Рабочая программа факультативного курса по математике «Увлекательная математика» (7 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа факультативного курса по математике «Увлекательная математика» (7 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика +1
Взрослым
03.03.2018
Рабочая программа факультативного курса по математике  «Увлекательная математика» (7 класс)
Цель данного курса: углубление и расширение знаний учащихся по математике; развитие математического кругозора, логического мышления; пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; разностороннее развитие личности. Задачи курса: развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся; развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса; расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики.Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.Развитие коммуникативных способностей, умения держаться перед публикой.
Ф-7 Увлек матем ФГОС.docx

Липовский  филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 Утверждена приказом образовательного учреждения     ________________________________

   Дата, номер приказа

 

                                                                     Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультативного курса по математике

«Увлекательная математика»

 для 7 класса

 

Разработчик программы:         Лядова Е.А.

 

 

 

                                                                            

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения                                    протокол №1 от 25.08.2017 г.,

                                                                                                 Дата, номер протокола                                                                              Руководитель межшкольного

методического объединения:                _________________________А.М. Завьялова

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета                            ________________________________

                                                                                                                 Дата, номер протокола                                                                             Председатель  межшкольного

методического совета:                                       ________________________ Г.Н. Акатушева

 

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

 

 

 

 

                                                   Липовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса по математике

«Увлекательная математика»

 в 7 классе

 (17 часов, 0,5 часа в неделю)

учителя математики

Лядовой Елены Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи, состоят:

 

Учащийся научится:

       анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

       решать задачи из реальной практики

       применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами

       извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;

       строить речевые конструкции;

       изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их

       выполнять вычисления с реальными данными;

       выполнять проекты по всем разделам данного курса;

       Учащийся получит возможность научиться:

       Сравнивать разные приемы действий;

       выбирать удобные способы решения;

       моделировать алгоритм решения в процессе совместного обсуждения и использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы и приёмы вычислений;

       анализировать полученные результаты;

       включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

       выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

       аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

       сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

       контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

 

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по математике в 7 классе отражают достижения:

Личностные

  Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

   Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

   Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

   Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

   Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные

·                умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

·                умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

·                умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;

·                умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

·                применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

·                умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

       Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

        Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

У учащихся могут быть сформированы результаты:

1.         личностные:

       Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

        Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

        Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

        Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

       Контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

        Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

      метапредметные:

       Видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

       Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

       Понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

       Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

       Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

        Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

       Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

       Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

        Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

3.предметные:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

   решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;

   устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений с использованием различных приемов;

   интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

 

 

                               Основное содержание

I. Элементы истории математики

         Язык алгебры. Задача Диофанта.

         Старинные задачи. Листы Мебиуса.  

         Историческая справка «Кто это, Эйлер?» 

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед, Эйлер. Язык алгебры. Задача Диофанта. Что такое Листы Мебиуса.  Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Знакомство с известным ученым Эйлером.

Уметь:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели

 Проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится с биографией и открытиями древнейших математиков

Выполнять задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делится известными сведениями

II. Действительные числа

·           Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.

·           Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.

·           Пропорции. Решение задач на пропорции.

·           Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.

Предметные результаты обучения

 

 

 

Учащиеся должны знать:

Числовые выражения.  Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел Что такое пропорция. чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, основные задачи на проценты.

                   Уметь:

Вычисляют значения числового выражения, сравнивают числовые выражения. Читают пропорции и проверяют, верны ли они, используя основное свойство пропорции Находят неизвестный член пропорции, самостоятельно выбирают способ решения Составляют новые верные пропорции из данной пропорции, переставив средние или крайние члены пропорции Записывают и находят процентное отношение чисел, решают задачи на использование процентного отношения двух чисел

III. Уравнения с одной переменной

·       Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.

·      Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.

·      Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.

·      Решение текстовых задач с помощью уравнений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Решают линейные уравнения. Имеют представление о правилах решения уравнений, о переменной и постоянной величинах, о коэффициенте при переменной величине, о взаимном уничтожении слагаемых, о преобразовании выражений. Знают правила решения уравнений, приводя при этом подобные слагаемые, раскрывая скобки и упрощая выражение левой части уравнения.

Уметь:

Решать уравнения и задачи при помощи уравнений; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи .Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.

IV. Комбинаторика. Описательная статистика

· Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

·  Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.

· Комбинаторное правило умножения

· Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.

· Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Случайное событие. Достоверное и невозможное собы­тия. Вероятность случайного события.  Комбинаторные задачи перебором вариантов. Графы. Перестановки. Факториал. Статистические характеристики

Уметь:

использовать простейшие способы представления и ана­лиза статистических данных;

решать комбинаторные задачи на нахождение количест­ва объектов или комбинаций.

получить возможность:

     приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опро­са в виде таблицы, диаграммы;

     научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

 

V. Буквенные выражения. Многочлены

·           Преобразование буквенных выражений.

·           Деление многочлена на многочлен «уголком».

·           Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

          Что такое многочлен, записывать многочлен в стандартном виде, определять   степень и коэффициент многочлена, деление многочлена на многочлен «уголком»,Что такое степень и треугольник Паскаля.

Уметь:

Приводить подобные члены многочлена,  в стандартный вид многочлен. Умеют выполнять сложение и вычитание многочленов Умеют применять правила сложения и вычитания одночленов для упрощения выражений и решения уравнений, возводить двучлен в степень.

VI. Олимпиадные задачи

· Задачи о «мудрецах и лжецах».

· Логические задачи в сказочных сюжетах.

· Решение задач «методом дерева».

· Решение логических задач с помощью «спичек».

· Комбинации и расположения. Комбинаторика на шахматной доске.

· Задачи на движения. Задачи повышенной сложности.

· Старинные задачи. Познавательные задачи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи на доказательство.  Решение логических задач матричным способом. Осознают отличие плоскости от пространства, плоскостных геометрических фигур от пространственных.

Уметь:

Решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи. Выполняют исследовательскую работу. Выбирают необходимую информацию, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 Составление аналогичных задач и заданий.

 Используют знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Анализируют  и оценивают готовые решения задачи, выбирают верные решений.

 Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

 

VII. Уравнения с двумя переменными

· Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.

· Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Предметные результаты обучения

 

Учащиеся должны знать:

 

Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Способы решения  систем уравнений с двумя переменными, описывают графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными, решают графически систему уравнений.

Уметь:

Умеют решать системы уравнений с двумя переменными. Знают, как определять количество решений системы двух линейных уравнения с двумя переменными Могут решать графически систему уравнений; объяснять, почему система не имеет решений, имеет единственное решение, имеет бесконечное множество решений

 

Тематическое планирование

№№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Элементы истории математики.

2

Узнают историю возникновения науки, познакомятся с биографией и открытиями древнейших математиков Выбирать и систематизировать полученную из электронных источников историческую информацию. Проектная деятельность по темам, связанным с историей математики.

2

Действительные числа.

2

Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Выполнять простейшие преобразования выраже­ний: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: контроль усвоения материала, фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий, выполнение творческого задания.

3

Уравнения с одной переменной.

2

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.):  построение алгоритма действий, работа с опорным конспектом. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Решения уравнений с параметром.

4

Комбинаторика. Описательная статистика

3

Выполнять   перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять пра­вило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа ,пере­становок, размещений, сочетаний и применять  со­ответствующие формулы. Вычислять частоту случайного события. Оцени­вать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе класси­ческого определения вероятности. Приводить при­меры достоверных и невозможных событий. Выстраивать алгоритм решения старинных задач. Исследование в группах.

5

Буквенные выражения. Многочлены.

3

Записывать многочлен в стандартном виде, опре­делять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Вы­полнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и спо­соб группировки. Применять действия с много­членами при решении разнообразных задач, в част­ности при решении текстовых задач с помощью уравнений. Определять технические средства, с помощью которых может быть реализовано получение информации по теме.

6

Олимпиадные задачи.

3

Формирование у учащихся деятельностных способностей  и способностей к структури­рованию и систематизации изучаемого предметного со­держания: составление опор­ного конспекта, работа с де­монстрационным материалом, выполнение практических заданий.

7

Уравнения с двумя переменными.

2

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: разбор задач, письменный опрос, работа с демонстрационным материалом, опрос по теоретическому материалу, работа в парах, выполнение практических заданий.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

№ урока

Содержание(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

фактически

Элементы истории математики (2часа)

1-2

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использованием. Листы Мебиуса

Историческая справка «Кто это, Эйлер?»

1

 

 

 

1

 

 

Действительные числа. (2 часа).

3

Числовые выражения. Сравнение числовых выражений.

1

 

 

4

Пропорции. Проценты. Основные задачи на проценты

1

 

 

Уравнения с одной переменной  (2часа).

5

Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной

1

 

 

6

Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

1

 

 

Комбинаторика. Описательная статистика  (3).

7

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов

1

 

 

8

Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок

1

 

 

9

Статистические характеристики набора данных Комбинаторика на шахматной доске.

1

 

 

Буквенные выражения(3)

 

 

 

10

Преобразование буквенных выражений Деление многочлена на многочлен «уголком».

1

 

 

11

Возведение двучлена в степень.

1

 

 

12

Треугольник Паскаля

1

 

 

Олимпиадные задачи.(3)

13

Задачи повышенной сложности. Старинные задачи.

1

 

 

14

Задачи о «мудрецах и лжецах» Логические задачи в сказочных сюжетах

1

 

 

15

Решение логических задач с помощью «спичек»

1

 

 

Уравнения с двумя переменными(2)

16

Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

 

 

17

Применение диофантовых уравнений к практическим задачам

1

 

 

 

Итого: 17

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Липовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Липовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Липовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Липовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; •

Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; •

Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; •

Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; •

Учащиеся должны знать : Числовые выражения

Учащиеся должны знать : Числовые выражения

Деление многочлена на многочлен «уголком»

Деление многочлена на многочлен «уголком»

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Системы линейных уравнений с двумя переменными

Комбинаторика. Описательная статистика 3

Комбинаторика. Описательная статистика 3

Календарно - тематическое планирование № урока

Календарно - тематическое планирование № урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018