Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Половинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
индивидуально – группового занятия
«В лабиринте математики»
4 класс
Разработана
Пастуховой В.В.
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
с. Половинка
Пояснительная записка
Данный вариант рабочей программы разработан для индивидуально – групповых занятий по математике.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Развитие интеллектуальных способностей и познавательных сил у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний в любой области.
Целью данной программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике.
Задачи:
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Требования к знаниям и умениям
В ходе проведения занятий учащиеся должны овладеть умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
Данный курс «Увлекательная математика» изучается в 3 классе из расчёта 1ч. в неделю 34 часа.
Формами подведения итогов реализации программы могут быть – конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.
Содержание программы
1. Решение задач (5ч) Введение (1ч) Знакомство с программой работы занятий. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число” Практикум. Игра “Путешествие по стране математика” – 1ч.
2. Большие числа. Головоломки (5ч) Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Практикум. Игра “Поле математических чудес” – 1ч.
3. Элементы логики (4ч) Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “УРФО” – 1ч.
4. Геометрические головоломки (4 ч). Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание фигур. Практикум: «Глазомерные измерения» - мастерская
5. Решение олимпиадных задач и на проценты (4ч) История возникновения процента. Решение задач методом подбора. Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час” – 1ч.
6. Решение уравнений (3ч) Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?” – 1ч.
7. Интересные случаи умножения и сложения (3ч) «Молниеносные» способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач – 1ч.
8. Знаете ли вы дроби?(2ч) Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач – 1ч.
9. Системы счисления (2ч) История возникновения десятичной и двоичной систем счисления. Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления – 1ч.
Итоговое занятие (1ч) Практикум. Конкурс “Математический марафон” – 1ч.
Изучение каждого раздела завершается практикумом, акцент при этом делается на проверку умения решать задачи нестандартного характера.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Введение. Знакомство с программой факультета. |
1 |
|
2 |
Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; |
1 |
|
3 |
Решение старинных задач на движение |
1 |
|
4 |
Решение старинных задач на пропорциональное деление |
1 |
|
5 |
Решение старинных задач с вычислением времени |
1 |
|
6 |
Игра “Путешествие по стране математика |
1 |
|
7 |
Запись больших и малых чисел |
1 |
|
8 |
Действия с большими числами |
1 |
|
9 |
Числовые головоломки |
1 |
|
10 |
Геометрические упражнения со спичками |
1 |
|
11 |
Игра “Поле математических чудес” |
1 |
|
12 |
Знакомство с правилами и способами рассуждений |
1 |
|
13 |
Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. |
1 |
|
14-15 |
Решение задач конкурса “УРФО” |
2 |
|
16 |
Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации |
1 |
|
17-18 |
Головоломки на сгибание, разрезание фигур. |
2 |
|
19 |
«Глазомерные измерения» - мастерская |
1 |
|
20 |
История возникновения процента |
1 |
|
21 |
Решение задач методом подбора. |
1 |
|
22 |
Состязание эрудитов “Звездный час” |
1 |
|
23-24 |
Простые и сложные уравнения. Способы сокращения уравнений |
2
|
|
25 |
Игра “Что? Где? Когда?” |
1 |
|
26 |
«Молниеносные» способы умножения |
1 |
|
27 |
Таблица на пальцах. |
1 |
|
28-29 |
Решение олимпиадных задач |
2 |
|
30 |
Простейшие дроби |
1 |
|
31 |
Действия с дробями |
1 |
|
32 |
История возникновения десятичной и двоичной системы счисления. |
1 |
|
33 |
Выполнение действий в недесятичных системах счисления |
1 |
|
34 |
Конкурс “Математический марафон” |
1 |
|
Учебно – методический комплекс
Литература для учителя:
1. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.
2. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с
3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.
4. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,1996
5. Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 2008г.
6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011.
7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2008.
8. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. Дом Литера, 2002.
9. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.
10. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 2007.
11. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2008.
12. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2008.
13. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2009.
14. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2008.
15. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2011.
16. Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2008.
17. Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
18. Тонких А.П., Кравцова Т.П., и др. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.