Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
10.02.2019
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"
Внеурочная деятельность «Рукоделкино» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности.
Программа кружка Рукоделкино (Автосохраненный).docx
Кружок декоративно­прикладного творчества «Рукоделкино» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагог дополнительного образования: Новакова Наталья Владимировна                                                                     Екатеринбург,2018 Содержание Пояснительная записка......................................................................................................3 Комплекс основных характеристик образования............................................................4 Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.7 Календарно-учебный план дополнительной образовательной программы «Рукоделкино»....................................................................................................................9 Методическое обеспечение дополнительной...............................................................12 образовательной программы..........................................................................................12 Материально-техническое обеспечение программы.....................................................16 Инструктажи по технике безопасности для занятий....................................................17 Список литературы:.........................................................................................................19 Пояснительная записка Программа   внеурочной   деятельности   «Рукоделкино»   реализует   художественно­ эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа   разработана для занятий с учащимися   8­10   лет   во   второй   половине   дня   в   соответствии   с   новыми   требованиями   ФГОС начального общего образования второго поколения. Актуальность выбора определена следующими факторами: Творчество –   создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Детский досуг ­ это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»   отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Внеурочная   деятельность   «Рукоделкино»   развивает   творческие   способности   –   процесс,   который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Данная   программа   позволяет   создать   условия   для   самореализации     личности   ребёнка, выявить   и   развить   творческие   способности.   Важная   роль   отводится   формированию   культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Цель программы ­ воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать   навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов. Задачи: Обучающие: 1.Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно­ прикладного творчества; 2.Научить   детей   владеть   различными   техниками   работы   с   материалами,   инструментами   и приспособлениями, необходимыми в работе; 3.Обучить технологиям разных видов рукоделия. Воспитательные: 1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство  культуры; 2.Побуждать   к   овладению   основами   нравственного   поведения   (доброты,   взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения); 3.Воспитывать   уважительное   отношение   между   членами   коллектива   в   совместной   творческой деятельности;  Развивающие: 1.Развивать   художественный вкус.   творческий   потенциал   каждого   ребенка:   наблюдательность,   мышление, 2.Развивать   образное   и   пространственное   мышление,   память,   воображение,   внимание, положительные эмоции и волевые качества; 3.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Комплекс основных характеристик образования Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами. Связь занятий «Рукоделкино», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия   внеурочной   деятельности   и   повышает   заинтересованность   учащихся.   Поэтому программой   предусматриваются   тематические   пересечения   с   такими   дисциплинами,   как математика   (построение   геометрических   фигур,   разметка   циркулем,   линейкой   и   угольником, расчет   необходимых   размеров   и   др.),   окружающий   мир   (создание   образов   животного   и растительного   мира),   технология   (работа   с   разными   материалами   и   др.),   изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно­эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.) Активная   работа   внеурочной   деятельности   способствует   воспитанию   эстетической культуры   и   трудолюбия   учащихся,   расширению   их   политехнического   кругозора,   развитию способности   воспринимать   и   чувствовать   прекрасное.   Занимаясь   на   занятиях,   ребята   смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует   освоению   школьниками   как   опорного   учебного   материала   (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.  Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.   Теоретические   сведения   —   это   объяснение   нового   материала,   информация познавательного   характера,   общие   сведения   о   предмете   изготовления.   Практические   работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.                     Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять   выдумку,   фантазию,   осуществлять   поиск   разных   приемов   и   способов   действий, творчески   общаться   друг   с   другом,   Ребята   овладевают   умением   многократно   подбирать   и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно­творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Особенности реализации программы: Программа предусматривает проведение занятий в различной форме: ­   по   количеству   детей,   участвующих   на   занятии   в   работе:   коллективная,   групповая, индивидуальная; ­   по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:   практическое   занятие,   беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль; ­ по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий. На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации. При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать   собственный   образ   и   воплотить   его   в   изделии.   Педагог   может   показать   несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что  художественной  деятельности   на  занятиях  придается  особое   значение  как   эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.  На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое   внимание   на   занятиях   уделяется   беседам.   В   беседах   должны   найти   отражение следующие   вопросы:   историческое   развитие   декоративно­прикладного   искусства   и художественных   промыслов,   основанных   на   народном   искусстве   и   национальных   традициях. Такие   беседы   не   только   способствуют   эстетическому   воспитанию,   но   вызывают   интерес   к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Место программы внеурочной деятельности в учебном плане. Внеурочная деятельность «Рукоделкино» проводится среди учеников 2,3 классов во второй половине дня. Место проведения занятий – кабинет №25. Занятия проводятся 4 раза в неделю группой детей до 15 человек (4,5 часа в неделю). В год 153 часа. Срок реализации – 2 года. Планируемые   результаты   освоения   обучающимися   программы   внеурочной деятельности «Рукоделкино» К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:   название и назначение разных материалов – бумага, ткань, пластилин, бисер ткань;   название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;   правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. К концу 1 года обучения обучающиеся должны уметь:   правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;   соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;   анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);   экономно   размечать   материалы   с   помощью   шаблонов,   сгибать   листы   бумаги   вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».   создавать изделия согласно технологии выполнения (лепить из соленого теста,  создавать работы из бисера, уметь работать в технике «квилинг», «декупаж» и т.д.) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:  интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;  познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  планировать свои действия;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия.  Обучающийся получит возможность научиться:  проявлять познавательную инициативу;  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:  допускать   существование   различных   точек   зрения   и   различных   вариантов   выполнения поставленной творческой задачи;  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться:  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  владеть монологической и диалогической формой речи;  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  высказываться в устной и письменной форме;  анализировать объекты, выделять главное;  осуществлять синтез (целое из частей);  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться:  осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с   исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  использованию методов и приёмов художественно­творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Подведение   итогов  осуществляется   в   виде   проведения   выставок,   участия   в   различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям, украшения школьных помещений.  В   программу   внеурочной   деятельности   «Рукоделкино»   входит   ряд  разделов   «Работа   с пластическими материалами»,   «Работа с тканью»,   «Работа с природным материалом», «Работа   с   бумагой   и   картоном»   «Работа   с   тканью»   «Текстильные   материалы», «Бисероплетение», «Квилинг», «Лепка из соленого теста», «Декупаж». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы. Организационно­педагогические условия реализации образовательной программы Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.   Теоретические   сведения   —   это   объяснение   нового   материала,   информация познавательного   характера,   общие   сведения   о   предмете   изготовления.   Практические   работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Формы и методы обучения Форма реализации программы: очная. Формы проведения: теоретические, практические и комбинированные занятия. Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная. Способы проверки результативности: входной, текущий и промежуточный контроль. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ  (выполнение) учителем, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно­иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы  деятельности) • частично­поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи  совместно с учителем) исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся) Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; • индивидуально­фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • групповой – организация работы в группах; • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные  мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, демонстрация моделей, презентация  творческих работ, участие в конкурсах разного уровня, мониторинг. Мониторинг образовательного уровня обучающихся: Низкий уровень. Обучающийся проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с  личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями,  умениями и навыками, но пользуется ими не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество  не проявляет творчество. Средний уровень. Обучающийся проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит  характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация,  конструирование, ручной труд и т.д.. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную  работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания,  умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа. Высокий уровень. Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с  педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как  разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять их для изготовления  той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила техники безопасности  при работе с ним. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определённых  задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности. Календарно­учебный план дополнительной образовательной программы «Рукоделкино»  2, 3 класс Тема занятия Техника, материалы Кол­во часов Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.  I. «Работа с бумагой и картоном». (22 ч) Беседа «История создания бумаги». Изделие  «Цыпленок». Условия безопасной работы Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная  лилия. Аппликация из геометрических фигур. Фантазии из «ладошек». Продолжение работы. Букет из бумажных роз. «Цветочные фантазии». Мини­топиарий «Цветочные фантазии». Мини­топиарий. Завершение  работы Чудо­елочка. Чудо­елочка. Продолжение работы. «Робот». Подготовка модулей. «Робот». Сборка изделия.  Оригами Аппликация,  вырезание. Аппликация,  вырезание. Аппликация,  вырезание. Моделирование. Топиарий Топиарий Моделирование,  вырезание. Моделирование,  вырезание. Оригами­ мозаика. Оригами­ мозаика. II. «Работа с природным материалом». (11 ч) Осенние фантазии из природного материала. Поделки из кленовых «парашютиков». Беседа «Флористика». Картины из листьев. Картины из листьев. Продолжение работы. Завершающий этап работы над картиной III. «Работа с тканью». (11 ч) Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые  зверюшки». «Веселые зверюшки». Продолжение работы. Мягкая игрушка «Зайка­хозяйка» Мягкая игрушка «Зайка­хозяйка» Мягкая игрушка «Зайка­хозяйка» Мозаика. Аппликация. Аппликация. Аппликация. Аппликация. Аппликация. Аппликация. Шитье. Шитье. Шитье. IV. «Работа с пластическими материалами». (15ч) Рисование пластилином Рисование пластилином Разрезание смешанного пластилина Рисование пластилином Коллективная работа «Корзина с цветами» Панно из пластилина  «Сказочная птица» «Чайный сервиз». Лепка из воскового пластилина Рисунок  Рисунок Рисунок Рисунок Аппликация. Лепка Лепка 1ч 2ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч. 2 ч 2ч 2.5ч 2ч 2,5ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч 2ч 2ч 2.5ч 2ч 2.5ч 2ч Дата  № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6 7. 8. 9.. 10. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. V. «Работа с бросовым материалом». (9 ч) Куколка­оберег из ткани. Аппликация из пуговиц и ткани. Аппликация из пуговиц и ткани. Итоговое занятие. Выставка работ. 6. «Текстильные материалы» (23ч) Аппликация «Матрешка». Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». Аппликация из цельных нитей. «Паутинка». Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». 7. «Бисероплетение»(17ч) История техники. Правила безопасной работы Особенности технологии изготовления изделия «  Брелок из бисера» Заготовка и сборка частей изделия « Брелок из бисера» Особенности технологии изготовления изделия «Букет  из бисера» Заготовка и сборка частей изделия «Букет из бисера» 8. «Квилинг» (15ч) История техники. Правила безопасной работы Особенности технологии изготовления изделия  «Барашек» Заготовка и сборка частей изделия «Барашек» Особенности технологии изготовления изделия «Райский цветок» Заготовка и сборка частей изделия«Райский цветок» 9. «Лепка из соленого теста» (16ч) История техники, способы приготовления теста. Правила безопасной работы Особенности технологии изготовления изделия из  соленого теста «Котик» Лепка основных частей изделия «Котик» Роспись изделия Особенности технологии изготовления изделия из  Изделие из ткани 2.5ч Аппликация. Аппликация. 2ч 2.5ч 2ч Лоскутки тонких   тканей, картон. Лоскутки тонких   тканей, картон. Клубок шерстяных ниток, картон. Клубок шерстяных ниток, картон. Клубок шерстяных ниток, картон. бисероплетение Бисероплетение, моделирование бисероплетение Бисероплетение, моделирование квилинг Квилинг,  моделирование Квилинг,  Квилинг,  моделирование Лепка из  соленого теста Лепка из  соленого теста роспись Лепка из  5ч 5ч 4ч 5ч 4ч 2ч 3ч 6ч 3ч 3ч 3ч 3ч 4ч 2ч 3ч 1ч 2ч 3ч 3ч 1ч 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. соленого теста «Корзина с фруктами» Лепка корзины Лепка фруктов Роспись изделия 10. «Декупаж» (14ч) История техники. Правила безопасной работы Особенности техники «Декупаж» Определение темы, выбор изображений для композиции Подготовка стеклянного сосуда Наклеивание изображений Роспись сосуда Декорирование изделия соленого теста Лепка из  соленого теста Лепка из  соленого теста роспись декупаж моделирование Зачистка,  обработка  сосуда аппликация роспись декорирование ИТОГО 2ч 2ч 2ч 1ч 2ч 2ч 1ч 2ч 5ч 1ч 153ч Методическое   обеспечение дополнительной                                     образовательной программы Методические рекомендации по проведению занятия Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится 1 раз в четверть. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и  разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической  работы без помощи учителя. Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы  — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в  этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее  трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых  условиях. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе  занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­ кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в  обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен  попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение  безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом  оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие;  причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на  практические действия. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может  самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду  подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов,  расширяющие политехнический кругозор детей. Игры. "Аналогии" Детям предлагают назвать объекты, схожие с данным по форме (тарелка – диск, луна, солнце,  часы); по структуре (пух – снег, вата, поролон, пена); по цвету (солнце – одуванчик, желток,  сыр, лимон); по ситуации (коробка с игрушками – автобус с пассажирами, ваза с фруктами,  банка с орехами). Придумываем новые слова (предметы, явления) Смысл игры основывается на объединении двух слов, предметов, ситуаций, явлений, которые  разделяет определенная дистанция, необычность, непохожесть. Игра активизирует  воображение, фантазию малышей. Например, называем детям два слова и предлагаем назвать  новое (банан + ананас = бананас; корова + крокодил = кородил). Можно предложить  дошкольникам рассказать о способе существования новых объектов. «Хорошее и плохое» Цель: игра направлена на развитие умения видеть в одном предмете противоположные  свойства, находить противоположности, оценивать одни и те же явления с разных точек  зрения. Указание к проведению: более распространенной категорией оценивания у детей является «хорошее – плохое». Используя эту категорию, предложите детям оценить явления природы,  предметы, дела: 1. Зима, лето, весна, осень. 2. Дождь, снег, ветер, огонь, солнце. 3. Есть, спать, гулять в лесу, лазить по горам. 4. Пить лекарство, делать зарядку, умываться. 5. Нож, тарелка, стекло, краска. Например, лето: хорошо – тепло, можно купаться, не надо долго одеваться, плохо – сильно  жарко, потеешь, можно сгореть на солнце. Нож: хорошо – легко резать, плохо – можно  порезаться.  «Сложите предложение» Цель: развивать умение генерировать идеи Указание к проведению: задание заключается в том, чтобы используя три заданных слова  составить как можно больше предложений. Например: 1. Автомобиль, мокрый, пастух. 2. Тетрадь, обезьяна, сова. 3. Звонок, ступеньки, стоять. 4. Лампочка, дерево, высокий. 5. Подушка, веселый, жевать. 6. Корова, легкий, летать. «Прогулка с облаками». Цель: развитие воображения и фантазии Указание к проведению: во время прогулки попросите детей внимательно посмотреть на  облака и пофантазировать, на что они похожи. В удивительных образах, которые часто  изменяются, можно увидеть животных, птиц, сказочных героев и т.д. Игра­упражнение «Я – цветок». Цель: осознавать свое имя; тренировать творческое воображение Дети сидят в кругу на ковре. Инструкция. Закройте глаза и представьте себе летний день в  саду или на лесной поляне. Почувствуйте тепло летнего дня, послушайте пение птиц,  рассмотрите цветы возле себя. А теперь представьте цветок, который вы могли бы назвать  своим именем.  ­ Какой он? Рассмотрите цветок, почувствуйте его аромат, возьмите в руки… Попробуйте запомнить, что  чувствуют ваши руки. Можно глубоко вдохнуть и раскрыть глаза. После выполнения  упражнения рассказать, что чувствовали (по желанию). Можно нарисовать цветок. «Коробочка со сказкой». Цель: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления Материал: 8­10 разных фигурок, коробочка Ход игры Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробочки. Нужно придумывать, кем  или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый игрок сказал 2­3 предложения,  следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.  Когда история закончилась, предметы собирают вместе, и начинается новая история. Важно,  чтобы каждый раз выходила законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях  придумывал разные варианты действий с тем же самым предметом. «Волшебная труба» Цель: усвоение ребенком противоположных качеств предметов; развитие познавательной  функции, воображения. Материал: журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку. Ход игры Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть сквозь нее на предмет, то он изменит свои особенности на противоположные. Ведущий просит детей  посмотреть сквозь трубу на предметы и рассказать, как они изменились. Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей. Предлагаемые игровые упражнения направлены на развитие и активизацию креативности —  системы творческих способностей. Задача этих упражнений — научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и  неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро  меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений  для этого. Что, Откуда, Как. Описание Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой­либо необычный предмет, назначение  которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию).  Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса: Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать? При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на  каждый из этих вопросов. Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения — брать не предметы целиком (их  назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего­либо — такие, чтобы по ним  сложно было понять, откуда они взялись. Смысл упражнения Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников,  стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций. Обсуждение Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и  оригинальными? Земля круглая Описание «Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как  показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как  ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля — это плоский круг, который  плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля,  они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " — и этот ответ не противоречит их  представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли». Упражнение выполняется в подгруппах по 3­5 человек, время работы 6­8 минут. Смысл упражнения Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать  возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при  понимании «прописных истин», кажущихся очевидными. Обсуждение Участникам предлагается сначала поделиться своими примерами того, как можно представить  себе «круглую Землю», после чего предложить варианты других расхожих фраз и убеждений,  которые можно истолковать логически непротиворечиво, но при этом неверно. Потом  предлагается порассуждать о том, насколько уместно проявление креативности при трактовке  подобных истин — ведь оригинальные варианты их понимания чаще всего оказываются ошибочными. Когда шаблонное мышление оправдывает себя, приводит к верным решениям, а  когда, наоборот, ограничивает наши познавательные возможности? Противоположности Описание Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать  ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным.  Упражнение выполняется в подгруппах по 3­4 человека, время работы определяется исходя из  расчета 2­ 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно  озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как  противоположные предложенным ситуациям. Для работы можно предложить, например, такие ситуации: •Боксер выходит на ринг. •Девушка едет с горки на роликах. •Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований. Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых  вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где  противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе  разных признаков. Смысл упражнения Тренировка мышления «от противного» — способа поиска решений проблем, при котором для  более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в  восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения. Обсуждение Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В  каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это  связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению  проблем «от противного». Необычные действия Описание Каждому из участников предлагают вспомнить какое­нибудь своё необычное, оригинальное  действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный  на протяжении последних одного­двух месяцев (на размышления дается 1­2 минуты). Потом  участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать: •В чем именно они видят необычность этого действия? •Что, с их точки зрения, к нему побудило? •Как они оценивают это действие «задним числом» — к чему оно привело, стоило ли его совершать? Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при  большем Числе участников группу лучше разделить на 2­ 3 подгруппы, которые будут работать  параллельно. Смысл упражнения Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на  рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту. Обсуждение Как необычные действия влияют на нашу жизнь — делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее  или меняют как­то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось  совершить нечто необычное, но что­то остановило? Если да, то что именно остановило их и как  это оценивается «задним числом» — правильно ли, что действие не совершено, или все­таки  лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить? Материально­техническое обеспечение программы Для реализации программы учителю необходимы: кабинет для начальных классов, компьютер,  принтер, сканер, мультимедиапроектор, иллюстративные материалы. Для реализации программы детям необходимы:  Белая бумага Цветная бумага Картон Ножницы Карандаш Цветные карандаши Фломастеры Бумажные  салфетки Клей ПВА Кисточки для клея Коробочки для мусора Природный материал Ватные диски Пластилин Ткань Акварель, гуашь Нитки Шило Одноразовые тарелки Цветной скотч Бархатная бумага Инструктажи по технике безопасности для занятий  Общие правила техники безопасности.      1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе,  приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.      2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.      3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий.  Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а  не кусачками.      4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.      5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.      6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить  инструменты и оборудование навалом.      7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.      8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.      9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.   Правила обращения с ножницами.      1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в  определенном положении.      2. При работе внимательно следи за направлением реза.      3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.      4. Не держи ножницы лезвиями вверх.        5. Не оставляй ножницы в открытом виде.      6. Не режь ножницами на ходу.      7. Не подходи к товарищу во время резания.      8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.      9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от  лезвий ножниц. Правила работы с клеем.      1. С клеем работай только на подкладном листе.      2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью.      3. После работы вымой кисть и руки с мылом.  Правила обращения с шилом.      1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.      2. Используй шило только по назначению.      3. Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей,  шишек, ореховой скорлупы. Правила обращения с циркулем. 1. Храни циркуль в футляре. 2. Не держи циркуль ножками вверх. 3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон. 4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой. 5. После работы убирай циркуль в футляр. Правила обращения с иглами.      1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в  рот.      2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.     3. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.      4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди  недостающие иглы.      5. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу.      6. Не применяй иглы вместо булавок. Список литературы: 1.   Т.Н.   Проснякова,   Н.А.   Цирулик.   Умные   руки   –   Самара:   Корпорация   «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 3.   С.И.   Хлебникова,   Н.А.   Цирулик.   Твори,   выдумывай,   пробуй!   –   Самара:   Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 4. К. Митителло «Аппликация. Техника и искусство». Москва.  Изд. ООО «Эксмо», 2005г М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль «Академия развития»  1997 г 5. Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко «Солёно тесто: идеи для интерьера».Ростов­на­Дону.  Изд. «Феникс», 2007 год 6. Н.Н. Голубева «Аппликация из природных материалов». Москва. Изд. «Культура и  традиции», 2002 год  7. Д.К. Ди Фидио, В.С.Беллини «Шелковые ленточки. Вышиваем оригинальные подарки и  украшения». Москва. Изд. «Контэнт», 2009 год.

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Рукоделкино"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2019