Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
религиоведение
5 кл
28.08.2019
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015., В.И. Власенко, А.В. Поляков
2019 РП ОДНКНР 5 кл..doc
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного
курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова
Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко,
А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2015., В.И. Власенко, А.В. Поляков.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно
нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.
Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника,
формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу,
национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных
национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса
является представление культурообразующего содержания духовнонравственного
воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного,
этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной,
так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников
представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли
различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к
определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного
человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью
предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении
истории разных народов.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» продолжает
формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях
России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал
учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской
культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей
многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе.
Цель курса: «Основы духовнонравственной культуры народов России» призван
обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными
религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской
культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Исходя из этого особое значение курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не
разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется
их возрастными и познавательными возможностями: у детей 1012 лет наблюдается большой
интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают
сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено
логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические
задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более
серьезные тексты,
они достаточно хорошо владеют
информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном
виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
исторические документы,
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание
разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с
информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками
учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По
страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается
на следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
3.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» в основной
школе является частью всего учебновоспитательного процесса и тесно связан с содержанием
других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник (Виноградовой Н.Ф. Основы
духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
ВентанаГраф, 2015.), который построен в полном соответствии с программой обучения.
Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит
содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовнонравственной культуры
народов России».
1.
Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления
с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративноприкладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями.
Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это
позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства –
толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2.
Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. П., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни.
Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт
младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к
эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал,
который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у
них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону
явления.
3.
Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог
различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный
разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает
становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4.
Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей,
нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической
среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть
большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность
и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Основы духовнонравственной культуры народов России» в Базисном учебном
(образовательном) плане:
предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» изучается
на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в
объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.
при подготовке планирования структурирование и изучение учебного
материала определяется в соответствие с учебником Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко,
А.В.Полякова «Основы духовнонравственной культуры народов России». 5 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «ВентанаГраф». 2015, ФГОС.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета:
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура
общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно
богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их
культуре и вероисповеданию;
овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что
семейные ценности являются неотъемлемой частью духовнонравственной культуры
общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли
традиционные религии разных народов;
умение различать основные религии народов России, описывать памятников
культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
– способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней
работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
Метапредметные результаты
готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать
взгляды и оценки, вести
свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные
конструктивный диалог; работать в коллективе;
умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и
научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческопоисковой работы;
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое
мышление;
развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к
члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или
религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
Личностные результаты
воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям. Бережное отношение к своей родной культуре
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» не решает
задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета –
развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание
своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать
уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.Исходя из этого,
главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания
духовнонравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани
общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности
как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о
формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры
общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения
нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с
принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия
накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью,
порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами
учебника «Духовнонравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие: • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный
индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные
верования;
• осознание того, что духовнонравственная культура современного человека
является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.
Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Уралбатыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры
выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и
пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история
иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции
буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Учебнотематический план с определением основных видов деятельности
№
п/п
Наименование
раздела
Количество
часов
1
Введение
1ч
2
3
В мире
культуры
4 ч
Нравственн
ые ценности
14 ч
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника.
Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем
сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?»
Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме.
Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве
ШоломАлейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на
тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек творец и носитель
культуры». Конструирование схем: «Человекноситель культуры»,
«Человектворец культуры» . Восприятие и оценка информации,
представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный
диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная
деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок
разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для
любознательных»
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения
пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и
анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ
текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения
обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем
задания,
Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга»,
народных былин?».
выделение главной мысли.»
Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о
православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ
информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок:
«»Коляда», «Святки».
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда
Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста
учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог:
анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и
выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Объяснение
значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.
Чтение текста «Нюргун Боотур стремительный» и составление
словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета,
представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение
и обсуждение башкирской легенды об Уралебатыре. Рассматривание
иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.
Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной
мысли рассказадополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная
галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из
текстов об участии в Великой отечественной войне представителей
разных народов России.
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама».
Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры».Анализ
информации, представленной в рассказе учителя о великом
персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка
информации, представленной в видеофильме.Чтение и обсуждение
Практическая работа:
текста учебника «Как все начиналось».
нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней
историей иудаизма. Беседаповторение пройденного по вопросам «Что
такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?»,
«Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной
книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление
повествования по сюжету картины. Беседы по текстам. Обсуждение
проблемы: какие народы России исповедуют буддизм.
Анализ
информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России»,
составление плана пересказа. Практическая работа с картой:
нахождениеАнализ и оценка информации, представленной в текстах
учебника. Составление плана пересказа
текстов. Просмотр и
обсуждение видеофильмов.
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота
государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение
главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста
«Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста
«Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.
Учебный диалог:
обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации, представленной в рассказеобъяснении учителя.
Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текстов
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что
4
Религия и
культура
10 ч
5
4 ч
Как
сохранить
духовные
ценности
6
Твой
1 ч духовный
мир
Итого: 34 часа
такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно
таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ
информации,
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Лист корректировки
рабочей программы комплексного учебного курса
«Основы духовнонравственной культуры народов России»
Дата внесения
записи
Описание вносимых изменений
Дата и № приказа
(иного документа) Календарнотематическое планирование
Фактические
прохождения
сроки
темы
Примечания
Плановые сроки
прохождения
темы
№ п/п
Тема
1
2,3
4,5
6,7
1.Введение (1 ч)
2. В мире культуры (4 ч)
Величие многонациональной
российской культуры (2ч)
Человектворец и носитель
Культуры (2ч)
3. Нравственные ценности
российского народа (14 ч)
«Береги землю родимую, как мать
любимую» (2ч)
8,9 Жизнь ратными подвигами полна (2ч)
10,11 В труде – красота человека (2ч)
12,13
«Плод добрых трудов славен» (2ч)
14,15 Люди труда (2ч)
16,17 Бережное отношение к природе(2ч)
18,19 Семья – хранитель духовных
20,21,
22
23,24,
25
26
27
28
29,30
ценностей (2ч)
4. Роль религии в развитии
культуры (9 ч)
Роль религии в развитии культуры (3
ч)
Культурное наследие христианской
Руси (3 ч)
Культура ислама (1 ч)
Иудаизм и культура (1 ч)
Культурные традиции буддизма (1 ч)
5. Как сохранить духовные
ценности) (4 ч)
Забота государства о сохранении
духовных ценностей (2 ч)
31,32 Хранить память предков (2 ч)
33,34
6. Твой духовный мир (2 ч)
Что составляет твой духовный мир (2 ч)
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Рабочая программа и КТП по курсу "ОДНКНР" 5 класс. 2019-2020
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.