Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рекомендована к Принята Согласована использованию Протокол заседания МС Протокол заседания ПС Зам. директора по УВР МБОУ Исаковской СОШ МБОУ Исаковской СОШ МБОУ Исаковской от 30.08.2018 от 30.08.2018 СОШ_______________ № 1 № 1 Л.В. Семиченкова от 30.08.2018
|
Утверждаю
Директор МБОУ Исаковской СОШ _______________ М.А. Николаева приказ от 30.08.2018 № 01-01-136 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике
для обучающихся 10 класса
2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 10 класса составлена в соответствии с: требованиями ФГОС СОО; требованиями освоения основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); на основе авторской программы И.Г.Семакина (издательство: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013); требованиями основной образовательной программы СОО МБОУ Исаковской СОШ.
В ней соблюдается преемственность с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи. Используется УМК Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шейна Т.Ю.
Цели программы:
Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Для изучения курса информатики в 10 классе выделено 68 часов в учебный год, по 2 часа занятий в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ–отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как: yчебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы; изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности; алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса: формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений; ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно –познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
При изучении курса «Информатика» в соответствии требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1. Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
2. Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.
3. Владение умением понимать программы, написанные на универсальном алгоритмическом языке и выбранном для изучения языке высокого уровня.
4. Знание основных конструкций программирования.
5. Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ.
6. Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации.
7. Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных.
8. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Ученик научится:
• понимать роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
• ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, содержащуюся в сети Интернет;
• использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы национальных информационных порталов, интернет сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета;
• применять алгоритмическое мышление при решении задач, организации поиска информации в информационных системах и планировании этапов реализации проектных работ; • использовать формальное описании алгоритмов при решении поставленных задач;
• использовать наиболее подходящий способ записи алгоритмов при решении конкретных задач
(вербальный, символьный, графический);
• иметь осознанное представление о средах программирования, уметь составлять и анализировать несложные алгоритмические структуры;
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
• создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
• выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
• понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
• различать способы хранения информации, выбирать носители информации для ее хранения;
• наполнять разработанную базу данных информацией;
• оценивать качественные и количественные характеристики при выборе технических средств
ИКТ для решения профессиональных и учебных задач;
• практически выполнять инструкции по технике безопасности при работе с цифровыми устройствами и технические рекомендации по использованию информационных систем.
• применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Ученик получит возможность:
• определять систему базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
• представлять тенденции развития компьютерных технологий;
• использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;
• разрабатывать математические объекты информатики, в том числе логические формулы и схемы; • пользоваться навыками формализации задачи и разработки пользовательской документации к программам;
• использовать основные управляющие конструкции;
• анализировать сложные алгоритмы, содержащие циклы и вспомогательные алгоритмы; • понимать сложность алгоритма и использовать основные алгоритмы обработки числовой и текстовой информации;
• использовать универсальный язык программирования высокого уровня (по выбору) и представления о базовых типах данных и структурах данных;
• применять алгоритмы поиска и сортировки при решении учебных задач;
• использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
• использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
• использовать основные методы кодирования и декодирования данных и информацию о причинах искажения данных при их передаче;
• определять важнейшие виды дискретных объектов и их простейшие свойства, выбирать алгоритмы анализа дискретных объектов;
• проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера;
• применять базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
• понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
• понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; • критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Введение. Техника безопасности при проведении занятий в компьютерном классе. Структура курса информатики.
Глава 1. Информация Понятие информации.
Представление информации, языки, кодирование.
Измерение информации. Алфавитный подход.
Содержательный подход.
Главные правила представления данных в компьютере. Представление целых чисел в компьютере Вещественные числа в компьютере.
Представление текстовой информации в компьютере. Текстовая информация.
Графическая информация. Дискретное представление изображения. Дискретное представление цвета.
Растровая и векторная графика.
Звуковая информация. Представление звуковой информации.
Глава 2. Информационные процессы
Хранение информации. Обработка информации. Виды обработки информации.
Алгоритмы. Алгоритмические машины. Свойства алгоритмов.
Автоматическая обработка информации. Машина Поста.
Информационные процессы в компьютере. Эволюция поколений ЭВМ.
Однопроцессорная архитектура ЭВМ. Использование периферийных процессоров. Архитектура персонального компьютера. Ненеймановские вычислительные системы.
Глава 3. Программирование обработки информации Этапы решения задач на компьютере. Понятие алгоритма.
Данные и величины. Структура алгоритмов.
Базовые алгоритмические структуры. Следование. Ветвление. Цикл.
Комбинации базовых структур.
Эволюция программирования.
Языки программирования высокого уровня. История языка Паскаль. Структура процедурных языков высокого уровня.
Паскаль – язык структурного программирования. Структура программы на Паскале.
Элементы языка Паскаль и типы данных. Алфавит. Служебные слова. Идентификаторы.
Комментарии.
Концепция типов данных в Паскале.
Операции, функции, выражения. Арифметические операции.
Стандартные функции и процедуры. Арифметические выражения. Стандартные математические функции Паскаля.
Оператор присваивания. Ввод и вывод данных.
Линейная программа.
Базовые понятия логики. Логические величины. Логические выражения. Логические операции.
Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Постановка задачи и формализация.
Анализ математической задачи. Построение алгоритма. Программирование. Тестирование.
Программирование циклических алгоритмов.
Операторы цикла. Цикл-пока. Цикл с параметром. Цикл-до.
Вложенные циклы. Итерационные циклы.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Процедуры. Функции. Параметры подпрограмм.
Массивы. Описание массива. Идентификация элементов массива. Одномерные массивы.
Многомерные массивы. Действия над массивом как единым целым.
Организация ввода-вывода данных с использованием файлов. Ввод из текстового файла.
Вывод в текстовый файл. Операторы работы с файлами.
Строки символов. Описание строковой переменной. Стандартные функции и процедуры. Комбинированный тип данных.
№ п/п |
Основные темы |
Кол-во часов |
1 |
Введение в предмет |
1 |
2 |
Информация |
16 |
3 |
Информационные процессы |
10 |
4 |
Программирование обработки информации |
40 |
5 |
Повторение |
1 |
|
ИТОГО |
68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
№ урока |
№ урока в разделе |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Дом. задание |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
1 |
Введение. Техника безопасности при проведении занятий в компьютерном классе. Структура курса информатики.
|
1 |
§1 |
4.09 |
|
|
|
Глава 1. Информация |
|
|
|
|
2 |
2 |
Понятие информации Входной контроль. Тестирование по теме «Основные понятия курса 9 класса». |
1 |
§1 |
5.09 |
|
3 |
3 |
Представление информации, языки, кодирование. Практическая работа 1.1 «Шифрование данных». |
1 |
§2 |
11.09 |
|
4 |
4 |
Измерение информации. Алфавитный подход |
1 |
§3 |
12.09 |
|
5 |
5 |
Измерение информации. Содержательный подход |
1 |
§4 |
18.09 |
|
6 |
6 |
Практическая работа 1.2 «Измерение информации» |
1 |
§4 |
19.09 |
|
7 |
7 |
Главные правила представления данных в компьютере. |
1 |
§5 |
25.09 |
|
8 |
8 |
Представление целых чисел в компьютере. |
1 |
§5 |
26.09 |
|
9 |
9 |
Вещественные числа в компьютере. |
1 |
§5 |
02.10 |
|
10 |
10 |
Практическая работа 1.3 «Представление чисел в компьютере». |
1 |
§5 |
3.10 |
|
11 |
11 |
Текстовая информация. Представление текстовой информации в компьютере. |
1 |
§6 |
9.10 |
|
12 |
12 |
Практическая работа 1.4 «Представление текстов. Сжатие текстов» |
1 |
§6 |
16.10 |
|
13 |
13 |
Графическая информация. Дискретное представление изображения. Дискретное представление цвета. |
1 |
§6 |
17.10 |
|
14 |
14 |
Растровая и векторная графика. |
1 |
§6 |
23.10 |
|
15 |
15 |
Звуковая информация. Представление звуковой информации. |
1 |
§7 |
24.10 |
|
16 |
16 |
Практическая работа 1.5 «Представление изображения и звука» |
1 |
§7 |
30.10 |
|
17 |
17 |
Контрольное тестирование по теме "Информация" |
1 |
|
31.10 |
|
Глава 2. Информационные процессы |
||||||
18 |
1 |
Хранение информации. Обработка информации. Виды обработки информации. |
1 |
§8 |
6.11 |
|
19 |
2 |
Алгоритмы. Алгоритмические машины. Свойства алгоритмов. |
1 |
§9 |
7.11 |
|
20 |
3 |
Практическая работа 2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем»» |
1 |
§9 |
13.11 |
|
21 |
4 |
Автоматическая обработка информации. Машина Поста. |
1 |
§10 |
14.11 |
|
22 |
5 |
Практическая работа 2.2 «Автоматическая обработка информации». |
1 |
§10 |
19.11 |
|
23 |
6 |
Информационные процессы в компьютере. Эволюция поколений ЭВМ. |
1 |
§11 |
27.11 |
|
24 |
7 |
Однопроцессорная архитектура ЭВМ. Использование периферийных процессоров. |
1 |
§11 |
28.11 |
|
25 |
8 |
Архитектура персонального компьютера. Практическая работа 2.3 «Выбор конфигурации компьютера». |
1 |
§11 |
4.12 |
|
26 |
9 |
Ненеймановские вычислительные системы. Практическая работа 2.3 «Настройка BIOS компьютера». |
1 |
§11 |
5.12 |
|
27 |
10 |
Контрольное тестирование по теме «Информационные процессы» |
1 |
§11 |
11.12 |
|
Глава 3. Программирование обработки информации |
||||||
28 |
1 |
Этапы решения задач на компьютере. Понятие алгоритма. |
1 |
§12 |
12.12 |
|
29 |
2 |
Данные и величины. Структура алгоритмов. |
1 |
§12 |
18.12 |
|
30 |
3 |
Базовые алгоритмические структуры. Следование. Ветвление. Цикл. |
1 |
§12 |
19.12 |
|
31 |
4 |
Комбинации базовых структур. Практическая работа 3.1 «Программирование линейных алгоритмов». |
1 |
§12 |
25.12 |
|
32 |
5 |
Эволюция программирования. |
1 |
§13 |
26.12 |
|
33 |
6 |
Языки программирования высокого уровня. История языка Паскаль. Структура процедурных языков высокого уровня. |
1 |
§14 |
9.01 |
|
34 |
7 |
Паскаль – язык структурного программирования. Структура программы на Паскале. |
1 |
§14 |
15.01 |
|
35 |
8 |
Элементы языка Паскаль и типы данных. Алфавит. Служебные слова. Идентификаторы. Комментарии. |
1 |
§15 |
16.01 |
|
36 |
9 |
Концепция типов данных в Паскале. |
1 |
§15 |
22.01 |
|
37 |
10 |
Операции, функции, выражения. Арифметические операции. |
1 |
§16 |
23.01 |
|
38 |
11 |
Стандартные функции и процедуры. Арифметические |
1 |
§16 |
29.01 |
|
|
|
выражения. Стандартные математические функции Паскаля. |
|
|
|
|
39 |
12 |
Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. |
1 |
§17 |
30.01 |
|
40 |
13 |
Линейная программа. Практическая работа 3.1 «Программирование линейных алгоритмов». |
1 |
§17 |
5.02 |
|
41 |
14 |
Базовые понятия логики. Логические величины. Логические выражения. Логические операции. |
1 |
§18 |
6.02 |
|
42 |
15 |
Практическая работа 3.2 «Программирование логических выражений». |
1 |
§18 |
12.02 |
|
43 |
16 |
Программирование обработки информации. Программирование ветвящихся алгоритмов. |
1 |
§19 |
13.02 |
|
44 |
17 |
Практическая работа 3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов». |
1 |
§19 |
26.02 |
|
45 |
18 |
Условный оператор. Оператор выбора. |
1 |
§19 |
27.02 |
|
46 |
19 |
Практическая работа 3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов». |
1 |
§19 |
5.03 |
|
47 |
20 |
Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Постановка задачи и формализация. Анализ математической задачи. Построение алгоритма. Программирование. Тестирование. |
1 |
§20 |
6.03 |
|
48 |
21 |
Программирование циклических алгоритмов. |
1 |
§20 |
12.03 |
|
49 |
22 |
Операторы цикла. Цикл-пока. Цикл с параметром. Цикл-до. |
1 |
§.21 |
13.03 |
|
50 |
23 |
Практическая работа 3.4 «Программирование циклических алгоритмов». |
1 |
§.21 |
19.03 |
|
51 |
24 |
Вложенные циклы. Итерационные циклы. |
1 |
§ 22 |
20.03 |
|
52 |
25 |
Практическая работа 3.4 «Программирование циклических алгоритмов». |
1 |
§ 22 |
26.03 |
|
53 |
26 |
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Процедуры. Функции. Параметры подпрограмм. |
1 |
§23 |
27.03 |
|
54 |
27 |
Практическая работа 3.5 «Программирование с использованием подпрограмм». |
1 |
§23 |
2.04 |
|
55 |
28 |
Массивы. Описание массива. Идентификация элементов массива. Одномерные массивы. Многомерные массивы. Действия над массивом как единым целым. |
1 |
§24 |
3.04 |
|
56 |
29 |
Практическая работа 3.6 «Программирование обработки одномерных массивов». |
1 |
§24 |
16.04 |
|
57 |
30 |
Практическая работа 3.6 «Программирование обработки одномерных массивов». |
1 |
§24 |
17.04 |
|
58 |
31 |
Практическая работа 3.7 «Программирование обработки двумерных массивов». |
1 |
§24 |
23.04 |
|
59 |
32 |
Практическая работа 3.7 «Программирование обработки двумерных массивов». |
1 |
§24 |
24.04 |
|
60 |
33 |
Организация ввода-вывода данных с использованием файлов. Ввод из текстового файла. Вывод в текстовый файл. Операторы работы с файлами. |
1 |
§25 |
30.04 |
|
61 |
34 |
Практическая работа «Программирование обработки массивов с использованием файлов» |
1 |
§25 |
1.05 |
|
62 |
35 |
Практическая работа «Программирование обработки массивов с использованием файлов». |
1 |
§26 |
7.05 |
|
63 |
36 |
Строки символов. Описание строковой переменной. Стандартные функции и процедуры. Практическая работа. |
1 |
§27 |
8.05 |
|
64 |
37 |
Комбинированный тип данных. Практическая работа 3.8 «Программирование обработки строк символов». |
1 |
§28 |
14.05 |
|
65 |
38 |
Практическая работа 3.8 «Программирование обработки строк символов». |
1 |
§27-§28 |
15.05 |
|
66 |
39 |
Контрольное тестирование по теме "Программирование обработки информации". |
1 |
|
21.05 |
|
67 |
40 |
Промежуточная аттестация. Он-лайн тестирование по пройденному курсу. |
1 |
|
22.05 |
|
68 |
1 |
Повторение основных тем. Анализ результатов тестирования. |
1 |
|
28.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.