Рабочая программа факультативного курса 7 класса «За страницами учебников математики» разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №17р.п Юрты.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
Рассмотрено
на заседании МО
учителей МИФ
МКОУ СОШ № 17
протокол № 1от 29.08.18 г.
_______ Пузик И.Н.
Согласовано
Зам.директора поУВР
МКОУ СОШ № 17
______Кочергина И.Г.
Утверждено
приказом директора
МКОУ СОШ №17
№ 96 от 30.08.18 г.
__________Цаберт И.П.
Рабочая программа факультативного курса
по математике
«За страницами учебников математики»
для 7 класса
МКОУ СОШ № 17 р.п.Юрты.
Разработчик: Пузик Ирина Николаевна,
учитель математики,
первая квалификационная категория.
20182019 учебный год.Рабочая программа факультативного курса 7 класса «За страницами учебников
математики» разработана на основе требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №17р.п Юрты.
Основная задача обучения математике в школе обеспечить прочное и сознательное
овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для
изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить
школьника начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами?
Принуждение, которое угнетает ребенка не способствует развитию его учебной мотивации и
математических способностей. Сделать процесс обучения увлекательным и интересным
могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива. Программа
занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование
познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ученика внимания, восприятия
и воображения, памяти и мышления. Программа факультатива строится как углубленное
изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется
на базе обучения методам и приёмам решения нестандартных математических задач с
помощью логической культуры мышления. Содержание курса обеспечивает преемственность
с традиционной программой обучения, но содержит
новые элементы информации
творческого уровня и повышенной трудности.
Тематика задач выходит за рамки основного курса, уровень их трудности повышенный,
превышающий обязательный.
Учебный план МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, реализующий программу Основного общего
образования в предметной области «Математика» на изучение факультативного курса 7
класса «За страницами учебников математики» отводит 1 час в неделю в течение года
обучения, всего 35 часов.
1.
Результаты освоения факультативного курса.
В результате освоения программы факультативного курса«За страницами учебников
математики» формируются следующие УУД:
личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений,
осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных
интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,учебно
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводитьпримеры и
контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении
геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач
решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
2 формирование учебной и общепользовательской компетентности в области
технологий
информационнокоммуникационных
(ИКТ
использования
компетентности);
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умение устанавливать причинноследственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать,
аргументировать и отстаивать собственное мнение;
первоначального представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,
чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости
их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
Регулятивные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
ипознавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
Выпускник научится:
3 понимать особенности десятичной системы счисления;
оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в
зависимости от конкретной ситуации;
видеть элементарные геометрические места точек на плоскости;
выполнять задачи на построение при помощи циркуля и линейки;
овладевать методами решения задач повышенной трудности;
осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
использовать грамотную математическую речь, обобщать и делать выводы; овладевать
методами решения задач повышенной трудности;
осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его. Выполнять прикидку
и оценку в ходе вычислений.
Выпускник получит возможность научиться:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными
от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести
привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях, выполнять
построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и
линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
решать простейшие задачи на применение геометрические места точек на плоскости;
уметь работать с дополнительной литературой;
создавать собственный алгоритм и действовать по нему;
закрепить навык индивидуальной работы, работы в группах и парах сменного состава.
2. Содержание факультативного курса.
Системы счисления.
Непозициониые и позиционные системы счислении. Действия над натуральными числами в
двоичной системе счисления. Сведения из истории: шестидесятиричная система
счисления Древнего Вавилона, возникновение десятичной системы счисления. Задачи и
игры, использующие двоичную систему счисления.
Простые и составные числа.
Бесконечность множества простых чисел. Решето Эратосфена. Признаки делимости.
Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя. Единственность
разложения числа па простые множители. Простейшие диофаптовы уравнения. Деление с
остатком. Действия с остатками. Сведения из истории. Задачи и игры с использованием
признаков и свойств делимости.
Геометрические построения.
Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на построение.
Метод геометрических мест точек (построение точек, как пересечения двух линий). Задачи
на построение треугольников. Необычные построения (построения с помощью одной
линейки, одного циркуля, па ограниченном куске плоскости). Построения с помощью
двусторонней линейки, угольнинка. Сведения из истории: классические задачи,
неразрешимые с помощью циркуля и линейки.
Математическая мозаика.
Магические квадраты. Великаны и карлики в мире чисел. Математические ребусы и
шифровки. Лист Мёбиуса. Математические игры.
Формы организации занятий: лекции, практические занятия, викторины, уроки
исследования, ролевые игры, доклады учеников; составление рефератов.
4Виды деятельности: теоретическая, практическая, игровая.
3. Тематическое планирование.
№
1
2
3
4
тема
Системы счисления
Простые и составные числа
Геометрические построения
Математическая мозаика.
Итого
количество часов
4
10
6
15
35
5.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Календарно тематическое планирование.
Наименование разделов, тем
использующие
двоичную
Системы счисления.
Сведения из истории:
шестидесятиричная система счисления
Древнего Вавилона, возникновение
десятичной системы счисления.
Непозпциониые и позиционные системы
счислении. Действия над натуральными
числами в двоичной системе счисления.
Задачи,
использующие двоичную
систему счисления.
Игры,
систему счисления.
Простые и составные числа.
Бесконечность множества простых чисел.
Решето Эратосфена.
Простые и составные числа. Деление с
остатком в натуральных числах.
Деление с остатком.
Признаки делимости.
Признаки делимости. НОД чисел.
Применение НОД и НОК чисел к
решению задач. Алгоритм Евклида
Разложение на множители.
Простейшие диофаптовы уравнения
Задачи и игры
признаков и свойств делимости.
Задачи и игры с использованием
признаков и свойств делимости.
Геометрические построения.
Построения с помощью циркуля и
линейки. Общая схема решения задач на
построение.
Метод геометрических мест точек
(построение точек, как пересечения
двух линий).
Задачи на построение треугольников.
Необычные построения (построения с
помощью одной линейки, одного циркуля,
па ограниченном куске плоскости).
Сведения из истории: классические
задачи, неразрешимые с помощью
циркуля и линейки.
Сведения из истории: классические
задачи, неразрешимые с помощью
циркуля и линейки.
с использованием
Примечание
Дата
план
факт
Колво
часов
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6№
п/п
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Наименование разделов, тем
Математическая мозаика.
Перебор вариантов. Перестановки и
сочетания.
Расстановки, перекладывания.
Переливания, дележи, переправы.
Числовые ребусы. Числовые
головоломки.
Решение логических задач. Задачи
таблицы.
Решение логических задач. Задачи
таблицы.
Решение геометрических задач
арифметическим способом.
Задачи на вычисление отношений
различных величин.
Решение логических задач. .
Решение олимпиадных задач прошлых
лет.
Решение задач с помощью пропорций.
Решение задач на части.
Решение логических задач.
Решение логических задач.
Задачи на части. Дроби.
Задачи на разрезание и моделирование
геометрических фигур. Задачи на
конструирование.
Примечание
Дата
план
факт
Колво
часов
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7