 

 

Комбинаторика. Описательная статистика  (3).

7

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов

1

 

 

8

Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок

1

 

 

9

Статистические характеристики набора данных Комбинаторика на шахматной доске.

1

 

 

Буквенные выражения(3)

 

 

 

10

Преобразование буквенных выражений Деление многочлена на многочлен «уголком».

1

 

 

11

Возведение двучлена в степень.

1

 

 

12

Треугольник Паскаля

1

 

 

Олимпиадные задачи.(3)

13

Задачи повышенной сложности. Старинные задачи.

1

 

 

14

Задачи о «мудрецах и лжецах» Логические задачи в сказочных сюжетах

1

 

 

15

Решение логических задач с помощью «спичек»

1

 

 

Уравнения с двумя переменными(2)

16

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

 

 

17

Применение диофантовых уравнений к практическим задачам

1

 

 

 

Итого: 17

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также