Рабочая программа Фармакология
Оценка 4.6

Рабочая программа Фармакология

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
Взрослым
20.03.2019
Рабочая программа Фармакология
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 31.02.01 «Лечебное дело» (углубленный уровень подготовки). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ дополнительного профессионального образования в части профессиональных компетенций: 1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп. 2. Определять тактику ведения пациента. 3. Выполнять лечебные вмешательства. 4. Осуществлять контроль состояния пациента. 5. Проводить санитарно-эпидемические мероприятия. 6. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. 7. Проводить диагностику неотложных состояний. 8. Организовывать здоровьесберегающую среду.
Рабочая программа Фармакология.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ФАРМАКОЛОГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Фельдшер Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 3 года и 10 мес. на базе среднего общего образования г. Череповец 2017 год Рабочая   программа   учебной   дисциплины   разработана   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   по   31.02.01 специальностям   среднего   профессионального   образования: «Лечебное дело». Организация­разработчик:  БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчик: Сорокина   Людмила   Александровна,   преподаватель   фармакологии высшей квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Рекомендована   Методическим   советом   БПОУ   ВО   «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Заключение Методического совета № ___ от «___» __________ 20___г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ» СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 34 36 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ» 3 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в   соответствии   с  ФГОС   по специальности   СПО:   31.02.01   «Лечебное   дело»   (углубленный   уровень подготовки). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации   программ   дополнительного   профессионального   образования   в части профессиональных компетенций: 1.   Определять   программу   лечения   пациентов   различных возрастных групп. 2. Определять тактику ведения пациента. 3. Выполнять лечебные вмешательства. 4. Осуществлять контроль состояния пациента. 5. Проводить санитарно­эпидемические мероприятия. 6. Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения. 7. Проводить диагностику неотложных состояний. 8. Организовывать здоровьесберегающую среду. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина   «Фармакология»   входит   в   состав   раздела «Общепрофессиональные   дисциплины»   к   дисциплинам   профессионального цикла. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  выписывать   лекарственные   формы   в   виде   рецепта   с   использованием справочной литературы;  находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах  данных; 4  ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;  применять лекарственные средства по назначению врача;  давать рекомендации по назначению различных лекарственных средств; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;  основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие  лекарств по группам;  побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной  терапии;  правила заполнения рецептурных бланков. Фельдшер   должен   обладать   профессиональными   компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства. ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения. ПК   2.6.   Организовывать   специализированный   сестринский   уход   за пациентом. ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента. ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду. ПК   4.8.   Организовывать   и   проводить   работу   Школ   здоровья   для пациентов и их окружения. Фельдшер   должен   обладать   общими   компетенциями,  включающими   в себя способность: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 5 ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы   и   способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК   11.   Быть   готовым   брать   на   себя   нравственные   обязательства   по отношению к природе, обществу, человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   инфекционной   и   производственной   санитарии, охраны   труда, противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и   спортом   для   укрепления   здоровья,   достижения   жизненных   и профессиональных целей. 6 1.4.   Количество   часов   на   освоение   рабочей   программы   учебной дисциплины по специальностям СПО: 31.02.01 «Лечебное  дело»: максимальной учебной нагрузки обучающегося  135  часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  90 часов; самостоятельной работы обучающегося  45  часов 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: ­ практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов Лечебное дело 135 90 38 45 Промежуточная аттестация в форме итоговой проверочной работы (1семестр) и экзамена (2 семестр) 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Фармакология» Наименование  разделов и тем Раздел   1.  Введение.   История фармакологии. Общая фармакология. Тема   1.1. фармакологии. фармакология (фармакокинетика лекарственных веществ).  Введение.   История Общая     Тема 1.2. Общая фармакология. Фармакодинамика лекарственных веществ. Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 1 1. Предмет и задачи фармакологии. Основные этапы развития фармакологии. Источники получения лекарственных средств. Определение фармакологии  как науки, ее связь с другими медицинскими и биологическими  дисциплинами. Краткий исторический очерк развития науки о лекарственных средствах. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии  (И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии  Н.П. Кравков. 2. Пути изыскания лекарственных средств, их клинические испытания.  Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата.  Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Понятие   о   лекарственных   веществах,   лекарственных   препаратах, лекарственных формах. 2.   Источники   получения   лекарственных   средств   (сырье   растительного происхождения,  животного,  минерального,  бактериального   происхождения, синтез).   Пути   изыскания   и   клинические   испытания   новых   лекарственных средств. 3. Лекарственные формы, их классификация. Преимущества лекарственных форм промышленного производства. 4. Государственная фармакопея (11 и 12 издание). 5. Основные сведения об аптеке. Правила хранения и учета лекарственных средств в аптеках и отделениях стационаров. 9 2 ч. 1 6. Пути введения лекарственных средств. Всасывание лекарственных веществ при   различных   путях   введения.   Условия,   определяющие   всасывание вещества. 7.   Понятие   о   распределении   лекарственных   веществ   в   организме, биорансформации и путях выведений. 8.   Виды   действия   лекарственных   веществ:   местное,   рефлекторное, резорбтивное, основное и побочное, прямое и косвенное. 9. Дозы и концентрации. Виды доз. Понятие о терапевтической широте. 10.   Зависимость   действия   лекарственных   препаратов   от   возраста, индивидуальных особенностей организма, патологических состояний. 11. Изменения действия лекарственных веществ при их повторных введениях. 12. Понятие о кумуляции, привыкании, лекарственной зависимости. 14. Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и   антагонизме.   Побочное   действие   лекарственных   средств.   Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие лекарственных веществ. Практическое занятие: «Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных веществ». Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Выполнение тестовых заданий.  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Решение задач.  Работа в библиотеке с учебно­методической литературой  и доступной базой данных.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Новейшие лекарственные формы». ­ «Принципы изыскания новых лекарственных форм». ­   «Понятие   о   токсическом,   эмбриотоксическом   действии 10 2 ч. 1 ч. 2 2 Раздел 2. Общая рецептура.  Рецепты.   Мягкие Тема   2.1. лекарственные формы. Твердые лекарственные формы лекарственных веществ». ­ «Особенности дозирования лекарств в детском возрасте». ­ «Особенности дозирования лекарств в пожилом возрасте» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.  Рецепт,   определение.  Структура   рецепта.  Формы   рецептурных   бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращения, используемые при выписывании рецептов. 2. Мази: определение, состав мази. Характеристика мазевых основ (вазелин, ланолин, животные жиры, растительные масла, синтетические основы, воски). Влияние мазевой основы на процесс всасывания лекарств. Применение мазей, условия хранения. 3. Пасты: определение, состав пасты. Отличие пасты от мази. Применение. 4.  Суппозитории:   определение,  состав,   виды   суппозиториев   (ректальные   и вагинальные).   Основы   для   приготовления   суппозиторий.   Применение   и условия хранения. 5. Пластыри: определение, виды пластырей, применение. 6. Гели: общая характеристика, применение, хранение. 7. Лекарственные пленки: общая характеристика, хранение. 8.   Таблетки,   драже,   гранулы,   порошки,   капсулы:   общая   характеристика, правила   выписывания   в   рецепте   твердых   лекарственных   форм.   Общая характеристика   и   особенности   применения   карамелей   и   пастилок   в медицинской практике. Практические занятия: Практические занятия:   «Мягкие лекарственные формы»  «Твердые лекарственные формы» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа: 11 2 ч. 1 2 ч. 1 ч. 2 2 2.2   Жидкие Тема   формы. лекарственные Лекарственные   формы   для инъекций  Изучение   нормативных   документов   (приказов,   информационных писем).  Выполнение тестовых заданий.  Выполнение заданий по рецептуре.  Проведение анализа рецептов.  Подготовка реферативных сообщений. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного 1. Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсии. Настои и отвары. Настойки и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсии. Настои и отвары. Настойки и   экстракты   (жидкие).   Новогаленовы   препараты.   Линименты.   Микстуры. и   экстракты   (жидкие).   Новогаленовы   препараты.   Линименты.   Микстуры. Правила   выписывания   жидких   лекарственных   форм   в   рецептах.   Общая Правила   выписывания   жидких   лекарственных   форм   в   рецептах.   Общая характеристика:   жидких   бальзамов,   лекарственных   масел,   сиропов, характеристика:   жидких   бальзамов,   лекарственных   масел,   сиропов, аэрозолей, капель и их применение. аэрозолей, капель и их применение. 2. Способы стерилизации лекарственных форм. Лекарственные формы для 2. Способы стерилизации лекарственных форм. Лекарственные формы для инъекций   в   ампулах   и   флаконах.   Стерильные   растворы,   изготовляемые   в инъекций   в   ампулах   и   флаконах.   Стерильные   растворы,   изготовляемые   в аптеках. Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах аптеках. Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах и требования, предъявляемые к ним (стерильность, отсутствие химических и и требования, предъявляемые к ним (стерильность, отсутствие химических и механических примесей). механических примесей). Практические занятия: Практические занятия: •• •• «Жидкие лекарственные формы» «Жидкие лекарственные формы» «Лекарственные формы для инъекций» «Лекарственные формы для инъекций» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Изучение   нормативных   документов   (приказов,   информационных 2 ч. 2 4 ч. 4 ч. 2 2 писем).  Выполнение тестовых заданий.  Выполнение заданий по рецептуре.  Проведение анализа рецептов. 12 Частная Раздел 3. фармакология.  Тема   3.1  Антисептические   и дезинфицирующие средства. 2 ч. 1  Подготовка реферативных сообщений. ­   «Современные   методы   стерилизации   лекарственных   форм   для ­   «Современные   методы   стерилизации   лекарственных   форм   для инъекций». инъекций».   Понятия   о   бактериостатическом   и   бактерицидном   действии Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Значение   противомикробных   средств   для   лечения   и   профилактики инфекционных заболеваний. 2. противомикробных средств. 3. Классификация противомикробных средств. 4. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. 5. Галогеносодержащие препараты: хлорная известь, хлорамин Б и другие хлорсодержащие   препараты,   раствор   йода   спиртовой,   раствор   Люголя, йодинол, йодонат. 6. Характеристика действия. Применение в медицинской практике. Побочные эффекты. 7.  Окислители   (раствор   перекиси   водорода,  калия   перманганат).   Принцип действия. Применение в медицинской практике. 8. Соли металлов (ртути дихлорид, серебра нитрат, цинка сульфат, висмута сульфат). Противомикробные свойства солей и тяжелых металлов. Вяжущие и   прижигающие   действия.   Практическое   значение.   Отравление   солями тяжелых   металлов.   Помощь   при   отравлении   солями   тяжелых   металлов. Применение унитиола. 9. Препараты ароматического ряда: фенол чистый, ихтиол, резорцин, деготь березовый. Особенности действия и применение в медицинской практике. 10. формальдегида. Практическое значение. Применение. 11.   Производные   нитрофурана:   фурацилин,   фуразолидон.   Свойства   и применение в медицинской практике.   Препараты   алифатического   ряда:   спирт   этиловый,   раствор 13 12.   Красители   (бриллиантовый   зеленый,   этакридина   лактат,   метиленовый синий). Особенности действия, применение в медицинской практике. 13.   Детергенты.   Противомикробные   и   моющие   средства.   Применение препаратов «Циригель», «Рооккал» и других. 14. Кислоты и щелочи (кислота борная, раствор аммиака). Антисептическая активность. Практическое значение. Практические занятия: «Антисептические и дезинфицирующие средства» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии.  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Антисептики растительного происхождения»; ­ «История открытия антисептиков»; ­ «Техника безопасности при работе с антисептиками».  Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Общая   характеристика   химиотерапевтических   средств.   Их   отличие   от антисептиков. Понятие об основных принципах химиотерапии. 2. Антибиотики.  Бензилпенициллина натриевая и калия соли, бициллины, оксациллина натриевая   соль,   ампициллина   тригидрат,   эритромицин,   тетрациклин, левомицетин, стрептомицина сульфат, цефалоридин.  Биологическое значение антибиоза. Принципы действия антибиотиков. Понятие   о   препаратах   группы   бензилпенициллина.  Спектр   действия. Длительность действия отдельных препаратов. Применение. Побочные эффекты. Полусинтетические пенициллины. Особенности действия и применения. 14 2 ч. 1 ч. 6 ч. 2 2 1   Тема Химиотерапевтические средства. 3.2.  Спектр   действия   и   применения   цефалоспоринов.   Свойства   и применение   эритромицинов,   Спектр   действия. Применение.   Тетрациклины   длительного   действия   (метациклин). Побочные эффекты.   тетрациклины.  Стрептомицина   сульфат.   Спектр   действия.   Практическое   значение. Побочные эффекты. Другие антибиотики из группы аминогликозидов (гентамицин, неомицин). Карбапенемы (тиенам), спектр и тип действия, показания к применению и побочные эффекты.  Противогрибковые   антибиотики:   нистатин,   леворин.   Применение, побочные эффекты. 3. Сульфаниламидные препараты. (Сульфадимезин,   уросульфан,   сульфацил­натрий,   сульдиметоксин, фталазол, бактрим, «бисептол»).   Спектр   действия,  Механизм   антибактериального   действия   сульфаниламидных   различия   между   отдельными препаратов. препаратами   по   длительности   действия   и   способности   всасывания   в желудочно­кишечном   тракте,   предупреждение   Производные натирофурана (фуразолидон, фуралгин), спектр действия, особенности применения,   побочные   эффекты.   Хинолоны   (нитроксолин)   и фторхинолоны (офлаксацин, ципрофлоксацин, норфоксацин) – спектр действия, показания к применению.  Нитроимидазолы   (метранидазол,   спектр   действия,   тинидазол), показания и противопоказания к применению. 4. Противовирусные средства. (Оксолин, ацикловир, ремантадин, интерферон, арбидол).  Особенности применения отдельных препаратов. Биологическое значение интерферона. Применение для лечения и профилактики вирусных инфекций. 5. Средства, применяемые для лечения трихомонадоза. (Метронидазол,   Принципы химиотерапии   трихомонадоза.   Средства   метронидазола.   Применение.   трихоионацид,   фуразолидон).   тинидазол, 15 Практическое значение тинидазола и трихомоноцида. 5. Противомикозные средства:  Особенности их действия и применения.  Антибиотики   –   нистатин,   леворин,   натамицин,   гризофульвин, амфотирецин – В.  Производные имидазола – кетоконазол, клотримазол.  Производные триазола – флуконазол, тербинафин.  Препараты   ундициленовой   кислоты  – «ундецин», «цинкундан», «микосептин».  Применение в медицинской практике. Практические занятия: Практические занятия: «Химиотерапевтические средства» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­   «История   открытия   антибиотиков.   Работы   отечественных   и зарубежных ученых». ­ «История открытия сульфаниламидных препаратов». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Вещества, влияющие на афферентную иннервацию.  Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему.  Местноанестезирующие   средства.   Прокаин   (новокаин),   тетракаин 2. (дикаин), ксикаин (лидокаин), бензокаин (анестезин), ультракаин (артикаин).  Общая характеристика. Виды местной анестезии. Сравнение местных анестетиков   по   активности,   длительности   действий,   токсичности. Применение при различных видах анестезии. 16 4 ч. 5 ч. 2 ч. 2 2 1 Тема 3.3 Средства, действующие на систему (нейротропные средства). нервную 3.  Вяжущие   вещества.   (Танин,   кора   дуба,   танальбин,   висмута   нитрат основной, виккалин, Де­нол, ксероворм, дерматол).  Общая характеристика. Практическое значение. Применение. 4. Адсорбирующие вещества. (Уголь активированный, магния силикат, глина белая, полифепан).  Принцип действия. Применение в медицинской практике. 5.  Обволакивающие   средства.   (Слизь   из   крахмала,   семян   льна).   Принцип действия, применение.  6. Раздражающие вещества.  Препараты,   содержащие   эфирные   масла   (ментол,   раствор   аммиака, горчичники,  масло   эвкалиптовое,  терпинтиное,  гвоздичное,  камфора, валидол).  Препараты, содержащие яды пчел (апизатрон) и яды змей (випрасол, Тема   3.4.   Вещества,   влияющие на эфферентную иннервацию. випратокс).  Препараты спиртов (нашатырный спирт, муравьиный спирт, этиловый спирт).  Рефлекторные   действия   раздражающих   средств.   Понятие   об отвлекающем эффекте. Применение. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Классификация   лекарственных   средств,   влияющих   на   эфферентную нервную систему. 2. Деление холинорецепторов на мускарино­ и никотиночувствительные (м­ и н­холинорецепторы).   действующих   на холинергические синапсы. 3. М­холиномиметические вещества (пиликарпина гидрохлорид, ацеклидин). 4.   Влияние   на   величину   зрачка,   внутриглазное   давление,   гладкие   мышцы внутренних   органов.   Применение   в   медицинской   практике,   побочные эффекты. 5.   Н­холиномиметические   вещества   (цититон,   лобелина   гидрохлорид,   Классификация   веществ, 17 4 ч. 1 «Табекс», «Анабазие», «Никоретте»). 6. Общая характеристика. Применение, особенности действия. 7.   Токсическое   действие   никотина.   Применение   препаратов   цитизина   и лобелина для борьбы с курением. 8.   М­   и   Н­холиномиметики:   фармакологические   эффекты,   показание   к применению и побочные эффекты. 9.   Антихолинэстеразные   средства   (прозерин,   физостигмин,   неостигмин). Механизм действия. Основные фармакологические эффекты. Применение в медицинской   практике.   Токсическое   действие   фосфорорганических соединений, принципы лечения отравлений. 10. М­холиноблокирующие вещества (атропина сульфат, настойка и экстракт красавки, платифиллина гидротартрат, метацин, гомотропин). 11. Влияние атропина на глаза, гладкие мышцы, железы, сердечно­сосудистую систему. Применение. Токсическое действие атропина. 12. Препараты красавки (белладонны). Особенности действия и применения платифиллина и метацина, скополамина (таблеток «Аэрон») в медицинской практике. 13.   Ганглиоблокирующие   вещества   (бензогексоний,   пентамин,   гигроний). Принцип действия. Влияние на артериальное давление, тонус гладких мышц, секрецию желез. Применение. Побочные эффекты. 14.   Курареподобные   вещества   (турбокурарин   хлорид,   дитилин).   Общая характеристика. Применение. 15. Вещества, действующие на адренергические синапсы. 16.   Понятие   об   действующих на адренергические синапсы. α 17.   ­адреномиметические   средства.   Принцип   действия.   Применение (метазон,   нафтизин,   изадрин,   норадреналина   гидротартат,   адреналина гидрохлорид).  18.  ­адреномиметики (изадрин, салбутамол, фенотерол). Принцип действия. Применение.   Побочные   эффекты.   Норадреналин.   Влияние   на   сердечно­ α β ­  ­ Адреналин. Особенности механизма сосудистую систему. Применение.  β ­адренорецепторах.   Классификация   веществ, β α ­   и   18 действия. Применение. 19.   Эфедрин.   Механизм   действия.   Отличие   от   адреналина.   Применение. Побочные эффекты. 20.   Адреноблокаторы.   Характер   действия.   Применение.   Влияние   на сердечно­сосудистую систему. Применение. Побочные эффекты. 21.   Симпатологические   вещества   (резерпин,   октадин,   раунатин).   Принцип действия   симпатолитиков.   Особенности   действия   резерпина   и   октадина. Применение. Побочные эффекты. Практические занятия: Практические занятия: «Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию». Семинарское занятие: «Вещества действующие в области эфферентных нервных волокон» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­   «Лекарственные   растения,   содержащие   эфедрин,   применение   в медицинской практике». ­   «Лекарственные   растения,   содержащие   резерпин,   применение   в медицинской практике». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Средство для ингаляционного наркоза (эфир для наркоза, фторотан, азота закись). История открытия наркоза. Стадии наркоза. Особенности действия отдельных препаратов. Применение. Осложнения при наркозе. 2.   Средства   для   неингаляционного   наркоза   (тиопентал­натрий,   пропанид, натрия   оксибутират,   кетамин).   Отличие   неингаляционных   средств   для наркоза от ингаляционных. Пути введения, активность, продолжительность 19 4 ч. 2 ч. 5 ч. 2 2 2 6 ч. 1     3.5 Тема Вещества, действующие   на   центральную нервную систему. действия   отдельных   препаратов.   Применение   в   медицинской   практике. Возможные осложнения. 3. Этанол (спирт этиловый). 4.   Влияние   на   центральную   нервную   систему.   Влияние   на   функции пищеварительного тракта. Действие на кожу, слизистые оболочки. 5. Противомикробные свойства, показания к применению. 6. Снотворные средства. 7. Барбитураты (фенобарбитал, этаминал­натрий, нитразепам). 8. Бензадиазепины (тамазепам, триазолам, оксазолам, лоразепам). 9. Циклопирролоны (зопиклон). 10. Фенотиазины (дипразин, прометазин). 11.   Снотворные   средства,   принцип   действия.   Влияние   на   структуру   сна. Применение.   Побочные   эффекты.   Возможность   развития   лекарственной зависимости. 12. Анальгетические средства. 13.   Наркотические   анальгетики   –   препараты   опия   (морфина   гидрохлорид омнопон, кодеин). 14.   Синтетические   наркотические   анальгетики   (промедол,   фентанил, пентозацин,   трамадол),   их   фармакологические   эффекты,   показания   к применению, побочные эффекты. 15.   Острое   отравление   наркотическими   анальгетиками.   Помощь   при отравлении.   Антагонисты   наркотических   анальгетиков   (налорфина гидрохлорид, налоксон). 16.   Ненаркотические   анальгетики,   нестероидные   противовоспалительные средства:   кислота ацелилсалициловая. 17.   Механизм   болеутоляющего   действия.   Противовоспалительные   и жаропонижающие свойства. Применение. Побочные эффекты. 18. Психотропные средства. 19. Нейролептики (аминазин, галоперидол, трифтазин). 20.   Общая   характеристика.   Антипсихотические   и   транквилизирующие   метамизол­натрий   (анальгин),   амидопирин, 20 свойства.   Потенцирование   наркотических   и   болеутоляющих   средств. Противорвотное   действие   (этаперазин).   Применении   нейролептиков. Побочные эффекты. 21. Транквилизаторы (диазепам, нозепам, сибазон, феназепам, нитразепам). 22.   Общая   характеристика.   Фармакологическое   действие.   Применение. Побочные эффекты. Седативные средства (бромиды, препараты валерианы, пустырника, пиона, мелиссы, мяты, ромашки и комбинированные препараты – корвалол,   валокордин,   капли   Зеленина).   Общие   показания   к   применению, возможные побочные эффекты. 23. Антидепрессанты (ниаламид, имизин, амитриптилин). 24.   Общее   представление   о   средствах,   применяемых   для   лечения депрессивных состояний. 25.   Аналептики   (кофеин­бензоат   натрия,   кордиамин,   этимизол,   камфора, сульфокамфокаин).   Общая   характеристика   аналептиков   на   центральную нервную   систему.   Стимулирующее   влияние   на   дыхательные   и сосудодвигательные центры. Психостимулирующее действие кофеина. 26. Влияние кофеина и камфоры на сердечно­сосудистую систему. Местное действие камфоры. 27. Психостимуляторы (сиднокарб, сиднофеин, кофеин). Фармакологические эффекты, общие показания к применению, побочное действие. 28.   Ноотропные   средства   (пирацетам,   пикамилон,   пантогам,   аминолон). Фармакологические эффекты, показание к применению, побочные действия. 29.   Средства,   улучшающие   мозговое   кровообращение   (винпоцетин, циннарщин, нитодипин, пентоксифиллин, инстенон). 30.   Основные   показания   и   противопоказания   к   применению.   Побочные эффекты. 31. Общетонизирующие средства (адаптогены) 32.   Препараты   элеутерококка,   женьшеня,   алоэ,   пантокрин,   стекловидное тело, солкосерил, ФИБС, апилак, препараты прополиса. 33. Общие показания и противопоказания к применению. Практические занятия: Практические занятия: 21 2 ч. 2 «Средства, влияющие на центральную нервную систему». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: 4 ч. 2 ­ «История открытия наркоза». ­ «Социальные аспекты наркомании». ­ «Лекарственные растения, обладающие седативным действием». ­ (анальгетическим)  действием».   «Лекарственные   растения,   обладающие   обезболивающим Тема   3.6.   Средства,   влияющие на функции органов дыхания. 2 ч. 1  Противокашлевые   средства  Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.  Стимуляторы   дыхания  –   аналептики   (кордиамин,   кофеин   –   бензоат натрия, этимизол, цититон, сульфакамфокаин, камфора). 2. Стимулирующее влияние на дыхание аналептиков и н­холиномиметиков. Сравнительная   характеристика   препаратов.   Применение   в   медицинской практике. (кодеин   фосфат,   либексин,   глауцин, 3. окселадин). Особенности противокашлевого действия кодеина. Показания к применению.   Возможность   развития   лекарственной   зависимости. Особенности действия либексина. 4. гидрокарбонат, калия йодид, бромгексин, АЦЦ). 5. Механизм отхаркивающего действия препаратов термопсиса. 6. Отхаркивающие средства прямого действия: трипсин, калия йодид, натрия гидрокарбонат.   Применение   отхаркивающих   средств,   побочные   эффекты. Муколитические   отхаркивающие   средства:   амброксол,   бромгексин, ацетилцистеин – особенности действия и применение.  Отхаркивающие   средства  (настой   и   экстракт   термопсиса,   натрия 22 Бронхолитические   средства  7. гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, эуфиллин). 8. миотропного действия и м­холиноблокаторов.   Бронхолитическое   действие   (изадрин,   сальбутамол,   адреналин α ­адреномиметиков,   спазмолитиков Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на функции органов дыхания» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Лекарственные растения, обладающие отхаркивающим действием». ­   «Особенности   применения   лекарственных   препаратов   для предупреждения приступов бронхиальной астмы». ­   «Лекарственные   препараты,   применяемые   для   профилактики приступов бронхиальной астмы» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Сердечные гликозиды (дигоксин, целанид, строфантин К, коргликон). 2.   Растения,   содержащие   сердечные   гликозиды.   Избирательное   действие сердечных   гликозидов   на   сердце.   Влияние   на   силу   и   ритм   сердечных сокращений,   проводимость,   автоматизм.   Эффективность   при   сердечной недостаточности. Различия между отдельными препаратами. 3.   Токсическое   действие   сердечных   гликозидов   и   меры   по   его предупреждению. 4.  Противоаритмические   средства  (хинидин,   новокаин,   амид,   лидокаин (ксикаин), анаприлин, верапамил). 5. Средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолии. Особенности действия   и   применения   мембраностабилизирующих   средств, 23 Тема 3.7 Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему. 2 ч. 2 ч. 2 2 2 ч. 1 Средства,   применяемые   при   коронарной   недостаточности адреноблокаторов   и   блокаторов   кальциевых   каналов   (верапамил). Использование препаратов калия, их побочное действие. 6. Антиангинальные средства. 7. (нитроглицерин, анаприлин, верапамил, нифедипин, дилтиазем). 8.  Средства,   применяемые   для   купирования   и   предупреждения   приступов стенокардии. Принцип действия и применение нитроглицерина. 9.   Препараты   нитроглицерина   длительного   действия   –   сустак­форте, нитрогранулонг и др. Использование при стенокардии  ­адреноблокаторов, блокаторов кальциевых каналов. 10.   Средства,   применяемые   при   инфаркте   миокарда:   обезболивающие, противоаритмические   препараты,   сердечные гликозиды, антикоагулянты и фибринолитические средства. 11.   Гипотензивные   (антигипертензивные)   средства   (клофелин,   метилдофа, пентамин,   резерпин,   анаприлин,   дибазол,   магния   сульфат,   дихлотиазид, каптоприл, этанаприл, лозартан). 12.   Классификация.   Гипотензивные   средства   центрального   действия. Показания   к   применению   ганглиоблокаторов.   Особенности   гипотензивного действия   симпатолитиков   и   адреноблокаторов.   Гипотензивные   средства миотропного   действия.   Применение   при   гипертонической   болезни диуретических   средств.   Комбинированное   применение   гипотензивных препаратов. Побочные эффекты. β   прессорные   средства, Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему» Семинарское занятие: Семинарское занятие: «Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему» 24 2 ч. 2 ч. 2 2 Тема   3.8.   Средства,   влияющие на   водно­солевой   баланс.   Тема 3.9.   Средства,   влияющие   на тонус сократительную активность миометрия.   и   7 ч. 2 ч. 2 1 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Средства, влияющие на водно­солевой баланс (диуретики) – дихлотиазид, фуросемид (лазикс), спиронолактон, манит. 2. Принципы действия дихлотиазида и фуросемида. Различия в активности и продолжительности   действия.   Применение   при   отеках   и   для   снижения артериального давления. 3.   Механизмы   действия   калийсберегающих   диуретиков   (триаметерен, спиронолактон).   Применение.   Осмотические   диуретики   (манит).   Принцип действия, применение, побочные эффекты. 4.   Классификация   средств,   влияющих   на   функции   и   сократительную активность   миометрия,   фармакологические   свойства   и   применение   в медицинской   практике   препаратов   гормонов   задней   доли   гипофиза, простагландинов,   препаратов   простагландинов (динопрост, динопростон) 5. Уретонические средства. 6. Алкалоиды спорыньи. Характер действия на миометрий. Применение при маточных   кровотечениях   (эргометрин,   метилэргометрин,   эрготамин, эрготал). Возможные побочные эффекты. 7. Свойства и применение котарина хлорида. 8. Токолитические средства. 9. сальбутамол, тербуталин). 10. Препараты гестагенов (прогестерон, туринал и др.). 11. Показания к применению токолитических средств, возможные побочные   ослабляющие   сокращения   миометрия   (партусистен,   адреномиметиков,   Средства, 25 Тема 3.10. Средства, влияющие на систему крови. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 2 1 эффекты. Практическое занятие:   «Средства, влияющие на водно­солевой баланс». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы. Аудиторная самостоятельная работа: Решение задач. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Средства, влияющие на эритропоэз  (железо  восстановленное, ферковен, феррум­лек, гемофер, кислота фолиевая, цианокобаламин). 2. Терапевтическое действие препаратов железа при анемиях. Применение цианокобаламина   и   кислоты   фолиевой,   побочные   эффекты, противопоказания. 3. Средства, влияющие на свертываемость крови. 4.   Средства,   способствующие   свертыванию   крови   –   коагулянты   (викасол, фибриноген, тромбин). 5.  Понятие   о   факторах   свертывания   крови.  Механизм   действия   викасола. Применение. Использование при кровотечениях препаратов кальция (кальция хлорид, кальция глюконат). 6. Препараты, применяемые для остановки кровотечения (тромбин). 7. Вещества, препятствующие свертыванию крови – антикоагулянты (гепарин, неодикумарин, фенилин, натрия цитрат). 8. Классификация антикоагулянтов. Гепарин и низкомолекулярные гепарины. Принцип   действия.   Скорость   наступления   и   продолжительность   действия. Влияние на биосинтез протромбина. Применение, побочные эффекты. 9.   Натрия   цитрат.   Механизм   действия.   Использование   при   консервации крови. 10.   Средства,   влияющие   на   фибринолиз   (фибринолизин,   стрептокиназа, 26 стрептодеказа). 11.   Понятие   о   фибринолизе.   Фибринолитические   средства,   применение, побочные эффекты. 12.   Вещества,   угнетающие   фибринолиз   (аминокапроновая   кислота, контрикал, трасилол). Применение. 13.   Применение   плазмозамещающих   средств   и   солевых   растворов (изотонический   раствор   натрия   хлорида,   полиглюкин,   реополиглюкин)   в медицинской практике. 14.  Коллоидные   растворы   дезинтоксикационного   действия,  пути   введения, показания к применению. 15. Коллоидные растворы гемодинамического действия – раствор альбумина, полиглюкин, реополиглюкин, пути введения, показания к применению. 16.   Кристаллоидные   растворы   (растворы   глюкозы   изотонический   и гипертонический,   изотонический   раствор   натрия   хлорида,   полиглюкин, реополиглюкин) в медицинской практике. 17.   Кристаллоидные   растворы   (растворы   глюкозы   изотонический   и гипертонический, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, Дисоль, Трилоль, Лактосоль, Регидрон и др.), пути их введения. Показания к применению. Практическое занятие: «Средства, влияющие на систему крови» . Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­   «Применение   комбинированных   солевых   растворов   в   медицинской практике» ­ «Лекарственные   растения,  применяемые   для   лечения   гипохромных анемий» 27 2 ч. 2 ч. 2 2 3.11   Средства,   влияющие   на функции органов пищеварения. 4 ч. 1 ­   «Лекарственные   растения,   обладающие   кровоостанавливающим действием» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Средства,   влияющие   на   аппетит   (настойка   полыни,   дезопимон, амфепрамон, сибутрамин, флуоксетин). 2. Применение лекарственных средств при пониженном аппетите и для его угнетения. 3. Средства, применяемые при недостаточности секреции желез желудка (сок желудочный натуральный, пепсин, кислота хлороводородная разведенная). 4. Применение средств заместительной терапии при снижении секреторной активности желудка. 5.   Средства,   применяемые   при   избыточной   секреции   желез   желудка (атропина сульфат, экстракты красавки, алюминия нидрокись, магния окись). 6. Влияние на секрецию желудочного сока м­холиноблокаторов, блокаторов гистаминовых Н2­рецепторов. 7. Антацидные средства. Принцип действия. Различия в действии отдельных препаратов   (натрия   гидрокарбонат).   Комбинированные   препараты   (магния сульфат,   алюминия   гидроокись,   «Альмагель»,   «Фосфалюгель»,   гастал, «Маолокс». 8. Сравнение различных средств, применяемых при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 9. Желчегонные средства (таблетки «Аллохол», магния сульфат, атропина сульфат,   папаверина   гидрохлорид,   но­шпа,   кислота   дегидрхолиевая, холензим,   оксафенамид,   холагол,   фламин,   танацехол,   холосас,   экстракт кукурузных рылец). 10.   Средства,   способствующие   образованию   желчи   (холесекретики). Использование м­холиноблокаторов и спазмолитиков миотропного действия для   облегчения   выделения   желчи.   Показания   к   применению   желчегонных средств в медицинской практике. 28 Слабительные   средства   (магния   сульфат, 11.   Средства,   применяемые   при   нарушениях   экскреторной   функции поджелудочной железы. 12.   Применение   ферментных   препаратов   при   хроническом   панкреатите   и энтеритах (фестал, мезим). 13.   масло   касторовое, фенолфталеин, порошок корня ревеня, форлакс, бисакодил, сенаде, регулакс, глаксена). Принцип действия и применение солевых слабительных. 14.   Механизм   действия   и   применение   масла   касторового. Локализациядействия и практическое значение фенолфталеина и препаратов, содержащих   антрагликозиды.   Антидиарейные   средства   (холестерамин, лоперамид, смекта, уголь активированный). Особенности действия. Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Роль витаминов в обмене веществ. Применение препаратов витаминов при гиповитаминозах и лечении заболеваний, не связанных с недостаточностью витаминов. Классификация препаратов витаминов. 2.   Препараты   водорастворимых   витаминов   (тиамина   бромид,   рибофлавин, пиридоксина гидрохлорид, кислота  никотиновая, цианокобаламин,  кислота фолиевая, кислота аскорбиновая, рутин). 3. Роль витаминов группы В в обмене веществ. Влияние на нервную систему, сердечно­сосудистую   систему,   желудочно­кишечный   тракт,   кроветворение, эпителиальные покровы. Показания к применению отдельных препаратов (В1, В2, В3, С, РР, В6, В12, Вс). 29 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 2 1 Тема 3.12. Витаминопрепараты. Препараты   жирорастворимых   витаминов   4.   Кислота   аскорбиновая.   Участие   в   окислительно­восстановительных процессах. Влияние на проницаемость капилляров. Применение. 5. Препарат витамина Р­рутин, действие и применение. 6.   Витамин   И   (метилметионинисульфония   хлорид),   его   действие   и применение. 7. эргокальциферол, токоферол). 8.   Ретинол.   Влияние   на   эпителиальные   покровы.   Участие   в   синтезе зрительного пурпура. Применение. Возможность гипервитаминоза. 9.   Эргокальциферол.   Влияние   на   обмен   кальция   и   фосфора.   Применение. Возможность гипервитаминоза. 10. Токоферол, действие и применение в медицинской практике. 11.Поливитаминные препараты, применение. 12.   Биологически   активные   добавки   (БАД),   общая   характеристика. Показания к применению. (ретинола   ацетат, Тема   3.13. препараты.   Гормональные Практическое занятие: «Препараты витаминов»  Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа: • • Работа с учебной, методической, справочной литературой. Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием методической и справочной литературы. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Понятие о гормонах, их фармакологической роли. 2.   Понятие   о   принципе   «обратной   связи»,   действующем   при   выработке гормонов   в   организме   и   связанном   с   ним   побочном   эффекте   «синдром отмены». 3.   Понятие   о   гормональных   препаратах,   классификация.   Механизмы действия,  фармакологические  эффекты  побочного  действия  и  применения 30 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 2 1 Влияние   на   обмен   веществ. препаратов. 4. Препараты гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин). Препараты гормонов задней доли гипофиза – окситоцин, вазопрессин. Их влияние на функции   и   сократительную   активность   миометрия.   Препараты   гормонов щитовидной   железы.   Применение. Антитиреоидные средства, принцип действия, применение. 5.   Инсулин.   Влияние   на   углеводный   обмен.   Применение.   Помощь   при передозировке инсулином. Препараты инсулина длительного действия. 6. Синтетические гипогликемические средства (бутамид). 7.   Глюкокортикоиды.   Противовоспалительное   и   противоаллергическое действие.   Влияние   на   обмен   углеводов   и   белков.   Применение.   Побочные эффекты и меры их предупреждения. 8. Препараты женских половых гормонов и их синтетические аналоги. 9.   Эстрогенные   и   гестагенные   препараты,   их   практическое   значение. Показания   к   применению   в   медицинской   практике.   Принцип   действия контрацептивных   средств,   назначаемых   внутрь.   Возможные   побочные эффекты. 10. Препараты мужских половых гормонов. Показания и противопоказания к применению. 11. Анаболические стероиды, их действие и применение. Практические занятия: Практические занятия: «Гормональные препараты». Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа: • • использованием методической и справочной литературы. Работа с учебной, методической, справочной литературой. Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с 31 2 ч. 2 ч. 2 2 Тема   3.14.   Антигистаминные   и противовоспалительные средства. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Противоаллергические   и   противовоспалительные   средства   (димедрол, дипразин, диазолин, преднизолон, индометацин, фенкарол, тавегил). 2. Антигистаминные вещества. Принцип действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Н1 – гистаминоблокаторы. 3. Принцип действия кромолин­натрия. Применение. 4. Применение адреналина и бронхолитиков миотропного действия (эуфилин) при анафилактических реакциях. 5. глюкокортикоидов. Показания к применению. 6.   Нестероидные   противовоспалительные   препараты.   Принцип   действия. Показания к применению.   и   противовоспалительные   Противоаллергические свойства   Практические занятия: Практические занятия: «Антигистаминные и противовоспалительные средства». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Новейшие антигистаминные препараты» ­ «Применение лекарственных препаратов для купирования приступов бронхиальной астмы» 2 ч. 1 2 ч. 1 ч. 2 2   Тема медикаментозной терапии. 3.15   Осложнение Практическое занятие: Практическое занятие: Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Понятие о ятрогенных заболеваниях. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. 2. Токсическое действие лекарственных средств, общие мероприятия первой 2 ч. 2 32 помощи при отравлениях: ­   удаление   вещества   с   места   попадания   в   организм   (обработка   кожи, слизистых оболочек, промывание желудка), ­ мероприятия по предупреждению всасывания вещества в крови (применение адсорбирующих, слабительных средств), ­ уменьшение концентрации всосавшегося вещества в крови (обильное питье, введение плазмозамещающих жидкостей, диуретиков), ­   обезвреживание   яда   путем   применения   специфических   антагонистов   и антидотов, ­ устранение возникших нарушений жизненно важных функций. Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с литературой в библиотеке и доступных базах данных.  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Основные принципы терапии острых отравлений этанолом (этиловым спиртом)» ­ «Основные принципы терапии острых отравлений снотворными» ­   «Основные   принципы   терапии   острых   отравлений   наркотическими анальгетиками» ­   «Основные   принципы   терапии   острых   отравлений   сердечными гликозидами» ­ «Основные принципы терапии острых отравлений атропином»  Выполнение упражнений по рецептуре. 1 ч. 2 Итого: Итого: 135ч. 33 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимуму материально­техническому обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   по   специальностям   СПО   требует наличия учебного кабинета фармакологии. Оборудование учебного кабинета: Информационные средства обучения:  Учебники;  Учебные пособия;  Справочники;  Сборники тестовых заданий;  Сборники ситуационных задач. Наглядные средства обучения: 1. Изобразительные пособия:  Плакаты;  Схемы;  Рисунки;  Таблицы;  Графики;  Фотоснимки;  Гербарий. 2. Натуральные пособия:  Образцы лекарственных препаратов и форм;  Образцы лекарственного растительного сырья. 3.2. Информационное обеспечение обучения 34 Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс] : учебник /  Харкевич Д.А. ­ 3­е изд., испр. и доп. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432020.html 2. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой : учебник / Д.А.  Харкевич. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, 2001. ­ 408 с. : ил. Дополнительные источники: 1  Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре. Учеб. пособие для мед. училищ и колледжей. Ростов­на­Дону: Феникс, 2006. 158, 1 с., 4 л. ил. 2 Фармакология  с  общей  рецептурой  [Электронный   ресурс]   :   учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. ­ 3­е изд., доп. и перераб. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, ­ http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433669.html 2015.     3 Фармакология:   учебник   для   медицинских   училищ   и   колледжей   /   Н.И. Федюкович. 7 изд. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008. 35 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований.  Результаты обучения  (освоенные знания, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля знаний: групповой;  индивидуальный;   комбинированный;  самоконтроль;  фронтальный. Методы контроля знаний:  устный;  письменный;  практический;  поурочный   балл   (оценивается деятельность   студентов   на   всех этапах   занятия   и   выводится итоговая оценка) Усвоенные знания: Усвоенные знания: 1.   Лекарственные   формы,   пути   введения лекарственных   средств,   виды   их   действия   и взаимодействия. 2. Основные лекарственные группы и  фармакотерапевтические действия лекарств по  группам. 3. Побочные эффекты, виды реакций и  осложнения лекарственной терапии. 4. Правила заполнения рецептурных бланков. Освоенные умения Освоенные умения 1 Выписывать   лекарственные   формы   в   виде рецепта   с   применением   справочной литературы. 2 Находить   сведения   о   лекарственных препаратах в доступных базах данных. 3 Ориентироваться   в   номенклатуре лекарственных средств. 4 Применять   лекарственные   средства   по назначению врача. 5 Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм. 36

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология

Рабочая программа Фармакология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019