Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс "Перспектива"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс "Перспектива"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Документация +2
doc
математика
1 кл
13.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Рабочая программа 3.doc

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

       I.            Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

    II.            Содержание учебного предмета, курса

 III.            Тематическое планирование

 

IV.            Приложения («Календарно-тематическое планирование», «КИМы» в отдельной папке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

Личностные результаты

 

Обучающийся получит возможность:

• осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношениек школе;

• осмыслить значение общения для передачи и получения информации;

• для формирования уважительного отношения к русскому языку какродному языку русского народа и как к государственному языку;

• для формирования интереса к языковой и речевой деятельности;

• освоить основные правила речевого общения;

• получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;

• получить представление об этических чувствах (доброжелательность,сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.);

• получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми исверстниками;

• для формирования потребности к творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты

 

Обучающийся получит возможность для формирования следующихУУД:

• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапуобучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

• высказывать своё предположение относительно способов решенияучебной задачи;

•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный

алгоритм («узелки на память»);

•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своихдействий, вносить соответствующие коррективы;

•целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;

•ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения приосвоении материала урока;

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;

•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике иучебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

•понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

• преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюдением правил бесконфликтного общения;

• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученныхфактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• использовать собственный опыт в решении познавательных задач;

• слушать собеседника и понимать речь других;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• принимать участие в диалоге;

• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

• работать в парах и в группах;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;

• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

 

Предметные результаты

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающийся научится:

• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, сознакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

• выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы;

• составлять текст из набора предложений;

• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать устную и письменную речь;

• различать диалогическую речь;

• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

• определять тему и главную мысль текста;

• соотносить заголовок и содержание текста;

• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

• составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;

• составлять небольшие монологические высказывания по результатам

наблюдений за фактами и явлениями языка.

 

ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК

 

Лексика

Обучающийся научится:

• различать слово и предложение, слово и слог;

• различать слово как двустороннюю единицу языка;

• разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе

наглядно-образных моделей;

• различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые

предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;

• определять имена собственные и правильно их записывать;

• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

• выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды,

виды транспорта и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать слово как единство звучания и значения;

• ервоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;

• первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;

• составлять тематические группы слов по определённым темам.

 

 

Фонетика, графика, орфография

 

Обучающийся научится:

• различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;

• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

• различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

• различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкиесогласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

• различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делитьслова на слоги;

• обозначать ударение в слове;

• правильно называть буквы в алфавитном порядке;

• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

• переносить слова по слогам на письме;

• раздельно писать слова в предложении;

• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щув словах;

• употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;

• верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

• без ошибок списывать текст с доски и учебника;

• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15слов;

• самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений наопределённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

• наблюдать за образованием звуков речи;

• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов приорфоэпическом проговаривании слов учителем;

• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

• различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощьюгласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;

• находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;

• писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания;

• пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Морфология

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;

•находить в тексте слова — названия предметов, названия признаковпредметов и названия действий.

 

Синтаксис и пунктуация

 

Обучающийся научится:

• различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющиепредложения;

• выделять предложения из речи;

• соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этимсхемам;

• составлять предложения из слов;

• составлять предложения по схеме, по рисунку;

• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

• правильно оформлять предложения на письме: употреблять прописнуюбукву в начале предложения и ставить необходимые знаки препинания вконце.

Обучающийся получит возможность научиться:

•определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;

• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;

• осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационноеи пунктуационное оформление в речи.

 

 

 

 

II.  Содержание учебного предмета, курса

 

Обучение грамоте (письмо)

(92 ч.)

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

     Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы Ъ и Ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы Е, Ё,Ю, Я; их двойная роль. Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью данных букв. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление Ъ и Ь знаков как разделительных.

 Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма и письма с помощью рисунков, символов. Понимание ценности современного письма.

Чтение. Знакомство с орфоэпическим чтением. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие  слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы, и слов с обобщающим значением.

        Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

·               раздельное написание слов;

·               обозначение гласных после шипящих;

·               употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных;

·               употребление Ъ и Ь как разделительных знаков;

·               прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

·               перенос слов по слогам без стечения согласных;

·               знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст.

        Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

 

Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный,

2) основной,

3) обобщающий.

1. Подготовительный этап (добукварный)«Давайте знакомиться!» (20ч.)Ориентировка в тетради: рабочая строка, центр листа, слева, справа; работа с образцом (обведение,  копирование и анализ элементов, входящих в образец). Подготовка руки кписьму: линии прямые, наклонные; сравнение их количества и направлений;параллельные прямые, круги, овалы. Письмо наклонных линий под счёт, сравнение написания с образцом. Сравнение реальных предметов с их символическими изображениями. Штриховка, нахождение закономерностей в расположении линий. Составление орнаментов из данных элементов, их обведение и штриховка. Обведение и штриховка изображённых предметов, составление из них тематических и ассоциативных групп. Освоение понятий: столько же элементов, целое, часть, элементы целого. Письмо элементов печатных букв. Соблюдение расположения элементов букв настроке, определение их количества и направления. Элементы письменных букв (прописных, строчных), наклон, разлиновка, рабочая строка. Анализ письменных элементов букв; упражнения в их написании (с помощьюучителя). Деление образца на элементы, их характеристика: прямые, наклонные линии, большие, маленькие. Сравнение написания элементов букв с образцом. Сравнение элементов печатных и письменных букв. Письмо элементов письменных букв, безотрывное их написание.

 

2. Основной (букварный) этап обучения «Страна АБВГДейка»(64 ч.) Основныеэлементы письменныхбукв. Письмо строчныхбукв а, о, у, и, ы, э. Письмозаглавных букв: А, О, У, И,Э.Овладение навыком начертания письменных заглавных и строчных букв.Анализ графических элементов букв гласных звуков. Письмо букв, буквосочетаний с соблюдением гигиенических норм. Слого-звуковой анализ слов. Печатание изученных буквпод звуковыми схемами,чтение по следам анализа.Овладение разборчивым,аккуратным письмом.Письмо заглавных истрочных букв. Анализграфической формы букв,алгоритм их написания.Обозначение на письмемягкости согласных звуковс помощью буквы и. Письмо слогов с твёрдыми имягкими согласными (мы-ми, сы-си, ны-ни, ты-тии т. д.). Заглавная буква вименах собственных. Правила написания простейших слов, предложений.Прописная буква в именахсобственных и в началепредложения. Сравнениеслов по значению и написанию, составление предложений с многозначнымисловами.Анализ графическойформы новых букв, алгоритм их написания. Письмопрописных и строчныхбукв. Слоги, слова с новыми буквами. Обозначениена письме мягкости согласных звуков с помощьюбуквы и. Письмо слогов ствёрдыми и мягкими согласными (ры-ри, вы-виит.д.). Обведение слогов ислов с глухими и звонкимисогласными (гора — кора,игра — икра). Запись поддиктовку слов, которые нерасходятся с произношением. Заглавная буква в именах собственных. Правиланаписания предложений.Тематическая классификация слов, подбор слов собщим значением.Постановка в словахударения. Письмо слов ислогов с мягкими, звонкими и глухими согласными.Прописная буква в именахсобственных и в началепредложения. Перевод печатных букв в письменные.Ритмическое и связноеписьмо букв, соединениебукв в словах. Анализформы букв, строчных ипрописных. Письмо слов сбуквами е, ё, ю. я в началеслова и после гласных; составление из них предложений. Обведение слов сбуквами е, ё, ю, я, указывающих на мягкость согласных, стоящих передними; письмо под диктовкуслогов и слов. Освоениеправил написания имёнсобственных и оформленияпредложений на строке.Перевод печатных текстовв письменные. Письмо поддиктовку слов, написаниекоторых не расходится с ихпроизношением. Усвоениеприёмов правильного списывания текста,формы букв, строчных ипрописных. Письмо слов сбуквами е, ё, ю, я в началеслова и после гласных; составление из них предложений. Обведение слов сбуквами е, ё, ю, я, указывающих на мягкость согласных, стоящих передними; письмо под диктовкуслогов и слов. Освоениеправил написания имёнсобственных и оформленияпредложений на строке.Перевод печатных текстовв письменные. Письмо поддиктовку слов, написаниекоторых не расходится с ихпроизношением. Усвоениеприёмов правильного списывания текста.Письмо заглавных и строчных букв.Обведение образцов. Словас мягкими и твёрдыми согласными, звонкими и глухими. Письмо слов с буквой й в середине и на конце. Заглавная буква в именах собственных и в началепредложения.Правила написания слови предложений. Составление предложений с многозначными словами.Прописные и строчныебуквы, анализ их элементов. Овладение начертанием письменных прописныхи строчных букв. Безотрывное письмо простейшихбуквосочетаний. Письмо попамяти слов с традиционными написаниями (жи—ши, ча — ща, чу — щу). Запись слов под диктовку.Составление и записьпредложений с соблюдением гигиенических норм.Письмо слов с мягкимзнаком в конце и серединеслова. Анализ графическихэлементов изучаемых букв,безотрывные соединения всловах. Варианты соединений мягкого знака в буквосочетаниях. Звуковой анализ слов с мягким знаком.Списывание слов, предложений и текста. Буквенная мозаика. Алфавит. Название букв русского алфавита. Чудесныепревращения слов путёмпоследовательной замены вних одной буквы (липа —лиса, лиса — лист, лист —аист). Списывание текстов. Оформление предложений на письме. Правописание слов с ь и ъ разделительными знаками. Классификация слов, обозначающих количество: один,много.Списывание букв списьменных образцов.

 

3. Обобщающий (послебукварный) этап «Про всё на свете» (8 ч.) Основные элементы письменных букв. Чистописание. Звуко-слоговой состав слов; перенос слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения. Порядок слов в предложении, их взаимосвязь.

 

Систематический курс русского языка

(40 ч.)

Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями:

1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика); грамматика (морфология и синтаксис);

2) орфография и пунктуация;

3) развитие речи.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

Морфология. Общее представление о частях речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

·     сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

·     сочетания чк—чн, чт, щн;

·     перенос слов;

·     заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

·     проверяемые безударные гласные в корне слова;

·     парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

·     разделительные ъ и ь;

·     знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

 

Распределение основного содержания по темам.

В мире общения (2 ч.)Цели и ситуации устного общения. Овладение основными умениями вести разговор (устная форма общения): начать, поддержать и закончить разговор и т. п. Речевой этикет в различных ситуациях общения. Знание норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой, поздравление). Выбор формы обращения к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Жесты, мимика в речевом общении. Речь устная и письменная: умения читать, писать, слушать и говорить. Адекватное восприятие звучащей речи, уместное использование слов и предложений родного языка в общении с друзьями и взрослыми. Понимание значения письменной формы общения, умения читать и писать. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения. Словарные слова. Главное средство общения, наш помощник — родной язык. Русский язык как язык русского народа, России.

Роль слова в общении (1 ч.) Роль слова в речевом общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как условие успешного общения. Выбор слов при построении устных рассказов. Модель речевого общения (цель общения, собеседники, тема разговора, вежливые слова). Моделирование ситуаций общения (с использованием иллюстраций и практических действий): с какой целью ведется диалог, кто, с кем и о чём разговаривает. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация, умение слушать собеседника. Овладение основными умениями вести разговор: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Использование в речи слов, отвечающих на вопросы какая?, какой?... Составление и написание предложений с этими словами. Правильное написание словарных слов.

Слово и его значение (2 ч.) Модели слов, их значение и звукобуквенная форма. Восприятие слов на наглядно - образных (двусторонних) моделях. Практическое различение в слове звуковой формы и его значения. Понимание их тесной взаимосвязи. Слово и предмет; слово как представитель, заместитель реальных предметов, их свойств и действий. Номинативная функция слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Выражение отрицательного отношения к использованию в речи «пустых» слов, лишённых значения и смысла (значит, так, в общем). Обогащение словаря. Проявление интереса к художественным текстам, созданным русскими писателями; выражение уважения к их творчеству. Определение значения слова по тексту, уточнение его значения с помощью толкового словаря.

Имя собственное (3 ч.)Слова обозначают предметы и людейпо-разному. Имена собственные и нарицательные. Выразительные особенностиимён и фамилий людей, кличек животных.Устные описания домашних животных, ихклички. Понимание процесса наименования людей и домашних животных. Наблюдения за способностью слова называть (нарицать) все похожие предметы сразу,одним общим, нарицательным именем(мальчик, котёнок, щенок) и особо выделять среди них кого-то одного и даватьему имя собственное(Андрей, Мурзик,Верный). Выделение в текстах имён собственных с ласкательным и уменьшительным значением (Иван — Иванушка).Значение имён и фамилий. Этимологиярусских фамилий, кличек животных (простейшие случаи).Правописание имён собственных (имена и фамилии людей, клички животных). Составление предложений и текстов сименами собственными. Правила правописания имён собственных и нарицательных.Списывание с печатного текста.

Слова с несколькими значениями (1 ч.) Слова с несколькими значениями. Многозначность слов (язык, горлышко). Наблюдения за звучанием и значением многозначных слов. Выявление сходства в предметах, названных одним и тем же словом. Выявление слов, значение которыхтребует уточнения. Наблюдение за использованием многозначных слов в речи.Употребление многозначных слов в устнойи письменной речи.

Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч.) Модели слов, близких и противоположных по значению. Сравнение слов-синонимов (без термина) по их значению извучанию. Роль синонимов в речи. Богатство русского языка. Наблюдение за дополнительной окраской и новыми оттенками, которые добавляют синонимы к характеристике предмета (малышка крошка, малютка). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту илиуточнение значения с помощью толковогословаря. Антонимы в парах, их значение.Нахождение антонимов в пословицах, объяснение их смысла. Составление (вместе сучителем) кратких описаний, характеристик предметов с использованием синонимов или антонимов.

Группы слов (4 ч.) Классификация слов по вопросам (кто?что?; какой? какой? какое? какие?; чтоделать? что делает?).Группы слов, объединённых обобщённым значением предметности, действия, свойства. Осмыслениеобщего значения слов каждой группы(предметность, свойства, действия). Тематическая классификация слов.Сравнение групп слов, отвечающих наодин и тот же вопрос, с тематической классификацией слов (цветы, травы, грибы…). Понимание значения слов, которыеотвечают на вопросы кто?(называют людей и животных) и что? (называют неживые предметы). Узелки на память: слова,отвечающие на вопросы кто? что?Запись слов, отвечающих на вопросы:кто? какой? что делает?; составлениесвязных высказываний, запись предложений: прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце.

Звуки и буквы. Алфавит (2 ч.) Обобщение первоначальных сведений озвуках и буквах русского языка. Звуковойанализ, звуковая и буквенная форма слова.Смыслоразличительная роль звуков в словах.Установление соотношения звуковогои буквенного состава слова (с помощью звуковых схем и записей слова буквами).Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиямибукв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка,[ф] — эф). Буква печатный или письменный знак, который служит для обозначения звуков. Базовыепредставления обалфавите: алфавит — все буквы какого-либо языка, расположенные в установленном порядке; алфавит как основа письменности. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Звуко-буквенное письмо как переход от устнойречи к письменной. Культура устной иписьменной речи.

Звуки гласные и согласные. Обозначение их буквами (3 ч. )Гласные и согласные звуки, их артикуляционная характеристика. Различениезвуков и букв, их словесное определение(звуки мы слышим и произносим; буквы пишем и читаем). Передача звуков на письме с помощью букв алфавита по определённым правилам.Буквы гласных звуков, буквы согласныхзвуков. Буквы гласных, стоящих послетвёрдых согласных (а, о, у, ы, э). Буквыгласных, стоящие после мягких согласных(е, ё, и, ю, я); их роль в слове (они указывают на мягкость согласного звука, стоящего перед ними).Буквы е, ё, ю, я в начале слова и послегласных (обозначают два звука). Письмо по памяти: запись букв гласных, которые указывают на мягкость стоящего впереди согласного. Грамотноеиспользование букв гласных звуков: а я,о ё, у ю, ы и, э е. Написаниеслогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными (мак — мяч, нос — нёс). Словарные слова.

Слоги. Перенос слов (2 ч.) Слово и слог. Различение слова и слога.Понимание слога как части слова. Слитноепроизнесение звуков в слоге. Слогообразующая роль гласного звука. Деление словна слоги. Классификация слов по количеству слогов. Сопоставление количества гласных с количеством слогов в слове.Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч. )Ударение в русском языке как болеесильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударныегласные звуки как орфограмма (первоначальные представления). Словарные слова,правописание в них безударных гласных. Узелки на память: правила правописаниябезударных гласных в словах.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч.) Твёрдые и мягкие согласные. Звуковойанализ по моделям слов. Сравнение твёрдых и мягких согласных. Установлениесоотношения количества звуков и букв всловах типа кон конь, булка — Булька.Обозначение на письме мягкости согласных с помощью мягкого знака (ъ). Мягкийзнак на конце и в середине слова. Правилаобозначения на письме мягкости согласных в конце и середине слова с помощью мягкого знака (ь). Правила обозначения написьме мягкости согласных с помощьюбукв е, ё, и, ю, я(обозначение мягкостисогласного звука с помощью буквы согласного звука в сочетании с буквами е, ё,и, ю, я).

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу(2 ч.) Шипящие согласные звуки; обозначение их буквами на письме. Правила написания  буквосочетаний жи—ши, ча—ща,чу—щу. Заучивание правил правописаниябуквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу;применение правил при написании слов.Составление слов с данными буквосочетаниями.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (2 ч.) Разделительный мягкий знак (ь). Правила его использования. Общее представление о разделительном мягком знаке наоснове произнесения и чтения слов с ним(семья, ручьи). Правила использования написьме разделительного мягкого знака (после согласных перед буквами е, ё, ю, я,и). Сравнение слов с мягким знаком — показателем мягкости согласных и с разделительным мягким знаком (день деньки,брать братья; лист листья.) Разделительный твёрдый знак (ъ); наблюдения за его функционированием в словах. Общее представление о разделительном твёрдом знаке на основе сопоставления слов сним и без него (сел съел).

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч.) Звонкие и глухие согласные звуки; обозначение их буквами. Согласные парныепо звонкости — глухости. Различениезвонких и глухих звуков. Классификациясогласных по звонкости — глухости, составление пар. Знакомство с непарнымисогласными.Правописание парных согласных вконце слова. Сравнение произношения и обозначение на письме парных согласныхв конце слова.Правила обозначения парных по звонкости—глухости согласных звуков написьме. Применение правил на письме.

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (2 ч.) Общее представление о предложении(его смысловая и интонационная завершённость). Различение слова и предложения, их назначение. Речевое использование слова, его номинативная функция, коммуникативная роль предложения (сообщать о чём-либо, выражать вопрос, просьбу, приказ).Смысловая связь слов в предложении(по вопросам). Роль предложения в речевом общении. Оформление предложения в устной речи (выражение законченноймысли) и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания вконце). Знаки препинания в конце предложения. Применение правил правописания.

От предложения к тексту (3 ч.) Текст. Общее представление о текстекак связанных между собой предложениях.Признаки текста. Смысловое единствопредложений в тексте. Текст как речевоепроизведение, автор текста, заглавие.Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Использование действия самоконтроля. Осознание коммуникативной модели общения: кто, кому, что и как говорит, скакой целью происходит общение, каковего результат. Восстановление деформированного текста. Использование действиясамоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет русский язык

УМК «Перспектива»

 

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

обучение грамоте (обучение письму)

Подготовительный  (добукварный)  период 

«Давайте знакомиться» (20 часов)

«Твои новые друзья». «Дорога в школу». Раскрашивание, обведение.

1

Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). 

Составлять диалоги при работе в паре.

Разыгрывать сценки общения героев сказок.

Обводить и раскрашивать рисунки, штриховатьсравнивать линии по величине, количеству и направлению.

Выполнять задания, ориентируясь на образец, контролировать выполнение упражнения. 

Выполнять каллиграфические тексты: самостоятельно копировать образец предложения, делить его на слова.

Называть предметы по рисункам. 

Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением.

 Составлять рассказ по названию и картинкам. 

Обводить и раскрашивать  рисунки, штриховать; сравнивать линии по величине, количеству и направлению. 

Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения.

Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков.

Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов. 

Составлять простейшие сообщения.

Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя).

Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).

Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и рисовать (запись) простейшие знаки-символы. 

Делить сообщения на слова, определять их количество, последовательность. 

Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем.

Обозначать слово любыми средствами: фишками, символическим рисунком, знаком. Обводить и раскрашивать рисунки, штриховатьсравнивать линии по величине, количеству и направлению. 

Выполнять задания по образцу, контролировать выполнение упражнения.

Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи.

Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений.

Определять последовательность звуков в слове.

Выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать

Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные звуки,  использовать условные знаки для их обозначения. 

Моделировать структуру слова: указывать его значение,  заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре).

Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. 

Подбирать слова с искомым звуком. 

Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.

Штриховать и обводить предметы по образцу, ориентируясь на знаки-стрелки.

Печатать элементы букв, обводить печатные буквы.

Писать элементы письменных букв, находить элементы букв в предметной картинке.

Чётко писать прямые вертикальные наклонные по пунктирным линиям. 

Копировать образцы с элементами букв. 

Проводить анализ графических образцов букв.

Составлять простейшие модели слов, различать значение слова и его звучание (с помощью учителя).

Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов.

Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки. 

Писать элементы письменных букв,штриховать по образцу.

Делить слова на слоги.

Называть в слоге гласный звук. 

Моделировать слова, характеризовать их слоговую структуру.

Проводить слого-звуковой анализ слов.

Использовать условные обозначения слога (дуга, вертикальные линии). 

Расставлять знак ударения в звуковых схемах слов. 

Находить ударный слог в словах, обозначать его знаком ударения.

Воспроизводить звучание слова с ориентировкой на знак ударения. 

Писать элементы букв. 

Соотносить написанные элементы с образцом. 

Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца.

Различать слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. 

Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения.

Записывать сообщение с помощью графической схемы. 

Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. 

Давать характеристику звуков в звуковой схеме. 

Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы предложений. 

Писать элементы букв.

Соотносить написанные элементы с образцом. 

Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца.

«Что в центре?» Ориентировка на листе. Обведение фигур по образцу.

1

«Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии.

1

«Определи направление». Определение направления с помощью жеста.

1

«Найди пару». «Лото». Классификация. Письмо наклонных и прямых линий.

1

«Целое и часть». Параллельные линии.

1

«Головоломки». «Овал». Письмо элементов печатных букв.

1

«В квартире». «Веселые превращения». Письмо элементов печатных букв.

1

«Сравни дома». «В магазине одежды». «В походе». «На привале». Тематическая классификация. Письмо элементов печатных букв.

1

«На коньках». «Контуры и силуэты». Прямые и наклонные линии.

1

«На волнах». «Морское путешествие». Прямые и наклонные линии.

1

«На лугу». «Мы рисуем». Тематическая классификация. Письмо элементов печатных букв.

1

«Под грибом». Нахождение закономерностей. Письмо элементов печатных букв.

1

«Мы – спортсмены». Обведение по пунктиру. Элементы звукового анализа.

1

«Домики трех поросят». Штриховка, обведение, элементы печатных букв.

1

«В гостях у бабушки». Обведение по пунктиру. Элементы звукового анализа.

1

«Мы – художники». Печатание элементов букв.

1

«Прогулка в парке». «Знаки в городе». Классификация, обобщение. Письмо элементов печатных букв.

1

«Подумай и сравни». Классификация. Письмо элементов письменных букв.

1

«Проверь себя». Классификация. Письмо элементов письменных букв.

1

Основной (букварный период)

«Страна АБВГДейка» (64 часа)

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит». Звуковой анализ слов. Строчная и заглавная буквы Аа.

1

 

Проводить звуковой анализ слов. 

Различать и соотносить звуки и буквы. 

Объяснять роль букв (обозначение звуков). 

Характеризовать гласные звуки,  обозначать шесть гласных звуков буквами.

Различать звучание и значение слова. 

Находитьизученные буквы в тексте. 

Находить изученные буквы в тексте. 

Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв. 

Объяснятьалгоритм написания буквы.

 Писать обобщённые графические элементы букв.

Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. 

Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами.

 Характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие.

Сравнивать слова-омонимы (без терминологии) по значению и по звучанию.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. 

Читать слова, предложения и тексты.

Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках.

 Наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков в словах.

Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Читать открытые слоги с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю].

 Переносить слова со строки на строку по слогам.

 Писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, с непроверяемыми написаниями. 

Различать формы строчных и прописных букв.

Анализировать графические элементы букв согласных звуков. 

Читать предложения и тексты.

Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). 

Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова.

 Различать строчные и заглавные буквы. 

Объяснять алгоритм написания букв.

Находить буквы е, ё, ю, я в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного.

Обозначать мягкость согласных с помощью букве, ё, ю, я (лук — люк, мак — мяч). 

Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии, т. е. так, как они произносятся, с элементами самоконтроля за пониманием прочитанного.

Делить слова на слоги. 

Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения. 

Различать строчные и заглавные буквы, анализировать их графическую форму.

Списывать с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических требований.

Правильно называть элементы букв.

Сравнивать элементы букв. 

Сравниватьпечатную и письменную букву. 

Находитьэлементы в написании строчных и прописных букв.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. 

Сравниватьнаписанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом.

Проговаривать слова по слогам при их записи.

Списывать слова и предложения, обводитьслова по пунктирным линиям.

Правильно выполнять соединения букв. 

Писатьслова, элементарные предложения.

Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол — уголь).

Объяснятьфункцию мягкого знака как показателя мягкости.

Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдатьинтонацию предложений, разных по цели высказывания.

Самостоятельно выразительно читать небольшие тексты. 

Анализировать графическую форму изучаемых букв. 

Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. 

Писать соединения букв, слова, предложения

Объяснять различия звуков и букв. 

Изображатьслово с помощью модели. 

Объяснятьпроисхождение слов «азбука» и «букварь».

Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов. 

Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. 

Применять самоконтроль при оценивании написанного.

 

Строчная и заглавная буквы Оо.

1

Строчная и заглавная буквы Уу.

1

Строчная и заглавная буквы Ии.

1

Письмо буквы ы.

1

Строчная и заглавная буквы Ээ.

1

Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. «Пиши, да не спеши!». Запись коротких слов.

1

Строчная и заглавная буквы Мм.

1

Строчная и заглавная буквыСс.

1

Строчная и заглавная буквы Нн.

1

Строчная и заглавная буквы Лл.

1

Повторение изученных букв М, С, Н, Л.

1

Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений.

1

Строчная и заглавная буквыТт.

1

Строчная буква к.

1

Заглавная буква К.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Буквенная мозаика.

1

Строчная и заглавная буквы Рр.

1

Строчная и заглавная буквыВв.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная и заглавная буквыПп.

1

Строчная и заглавная буквы Г г.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная и заглавная буквы Ее. Запись слогов, слов и предложений.

1

Строчная и заглавная буквы Ёё. Запись слогов, слов и предложений.

1

Буквы еи ёпосле согласных.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная и заглавная буквы Бб. Парные звуки [б] — [п].

1

Строчная и заглавная буквы Зз.

1

Сравнение звуков [з] и [с].

1

Упражнение в написании слов с изученными буквами. Списывание с печатного текста. Запись предложений.

1

Строчная и заглавная буквы Дд. Сравнение звуков [д] — [т]. (с.12-14)

1

Строчная и заглавная буквы Жж. Слог «жи».

1

Упражнение в написании слов с изученными буквами.

1

Буквенная мозаика. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Буквы Яяв начале слова и после гласных.

1

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная и заглавная буквы Хх.

1

Буква ь – показатель мягкости согласных.

1

Письмо слов и предложений с мягким знаком.

1

Строчная и заглавная буквы Йй.

1

Повторение. Письмо слов с буквой й.

1

Буквы Юю в начале слова и после гласных.

1

Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки.

1

Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика.

1

Строчная и заглавная буквыШш.

1

Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж] — [ш].

1

Строчная и заглавная буквы Чч.

1

Строчная и заглавная буквы Щщ.

1

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

1

Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Строчная и заглавная буквы Цц.

1

Строчная и заглавная буквы Фф.

1

Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием.

1

Буквенная мозаика. Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

Секреты письма. Элементы букв щ, ц.

1

Отработка элементов букв щ, ц, л, м, я, ч.

1

Отработка элементов букв г, п, р, т. Письмо слов и предложений.

1

Списывание слов, предложений. Отработка элементов букв г, к.

1

Отработка элементов букв у, д, з.

1

Упражнения по чистописанию. Отработка элементов букв о, с, б.

1

Отработка элементов буквы ю. Упражнения по чистописанию.

1

Отработка элементов букв э, ж, ф. Написание жи, ши.

1

Обобщающий (послебукварный) период

 «Про всё на свете» (8 часов)

Отработка обобщенных элементов букв Ее. Соединения букв. Списывание слов и предложений. Упражнения по чистописанию.

1

Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительный стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы,уточнять сказанное.

Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами.

Пользоваться словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, писатьслова в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Обозначатьмягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме.

Владеть сознательным, плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25—30 слов в минуту).

 Создавать (вместе с учителем) партитуры чтения: расставлять иобозначать в словах ударения, обозначатьслоги в многосложных словах с помощью дуг.

Оформлять предложения на письме.

Составлять предложение по картинке.

Определять количество слов в предложении.

Отличать предложение от набора слов.

Осмыслять роль предложения (высказывания) в речевом общении. 

Выделять предложения из речи, оформлять их. 

Записывать предложение, графически правильно оформлять его начало и конец. 

Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов.

Дифференцировать слова на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? что?

Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении. 

Объединять слова в предложения,устанавливать их связь в предложении.

Определять в тексте количество предложений изаписывать их. 

Определять последовательность предложений в деформированном тексте.

Отработка обобщенных элементов букв ь, ъ, ы, в. Восстановление текста.

 

1

Отработка обобщенных элементов буквА, Л. Упражнения по чистописанию.

1

Отработка обобщенных элементов букв Г, П, Т, Р, У, Ф. Письмо слов и предложений.

1

Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов буквБ, В, З.

1

Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З, Ю, Н. Чистописание.

1

Отработка обобщенных элементов буквК, Д. Списывание предложений.

1

Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв

1

Русский язык (40 часов)

В мире общения (2 ч.)

Вводный урок по курсу русского языка. В мире общения. Цели и формы общения.

1

Использовать в речи слова речевого этикета.

Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения.

Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.

Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок.

Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их.

Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам.

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения.

Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.

Давать характеристику ситуации общения.

Родной язык – главное средство общения. Русский язык как национальный язык русского народа, России.

1

Роль слова в общении (1 ч.)

Смысловая сторона русской речи.

1

Понимать роль слова в общении.

 

Находить слова и выражения, помогающие точно выразить свою мысль, чтобы достичь поставленной цели общения.

 

Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. 

Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.

Характеризовать особенности ситуации общения.

Слово и его значение (2 ч.)

Слово, его роль в нашей речи. Слово и его значение.

1

Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю).

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его.

 

Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность).

Слово как «заместитель» реальных предметов, их свойств и действий.

1

Имя собственное (3 ч.)

Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.

1

Употреблять заглавную букву в написании имён собственных.

Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название.

Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи).

Имя собственное. Правописание имен собственных.

1

Р/р. Составление рассказа-описания «Мой котик».

1

Слова с несколькими значениями (1 ч.)

Слова с несколькими значениями.

1

Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее.

Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления.

Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч.)

Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

1

Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию.

Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи.

Использовать словари синонимов и антонимов.

Роль слов, близких и противоположных по значению, в речи.

1

Группы слов (4 ч.)

Знакомство с разными группами слов.

1

Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса.

Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий.

Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?).

Выписывать из текста слова по вопросамкто? какой? что делает?

 

Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их.

Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

Использовать слова различных тематических групп.

Понимать необходимость обогащения словаря.

Знакомство с разными группами слов. Слова – названия предметов.

1

Знакомство с разными группами слов. Слова-признаки.

1

Знакомство с разными группами слов. Слова-действия.

1

Звуки и буквы. Алфавит (2 ч.)

Звуки и буквы.

1

Различать звуки и буквы.

Понимать и объяснять роль звуков в различении слов.

Списывать с печатного текста, соединяя буквы в словах.

Называть буквы в алфавитном порядке.

Записывать слова в алфавитном порядке.

 

Записывать слова,предложения, пословицы, расставляяих в алфавитном порядке по начальной букве.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

Звуки гласные и согласные. Обозначение их буквами (3 ч.)

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

Различать звуки и буквы.

 

Различать гласных и согласных звуков.

Анализировать примеры звукописи. 

Проводитьзвуко-буквенный анализ слов.

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

Слоги. Перенос слов (2 ч.)

Слоги. Деление слов на слоги.

1

Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове.

Объяснять различие между словом и слогом.

Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги.

Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. 

Проводить слого-звуковой анализ слов.

Переносить слова со строки на строку по слогам.

Применять правила переноса слов.

Называть несколько вариантов переноса слов.

Объяснять деление слов для переноса, работая в паре.

Перенос слов.

1

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч.)

Ударение.

1

Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами.

Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные.

Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова.

Сравнивать произношение и написание гласных в словах.

Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. -*

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч.)

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

1

Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков.

Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.

Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и.

Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель).

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.

1

Административный контрольный диктант.

1

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу(2 ч.)

Работа над ошибками.

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).

Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. 

Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (2 ч.)

Разделительный мягкий знак.

1

Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания.

Различать слова с разделительным мягким знаком и без него.

Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак.

Писать слова с разделительными  мягким и твёрдым знаками.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах.

 Разделительный твердый знак.

1

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч.)

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры.

Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными.

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.

1

Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическими заданиями).

1

Работа над ошибками.

1

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (2 ч.)

Предложение. Отличие предложения от слова.

1

Отличать предложение от слова.

Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе).

Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами).

Оформление предложения на письме. Знаки препинания в конце предложения.

1

От предложения к тексту (3 ч.)

Списывание текста.

1

Различать практически текст и предложение.

Озаглавливать текст. 

Обсуждать содержание текста.

Задавать вопросы, уточняющие содержание текста.

Пересказывать текст по вопросам.

Составлять рассказы по опорным словам.

Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам).

Составлять письмо, приглашение.

Составлять объявления по заданной форме.

Объяснять их особенности. 

Выражать свое отношение к изучению русского языка.

 

Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу.

 

Писать диктанты, организовывать самопроверку.

 

Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста.

1

Составление текстов и предложений.

1

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке