Данная программа рассчитана на 35 рабочих часов в год. Она включает первоначальные знания по химии для младших школьников. В программе - вещества, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Но, осваивая курс, они получают как теоретические, так и практические навыки работы с веществами.
Рабочая программа Химия для малышей.doc
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Химия для младших школьников»
Программа рассчитана на учащихся 6 класса
Срок реализации: 1.09.2016 – 31.05.2017
Срок реализации – 1 год
Составитель: Попова Валентина Михайловна,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями
применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8м классе познавательные интересы
школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это
обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С
целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Химия младшим школьникам».
Программа модифицированная, составлена на основе программы Чернобельской и Г. М., Дементьева А. И. «Мир глазами химика»
(Чернобельская, Г. М., Дементьев А. И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и
ориентирована на обучающихся 6 класса, т. е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний
ещё не хватает. Цель курса – развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей,
развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний
учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.
Задачи:
образовательные:
∙ сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
∙ познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых
веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
∙ сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования,
выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение
работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
∙ расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
∙ показать связь химии с другими науками:
развивающие:
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебнокоммуникативные умения; навыки
самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивать умение
анализировать информацию, выделять главное, интересное.
воспитательные:
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять умение
слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.
В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне
учебной деятельности.
Работа учителя и детей проводится с использованием следующих образовательных технологий:
метод проектов,
личностноориентированное обучение,
развивающее обучение,
проблемное обучение,
информационные технологии.
Методы и приемы работы
сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
практические (лабораторные работы, эксперименты); коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы
в обучении:
знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
умение ставить химические эксперименты;
умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
воспитание воли, характера;
воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Формы контроля и анализа результатов освоения программы:
обсуждение педагогом и воспитанником результатов выполнения определенных работ и их оценка;
представление выполненных работ на стендах, участие в научнопрактических конференциях.
Занятия рассчитаны для проведения 1 час в неделю по 30–40 мин, всего 34 занятия за учебный год.
Каждое занятие связано с овладением какоголибо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в
жизни сведений о веществах.
Используемая литература:
Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.
Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск, «Карелия», 197с.
Гольдфельд М. Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,1976.191с.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.
Конарев Б. А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.
Конарев Б. А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.
Сомин Л. Увлекательная химия. – М.: Просвещение,1978.
Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003 DVD – фильмы «Занимательная химия».
Тематический план
№
Химия – наука о веществах и их
превращениях 2 часа
Тема занятия
Срок
План
Содержание
факт
Практические работы,
опыты, демонстрации
Химия – наука о
веществах и их
превращениях
Лабораторное
оборудование.
1
2
Вещества вокруг тебя, оглянись! – 17 часов
Демонстрация.
Удивительные опыты.
Лабораторная работа
1. Знакомство с
оборудованием для
практических и
лабораторных работ.
Химия или магия?
Немного из истории
химии. Алхимия. Химия
вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в
кабинете химии.
Лабораторное
оборудование. Знакомство
с раздаточным
оборудованием для
практических и
лабораторных работ.
Посуда, её виды и
назначение. Реактивы и их
классы. Обращение с
кислотами, щелочами,
ядовитыми веществами.
Меры первой помощи при
химических ожогах и
отравлениях. Выработка
навыков безопасной
работы. 3
4
5
6
7
8
9
10
11
Вещества и их
свойства.
Чистые вещества и
смеси.
Вода.
Практическая
работа «Очистка
воды»
Уксусная кислота.
Питьевая сода.
Чай.
Мыло.
СМС.
Вещество, физические
свойства веществ.
Отличие чистых веществ
от смесей. Способы
разделения смесей.
Вода – многое ли мы о ней
знаем? Вода и её свойства.
Что необычного в воде?
Вода пресная и морская.
Способы очистки воды:
отставание, фильтрование,
обеззараживание.
Столовый уксус и
уксусная эссенция.
Свойства уксусной
кислоты и её
физиологическое
воздействие.
Питьевая сода. Свойства и
применение.
Чай, состав, свойства,
физиологическое действие
на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие
хозяйственного мыла от
туалетного. Щелочной
характер хозяйственного
мыла.
Стиральные порошки и
Лабораторная работа
2. Свойства веществ.
Лабораторная работа
3. Разделение смеси
красителей.
Лабораторная работа
4. Свойства воды.
Практическая работа
1.
Лабораторная работа
5. Свойства уксусной
кислоты.
Лабораторная работа
6. Свойства питьевой
соды.
Лабораторная работа
7. Свойства чая.
Лабораторная работа
8. Свойства мыла.
Лабораторная работа 12
13
14
15
16
Косметические
средства.
Вещества в
домашней аптечке.
Аптечный йод и
зеленка.
Перекись
водорода.
Аспирин.
другие моющие средства.
Какие порошки самые
опасные. Надо ли
опасаться жидких моющих
средств.
Лосьоны, духи, кремы и
прочая парфюмерия.
Могут ли представлять
опасность косметические
препараты? Можно ли
самому изготовить духи?
Многообразие
лекарственных веществ.
Какие лекарства мы
обычно можем встретить в
своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его
свойства. Почему йод надо
держать в плотно
закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор
бриллиантового зелёного.
Перекись водорода и
гидроперит. Свойства
перекиси водорода.
Аспирин или
ацетилсалициловая
кислота и его свойства.
Опасность при
применении аспирина.
9. Сравнение моющих
свойств мыла и СМС.
Лабораторная работа
10. Изготовим духи
сами.
Лабораторная работа
11. Состав домашней
аптечки.
Лабораторная работа
12. Необычные
свойства таких
обычных зелёнки и
йода.
Лабораторная работа
13. Получение
кислорода из перекиси
водорода.
Лабораторная работа
14. Свойства аспирина. 17
18
19
Увлекательная химия для
экспериментаторов 15 часов
20,
21
22,
23
24,
25
26
27
Крахмал.
Глюкоза.
Жиры и масла.
Химический новый
год
Понятие о
симпатических
чернилах
Состав
акварельных
красок
Понятие о
мыльных пузырях
Изучение влияния
внешних факторов
на мыльные пузыри
Крахмал, его свойства и
применение. Образование
крахмала в листьях
растений.
Глюкоза, ее свойства и
применение.
Маргарин, сливочное и
растительное масло, сало.
Чего мы о них не знаем?
Растительные и животные
масла.
Лабораторная работа
15. Свойства
крахмала.
Лабораторная работа
16. Свойства глюкозы.
Лабораторная работа
17. Свойства
растительного и
сливочного масел.
Методика проведения
опыта
Симпатические чернила:
назначение, простейшие
рецепты
Состав акварельных
красок. Правила
обращения с ними
История мыльных
пузырей. Физика мыльных
пузырей.
Лабораторная работа
18. «Изготовление
химических елок и
игрушек»
Лабораторная работа
19. «Секретные
чернила»
Лабораторная работа
20. «Получение
акварельных красок»
Лабораторная работа
21. «Мыльные опыты» 28
29
30
31
Что мы узнали о химии? – 3 часа
32,
33
3435.
Обычный и
необычный
школьный мел.
Изготовление
школьных мелков
Понятие об
индикаторах
Изготовление
растительных
индикаторов
Что мы узнали о
химии?
Итоговые занятия
Состав школьного мела. Лабораторная работа
22. «Как выбрать
школьный мел»
Лабораторная работа
24. «Определение
среды раствора с
помощью
индикаторов».
Лабораторная работа 23.
«Изготовление школьных
мелков»
Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в
различных средах.
Лабораторная работа 25.
«Приготовление
растительных индикаторов
и определение с помощью
них рН раствора».
Минипроекты.
Защита минипроектов. Юриспруденция Химия
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Рабочая программа "Химия для малышей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.