Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
04.03.2018
Данная рабочая программа "Коррекция нарушений устной речи у первоклассников" составлена с учетом требований ФГОС НОО. Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи». Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и в общеобразовательных классах начальной школы, где есть дети с нарушениями речи.Данная рабочая программа "Коррекция нарушений устной речи у первоклассников" составлена с учетом требований ФГОС НОО. Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи». Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и в общеобразовательных классах начальной школы, где есть дети с нарушениями речи.
Программа -Коррекция нарушений устной речи у первоклассников.docx
муниципальное общеобразовательное учреждение
основная школа № 3
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
Протокол от «____» ______ 2017 г. №____
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_________________
Ж.Ю. Рюмина
Приказ от «____» ______ 2017 г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Составитель: Пантелеева Н.В.,
учительлогопед МОУ ОШ № 3
1 Содержание:
г. ПереславльЗалесский
2017 г.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………….…………….………..2
2.
КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА………………………………………………………………………………….......4
3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПАЛНЕ…………………………………………………………………………………….5
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………………………5
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА……………………………………………………………………………………………………....7
6. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ……………………………………………………....9
7. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………………..
…..20
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………..…………………..……….……23
9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...……………………………………………………….………………..……….24
10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………………………………………………..………..……….27
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционноразвивающего обучения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательно стандарта, программнометодических рекомендаций:
Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2001. — 64 с.:
ил.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда.
М.: Просвещение, 1991. 239 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — (Стандарты
второго поколения).
Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
2 Логопедическая работа в школе: пособие для учителейлогопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова,
О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам).
Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и
логопедов. СПб.: КАРО, 2004.
Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. :
Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой . — СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2004. 208 с.
Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.
Методическое пособие для учителейлогопедов. – М.: Просвещение, 2005. – 82 с.
Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.сост. А.Л.Антонышева, А.В.
Севрюгина. – Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015. – 100 с.
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов с логопедическим заключением «Общее недоразвитие
речи». Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и в общеобразовательных классах начальной школы, где есть дети с
нарушениями речи.
Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений
речевого развития. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Последовательность изучения тем и количество часов, предусмотренные программой, являются примерными и определяются конкретным
составом группы. Количество необходимых занятий по одной теме может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от
степени тяжести нарушения, и определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по усвоению темы.
Цель программы – коррекция недостатков устной речи и профилактика нарушений письма у обучающихся первых классов.
Задачи программы:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
• формирование представлений о звукобуквенном составе слова;
• формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
• формирование связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме;
• формирование умения различать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы;
• формирование и развитие грамматически правильной речи;
•
•
•
развитие фонематического восприятия;
развитие активного и пассивного словаря;
развитие навыков построения связного высказывания
3 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа составлена для реализации коррекционного курса устной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в
повышении качества образования.
Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению
родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения –
коммуникативная направленность всего комплекса коррекционноразвивающего воздействия.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане
специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ принимаются на
коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.
Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 56 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с
учетом возраста и характера нарушений.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей
речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звукослоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
4 Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более
высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей
речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с
последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:
индивидуально организованное обследование,
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
изучение работ ребенка (тетради).
В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение
учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в
речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста;
организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития
мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа подгрупповых занятий
рассчитана на 66 занятий. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут (1 урок). При необходимости могут проводиться
индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 13 раза в неделю, в соответствии с
индивидуальным планом работы, составленным на каждого обучающегося.
Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант,
списывание, устное изложение).
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы обучающимися.
Предметные результаты:
сформированность фонетикофонематического и лексикограмматического компонентов речевой системы;
5
сформированность навыков правильного и грамотного чтения;
актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении.
Личностные действия обеспечивают целостносмысловую ориентацию обучающихся.
Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей
идентичности и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Оценить поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
общечеловеческих ценностей и российских ценностей, уважения к труду, культуре;
важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;
важности бережного отношения к здоровью и природе;
важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
определять цель выполнения заданий на уроке;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– переносить навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную;
– овладеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетради, задании;
сравнивать предметы, объекты на основе существенных признаков;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте;
использовать знаковосимволические действия;
формулировать проблемы с помощью учителя;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
6 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других;
обсуждать в ходе совместной деятельности возникшие проблемы, правила.
уметь задавать учебные вопросы;
иметь первоначальные навыки работы в группе (распределять роли, обязанности, уметь выполнять работу; осуществлять контроль);
понимать смысл простого текста; применять первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника).
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы
(устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного
развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Предложение (6 ч)
Понятие о предложении. Дифференциация понятий «предложение», «слово». Связь слов в предложении. Анализ предложения.
Интонационная законченность предложения. Составление предложения из набора слов.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Слово (10 ч)
Слова, обозначающие неживые предметы. Слова, обозначающие живые предметы. Обобщающие слова. Дифференциация слов,
обозначающих живые и неживые предметы. Слова, обозначающие действие живых предметов. Слова, обозначающие действие неживых
предметов. Дифференциация словпредметов и словдействий. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение словпризнаков по родам.
Закрепление понятий о словахпредметах, действиях и признаках предметов.
Слоговой анализ и синтез слов (7 ч)
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов.
Односложные и двусложные слова. Сравнительный анализ односложных и двусложных слов. Деление двух и трехсложных слов на слоги.
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов (7 ч)
Звуки речи. Способы их образования . Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Звуковой состав слов. Звуковой анализ
слов. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв. Буквасмыслоразличитель.
Ударение (3 ч)
Ударение в слове. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.
Гласные и согласные звуки (8 ч)
7 Гласные первого ряда. Йотированные гласные. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дифференциация гласных
и согласных звуков.
Гласные, имеющие артикуляционноакустические сходства (8 ч)
Дифференциация а— о. Дифференциация о—у. Дифференциация ы – и. Дифференциация а — я. Дифференциация э — е.
Дифференциация о — ё. Дифференциация у — ю. Дифференциация ё – ю.
Звонкие и глухие согласные (8 ч)
Дифференциация [б], [б`] [п], [п`]. Дифференциация [в], [в`] — [ф], [ф`]. Дифференциация [г], [г`] — [к], [к`]. Дифференциация [д],
[д`] — [т], [т`]. Дифференциация [з], [з`] – [с], [с`]. Дифференциация [ж]— [ш]. Оглушение звонких согласных в конце слов. Подбор
проверочных слов к словам со звонкими и глухими согласными в конце слова.
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (4 ч)
Дифференциация [с]— [ш]. Дифференциация [з]— [ж]. Дифференциация [с] [ц]. Дифференциация [ч] [щ]
Связная речь (5 ч)
Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ с опорой на сюжетную картину. Составление связного текста по вопросам.
Составление рассказа по данному началу, по его концу.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Итоговая проверочная работа.
8 6. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
№ п/п
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся
6
1
Понятие о предложении
Предложение
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Выделять предложения из речи.
Составлять предложения из слов.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.
Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.
Знакомиться с признаками предложения.
Предполага
емые сроки
проведения.
Дата
проведения
занятия
Сентябрь
9 2
3
4
5
6
10
7(1)
8(2)
9(3)
Дифференциация понятий
«предложение», «слово»
Связь слов в предложении
Анализ предложения
Интонационная законченность
предложения
Составление предложения из набора
слов
Различать предложение и слово.
Составлять предложения из набора слов.
Вставлять в предложение пропущенное слово.
Составлять предложения по картинкам, из набора слов.
Определять правильную последовательность слов в предложении.
Определять количество слов в предложении.
Называть отличительные признаки предложения.
Определять количество слов в предложениях.
Называть признаки предложения.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Приобретать опыт в составлении предложения из слов, данных в начальной и
нужной формах.
Применять правила обозначения границ предложения на письме.
Писать слова в предложении раздельно.
Составлять предложения из трех слов, используя разную интонационную
законченность.
Определять последовательность слов в предложении.
Применять правила обозначения границ предложения на письме.
Составлять предложения с использованием предлогов.
Осуществлять самооценку своих действий.
Слово
Октябрь
Слова, обозначающие неживые
предметы
Слова, обозначающие живые предметы
Обобщающие слова
Ориентироваться в целях и задачах урока.
Сравнивать предметы, выделять основные признаки.
Выявлять общий признак группы слов.
Определять лексическое значение слов.
Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.
Группировать предметы с учетом общих признаков.
10 10(4)
Дифференциация слов, обозначающих
живые и неживые предметы
11(5)
Слова, обозначающие действие живых
предметов
12(6)
Слова, обозначающие действие
неживых предметов
13(7)
14(8)
Дифференциация словпредметов и
словдействий
Слова, обозначающие признак
предмета
Ставить вопросы к словампредметам.
Составлять предложения, используя данные слова.
Группировать слова по заданному признаку.
Выделять общий признак группы слов.
Различать (по значению и вопросам) одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Ставить вопросы к словампредметам, отвечающим на вопросы кто? что?
Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.
Знакомиться с признаками словдействий.
Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?).
Задавать вопрос к словамдействиям.
Отгадывать по действиям предмет.
Сравнивать действия, выделять основные признаки.
Осуществлять подбор действий к предметам.
Приобретать опыт в постановке вопросов к словамдействиям.
Подбирать слова, противоположные по значению.
Понимать на слух речь учителя и одноклассников, работать совместно в
группе для достижения общей цели.
Подбирать антонимы к словамдействиям.
Различать, сравнивать словапредметы и словадействия.
Выявлять общий признак группы слов.
Выделять из ряда слов слова по заданному признаку.
Распознавать словапредметы и словадействия в предложениях.
Составлять простое нераспространенное предложение.
Подбирать словапредметы к данным признакам, согласуя их в роде и числе.
Приобретать опыт в постановке вопросов к словампризнакам (какой? какая?
какое? какие?)
11 15(9) Изменение словпризнаков по родам
16(10)
Закрепление понятий о словах
предметах, действиях и признаках
предметов
Определять предмет по его признакам.
Выделять из ряда слов слова по заданному признаку.
Осуществлять подбор признаков к предметам.
Определять роль имен прилагательных в речи.
Подбирать антонимы к словамдействиям
Согласовывать словапризнаки со словамипредметами с опорой на окончание.
Составлять словосочетания, предложения по картинкам, из слов.
Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто? или
что делает? или какой?).
Различать словапредметы, словапризнаки, словадействия в ряду слов,
находить словапредметы, словапризнаки, словадействия в предложениях.
Выявлять общий признак группы слов.
Составлять предложения, используя словапредметы, словапризнаки и слова
действия.
Работать совместно в группе для достижения общей цели.
Обобщать знания о словахпредметах, действиях и признаках предметов.
7
17(1)
Слоговой состав слова
18(2)
Слогообразующая роль гласных звуков
19(3) Определение порядка слогов в слове
20(4)
Составление слов из слогов
Слоговой анализ и синтез слов
Октябрь
Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество и последовательность в слове слогов.
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить
слова по данным моделям.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных
звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Анализировать слова (выделять первый, последний слог в слове).
12 21(5) Односложные и двусложные слова
22(6)
Сравнительный анализ односложных и
двусложных слов
23(7)
Деление двух и трехсложных слов на
слоги
7
24(1)
Звуки речи. Способы их образования
Анализировать и сравнивать односложные и двусложные слова с опорой на
гласный звук.
Выделять гласные в словах, определять количество слогов в слове.
Группировать слова по заданному признаку (1 или 2 слога).
Выделять общий признак группы слов.
Группировать слова по заданному признаку (1 или 2 слога).
Выделять общий признак группы слов.
Определять количество слогов в слове.
Соотносить количество гласных и слогов.
Анализировать и сравнивать односложные и двусложные слова со стечением
согласных.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных
звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Самостоятельно делить слова на слоги, подбирать примеры слов с заданным
количеством слогов.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую
(крот, улей, зима).
Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую
(василёк, василёк ).
Переносить слова по слогам.
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов
Наблюдать за работой органов речи, над образованием звуков речи.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Определять количество и последовательность звуков в словах.
Различать звуки и буквы.
Ноябрь
13 25(2)
Звуки и буквы. Гласные и согласные
звуки и буквы
26(3)
Звуковой состав слов
27(4)
Звуковой анализ слов
28(5)
Соотношение между буквами и
звуками в слове
29(6)
Различение звуков и букв
30(7)
Буквасмыслоразличитель
3
31(1) Ударение в слове
32(2) Место ударения в слове
Определять первый и последний звуки в словах.
Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.
Наблюдать над образованием гласных и согласных звуков и правильно их
произносить.
Различать в слове гласные и согласные звуки по их признакам.
Различать гласные буквы, обозначающие гласные звуки.
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Определять согласный звук в слове и вне слова.
Анализировать слова с целью выделения в них гласных и согласных звуков,
выделения первого и последнего звуков в слове.
Дифференцировать гласные и согласные звуки.
Развивать фонематическое восприятие. Составлять слова из звуков.
Различать слова, отличающиеся одним звуком.
Анализировать слова с целью выделения первого и последнего звуков в слове,
определения места звука в слове, количества и последовательности звуков в
слове.
Соотносить звуки и буквы в слове.
Различать звуки и буквы по их основным признакам.
Обозначать звуки буквами на письме.
Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (буквой).
Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.
Определять лексическое значение слов.
Ударение
Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в
речи.
Определять ударение в слове,
определения ударения в слове.
находить наиболее рациональные способы
Ноябрь
14 33(3)
Смыслоразличительная роль
ударения
8
34(1)
Гласные первого ряда
35(2) Йотированные гласные
36(3)
Согласные звуки
37(4)
Звонкие и глухие согласные звуки
Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок
и др.).
Различать ударные и безударные слоги.
Гласные и согласные звуки
Наблюдать за работой органов речи при образовании гласных первого ряда [а],
[о], [у], [э], [и], [ы].
Различать в слове гласные звуки по их признакам.
Правильно произносить гласные звуки.
Различать гласные буквы, обозначающие гласные звуки.
Соотносить букву со звуком, его обозначающим.
Сравнивать способы образования гласных первого и второго ряда.
Соотносить количество звуков и букв в словах.
Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.
Определять лексическое значение слов.
Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков из ряда заданных
звуков, слогов и слов.
Различать в слове согласные звуки по их признакам.
Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.
Определять согласный звук в слове и вне слова.
Различать согласные буквы, обозначающие согласные звуки.
Характеризовать признаки звонких и глухих согласных.
Выделять согласные звуки из начала и конца слова.
Добавлять в слова последний и первый звук, получая новые слова.
Объяснять различие в звукобуквенном составе слов и значении слов.
Находить место звуков в слове по цифровому ряду.
Декабрь
15 38(5)
Твердые и мягкие согласные
39(6) Обозначение мягкости согласных при
помощи гласных
40(7) Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака
41(8)
Дифференциация гласных и согласных
звуков
Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные
звуки.
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Дифференцировать согласные буквы, обозначающие твёрдые и мягкие
согласные звуки.
Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных
(например [м], [м’]).
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Различать на слух твердое и мягкое звучание согласных.
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость —мягкость согласного звука.
Определять место мягкого и твердого звука в слове.
Объяснять значение слов, различающихся буквами и, е, ё, ю, я, ь (волвёл, мел
мель и др.).
Соотносить количество звуков и букв в слове.
Различать способы образования гласных и согласных звуков.
Различать гласные и согласные звуки по основным признакам.
Анализировать слова с целью выделения в них гласных и согласных звуков из
ряда заданных звуков, слогов и слов.
Дифференцировать гласные и согласные звуки.
8
Гласные, имеющие артикуляционноакустические сходства
42(1)
Дифференциация а— о
43(2)
Дифференциация о—у
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных.
Соотносить звуки с буквами.
Конструировать буквы из составляющих их элементов с целью развития навыка
кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений,
закрепления оптического образа букв.
Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков из ряда других
Декабрь
февраль
16 44(3)
Дифференциация
ы и
45(4)
Дифференциация а — я
46(5)
Дифференциация э — е
47(6)
Дифференциация о — ё
гласных звуков, слогов и слов.
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных [ы]—[и].
Соотносить звуки с буквами.
Различать гласные [ы]—[и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Объяснять значение слов, различающихся буквами ы, и (вытьвить и др. ).
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных [а] — [jа].
Соотносить звуки с буквами.
Различать гласные [а] — [jа] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях.
Выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Объяснять значение слов, различающихся буквами а, я (матьмять и др. ).
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных [э]—[jэ].
Соотносить звуки с буквами.
Различать гласные [э]—[jэ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Объяснять значение слов, различающихся буквами э, е.
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных [о]— [jо].
Соотносить звуки с буквами.
Различать гласные [о]— [jо] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
17 48(7)
Дифференциация у — ю
49(8)
Дифференциация ё – ю
Объяснять значение слов, различающихся буквами о, ё (роврёв и др. ).
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных [у]— [jу].
Соотносить звуки с буквами.
Различать гласные [у]— [jу] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Объяснять значение слов, различающихся буквами у, ю (луклюк и др. ).
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Уточнять и сравнивать артикуляцию гласных [jо] [jу].
Соотносить звуки с буквами.
Различать гласные [jо] [jу] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Объяснять значение слов, различающихся буквами у, ю (клёвклюв и др. ).
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
8
Звонкие и глухие согласные
50(1)
Дифференциация [б], [б`] [п], [п`]
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Февраль
апрель
18 51(2) Дифференциация [в], [в`] — [ф], [ф`] в
слогах, словах
52(3)
Дифференциация [г], [г`] — [к], [к`] в
слогах, словах
53(4) Дифференциация [д], [д`] — [т], [т`] в
слогах, словах
54(5) Дифференциация [з], [з`] – [с], [с`] в
слогах, словах
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение. .
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
19 55(6) Дифференциация [ж]— [ш] в слогах,
словах
56(7) Оглушение звонких согласных в конце
слова
Подбор проверочных слов к словам со
звонкими и глухими согласными в
конце слова
57(8)
4
58(1) Дифференциация [с]— [ш]
59(2) Дифференциация [з]— [ж]
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Наблюдать особенности обозначения парных согласных по звонкостиглухости
согласных в позиции конца слова.
Высказывать предположение в результате наблюдения.
Анализировать пары слов с парными согласными на конце слова, наблюдать за
изменением лексического значения слова.
Подбирать проверочные слова с парными согласными.
Использовать алгоритм проверки парных согласных.
Составлять предложения с данными словами.
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Апрель
май
20 60(3) Дифференциация [с] [ц]
61(4)
Дифференциация [ч] [щ]
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Уточнять и сравнивать артикуляцию и характеристику звуков.
Соотносить звуки с буквами.
Определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), выделять звуки
из слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Различать звуки в словах, слогах, выделять слова с данными звуками из
предложений на слух.
Проводить звуковой анализ слогов, слов с данными звуками.
Дифференцировать слова с данными звуками, объяснять их значение.
Применять правила правописания чаща, чу щу.
Составлять слова, словосочетания, предложения.
5
Связная речь
62(1) Пересказ с опорой на серию сюжетных
картин
63(2)
Пересказ с опорой на сюжетную картину
Осуществлять пересказ текстов с опорой на серию сюжетных картин, на сюжетную
картину.
Отвечать на вопросы по содержанию.
Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.
Осуществлять самооценку своих действий.
Май
21 64(3)
Составление связного текста по вопросам
65(4)
Составление рассказа по данному началу,
по его концу
1
Составлять связный текст путем ответа на вопросы.
Анализировать составленные тексты.
Определять тему, основную мысль текста.
Дополнять рассказ предложениями.
Устанавливать последовательность передачи событий.
Определять тему, основную мысль текста.
Озаглавливать текст.
Проверка знаний, умений и навыков
66(1)
Итоговая проверочная работа
Правильно выполнять задания по изученным темам.
Контролировать правильность и аккуратность выполнения заданий.
Май
7. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебнометодический комплекс
Диагностика состояния устной и письменной речи
Исследование устной речи:
1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
4. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.
5. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Нагляднометодическое пособие . СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008. – 67 с.
6. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования фонетикофонематической системы речи. Нагляднометодическое пособие . СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
– 56 с.
7. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи. Нагляднометодическое пособие. СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС,
ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. 52 с
8. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Нагляднометодическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО
ПРЕСС, 2008. – 51 с.
9. Фотекова Т.А. Тестовая методика экспрессдиагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
22 Исследование письменной речи:
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.
2. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительновербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.
4. Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Нагляднометодическое пособие. СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.
Для учителялогопеда:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. М.: Книголюб,
2003. 144 с. (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1.
Дифференциация гласных. М.: Книголюб, 2006. 112 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2.
Дифференциация звонких и глухих согласных. М.: Книголюб, 2005. 128 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3.
Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, РЛ. – М.: Книголюб, 2008. 144 с.
Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. М.: Издво Гном и
Д, 2007.
Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. М.: Издательство
«ГНОМ и Д», 2006. 88 с.
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.
Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей,
психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. 256 с.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителейлогопедов с
младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
Для обучающихся:
23 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква.
Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Козырева Л.М. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов: Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия Развития,
Академия И К°, 2006. 47 с.
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие: Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия Развития,
Академия И К°, 2006. – 80 с.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные: Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия развития, 2006. – 64
с.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2 / Л.М. Козырева. – Ярославль, Академия
развития, 2006. – 48 с.
Кочеткова Н. А. Я различаю буквы о — а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочеткова. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д»,
2005. — 40 с.
Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «АквариумПринт», 2006. – 56 с.
Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими
отклонения в развитии. Тетрадь №5. — М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. — 72 с, илл.
10. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32с.
11. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2011. – 32с.
12.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. – 80 с.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационнометодический
фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителялогопеда, наглядных
пособий, а так же:
1. Материалы для диагностики речевых нарушений;
2. Дидактические пособия для развития мелкой моторики;
3. Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов;
4. Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения;
5. Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова;
6. Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексикограмматического строя речи;
24 7. Дидактические пособия для развития и формирования связной речи;
8. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи;
9. Методическая и справочная литература.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучающиеся должны знать:
структуру предложения;
основное отличие звука от буквы;
звуковой и слоговой состав слов;
все буквы и звуки родного языка;
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
Обучающиеся должны уметь:
вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
отличать гласные звуки и буквы от согласных;
распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие, шипящие согласные звуки и буквы;
делить слово на слоги;
выделять в слове ударный слог;
пересказывать несложные тексты;
четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и точно отвечать на заданные вопросы;
составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по отдельным словам с соблюдением логической последовательности делить текст
на предложения, предложения (с предлогами) на слова.
25 Динамика развития письменной речи
Особенности овладения письмом учащимися
Типы
ошибок
Виды ошибок
Учебный год
1 класс
I
п/год.
II
п/год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Без ошибок /с 1 ошибкой
Ошибки
звукового
состава
слова
замены согласных
замены гласных
пропуски гласных
пропуски согласных
пропуски слогов и частей слова
Перестановки, персеверации,
антиципации
добавления
раздельное написание частей слова
контаминации
замена фонем по звуковому
сходству
нарушение согласования
ошибки в окончании
замена слов по звуковому сходству
замена по семантическому сходству
пропуски слов
лишнее слово, повторы слов
слитное написание слов
замена букв по количеству
Лексико
грамматичес
кие ошибки
Графически
26 е
ошибки
Ошибки на
правила
правописани
я
элементов
замена букв по пространственному
расположению
зеркальное письмо букв
общее искажение букв, слов
правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу
большая буква в начале
предложения, в именах и кличках
животных
знаки препинания
правописание мягких согласных
правописание безударной гласной в
корне слова
правописание парной согласной
правописание чк/чн
другие ошибки на правила
правописания
Затрудняются писать на слух
Списывание
Особенности овладения чтением учащимися
Параметры
Учебный
год
1 класс
I
II
27 п/го
д.
п/год
.
Способ чтения
побуквенное
отрывистое слоговое
плавное слоговое
плавное слоговое с целостным прочтением
отдельных слов
чтение целыми словами и группами слов
Правильность чтения
I. Правильное (безошибочное)
II. Виды ошибок
ошибки в окончаниях
замены слов на основе смыслового сходства
замены слов на основе оптического сходства
ошибки в постановке ударения
пропуски букв
антиципации букв
персеверации букв
смешение оптически сходных букв
добавление звуков
реверсии букв и слогов
пропуски слогов
пропуски слов
перестановки слов
повторы частей или целых слов
пропуски и повторы строк
28 аграмматизмы
ошибки интонационного обозначения границ
предложения
III. Понимание прочитанного
понимает полностью
понимает частично
не понимает
Карта динамики речевого развития
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
I
п/год.
II
п/год.
I
п/год.
II
I
п/год.
п/год.
Связная речь
II
п/год.
I
п/год.
II
п/год.
Устная речь
29
Параметры
Уровень
самостоятельности
повествования
Типы используемых
предложений
Аграмматизмы
Общее звучание речи:
темп
плавность четкость
логические ударения
Артикуляционный
аппарат:
строение
двигательная
функция
Отсутствие,
смешение, замена
звуков
Искажение
произношения
Слоговая структура
Звуковой анализ и
синтез
Пассивный словарь
Активный словарь
Словоизменение
Словообразование
Синтаксис
(построение
предложений)
Общая и мелкая
моторика
Графика
Звуковая сторона речи
Словарный запас
Грамматический строй речи
Письмо
30 Наличие
специфических
ошибок
Наличие
неспецифических
ошибок
Способ чтения
Понимание
прочитанного
Чтение
31
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Рабочая программа «Коррекция нарушений устной речи у первоклассников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.