Рабочая программа география 8-9 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа география 8-9 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
7 кл
20.02.2017
Рабочая программа география 8-9 класс
Рабочая программа для 8-9 классов.Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе: • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; • Фундаментального ядра содержания общего образования; • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения; • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса; МБОУ «Пограничнинская средняя общеобразовательная школа »; • Программы развития и формирования универсальных учебных действий; • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
8-9 класс география программы.doc
Пояснительная записка    Данная учебная рабочая программа составлена на основании:  Федеральнго «Закона об Образовании» от 29 декабря 2012 года    Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Примерной программы  основного общего образования по географии, «География России» (8­9 классы) 2004г. Примерной  программы основного общего образования по географии, география России ( 6­ 10 классы) под редакцией И. . Душиной. ­ М.:Дрофа,  . 2004 Цели программы:     ∙ освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;  ∙  овладение умениями  ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы,   современные   геоинформационные   технологии   для   поиска,   интерпретации   и   демонстрации   различных   географических   данных;   применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;  ∙  развитие  познавательных  интересов, интеллектуальных  и творческих  способностей  в процессе  наблюдений за состоянием  окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;  ∙ воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;  ∙  формирование способности и готовности  к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально­ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Основные задачи курса: ­ сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных  компонентов: природы, населения, хозяйства; — сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно  о субъекте мирового (глобального) географического  пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления; — показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных,  геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально­экономических проблем России и ее  регионов; вооружить обучающихся  необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической  информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими,  ; природоохранными и поведенческими — развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и  явления; — создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. — Рабочая учебная программа   для 9 класса  реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой концепции географического образования. Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. Формы, методы и средства обучения: 1.Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки контроля, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, а также лекции, семинары, практические работы, уроки­исследования, защита проектных работ).  2. Применяются варианты индивидуального, индивидуально­группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп  методов обучения и их сочетания: 3.  Методами организации и осуществления учебно­познавательной  деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно­поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся; 4. методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением частично­поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.  5.  Используются следующие  средства обучения:  учебно­наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно­педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), электронные учебники. Формы контроля за эффективностью учебной деятельности:  Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, контрольные, самостоятельные, практические работы, выполнение тестовых заданий, географических диктантов, выборочный контроль, письменные работы, зачет. В процессе обучения обучающиеся должны:   Знать/понимать: специфику  географического  положения  и административно­территориального  устройства  Российской  Федерации;  особенности ее  природы,  населения, Требования к знаниям и умениям:  основных отраслей хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов;  природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.       Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на  формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мир составлять  краткую   географическую   характеристику   разных   территорий   на   основе   разнообразных   источников   географической   информации   и   форм   ее представления;         Описывать:               ­ географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико­ географическое, геополитическое и т. д.);                  ­ образы природно­хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;                  ­ особенности быта и религий отдельных народов          Объяснять: ­ роль географических знаний в решении социально­экономических, экологических проблем страны; ­ влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;­ изменение пропорций между сферами, секторами,  межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и ­­­­основную специализацию районов,  факторы и условия размещения предприятий­ особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально­экономического  развития; ­ роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; ­ уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры; ­ причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов; ­ особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;   Оценивать и прогнозировать: ­ природно­ресурсный потенциал страны, региона; ­ экологическую ситуацию в стране, регионе; ­ изменения природных и социально­экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; ­ изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; ­ развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и     улучшению;             ­принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; ­ проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационн Результаты обучения: Личностные результаты: .гармоничное развитие социальных чувств и качеств • эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, понимание  необходимости её сохранения и рационального использования; • патриотизм, любовь к своему краю, своей стране. Метапредметные результаты  • формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и  творческих способностей учащихся; • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических , умения управлять своей познавательной деятельностью; • умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Предметные результаты: ­ понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач  человечества и глобальных проблем; ­ представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий,  концепций, принципов, законов и базовых понятий); ­ умение работать с разными источниками географической информации; ­ умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; ­ картографическая грамотность; ­ владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; ­ умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и  антропогенных воздействий, оценивать их последствия; ­ умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,  адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды  как сферы жизнедеятельности; ­ умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Изменения, внесённые в программу: 1. На изучение раздела  «География своей республики (края, области)»  в представленном календарно ­ тематическом                                          планировании рабочей программы запланировано 4 часа  регионального компонента, остальные 6 часов перенесены в элективный курс «Хозяйство Мордовии» 2. Календарно ­ тематическое планирование в основном соответствует примерной  программе основного общего образования       «География России» ( 6 ­ 10 классы) под редакцией И. . Душиной. ­ М.:Дрофа, 2004.    3. Уменьшено количество часов на прохождение раздела 5. ( с 4 ч. до 2ч.) «Россия в современном мире», т.к. эта тема подробно изучается в 8  классе. : Практических работ ­ 23, из них оценочных ­ 12 . Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, составление характеристики одной из металлургических баз по картам  . и статистическим материалам Характеристика одной из транспортных магистралей по плану . Сравнение Г.П. и планировки двух столиц: Москвы и Санк­ Петербурга . Объяснениевзаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центраьной России 6 . Сравнительная характеристика двух районов: Поволжья и Кавказа 7 . . Определение по картам географического положения своей области 8 . . Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей  области . Оценка экологической ситуации в разных частях Урала  и предложение путей решения экологических путей 3 . 4 . 1 . 5 . 9 . 2 . . Изучение и оценка природных условий Западно ­ Сибирского района для жизни и быта человека . Составление характеристики Норильскоо промышленного узла Объяснение целесообразности размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная  . экономическая зона) 10 . 11 . 12 . ПРОГРАММНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА: Учебник:   В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Природа. Население.  Хозяйство. 9 класс.­            Дрофа,  2010. УМК: Географический атлас ­ 9 кл.­ М. ­ Дрофа, 2010.              Рабочая тетрадь. В.И. Сиротин ­ 9 кл. ­ Дрофа, 2010. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРОГРАММА: ГЕОГРАФИЯ 6­10 КЛАСС.                                    Дополнительная литература:    География России. Природа и население. ­ А. И. Алексеев. ­ Дрофа, 2008. В.П. Дронов,И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ­ Рабочая тетрадь. ­ Дрофа , 2010. Н. Ю. Маерова. Уроки географии 8­9 классы. ­ Дрофа, 2006. Л.Е. Перлов. Дидактические карточки ­ задания по географии. «Экзамен», 2010  Пресняков В.Н.География республики Мордовия 8­9. ­ Саранск: Мордовское книжное издательство, 2005. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы» 6­10 кл  «Дрофа» Москва 2001 год  Климанов « География в таблицах» 6­10кл 1996г.  А.И. Сиротин «Рабочая тетрадь 9 кл.» «Дрофа» Т.Н.Воробцова. Поурочные планы 9 кл. «Учитель­АСТ» Волгоград 2002 год В.И. Сиротин «Практические работы» 6­10 кл  «Аркти» Москва 2003 год В.В. Николина, А.И. Алексеев «Методическое пособие по географии населения и хозяйства России» «Просвещение» Москва 1997 год             Материально ­ техническое обеспечение предмета.  8­9 классы Карты России                                                                                          Климатическая карта России                                                               Набор таблиц для 8 класса «Рельеф России Месторождения полезных ископаемых России                                 Таблицы «Хозяйство России» Почвенная карта Росси                                                                         Таблицы по охране природы Природные зоны России                                                                       Таблицы «Почвы» Тектоника России                                                                                    Компакт ­ диск «Уроки географии » 8кл Карта народов России                                                                            Компакт ­ диск «Уроки географии »­9кл Карта плотности населения России                                                      Электронное наглядное пособие 6 ­ 10 классы Физическая карта Урала                                                                        Уроки ­ презентации ­ 8 кл Зоогеографическая                                                                                  Уроки ­ презентации ­ 9 кл Топографическая                                                                                     Контрольно ­ измерительные материалы, 8 ­9 кл Геологическая карта СССР                                                                     Коллекция «Каменный уголь» Климатическая карта  СССР                                                                   Нефть и продукты его переработки Текстильная промышленность                                                                Коллекция «Поделочные камни» Машиностроение                                                                                      Коллекция «Полезные ископаемые» Электроэнергетика                                                                                    Коллекция «Горные породы и минералы» Химическая промышленность                                                                   Коллекция «Шкала твердости» Черная металлургия                                                             Набор таблиц для 8 ­  9 класса Цветная металлургия Пищевая промышленность Легкая промышленность Поволжский район Центральный район Северо ­ Западный район Дальневосточный район Восточно ­ Сибирский район Уральский район Физическая и экон. карта Мордовии                                                                             Раздаточный дидактический материал. Содержание программы Часть     V   Хозяйство России (18 ч ) Тема 1 ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ­ ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЕ Топливно­энергетический  комплекс  (ТЭК),  его состав,  место  и  значение   в  хозяйстве,  связь   с другими  комплексами.   Топливно­энергетические   ресурсы   и топливно­энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды. Н е ф т я н а я   п р о м ы ш л е н н о с т ь .   Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности. Г а з о в а я   п р о м ы ш л е н н о с т ь .   Возрастающая роль газа в топливно­энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности. У г о л ь н а я  п р о м ы ш л е н н о с т ь .  Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Э л е к т р о э н е р г е т и к а .  Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве элек­ троэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду. Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Тема 2 ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей. Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии. Черная и цветная металлургия.  Традиционные и новые  технологии  производства  металлов.  Типы металлургических  предприятий  и факторы размещения. Особенности  географии  металлургии  черных,  легких   и  тяжелых  цветных  металлов.  Металлургические  базы,  крупнейшие   металлургические  центры.  Экспорт металлов и его роль в экономике страны. Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической   промышленности.   Группировка   отраслей   химической   промышленности,   особенности   их   географии.   Основные   химические   базы,   крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка   отраслей   лесной   промышленности,   особенности   их   географии.   Основные   лесные   базы,   крупнейшие   лесоперерабатывающие   комплексы.   Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей. Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко­, трудо­ и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно­промышленного комплекса и его конверсии. Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России. Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности. Тема 3 ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ­ ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ УСЛУГИ Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда. Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса. Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды. Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России. VI Часть    География крупных регионов России {43 ч) Тема 1 РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ Районирование   —   важнейший   метод   изучения   в   географии.   Как   можно   районировать   территорию:   физико­географическое,   экономическое,   историко­ географическое, природно­хозяйственное, эколого­экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России. Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России. Тема 2 ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН) Особенности   природы,   истории   и   географии   хозяйства.   Запад   России.   Разнообразие   рельефа   в   связи   с   особенностями   геологического   строения   и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно­хозяйственные различия. Европейский   Север.   Состав   района.   Географическое   положение   на   севере   Восточно­Европейской   равнины   с   выходом   к   Северному   Ледовитому   океану. Особенности экономико­географического, геополитического и эколого­географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско­Карельского и Двинско­Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное ув­ лажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Историко­географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его Развитие топливно­энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско­Карельского и Двинско­ причины. Печорского подрайонов. Роль   морского   транспорта.   Мурманский   и   Архангельский   порты.   Северный   морской   путь.   Предпосылки   развития   туристско­экскурсионного   хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно­морской флот. Космодром в городе Мирном. Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско­Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера. Северо­Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения. Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно­речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт­Петербурга в расселении, научно­промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт­ Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь». Центральная   Россия.   Преимущества   географического   положения   и   состав   территории.   Факторы   формирования   района.   Чередование   возвышенностей   и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно­растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность   и   плотность   населения.   Количество   и   качество   трудовых   ресурсов.   Современный   характер   и   проблемы   расселения.   Преобладание   городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии   предприятий   военно­промышленного   комплекса   (ВПК)   в   хозяйстве.   Агропромышленный   комплекс.   Роль   пригородного   сельского   хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно­энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска. Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт­Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонационалыюсть и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания   и   режима,   роль   в   природе   и   хозяйстве.   Почвенно­растительный   покров   и   животный   мир.   Структура   высотной   поясности   гор.   Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Агропромышленный   комплекс:   единственный   в   стране   район   субтропического   земледелия.   Ведущая   роль   региона   в   производстве   сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в   развитии   хозяйства   страны.   Сложности   решения   проблем   республик   Северного   Кавказа.   Основные   географические   фокусы   экономических,   социальных   и экологических проблем региона. Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго­востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно­растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения  и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического   взаимодействия   этносов.   Многонациональный   состав   населения.   Сочетание   христианства,   ислама   и   буддизма.   Русское   заселение   территории. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие   нефтегазохимического,   машиностроительного   и   агропромышленного   комплексов.   Система   трубопроводов   и   проблемы   их   безопасности.   Гидро­ энергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго­Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы.   Научные   центры.   Столицы   республик   и   крупнейшие   города   (Волгоград,   Самара,   Астрахань).   Основные   географические   фокусы   экономических, социальных и экологических проблем региона. Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и  религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения. Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и свя­ зующая роль Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально­сырьевые ресурсы и проблема их истощения.   Влияние   геологического   строения   и   полезных   ископаемых   на   развитие   и   размещение   промышленности   на   Урале.   Недостаточная   геологическая изученность Урала. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ ставлений о значимости его ресурсов. География   и   проблемы   современного   хозяйства:   горнодобывающая   промышленность,   металлургия,   химическая   и   лесная   промышленность,   разнообразное машиностроение.   Их   взаимосвязь.   Демидовские   города­заводы   и   современная   система   расселения   в   районе.   Проблемы   населения   и   трудовых   ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала. Зональность и высотная поясность почвенно­растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия. Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. Тема 3 АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН) Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. З а п а д н о ­ С и б и р с к а я  р а в н и н а  — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и осо­ бенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность кли­ матических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных   ресурсов.   Нефтегазохимический   комплекс   —   основа   хозяйства   района.   Особенности   его   структуры   и   ~   размещения.   Крупнейшие   российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири. Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно­Сибирского района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки  топлива,  экологические проблемы).  3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. Север Восточной Сибири.  Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно­Сибирское. Русские исследователи северных морей. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды   цветных   и  редких   металлов,   алмазы,   каменный   и   бурый   уголь,   химическое   сырье.   Резко   континентальный   климат,   инверсия   температур,   многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно­растительный покров. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные  и  агроклиматические  ресурсы.  АПК:  особенности структуры  и  развития   в  экстремальных  условиях.  Объекты  охоты  и охотничьи угодья.  Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы. Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно­никелево­кобальтовой провинции. Основание Норильска. Топливно­энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро­Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно­бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности. Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный. Перспективы транспортного освоения района. Амуро­Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно­исторические, промышленные, транспортные центры. Природно­хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практические   работы.   1.   Составление   характеристики  Норильского   промышленного   узла   (географическое   положение,   природные   условия   и   ресурсы,   набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе. Южная   Сибирь.   Состав   района.   Географическое   положение:   в   полосе   гор   Южной   Сибири,   вдоль   Транссибирской   магистрали.   Транспортные   связи   с приграничными государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало­Амурская магистраль (БАМ). Горные системы Южной Сибири. Складчато­глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья. Верхние течения крупных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала. Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота. Природные ресурсы: минеральные, лесные. Внутренние различия: Кузнецко­Алтайский, Ан­гаро­Енисейский, Забайкальский подрайоны. Кузнецко­Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр. Ангаро­Енисейский подрайон. Канско­Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро­Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона. Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан­Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения. полуостровной и островной частей. Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско­китайской и русско­японской границ. Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения, цунами.   Долина   Гейзеров,   термальные   источники.   Полоса   Тихоокеанского   металлогенического   пояса:   месторождения   руд   цветных,   редких   и   драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Несоответствие   площади   территории   и   численности   населения.   Неравномерность   размещения   населения.   Относительная   молодость   населения.   Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка  и  целлюлозно­бумажное   производство.   Богатство  морей  Тихого  океана   биоресурсами.  Лососевые  рыбы.   Рыбоперерабатывающий  комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные   отрасли:   электроэнергетика,   нефтепереработка,   судоремонт.   Отрасли   военно­промышленного   комплекса.   Транспортная   сеть   Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско­Тихоокеанского региона. Интеграция со странами Азиатско­Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых,  оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития. Тема 4 . РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ­ 2 ч Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира. Раздел 5. География своей республики ­5 ч. Резервное время — 2 ч. Содержание учебного предмета .« География России. Природа. Население. Хозяйство класс 9 » . Раздел 1. Хозяйство России ­ 18 часов Вторичный сектор экономики. Его соcтав. особенности входящих в него отраслей. оль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  . развития ТЭК. Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.Районы добычи. Ситема газо ­ и нефте­ проводов.  . Электроэнергетика. Типы электростанций. Современные проблемы ТЭК . Отрасли, производ. конструкционные материалы и хим. вещества.  Состав, место и значение в  хозяйстве География черной и цветной  металлургии.  Состав, место и значение.Факторы размещения предприятий. Металлургические базы. Металлургия и  . охрана окружающей среды . Химическая промышленность.  Состав, место и значение.Факторы размещения. Основные базы, крупнейшие химические комплексы . Химическая промышленность и охрана ОС Лесная промышленность.  Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие  География машиностроения   Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения. Факторы размещения машиностроительных предприятий.  . Главные районы и центры. ВПК. Машиностроение и охрана окружающей среды . Пищевая и легкая промышленность.  Состав, место и значение в хозяйстве. Пищевая проблема в России. География важнейших отраслей . Третичный сектор экономики­ отрасли, производящие разнообразные услуги . Его состав, особенности входящих в него отраслей . Роль третичного сектора в экономике России и проблемы развития Геграфия коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Виды транспорта. Важнейшие транспортные пути, узлы. Связь.  . Транспорт и окружающая среда . Геграфия науки. Состав. Значение. География науки и технополисы . География социальной сферы.  Состав, место и значение в хозяйст ве. Социальная инфрастуктура. География рекреационного хозяйства : обучающиеся  должны Знать/понимать основные геграфические термины и понятия, особенности основных отраслей хозяйства, природно ­ хозяйственных зон и районов  . России Уметь  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения геграфических объектов и явлений, их  обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем районов разной специализации, центров . комплексы. Лесная промышленность и охрана ОС производства важнейших видов продукции,  основных коммуникаций и узлов, внутренних и внешних экономических связей России, составлять  краткую характеристику разных территорий на основе источников географической информации, использовать приобретенные знания и умения в  . практической деятельности и повседневной жизни . Раздел 2. География крупных регионов России ­ 43 часа . Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Основная зона хоз. освоения Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического, и эколого ­ географического  положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны,.  . Основные историко ­ географические этапы формирования района, региона Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, нац. состав, традиции и культура. Города. Качество жизни  . населения Место и роль района, региона в социально ­ экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его  . территориальной организации. Проблемы районов. Внутренние природно ­ хозяйственные различия обучающиеся  должны Знать/понимать основные геграфические термины и понятия, особенности основных отраслей хозяйства, природно ­ хозяйственных зон и районов  . России Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географ. объектов, и явлений, находить в разных источниках и анализировать  информацию, необходимую для изучения геграфических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,   хозяйственного потенциала, экологических проблем, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, составлять краткую  характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации,  использовать приобретенные знания и умения в  . практической деятельности и повседневной жизни . Раздел ­3. Россия в современном мире ­ 2 часа Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Связи с Россией. Объекты мирового  природного и культурного наследия в  . России : Обучающиеся должны . Знать объекты мирового и культурного наследия в России . Уметь давать характеристику объектам природного и культурного наследия в России . Раздел ­ 4. Геграфия своей республики. ­ 5 часов Определение особенностей ГП территории, основных этапов освоения.Оценка природных ресурсов.Современное хозяйство. Эконосмические связи.  . Города. Топонимика . Знать особенности  природы, населеня, хозяйства своей республики Уметь объяснять особенности развития современного хозяйства своей республики, давать характеристику отраслям производственной и  . непроизводственных сфер развития Календарно  ­ тематическое планирование  по дисциплине География России. Природа. Население. Хозяйство» ­ 9 класс » № п/п Планиру емая дата Фактич еская дата Тип   урока Название раздела Темы урока . Раздел  ­ 1 Хозяйство России Тема. География межотраслевых комплексов Всего часов 18 12 Формы контроля . Виды самост раб П/Р Д/З 1.1. 1.2. Изучение нового материала . Т ЭК. Значение, проблемы Топливная промышленность Фронт. и инд. опрос Индивидуальный опрос П.1. П. 2 . П/Р№1 Программная Составление по практикум практикум комбиниро ванный Электроэнергетика Отрасли, производ. конструкционные  . материалы и хим. вещества Георафия черной металлургии Самост. работа Тестирование, работа в раб.  тетрадях Фронт. опрос Работа с картами практикум География цветной металлургии Работа с картами комбиниро ванный Комбинир ованный Химическая промышленность Химическая промышленность фронтальный опрос Заполнение таблицы практикум практикум Лесная промышленность Георафия машиностроения тестирование Составление схемы П.3 П. 4 П. 5 П. 6 П. 7 П. 8 П. 9 П. 10-11 картам и стат.  материалам  одного из нефт. и угольн. бассейнов П/Р №2  Программная Составление  характ. одной из  металлург. баз П/Р №3 Обучающая Определение по  картам главных  факторов размещ.  металлург.  предприятий П/Р 4 программная Составление  характ. одной из  . баз хим. пром П/Р 5  программная Определение  главных районов  размещения  отраслей   трудоем. и  неметаллоемкого . машиностроен комбиниро Пищевая и легкая промышленность Индивид опрос П. 12 1.3. 1.4. 1.5. 1.6 1.7. 1.8. 1.9. 1.10 1.11 1.12 . 1.13 . 1.14 . 1.15 1.16 . 1.17 1.18 2.1. 2.2. ванный комбиниро ванный практикум Обобщающее повторение. Контрольное  тестирование Тема. Третичный сектор экономики­ отрасли, производящие  - разнообразные услуги 6 тестирование лекция . Состав и значение третичного сектора Роль и значение транспорта. Сухопутный  . транспорт конспектирование Самост. работа с картами комбиниро ванный практикум комбиниро ванный исследован ие Обобщени е знаний Другие виды транспорта Сфера обслуживания География науки Обобщающий урок. Контрольное  тестирование Раздел  II. География крупных  регионов России Тема: Районирование России Зачем районировать территорию страны 43 Работа с картами тестирование Учебное исслед. по картам,  решение задач тестирование Фронтальный опрос Изучение  нового  материала Тема: Европейская Россия - (Западный макрорегион) 26 П. 13 П. 14 П. 15 П. 16 П. 17 П. 18 П/Р 6.  программная Характеристика  одной из  транспортных  магистралей по  плану П/Р 7 Обучающая Моделирование  вариантов нового  районирования  России Общая характеристика Европейской  Составление схемы П. 19 2.3. 2.4.. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10 2.11 . 2.12 . России . Европейский Север Природа Европейского Севера Население. хозяйственное освоение  Европейского Севера Изучение  нового  материала практикум Изучение  нового  материала Работа с картами Фронтальный опрос рефераты Работа с картами Фронтальный опрос Работа с картами Комбинир ованный Особенности хозяйства Европейского  Севера Сообщения Актуализа ция знаний и умений Изучение  нового  материала практикум исследован ие практикум Изучение  нового  материала Северо ­ Западный район Работа с картами Природа Северо ­ Запада. Население. Хоз.  освоение Хозяйство Северо ­Запада Город Санк ­ Петербург Центральная Россия. Факторы  формирования. Природа Население и хозяйственное освоение  Центральной России Сообщения Фронтальный опрос Заполнение таблицы сообщения Работа с картами тестирование Беседа Работа в раб. тетрадях П. 20 П. 21 П. 22 П. 23 П. 24 П. 25- 26 П. 27 П. 28 П. 29 П. 30- 31 №8 обучающая Выявление и  анализ условий  для развития  рекреац. хоз ­ва №9 обучающая Составление и  анализ схемы  хозяйственных  связей Двино ­  Печ. района №10 Итоговая Объяснение  взаимодействия  природы и  человека на  примере одной из 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 Комбинир ованный комбиниро ванный Московская столичная агломерация Эврестическая беседа по  картам Хозяйство Центральной  России Составление схемы практикум Европейский Юг. Факторы формирования практикум Природа Европейского Юга Работа с картами Фронтальный опрос Работа с картами Фронтальный опро Население и хоз. освоение Европейского  Юга Хозяйство Европейского Юга Сообщения уч ­ ся Заполнение таблицы Поволжье. факторы формирования.  . Природа Работа с картами Фронтальный опрос Население и хоз. освоение Поволжья Составление схемы практикум Актуализа ция знаний и умений Актуализа ция знаний и умений Актуализа ция знаний и умений территорий  Центральной  России №11 Итоговая Сравнение  Москвы и Санк ­  Петербурга №12 Обучающая Составление  картосхемы  размещения  народных  промыслов Ц.  России №13 Обучающая Выявление и  анализ условий  для развития  рекреац. хоз ­ ва №14 Обучающая Экологические и  водные проблемы  Волги и пути  решения П. 32 П. 33 П. 34 П. 35 П. 36 П. 37 П. 38- 39 П. 40 2.21 . 2.22 2.23 2.24 2.25 2.26 3.1. Хозяйство Поволжья Заполнение таблицы Актуализа ция знаний и умений Практикум Урал. Факторы формирования района Составление картосхемы » П/р 15 Итоговая Сравнит.  характеристика  Северного  Кавказа и  « Поволжья Итоговая Определение  тенденций хоз.  развития  Северного Урала  и экологическая  ситуация на  Урале №16 Актуализа ция знаний и умений Комбинир ованный Комбинир ованный практикум Обобщающ ий Природа Урала Работа с картами Население и хоз. освоение Урала Составление картосхемы Хозяйство Урала Работа по карточкам Контрольное тестирование по  . Западной эконоической Зоне Раздел 3 Азиатская Россия (Восточный - макрорегион) 16 Азиатская Россия. Общая характеристика Составление  развернутого плана №17 № 17 Итоговая Изучение и  оценка  природных  условий Зап ­  П. 41 П. 42 П. 43 П. 44 П. 45 П. 46 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10 3.11 Западная Сибирь. Факторы формирования Составление картосхемы Природа Западной Сибири Индивидуальный опрос Население и хоз. освоение Зап. Сибири Заполнение таблицы Изучение Нового  материала Актуализа ция знаний и умений Актуализа ция знаний и умений Исследова ние Комбинир ованный Хозяйство Западной Сибири Север Восточной Сибири. Факторы  формирования Тестирование Работа с картами Индивид. опрос комбиниро ванный путешеств ие комбиниро ванный Практикум комбиниро ванный Природа Севера Восточной Сибири Население и хоз. освоение Севера  Восточной Сибири Хозяйство Севера Восточной Сибири . Южная Сибирь. Факторы формирования Сообщения по маршрутам  путешествия Заполнение таблицы Работа с картами тестирование Составление картосхем Кузнецко Алтайский подрайон Работа с картами сиб. района для  жизни и быта  человека №18. Обучающая Разработка по  карте туристич.  маршрута по  описанию  объектов №19 Итоговая Составление  характеристики  Норильского  пром. узла П/р 20 Обучающая Описание крупных ТПК Восточной  Сибири П. 47 П. 48 П. 49 П. 50 П. 51 П. 52 П. 53 П. 54 П. 55 П. 56 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 4.1 4.2 4.3. 5.1. П. 57 П. 58 П. 59 П. 61 №21. Обучающая Выделение по  картам пром. и  научных центров Учебная  дискуссия по теме «Свободные  экономические  зоны Дальнего  « востока исследован ие Актуализа ция знаний и умений Изучение  нового  материала практикум Ангаро ­ енисейский и Забайкальские  подрайоны Дальний Восток. Факторы формирования  . района Работа по карточкам Исследование по картам Природа Дальнего Востока Население и  хоз. освоение Дальнего востока Хозяйство Дальнего Востока Составление таблицы Актуализа ция знаний и умений обобщающ ий Обобщение знаний по Восточной  зоне. Контрольное тестирование Раздел 4 Россия в современном мире 2 Россия и страны СНГ лекция Актуализа ция знаний и умений Обобщающ ий Объекты мирового природного и  культурного наследия Обобщающее повторение по всему  курсу. Контрольное тестирование . Раздел 5 География своей республики 4 тестировани е Составление картосхемы  экономических связей Учебное исследование по  картам тестирование Особенности ЭГП. Формирование  территории Работа с картами П/Р 22 Итоговая Определение по 5.2. 5.3. 5.4. 5.5 Изучение  нового  материала комбиниро ванный комбиниро ванный Экскурсия  в  агрофирму «Новотрои « цкая Население и хоз. освоение области Составление схемы Особенности хозяйства. Промышленность Заполнение таблицы АПК Социально ­ экономические  проблемы Экономические связи Обобщение знаний. Контрольное  тестирование : Всего часов 68 картам ГП своей  республики П/Р 23 Итоговая Изучение и  оценка природно  ­ ресурсного  потенциала  республики.  Определение хоз. . спец : Тематическое планирование по дисциплине Название разделов и тем Итоговые Всего часов Часы на п/р Контрольн ая работа № п/п 1. 2. 3 4 . Раздел ­ 1 Хозяйство России Тема 1. География межотраслевых  комплексов Тема 2. Третичный сектор. Отрасли  производящие разнообразные услуги Раздел 2. География крупных регионов  . России Тема 1. Европейская Россия. Западный  . макрорегион Тема 2.  Азиатская Россия. Восточный  . макрорегион . Раздел  3.  Россия в современном мире . Раздел 4. География своей республики : Всего часов теорию 10 5 25 14 5 3 53 18 12 6 43 27 16 2 5 68 4 1 4 2 - 1 10 Экскурсии Самостоят ельная работа » География России. Природа. Население. « Хозяйство 2 1 1 1 - 1 7 3 1 2 2 - 1 9 - - - - - 1 1

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс

Рабочая программа география 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017