Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русский язык
3 кл
14.11.2018
Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс
Составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения; программа «Удивительный мир слов» Л.В.Петленко, В.Ю. Романова. Внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.
факульт. раб.прогр. 3класс.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города  Алейска «Рассмотрено»  На заседании МО  протокол № __  от  «   »_______2018 г. Руководитель МО «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель   директора   по УР МБОУ СОШ №7  Т.В.Авакян   «__»_______________2018 г. Директор МБОУ СОШ №7 В.А.Лёвкин  «__»_______________2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса Удивительный мир слов 3А класс 1ступень  ­  начальное общее образование Составлена   на   основе   Федерального   государственного   стандарта   начального   общего образования второго поколения; программа «Удивительный мир слов» Л.В.Петленко, В.Ю. Романова,2011г.,опубликованной     в   сборнике   программ   внеурочной   деятельности:   1­4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой.­М.: Вентана Граф, 2011г. Рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) Составитель: Сергеева Лариса Михайловна, учитель начальных классов,                        первой квалификационной категории 2018 ­ 2019 учебный год Программа факультатива «Удивительный мир слов» ( 3 класс) Пояснительная записка Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: —   осознание   языка   как   явления   национальной   культуры   и   основного   средства человеческого   общения;   формирование   позитивного   отношения   к   правильной   речи   как показателю общей культуры человека; —знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; —   овладение   учебными   действиями   с   единицами   языка,   умение   практического использования знаний. В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. Структура программы. Программа включает три раздела: — пояснительная записка; — основное содержание факультатива; —   тематическое   планирование   с   указанием   количества   часов,   отводимых   на   изучение каждого раздела. Общая   характеристика   факультатива.  «Удивительный   мир   слов»  — внеурочный   курс   для   младших   школьников,   в   содержании   которого  рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути   его   познания,   а   также   развивается  языковая   интуиция   и   художественно­образное мышление   младших   школьников.   Изучение   данного   курса   создаёт   условия   для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Место   факультатива   в   учебном   плане.  Изучение   факультатива   целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области   «Филология»   за   счёт   углубления   знаний   лингвистического,   речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Ценностные   ориентиры   содержания   факультатива.  Важными   ориентирами содержания данного факультатива являются: — развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; —формирование представлений о языке как универсальной ценности; —   изучение   исторических   фактов,   отражающих   отношение   народа   к   языку,   развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; —   развитие   представлений   о   различных   методах   познания   языка   (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.); —   формирование   элементарных   умений,   связанных   с   выполнением   учебного лингвистического исследования; — развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; —включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   программы факультатива.  В процессе изучения данного  факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту  и величие   русского   языка,   осмысления   собственной   роли   в   познании   языковых   законов, потребности   обучения   различным   способам   познания   языковых   единиц.   Практическое использование и знакомство с нормами  употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный  интерес,  но и  формирует  мотивацию   для  углублённого  изучения   курса русского языка. Система   вопросов   и   заданий,   использование   различных   методов   познания   языка   дают возможность   учащимся   находить   пути   решения   исследовательских   и   творческих   задач. Поиск   информации   о   происхождении   слов,   работа   со   словарями,   устранение   и корректирование   речевых   ошибок   позволяют   решать   проблемы   самопроверки   и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для   овладения   логическими   действиями   анализа,   сравнения,   наблюдения   и   обобщения, установления причинно­следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам   в   курсе   факультатива   имеются   задания,   активизирующие   интеллектуальную дея­тельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и   новые   слова,   способы   старинных   и   современных   обращений;   проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная   исследовательская   работа   (индивидуальная,   парная   и   групповая)   формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно вы­слушивать собеседника и делать выводы. Факультатив   направлен   на   то,   чтобы   повторять,   уточнять,   расширять   начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать   с   языковыми   единицами   учащиеся   используют   для   выбора   способа   решения познавательных,   практических   и   коммуникативных   задач.   Ряд   тем,   содержащих лексический   материал,   помогает   представить   «единство   и   многообразие   языкового   и культурного   пространства   России»,   в   результате   чего   формируется   бережное   и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.  Особенности содержания обучения.  Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное  содержание программы включены пять разделов для  каждого класса. Основной   акцент   сделан   на   развитии   у   младших   школьников   способности   к   анализу языковых  фактов  с учётом единства  формы,  содержания  и  функции  рассматриваемого явления,   что   поможет   ученику   глубже   проникнуть   в   область   мысли,   выраженной   с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,   лексикологии   и   фразеологии,   морфемики,   словообразования,   этимологии, грамматики. Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы   предусматривает   использование   игровой   и   практической   деятельности. Предполагается активное освоение  курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по­знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры,   работа   над   проектами,   экскурсии).   Включение   учащихся   в   разнообразную деятельность   является   условием   приобретения   прочных   знаний,   преобразования   их   в убеждения   и   умения,   формирования   основ   личной   ответственности   за   сохранение богатства русского языка. Деятельностный  подход  к   разработке   содержания   курса   позволит   решать   в   ходе   его изучения ряд взаимосвязанных задач: —обеспечивать   восприятие   и   усвоение   знаний;   создавать   условия   для   высказывания младшими   школьниками   суждений   художественного,   духовно­ нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; —использовать   возможности   для   становления   навыков   следования   научным,   духовно­ нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем   самым   создаются   условия   для   формирования   научных   знаний   о   языке,   осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая   функция  заключается   в   формировании   у   младших   школьников потребности   в   познании   и   изуче   нии   русского   языка,   его   исторических   корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.   эстетического, Содержание программы 3 класс Из истории языка Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. Универсальные учебные действия: — наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; — уточнять значение слова по толковому словарю; — сравнивать толкование слова в различных словарях; — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; —   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебного   задания   с использованием учебной литературы; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать   правильность   выполнения   действий,   осуществлять   итоговый   контроль   по результату выполнения задания. Практическая и игровая деятельность: —   экскурсия   в   краеведческий   музей   (знакомство   с   предметами   старинного   быта, национальной одеждой); —   проект   «Сокровища   бабушкиного   сундука»   (рассказ   о   старинных   вещах,   которые хранятся в семье); — игра «В музее слов»; — проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». Загадки простого предложения Порядок   слов   в   предложении:   зависимость   смысла   предложения   от   порядка   слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из­за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения. Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение   простого   предложения   с   помощью   дополнений.   Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах. Универсальные учебные действия: —наблюдать   и   анализировать   порядок   слов   в   простом   предложении,   на   основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; — устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; —   наблюдать   за   интонационным   оформлением   восклицательных   и   вопросительных предложений.   Различать   интонацию   восклицательного   и   невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения; — исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; — осуществлять учебное сотрудничество; —   контролировать   действия   партнёра   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; —   анализировать   и   оценивать   содержание,   языковые   особенности   и   структуру   текста­ описания; — составлять письменное высказывание по предложенному образцу; — оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; — оценивать положительные качества личности одноклассников; — создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»); — сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; — работать с информацией, представленной в виде модели; — соотносить схемы предложений с их моделями; —  анализировать   смысл   предложения   и   выявлять   на  основе   анализа   место  постановки запятой. Практическая и игровая деятельность: —   лингвистические   эксперименты:   «Сколько   ответов   можно   дать   на   предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые   оттенки»;   инсценировка   диалогов   с   соблюдением   правильной   интонации   и логического ударения; — творческая работа над сочинением­описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»; — игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»; — проект «Безопасный маршрут»; — творческая работа «Приглашение на праздник»; — конкурс «Самый длинный однородный ряд»; —конструирование предложений с однородными членами по моделям; —   игры:   «Поставь   на   место   запятую»,   «Составь   предложение   по   схеме»,   «Повтори   и продолжи». Лабиринты грамматики Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. О существительных по существу Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы  выражения  значения   числа  у  имён существительных  в  русском  языке.  Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История   названий   падежей.   Падежные   значения,   знакомство   с   грамматической   нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Универсальные учебные действия: — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; —   наблюдать   использование   существительных   общего   рода,   на   основании   наблюдений выводить закономерности их употребления; — на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить  рассуждения о  способах  выражения  числа  у  имён  существительных   в русском языке; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного   числа   имён   существительных   и   контролировать   их   соблюдение   в   речи собеседника; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; —   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебного   задания   с использованием различных источников; —   самостоятельно   или   при   помощи   учителя   планировать   действия   по   выполнению учебного проекта; —   оценивать   правильность   выполнения   действий,   осуществлять   итоговый   контроль   по результатам выполнения задания; — осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Практическая и игровая деятельность: — игры: «Наоборот», «Кто больше»; — проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье». Такие разные признаки предметов Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах. Универсальные учебные действия: —   составлять   устно   небольшое   монологическое   высказывание   с   помощью   заданных языковых средств; —   анализировать   особенности   строения   современных   обращений   и   в   историческом прошлом; —   соблюдать   нормы   русского   литературного   языка   в   образовании   и   использовании степеней сравнения имён прилагательных; —контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; —выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; —осуществлять   самостоятельный   поиск   необходимой   информации   в   различных источниках; —составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; —самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; —   оценивать   правильность   выполнения   действий,   осуществлять   итоговый   контроль   по результатам выполнения задания; —   осуществлять   учебное   сотрудничество   и   взаимодействие,   уметь   договариваться, распределять роли в игровой деятельности; —контролировать   действия   партнёра   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь. Практическая и игровая деятельность: — проект «Значения цветовых прилагательных»; — игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»; — викторина «Самый­самый»; — игра­соревнование «Подбери словечко». Тематическое планирование 3 класс Из истории языка (2 ч) Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука. Загадки простого предложения (9 ч) «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. Важные мелочи. Требуется определение. Важные обстоятельства. Необходимо дополнить. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд! Запятые, по местам! Лабиринты грамматики (2 ч) Слово в грамматике. Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. О существительных по существу (12 ч) «Лебедь белая плывёт». Может ли род быть общим? Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? Как быть, если нет окончания? Один, два, много. Почему именительный падеж назвали именительным? Как «работает» родительный падеж? «Щедрый» падеж. Винительный падеж — великий маскировщик. Падеж­работяга. Любимая «работа» предложного падежа. Кому принадлежат имена собственные? Такие разные признаки предметов (8 ч) Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. «Красны девицы» и «добры молодцы». Всё познаётся в сравнении. Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Что из чего и для чего? Что кому принадлежит? Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. «Крокодиловы слёзы». Дата 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 Календарно­тематическое планирование Тема   или   Непорядок   в Из истории слов­2ч. Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука. Загадки простого предложения­9ч. Загадки простого предложения. «Велосипед   разбил   трамвай», предложении. Важные мелочи. Требуется определение. Важные обстоятельства. Необходимо дополнить. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд! Запятые, по местам! Лабиринт грамматики­2ч. Слово в грамматике. Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. О существительных по существу­12ч. «Лебедь белая плывёт». Может ли род быть общим? Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? Как быть, если нет окончания? Один, два, много. Почему именительный падеж назвали именительным? Как «работает» родительный падеж? «Щедрый» падеж. Винительный падеж — великий маскировщик. № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Падеж­работяга. Любимая «работа» предложного падежа. Кому принадлежат имена собственные? Такие разные признаки предметов­9ч. Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. «Красны девицы» и «добры молодцы». Всё познаётся в сравнении. Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Что из чего и для чего? Что кому принадлежит? Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. «Крокодиловы слёзы». Лексические загадки. Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города  Алейска «Рассмотрено»  На заседании МО  протокол № __  от  «   »_______2018 г. Руководитель МО «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель   директора   по УР МБОУ СОШ №7  Т.В.Авакян   «__»_______________2018 г. Директор МБОУ СОШ №7 В.А.Лёвкин  «__»_______________2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса Занимательная математика 3А класс 1ступень  ­  начальное общее образование Составлена   на   основе   Федерального   государственного   стандарта   начального   общего образования второго поколения; авторская программа «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, 2011г.,опубликованной   в сборнике программ внеурочной деятельности: 1­4 классы под редакцией Н.Ф. Виноградовой.­М.: Вентана Граф, 2011г. Рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)  Составитель: Сергеева Лариса Михайловна, учитель начальных классов,                        первой квалификационной категории. 2018 ­ 2019  учебный год Программа факультатива «Занимательная математика»  (3 класс) Пояснительная записка Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут   проходить   более   успешно,   если   урочная   деятельность   дополнится   внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический   кругозор   и   эрудицию   учащихся,   способствующий   формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической   грамотности, коммуникативных   умений   младших   школьников   с   применением   коллективных   форм организации   занятий   и   использованием   современных   средств   обучения.   Создание   на занятиях   ситуаций   активного   поиска,   предоставление   возможности   сделать собственное«открытие»,   знакомство   с   оригинальными   путями   рассуждений,   овладение элементарными   навыками   исследовательской   деятельности   позволят   обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса   к   предмету,   развитие   наблюдательности,   геометрической   зоркости,   умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика факультатива. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще­ интеллектуальное   развитие   личности».   Программа   предусматривает   включение   задач   и заданий,   трудность   которых   определяется   не   столько   математическим   содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   а   также   формированию   умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения   заданий   дети   учатся   видеть   сходство   и   различия,   замечать   изменения, выявлять   причины   и   характер   изменений   и   на   основе   этого   формулировать   выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать,   сомневаться,   задумываться,   стараться   самому   находить   выход­ответ. Факультатив   «Занимательная   математика»   учитывает   возрастные   особенности   младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности1 в течение   одного   занятия;   что   приводит   к   передвижению   учеников   по   классу   в   ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты,  и  др.   Во  время  занятий   важно  поддерживать   прямое  общение  между   детьми (возможность подходить   друг   к   другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При   организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью  30–35 мин.  Всего  34 занятия. Содержание  факультатива  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания факультатива являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; —   формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии   решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; —формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.  Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; —   развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремлённости,   умения   преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные   результаты   представлены   в   содержании   программы   в   разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Содержание программы Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые   головоломки:   соединение   чисел   знаками   действия   так,   чтобы   в   ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа­великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра­соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?»,   «Лучший   лодочник»,   «Русское   лото»,   «Математическое   домино»,   «Не собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай   задуманное   число»,   «Отгадай   число   и   месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый   случай»,   «Сбор   плодов»,   «Гонки   с   зонтиками»,   «Магазин»,   «Какой   ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики­нолики», «Крестики­нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,   конструкторы   «Часы»,   «Весы»   из   электронного   учебного   пособия   «Математика   и конструирование». Универсальные учебные действия: —   сравнивать   разные   приёмы   действий,   выбирать   удобные   способы   для   выполнения конкретного задания; —   моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения   числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; —  применять   изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений   для   работы   с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; —   включаться   в   групповую   работу,   участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять   пробное   учебное   действие,   фиксировать   индивидуальное   затруднение   в пробном действии; —   аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные   мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недостаточными, некорректными   данными,   с   избыточным   составом   условия.   Последовательность   шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,   выделение   условия   и   вопроса,   данных   и   искомых   чисел   (величин).   Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение   способа   решения   задачи.   Выбор   наиболее   эффективных   способов решения. Универсальные учебные действия: —   анализировать   текст   задачи:   ориентироваться   в   тексте,   выделять   условие   и   вопрос, данные и искомые числа (величины); —   искать   и   выбирать   необходимую   информацию,   содержащуюся   в   тексте   задачи,   на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать   ситуацию,   описанную   в   тексте   задачи,   использовать   соответствующие знаково­символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —   анализировать   предложенные   варианты   решения   задачи,   выбирать   из   них   верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные   представления.   Понятия   «влево»,   «вправо»,   «вверх»,   «вниз».  → 1↓, указывающие Маршрут передвижения. Точка начала  движения; число, стрелки 1 направление   движения.   Проведение   линии   по   заданному   маршруту   (алгоритму)   — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько   осей   симметрии.   Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции (треугольники,   таны,   уголки,   спички).   Части   фигуры.   Место   заданной   фигуры   в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление   (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из  проволоки. Создание   объёмных   фигур   из   развёрток:   цилиндр,   призма   шестиугольная,   призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: —моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —конструкторы   «Танграм»,   «Спички»,   «Полимино»,   «Кубики»,   «Паркеты   и   мозаики», «Монтажник»,   «Строитель»   и   др.   из   электронного   учебного   пособия   «Математика   и конструирование». Универсальные учебные действия: —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; —   ориентироваться   на   точку   начала   движения,   на   числа   и   стрелки,     указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать   расположение   деталей   (танов,   треугольников,   уголков,   спичек)   в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Тематическое планирование 3 класс Тема 1. Интеллектуальная разминка Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».  Тема 2. «Числовой» конструктор» Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Тема 3. Геометрия вокруг нас Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Тема 4. Волшебные переливания. Задачи на переливание. Темы 5–6. В царстве смекалки Решение   нестандартных   задач   (на   «отношения»).   Сбор   информации   и   выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 7. «Шаг в будущее» Игры:   «Крестики­нолики   на   бесконечной   доске»,   «Морской   бой»,   конструкторы «Монтажник»,  «Строитель»,  «Полимино»,  «Паркеты  и  мозаики»  и  др.  из  электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Темы 8–9. «Спичечный» конструктор Построение   конструкции   по   заданному   образцу.   Перекладывание   нескольких   спичек   в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Тема   10.   Числовые   головоломки.   Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Темы 11–12. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 13. Математические фокусы Порядок   выполнения   действий   в   числовых   выражениях   (без   скобок,   со   скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Тема 14. Математические игры Построение   математических   пирамид:   «Сложение   в   пределах   1000»,   «Вычитание   в пределах   1000»,   «Умножение»,   «Деление».   Игры:   «Волшебная   палочка»,   «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). Тема 15. Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа тремя одинаковыми цифрами. Тема 16. Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Тема 17. Математическое путешествие Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1­й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670 Тема 18. Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города­герои и др. Тема 19. Числовые головоломки Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.   Заполнение   числового   кроссворда (судоку). Темы 20–21. В царстве смекалки Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Тема 22. Мир занимательных задач Задачи   со   многими   возможными   решениями.   Задачи   с   недостающими   данными,   с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Тема 23. Геометрический калейдоскоп Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Тема 24. Интеллектуальная разминка Работа   в   «центрах»   деятельности:   конструкторы,   электронные   математические   игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Тема 25. Разверни листок Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Темы 26–27. От секунды до столетия Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Тема 28. Числовые головоломки Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.   Заполнение   числового   кроссворда (какуро). Тема 29. Конкурс смекалки Задачи в стихах. Задачи­шутки. Задачи­смекалки. Тема 30. Это было в старину Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Тема 31. Математические фокусы Алгоритм   умножения   (деления)   трёхзначного   числа   на   однозначное   число.   Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений Составление   сборника   занимательных   заданий.   Использование   разных   источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Тема 34. Математический лабиринт Итоговое   занятие   —   открытый   интеллектуальный   марафон. международному конкурсу «Кенгуру».   Подготовка   к Календарно­тематическое планирование № урока 1. 2. 3. 4. 5.­6 7. 8.­9 10. 11­12 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Тема 1четверть­9ч. Интеллектуальная разминка. «Числовой» конструктор» Геометрия вокруг нас. Волшебные переливания. Задачи на переливание. В царстве смекалки. Шаг в будущее. Математические игры. «Спичечный» конструктор. 2четверть­7ч. Числовые головоломки. Интеллектуальная разминка. Математические фокусы. Математические игры. Секреты чисел. Математическая копилка. 3четверть­9ч. Математическое путешествие. Выбери маршрут. Числовые головоломки. Дата 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 20­21 22. 23. 24. 25. 26­27 28. 29. 30. 31. 32­33 34. В царстве смекалки. Мир занимательных задач. Геометрический калейдоскоп. Интеллектуальная разминка. Разверни листок. 4четверть­9ч. От секунды до столетия. Числовые головоломки. Конкурс смекалки. Это было в старину Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений. Математический лабиринт. Материально­техническое обеспечение 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5.   Электронные   издания   для   младших   школьников:   «Математика   и   конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др. 6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 7.  Математический   набор   «Карточки­считалочки»   (сорбонки)   для   закрепления   таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 8. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 9. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 11.  Палитра   —  основа  с  цветными   фишками   и  комплект   заданий  к  палитре  по  темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. 12.   Набор   «Карточки   с   математическими   заданиями   и   планшет»:   запись   стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке. 13.  Кочурова   Е.Э.  Дружим   с   математикой   :   рабочая   тетрадь   для   учащихся   4   класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана­Граф, 2008. 14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009. 15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 /  Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,  С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова.  — М. : ВАРСОН, 2010. 16. Таблицы для  начальной школы.  Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические   рекомендации   /  Е.Э.   Кочурова,  А.С.   Анютина,   С.И.   Разуваева,   К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. Литература для учителя 1.  Гороховская   Г.Г.  Решение   нестандартных   задач   —   средство   развития   логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006. 8.  Труднев   В.П.  Внеклассная   работа   по   математике   в   начальной   школе   :   пособие   для учителей. — М. : Просвещение, 1975. Интернет­ресурсы 1.   http://www.vneuroka.ru/mathematics.php   —   образовательные   проекты   портала   «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2.   http://konkurs­kenguru.ru   —   российская   страница   международного   математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop­kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle­ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Удивительный мир" слов 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018