Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)
Оценка 4.8

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
6 кл
28.08.2019
Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)
Спецкурс «Юный биолог» для 6 класса - это продолжение спецкурса «Биология для начинающих» в 5 классе и предназначены для работы по учебникам биологии, создан-ным коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность.
РП-КТП - спецкурс Био6кл..docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа с.Плеханы»  Балаковского района Саратовской области»                            «УТВЕРЖДАЮ»: Директор ___________/Н.Ю.Зотова/      Приказ № 105 от 31.08.2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  спецкурса по биологии в 6 классе «Юный биолог» Разработчик: учитель Горшкова Ирина Владимировна 2018 Пояснительная записка           В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую   биологическую,   экологическую   и   природоохранительную   грамотность.   Решить эту   задачу   можно   на   основе   преемственного   развития   знаний   в   области   основных биологических   законов,   теорий   и   идей,   обеспечивающих   фундамент   для   практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей   и   познавательных   интересов   в   процессе   изучения   биологии   основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке   проблем,   требующих   от   учащихся   самостоятельной   деятельности   по   их разрешению.       Содержание   курса   направлено   на   формирование   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся   включаются   в   проектную   и   исследовательскую   деятельность,   основу которой   составляют   такие   учебные   действия,   как   умение   видеть   проблемы,   ставить вопросы,   классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперимент,   делать   выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал   и   др.   Учащиеся   включаются   в   коммуникативную   учебную   деятельность,   где преобладают   такие   её   виды,   как   умение   полно   и   точно   выражать   свои   мысли, аргументировать   свою   точку   зрения,   работать   в   группе,   представлять   и   сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.    Спецкурс ««Юный биолог» является дополнением к основному учебному предмету по  биологии в 6 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созданным  коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.      В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений,   принципах   их   классификации;   знакомятся   с   эволюцией   строения   живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием  и  эволюцией  растений.  Они  узнают   о практическом  значении  биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства,   медицины   и   здравоохранения,   биотехнологии   и   отраслей   производства, основанных на использовании биологических систем.  Личностные, метапредметные и предметные результаты В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы   общего   образования   Федерального   государственного   образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного спецкурса: ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ­ ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ­ способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; ­   чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с   природными объектами. Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: ­ использование справочной и дополнительной литературы; ­ владение цитированием и различными видами комментариев; ­ использование различных видов наблюдения; ­ качественное и количественное описание изучаемого объекта; ­ проведение эксперимента; ­ использование разных видов моделирования. Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся,   который   приобретается   и закрепляется в процессе освоения программы учебного спецкурса: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной   литературы   и   в   открытом   информационном   пространстве,   энциклопедий, справочников   (включая   электронные,   цифровые),   контролируемом   пространстве Интернета; ­ проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­   строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его   строении, свойствах и связях. Количество часов за год: 35 Количество часов в неделю: 1 Содержание Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) Строение семян (изучение и зарисовка семян яблони и тыквы). Строение корня. Опыт: образование   придаточных   корней   у   комнатных   растений   (колеус,   пеларгония).   Анализ строения   корня   с   опорой   на   «Инструктаж­памятку   последовательности   действий   при проведении анализа». Фенологические наблюдения за ростом моркови, свёклы или репы. Строение   почек.   Опыт:   развитие   побегов   из   почек   ветки   дерева   или   кустарника, помещённой в воду. Строение листа. Изготовление гербария листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием. Опыт: наблюдение за ростом листьев лука в разных условиях освещения. Анализ данных таблицы «Число устьиц у разных растений на 1мм2  поверхности листа». Исследование: Кто такие насекомоядные растения? Где можно их встретить?   Строение стебля. Определение возраста спиленного дерева по годичным кольцам. Строение цветка. Сравнение строения цветков цветущих комнатных растений со строением цветков яблони. Строение плода. Сравнение плодов разных растений с опорой на памятку последовательности действий.  Исследование:  Устройство цветочных часов и оценка возможности их создания на пришкольном участке. Раздел 2. Жизнь растений (10 ч) Основные процессы жизнедеятельности. Опыт: изучение прорастания семян фасоли, гороха, пшеницы, ячменя или овса в тонкостенном стакане. Роль зелёных растений в обеспечении энергией   живых   организмов   на   нашей   планете.  Сравнение   процессов   фотосинтеза   и дыхания   у   растений.  Опыт:   приготовление   спиртовых   вытяжек   из   зелёных   и   жёлтых листьев.  Минеральное   питание.   Опыт:   передвижение   воды   и   минеральных   солей   по древесине. Фенологические наблюдения: весенние явления в жизни растений. Размножение голосеменных растений. Фенологические наблюдения: развитие весной мужских и женских шишек у сосны и ели. Анализ схемы изменения соотношения гаметофита и спорофита у растений   в   процессе   эволюции.  Вегетативное   размножение   покрытосеменных   растений. Исследование:   «Изучение   и   практическое   применение   вегетативного   размножения   на примере комнатных растений, кустарников на школьном или садовом участке». Раздел 3. ВПР по биологии в 6 классе (2ч) Знакомство с заданиями ВПР. Раздел 4. Классификация растений (6 ч) Знакомство с классификацией цветковых растений. Исследование: «Изучение аквариумных растений с точки зрения учёного – систематика».  Систематизация и занесение в таблицу признаки,   характерные   для   двудольных   и   однодольных   растений.  Морфологическая характеристика   и   определение   гербарных   растений   по   определительным   карточкам. Изучение   способов   опыления   злаковых   растений.  Важнейшие   сельскохозяйственные растения.   Истории   происхождения   и   переселения   некоторых   современных   культурных растений (сообщения учащихся). Раздел 4. Природные сообщества (5 ч) Растительные сообщества. Исследования: 1.«Лекарственные растения, произрастающие в нашей   местности».     2.   «Ядовитые   растения   вокруг   нас.   Известные   в   истории   факты отравлений   ядовитыми   растениями».  Влияние   деятельности   человека   на   растительные сообщества.   Конструирование:   «Составление   плана   размещения   в   классной   комнате растений  с  учётом их  принадлежности  к  определённой  экологической  группе». Летние задания. Темы проектной и исследовательской деятельности         Устройство   цветочных   часов   и   оценка   возможности   их   создания   на   пришкольном участке; реализация проекта. 2. Изучение аквариумных растений с точки зрения учёного­ систематика.   3.   Изучение   и   практическое   применение   вегетативного   размножения   на примере комнатных растений, кустарников на школьном или садовом участке. 4. Истории происхождения и переселения некоторых современных культурных растений. 5. Кто такие насекомоядные растения? Где можно их встретить? Только ли насекомых могут съесть растения? Растения ли они? 6. Составление плана размещения в классной комнате (в любом другом помещении или на конкретной площадке) растений с учётом их принадлежности к определённой   экологической   группе.   7.   Влияние   густоты   посева   на   рост   и   развитие растений.   8.   Лекарственные   растения,   произрастающие   в   нашей   местности.   Создание лекарственного огорода. 9. Ядовитые растения вокруг нас. Известные в истории факты отравлений ядовитыми растениями. Учебник: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс.   Список литературы   1.   Биология.   Справочник   школьника.   Филологическое   общество   «Слово»   Компания «Ключ» – С» Москва 1995г.   2. Илларионов Э.Ф. Биология 6(7) класс: Поурочные разработки. М.:Вако, 2003. – 320с.  3. Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения.Животные. Комитет охраны   окружающей   среды   и   природопользования   Саратовской   области   –   Саратов: Издательство Торгово­промышленной палаты Саратовской области, 2006 528с.: ил.;16с. ил. 4.Литвинова   Л.С.,   Жиренко   О.Е.   Нравственно­экологическое   воспитание   школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. – 5­11  классы. – М., 5  задания, 2005.­ 208. (Методическая библиотека). 5. Неделя экологии в школе/ авт.­сост. Г.А.Фалеева.­ Волгоград: Учитель, 2007. 66с. .  6.   Никишов   А.И.,   Косорукова   Л.А.   Ботаника.   Дидактический   материал.   Пособие   для учителей биологии и учащихся – М., «РАУБ» ­ «Илекса», 1998.     7. Экология растений: Пособие для учащихся 6­го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. 8   Энциклопедия   для   детей.   Т.   2.   Биология.   5­е   изд.,   перераб.   и   доп./глав.   ред.   М.   Д. Аксеонова ­  М.: Аванта+, 1998. ­704 с.: ил.    Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ    ://   fcior  .  edu   .  ru   /    .  ru  .  edu   ://   school  ­  collection   1.Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  http  2. Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  http  3. http://bio.1september.ru ­ газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября»  4. www.bio.nature.ru ­ научные новости биологии. 5. www.km.ru/education ­Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»                                                                                    Рассмотрена и рекомендована к утверждению на                                                                                   заседании школьного методического объединения                                                                                                           Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. Руководитель ШМО _____________ И.В.Горшкова СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе ___________ Т.А.Свечникова «30» августа 2018 г.  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа с.Плеханы»  Балаковского района Саратовской области»                            «УТВЕРЖДАЮ»: Директор ___________/Н.Ю.Зотова/      Приказ № 105 от 31.08.2018г. Календарно­тематическое планирование  спецкурса по биологии в 6 классе «Юный биолог» Разработчик: учитель Горшкова Ирина Владимировна 2018­2019 Календарно ­ тематическое планирование   Предметная область: естественнонаучные предметы Спецкурс: биология  Уровень: основное общее образование Сроки реализации: 2018­2019 гг. Класс: 6 Количество часов за год: 35 Количество часов в неделю: 1 Планирование составлено по Рабочей программе педагога, разработанной на основе  программы основного общего образования по биологии 5—9 классы Авторы:  В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Дата по  плану Дата по факту № Наименование разделов и тем  Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) 1 Строение семян (изучение и зарисовка семян яблони и  тыквы). 2 Строение корня. Опыт: образование придаточных  корней у комнатных растений (колеус, пеларгония).  3 Анализ строения корня с опорой на «Инструктаж­ памятку последовательности действий при проведении  анализа». 4 Фенологические наблюдения за ростом моркови, свёклы или репы. 5 Строение почек. Опыт: развитие побегов из почек ветки  дерева или кустарника, помещённой в воду. 6 Строение листа. Изготовление гербария листьев с  различной формой листовых пластинок и разным  жилкованием. 7 Опыт: наблюдение за ростом листьев лука в разных  условиях освещения. 8 Анализ данных таблицы «Число устьиц у разных  9 растений на 1мм2 поверхности листа».  Исследование: «Кто такие насекомоядные растения?  Где можно их встретить?».  10 Строение стебля. Определение возраста спиленного  дерева по годичным кольцам. 11 Строение цветка. Сравнение строения цветков цветущих комнатных растений со строением цветков яблони. 12 Строение плода. Сравнение плодов разных растений с  опорой на памятку последовательности действий (П.13). 13 Исследование: «Устройство цветочных часов и оценка  возможности их создания на пришкольном участке». 14 Тренировочные задания по теме: «Строение и  многообразие покрытосеменных растений». Раздел 2. Жизнь растений (10 ч) 15 Основные процессы жизнедеятельности. Опыт: изучение  прорастания семян фасоли, гороха, пшеницы, ячменя  или овса в тонкостенном стакане. 16 Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых  организмов на нашей планете. 17 Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания у  растений. 18 Опыт: приготовление спиртовых вытяжек из зелёных и  жёлтых листьев. 19 Минеральное питание. Опыт: передвижение воды и  минеральных солей по древесине. 20 Фенологические наблюдения: весенние явления в жизни  растений. 21 Размножение голосеменных растений. Фенологические  наблюдения: развитие весной мужских и женских  шишек у сосны и ели. 22 Анализ схемы изменения соотношения гаметофита и  спорофита у растений в процессе эволюции. 23 Вегетативное размножение покрытосеменных растений.  Исследование: «Изучение и практическое применение  вегетативного размножения на примере комнатных  растений, кустарников на школьном или садовом  участке». 24 Тренировочные задания по теме: «Жизнь растений». Раздел 3. ВПР по биологии в 6 классе (2ч) 25 Знакомство с заданиями ВПР. 26 Знакомство с заданиями ВПР. Раздел 4. Классификация растений (6 ч) 27 Знакомство с классификацией цветковых растений.  Исследование: «Изучение аквариумных растений с  точки зрения учёного – систематика». 28 Систематизация и занесение в таблицу признаков,  характерных для двудольных и однодольных растений. 29 Морфологическая характеристика и определение  гербарных растений по определительным карточкам. 30 Изучение способов опыления злаковых растений. 31 Важнейшие сельскохозяйственные растения. Истории  происхождения и переселения некоторых современных  культурных растений (сообщения учащихся). 32 Тренировочные задания по теме: «Классификация  растений». Раздел 4. Природные сообщества (5 ч) 33 Растительные сообщества. Исследования:  1.«Лекарственные растения, произрастающие в нашей  местности». 2. «Ядовитые растения вокруг нас.  Известные в истории факты отравлений ядовитыми  растениями». 34 Влияние деятельности человека на растительные  сообщества. Конструирование: «Составление плана  размещения в классной комнате растений с учётом их  принадлежности к определённой экологической  группе».  35 Летние задания. Всего: 35ч.                                                                                    Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на                                                                                   заседании школьного методического объединения Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. Руководитель ШМО _____________ И.В.Горшкова                                                               СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе ___________ Т.А.Свечникова «30» августа 2018 г.

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)

Рабочая программа и КТП спецкурса "Юный биолог" (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019