Рабочая программа расчитана на 17 часов. Подробное тематическое планирование для 5-7 классов. Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Согласовано
Руководитель ШМО
______________________
Протокол № ______
От «___»______________
Согласовано
Заместитель директора
по УВР_______
Мезенцева Е.А.
«___»_______________
Утверждаю
Директор МКОУ
«Поворинская ООШ»
_______ Иванова М.М.
Приказ №_____
От «____»______________
Рабочая программа
кружка «ДЮП»
РуководительЖелезнова Г.А.
20162017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных
последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных
бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 34%,
материальный ущерб возрастает на 710%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на
которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и
эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – изза неосторожного обращения с огнем. Это
свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение
учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных
(ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь
себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей
мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно
технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их
использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения,
формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли,
мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к
физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к
самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и
образования детей;
непрерывность образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
психофизиологических личностных особенностей;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего
общения.
Программа рассчитана на учащихся 57х классов. Она обеспечивает непрерывность
образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий,
соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все,
кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и
ЦЕЛЬ:
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального,
духовнонравственного и физического развития;
патриотическое воспитание подрастающего поколения;
социальное становление личности ребенка;формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне
специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитательные:
воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению
трудностей;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
научить основам строевой подготовки;
приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
развитие детского технического творчества,
развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
ОРГАНИЗАЦИННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Время реализации программы – 17 занятий.
Количество воспитанников в дружине – 11 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. (1 полугодие)
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3.Пользоваться всеми видами огнетушителей.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время
пожара.
1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА:
ППБ 0198 г.
1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.Краснодар, 2005 г
2. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», издво «Ярославль»,
1998 г.
3. Курцев П.А. «Медикосанитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г
4. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 511 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.
5. «Основы безопасности жизни», научнометодический и
информационный журнал.Виды
контр
оля,
измер
ители
Теку
щий\б
еседа
Планируемые
результаты
освоения
материала
Домашне
е
задание
Дата
проведен
ия
пла
н
ф
ак
т
Знать правила
поведения во
время
проведения
занятий.
Доклад
Пожарная
охрана
России
Причины
пожаров в
жилом доме.
Теку
щий\б
еседа
Знать значение
пожарной
охраны в
жизни страны
и каждого
гражданина.
Теку
щий\у
стный
опрос
Знать причины
пожаров в
жилом доме.
Рисунки на
тему
«Огонь не
игра».
Характеристика
деятельности учащихся
или виды учебной
деятельности
Беседа о планах работы
дружины юных пожарных.
Выбор актива. Знакомство с
оборудованием кабинета и
необходимыми
принадлежностями.
Инструктаж по технике
безопасности во время
проведения занятий.
Доклад (лекция) Пожарная
охрана России, история её
возникновения и развития.
Значение
пожарной охраны в жизни
страны и каждого гражданина.
Выступления: Неосторожное
обращение с огнем.
Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей
с огнем. Неосторожность
старших при курении.
Неосторожное обращение с
пиротехническими
средствами.
Рисунки на тему «Огонь не
игра».
Рисунок.
тип
урока
о
в
л
о
к
в
о
с
а
ч
1 Урок
изучен
ие
нового
и
первич
ное
закреп
ление
1 Урок
изучен
ие
нового
и
первич
ное
закреп
ление
1 Комби
нирова
нный
1 Урок
развити
е
творче
ских
умений
1 Комби
нирова
нный
№ тема
урока
1Вводное
занятие.
2Цели и
задачи
пожарной
охраны.
3 Причины
пожаров в
жилом
доме.
4Участие в
конкурсе
«Огонь не
игра
Спички
детям не
игрушка.
Действия
при
возникнов
ении
пожара.
Противоп
ожарная
безопаснос
ть в
школе.
Эвакуация
при
5
6
7
8
Рисун
ки
Участие в
конкурсе
Рисунки на
тему
«Огонь не
игра».
Рисунки
Спички
детям не
игрушка.
Способы
эвакуации
изпомещени
я.
Противопож
арная
безопасност
ь в школе.
Противопож
арная
Знать меры
безопасности
при
обращении со
спичками
Умеить
правильно
эвакуироватьс
я из
помещения.
Умеить
правильно
эвакуироватьс
я из
помещения.
Умеить
правильно
Выступления (доклад): Тип
спичек. Меры безопасности
при обращении со спичками.
Место хранения спичек.
Теку
щий\у
стный
опрос
1 Комби
нирова
нный
Беседа: Правила вызова
пожарных и сообщения о
пожаре. Способы эвакуации из
помещения.
Теку
щий\у
стный
опрос
1 Комби
нирова
нный
Беседа: Правила вызова
пожарных и сообщения о
пожаре. Способы эвакуации из
помещения.
Теку
щий\у
стный
опрос
1 Комби
нирова
Лекция (беседа):
Предупреждение пожаров в
Теку
щий\укабинетах физики, химии,
учебных
мастерских, на детских
праздниках и утренниках.
Рисунок. Макетные работы.
Литературные работы.
стный
опрос
эвакуироватьс
я из
помещения.
безопасност
ь в школе.
Рисун
ки
Участие в
конкурсе
Беседа: Пожарные щиты, их
назначение. Ручной пожарный
инструмент, его виды
и назначение. Подсобные
средства тушения пожара.
Теку
щий\у
стный
опрос
Знать
подсобные
средства
тушения
пожара.
Рисунок.
Макетные
работы.
Литературн
ые работы.
Первичные
средства
пожаротуше
ния.
Выстудление (доклоад):
Пожарный топор. Пожарный
лом. Пожарный багор.
Пожарный крюк.
Противопожарные
водопроводы. Пожарный
водоем.
Теку
щий\б
еседа
Первичные
средства
пожаротуше
ния.
Знать правила
пользования
первичными
средствами
пожаротушени
я.
Лекция: Огнетушитель
химический пенный.
Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители.
Правила эксплуатации
огнетушителей.
Выступление (доклад):
Травмы, полученные при
пожарах.
Ожоги. Отравление угарным
газом. Поражение
электрическим током.
Теку
щий\б
еседа
Знать виды и
назначение
огнетушителе
й.
Теку
щий\б
еседа
Знать правила
пожарная
безопасность в
местах
массового
скопления
людей.
Пожарная
безопасност
ь в местах
массового
скопления
людей.
Пожарная
безопасност
ь в местах
массового
скопления
людей.
нный
1 Урок
развити
е
творче
ских
умений
1 Урок
изучен
ие
нового
и
первич
ное
закреп
ление
1 Урок
изучен
ие
нового
и
первич
ное
закреп
ление
1 Комби
нирова
нный
1 Комби
нирова
нный
9
пожаре из
здания
школы.
Участие в
конкурсе
«Служба
спасения
01».
10 Первичны
е средства
пожароту
шения.
11 Правила
пользован
ия
первичны
ми
средствам
и
пожароту
шения.
12 Виды и
назначение
огнетушит
елей.
13 Пожарная
безопаснос
ть в
местах
массового
скопления
людей.
Травмы,
полученны
е при
пожаре
Викторина
«Знаешь ли
ты?»
14
15
Знаки
пожарной
безопасности
.
1 Контрол
ь знаний
Игра на противопожарную тему.
Выступление (доклад): Знаки для
использования на путях эвакуации.
1 Урок
изучение
нового и
первично
е
закрепле
ние
Проме
жуточн
ый\
устный
опрос
Текущи
й\устн
ый
опрос
Знать правила
поведения по
время эвакуации,
первичные
средствами
пожаротушения.
Знать знаки
пожарной
безопасности.
Знаки
пожарной
безопасности
16 Пожарно
прикладной
1 Комбини
рованны
Выступление (доклад): Знакомство
с пожарной техникой. Работа
Текущи
й\устн
Знать вида
пожарной
Проведение
бесед овид спорта.
й
пожарного расчета.
ый
опрос
техники.
17 Противопож
арная
профилактик
а.
1 Комбини
рованны
й
Изготовление стенда «Уголок
пожарной безопасности».
Проведение
бесед о пожарной безопасности с
младшими школьниками.
Текущи
й\устн
ый
опрос
Уметь проводить
беседу на тему
«Противопожарна
я профилактика.»
пожарной
безопасности с
младшими
школьниками
Изготовление
стенда «Уголок
пожарной
безопасности».