ГБОУ Школа №1З74 СВАО
«Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №1374 Бриткевич МС. 2015 г.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи.
2-3 класс.
Соответствует требованиям ФГОС НОО
Количество учебных часов по учебному плану: 2 часа в неделю Используемые учебники:
Тетради-помощницы для учащихся:
1. Письмо различаю гласные звуки. Правильно пишу. (Ишимова О.И.. Дерябина ЕВ.)
2. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. (Ишимова
О.И., Заббарова Е.Х)
З. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. (Ишимова
О.И., Подотыкина В.Д.).
4. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. (Ишимова О.И.,Н.Н. Алипченкова).
г. Москва 2015.
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Важным условием для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции».
Для содействия «в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и хумений в учебной деятельности» (в том числе в овладении письмом) детей с нарушением речи в образовательных организациях. реализующих основную образовательную программу начального общего образования, должны быть организованы:
— ранняя своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей с целью выявления особых образовательных потребностей:
— оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для устранения потенциальных препятствий к обучению;
— регулярная оценка динамики развития и образовательных достижений детей в процессе оказания специализированной помощи.
В программно-методических материалах нашли своё отражение требования о необходимости обновления содержания логопедической помощи детям с нарушением речи, обучающимся по основным общеобразовательным программам начального общего образования,
Цель: исправление нарушения письма обучающихся 2-3х классов с нарушением в развитии устной речи.
Основные задачи коррекционно-педагогической работы:
• сформировать обобщённые представления (речеслуховые. речедвигательные. зрительно-пространсгвенные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязьжовыми единицами. Решение пан ной заДачи способствует овлаДению автоматизированным навыком письма, характеризующимся отсутствием Дисграфических ошибок и минимизацией орфографических ошибок при выполнении репродукт ы х и творческих письменных заДаний, созДанию оптимальных условий о.ия успешного освоения программного материала по русскому языку не только в начальной, но и в основной школе
• Одной из приоритетных задач является создание для детей с нарушением письма адекватных средовых условий с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного, образовательного. развивающего пространства, дающего возможность успешной коррекции. выбора способа и скорости освоения навыка письма. Коррекционная работа строится с учётом развивающей речевой среды, совместно организованной деятельности.
• Целевая аудитория; обучающиеся 2-3х классов с нарушением речи. испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.
Общая характеристика коррекционно-педагогической работы
Второй этап — коррекция нарушения письма (ориентировочная продолжительность —
1.5 года).
Характеристика второго этапа коррекционно-педагогической работы «Коррекция нарушений письма».
Продолжение коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфических ошибок с учётом характера их проявления, предупреждение или уменьшение количества орфографических ошибок (основной этап по коррекции дисграфии и предупреждению дизорфографии).
Характеристика состава Детей: учащиеся 2-3х классов с нарушением речи. Количество тем —55 . Количество занятий на одну тему может увеличиваться до З занятий с учётом стойкости и вариативности специфических ошибок. Продолжительность занятия — 40 мин.
Второй этап коррекционно-педагогической работы - «Звукобуквенный и слоговой состав слова». Его цель формирование таких действий и операций, которые должны способствовать формированию навыка письма при отсутствии или значительном снижении специфических ошибок. Характеристикой этого раздела является повторение, конкретизация, многократное воспроизведение общей схемы пройденного материала. Данный раздел является основным в работе по коррекции дисграфии. Направления коррекционной работы.
• коррекция нарушения письма, обусловленного несформированностью фонематического, лексического компонента языковой способности: развитие фонематических процессов (фонематического восприятия слухо-произносительная дифференциация фонем; фонемного анализа);
• коррекция нарушения письма, обусловленного несформированностью невербальных форм психических процессов: развитие зрительного восприятия. пространственной ориентации; развитие зрительно-моторной координации. общей и мелкой моторики, графических навыков; развитие внимания, памяти.
Основными показателями результативности коррекционной работы являются:
• формирование полноценных фонематических процессов: фонематическое восприятие (дифференциация фонем), правильность и скорость фонемного анализа и синтеза;
• формирование готовности к восприятию орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
• развитие невербальных форм психических процессов: зрительного восприятия. пространственной ориентации; зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики, графических навыков;
• правильность и скорость перевода фонемы в графему, графемы в кинему при выполнении репродуктивных заданий (списывание, диктант).
Планируемые результаты: отсутствие или незначительное количество дисграфических ошибок на письме, нестойкий характер проявления ошибок при выполнении репродуктивных письменных заданий (письмо под диктовку, списывание).
• Оценка планируемых результатов
• Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводится на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.
• Обследование устной речи проводится дважды: первичное в сентябре (1 сентября), контрольное — в мае (15—30 мая). Для обследования используется тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. Обследование письма проводится циклично в каждом классе: в мае (15—30 мая) и в сентябре (1 сентября). Обследование письма первоклассников проводится один раз в конце учебного года. Для этого используется методика обследования письма младших школьников ТВ, Ахутиной.
• Основанием для выбора данных диагностических методик является наличие стандартизации (не позднее 2005 г.), использование количественно-качественной оценки, надёжность получаемых результатов, эргономичность.
Тематическое планирование занятий на втором этапе коррекционной работы с
учащимися
2-3х классов.
Раздел. Тема |
Количество тем |
|
Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова |
|
|
• Звуки гласные. Буквы сходные по написанию |
1-5+1 |
|
Вводная тема. Состав слова. Слоги. |
|
|
2. Состав слова. Зв и б квы. |
|
|
З Звуки гласные. Ударение. |
|
|
4. Звуки гласные. Звуки [А],[О] и буквы А, О. |
|
|
5. Звуки гласные. Дифференциация А-О. |
|
|
6. Звуки гласные. Звук [У] и буква У. |
|
|
7. Звуки гласные. Дифференциация О-У, |
|
|
8. звуки гласные. звуки и буквы Э, Ы, И. |
|
|
9. Звуки гласные. Дифференциация И-У. |
||
10. Звуки гласные. Звук [И] и буква И (полугласный). |
||
11. Звуки гласные. Дифференциация И-И. |
||
П. Буквы Я, Ё, Ю, Е. |
|
|
13. Дифференциация ЯЕ. |
|
|
14. Дифференциация Е-И. |
||
15. Дифференциация Е-Ю. |
||
Подготовка к проверочной работе. |
|
|
Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы сходные по написанию» |
|
|
• Звуки согласные твердые - мягкие парные (1й способ смягчения: гласные второго ряда) |
(54 |
|
1 Вводная тема. Звуки согласные твердые - мягкие парные (1 -й способ |
|
|
2. Дифференциация твёрдых и мягких согласных, Буква Я. |
|
6. Дифференциация Ч —ты |
|
|
7. Дифференциация Ч —щ. |
|
|
8. Дифференциация Ч —ц. |
|
|
9. Дифференциация Ч ш. |
|
|
10. Дифференциация Ш- Щ. |
|
|
1 . Дифференциация Ц - И. |
|
|
Подготовка к проверочной работе. |
|
|
Проверочная работа по теме «Звуки согласные твердые — мягкие (непарные) |
|
|
• Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию |
14+1 |
|
Вводная тема. Звуки согласные звонкие — глухие (парные). Буквы Б-п, Д- Т, В- Ф, Г - К, З- С, Ж- Ш. |
|
|
2. Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б - П. |
|
|
З. Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д — Т. |
|
|
4. Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В — ф. |
|
|
5. Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г — К. |
|
|
6. Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З — С. |
|
|
7. звук [Ж] и буква Ж. звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж — Ш. |
|
|
8. Вводная тема. Звуки согласные звонкие — глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р; Х, Ч. Щ, Ц. |
|
|
9. Дифференциация Б — Д. |
|
|
10. Дифференциация Б-В. |
|
|
11. Дифференциация |
|
|
12. Ди |
е енциация |
|
|
|
3. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ё. |
|
4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква ю. |
|
5. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Е. |
|
6. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква и. |
|
Подготовка к проверочной работе. |
|
Проверочная работа по теме «Звуки согласные твердые - мягкие парные (1 -й способ смягчения: гласные вто ого яда)» |
|
• Звуки согласные твердые - мягкие парные (2й способ смягчения: буква Ь) |
|
.Вводная тема. Звуки согласные твердые - мягкие парные (2-й способ ). |
|
2. Буква Ь (функция смягчения) |
|
З, Буква Ь (функция разделения) |
|
4. Буква Ь (различение функций ) |
|
Подготовка к проверочной работе. |
|
Проверочная работа по теме «Звуки согласные твердые - мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь)» |
|
• Звуки согласные твердые - мягкие (непарные) |
|
Вводная тема. Звуки согласные твердые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. |
|
2. Вводная тема. Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. |
|
3. Дифференциация Ц - С. |
|
4. Дифференциация Ш — С. |
|
5 Дифференциация Ж — З. |
|
|
|
I З. Дифференциация Х — Ж. |
|
14. Дифференциация Ц — Щ. |
|
Подготовка к проверочной работе. |
|
Проверочная работа по теме «Звуки согласные звонкие - глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.