Рабочая программа индивидуально – группового занятия «В лабиринте математики» 4 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программма разработана для индивидуально-групповых занятий по математике. Содержание данной программы соответсвует познавательным возможностям младших школьников и дает им возможность работать на уровне повышенных требованиям, развивая учебную мотивацию, вводят в мир элементарной математики, расширяет и углубляют математические знания, включают интеллектуальную деятельность школьника.
Иконка файла материала в лабиринте математики.doc

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Половинская основная  общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

           индивидуально – группового занятия

               «В лабиринте математики»

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                          Разработана

                                                   Пастуховой В.В.

                           учителем начальных классов

                                           первой  квалификационной категории

 

 

 

 

                                                     с. Половинка

 

 

 

Пояснительная записка

 

    Данный вариант рабочей программы разработан для индивидуально – групповых занятий по математике.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Программа направлена  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

          Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

 

       Развитие интеллектуальных способностей и познавательных сил у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний в любой области.

 

Целью данной программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике.

Задачи:

  • развивать математические способности и логическое мышление у учащихся;
  • работать над развитием у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • создать актив, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
  • расширить  и углубить представления учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
  • осуществлять  основы индивидуализации и дифференциации.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Требования к знаниям и умениям

В ходе проведения занятий  учащиеся должны овладеть умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Данный курс  «Увлекательная математика»  изучается в 3  классе из расчёта  1ч. в неделю  34 часа.

Формами подведения итогов реализации программы могут быть – конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.

Содержание программы

1. Решение задач (5ч) Введение (1ч) Знакомство с программой работы занятий. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число” Практикум. Игра “Путешествие по стране математика” – 1ч.

2. Большие числа. Головоломки (5ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Практикум. Игра “Поле математических чудес” – 1ч.

3. Элементы логики (4ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “УРФО” – 1ч.

4. Геометрические головоломки (4 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание  фигур. Практикум: «Глазомерные измерения» - мастерская

5.  Решение олимпиадных задач и на проценты (4ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час” – 1ч.

6. Решение уравнений (3ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?” – 1ч.

7. Интересные случаи умножения и сложения (3ч)  «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач – 1ч.

8. Знаете ли вы дроби?(2ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач – 1ч.

9. Системы счисления (2ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления – 1ч.

Итоговое занятие (1ч) Практикум. Конкурс “Математический марафон” – 1ч.

 

Изучение каждого раздела завершается практикумом, акцент при этом делается на  проверку умения решать задачи нестандартного характера.

 

 

Календарно- тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Знакомство с программой факультета.

1

 

2

Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века;

1

 

3

Решение старинных задач на движение

1

 

4

Решение старинных задач  на пропорциональное деление

1

 

5

Решение старинных задач с вычислением времени

1

 

6

Игра “Путешествие по стране математика

1

 

7

Запись больших и малых чисел

1

 

8

Действия с большими числами

1

 

9

Числовые головоломки

1

 

10

Геометрические упражнения со спичками

1

 

11

Игра “Поле математических чудес”

1

 

12

Знакомство с правилами и способами рассуждений

1

 

13

Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация.

1

 

14-15

Решение задач конкурса “УРФО”

2

 

16

Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации

 

1

 

17-18

Головоломки на сгибание, разрезание  фигур.

2

 

19

«Глазомерные измерения» - мастерская

1

 

20

История возникновения процента

1

 

21

 Решение задач методом подбора.

1

 

22

Состязание эрудитов “Звездный час”

1

 

23-24

Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений

2

 

 

25

Игра “Что? Где? Когда?”

1

 

26

«Молниеносные» способы умножения

1

 

27

Таблица на пальцах.

1

 

28-29

Решение олимпиадных задач

2

 

30

Простейшие дроби

1

 

31

Действия с дробями

1

 

32

История возникновения десятичной и двоичной системы счисления.

1

 

33

 Выполнение действий в недесятичных системах счисления

1

 

34

Конкурс “Математический марафон”

1

 

 

 

 

 

 

Учебно – методический комплекс

 

 Литература для учителя:

 

1.     Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.

2.     Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с

3.     Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.

4.     Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,1996

5.     Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 2008г.

6.     Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011.

7.     Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2008.

8.     Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. Дом Литера, 2002.

9.     Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.

10. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 2007.

11. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2008.

12. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2008.

13. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2009.

14. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2008.

15. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2011.

16. Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2008. 

17. Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

18.  Тонких А.П., Кравцова Т.П., и др. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: «Академия развития», 1997.