Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- интересоваться русской художественной культурой на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);
- воспринимать художественное произведение, определять его основное настроение;
- эмоциональное воспринимать образы природы, в том числе растительного и животного мира, отраженные в рисунке, картине;
- получит первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- научится положительно относиться к занятиям изобразительным искусством, интересоваться отдельными видами художественно-творческой деятельности;
- чувству гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- интересоваться человеком, его чувствами, мыслями через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
- чувству прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
- мотивации к коллективной творческой работе;
- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
- понимать выделенные учителем ориентиры
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- делать несложные выводы;
- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- - называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе.
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение
Содержание учебного предмета, курса
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи (1 ч). Восприятие осени в природе и в произведениях русских художников начала XX в. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональны состояний. Живопись. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа осени в произведениях разных видов искусства.
Твой осенний букет. Декоративная композиция (1 ч).
Основные содержательные линии. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Красота различных состояний осенней природы и художественные выразительные средства её передачи в живописи.
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция (1 ч).
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция (1 ч). Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции.
В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Народный мастер-хранитель древних традиций кистевого письма, основные элементы и цветовая гамма хохломского травного узора.
Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы (1 ч).
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета.
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект (1 ч).
Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.
Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)
О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России (1 ч).
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета.
В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике (1 ч).
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт.
Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике (1 ч).
Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Белоснежные узоры. Вологодские кружева (1 ч).
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция (1 ч).
Жанр натюрморта. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета. Ритм в расположении новогодних игрушек на ёлке и на таблице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект (1 ч).
Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.
Радуйся многоцветью весны и лета (18 ч)
По следам зимней сказки. Декоративная композиция (1 ч).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и горизонтальных линий в декоративной композиции.
Зимние забавы. Сюжетная композиция (1 ч).
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи.
Защитники земли Русской. Образ богатыря (1 ч).
Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изображении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д.) в боевом снаряжении и движении.
Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка (2 ч).
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Многообразие и особенности форм дымковской игрушки; многоцветность дымковского узора и его элементы.
Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм (1 ч). Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет (2 ч).
Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.
Птицы — вестники весны. Декоративная композиция (1 ч).
Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Особенности изображения весны в живописном пейзаже и декоративной композиции (плоскость, условность формы и цвета, ритм).
«У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы.
О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя (1 ч). Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета (2 ч).
Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Диалог об искусстве. Разнообразие цветов в природе и изобразительном искусстве.
Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки (2 ч).
Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Особенности передачи с помощью цветов и их оттенков восхищения весенней природой в произведениях живописцев и народных мастеров; способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета.
Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи (2 ч).
Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран.
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты (1 ч).
Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.
Тематическое планирование
Предмет изобразительное искусство УМК «Перспектива»
Тематическое планирование |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч) |
||
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи |
(1 ч) |
Знать правила работы с материалами и инструментами; знать последовательность расположения цветов в спектре; умение организовать своё рабочее место |
Твой осенний букет. Декоративная композиция |
(1 ч) |
Знать о форме предметов и цветовой гамме; знание правил работы с акварельными красками; умение работать акварельными красками; умение наблюдать. |
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы |
(1 ч) |
Умение выполнять изображение с натуры, смешивать краски; знать значение понятия «композиция»; умение анализировать форму, цветовую окраску предметов. |
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция |
(1 ч) |
. Умение выполнять изображение с натуры; различать оттенки красок; анализировать форму и цветовую окраску; знать правила работы с акварельными краскам |
Щедрая осень. Рисование натюрморта «Вкусный хлеб» |
(1ч) |
Умение выполнять изображение с натуры; умение работать карандашом и акварельными красками; умение наблюдать |
В гостях у народного мастера С. Веселова. Рисование узора хохломской росписи. |
(1 ч) |
Знание о жанрах изобразительного искусства; о творчестве И.И.Левитана; умение композиционно выстраивать свой рисунок на листе бумаги; умение работать с акварельными красками. |
Золотые травы России. Рисование узора для украшения хохломской ложки. |
(1 ч) |
. Знание видов декоративно- прикладного искусства; знать приёмы выполнения аппликации; умение выполнять аппликацию; композиционно выстраивать свой рисунок. |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект |
(1 ч) |
Знать о творчестве художников- анималистов; умение работать карандашом и акварельными красками; умение наблюдать. |
Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч) |
||
|
|
|
О чем поведал каргопольский узор. Рисование каргопольского узора. |
(1 ч) |
Умение наблюдать; умение самостоятельно решать изобразительную задачу; знать о народных традициях в изображении птиц |
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Рисование Полкана- богатыря |
(1 ч) |
Знать о творчестве В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова; знание о роли фантазии в искусстве; умение графически передавать пропорции сложных по форме предметов; умение композиционно выстраивать свой рисунок; умение работать с акварельными красками. |
Зимнее дерево. Рисование деревьев в заснеженном лесу |
(1 ч) |
Иметь представление о блике на объёмной освещённой поверхности; знать о творчестве художника К.Ф.Юона; умение работать с акварельными красками; наблюдать |
Зимний пейзаж. День и ночь. Рисование зимнего пейзажа «День и ночь». |
(1 ч) |
Знать о творчестве художника К.А.Коровина; умение графически передавать изображение предметов сложной формы; умение работать карандашом и акварельными красками |
Белоснежные узоры. Рисование белоснежного узора: цветы, елочку, дерево жизни, Снегурочку, Снежную королеву, птицу, зверя (по выбору). |
(1 ч) |
Иметь представление об узоре, орнаменте; знать о сфере применения орнамента; умение выполнять аппликацию; выделять элементы узора; знать правила и технику выполнения орнамента |
Цвета радуги в новогодних игрушках. Рисование декоративно й композиции из новогодних игрушек |
(1 ч) |
Знания об узоре, ритме, силуэте; знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца; умение выполнять городецкий узор различными приёмами рисования. |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. |
(1 ч) |
Знание приёмов свободной кистевой росписи; знать о традициях своего народа; умение пользоваться кистью и акварельными красками; умение использовать различные приёмы рисования. |
Радуйся многоцветью весны и лета (18 ч) |
||
По следам зимней сказки. Рисование дома, в котором живет один из героев зимней сказки. |
(1 ч) |
Знать о творчестве Е.И. Чарушина; умение графически изображать предметы сложной формы; умение наблюдать; бережно относиться к природе |
Зимние забавы. Рисование картины «Зимние забавы». |
(1 ч) |
Умение работать с пластилином ; умение выполнять объё мные изображения ; наблюдать ь ; бережно относиться к живой природе ; знание приёмов работы с пластилином . |
Защитники земли русской. Рисование русского воина-богатыря. |
(1 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; знать о творчестве художников-портретистов; умение самостоятельно решать композиционные задачи. |
Открой секреты дымки. Рисование дымковской игрушки. |
(2 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знать о народных промыслах. |
Краски природы в наряде русской красавицы. Рисование наряда для девицы-красавицы. |
(1 ч) |
Знание об узоре, орнаменте, технике аппликации; знать приёмы выполнения геометрического орнамента в квадрате; умение самостоятельно решать композиционные задачи. |
Вешние воды. Рисование весеннего пейзажа. |
(2 ч) |
Знание о творчестве художников К.Юона, Ф.Васильева, И.Левитана; умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; иметь представление о красках весны. |
Птицы-вестники весны. Рисование композиции про весну. |
(1 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; умение наблюдать. |
У лукоморья дуб зеленый. Рисование сказочного дерева. |
(1 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи. |
О неразлучности, доброты, красоты и фантазии. Рисование сказочной композиции «Конь-огонь». |
(1 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников И.Шишкина, В.Поленова; умение наблюдать. |
Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование композиции из весенних цветов. |
(2 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников И.Шишкина, В.Поленова; умение наблюдать. |
В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат. Рисование весенних цветов. |
(2 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников И.Шишкина, В.Поленова; умение наблюдать. |
Какого цвета страна родная. Рисование на изученную тему. |
(2 ч) |
Умение графически изображать предметы сложной формы; самостоятельно решать композиционные задачи; знание о творчестве художников И.Шишкина, В.Поленова; умение наблюдать. |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. |
(1 ч) |
|
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
По плану |
Факт. |
|||
1 |
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи |
|
|
|
2 |
Твой осенний букет. Декоративная композиция |
|
|
|
3 |
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы |
|
|
|
4 |
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция |
|
|
|
5 |
Щедрая осень. Рисование натюрморта «Вкусный хлеб» |
|
|
|
6 |
В гостях у народного мастера С. Веселова. Рисование узора хохломской росписи. |
|
|
|
7 |
Золотые травы России. Рисование узора для украшения хохломской ложки. |
|
|
|
8 |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект |
|
|
|
9 |
О чем поведал каргопольский узор. Рисование каргопольского узора. |
|
|
|
10 |
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Рисование Полкана- богатыря |
|
|
|
11 |
Зимнее дерево. Рисование деревьев в заснеженном лесу |
|
|
|
12 |
Зимний пейзаж. День и ночь. Рисование зимнего пейзажа «День и ночь». |
|
|
|
13 |
Белоснежны е узоры. Рисование белоснежного узора: цветы, елочку, дерево жизни, Снегурочку, Снежную королеву, птицу, зверя (по выбору). |
|
|
|
14 |
Цвета радуги в новогодних игрушках. Рисование декоративно й композиции из новогодних игрушек |
|
|
|
15 |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. |
|
|
|
16 |
По следам зимней сказки. Рисование дома, в котором живет один из героев зимней сказки. |
|
|
|
17 |
Зимние забавы. Рисование картины «Зимние забавы». |
|
|
|
18 |
Защитники земли русской. Рисование русского воина-богатыря. |
|
|
|
19/20 |
Открой секреты дымки. Рисование дымковской игрушки. |
|
|
|
21 |
Краски природы в наряде русской красавицы. Рисование наряда для девицы-красавицы. |
|
|
|
22/23 |
Вешние воды. Рисование весеннего пейзажа.. |
|
|
|
24 |
Птицы-вестники весны. Рисование композиции про весну. |
|
|
|
25 |
У лукоморья дуб зеленый. Рисование сказочного дерева. |
|
|
|
26 |
О неразлучности, доброты, красоты и фантазии. Рисование сказочной композиции «Конь-огонь». |
|
|
|
27/28 |
Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование композиции из весенних цветов. |
|
|
|
29/30 |
В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат. Рисование весенних цветов. |
|
|
|
31/32 |
Какого цвета страна родная. Рисование на изученную тему. |
|
|
|
33 |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.