Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Представлена рабочая программа изучения курса географии в 9 классе.
РП география 9класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
МОУ – СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ пос. Чайковского
________________И.Н.Киреева
Приказ №______
от «____»____________2017 г.
Рабочая программа
(базовый уровень)
по предмету география
9 класс
составлена на основе
авторской программы: А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов,
В.А.Низовцев
«География. 89 классы», 2016г.
Составитель:
Томилина Надежда Борисовна,
учитель географии
2017 год
1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2016 , сост. С.В.Курчина
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2016 г.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль
определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на
становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после
страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего
образования в средней школе.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой –
территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в
процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства
России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России
формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных
компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов,
отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность
средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее
регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны.
Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть
понята как единство о разнообразии.
Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки
содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь,
казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или
города.
Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в
окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и
культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен
быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять
профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает
стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости
перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как
население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в
различных отраслях хозяйства и регионах России.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем
замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет
учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя
участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и
хозяйства.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания
географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического,
сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической
информации (картографических, графических, статистических, текстовых и д
Цель:
2 Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей
Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся,
уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков
адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие
географического мышления.
Основные задачи:
комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно
как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически
развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных,
экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в
нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических
проблем России и ее регионов;
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной
работы с различными источниками географической информации как классическими (картами,
статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями
прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 67 классах. С
другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом,
более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса
является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса
сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение
программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план
для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138 часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2
часа в неделю.
«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю.
Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического
положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей
характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов
России.
Таблица тематического распределения количества часов.
Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с
9 класс
авторская
рабочая
Введение
Раздел I
Хозяйство России
Тема 1
Общая характеристика хозяйства.
Географическое районирование
Тема 2
Главные отрасли и межотраслевые комплексы
Раздел II
Районы России
Тема 3
Европейская часть России
Тема 4
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
20
44
1
18
3
15
47
28
17
3 2.3.
3.
4.
Азиатская часть России
Тема 5
Россия в мире
География своей области
Обобщение и повторение
ИТОГО
2
2
68
2
2
68
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Содержание программы
Раздел
I
Хозяйство России (20 ч)
Тема 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства —
первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.
Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства.
Особенности индустриального пути развития России.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и
экономическое районирование России. Географические районы России. Административно
территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2
ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.
Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий.
Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства.
Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География
животноводства.
Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время.
География легкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и
закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы
лесного комплекса.
Топливноэнергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России.
Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории.
Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.
Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных
районов.
Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и
переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.
Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ —
современный вид топлива.
Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика.
Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую
среду. География электроэнергетики.
Проблемы ТЭК России.
Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их
структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная
география черной и цветной металлургии.
его роль и место в хозяйственной жизни страны.
Машиностроительный комплекс,
Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные
4 Уникальность отрасли.
Его структура. Виды туризма.
Значение информации для современного общества.
кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями
продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводовлидеров
в хозяйстве страны.
Химическая промышленность.
Структура химической
промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая
промышленность и окружающая среда.
Понятие инфраструктуры.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико
экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура.
Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Рекреационные районы.
Территориальное (географическое) разделение труда.
Возникновение географического
разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации
географических районов во времени.
Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».
Практические работы.
1. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы до
бычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.
3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного
комплекса.
4. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
5. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления
нескольких тематических карт.
6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).
7. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным
производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших
наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.
8. Выделение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов
страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по
природным условиям жизни населения положением территорий.
Раздел
Районы России (44 ч)
Тема 1
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
ВосточноЕвропейская равнина.
хозяйственные зоны.
Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства
ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.
Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства.
Географическое положение, его изменение в различные периоды.
Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район —
«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные
промыслы.
Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании.
Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990х гг.
Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший
центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская
агломерация.
II
Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно
5 Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные
функции городов.
Центрально Ч ерноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. При
родные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс
района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная
структура и города района.
Волго Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историкокультурные
особенности. Нижний Новгород и его окружение.
СевероЗападный район. Географическое положение района как «окна в Европу», его
значение в разные периоды российской истории.
Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и
экологические проблем. Древние русские города, особенности их развития и современные
проблемы.
СанктПетербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на
разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и
внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и
образование.
Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географи
ческое положение области. «Контактное» экономикогеографическое положение области как
ресурс ее развития.
Европейский Север.
Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и
Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской
культуре и истории. Поморы.
Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина
русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.
Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные
монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как
природнохозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.
Этническая и культурная неоднородность района.
Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли
специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения.
Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико
географического положения и этапы развития.
Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие
природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность
территории. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые.
Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное
разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные
зоны.
Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и
рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.
Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и
хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.
Дербент — самый древний из городов России.
Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.
Пограничность положения Урала в природном и социальноэкономическом отношении.
Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и
высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в
хозяйстве России.
Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно
промышленного комплекса.
6 Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.
Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов
России. Пути решения проблем.
Тема 2
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. >
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная
поясность.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской
путь, его значение.
Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских».
Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства
и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические
различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.
Западная Сибирь. Особенности природы. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые.
Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная
разработка. Каскады ГЭС. Природнохозяйственные зоны.
Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды.
Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.
Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной
комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения.
Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.
Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное
использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.
Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи.
Перспективы района.
Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов.
Сравнение западной и восточной частей России.
Обобщение знаний по разделу «Районы России».
Практические работы.
1. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной
России (памятники природы, культурноисторические объекты, национальные святыни России).
2. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска
водным путем.
3. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух
городов (на выбор) по транспортногеографическому положению, историкокультурной и
хозяйственной роли в жизни страны.
4. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию
АПК и рекреационного хозяйства.
Тема 3
РОССИЯ В МИРЕ
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные
исторические периоды. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные
страны.
География своей области 2 ч.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур,
1.
главных районов животноводства.
Практические работы (оцениваемые)
7 Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК.
Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического
2.
3.
производства.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого
4.
машиностроения.
5.
6.
7.
8.
9.
Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России.
Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.
Сравнение двух районов Европейского Севера.
Составление географического описания Среднего Урала по картам.
Обозначение на контурной карте и комплексное описание ФГП и ЭГП Восточно
10.
Сибирского района.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый
контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения,
как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально
группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их
сочетания:
1.
Методами организации и осуществления учебнопознавательной деятельности: словесных
(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,
проблемнопоисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2.
3.
опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно
иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского
методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебнонаглядные пособия (таблицы, плакаты,
карты и др.), организационнопедагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Ожидаемый результат:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических
карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты
выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
8 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
специфику географического положения и административнотерриториального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природнохозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей
от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными
и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и
их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира;
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения
комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью
приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного
Критерии оценки учебной деятельности по
географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При
оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,
логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической
терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных
особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
9 Устный ответ
.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия,
учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при
ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из
наблюдений и опытов;
справочные материалы,
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем
на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по
требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный
материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные
термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
10 9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская
однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа
ответа, самоанализ, предложение оценки.
11 Оценка самостоятельных , письменных и контрольных
работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,
если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 1015 мин.
Оценка «5» 10 правильных ответов, «4» 79, «3» 56, «2» менее 5 правильных
ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 3040 мин.
Оценка «5» 1820 правильных ответов, «4» 1417, «3» 1013, «2» менее 10
правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс /
Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2010.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые
для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
12 Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике
отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы
из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся
показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной
работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны изза плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
Отметка «5» правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на
контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с
последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной
сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и
удобства, а также для правильности нанесения объектов).
13 3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это
поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания
(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по
предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу
излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу
может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические
материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 23 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки
отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите
по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать
контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
14 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
МОУСОШ пос. Чайковского
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_______________ Е.А.Глазунова
от « _____» __________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ пос. Чайковского
________________И.Н.Киреева
Приказ №______
от «____»____________2017 г.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20172018 учебный год
учителя ___Томилиной Надежды Борисовны__________
по географии
составлено на основе РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
для _9__ класса
Количество часов по учебному плану школы – 2 ч
Количество часов по программе в год – 68 ч
1 триместр – _22____
2 триместр – _22__
3 триместр – __24__
Учебник География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. А.И.
Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким, М. : Дрофа, 2014.
15 Календарнотематическое планирование в 9 классе.
Тема урока
Роль экономической и
социальной географии в
жизни современного
общества
Дата
план
факт
Колво
часов
04.09
1
Тип урока
ТСО, ИКТ, ЦОР
Практическая
часть программы
Домашнее
задание
Введение (1ч)
Подготовить
сообщение
Тема 1 Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч)
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (18 часов)
Понятие хозяйства. Его
структура.
06.09
Этапы развития хозяйства.
11.09
Географическое
районирование.
13.09
1
2
3
Уроклекция
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
Тема 2 Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 ч)
проектор
1
2
Комбинированный
Компьютер,
урок
Комбинированный
урок
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
№
п/п
1
2
3
4
4
Сельское хозяйство.
Растениеводство.
13.09
5 Животноводство.
18.09
§1
§2
12
§3
§4
15
Практическая
работа №1.
Определение по
картам основных
районов
выращивания
зерновых и
технических 6
7
8
9
Агропромышленный
комплекс.
Лесной комплекс
Топливноэнергетический
комплекс.
20.09
25.09
27.09
Топливноэнергетический
комплекс.
02.10
10
Электроэнергетика
11 Металлургический
комплекс
04.10
09.10
3
4
5
6
7
8
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Урокпрактикум
Комбинированный
урок
Урокпрактикум
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
13 Машиностроительный
16.10
9
Комбинированный
Компьютер,
комплекс
урок
мультимедийный
проектор
Комбинированный
Компьютер,
культур, главных
районов
животноводства
§5
§6
§7, с.4152
§7
§8
§9
§10
16
Практическая
работа №2.
Особенности
географии отраслей
ТЭК
Практическая
работа №3.
Объяснение
влияния различных
факторов на
размещение
металлургического
производства
Практическая
работа №4.
Определение
главных районов
размещения
отраслей
трудоемкого и 14 Химическая
промышленность.
18.10
15
Транспорт.
23.10
10
11
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
16 Информационная
инфраструктура.
17
18
Сфера обслуживания.
Рекреационное хозяйство.
Территориальное
(географическое)
разделение труда.
19 Обобщающее и коррекция
знаний по разделу
«Хозяйство России».
20
ВосточноЕвропейская
равнина.
21
Волга.
25.10
30.10
01.11
08.11
13.11
15.11
12
Уроклекция
13
14
15
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Тестовые задания
Раздел 2. РАЙОНЫ РОССИИ (47 ч)
Тема 3 Европейская часть России (28ч)
1
2
Уроклекция
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
металлоемкого
машиностроения.
Практическая
работа №5
Составление схемы
межотраслевых
связей химической
промышленности
Практическая
работа№6
Сравнение
транспортной
обеспеченности
отдельных районов
России
§11
§12
§13
§14
§15
Подготовить
сообщение
§16
§17
17 22 Центральная Россия:
27.11
состав, географическое
положение.
23 Центральный район:
особенности населения.
24 Хозяйство Центрального
района
29.11
04.12
25 Москва – столица России
06.12
26
27
Города Центрального
района
11.12
Города Центрального
района.
13.12
28 ЦентральноЧернозёмный
18.12
район
3
4
5
6
7
8
9
Уроклекция
Комбинированный
урок
Уроклекция
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Уроклекция
29
ВолгоВятский район
20.12
10
Уроклекция
30
СевероЗападный район.
25.12
11
Уроклекция
Географическое
положение и природа.
Города на старых водных
торговых путях
31
27.12
12
Комбинированный
урок
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
Практическая
работа №7
Определение по
картам и оценка
ЭГП Центральной
России
§18
§19
§20
§21
Подготовить
сообщения
§22
§23
§24
§25
§26
18 32
33
СанктПетербург – новый
«хозяйственный узел»
России
СанктПетербург
«вторая столица» России.
10.01
15.01
34 Калининградская область.
17.11
13
Комбинированный
урок
14
15
Комбинированный
урок
Уроклекция
35
36
Европейский Север:
географическое
положение и природа.
Этапы развития хозяйства
22.01
16
Уроклекция
24.01
17
Комбинированный
урок
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
37
Роль Европейского Севера
в развитии русской
культуры.
38 Поволжье.
29.01
31.01
Географическое
положение и природа.
39 Население и хозяйство.
05.02
40
Северный Кавказ.
Природные условия.
41 Хозяйство района.
07.02
12.02
18
Комбинированный
урок
19
Комбинированный
урок
20
21
22
Комбинированный
урок
Уроклекция
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
Практическая
работа №8.
Сравнение двух
районов
Европейского
Севера
§27
§28
§29
§30
§31
§32
§33
§34
§35
§36
19 42 Народы Северного
14.02
23
Комбинированный
Кавказа.
43 Южные моря России.
26.02
урок
24
Комбинированный
урок
44 Уральский район.
28.02
25
Уроклекция
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Тестовые задания
Практическая
работа№9
Составление
географического
описания Среднего
Урала
§37
§38
§39
§40
§41
Подготовить
сообщение
§42
§43
§44
§45
20
Географическое
положение и природа.
Этапы развития и
современное хозяйство
45
46
Города Урала. Проблемы
района.
07.03
47 Обобщение знаний по теме
12.03
“Европейская часть
России”
48 Природа Сибири
14.03
49 Природа и ресурсы гор
19.03
Южной Сибири
50 Арктические моря.
21.03
51 Население Сибири.
26.03
05.03
26
Комбинированный
27
28
урок
Комбинированный
урок
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Тема 4 Азиатская часть России (17 ч)
1
2
3
4
Уроклекция
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Урокпрактикум
Уроклекция
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Тестовые задания
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный 52 Хозяйственное освоение
28.03
Сибири.
53
Западная Сибирь:
природные условия и
ресурсы.
54 Хозяйство района
55
Восточная Сибирь:
природные условия и
ресурсы.
Байкал.
56
57 Хозяйство района
02.04
04.04
09.04
16.04
18.04
5
6
7
8
9
урок
Уроклекция
Урокпрактикум
Уроклекция
Комбинированный
урок
10
Урокпрактикум
Комбинированный
Компьютер,
проектор
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Практическая
работа №10
Обозначение на к/к
и комплексное
описание ФГП и
ЭГП Восточной
Сибири
58
Дальний Восток:
формирование территории
23.04
59 Природные условия и
ресурсы.
60 Моря Тихого океана.
61 Население района.
62 Хозяйство района.
63 Обобщение знаний по теме
«Азиатская часть России».
25.04
07.05
14.05
16.05
21.05
11
12
13
14
15
16
Уроклекция
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Тестовые задания
Комбинированный
урок
Урокпрактикум
Комбинированный
урок
Урокпрактикум
Урок проверки
знаний, умений и
§46
§47
§48
§49
§50
§51
§52
§53
§54
§55
§56
Подготовить
сообщение
21 64
65
66
Типы районов России.
Обобщение знаний по
разделу "Районы России"
23.05
17
навыков
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Тестовые задания
Тема 5 Россия в мире (2 ч)
Россия в мировом
хозяйстве
Россия в мировой
политике
1
2
Уроклекция
Компьютер,
Уроклекция
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
67 Хозяйство Московской
области
68
Экономические связи
Московской области
География своей области (2ч)
1
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
2
Комбинированный
урок
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
22 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
МОУСОШ пос. Чайковского
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_______________ Е.А.Глазунова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ пос. Чайковского
________________И.Н.Киреева
от « _____» __________ 201 г.
Приказ №______
от «____»____________201 г.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 201201 учебный год
учителя ______________
по географии
составлено на основе РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
для _9___ класса
Количество часов по учебному плану школы – 2 ч
Количество часов по программе в год – 68 ч
1 триместр – _____
2 триместр – ____
3 триместр – _____
Учебник География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. Под ред.
А.И. Алексеева. М. : Дрофа, 2014.
23 Календарнотематическое планирование в 9 «б» классе.
Данное календарнотематическое планирование составлено на основании: стандарта основного общего
образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для основного общего образования по географии (базовый
уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. При изучении курса географии используется учебник
А.И. Алексеева «География России: хозяйство и географические районы 9 класс» М.: «Дрофа», 2011г., атлас «География России:
хозяйство и географические районы 9 класс» издательства «Дрофа», также интернет ресурсы. При изучении курса географии в 9 классе
предполагается тесная интеграция с курсом биологии, истории, КРК и информатики.
Тема урока
Роль экономической и
социальной географии в
жизни современного
общества
Дата
план
факт
Колво
часов
01.09
1
Тип урока
ТСО, ИКТ, ЦОР
Практическая
часть программы
Домашнее
задание
Введение (1ч)
Подготовить
сообщение
Тема 1 Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч)
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (18 часов)
Понятие хозяйства. Его
структура.
05.09
Этапы развития хозяйства.
08.09
Географическое
районирование.
12.09
1
2
3
Уроклекция
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
№
п/п
1
2
3
4
5
Сельское хозяйство.
Растениеводство.
6 Животноводство.
Тема 2 Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 ч)
15.09
19.09
1
2
Комбинированный
урок
Комбинированный
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
Практическая
§1
§2
§3
§4
§5
24 урок
мультимедийный
проектор
7
8
9
Агропромышленный
комплекс.
Лесной комплекс
Топливноэнергетический
комплекс.
10
Топливноэнергетический
комплекс.
11
Электроэнергетика
12 Металлургический
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
13.10
3
4
5
6
7
8
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Урокпрактикум
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Комбинированный
Компьютер,
урок
Урокпрактикум
мультимедийный
проектор
Компьютер,
работа №1.
Определение по
картам основных
районов
выращивания
зерновых и
технических
культур, главных
районов
животноводства
Практическая
работа №2.
Составление
характеристики
одного из угольных
бассейнов по
картам и
статистическим
материалам.
Практическая
§6
§7
§8, с.4346
§8, с. 4752
§9
§10
25 комплекс
мультимедийный
проектор
13 Машиностроительный
комплекс
17.10
9
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
14 Химическая
промышленность.
15
Транспорт.
16 Информационная
инфраструктура.
17
18
Сфера обслуживания.
Рекреационное хозяйство.
Территориальное
(географическое)
разделение труда.
20.10
24.10
27.10
31.10
07.11
19 Обобщающее и коррекция
10.11
10
Комбинированный
урок
11
Комбинированный
урок
12
Уроклекция
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
работа №3.
Составление
характеристики
одной из
металлургических
баз по картам и
статистическим
материалам.
Практическая
работа №4.
Определение
главных районов
размещения
отраслей
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения.
§11
§12
§13
§14
§15
§16
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
13
14
15
Урок проверки
Тестовые задания
Подготовить
26 знаний по разделу
«Хозяйство России».
20
ВосточноЕвропейская
равнина.
21
Волга.
14.11
17.11
22 Центральная Россия:
24.11
состав, географическое
положение.
23 Центральный район:
особенности населения.
28.11
24 Хозяйство Центрального
01.12
района.
25 Москва – столица России
05.12
26
Внутрирегиональные
различия Москвы и
Московского столичного
08.12
знаний, умений и
навыков
Раздел 2. РАЙОНЫ РОССИИ (47 ч)
Тема 3 Европейская часть России (28ч)
сообщение
1
2
3
4
5
6
7
Уроклекция
Комбинированный
урок
Уроклекция
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Уроклекция
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Практическая
работа №5.
Составление
картосхемы
размещения
народных
промыслов
Центральной
России.
§17
§18
§19
§20
§21
§22
Подготовить
сообщения
27 27
района
Города Центрального
района.
28 ЦентральноЧернозёмный
район
12.12
15.12
8
9
Комбинированный
урок
Уроклекция
29
ВолгоВятский район
19.12
10
Уроклекция
30
СевероЗападный район.
Географическое
положение и природа.
22.12
11
Уроклекция
31
Города на старых водных
26.12
12
Комбинированный
торговых путях
урок
32
33
СанктПетербург – новый
«хозяйственный узел»
России
СанктПетербург
«вторая столица» России.
29.12
12.01
13
Комбинированный
урок
14
Комбинированный
урок
34 Калининградская область.
16.01
15
Уроклекция
35
36
Европейский Север:
географическое
положение и природа.
Этапы развития хозяйства
19.01
23.01
16
Уроклекция
17
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Практическая
работа №6.
Составление и
анализ схемы
§23
§24
§25
§26
§27
§28
§29
§30
§31
§32
28 37
Роль Европейского Севера
в развитии русской
культуры.
38 Поволжье.
Географическое
положение и природа.
26.01
30.01
18
Комбинированный
урок
19
Комбинированный
урок
39 Население и хозяйство.
02.02
20
Комбинированный
40
Северный Кавказ.
Природные условия.
41 Хозяйство района.
06.02
09.02
урок
21
Уроклекция
22
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
хозяйственных
связей Двино
Печорского
подрайона.
Практическая
работа №7.
Определение
факторов развития
и сравнения
специализации
промышленности
Европейского Юга и
Поволжья.
42 Народы Северного
Кавказа.
13.02
23
Комбинированный
урок
43 Южные моря России.
16.02
24
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
§33
§34
§35
§36
§37
§38
§39
29 44 Уральский район.
Географическое
положение и природа.
Этапы развития и
современное хозяйство
45
46
20.02
27.02
02.03
Города Урала. Проблемы
района.
47 Обобщение знаний по теме
06.03
“Европейская часть
России”
48 Природа Сибири
13.03
49 Природа и ресурсы гор
16.03
Южной Сибири
50 Арктические моря.
51 Население Сибири.
52 Хозяйственное освоение
Сибири.
53
Западная Сибирь:
природные условия и
ресурсы.
54 Хозяйство района
20.03
23.03
27.03
30.03
03.04
25
Уроклекция
26
Комбинированный
урок
27
28
Комбинированный
урок
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Тестовые задания
Тема 4 Азиатская часть России (17 ч)
1
2
3
4
5
6
7
Уроклекция
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Урокпрактикум
Уроклекция
Комбинированный
урок
Уроклекция
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Тестовые задания
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Урокпрактикум
Практическая
§40
§41
§42
Подготовить
сообщение
§43
§44
§45
§46
§47
§48
§49
30 55
56
Восточная Сибирь:
природные условия и
ресурсы.
Байкал.
57 Хозяйство района
10.04
13.04
17.04
8
9
Уроклекция
Компьютер,
Комбинированный
урок
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
10
Урокпрактикум
проектор
58
Дальний Восток:
формирование территории
20.04
11
Уроклекция
59 Природные условия и
24.04
12
Комбинированный
ресурсы.
60 Моря Тихого океана.
61 Население района.
27.04
04.05
урок
13
14
Урокпрактикум
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
работа №8.
Изучение и оценка
природных условий
Западно
Сибирского (или
Кузнецко
Алтайского)
района для жизни
и быта человека
Практическая
работа №9.
Составление
характеристики
Норильского
промышленного
узла.
§50
§51
§52
§53
§54
§55
§56
31 62 Хозяйство района.
63 Обобщение знаний по теме
«Азиатская часть России».
64
65
66
Типы районов России.
Обобщение знаний по
разделу "Районы России"
Россия в мировом
хозяйстве
Россия в мировой
политике
08.05
11.05
15.05
18.05
22.05
67 Хозяйство Московской
области
68
Экономические связи
Московской области
15
16
17
Урокпрактикум
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Урок проверки
знаний, умений и
навыков
Тема 5 Россия в мире (2 ч)
Тестовые задания
Тестовые задания
1
2
Уроклекция
Компьютер,
Уроклекция
мультимедийный
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
География своей области (2ч)
1
Комбинированный
урок
Компьютер,
мультимедийный
2
Комбинированный
урок
проектор
Компьютер,
мультимедийный
проектор
§57
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
Подготовить
сообщение
32 Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
Список рекомендуемой учебнометодической литературы.
УМК:
1. Алексеев А.И. «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс. М.: Дрофа,
2011.
2.
Полякова Л.Н.Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс: к учебнику
А.И.Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы». М.: Издательство
«Экзамен», 2010.
3. Атлас. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: Дрофа;
Издательство ДИК, 2006.
4. Контурные карты. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.:
Дрофа; Издательство ДИК, 2008.
5. Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев. Рабочая тетрадь. География России. Хозяйство и
географические районы. 9 класс. М.: Дрофа, 2007
География. 610 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернетвик
Маерова, Н. Ю. Уроки географии. 89 классы / Н. Ю. Маерова. М. : Дрофа, 2009.
Пятунин, Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии : 89 классы : ме
Родионова, И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. М. : Московский
Сиротин, В. И. География. Тесты для итогового контроля. 89 классы / В. И. Сиротин. М.
География России : в 2 кн. Кн. 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс : учеб, для
География России. Население и хозяйство : рабочая тетрадь с комплектом контурных
Дополнительная литература.
Баринова, И. И. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая
1.
тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 89 кл.» / И. И. Баринова, В. П.
Дронов. М. : Дрофа, 2010.
карт. 9 класс / В. И. Сиротин. М. : Дрофа, ДИК, 2010.
89 классов общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А.
Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. М.: Дрофа, 2010.
торины / авт.сост. Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. Волгоград : Учитель, 2011.
тод. пособие / Б. Б. Пятунин. М. : Дрофа, 2002.
лицей, 2007.
: Дрофа, 2009.
2.
Наглядные пособия.
Интерактивные карты (ИК).
Информационнокоммуникативные средства.
3.
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс : мультимедийное учебное пособие для
школьников. М. : NMG, 2009. 1 электрон, опт. диск (CDROM). (Виртуальная школа Ки
рилла и Мефодия). (КиМ9)
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для
школьников. М. : NMG, 2009. 1 электрон, опт. диск (CDROM). (Виртуальная школа Ки
рилла и Мефодия). (КиМ8)
тимедиа, 2005. 1 электрон, опт. диск (CDROM). (1C: Образовательная коллекция).
География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. М. : 1C Муль
33 География. 611 классы / А. Г. Стадник [и др.]. Волгоград : Учитель, 2011. 1 электрон,
География. 9 класс. Редактор тестов. Тематические тесты / сост. М. В. Высоцкая. Волго
. ru
. com
Интернетресурсы.
;
География. 610 классы. Библиотека наглядных пособий. М. : 1C Мультимедиа, 2005. 1
электрон, опт. диск (CDROM). (1C: Образовательная коллекция).
опт. диск (CDROM). (Методики. Материалы к урокам).
град : Учитель, 2010. 1 электрон, опт. диск (CDROM). (Тестовый контроль).
География. 9 класс. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «“Учитель” +
15 “учеников”» / сост. М. В. Высоцкая. Волгоград : Учитель, 2011. 1 электрон, опт. диск (CD
ROM). (Сетевой тестовый контроль).
4.
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
. ocean
www
www
. google
www.geo.ru
5.
6.
таблиц и карт.
7.
Компьютерный стол.
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебнопрактическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
Естественно – научного цикла
от « » 08. 2017г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Е.А. Глазунова
от « » 08. 2017 г.
34 35
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Рабочая программа. География. 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.