Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
дефектология
Детсад
25.07.2018
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи
1106154.doc
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
коррекционноразвивающей работы
в подготовительной
логопедической группе для детей с ФФНР
Программа предназначена для детей 6 – 7летнего возраста
Срок освоения программы – 1 год
Составила:
учительлогопед Морозова А.В. 20142015
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы
1.2 Научная обоснованность
1.3. Актуальность программы.
1.4 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.5. Возрастные особенности
1.6. Ожидаемый результат
II. Содержание коррекционной работы
2.1 Блок I «Коррекция звукопроизношения».
2.2.Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
2.3. Длительность программы.
2.4. Условия реализации программы.
2.5. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
III. Организационный раздел
3.1.Сетка занятий для детей с ФФНР
3.2. Годовой план работы учителялогопеда
Список литературы
2 I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества дошкольных
логопунктов. Однако, вопрос с методическим и правовым обеспечением до сих
пор остается открытым: нет программ для работы на логопункте, нет даже
положения о логопунктах, принятого на государственном уровне (кроме
«Положения об организации работы учителялогопеда в детском саду, не
имеющем в своей структуре специализированных групп», утвержденное на
заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии
Московского комитета образования от 24.02.2000 г.).
Если рассматривать специфику работы в логопедической группе, то можно
отметить следующее:
1.
интенсивная работа, так как необходимо скорректировать дефект за год.
2.
Основной контингент – дети с НПОЗ (нарушением произношения
отдельных звуков). Безусловно, группа достаточно разнопланова (есть дети с
дизартрией, дислалией, ФФНР).
3.
группах.
4.
процесс закрепления материала ложиться на плечи логопеда и родителей.
5.
Основной целью пребывания ребенка в логопедической группе является
коррекция речевого нарушения. Основной контингент детей, посещающих
речевые группы – дети массовых детских садов, где основная цель – это
интеллектуальное развитие. Поэтому логопеду в данной ситуации отведена
второстепенная роль.
1.2 Научная обоснованность
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о
механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении
коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным,
Б.Д.Элькониным.
Воспитатели массовых групп, участвуют в коррекционной работе. Т.о
В течение года логопед работает с 20 детьми. Ведется достаточно
Преимущественно индивидуальная форма занятий, либо занятия в малых
3 В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С.
Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной,
Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме
коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория
Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой
теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем
сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции авто
матизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне
контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания
остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема
применима к навыкам правильного звукопроизношения.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
1.3. Актуальность программы.
Данная коррекционноразвивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с
фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень
важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления
звукопроизношения к 56летнему возрасту, когда ребенок правильно может
произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование
звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей
дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом
преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У
16,7%
будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно
акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией
необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано
исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и
его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при
обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционновоспитательная работа с
детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
1.4 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в
формировании фонематической стороны речи.
Задачи программы:
4 • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
• Развитие речевого дыхания.
• Постановка звуков и ввод их в речь.
• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений.
• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному
усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе,
профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого
дефекта.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
• Развитие лексикограмматического строя, совершенствование связного
высказывания в процессе работы над фонетикофонематической стороной речи.
• Профилактика нарушений письменной речи.
Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного
внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления,
пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной
на устранение фонетикофонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста.
1.5. Возрастные особенности дошкольники 56 лет, имеющие нарушения:
1) звукопроизношения;
2) фонематического слуха.
1.6. Ожидаемый результат:
позициях и формах речи;
в слове;
чтении стихов.
II. Содержание коррекционной работы
Содержание программы разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
использует параллельно. Очередность
Эти два блока учительлогопед
изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим)
ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей
в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы
индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их
продвижению.
2.1 Блок I «Коррекция звукопроизношения».
четко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
5 при необходимости медикаментозное лечение,
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на
следующие этапы:
I этап – Подготовительный (36 часов).
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного
аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе
необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к
длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная
гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких
специалистов,
массаж,
кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и
всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания
логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998)
II этап. . Формирование произносительных умений и навыков (636 часов)
Задачи
устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной
артикуляции звука;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1.
2. Шипящий [ш].
3.
4. Шипящий [ж].
5.
6.
7. Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом
формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные
индивидуальными особенностями отдельных детей.
Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
Соноры [л], [л`].
Соноры [р], [р`].
Аффрикаты [ч], [ц].
6 Автоматизация поставленного звука осуществляется:
в слогах;
в словах;
во фразе;
в предложении;
в тексте;
в пословицах, поговорках, стихах;
в скороговорках;
в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в
следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах,
затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в
той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово
немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы,
подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы ин
дивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному
их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется
недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и
общеречевых навыков (словарный запас, лексикограмматический строй речи и
фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических
занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной
речи и овладения письменной речью. Данное положение отражено в тематическом
плане данного блока.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени
зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых
являются следующие (Богомолова, 1994):
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание
исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только
после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорнобытовую
речь.
4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать
ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
7 Колво
часов
36
6 36
Направление
коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
I этап. Подготовительный.
1. Общая
артикуляционная
гимнастика.
2. Специальный комплекс
артикуляционных
упражнений.
Развитие мелкой моторики.
Развитие физиологического и речевого
дыхания.
Выработка плавного и длительного
выдоха.
Работа над силой выдоха.
Активизация познавательных
процессов.
Развитие слухового внимания, памяти.
Развитие фонематического восприятия
( см. блокII)
II этап. . Формирование произносительных умений и навыков
Коррекция звука.
1. Знакомство с
артикуляцией звука.
2.
3.Автоматизация
поставленного звука:
в слогах;
в словах;
во фразе;
в предложении;
в тексте;
в пословицах,
поговорках, стихах;
в скороговорках;
в спонтанной речи
Развитие пространственной
ориентировки.
Развитие мелкой моторики.
Развитие тактильного восприятия.
Развитие зрительного внимания.
Развитие зрительного восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия
( см. блокII).
Развитие восприятия ритмикослоговой
структуры слова.
Развитие фонематических процессов
(анализа, синтеза, представлений см.
блокII)
Развитие слухоречевой памяти.
Развитие логического мышления.
Активизация словарного запаса.
Развитие навыков словообразования.
Развитие навыков словоизменения.
Развитие связной речи.
Формирование языкового чутья.
Развитие навыков самоконтроля
Итого:
9 42
8 2.2. Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его
дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не
проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного
звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем
вводятся в разговорнобытовую речь. (Богомолова, 1994)
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в
соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):
активизация слухового внимания;
выделение звука на фоне других звуков;
выделение звука на фоне слога;
выделение звука на фоне слова;
вычленение звука;
определение места звука в слове;
определение положения звука по отношению к другим звукам;
определение последовательности звуков в слове;
определение порядка следования звуков в слове;
определение количества звуков в слове;
составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический
синтез);
операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не
более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков
одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая
последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998):
[С3], [СС'], [СЦ], [СШ];
[Ж3], [ЖШ];
[ЧС], [ЧТ'], [ЧЩ];
[ЩС'], [Щ Т'], [ЩЧ], [ЩШ];
[РЛ], [РР'], [Р'Л'], [Р'Й], [Л'Л].
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Темы
Коли
честв
о
часов
Содержание работы
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений.
Активация слухового
1.
внимания
1
Игра «Найди игрушку»(со звучащими
игрушками),
«Узнай по голосу»(узнать с
завязанными глазами голос знакомого ребенка),
9 2. Выделение звука из ряда
других звуков
12
3. Выделение звука на фоне
слога
12
4. Выделение звука на фоне
слова
13
5. Вычленение звука
13
6. Определение места звука
в слове
13
7.Определение положения
звука по отношению к
24
хлопок в ладоши,
узнавание музыкальных инструментов по их
звучанию, «Угадай слово» (в котором не
достает звука) и т.п.
Совершенствование слухового внимания путем
реагирования дошкольниками лишь на
заданный педагогом звук. Реакциями детей
могут быть разнообразные действия: подъем
руки,
хлопок в ладоши,
указание на
соответствующую букву и т.д.
Совершенствование слухового внимания путем
реагирования детьми лишь на заданный
педагогом звук. Реакциями детей могут быть
разнообразные действия: подъем руки, хлопок
в ладоши, указание на соответствующую букву
и т.д.Особое внимание следует уделить
смешиваемым звукам
Совершенствование слухового внимания путем
реагирования дошкольниками лишь на
заданный педагогом звук. Реакциями детей
могут быть разнообразные действия: подъем
руки,
указание на
соответствующую букву и т.д.Сложным и
особо значимым в данном случае вариантом
операции является анализ ряда слов со
смешиваемыми звуками
Детям предлагается слово, в котором они
должны назвать последний и/или первый звук
слова. Особое внимание уделяется словам,
которые в своем составе содержат 2 или
большее число смешиваемых звуков, а также
рядам словквазиомонимов. Например, при
смешении звуков (ш)(т): шут, шест, тушь;
грош, грот; марш, март и т.д.
Педагог выделяет какойлибо звук, дети
определяют, где он находиться в слове: 1) в его
абсолютном начале, 2) абсолютном конце или
3) в середине. Легкий вариант заданий –
выделенный звук встречается в слове 1 раз,
трудный – звук встречается несколько раз.
Трудным является и вариант, когда в слове
одновременно находятся два и более
смешиваемых звука
Педагог произносит слово, выделяет в нем
звук, ребенок должен назвать, какой или какие
10 другим звукам
8.
Определение
последовательности звуков
в слове.
24
9.Определение
следования звуков в слове
порядка
24
10.Определение количества
звуков в слове
24
11. Составление слов из
заданной
последовательности звуков
(фонематический синтез)
24
звуки находятся перед и после выделенного
звука
Логопед произносит слово,
ребенок
последовательно произносит все звуки в слове.
На первых этапах работы, чтобы не создавать у
детей дополнительных трудностей, им нужно
предлагать слова без редуцированных звуков.
Следует придерживаться полного стиля их
произношения. Для заданий подбираются слова
со сме6шиваемыми звуками
Педагог произносит слово, выделяет в нем
звук, ребенку нужно определить, каковым по
порядку следования является этот звук:
первым, третьим и т.д. Другой вариант
операции: педагог произносит слово и просит
дошкольника назвать в слове определенный по
счету звук
Педагог произносит слово, ребенок определяет
количество составляющих его звуков. На
первых этапах работы подаются слова без
редуцированных звуков и с полным стилем
произношения
Педагог в должной последовательности
ребенок
раздельно произносит
составляет из
Условия
формирования этой операции могут иметь
разную сложность. Легкие, когда звуки
подаются с минимальной паузой, трудные,
когда паузы между подаваемыми звуками
продолжительные или звуки перемежаются
индифферентными словамираздражителями. В
начале формирования этой операции, как и
многих других, следует подавать слова без
редуцированных звуков
звуки,
них слова.
11 12.Операции
фонематических
представлений
48
Собственно дифференциация фонем
выделение звука на фоне слова;
различение слов квазиомонимов при их
слуховом
восприятии и назывании
(обозначении) явления действительности;
называние пар картинок, включающих в свои
названия трудные для различения звуки, для
формирования различения
звуков в
экспрессивной речи
Формирование фонематических обобщений
раскладывание картинок на группы (2, 3 и
более – в зависимости от педагогических
целей),
названия которых включает
дифференцируемые звуки;
придумывание детьми слов, включающих тот
или иной звук (звуки): 1) «свободное»
придумывание вне зависимости от положения
звуков в слове и последовательности слов в
этом задании; 2) «связанное», «ограниченное»
придумывание, т.е. ограниченное какимто
жестким условием, например, придумать
(произнести) слова по аналогии: шайка – сайка,
шутки – сутки и т.п.
определение «лишнего» звука в ряду других
звуков (например, (р) (р) (л) (р);
замена звуков в словах с последующим
объяснением их значений;
разные варианты речевого лото (например, на
игровом поле закрываются сектора, где
изображены предметы, названия, которых
включают звонкие звуки);
выбор должного слова с опорой на контекст
Итого
2042
2.3. Длительность программы.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после
завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена
индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность
использования блоков.
Блок «Коррекция звукопроизношения» был разработан из расчёта 2 3
академических часа в неделю на протяжении того времени, которое необходимо
для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей
ребёнка и структуры его дефекта (9 – 42 занятий).
12 Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 2042
занятие от 23 академических часа в неделю.
2.4. Условия реализации программы.
Логопедическая группа при МДОАУ, оборудованный в соответствии санитарно
гигиеническими нормами.
Часто нарушение звукопроизношения характеризуется сложной структурой.
Поэтому рекомендуется осуществлять комплексный подход при коррекции
речи и привлечение других специалистов (невропатолога и психолога).
Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее
оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели,
салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и
игровой материал.
Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи
сотрудничество с семьей логопата.
Продолжительность логопедических занятий определяется санитарно
эпидемиологическими нормами, которые составляют: для детей 5го года жизни
не более 20 минут, для детей 6го года жизни не более 25 минут, а для детей 7
го года жизни не более 30 минут. В середине занятия проводят
физкультминутку. Перерывы между занятиями не менее 10 минут. Занятия для
детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня
после дневного сна, но не чаще 2 3 раз в неделю. Длительность этих занятий не
более 25 30 минут. В середине занятия статического характера проводят
физкультминутку. Общая продолжительность курса логопедических занятий
зависит от индивидуальных особенностей детей.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного
возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены
методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя
разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.
I. К нам пришел гость:
1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет
произносить;
2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить
правильно звук и просит его научить;
3) гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.
В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.
II. Идем в гости
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему
приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда
или встреченных в пути персонажей (оборудовать и провести такое занятие
можно как настольный театр).
III. Мы пришли в гости:
1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чемто разобраться.
IV.Посылка
13 Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или
его имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки,
карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем
задания.
V. План
Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с
заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные
для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения
(например, «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…»
или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по
плану»).
VI. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)
Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно
печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом
свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки от киндерсюрприза), ребенок
выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение по пути по карте
возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько. В конце пути
ребенка ждет сюрприз.
VII. Поле чудес.
Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово.
Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание
логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью
логопеда читает его. Как вариант, это может быть какойнибудь персонаж, имя
которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет
картинку с его изображением или игрушку.
VIII. Стройплощадка.
Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной строит дом (детский сад,
школу, или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент
постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок
выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество
деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия
время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а
картинку можно предложить из шестидевыти деталей, в зависимости от возраста
ребенка).
IX. Проявляющаяся картинка.
Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После
каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно
проявляя изображение. Это может быть подарок для ребенка (изображение
цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все
задания.
X. Цирк.
Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в
цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например,
жонглер ловит мячи с заданным звуком; а попугай передразнивает, повторяя
14 слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
XI. Занятие сказка.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку
сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания
( замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по доржке,
перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская
сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с
помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и
является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом
задания.
Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые
можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед
может продолжить его своими наработками и идеями.
2.5. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет
родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о
речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее ребёнок
направляется на комиссию ПМПК, для зачисления в логопункт. После зачисления
учитель – логопед составляет индивидуальную коррекционноразвивающую
программу, предназначенную для занятий с ребёнком, делая акцент на
необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и
родителей. Заключает двухсторонний договор о сотрудничестве, оповещает
родителей о времени еженедельных консультаций.
Программа предусматривает:
активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском
саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и
индивидуальные
консультации, праздники, в том числе логопедические,
родительские собрания и т.д.);
помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради,
дидактического материала для занятий дома;
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на
логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и
введению их в речь;
создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,
формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться
говорить правильно.
В работе с детьми делается упор
развивающего обучения:
необычное начало занятия;
присутствие на занятии «духа открытия»;
удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
предусмотрительность при подготовке к проведению занятия вариативности
ответов детей;
на методологические
подходы
15 не оставление без внимания ни одного ответа;
развитие речи в любых формах деятельности;
учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
обучение видению многовариативности выполнения задания;
поддержка у детей ощущения успешности.
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно
развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым
оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
III. Организационный раздел
3.1.Сетка занятий для детей с ФФНР
Понедельник
Связная речь
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Обучение грамоте
Консультация родителей
Обучение грамоте
Обучение грамоте
3.2.Годовой план работы учителялогопеда.
16 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
N
п/п
Мероприятия
Сроки выполнения
I
полугоди
е
сентябрь
II
полугоди
е
май
1. Подробное
обследование
устной речи детей
всего детского
сада:
Обследование
звукопроизношения.
Обследование
словаря детей.
Обследование
состояния связной
речи у детей.
Обследование
фонематического
слуха у детей.
Обследование
мелкой моторики
рук и мимической
артикуляции
Обследование
грамматического
строя речи у детей.
Сбор медицинских
и педагогических
сведений о раннем
развитии ребенка.
2.
Сентябрь
3. Динамическое
наблюдение в
течение года,
промежуточные
срезы
В течение учебного
года
Формы
работы
Ответственные
.
Учитель
логопед
Наблюдение,
беседы,
тестирование
, тесты
упражнения.
Работа по
медицинским
картам
Наблюдения,
беседы,
тесты .
Учитель
логопед,
Медицинский
работник,
Воспитатели
Учитель
логопед,
Воспитатели
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
п/п Мероприятия
Сроки Форма работы
Ответственные
17 1.
2.
Оформление
рабочей
документации
логопеда.
Анализ
результатов
диагностики.
Составление
циклограммы
деятельности.
Разработка
годового,
перспективного,
календарного
планов
фронтальных и
индивидуальных
занятий.
Подготовка и
заполнение
речевых карт.
Составление
индивидуальных
маршрутов
коррекционного
обучения.
Проведение
ПМПК по
зачислению
детей в
логопедический
сад.
Разработка и
заполнение
индивидуальных
речевых карт.
Комплектование
речевых групп.
Зачисление в
логопедическую
группу, согласно
поданным
I –
полугодие
Сентябрь
I I
полугодие
Работа с
документацией.
Учитель
логопед
Май
В течение
года
18 заявлением и
заключенных
договоров с
родителями
детей
зачисленных в
логопедическую
группу. Сдача
списков
зачисленных в
логопедическую
группу.
Отчет о
проделанной
коррекционной
работе за
учебный год.
Работа по
повышению
квалификации
Изучение
новинок
методической
литературы.
Участие в
проведении
методических
объединений.
Разработка
новых
методических
пособий.
19 Список литературы.
1. Л.И.Белякова., Гончарова Н.Н., Методика речевого дыхания у дошкольников с
нарушениями речи. – М.: «Книголюб» 2004
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — СПб.: Библиополис,
1994.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007.
4. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.
Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008
5. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – СПб.: 2003.
6. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения.
Ростов –на – Дону «Феникс» 2005.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуальногрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «ГномПресс»,
«Новая школа», 1998.
8. Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995
9. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.
10. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: 1983
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
12. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики :
картотека пальчиковых игр. СПб.: КАРО 2010.
13. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 1998.
14. Парамонова Л.Г. С возрастом не пройдет! – СПб, 1994
15. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков.
Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009
16. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2
кн. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи. М.: «Просвещение», 2008г.
20 21
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Рабочая программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения «Говорим правильно»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.