Рабочая программа Фармакология Сестринское дело
Оценка 4.8

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
Взрослым
20.03.2019
Рабочая программа Фармакология Сестринское дело
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ дополнительного профессионального образования в части профессиональных компетенций: 1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп. 2. Определять тактику ведения пациента. 3. Выполнять лечебные вмешательства. 4. Осуществлять контроль состояния пациента. 5. Проводить санитарно-эпидемические мероприятия. 6. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. 7. Проводить диагностику неотложных состояний. 8. Организовывать здоровьесберегающую среду.
Рабочая программа Фармакология Сестринское дело.doc
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ФАРМАКОЛОГИЯ Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Медицинская сестра (Медицинский брат) Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 мес. на базе среднего общего образования г. Череповец 2016 год Рабочая   программа   учебной   дисциплины   разработана   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   по   34.02.01 специальностям   среднего   профессионального   образования: «Сестринское дело» Организация­разработчик:  БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчики: Сорокина Людмила Александровна, преподаватель  патологии высшей квалификационной   категории   БПОУ   ВО   «Череповецкий   медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Рекомендована   Методическим   советом   БПОУ   ВО   «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Заключение Методического совета № ___ от «___» __________ 20___г. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ» 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4­6 7­33 34­35 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОЙ 36 ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ» 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в   соответствии   с  ФГОС   по специальности   СПО:   34.02.01   «Сестринское   дело»   (базовый   уровень подготовки). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации   программ   дополнительного   профессионального   образования   в части профессиональных компетенций: 1.   Определять   программу   лечения   пациентов   различных возрастных групп. 2. Определять тактику ведения пациента. 3. Выполнять лечебные вмешательства. 4. Осуществлять контроль состояния пациента. 5. Проводить санитарно­эпидемические мероприятия. 6. Проводить санитарно­гигиеническое воспитание населения. 7. Проводить диагностику неотложных состояний. 8. Организовывать здоровьесберегающую среду. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина   «Фармакология»   входит   в   состав   раздела «Общепрофессиональные   дисциплины»   к   дисциплинам   профессионального цикла. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 4  выписывать   лекарственные   формы   в   виде   рецепта   с   использованием справочной литературы;  находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах  данных;  ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;  применять лекарственные средства по назначению врача;  давать рекомендации по назначению различных лекарственных средств; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;  основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие  лекарств по группам;  побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной  терапии;  правила заполнения рецептурных бланков. Медицинская сестра / медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать  профессиональными   компетенциями,  соответствующие   видам деятельности: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК   2.2.   Осуществлять   лечебно­диагностические   вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. Медицинская сестра / медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 5 ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного   заниматься   самообразованием, развития, осуществлять повышение квалификации.   осознанно   планировать   и 1.4.   Количество   часов   на   освоение   рабочей   программы   учебной дисциплины по специальностям СПО: 34.02.01 «Сестринское  дело»: максимальной учебной нагрузки обучающегося  135  часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  90 часов; самостоятельной работы обучающегося  45  часов 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: ­ практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме экзамена Объем часов Сестринское дело 135 90 26 45 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Фармакология» Наименование  разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения Раздел   1.  Введение.   История фармакологии. Общая фармакология. Тема   1.1. фармакологии. фармакология (фармакокинетика лекарственных веществ).  Введение.   История Общая     Тема 1.2. Общая фармакология. Фармакодинамика лекарственных веществ.   Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 2 ч. 1 1. Предмет и задачи фармакологии. Основные этапы развития фармакологии. Источники получения лекарственных средств. Определение фармакологии  как науки, ее связь с другими медицинскими и биологическими  дисциплинами. Краткий исторический очерк развития науки о лекарственных средствах. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии  (И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии  Н.П. Кравков. 2. Пути изыскания лекарственных средств, их клинические испытания.  Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата.  Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Понятие   о   лекарственных   веществах,   лекарственных   препаратах, лекарственных формах. 2.   Источники   получения   лекарственных   средств   (сырье   растительного происхождения,  животного,   минерального,  бактериального   происхождения, синтез).   Пути   изыскания   и   клинические   испытания   новых   лекарственных средств. 3. Лекарственные формы, их классификация. Преимущества лекарственных форм промышленного производства. 4. Государственная фармакопея (11 и 12 издание). 5. Основные сведения об аптеке. Правила хранения и учета лекарственных 8 2 ч. 1 средств в аптеках и отделениях стационаров. 6. Пути введения лекарственных средств. Всасывание лекарственных веществ при   различных   путях   введения.   Условия,   определяющие   всасывание вещества. 7.   Понятие   о   распределении   лекарственных   веществ   в   организме, биорансформации и путях выведений. 8.   Виды   действия   лекарственных   веществ:   местное,   рефлекторное, резорбтивное, основное и побочное, прямое и косвенное. 9. Дозы и концентрации. Виды доз. Понятие о терапевтической широте. 10.   Зависимость   действия   лекарственных   препаратов   от   возраста, индивидуальных особенностей организма, патологических состояний. 11. Изменения действия лекарственных веществ при их повторных введениях. 12. Понятие о кумуляции, привыкании, лекарственной зависимости. 14. Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и   антагонизме.   Побочное   действие   лекарственных   средств.   Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие лекарственных веществ. Самостоятельная работа: Внеаудиторная самостоятельная работа:  Выполнение тестовых заданий.  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Решение задач.  Работа в библиотеке с учебно­методической литературой  и доступной базой данных.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Новейшие лекарственные формы». ­ «Принципы изыскания новых лекарственных форм». ­   «Понятие   о   токсическом, лекарственных веществ». ­ «Особенности дозирования лекарств в детском возрасте».   эмбриотоксическом   действии 9 2 ч. 2 Раздел 2. Общая рецептура. Тема   2.1.  Рецепты.   Мягкие лекарственные  формы. Твёрдые лекарственные формы ­ «Особенности дозирования лекарств в пожилом возрасте» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Рецепт,   определение.  Структура   рецепта.   Формы   рецептурных   бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращения, используемые при выписывании рецептов. 2. Мази: определение, состав мази. Характеристика мазевых основ (вазелин, ланолин, животные жиры, растительные масла, синтетические основы, воски). Влияние мазевой основы на процесс всасывания лекарств. Применение мазей, условия хранения. 3. Пасты: определение, состав пасты. Отличие пасты от мази. Применение. 4.   Суппозитории:   определение,   состав,   виды   суппозиториев  (ректальные   и вагинальные).   Основы   для   приготовления   суппозиторий.   Применение   и условия хранения. 5. Пластыри: определение, виды пластырей, применение. 6. Гели: общая характеристика, применение, хранение. 7. Лекарственные пленки: общая характеристика, хранение. 8.   Таблетки,   драже,   гранулы,   порошки,   капсулы:   общая   характеристика, правила   выписывания   в   рецепте   твердых   лекарственных   форм.   Общая характеристика   и   особенности   применения   карамелей   и   пастилок   в медицинской практике. Практические занятия: Практические занятия:  «Рецепт»  «Мягкие лекарственные формы»  «Твердые лекарственные формы» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Изучение   нормативных   документов   (приказов,   информационных 10 4 ч. 1 2 ч. 4 ч. 2 2 Тема 2.2 Жидкие лекарственные формы.   Лекарственные   формы для инъекций. писем).  Выполнение тестовых заданий.  Выполнение заданий по рецептуре.  Проведение анализа рецептов.  Подготовка реферативных сообщений. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсии. Настои и отвары. Настойки и   экстракты   (жидкие).   Новогаленовы   препараты.   Линименты.   Микстуры. Правила   выписывания   жидких   лекарственных   форм   в   рецептах.   Общая характеристика:   жидких   бальзамов,   лекарственных   масел,   сиропов, аэрозолей, капель и их применение. 2. Способы стерилизации лекарственных форм. Лекарственные формы для инъекций   в   ампулах   и   флаконах.   Стерильные   растворы,   изготовляемые   в аптеках. Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах и требования, предъявляемые к ним (стерильность, отсутствие химических и механических примесей). Практические занятия: Практические занятия:  «Жидкие лекарственные формы»  «Лекарственные формы для инъекций». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Выполнение тестовых заданий.  Выполнение заданий по рецептуре.  Проведение анализа рецептов.  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Подготовка реферативного сообщения по теме: «Современные методы стерилизации лекарственных форм для инъекций». 11 2 ч. 1 4 ч. 4 ч. 2 2 Частная Раздел 3. фармакология. Противомикробные противопаразитарные средства. Тема   3.1  Антисептические   и дезинфицирующие средства. и   2 ч. 1   Понятия   о   бактериостатическом   и   бактерицидном   действии Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Значение   противомикробных   средств   для   лечения   и   профилактики инфекционных заболеваний. 2. противомикробных средств. 3. Классификация противомикробных средств. 4. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. 5. Галогеносодержащие препараты: хлорная известь, хлорамин Б и другие хлорсодержащие   препараты,   раствор   йода   спиртовой,   раствор   Люголя, йодинол, йодонат. 6. Характеристика действия. Применение в медицинской практике. Побочные эффекты. 7.   Окислители   (раствор   перекиси   водорода,   калия   перманганат).   Принцип действия. Применение в медицинской практике. 8. Соли металлов (ртути дихлорид, серебра нитрат, цинка сульфат, висмута сульфат). Противомикробные свойства солей и тяжелых металлов. Вяжущие и   прижигающие   действия.   Практическое   значение.   Отравление   солями тяжелых   металлов.   Помощь   при   отравлении   солями   тяжелых   металлов. Применение унитиола. 9. Препараты ароматического ряда: фенол чистый, ихтиол, резорцин, деготь березовый. Особенности действия и применение в медицинской практике. 10. формальдегида. Практическое значение. Применение.   Препараты   алифатического   ряда:   спирт   этиловый,   раствор 12 11.   Производные   нитрофурана:   фурацилин,   фуразолидон.   Свойства   и применение в медицинской практике. 12.   Красители   (бриллиантовый   зеленый,   этакридина   лактат,   метиленовый синий). Особенности действия, применение в медицинской практике. 13.   Детергенты.   Противомикробные   и   моющие   средства.   Применение препаратов «Циригель», «Рооккал» и других. 14. Кислоты и щелочи (кислота борная, раствор аммиака). Антисептическая активность. Практическое значение. Практические занятия: «Антисептические и дезинфицирующие средства» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии.  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Антисептики растительного происхождения»; ­ «История открытия антисептиков»; ­ «Техника безопасности при работе с антисептиками».  2 ч. 3 ч. 2 2   Тема Химиотерапевтические средства. 3.2. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Общая   характеристика   химиотерапевтических   средств.   Их   отличие   от антисептиков. Понятие об основных принципах химиотерапии. 2. Антибиотики. 8 ч. 1  Бензилпенициллина натриевая и калия соли, бициллины, оксациллина натриевая   соль,   ампициллина   тригидрат,   эритромицин,   тетрациклин, левомицетин, стрептомицина сульфат, цефалоридин.  Биологическое значение антибиоза. Принципы действия антибиотиков. Понятие   о   препаратах   группы   бензилпенициллина.   Спектр   действия. Длительность действия отдельных препаратов. Применение. Побочные эффекты. Полусинтетические пенициллины. Особенности действия и применения.  Спектр   действия   и   применения   цефалоспоринов.   Свойства   и 13 применение   эритромицинов,   Спектр   действия. Применение.   Тетрациклины   длительного   действия   (метациклин). Побочные эффекты.   тетрациклины.  Стрептомицина   сульфат.   Спектр   действия.   Практическое   значение. Побочные эффекты. Другие антибиотики из группы аминогликозидов (гентамицин, неомицин). Карбапенемы (тиенам), спектр и тип действия, показания к применению и побочные эффекты.  Противогрибковые   антибиотики:   нистатин,   леворин.   Применение, побочные эффекты. 3. Сульфаниламидные препараты. (Сульфадимезин,   уросульфан,   сульфацил­натрий,   сульдиметоксин, фталазол, бактрим, «бисептол»).   Спектр   действия,  Механизм   антибактериального   действия   сульфаниламидных препаратов.   различия   между   отдельными препаратами   по   длительности   действия   и   способности   всасывания   в желудочно­кишечном   тракте,   предупреждение   Производные натирофурана (фуразолидон, фуралгин), спектр действия, особенности применения,   побочные   эффекты.   Хинолоны   (нитроксолин)   и фторхинолоны (офлаксацин, ципрофлоксацин, норфоксацин) – спектр действия, показания к применению.  Нитроимидазолы   (метранидазол,   спектр   действия,   тинидазол), показания и противопоказания к применению. 4. Противовирусные средства. (Оксолин, ацикловир, ремантадин, интерферон, арбидол).  Особенности применения отдельных препаратов. Биологическое значение интерферона. Применение для лечения и профилактики вирусных инфекций. 5. Средства, применяемые для лечения трихомонадоза. (Метронидазол,   Принципы химиотерапии   трихомонадоза.   Средства   метронидазола.   Применение. Практическое значение тинидазола и трихомоноцида.   трихоионацид,   фуразолидон).   тинидазол, 14 5. Противомикозные средства:  Особенности их действия и применения.  Антибиотики   –   нистатин,   леворин,   натамицин,   гризофульвин, амфотирецин – В.  Производные имидазола – кетоконазол, клотримазол.  Производные триазола – флуконазол, тербинафин.  Препараты   ундициленовой   кислоты   – «ундецин»,  «цинкундан», «микосептин».  Применение в медицинской практике. Практические занятия: Практические занятия: «Химиотерапевтические средства» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­   «История   открытия   антибиотиков.   Работы   отечественных   и зарубежных ученых». ­ «История открытия сульфаниламидных препаратов». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Вещества, влияющие на афферентную иннервацию.  Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему. 2.  Местноанестезирующие   средства.   Прокаин   (новокаин),   тетракаин (дикаин), ксикаин (лидокаин), бензокаин (анестезин), ультракаин (артикаин).  Общая характеристика. Виды местной анестезии. Сравнение местных анестетиков   по   активности,   длительности   действий,   токсичности. Применение при различных видах анестезии. 3.  Вяжущие   вещества.   (Танин,   кора   дуба,   танальбин,   висмута   нитрат основной, виккалин, Де­нол, ксероворм, дерматол).  Общая характеристика. Практическое значение. Применение. 15 4 ч. 3 ч. 2 ч. 2 2 1 Тема 3.3 Средства, действующие на систему (нейротропные средства). нервную 4. Адсорбирующие вещества. (Уголь активированный, магния силикат, глина белая, полифепан).  Принцип действия. Применение в медицинской практике. 5.  Обволакивающие   средства.   (Слизь   из   крахмала,   семян   льна).   Принцип действия, применение.  6. Раздражающие вещества.  Препараты,   содержащие   эфирные   масла   (ментол,   раствор   аммиака, горчичники,  масло   эвкалиптовое,   терпинтиное,  гвоздичное,  камфора, валидол).  Препараты, содержащие яды пчел (апизатрон) и яды змей (випрасол, випратокс).  Препараты спиртов (нашатырный спирт, муравьиный спирт, этиловый спирт).  Рефлекторные   действия   раздражающих   средств.   Понятие   об отвлекающем эффекте. Применение. Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы. Тема   3.4.   Вещества,   влияющие на эфферентную иннервацию.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «История открытия местноанестезирующих средств», ­   «Применение   лекарственных   растений,   обладающих   вяжущим действием в медицинской практике», ­ «Применение препаратов горчицы в медицинской практике» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Классификация   лекарственных   средств,   влияющих   на   эфферентную нервную систему. 2. Деление холинорецепторов на мускарино­ и никотиночувствительные (м­ и н­холинорецепторы).   действующих   на холинергические синапсы.   Классификация   веществ, 16 2 ч. 2 8 ч. 1 3. М­холиномиметические вещества (пиликарпина гидрохлорид, ацеклидин). 4.   Влияние   на   величину   зрачка,   внутриглазное   давление,   гладкие   мышцы внутренних   органов.   Применение   в   медицинской   практике,   побочные эффекты. 5.   Н­холиномиметические   вещества   (цититон,   лобелина   гидрохлорид, «Табекс», «Анабазие», «Никоретте»). 6. Общая характеристика. Применение, особенности действия. 7.   Токсическое   действие   никотина.   Применение   препаратов   цитизина   и лобелина для борьбы с курением. 8.   М­   и   Н­холиномиметики:   фармакологические   эффекты,   показание   к применению и побочные эффекты. 9.   Антихолинэстеразные   средства   (прозерин,   физостигмин,   неостигмин). Механизм действия. Основные фармакологические эффекты. Применение в медицинской   практике.   Токсическое   действие   фосфорорганических соединений, принципы лечения отравлений. 10. М­холиноблокирующие вещества (атропина сульфат, настойка и экстракт красавки, платифиллина гидротартрат, метацин, гомотропин). 11. Влияние атропина на глаза, гладкие мышцы, железы, сердечно­сосудистую систему. Применение. Токсическое действие атропина. 12. Препараты красавки (белладонны). Особенности действия и применения платифиллина и метацина, скополамина (таблеток «Аэрон») в медицинской практике. 13.   Ганглиоблокирующие   вещества   (бензогексоний,   пентамин,   гигроний). Принцип действия. Влияние на артериальное давление, тонус гладких мышц, секрецию желез. Применение. Побочные эффекты. 14.   Курареподобные   вещества   (турбокурарин   хлорид,   дитилин).   Общая характеристика. Применение. 15. Вещества, действующие на адренергические синапсы. 16.   Понятие   об   действующих на адренергические синапсы. 17.   α ­адреномиметические   средства.   Принцип   действия.   Применение ­адренорецепторах.   Классификация   веществ, α ­   и   β 17 β (метазон,   нафтизин,   изадрин,   норадреналина   гидротартат,   адреналина гидрохлорид).  18.  ­адреномиметики (изадрин, салбутамол, фенотерол). Принцип действия. Применение.   Побочные   эффекты.   Норадреналин.   Влияние   на   сердечно­ α β сосудистую систему. Применение.  ­  ­ Адреналин. Особенности механизма действия. Применение. 19.   Эфедрин.   Механизм   действия.   Отличие   от   адреналина.   Применение. Побочные эффекты. 20.   Адреноблокаторы.   Характер   действия.   Применение.   Влияние   на сердечно­сосудистую систему. Применение. Побочные эффекты. 21.   Симпатологические   вещества   (резерпин,   октадин,   раунатин).   Принцип действия   симпатолитиков.   Особенности   действия   резерпина   и   октадина. Применение. Побочные эффекты. Семинарское занятие: Семинарское занятие «Вещества, действующие в области эфферентных нервных волокон». Практические занятия: Практические занятия: «Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­   «Лекарственные   растения,   содержащие   эфедрин,   применение   в медицинской практике». ­   «Лекарственные   растения,   содержащие   резерпин,   применение   в медицинской практике». 18 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 2 2 3.5 Тема Вещества, действующие   на   центральную нервную систему. 4 ч. 1 Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Средство для ингаляционного наркоза (эфир для наркоза, фторотан, азота закись). История открытия наркоза. Стадии наркоза. Особенности действия отдельных препаратов. Применение. Осложнения при наркозе. 2.   Средства   для   неингаляционного   наркоза   (тиопентал­натрий,   пропанид, натрия   оксибутират,   кетамин).   Отличие   неингаляционных   средств   для наркоза от ингаляционных. Пути введения, активность, продолжительность действия   отдельных   препаратов.   Применение   в   медицинской   практике. Возможные осложнения. 3. Этанол (спирт этиловый). 4.   Влияние   на   центральную   нервную   систему.   Влияние   на   функции пищеварительного тракта. Действие на кожу, слизистые оболочки. 5. Противомикробные свойства, показания к применению. 6. Снотворные средства. 7. Барбитураты (фенобарбитал, этаминал­натрий, нитразепам). 8. Бензадиазепины (тамазепам, триазолам, оксазолам, лоразепам). 9. Циклопирролоны (зопиклон). 10. Фенотиазины (дипразин, прометазин). 11.   Снотворные   средства,   принцип   действия.   Влияние   на   структуру   сна. Применение.   Побочные   эффекты.   Возможность   развития   лекарственной зависимости. 12. Анальгетические средства. 13.   Наркотические   анальгетики   –   препараты   опия   (морфина   гидрохлорид омнопон, кодеин). 14.   Синтетические   наркотические   анальгетики   (промедол,   фентанил, пентозацин,   трамадол),   их   фармакологические   эффекты,   показания   к применению, побочные эффекты. 15.   Острое   отравление   наркотическими   анальгетиками.   Помощь   при отравлении.   Антагонисты   наркотических   анальгетиков   (налорфина гидрохлорид, налоксон). 16.   Ненаркотические   анальгетики,   нестероидные   противовоспалительные 19 (анальгин),   амидопирин,   кислота   метамизол­натрий   средства: ацелилсалициловая. 17.   Механизм   болеутоляющего   действия.   Противовоспалительные   и жаропонижающие свойства. Применение. Побочные эффекты. 18. Психотропные средства. 19. Нейролептики (аминазин, галоперидол, трифтазин). 20.   Общая   характеристика.   Антипсихотические   и   транквилизирующие свойства.   Потенцирование   наркотических   и   болеутоляющих   средств. Противорвотное   действие   (этаперазин).   Применении   нейролептиков. Побочные эффекты. 21. Транквилизаторы (диазепам, нозепам, сибазон, феназепам, нитразепам). 22.   Общая   характеристика.   Фармакологическое   действие.   Применение. Побочные эффекты. Седативные средства (бромиды, препараты валерианы, пустырника, пиона, мелиссы, мяты, ромашки и комбинированные препараты – корвалол,   валокордин,   капли   Зеленина).   Общие   показания   к   применению, возможные побочные эффекты. 23. Антидепрессанты (ниаламид, имизин, амитриптилин). 24.   Общее   представление   о   средствах,   применяемых   для   лечения депрессивных состояний. 25.   Аналептики   (кофеин­бензоат   натрия,   кордиамин,   этимизол,   камфора, сульфокамфокаин).   Общая   характеристика   аналептиков   на   центральную нервную   систему.   Стимулирующее   влияние   на   дыхательные   и сосудодвигательные центры. Психостимулирующее действие кофеина. 26. Влияние кофеина и камфоры на сердечно­сосудистую систему. Местное действие камфоры. 27. Психостимуляторы (сиднокарб, сиднофеин, кофеин). Фармакологические эффекты, общие показания к применению, побочное действие. 28.   Ноотропные   средства   (пирацетам,   пикамилон,   пантогам,   аминолон). Фармакологические эффекты, показание к применению, побочные действия. 29.   Средства,   улучшающие   мозговое   кровообращение   (винпоцетин, циннарщин, нитодипин, пентоксифиллин, инстенон). 20 30.   Основные   показания   и   противопоказания   к   применению.   Побочные эффекты. 31. Общетонизирующие средства (адаптогены) 32.   Препараты   элеутерококка,   женьшеня,   алоэ,   пантокрин,   стекловидное тело, солкосерил, ФИБС, апилак, препараты прополиса. 33. Общие показания и противопоказания к применению. Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на центральную нервную систему». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «История открытия наркоза». ­ «Социальные аспекты наркомании». ­ «Лекарственные растения, обладающие седативным действием». ­ (анальгетическим)  действием».   «Лекарственные   растения,   обладающие   обезболивающим Тема   3.6.   Средства,   влияющие на функции органов дыхания. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.  Стимуляторы   дыхания  –   аналептики   (кордиамин,   кофеин   –   бензоат натрия, этимизол, цититон, сульфакамфокаин, камфора). 2. Стимулирующее влияние на дыхание аналептиков и н­холиномиметиков. Сравнительная   характеристика   препаратов.   Применение   в   медицинской практике. 3. (кодеин   фосфат,   либексин,   глауцин, окселадин). Особенности противокашлевого действия кодеина. Показания к применению.   Возможность   развития   лекарственной   зависимости. Особенности действия либексина.  Противокашлевые   средства  21 2 ч. 3 ч. 2 2 2 ч. 1 Отхаркивающие   средства  (настой   и   экстракт   термопсиса,   натрия 4. гидрокарбонат, калия йодид, бромгексин, АЦЦ). 5. Механизм отхаркивающего действия препаратов термопсиса. 6. Отхаркивающие средства прямого действия: трипсин, калия йодид, натрия гидрокарбонат.   Применение   отхаркивающих   средств,   побочные   эффекты. Муколитические   отхаркивающие   средства:   амброксол,   бромгексин, ацетилцистеин – особенности действия и применение. 7. гидрохлорид, эфедрина гидрохлорид, атропина сульфат, эуфиллин). 8. миотропного действия и м­холиноблокаторов.   Бронхолитическое   действие    Бронхолитические   средства  (изадрин,   сальбутамол,   адреналин α ­адреномиметиков,   спазмолитиков Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на функции органов дыхания» Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы. 2 ч. 2 ч. 2 2  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Лекарственные растения, обладающие отхаркивающим действием». ­   «Особенности   применения   лекарственных   препаратов   для предупреждения приступов бронхиальной астмы». ­   «Лекарственные   препараты,   применяемые   для   профилактики приступов бронхиальной астмы» Тема 3.7 Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Сердечные гликозиды (дигоксин, целанид, строфантин К, коргликон). 2.   Растения,   содержащие   сердечные   гликозиды.   Избирательное   действие сердечных   гликозидов   на   сердце.   Влияние   на   силу   и   ритм   сердечных сокращений,   проводимость,   автоматизм.   Эффективность   при   сердечной 6 ч. 1 22 Средства,   применяемые   при   коронарной   недостаточности недостаточности. Различия между отдельными препаратами. 3.   Токсическое   действие   сердечных   гликозидов   и   меры   по   его предупреждению. 4.  Противоаритмические   средства  (хинидин,   новокаин,   амид,   лидокаин (ксикаин), анаприлин, верапамил). 5. Средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолии. Особенности действия   и   применения   мембраностабилизирующих   средств, адреноблокаторов   и   блокаторов   кальциевых   каналов   (верапамил). Использование препаратов калия, их побочное действие. 6. Антиангинальные средства. 7. (нитроглицерин, анаприлин, верапамил, нифедипин, дилтиазем). 8.   Средства,   применяемые   для   купирования   и   предупреждения   приступов стенокардии. Принцип действия и применение нитроглицерина. 9.   Препараты   нитроглицерина   длительного   действия   –   сустак­форте, нитрогранулонг и др. Использование при стенокардии  ­адреноблокаторов, блокаторов кальциевых каналов. 10.   Средства,   применяемые   при   инфаркте   миокарда:   обезболивающие, противоаритмические   препараты,   сердечные гликозиды, антикоагулянты и фибринолитические средства. 11.   Гипотензивные   (антигипертензивные)   средства   (клофелин,   метилдофа, пентамин, резерпин, анаприлин, дибазол, магния сульфат, дихлотиазид, каптоприл, этанаприл, лозартан). 12.   Классификация.   Гипотензивные   средства   центрального   действия. Показания   к   применению   ганглиоблокаторов.   Особенности   гипотензивного действия   симпатолитиков   и   адреноблокаторов.   Гипотензивные   средства миотропного   действия.   Применение   при   гипертонической   болезни диуретических   средств.   Комбинированное   применение   гипотензивных препаратов. Побочные эффекты. β   прессорные   средства, Семинарское занятие: Семинарское занятие 23 2 ч. 2 Тема   3.8.   Средства,   влияющие на водно­солевой баланс.   Тема   3.9.  Средства,   влияющие на   тонус   и   сократительную активность миометрия. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 2 1 «Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему» Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на сердечно­сосудистую систему» Самостоятельная работа:    Работа с учебной, методической, справочной литературой. Работа с учебной, методической, справочной литературой. Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы. использованием методической и справочной литературы. Подготовка реферативных сообщений по темам: Подготовка реферативных сообщений по темам:  ­ «Лекарственные растения, обладающие противоаритмическим действием» ­ «Лекарственные растения, обладающие противоаритмическим действием» ­ «Препараты обладающие антисклеротическим действием» ­ «Препараты обладающие антисклеротическим действием» ­ «Применение нитроспрея при приступе стенокардии» ­ «Применение нитроспрея при приступе стенокардии» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Средства, влияющие на водно­солевой баланс (диуретики) – дихлотиазид, фуросемид (лазикс), спиронолактон, манит. 2. Принципы действия дихлотиазида и фуросемида. Различия в активности и продолжительности   действия.   Применение   при   отеках   и   для   снижения артериального давления. 3.   Механизмы   действия   калийсберегающих   диуретиков   (триаметерен, спиронолактон).   Применение.   Осмотические   диуретики   (манит).   Принцип действия, применение, побочные эффек2ты. 4.   Классификация   средств,   влияющих   на   функции   и   сократительную активность   миометрия,   фармакологические   свойства   и   применение   в медицинской   практике   препаратов   гормонов   задней   доли   гипофиза, простагландинов,   препаратов   простагландинов (динопрост, динопростон) 5. Уретонические средства. 6. Алкалоиды спорыньи. Характер действия на миометрий. Применение при маточных   кровотечениях   (эргометрин,   метилэргометрин,   эрготамин,   адреномиметиков, 24 Средства, эрготал). Возможные побочные эффекты. 7. Свойства и применение котарина хлорида. 8. Токолитические средства. 9. сальбутамол, тербуталин). 10. Препараты гестагенов (прогестерон, туринал и др.). 11. Показания к применению токолитических средств, возможные побочные эффекты.   ослабляющие   сокращения   миометрия   (партусистен, Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке. Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Подготовка реферативных сособщений по темам: Подготовка реферативных сособщений по темам: ­   «Возможности   использования   лекарственных   растений,   в   качестве ­   «Возможности   использования   лекарственных   растений,   в   качестве диуретиков».  диуретиков».  ­ «История открытия простагландинов, их значение для организма человека». ­ «История открытия простагландинов, их значение для организма человека». ­ «Лекарственные растения, обладающие кровоостанавливающим действием». ­ «Лекарственные растения, обладающие кровоостанавливающим действием». ­ «Токсическое действие алкалоидов спорыньи». ­ «Токсическое действие алкалоидов спорыньи».  Выполнение заданий для закрепления по рецептуре с использованием   Выполнение заданий для закрепления по рецептуре с использованием   методической и справочной литературой. методической и справочной литературой. Тема 3.10. Средства, влияющие на систему крови. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.  Средства,  влияющие на  эритропоэз (железо  восстановленное, ферковен, феррум­лек, гемофер, кислота фолиевая, цианокобаламин). 2. Терапевтическое  действие препаратов железа при анемиях. Применение цианокобаламина   и   кислоты   фолиевой,   побочные   эффекты, противопоказания. 3. Средства, влияющие на свертываемость крови. 4.   Средства,   способствующие   свертыванию   крови   –   коагулянты   (викасол, фибриноген, тромбин). 5.   Понятие   о   факторах   свертывания   крови.   Механизм   действия   викасола. 25 2 ч. 2 2 ч. 1 Применение. Использование при кровотечениях препаратов кальция (кальция хлорид, кальция глюконат). 6. Препараты, применяемые для остановки кровотечения (тромбин). 7. Вещества, препятствующие свертыванию крови – антикоагулянты (гепарин, неодикумарин, фенилин, натрия цитрат). 8. Классификация антикоагулянтов. Гепарин и низкомолекулярные гепарины. Принцип   действия.   Скорость   наступления   и   продолжительность   действия. Влияние на биосинтез протромбина. Применение, побочные эффекты. 9.   Натрия   цитрат.   Механизм   действия.   Использование   при   консервации крови. 10.   Средства,   влияющие   на   фибринолиз   (фибринолизин,   стрептокиназа, стрептодеказа). 11.   Понятие   о   фибринолизе.   Фибринолитические   средства,   применение, побочные эффекты. 12.   Вещества,   угнетающие   фибринолиз   (аминокапроновая   кислота, контрикал, трасилол). Применение. 13.   Применение   плазмозамещающих   средств   и   солевых   растворов (изотонический   раствор   натрия   хлорида,   полиглюкин,   реополиглюкин)   в медицинской практике. 14.  Коллоидные   растворы   дезинтоксикационного   действия,  пути   введения, показания к применению. 15. Коллоидные растворы гемодинамического действия – раствор альбумина, полиглюкин, реополиглюкин, пути введения, показания к применению. 16.   Кристаллоидные   растворы   (растворы   глюкозы   изотонический   и гипертонический,   изотонический   раствор   натрия   хлорида,   полиглюкин, реополиглюкин) в медицинской практике. 17.   Кристаллоидные   растворы   (растворы   глюкозы   изотонический   и гипертонический, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, Дисоль, Трилоль, Лактосоль, Регидрон и др.), пути их введения. Показания к применению. 26 3.11   Средства,   влияющие   на функции органов пищеварения. 2 ч. 2 4ч. 1 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебной, методической, справочной литературой.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­   «Применение   комбинированных   солевых   растворов   в   медицинской практике» ­  «Лекарственные   растения,  применяемые   для   лечения   гипохромных анемий» ­   «Лекарственные   растения,   обладающие   кровоостанавливающим действием» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Средства,   влияющие   на   аппетит   (настойка   полыни,   дезопимон, амфепрамон, сибутрамин, флуоксетин). 2. Применение лекарственных средств при пониженном аппетите и для его угнетения. 3. Средства, применяемые при недостаточности секреции желез желудка (сок желудочный натуральный, пепсин, кислота хлороводородная разведенная). 4. Применение средств заместительной терапии при снижении секреторной активности желудка. 5.   Средства,   применяемые   при   избыточной   секреции   желез   желудка (атропина сульфат, экстракты красавки, алюминия нидрокись, магния окись). 6. Влияние на секрецию желудочного сока м­холиноблокаторов, блокаторов гистаминовых Н2­рецепторов. 7. Антацидные средства. Принцип действия. Различия в действии отдельных препаратов   (натрия   гидрокарбонат).   Комбинированные   препараты   (магния сульфат,   алюминия   гидроокись,   «Альмагель»,   «Фосфалюгель»,   гастал, «Маолокс». 8. Сравнение различных средств, применяемых при язвенной болезни желудка 27 и двенадцатиперстной кишки. 9. Желчегонные средства (таблетки «Аллохол», магния сульфат, атропина сульфат,   папаверина   гидрохлорид,   но­шпа,   кислота   дегидрхолиевая, холензим,   оксафенамид,   холагол,   фламин,   танацехол,   холосас,   экстракт кукурузных рылец). 10.   Средства,   способствующие   образованию   желчи   (холесекретики). Использование м­холиноблокаторов и спазмолитиков миотропного действия для   облегчения   выделения   желчи.   Показания   к   применению   желчегонных средств в медицинской практике. 11.   Средства,   применяемые   при   нарушениях   экскреторной   функции поджелудочной железы. 12.   Применение   ферментных   препаратов   при   хроническом   панкреатите   и энтеритах (фестал, мезим). 13.   масло   касторовое, фенолфталеин, порошок корня ревеня, форлакс, бисакодил, сенаде, регулакс, глаксена). Принцип действия и применение солевых слабительных. 14.   Механизм   действия   и   применение   масла   касторового. Локализациядействия и практическое значение фенолфталеина и препаратов, содержащих   антрагликозиды.   Антидиарейные   средства   (холестерамин, лоперамид, смекта, уголь активированный). Особенности действия.   Слабительные   средства   (магния   сульфат, Практические занятия: Практические занятия: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения». Самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний     по   фармакотерапии   с использованием справочной и методической литературы.  Реферативные сообщения: ­   «Использование   препаратов   ферментов   при   нарушениях   секреторной функции пищеварительных желез». 2 ч. 2 ч.  2 2 28 Тема витаминов. 3.12.   Препараты 2 ч. 1 ­ «Лекарственные растения, обладающие желчегонным действием». Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Роль витаминов в обмене веществ. Применение препаратов витаминов при гиповитаминозах и лечении заболеваний, не связанных с недостаточностью витаминов. Классификация препаратов витаминов. 2.   Препараты   водорастворимых   витаминов   (тиамина   бромид,   рибофлавин, пиридоксина  гидрохлорид,  кислота  никотиновая,  цианокобаламин,  кислота фолиевая, кислота аскорбиновая, рутин). 3. Роль витаминов группы В в обмене веществ. Влияние на нервную систему, сердечно­сосудистую   систему,   желудочно­кишечный   тракт,   кроветворение, эпителиальные покровы. Показания к применению отдельных препаратов (В1, В2, В3, С, РР, В6, В12, Вс). 4.   Кислота   аскорбиновая.   Участие   в   окислительно­восстановительных процессах. Влияние на проницаемость капилляров. Применение. 5. Препарат витамина Р­рутин, действие и применение. 6.   Витамин   И   (метилметионинисульфония   хлорид),   его   действие   и применение. 7. эргокальциферол, токоферол). 8.   Ретинол.   Влияние   на   эпителиальные   покровы.   Участие   в   синтезе зрительного пурпура. Применение. Возможность гипервитаминоза. 9.   Эргокальциферол.   Влияние   на   обмен   кальция   и   фосфора.   Применение. Возможность гипервитаминоза. 10. Токоферол, действие и применение в медицинской практике. 11.Поливитаминные препараты, применение. 12.   Биологически   активные   добавки   (БАД),   общая   характеристика. Показания к применению.   Препараты   жирорастворимых   витаминов   (ретинола   ацетат, 29 2 ч. 2 Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: данных.  Находить   сведения   о   лекарственных   препаратах   в   доступных   базах Тема   3.13. препараты.   Гормональные 4 ч. 1  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «История открытия витаминов». ­ «Витамины на грядках» ­ «Зеленые витамины» ­ «Витамины в продуктах животного происхождения» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Понятие о гормонах, их фармакологической роли. 2.   Понятие   о   принципе   «обратной   связи»,   действующем   при   выработке гормонов   в   организме   и   связанном   с   ним   побочном   эффекте   «синдром отмены». 3.   Понятие   о   гормональных   препаратах,   классификация.   Механизмы действия,  фармакологические  эффекты  побочного  действия  и применения препаратов. 4. Препараты гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин). Препараты гормонов задней доли гипофиза – окситоцин, вазопрессин. Их влияние на функции   и   сократительную   активность   миометрия.   Препараты   гормонов щитовидной   железы.   Применение. Антитиреоидные средства, принцип действия, применение. 5.   Инсулин.   Влияние   на   углеводный   обмен.   Применение.   Помощь   при передозировке инсулином. Препараты инсулина длительного действия. 6. Синтетические гипогликемические средства (бутамид). 7.   Глюкокортикоиды.   Противовоспалительное   и   противоаллергическое действие.   Влияние   на   обмен   углеводов   и   белков.   Применение.   Побочные эффекты и меры их предупреждения.   Влияние   на   обмен   веществ. 30 8. Препараты женских половых гормонов и их синтетические аналоги. 9.   Эстрогенные   и   гестагенные   препараты,   их   практическое   значение. Показания   к   применению   в   медицинской   практике.   Принцип   действия контрацептивных   средств,   назначаемых   внутрь.   Возможные   побочные эффекты. 10. Препараты мужских половых гормонов. Показания и противопоказания к применению. 11. Анаболические стероиды, их действие и применение. Практические занятия: Практические занятия: «Гормональные препараты». Самостоятельная работа:  Выполнение заданий для закрепления знаний по фармакотерапии с использованием методической и справочной литературы. Тема   3.14.   Антигистаминные   и противовоспалительные средства.  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке и доступной  базе данных  Реферативные сообщения: ­ «Спорт и анаболические стероиды» ­ «Гормональные контрацептивы» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1.   Противоаллергические   и   противовоспалительные   средства   (димедрол, дипразин, диазолин, преднизолон, индометацин, фенкарол, тавегил). 2. Антигистаминные вещества. Принцип действия. Показания к применению. Побочные эффекты. Н1 – гистаминоблокаторы. 3. Принцип действия кромолин­натрия. Применение. 4. Применение адреналина и бронхолитиков миотропного действия (эуфилин) при анафилактических реакциях. 5. глюкокортикоидов. Показания к применению.   и   противовоспалительные   Противоаллергические   свойства 31 2 ч. 2 ч. 2 2 2 ч. 1 6.   Нестероидные   противовоспалительные   препараты.   Принцип   действия. Показания к применению. Практические занятия: Практические занятия: «Антигистаминные и противовоспалительные средства». Самостоятельная работа: Самостоятельная работа:  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.     Осложнение Тема медикаментозной терапии. 3.15  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Новейшие антигистаминные препараты» ­ «Применение лекарственных препаратов для купирования приступов бронхиальной астмы» Содержание учебного материала: Содержание учебного материала: 1. Понятие о ятрогенных заболеваниях. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. 2. Токсическое действие лекарственных средств, общие мероприятия первой помощи при отравлениях: ­   удаление   вещества   с   места   попадания   в   организм   (обработка   кожи, слизистых оболочек, промывание желудка), ­ мероприятия по предупреждению всасывания вещества в крови (применение адсорбирующих, слабительных средств), ­ уменьшение концентрации всосавшегося вещества в крови (обильное питье, введение плазмозамещающих жидкостей, диуретиков), ­   обезвреживание   яда   путем   применения   специфических   антагонистов   и антидотов, ­ устранение возникших нарушений жизненно важных функций. Самостоятельная работа: Самостоятельная работа: 32 2 ч. 2 ч. 2 2 2 ч. 1 2 ч. 2  Работа с литературой в библиотеке и доступных базах данных.  Работа с учебно­методической литературой в библиотеке.  Выполнение   заданий   для   закрепления   знаний   по   фармакотерапии   с использованием методической и справочной литературы.  Подготовка реферативных сообщений по темам: ­ «Основные принципы терапии острых отравлений этанолом (этиловым спиртом)» ­ «Основные принципы терапии острых отравлений снотворными» ­   «Основные   принципы   терапии   острых   отравлений   наркотическими анальгетиками» ­   «Основные   принципы   терапии   острых   отравлений   сердечными гликозидами» ­ «Основные принципы терапии острых отравлений атропином» Итого: Итого: 90 ч. 33 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимуму материально­техническому обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   по   специальностям   СПО   требует наличия учебного кабинета фармакологии. Оборудование учебного кабинета: Информационные средства обучения:  Учебники;  Учебные пособия;  Справочники;  Сборники тестовых заданий;  Сборники ситуационных задач. Наглядные средства обучения: 1. Изобразительные пособия:  Плакаты;  Схемы;  Рисунки;  Таблицы;  Графики;  Фотоснимки;  Гербарий. 2. Натуральные пособия:  Образцы лекарственных препаратов и форм;  Образцы лекарственного растительного сырья. 3.2. Информационное обеспечение обучения 34 Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс] : учебник /  Харкевич Д.А. ­ 3­е изд., испр. и доп. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432020.html 2. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой : учебник для  медицинских колледжей и училищ / Д.А. Харкевич. ­ 3­е изд, испр. и доп. ­  М. : ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­ 459 с. : ил.+ Алфавитный указатель препаратов Дополнительные источники: 1.  Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре. Учеб. пособие для мед. училищ и колледжей. Ростов­на­Дону: Феникс, 2006. 158, 1 с., 4 л. ил. 2. Фармакология  с  общей  рецептурой  [Электронный   ресурс]   :   учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. ­ 3­е изд., доп. и перераб. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа, ­ http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433669.html 2015.     3. Фармакология:   учебник   для   медицинских   училищ   и   колледжей   /   Н.И. Федюкович. 7 изд. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008. 35 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий,   проектов, исследований.  Результаты обучения  (освоенные знания, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Усвоенные знания: Усвоенные знания: 1.   Лекарственные   формы,   пути   введения лекарственных   средств,   виды   их   действия   и взаимодействия. 2. Основные лекарственные группы и  фармакотерапевтические действия лекарств по  группам. 3. Побочные эффекты, виды реакций и  осложнения лекарственной терапии. 4. Правила заполнения рецептурных бланков. Освоенные умения Освоенные умения 1. Выписывать   лекарственные   формы   в   виде рецепта   с   применением   справочной литературы. 2. Находить   сведения   о   лекарственных препаратах в доступных базах данных. 3. Ориентироваться   в   номенклатуре лекарственных средств. 4. Применять   лекарственные   средства   по назначению врача. 5. Давать рекомендации пациенту по применению 36 Формы контроля знаний:  индивидуальный;  групповой;  комбинированный;  самоконтроль;  фронтальный. Методы контроля знаний:  устный;  письменный;  практический;  поурочный   балл   (оценивается деятельность   студентов   на   всех этапах   занятия   и   выводится итоговая оценка) различных лекарственных форм. 37

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело

Рабочая программа Фармакология Сестринское дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019