Рабочая программа кружка "Экология души"
Оценка 4.6

Рабочая программа кружка "Экология души"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история
5 кл
04.11.2017
Рабочая программа кружка "Экология души"
Данная программа рассчитана на один учебный год. Целевая аудитория - учащиеся 5 класса.Особенностью программы является то, что в содержании программы раскрываются новые вспомогательные исторические дисциплины, используются разные исторические источники. Данный курс помогает учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навыками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Экология души.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СТАРОСУРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  РАССМОТРЕНО                                    СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДАЮ                        Руководитель ШМО                               Зам.директора по УВР               Директор школы                    ______ (Сергиванова Л.В.)                    _______ (Ильдукова В.В.)           _______ (Иванов А.Ю.)        Протокол № ___ от                                                                                        Приказ № ___ от  « __ » ____________ 2017 г.                 « __ » _____________ 2017 г.       « __ » ___________ 2017 г. Рабочая программа  кружка в 5 классе  «Экология души» учителя I квалификационной категории Сергивановой Людмилы Владимировны    Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _________ от « ____ » ____________ 2017 г. 2017­2018 учебный год Пояснительная записка.      В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изуче­ нию таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизма­ тика,   сфрагистика,   хронология,   геральдика,   метрология,   ономастика   и   других. Сравнительно  недавно  выделились  в  качестве  особых дисциплин филигранове­ дение, кодикология, берестология, бонистика, фалеристика, векселлология, эмбле­ матика, филократия и др. Многие школьники даже не знают о существовании по­ добных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.      В настоящее время учителя и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к ис­ тории. На мой взгляд, именно вспомогательные исторические дисциплины могут в этом помочь. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по­новому   увидеть   мир   вполне   обыденных   явлений   культуры,   сделать   историю ближе и понятней, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, именно вспомогатель­ ные исторические науки делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций тех или иных собы­тий российской и зарубежной истории.           Последние годы ознаменовались активными поисками методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Сейчас не­ малая роль в этом отводится факультативным занятиям, элективным курсам.  Но, на мой взгляд, все­таки кружковая работа позволяет добиться максимального эф­ фекта, т.к. в рамках кружка можно применять разные технологии: исследователь­ скую и проектную деятельность, ИКТ, использовать индивидуальные и групповые формы работы, разные методы и приемы, а также формы занятий.      Таким образом, вспомогательные исторические дисциплины могут стать дейст­ венным фактором приобщения учащихся к истории и культуре, воспитания уважи­ тельного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь.     Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых зна­ ний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историчес­ кую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привле­ чением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.     В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагис­ тикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, гене­ алогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе   они   помогают   воссоздать   историческую   картину   становления   славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной симво­ лики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем из­ мерения   времени,  модифицирования   состава   русского   именника,   происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин уча­ щиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и пись­ менных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денеж­ной системы,   об   истории   происхождения   таких   символов,   как   двуглавый   орел   и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном,   на   российском   материале.   Хронология   –   единственная   дисциплина,   в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В   разделе   «Ономастика»   учащиеся   познакомятся   с   происхождением   российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия сво­ ей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеа­ логического древа своей семьи. ­ пробудить интерес к истории как науке через знакомство с вспомогательными  историческими дисциплинами. Цель программы Задачи программы ­ познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисципли­ нами;  ­ развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энцикло­ педической литературой, ресурсами Интернета; ­ создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать  умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения; ­ воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления истори­ ческого сознания. Общими принципами отбора содержания материала являются: ­ доступность для учащихся средней школы; ­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания  программы (она может быть изучена в отведенное количество часов); ­ инвариантность содержания  (программа применима для учащихся, которые заин­ тересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков); ­ содержание программы обеспечивает более полное знакомство с основными  вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. в школьном курсе базовой  программой этому отводится недостаточно времени. Возможные виды деятельности ­ анализ исторической литературы и исторических источников; ­ эвристическая беседа; ­ лекция; ­ рассказ; ­ дискуссия (дебаты); ­ сюжетно­ролевые игры; ­ подготовка и обсуждение докладов учащихся; ­ подготовка мультимедийных презентаций; ­ изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей  учащихся; ­ написание реферата; ­ составление словаря топонимов своей местности; ­ анализ гербов, составление герба своей семьи; ­ изучение денежных знаков; ­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.; ­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.; Сроки реализации программы   Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год.  Рассчитана программа  на 35 часов  (35 недель, по 1 часу в неделю). Особенности программы Особенностью программы является то, что содержание программы может расши­ ряться за счет изучения новых вспомогательных исторических дисциплин (ведь их более 30), а также использования разных исторических источников, в том числе привлечение малоизучаемых в школьном курсе истории. Также данный курс при­ зван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информа­ ционно­коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навы­ ками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий.   Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем ак­ тивизации познавательных способностей   и реализации их устойчивого интереса к исторической науке. Объект деятельности    Данная программа рассчитана на учащихся 5 класса..    Численность учащихся в группе: 10 человек.     Режим занятий кружка: один раз в неделю. Применяемые технологии Образовательная технология Объяснительно­иллюстративное обучение Технология разноуровнего обучения Таблица 1. Образовательные технологии Группа образовательных  технологий Технологии поддержи­ вающего обучения (тради­ ционного обучения) Технологии развивающего  обучения     Таблица 2. Педагогические технологии Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология учебной дискуссии Технология учебной деловой игры Группа педагогических  технологий Традиционные технологии Технологии на основе акти­ визации и интенсификации  деятельности учащихся   Технологии на основе эф­ фективности управления и  организации учебного про­ цесса     Педагогическая технология Объяснительно­иллюстративные технологии  обучения Игровые технологии Проблемное обучение Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов Технология индивидуализации обучения Групповые технологии Компьютерные (новые информационные)  технологии обучения Формы организации занятий      Сущность  данной  программы    предусматривает  организацию учебного  про­ цесса во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: ­ теоретические занятия, где учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах; ­ практические занятия, где учащиеся самостоятельно изучают  источники по нуж­ ной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов, готовят проекты, мультимедийные презентации и т.п.    Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы.  Содержание программного материала (35 ч.) Введение (1 ч.).  Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метро­ логия, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России.   Практичес­ кое использование вспомогательных исторических дисциплин. Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность (1 ч.)    Исследовательский  проект. Формы и методы исследовательской работы.  Типы  проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Те­ матика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с  пра­ вилами выступления и защиты своих работ. Тема 2. Палеография (3 ч.).     Предмет палеография и её важнейшие задачи. Палеографические методы иссле­ дования.  Внешние   признаки   рукописных   источников.   Этапы   возникновения   пись­ менности у восточных славян. Кириллица и глаголица. Рукописные источники Древ­ ней Руси и Российского государства.  Материал письма.  Графика. Украшение руко­ писей.   Практическая часть: проект «Страница рукописи». Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав,  полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки –  вержер и пантюзо, штемпель. Тема 3. Нумизматика (3 ч.).        Предмет   и   методы   нумизматики.   Основные   задачи   нумизматики.  Понятие   и функции денег.  Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспо­ Практическая   часть:   составление   презентаций   «Денежная   система   России», могательными   историческими   дисциплинами.   Естественно­научные   методы   иссле­ дования монет.    «Денежные системы стран мира», «Из истории денег». Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», моне­ та, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын. Тема 4. Сфрагистика (3 ч.).     Предмет, методы, задачи сфрагистики. Этапы развития сфрагистики как науки. Классификация  печатей. Княжеские печати. Церковные печати. Печати современ­ ной России.      Практическая часть: проект семейной печати. Основные понятия темы: сигиллография, печать, штамп,  булла, тамга, вислые  печати, прикладные печати, гемма. Тема 5. Фалеристика (3 ч.).     Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождение наград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Осо­ бенности орденов и медалей современной России.     Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации». Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс. Тема 6. Геральдика (3 ч.).     Предмет, задачи, методы геральдики.  Происхождение гербов. Теоретическая и практическая  геральдика. Виды щитов. Эмблемы.  Цветовая гамма герба.  Деление щита. Геральдические фигуры.  Девиз.     Практическая  часть:  проект   составления семейного герба (герба школы, герба села). Основные   понятия   темы: герольдмейстер. Тема 7. Метрология (3 ч.).      Предмет, задачи метрологии.   Значение метрологии для  анализа исторических источников. Методы. Основные   метрологические  термины. Источники метроло­ гии.   История   русской   метрологии.   Меры   веса,   длины,   жидкостей,   сыпучих   тел, площади,    Практическая часть: решение метрологических задач. Основные понятия темы:  метроном,  берковец,  четверть, кадь, золотник,  аршин, сажень, штоф, верста, фунт и др., метрическая система мер. Тема 8. Вексиллография (3 ч.).   Вексиллография – вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его состав­ ные части.  Хоругвь. Штандарт.  Флаг. История флага.  Современный флаг России.    Практическая часть: проект флага села (района, области). Основные понятия темы: хоругвь, штандарт, знамя, флаг, стяг.   Тема 9. Генеалогия (3 ч.).  геральдика,   герб,   гербовник,   девиз,   эмблема, Предмет,   задачи   генеалогии.   Методика   генеалогического   исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и.т.п.).   Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.   Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета. Тема 10. Хронология (3 ч.).      Предмет, задачи  хронологии.  Основные понятия   хронологии.  Единицы   счета времени.   Древнейшие   календари.   Русская   система   счета   времени.   Славянский календарь.      Практическая   часть:   определение   даты   исторического   события;   составление презентаций   «Древнейшие   календари»,     «Календари   Древнего   Рима»,   «Русская система счета времени».   Основные   понятия   темы:  календарь,   год,   сутки,   неделя,   григорианский   и юлианский календарь, поясное время. Тема 11. Историческая ономастика (5 ч.).       Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики. Форманты. Субстрата.    Топонимика   и   микротопонимика.  Этнонимика.  Историческая   антро­ понимика. Система личных имен. Псевдоним. Способы построения псевдонимов. Практическая   часть:   составление   презентаций   «Происхождение   русских   имен», «Происхождение   русских   фамилий»,   «Из   истории   псевдонимов»;   составление словаря личных имен (фамилий). Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена,  прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним,  калька, анаграмма. Требования к уровню подготовки учащихся В результате освоения теоретической и практической частей курса учащиеся должны знать: ­ названия и содержание основных вспомогательных исторических дисциплин; ­ приемы и методы научно­исследовательской и проектной работы; ­ основные исторические понятия и термины уметь: ­ самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации,  исторических источниках, их содержании; ­ читать схемы, работать с иллюстрациями, документами; ­ освоить методы научно­исследовательской работы; ­ использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для пре­ зентации результатов познавательной и практической деятельности. № п/п 1. Введение.  Учебно­тематический план. Название темы. Количество часов 1 2.  3.  4. 5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13. Проектная и исследовательская деятельность. Палеография. Нумизматика. Сфрагистика. Фалеристика. Геральдика. Метрология. Вексиллография. Генеалогия. Хронология. Историческая ономастика.  Итоговое занятие Всего 1 3 3 3 3 3 3 3 3 3 5 1 35 часов Календарно­тематическое планирование. № Тема Кол­во  часов Примечание Дата  проведения План Факт. 1 2 3 4 Введение. Понятие «вспомогательные  исторические дисциплины» и их  виды. Проектная и исследователь­ ская деятельность. Исследовательский проект: струк­ тура, основные требования к содер­ жанию и оформлению. Способы демонстрации и представ­ ления исследовательского проекта. Палеография. Что такое палеография? Палеографический метод.  Возникновение письменности у  восточных славян. Славянские  алфавиты. Графика письма и украшение  рукописей. 1 1 1 1 3 1 1 07.09 Презентация  «Вспомогатель­ ные исторические  дисциплины» 14.09 21.09 28.09 Глаголица, ки­ риллица, берес­ тяные грамоты  Новгорода Устав, полуустав,  скоропись, вязь;  гражданский  шрифт Петра I,  орнаменты,  миниатюра,  «Остромирово  Евангелие» 5 6 7 8. 9 10 11 12 13 14 15 Практическая работа №1.   «Создание страницы рукописи». Нумизматика. Предмет, методы, задачи нумизма­ тики. Основные понятия нумизматики. История возникновения и развития  денежных систем. О чем рассказывают монеты. Русские монеты.  Экскурсия в музей «Коллекция  монет нашей школы». Сфрагистика. Предмет, методы и задачи  сфрагистики. Печать как  исторический источник.  Печати Древнерусского государства  и Российской империи. Церковные печати. Печати современной России. Практическая работа №2.  «Разработка семейной печати». Фалеристика. Предмет, задачи, методы и  основные понятия фалеристики. Происхождение наград. История наград. Особенности орденов и медалей  современной России Практическая работа «Проект  медали «За успехи в учебе» и т.п. Геральдика. Предмет, задачи, методы  геральдики. Происхождение гербов. 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 Приложение 1. 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 Презентация  «Денежные  системы» Презентация «Из  истории денег» Презентация  «Денежная  система России» Печати москов­ ских князей, нов­ городские печати  и др. Печати киевских  митрополитов Приложение 1. 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 Презентация «Ор­ дена и медали  Российской им­ перии», «Совет­ ские ордена и ме­ дали». Презентация  «Ордена и медали  Российской  Федерации». Презентация  «Мир гербов» 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Теоретическая геральдика.  Основные геральдические термины и понятия. Русская геральдика. Практическая работа «Составление  семейного герба» Метрология. Предмет, задачи и методы  метрологии. Метрология Древнерусского  государства. Русская метрология 12­17 вв. Русская метрология 18­20 вв. Практическая работа №3.   «Решение метрологических задач». Вексиллография. Вексиллография и ее элементы. История флага. Флаги иностранных государств. Государственный флаг России Практическая работа «Проект флага села (района, области)». Генеалогия. Предмет и задачи генеалогии. Европейская генеалогия. Русская генеалогия. Генеалогия и система социального  этикета. 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 01.03 08.03 15.03 Французский,  итальянский,  варяжский, гер­ манский щит. «Бархатная  книга», «Общий  гербовник дворян­ ских родов Все­ российской импе­ рии». «Хождение  игумена Даниила в святую землю» «Хождение за три  моря», «Соборное Уложение» «Положение о  мерах и весах» Приложение 1. Фрагмент былины  «Алеша Попович  и Тугарин Змей»,  старинные рецеп­ ты русских блюд. Приложение 2. Презентация «Из  истории флага» Презентация «Все  флаги в гости  будут к нам…» Презентация  «Эволюция Госу­ дарственного  Флага» Генеалогическое  древо династии  Рюриковичей,  династии  Романовых. «Табель о рангах» 26 27 28 29 30 31 32 33 Практическая работа «Проект  семейного генеалогического древа». Хронология. Основные единицы измерения  времени.                                  Типы календарных системы. Понятие «эра» и виды эр.   Древнейшие календари.   Русская календарная система.     Практическая работа «Изготовление макета календаря восточных  славян»  Практическая работа «Определение даты события».                                     Историческая ономастика.  Историческая ономастика  как вспомогательная историческая  дисциплина. Этнонимика как составная часть  ономастики.                     Топонимика как раздел ономастики. Микротопонимика.  Историческая антропонимика. Происхождение русских некален­ дарных и календарных имен. Происхождение русских фамилий. Причины появления псевдонимов.  Основные способы их построения. 34 35 Практическая работа «Составление  словаря личных имен (фамилий)». Итоговое занятие. 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 22.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 31.05 Презентация  «Древнейшие  календари» Презентация  «Русская система  счета времени» Никоновская  летопись, «Слово  о полку Игореве» Презентация  «Происхождение  названий народов  мира» Презентация  «Географические  названия  как сви­ детели прошлого» Презентация  «Названия моей  малой Родины» Презентация «Из  истории имен» Презентация  «Происхождение  русских имен» Презентация  «Происхождение  русских фами­ лий» Презентация «Из  истории псевдо­ нимов». История появле­ ния псевдонимов  русских писате­ лей, русских рево­ люционеров и др. Задание: Заполнить таблицу. Практическая работа № 1. Приложение 1. Древняя  Русь XII – ко­ нец XV вв. XV­XVII  вв. XVIII­XIX  вв. XX век Внешние  признаки 1 . Письменные  памятники.  2. Материал для  письма.  3. Орудия  письма.  4. Графика.  5. Украшения.  6. Новые  признаки.  Задание: заполнить  таблицу  «Печати русского государства» Практическая работа № 2. Исторический  период Тип печати Изображения Надписи Особенности Практическая работа № 3. Задание: заполнить таблицу «Метрология русского государства» Период истории Метрологические  единицы  измерения Историческое  весовое  содержание Современное  весовое  содержание Решение метрологических задач (примеры) Приложение 2.  1. Переведите в сантиметры: ­ 3 аршина ­ 5 косых саженей ­ 10 вершков ­ 15 новгородских пядей ­ 20 московских локтей ­ 2 фута ­ 10 дюймов ­ 50 линий ­ 5 точек 2. Переведите в литры: ­ ведро, штоф, бутылка, сороковка, сотка, шкалик 3. Переведите в граммы: ­ 5 берковец, 10 пудов, 4 фунта, 2 золотника. Основные термины курса. Приложение 3. Вспомогательные исторические дисциплины – собирательное название ряда  специальных научных дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы  методики и техники исследований исторических источников. Источниковедение – комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и  использования. Палеография (греч. ”палайос” – древний, “графо” – пишу) – специальная  историко­филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях  их прочтения, определения автора, времени и места создания. Эпиграфика  (греч. ”эпиграф”­ надпись) – историческая  дисциплина, изучающая  надписи на  камне, металле, глине  и дереве. Дипломатика (греч. “диплом” – лист, сложенный вдвое) – вспомогательная  историческая дисциплина, занимающаяся изучением исторических документов,  грамот, определением их происхождения, подлинности и степени достоверности. Археография  (греч. “архайос” – древний, “графо” – пишу) – специальная  историческая дисциплина , разрабатывающая теорию и практику издания  письменных исторических источников. Папирология – специальная историко­филологическая дисциплина, в задачи  которой входит чтение, интерпретация и издание текстов папирусов. Хронология (греч. “хронос” – время) – наука о системах исчисления времени. Метрология (греч. “метрон” – мера) – наука о мерах веса, длины, объема, площади. Нумизматика (греч. “номисма” – законное платежное средство, монета) – наука о  монетах и других формах денег, а также о материалах и инструментах для их  изготовления. Бонистика (греч. “бонус” – хороший, удобный) – наука, изучающая вышедшие из  употребления денежные знаки и боны, как исторические документы. Фалеристика (греч. “фалара” – металлические бляхи, побрякушки) –  вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов и медалей, знаков отличия. Сфрагистика (греч. “сфрагис” – печать) – наука о печатях. Геральдика (лат. “геральдус” – глашатай) – наука, которая изучает гербы, как   исторический источник. Вексиллология (лат. “вексиллум” – знамя) – вспомогательная историческая  дисциплина, изучающая знамена. Генеалогия (греч. “генеалогия” – родословная) – наука о происхождении и  родственных связях отдельных людей  и целых семейств. Ономастика (греч. “онома” – имя, название) – наука, изучающая имена  собственные, историю их возникновения и преобразования. Топонимика (греч.  “топос” – место, местность) – наука о географических  названиях. Антропонимика ( греч. “антропос” – человек) – наука, изучающая личные имена  людей. Этнонимика (греч. “этнос” – народ) – наука, изучающая названия народов. Теонимика (греч. “теос” – бог) – наука, изучающая имена богов. Приложение 4. Основные понятия нумизматики. Монета – это слиток металла определенной формы, чаще всего круглой,  определенного веса, определенной пробы, определенного достоинства, служащий  узаконенным средством обращения. Монетные металлы – металлы, которые используются для изготовления монет:  прежде всего драгоценные металлы – золото, серебро, а также медь, алюминий,  бронза. Денежное обращение – движение денег как средств обращения. Денежная система – форма организации денежного обращения, закрепленная в  законодательном порядке и предусматривающая приведение различных элементов к определенному единству. Денежная единица – весовое количество благородного металла (золото или  серебро), принятое в данной стране за масштаб цен. Денежная реформа – преобразование в области денежного обращения с целью  упорядочения и укрепления денежной системы. Деноминация – уменьшение (в 10, 100, 1000 и т. д. раз) номинального выражения  вновь выпускаемых монет. Монетный двор – государственное предприятие, где осуществляется чеканка  монет, орденов, медалей. Монетная регалия – монопольное право государства на чеканку и выпуск в  обращение монет. Блокированная чеканка – чеканка монет из металла, принадлежащего  государству. Свободная чеканка – чеканка монет на государственном монетном дворе из  металла заказчиков. Монетная система – совокупность различных монетных номиналов одной  валютной системы. Монетная стопа – количество монет отчеканенных из определенного количества  металла. Монетная техника – совокупность всех материальных средств и процессов,  служащих для изготовления монет. Монетная легенда – надписи, помещенные на монете. Номинал – достоинство монеты. Аверс – лицевая сторона монеты. Реверс – оборотная сторона монеты. Гурт – ребро чеканной монеты, ее боковая или образующая поверхность. Слиток – ранняя форма металлических денег, изготовленный способом литья. Нумизматическая коллекция – систематизированное, содержащее характеристику каждого экспоната собрание монет. Термины родства. Приложение 5. ЖЕНИХ — сговоривший себе невесту. Термин говорит сам за себя, то есть человек  (мужчина) жен­и­тся.  НЕВЕСТА — термин определяется учеными как «неведомая, неизвестная», «та,  которую не знают». ЖЕНИХОМ  И  НЕВЕСТОЙ становятся после объявления о помолвке. МУЖ и ЖЕНА первоначально означали просто мужчину и женщину и определялись как: МУЖ — женатый мужчина по отношению к жене, термин определяется от  слова «мнить», «думать», то есть это зрелый мужчина умеющий думать; ЖЕНА —  замужняя женщина по отношению к мужу, термин определяется как «рождающая». СУПРУГИ. Супруг — муж. Супруга — жена. Термин определяется как «идущие в  одной упряжке».  Приведем определения терминов кровного родства.  ПРАЩУР — родитель прапрадеда или прапрабабки. ПРА­  — приставка, определяющая родство дальше деда и бабки по восходящей. ПРЕДОК — прародитель: родоначальник; предшественник в роде, семье, племени в  восходящем порядке. ПРАРОДИТЕЛИ — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род. РОДОНАЧАЛЬНИК — первый известный представитель рода, от которого ведется  родословие. ДЕД — отец отца или матери (или их дядьки), вообще старый человек мужского  пола. Имеет ласкательные варианты: дедуля, деда, дедуся, дедушка. Различают  родного деда, двоюродного, троюродного и т. п. Дед крёстный — отец крестного  отца.  БАБКА — мать отца или матери (или их тётки), вообще старая женщина. Имеет  ласкательные варианты: бабуля, бабуся, бабушка, баба. ОТЕЦ — лицо мужского пола по отношению к своим детям. Изначально  происходит от корня «ат», означающего «старый». От этого родственного термина  образовалось много слов: отчина, вотчина, отчество, отечество, отчизна и другие. Термин имеет разговорные варианты: батя, тятя, тятенька, батяня и  другие. Из французского языка пришел синоним ПАПА и его производные  папенька, папуля, папочка. Различают: родного отца, приемного отца, отчима  (другого мужа матери), крестного отца. Отец названый — отец приемышу,  воспитаннику. Отец посажёный — лицо, выступающее вместо родного отца на  свадьбе.  МАТЬ — лицо женского пола по отношению к своим детям. Однозначного  определение этого термина пока учёными не дано, но чаще всего его определяют  как «родительница». От этого термина произошли слова: материнство, материк,  матка, матереть (вступать в пору зрелости) и другие. Имеет уменьшительно­ ласкательные формы: мамуля, мамочка, мамуся, мати, маманя и другие. Из  французского языка пришло МАМА. Различают: родную мать, приёмную мать,  мачеху (очередную жену отца), крестную мать. Мать названая — мать приемышу,  воспитаннику. Мать молочная — мамка, кормилица. Мать посажёная — женщина,  заменяющая на свадьбе родную мать жениха. СЫН — лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Первоначально  термин определялся, вероятно, как «рожденный», «связанный» с родителями.  Различают: родного сына; пасынка (неродного или сводного сына) — сына одного из супругов от прежнего брака; приемного сына (воспитанника, названого сына) —  мальчика, взятого на воспитание; крестного сына.  ДОЧЬ — лицо женского пола по отношению к своим родителям. Различают: родную дочь; падчерицу — дочь одного из супругов от предыдущего брака; приемную дочь  (воспитанницу или названую дочь); крестную дочь.  БРАТ — каждый из сыновей одних родителей. Имеет следующие варианты:  братка, братушка, брательник, братишка, братан, братец и другие. Различают  братьев: родных, двоюродных, троюродных, внучатых, однокровных, одноутробных, молочных, крестных, названых, сродных, во кресте. Брат крёстный — сын крестного отца.  СЕСТРА — дочь одних родителей. Первоначально термин имел значение «своя  женщина», то есть из своего рода, семьи, племени. Имеет варианты: сестрёнка,  сеструха, сестричка и другие. Различают сестёр: родных, двоюродных,  троюродных, сродных, одноутробных, однокровных, сводных, внучатых, молочных,  крестных, во кресте. ВНУК — сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы. ВНУЧКА — дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы. ПЛЕМЯННИК (ПЛЕМЯННИЦА) — сын (дочь) брата или сестры. Термин означает  «того же роду, племени». Ранее племянника называли НЕТИИ, а племянницу —  НЕСТЕРА. В других славянских языках эти значения остались. Племянники  бывают: родные, двоюродные, троюродные, внучатые. ДЯДЯ — брат отца или матери. Различают дядю: родного, двоюродного,  троюродного. Имеют хождения уменьшительно­ласкательные варианты: дядюшка,  дяденька, дядечка и другие. ТЁТЯ, ТЁТКА — сестра отца или матери. Различают: тётку малую — сестру отца  или матери; тётку великую — сестру деда или бабки; родную тётку; двоюродную,  троюродную, внучатую тётку. ПАДЧЕРИЦА — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю. ПАСЫНОК — неродной сын одному из супругов. Термины свойского родства. СВАТ И СВАТЬЯ — родители молодых и их родственники по отношению друг к  другу. Термины определяют родственную связь между родителями вступивших в  законный брак супругов. Эта связь наступает после того, как пройдет  бракосочетание (венчание) и будет сыграна свадьба. НЕВЕСТКА — от слова невеста, то есть неведомая, незнакомая. Этим термином  называют также жену сына, брата.  СНОХА — второе название НЕВЕСТКИ, только по отношению к родителям мужа.  Имеет значение — «связанная».  СВЁКОР — отец мужа. Термин расшифровывается как «свой». СВЕКРОВЬ — мать мужа, расшифровывается по­разному: «своя кровь», «своя  госпожа», «своя власть», «имеющая очаг».  ЗОЛОВКА — сестра мужа, иногда жена брата, невестка. Золовку некоторые  определяют как «злая», другие — как «веселая, разбитная». В Болгарии её  называют яблонькой, малинкой, калинкой. ЗЯТЬ — муж дочери, сестры, золовки. ДЕВЕРЬ — брат мужа. ЯТРОВЬ — жена брата мужа, жёны братьев между собой, второе их название —  СВОЯЧНИЦЫ.  СВОЯКИ — мужья сестёр между собой. Свояки двоюродные — лица, женатые на  двоюродных сёстрах. ШУРИН — родной брат жены. Термин очень старый, но до сих пор нет его  однозначного толкования. Одно из определений — «сшивающий», «связывающий».  ТЕСТЬ — отец жены по отношению к мужу. Определяется как «родной»,  «родимый». ТЁЩА — мать жены по отношению к мужу.  ВДОВА — женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа. ВДОВЕЦ — мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.      Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные: внучатный, внучатый — о родстве, происходящем из третьего поколения (также  троюродный) или еще далее;  двоюродный — о родстве, происходящем из второго поколения;  кровный — о родстве по крови;  однородный — о происхождении от одного отца;  одноутробный — о происхождении от одной матери;  полнородный — о происхождении от одних родителей;  пра — приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем  порядке;  привенчанный — о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а  затем признанный;  родной — о происхождении от одних родителей;  сводный — о происхождении от разных родителей; усыновленный — лицо мужского пола по отношению к усыновителям;  удочеренная — лицо женского пола по отношению к приемным родителям. Термины, используемые в духовном родстве и их определения. КУМ И КУМА — крёстные родители по отношению друг к другу или родные  родители ребенка по отношению к крёстным родителям.  ВОСПРИЕМНИКИ — крёстные родители. КРЁСТНАЯ МАТЬ — восприемница ребенка, во время его крещения. КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ — восприемник ребенка, во время его крещения. КРЁСТНЫЙ СЫН (крестник) — воспринятый по отношению к восприемникам. КРЁСТНАЯ ДОЧЬ (крестница) — воспринимаемая по отношению к  восприемникам. КРЁСТНЫЙ БРАТ — крестник по отношению к родным детям восприемников, и  наоборот. КРЁСТНАЯ СЕСТРА — крестница по отношению к родным детям восприемников,  и наоборот. БРАТ ИЛИ СЕСТРА ВО КРЕСТЕ — духовная родственная связь, наступающая  после обмена нательными крестами. Ранее брат во кресте не мог жениться на своей  сестре во кресте. Генеалогические компьютерные программы. Приложение 6.     В последнее время в Интернете появились генеалогические компьютерные  программы, которые можно скачать, установить на своём компьютере и  использовать для сбора и обработки собранной вами информации. Почти все  программы являются условно бесплатными.     Компьютерные программы позволяют быстро обработать информацию и  составить родословные схемы.    Можно воспользоваться следующими генеалогическими программами: Древо жизни (drevo) — http://www.genery.com/ru  MyHeritage — http://www.myheritage.com/index.php?lang=RU   Genealogia — http://www.genealogie.com   FamilyTree — http://www.familytree.ru   GenoPro — http://www.genopro.com/ru

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"

Рабочая программа кружка "Экология души"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017