Рабочая программа кружка "Методы научного познания" 9 класс ФГОС

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 18.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа кружка "Методы научного познания" 9 класс ФГОС разработана в соответствии с современными требованиями к рабочим программам в соответствии с Федеральным образовательными стандартам второго поколения, включает в себя все необходимые для ФГОС разделы: пояснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование, график контрольных и практических работ.
Иконка файла материала Программа кружка методы научно познания 9 класс.doc
Пояснительная записка Движенью истина нужна, Но если взвесить строго, Важна не истина, важна Ведь  к  истине дорога. М. Дудин Любому  обществу  нужны  одаренные  люди,  и  задача  общества  состоит  в  том, чтобы   рассмотреть   и   развить   способности   всех   его   представителей.   Задача   семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы ­ поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда   открытия,   стремление   проникнуть   в   самые   сокровенные   тайны   бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели разработан кружок для 9 класса «Методы научного познания». Рабочая   программа   внеурочной   деятельности  «Методы   научного   познания» для   9   класса  составлена   на   основе     нормативных   документов:   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (Приказ Министерства   образования   РФ     от   17.12.2010   г.   №   1897   (ред.   31.12.2015   г.)   «Об утверждении     федерального     государственного     стандарта     основного     общего образования»   (зарегистрировано   в   Минюсте   России   01.02.2011   №   19644),   с   учетом положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности Муниципального   автономного   образовательного   учреждения   Стрехнинская     средняя общеобразовательная школа» от 28.08.2005. Главная задача кружка – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При   этом   существует   главное   правило   участия   в   научно­   исследовательской деятельности   учеников   –   никакого   принуждения   и   насилия   над   личностью   ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск на занятия кружка Какое значение для учащихся имеет научная проектная  деятельность? Она дает возможность   осознать   свою   значимость,   свою   принадлежность   к   большой   науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность,   учит   общению   со   сверстниками   и   единомышленниками,   дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества. Одним   из   способов   реализации   данного   принципа   может   выступить организация исследовательской   и   проектной   деятельности школьников в   научной области   –   направление,   которое   следует   отнести   к   современным   инновационнымобразовательным   технологиям.   Данное   научно­практическое   направление   требует последовательного решения сразу нескольких сложных дидактических задач:  Использование учащимися базовых научных знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем.  Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук: химии, физики, биологии, математики, истории и т.д.  Повышение   общей   компетентности   учащихся   в   научной   области, формирование   способности   самостоятельного   критического   анализа предлагаемых и используемых в настоящее время производств и технологий.  Участие в социально­значимой деятельности, развитие способностей работы в творческом   коллективе   и   способностей   к   самостоятельной   поисковой деятельности.  Освоение начальных понятий об особенностях, структуре, функциональных характеристиках исследовательской и проектной деятельности.     Необходимо     отметить,   что   проектная   и   исследовательская   деятельность коренным образом отличается от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все   ситуации   учения,   а   лишь   те,   которые   обеспечивают   формирование   понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной   деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная   же       деятельность   строится   «от   результата»,   т.е.   по   структуре,   и   по последовательности отдельных   действий выстраивается применительно к конкретной задаче.  Учебно – исследовательская деятельность –  деятельность учащихся, связанная с решением   учащимися   творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в   научной   сфере:   постановка   проблемы,   изучение   теории,   посвященной   данной проблематике,   подбор   методик   исследования   и   практическое     овладение   ими,   сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»   Проектная деятельность  учащихся  –   это совместная  учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы,   способы   деятельности,   направленные   на   достижение   общего     результата деятельности.   Непременным   условием   проектной     деятельности   является   наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения. Эти   виды   деятельности     могут   дать   образовательные   эффекты,   если   будут использоваться оба в образовательной  практике. Если   не   задавать   возможности   учебно­исследовательской   деятельности учащихся, а приоритетной и единственной считать  только проектную  деятельность, то в   силу   своего   содержания   у   учащихся   может,   во­первых,   сложится   «завышенное», ложное   представление   о   собственном   опыте,   знаниях   из­за   отсутствия   «запроса   на истину»   и   «привычки»   достигать   конечного   результата;   во­вторых,   отрицательное отношение учащихся к исследовательской,  творческой работе с заранее неизвестным результатом,   требующей   напряжения   и   активной,   глубокой   работы,   может   повлечь потерю   интереса   к   учению   и   препятствовать   формированию   «исследовательского поведения», «поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации». 2Если   не   задавать   возможности   для   проектной     деятельности   учащихся,   а приоритетной и единственной считать только учебно­исследовательскую деятельность, то в силу  содержания учебно­исследовательской деятельности у учащихся может, во­ первых,   не   хватить     ресурса   двигаться   в   режиме   постоянного     поиска,   учитывая специфику их возраста и не сформированности  определенных способов деятельности, во­вторых, есть опасность из­за режима постоянного экспериментирования не дойти до оформления     результатов,   что   чревато   отсутствием   у   учащихся   определенной   базы знаний и умений, которой они могут  свободно и уверенно  пользоваться. Таким   образом,   только   во   взаимосвязи   и   взаимодополнении   учебно­ исследовательская   и   проектная     деятельности   учащихся   создают   условия   для становления  индивидуальной  образовательной траектории  учащихся основной школы. Поэтому     данная   программа   обязана   удерживать   баланс   между   этими   видами деятельности. Кроме   этого, важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельностью.   Включение     учащихся   в   учебно­исследовательскую   и   проектную деятельность   есть   один     из   путей   повышения   мотивации   и   эффективности     самой учебной   деятельности   в   основной   школе   и   имеют   следующие   важные   особенности, которые должны быть отражены  в данной программе:  цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это  означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков  в предметной области определенных  учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; учебно­исследовательская и проектная   деятельности должны быть организованы таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,   референтными   группами   одноклассников,   учителей   и   т.д.   Строя различного   рода   отношений   в   ходе   целенаправленной,   поисковой,   творческой   и продуктивной   деятельности,   подростки   овладевают   нормами   взаимоотношений   с разными   людьми,   умениями   переходить   от   одного   вида   общения   к   другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; организация   исследовательских   и   проектных   работ   школьников   обеспечивает сочетание  различных  видов  познавательной  деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду  деятельности.   Цель:  способствовать   становлению   индивидуальной   образовательной   в   образовательный   процесс   учебно­ траектории   учащихся   через   исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной  среде.   включения   Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты     освоения программы В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   основной образовательной   программы   общего   образования   Федерального   государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. 3Личностные   результаты   отражаются   в   индивидуальных   качествах   учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: ­   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и уважения   к   Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее многонационального народа России;  ­ осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;  ­   усвоение   гуманистических,   традиционных   ценностей   многонационального российского общества; ­ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ­ формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ­ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому   человеку,   его   мнению,  мировоззрению,   культуре;   готовности   и   способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ­ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на   основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; ­ осознание  значения  семьи  в жизни  человека  и общества, принятие  ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные  результаты   характеризуют   уровень   сформированности универсальных   способностей   учащихся,   проявляющихся   в   познавательной   и практической деятельности: ­   умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ­   умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; ­   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 4Предметные   результаты   характеризуют   опыт   учащихся   в   учебно­ исследовательской   деятельности,   который   приобретается   и   закрепляется   в   процессе освоения   содержания   программы   внеурочной   деятельности  «Методы   научного исследования»: •   сформированность   умения   к   самостоятельному   приобретению   знаний   и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,  макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий  в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий. • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении   раскрыть   содержание   работы,   грамотно   и   обоснованно   в   соответствии   с рассматриваемой   проблемой/темой   использовать   имеющиеся   знания   и   способы действий. •   сформированность   регулятивных   действий,   проявляющаяся   в   умении самостоятельно   планировать   и   управлять   своей   познавательной   деятельностью   во времени,   использовать   ресурсные   возможности   для   достижения   целей,   осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно   представить   её   результаты, изложить   и   оформить   выполненную   работу, аргументировано ответить на вопросы. В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: o основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания. o Учащиеся должны уметь: o o o o выделять объект исследования; разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать,   сравнивать,   классифицировать,   обобщать,   выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать   с   источниками   информации,   представлять   информацию   в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться   словарями,   энциклопедиями   o   и     другими   учебными пособиями; планировать   и   организовывать   исследовательскую   деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать   с   текстовой   информацией   на   компьютере,   осуществлять операции с файлами и каталогами. o o o o o o o o o o 5Контроль уровня обученности учащихся Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Водный контроль  который проводится перед началом работы и предназначен для выяснения   знаний учащихся по данному направлению, а так же    для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;  Текущий контроль проводится  в ходе учебного занятия и закрепляет  знания по данной   теме.   Он   позволяет   обучающимся   усвоить   последовательность исследовательских  операций,  осуществляется  по результатам  выполнения учащимися практических заданий. Итоговый   контроль   реализуется   в   форме защиты   итоговых   проектов. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего   времени   изучения   данного   курса   разработать   проект,     реализующий   изучение какого   ­   либо   процесса,   явления,   объекта,  явления   или   процесса   из   различных предметных   областей.   В   процессе   защиты   учащийся   должен   будет   представить   не только   проект,   выполненный   на   основе   прикладных   программ,   но   и   знания   из теоретических областей по тому предмету, из которого взята тема для формирования данного исследовательского проекта. Формы контроля: 1. Викторины 2. Кроссворды 3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ 4. Отчет поисковых групп обучающихся 5. Защита исследовательского проекта  6. Онлайн викторины  7. Анкетирование  8. Тестирование Для   определения   уровня   сформированности   у   учащихся   навыков исследовательской   деятельности   предлагается   использовать   метод   анализа представленных   работ   учащихся,   а   также   метод   самодиагностики   (представление учащимися рефлексивного отчета о проделанной работе).  При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:   соответствие   содержания   сформулированной   теме,   поставленной   цели   и задачам, структура работы;  наличие литературного обзора, его качество; 6     соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность  методик исследования; умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи  исследования; логичность и полнота доказательств; соответствие выводов полученным результатам; культура оформления материалов Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики предполагает освещение им следующих вопросов:  1. Напишите тему вашего исследования. На каком этапе вы сейчас находитесь? 2. Проблема исследования, цели и задачи работы. 3. Предполагаемая форма и дата представления результатов? 4. Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие? Педагогу   необходимо   обратить   внимание   на   сформированность   у   учащихся умения   анализировать   собственную   деятельность   (выделять   результат,   видеть сложности и затруднения). Содержание и формы работы кружка  разработка научно­исследовательских и проектных работ;   осуществление   информационного   взаимодействия   через   Интернет   (издание информационных   бюллетеней,   публикации   проектных   и   исследовательских   работ учащихся); ­ организация и проведение интеллектуальных игр и интернет – турниров, сетевых игр;  участие   в   олимпиадах,   конкурсах,   турнирах     разных   уровней;   проведение школьной  научно­практической конференции;  выступления с докладами, сообщениями по темам проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок;  подготовка творческих работ учащихся  и их публикация;  оказание помощи в подготовке  и проведении предметных недель.  социальная защита способных учащихся с привлечением школьных и различного рода   спонсорских   средств   (призы   за   выступления   на   конференциях,   разовые, квартальные стипендии за призовые места на олимпиадах, в конкурсах творческих работ учащихся и т.д.);   программ и т.д.)  изготовление   учебных   пособий   (в   том   числе   видеопособий,   компьютерных Деятельность учащихся при выполнении проектов. Одной   из   форм   контроля   освоения   учащимися   данного   курса   является выполнение и написание исследовательской работы (исследовательского проекта)   по 7определенной   теме     выбранной   ими   в   соответствии   с   интересующим   направлением учебной и научной деятельности.    руководством   разработки Кроме   учителя проектов   под   учащимся  предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.   Организация работы с литературными источниками.  Проведение опыта, наблюдения, исследования  Составление анкеты и проведение анкетирования  Построение   таблиц,     графиков,   диаграмм,   результатов   на   основе   полученных  Написание эссе  Написание аналитической справки Это   позволяет   учителю   построить   для   каждого   учащегося   индивидуальную образовательную траекторию. Элементы   проектной   и учебно­исследовательской   деятельности  учитель формирует в процессе работы над проектом или исследованием и вне её: Мыследеятельностные:   выдвижение   идеи   (мозговой   штурм),   проблематизация, целеполагание   и формулирование   задачи,   выдвижение   гипотезы,   постановка   вопроса (поиск   гипотезы),   формулировка   предположения   (гипотезы),   обоснованный   выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление   предметов   наглядности,   подготовка   письменного   отчёта   о проделанной работе; Коммуникативные:   слушать   и понимать   других,   выражать   себя,   находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; Поисковые:   находить   информацию   по каталогам,   контекстный   поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; Информационные:   структурирование   информации,   выделение   главного,   приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; Проведение   инструментального   эксперимента:   организация   рабочего   места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение   собственно   эксперимента,   наблюдение   хода   эксперимента,   измерение параметров, осмысление полученных результатов. 8Учебно­ тематический план №  Тема  Общее кол. часов  Теоретич. часы  Практич. часы  1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие Наука и научное знание Методы исследования Научная информация Этапы работы над научным  исследованием Критерии и требования к оформлению  исследовательских работ Культура выступления Защита проекта Итоговое занятие  Всего: 2 3 3 5 9 7 3 1 1 34 1 3 2 3 8 6 2 1 26 1 1 2 1 1 1 1 8 9Календарно тематическое планирование №  п/п 1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 Название темы Цель занятия Форма проведения Введение 1 час Вводное занятие. Цели и задачи работы. Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений. Анализ диагностических данных. Определение   роли   научно   ­исследовательской деятельности в процессе обучения Определить уровень знаний учащихся  о научно­ исследовательской   деятельности,   выяснение интересов   учащихся   провести   диагностику интеллектуальных склонностей обучающихся; занятия беседа вводное анкетирование, Наука и научное знание 3 часа Понятие науки и научного знания. Структура науки. Типология науки. История науки Раскрыть   понятие   науки     и   научного   знания, познакомить учащихся со структурой науки на примере естественных наук Расширения   кругозора   обучающихся   в   области достижений отечественной и зарубежной науки;  Лекция, беседа Семинар  Виды   творческих,   исследовательских   работ.   Проекты. Формирование культуры научного исследования Познакомить учащихся с различными видами научных и творческих работ. Развивать основы Рассказ, беседа, игра культуры научного исследования 6 1 Методы исследования.  Методы исследования 3 часа  Ознакомить   обучающихся   с     основными Работа в парах, беседа 107 8 9 10 11 12 13 2 3 1 2 3 4 5 Применение информационных технологий в исследовании Экспериментальные исследования. Классификация, типы и задачи эксперимента.  Практическое занятие. Организация эксперимента методами научного познания  Раскрыть   целесообразность,     актуальность     и эффективность   применения   информационных технологий в  ходе научного исследования. Раскрыть   у   школьников   интерес   к   научно­ исследовательской,   поисковой   и   проектной деятельности,   через   проведение   эксперимента, как одного из основных методов   исследования Научная информация  5 часов Поиск,   накопление   и   обработка   научной   информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации.  Организация работы с научной литературой Практическое занятие. Библиотека. Работа с каталогами Работа   с   научными   источниками   литературы.     Ресурсы сети интернет – как источник информации. Документация   архивов   и   их   структура.   Практическое занятие. Работа в библиотеке Сформировать умения и навыки обучающихся со средствами   поиска   и   отбора   научной информации  Сформировать   у   учащихся   представление   о государственной системе научной информации Сформировать   представление   учащихся   о способах     систематизации   информации. Развивать   умения   и   навыки   обучающихся   по работе с различными видами каталогов.  Сформировать  у учащихся умение работать   с источниками   научной   литературы,     развивать умение   поиска   информации     с   использованием ресурсов сети интернет.   Сформировать     у   учащихся   представление   о способах   хранения   информации.   Развивать умения   и   навыки   обучающихся   по   работе   с различными видами архивной документации Этапы работы над научным исследованием 9 часов  14 1 Этапы работы над научным исследованием Формирование   необходимых   знаний,   умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. 11 Рассказ, сообщения учащихся, работа с клмпьютером Работа в группах, опыты: постановка, проведение и обра­ ботка результатов опытов Лекция , беседа Лекция , групповая работа  Рассказ, выступление библиотекаря, работа в библиотеке Работа в группах,  с использованием компьютера Рассказ,  выступление библиотекаря, работа в библиотеке тестирование, эвристическая   беседа: постановка проблемных   вопросов,15 16 17 18 19 20 21 22 2 3 4 5 6 7 8 9 Разработка научного аппарата проблемы исследования. План написания научно­исследовательских работ  Обсуждение   тематики   научно­исследовательских   работ Выбор   темы.   Целесообразность   выбора.   Эффективность научной темы Раскрыть   значение   постановки   проблемы исследования     и способы разработки научного аппарата проблемы исследования Ознакомить   учащихся     с     планом   написания исследовательской работы Помочь учащимся определиться с направлением и   тематикой   исследовательской   работы,   ее целесообразностью и актуальностью Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования Организация   работы   с   литературными   источниками. Практическое занятие Основное   содержание   исследовательской   работы. Раскрытие темы. Практическая   часть Мониторинги, эксперименты, опыты, исследования и т.п   исследовательской   работы Заключение и выводы. Развивать   умение   постановки   проблемы, определения   целей   и   задач   исследования, предмета и объекта исследования Отработка   приемов   работы   с     литературными источниками информации Совершенствовать  умение учащихся работать с научной информацией ( отбор, систематизация, логическое изложение) Отработать приемы и методы исследовательской деятельности   учащихся   на   всех   этапах исследования, Научить  учащихся приводить краткие формулировки результатов работы. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ (7 часов). 12 объяснение   основных понятий,   определений, терминов Коллективная работа, мозговой штурм Лекция, беседа, Анкетирование, тестирование, беседа самостоятельная постановка, формули­ ровка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств Работа в группах, беседа Работа в библиотеке Индивидуальные консультации, собеседования. Индивидуальные консультации, беседы. Рассказ, беседа, интеллектуальные задачи23 1 Критерии и требования к оформлению исследовательских работ Правила написания сообщения Правила написания реферата. Приложение. Библиография. Аннотация, энциклопедическая справка Практическое   занятие.   Составление   энциклопедической справки Рецензия, статья, эссе 24 25 26 27 28 29 30 31 32 2 3 4 5 6 7 1 2 3 33 1 Знакомство   учащихся   с     критериями   и требованиями к оформлению исследовательских работ,   и   основными   способами   представления исследовательских работ Знакомство   с   требованиями   и   правилами написания сообщения Знакомство с требованиями и правилами  написания реферата Знакомство учащихся с правилами оформления приложения и библиографии Знакомство учащихся с  правилами  написания и оформления     аннотации   и   энциклопедической справки  Закрепление   умения   учащихся   составлять энциклопедическую справку. Раскрытие   понятия   рецензии.   Ознакомление учащихся   с   правилами   и   целями   написания рецензии, эссе, статьи Рассказ, беседа  лекция Лекция, тестирование   Рассказ, практическое задание Лекция,  составление аннотации статьи  Практическое занятие, работа в парах   Рассказ, составление   рецензии (отзыва), тестирование, Культура выступления  3 часа Культура выступления. Ораторское искусство. Правила ведения дискуссии Подготовка   публичного   выступления.   Практическое занятие Формирование у учащихся культуры публичного выступления. Знакомство   учащихся   с   основными   правилами ведения дискуссии Совершенствование   мыслительных   процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д. Защита проекта. Практическое занятие  Защита проекта 1 час Сформировать  умение обобщать опыт научного   исследования,   развивать   личность ребёнка,   способную   к   самореализации   и самоутверждению. 13 Лекция, беседа Беседа, рассказ,  Индивидуальные консультации Защита проекта34 1 Итоговое занятие Итоговое занятие 1 час Анализ   практических   навыков   выполнения проектно­исследовательских работ.  Игра. 14Содержание программы: Тема 1. Введение (1 час) Специфика   и   значение   проектно­исследовательской     деятельности     в   процессе   обучения Предпроектная  деятельность;  краткосрочные  монопроекты;  среднесрочные  монопроекты  с использованием классических дидактических средств обучения; долгосрочные монопроекты с использованием классических дидактических средств обучения; долгосрочные монопроекты с применением   средств   информатизации;   долгосрочные   межпредметные   проекты   с применением средств информатизации. Тема 2. Наука и научное знание (3 часа) Понятие науки и научного знания. Структура науки. Типология науки. История науки.  Виды творческих,   исследовательских   работ.   Проекты.   Формирование   культуры   научного исследования Тема 3. Методы исследования (3 часа) Методы исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент. Способы ведения наблюдений, сроки их проведения, способы обработки измерений – методики проведения исследований. Сбор и анализ   информации.  Применение   информационных   технологий   в   исследовании. Экспериментальные   исследования.   Классификация,   типы   и   задачи   эксперимента. Практическое занятие: Организация эксперимента Тема 4. Научная информация (5 часов) Поиск,   накопление   и   обработка   научной   информации.   Научные   документы   и   издания. Государственная   система   научной   информации.     Работа   с   научными   источниками литературы.    Практическое занятие:   Организация работы с научной литературой.  Работа с каталогами. Работа в библиотеке Документация архивов и их структура. Работа в библиотеке Тема 5 Этапы работы над научным  исследованием (9 часов) Основы  научного  исследования.   Проблема,   выдвижение   гипотез,  формулирование   целей   и задач   исследования.   Этапы   работы   над   научным   исследованием.   Разработка   научного аппарата   проблемы   исследования.   План   написания   научно­исследовательских   работ. Обсуждение   тематики   научно­исследовательских   работ   Выбор   темы.   Целесообразность выбора. Эффективность научной темы.  Отбор и анализ методической  и научно­ популярной литературы  по  выбранной  теме. Составление  рабочего  плана     исследования.  Обоснование выбранной   темы.   Основное   содержание   исследовательской   работы.   Раскрытие   темы. Практическая   часть   исследовательской   работы   Мониторинги,   эксперименты,   опыты, исследования и т.п  Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет,   объект   исследования   Заключение   и   выводы.     Оформление   титульного   листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Тема6. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ ( 7 часов) 15Критерии   и   требования   к   оформлению   исследовательских   работ.   Правила   написания сообщения. Правила написания реферата.   Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.     Обработка   и   оформление   результатов   экспериментальной   деятельности. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение   диаграмм,   графиков,   таблиц,   схем   и   т.д.   Отбор   и   размещение   рисунков, фотографий.   Научный   язык   и   стиль.   Сокращения,   обозначения.   Выводы   и     оформление “Заключения”.   Приложение.   Библиография.     Аннотация,   энциклопедическая   справка. Рецензия, статья, эссе Практическое занятие :  Составление энциклопедической справки Тема 7. Культура выступления ( 3 часа) Правила ведения дискуссии. Культура выступления. Ораторское искусство. Практическое занятие: Подготовка публичного выступления.  Тема 8. Защита проекта. (1 час) Практическое занятие:  Защита проекта.  Итоговое занятие (1 час) 16Учебно­методическое обеспечение. На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать различные методы   и   приемы   обучения.   Учебное   занятие   может   проводиться   как   с   использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.  В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно­иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей учащихся: воз­ растных  и  психофизиологических  особенностей  детей   и подростков;   с учетом  специфики изучения   данного   учебного   предмета,   направления   образовательной   деятельности;   воз­ можностей материально­технической базы обучения. Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение   групповых   проектов,   самостоятельная   работа   с   литературными   источниками, Интернет­ресурсами, практикумы по написанию аннотаций, эссе и т.д. Предусмотрены   в   программе   кружка   и   игровая   форма   работы.   Вопросы   для тематических   викторин,   составленных   учащимися   на   основе   своих   наблюдений,   помогают закреплению     материала,   организуют   досуг.   Отведены   часы   для   работы   по   изучению   с   использованием   мультимедийных   продуктов,   где   учащиеся отдельных   вопросов   самостоятельно   приобщаются     к   использованию   компьютерной   информации,   а   также вырабатывают навык общения с  компьютерной техникой. Каждому   кружковцу   следует   вести   дневник   занятий,   где   указывается   дата,   тема занятия, а  также выполняется отчетное задание. Кроме того, в процессе занятий   предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке   и   проведении   экологических   праздников,   участие   в   школьных,   районных, областных   и   всероссийских   конкурсах,   викторинах,   в   трудовых   операциях,   в   целевых экскурсиях и походах в природу. Конечным   итогом   работы   кружка   является   проведение   научно­практической конференции,   на   которой   учащиеся     выступают   со   своими   научно­   исследовательскими работами различной тематики и направленности, которые они выполняли  в течение обучения на занятиях кружка. 17Список литературы Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе. — М.: Вербум­М, 2001.  Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9 1. 2. 3. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ж. ПИиОбщ., 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2002г., №9 Основы  профильного обучения и  предпрофильной  подготовки:  Учебно­методическое пособие для учителей/Под ред. А.П.Тряпицыной. _СПб.: КАРО, 2005.­ 128с. Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9  Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное   особие.   —   М.: Народное образование, 1998. Симановский   А.Э.   Развитие   творческого   мышления   детей.   –   Ярославль:   Академия развития, 1996 Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ//Биология: Прил.к газете «Первое сентября» ­ 2000.­ №26.­с.14­15. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.  Интернет­ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности: 1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника».  2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет­портал   «Исследовательская   деятельность школьников» 18Словарь терминов Приложение № 1 Алгоритм  —  набор инструкций,   описывающих   порядок   действий   исполнителя   для 1. достижения результата решения задачи за конечное время. 2. Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, суждение, которое выдвигается для   объяснения   какого­либо   явления)   –   предположение,   рассуждение,   догадка,   еще   не доказанная и не подтвержденная опытом.  3. Дискуссия  ­   (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого­ либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других   видов   спора,   является   аргументированность.   Обсуждая   спорную   (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.  Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких­либо проблем, спорных   вопросов   на   собрании,   в   печати,   в   беседе.   Отличительной   чертой   дискуссии выступает   отсутствие   тезиса,   но   наличие   в   качестве   объединяющего   начала   темы.   К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается   как   метод,   активизирующий   процесс   обучения,   изучения   сложной   темы, теоретической проблемы. 4. Классификация – (от латинского classis – разряд и facere – делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые  объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придает нашему мышлению строгость и точность. Метод  (от   греческого   слова   –  methodos)   –   способ,   прием     познания   явлений 5. окружающего мира. 6. Мониторинг ­ процесс наблюдения и регистрации данных о каком либо объекте на неразрывно примыкающих  друг  к другу интервалах  времени,  в течение  которых значения данных существенно не изменяются. 7. Парадокс ­  (от греческого слова paradoxos – неожиданный, странный, невероятный) – утверждение,   резко   расходящееся   с   общепринятыми,   установившимися   мнениями, наблюдениями. 198. Проект  ­  (от латинского progectus ­ «брошенный вперед») совокупность   документов   (расчетов,   чертежей   и   др.),   необходимых   для   создания a) какого­либо сооружения или изделия; b) c) 9.  предварительный текст  какого­ либо документа; какой­либо замысел или план. Проектирование – процесс разработки  и создания проекта. 10. Рецензия  —  это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего ­ критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку  В переводе с латинского "recensio" означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем­либо".  11. Теория   ­    (от   греческого   слова  theoria­   рассмотрение,   исследование)   –   система основных идей, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. 12. Эксперимент  ­  (от латинского experimentum – проба, опыт) – самый главный метод познания в большинстве наук, предполагает проведение каких­то практических действий с объектом исследования. Эссее   ­   (из фр. essai «попытка,   проба,   очерк»,   от лат. exagium «взвешивание»)   — 13. литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или  предмету и не претендует на исчерпывающую  или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. 20Приложение № 2 Организация исследования. Подумать самостоятельно Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно? Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы. Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет. Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Понаблюдать. Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По­возможности сделай фотографии. Провести эксперимент. Запиши план и результаты эксперимента. 21Приложение № 3 1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения: Подготовка к защите. а) разъяснение посредством примера, б) описание, в) характеристика, г) сравнение, д) различие. 2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4.Расставить по важности основные идеи. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. 8. Подготовить текст доклада. 9. Подготовить средства наглядного представления доклада. 22Приложение № 4 Правила дискуссии. 1. Спорь по существу, а не из­за пустяков.  2. Критикуй идею, а не человека.  3. Уважай точку зрения того, с кем споришь.  4. Прежде чем излагать свою точку зрения, по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.  5. Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.  6. Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.  7. Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.  Правила ведения дискуссии. 1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.  2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.  7. Участники   имеют   право   изменить   свою   позицию   под   воздействием   фактов   и аргументов.  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.  23Памятка участнику дискуссии. 1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.  3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.  5. Не забывай о четкой аргументации и логике.  6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.  7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.  8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.  9. Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.  10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.  Приложение № 5 Правила составления плана. 1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.  3. Озаглавь каждую часть.  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.  5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.  6. Памятка по составлению плана.  7. Деление содержания на смысловые части.  8. Выделение в каждой из них главной мысли.  9. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).  Составление плана Как составлять простой план. 1. 2. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).  Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.  24Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.  Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.  Запишите план.  3. 4. 5. Запомните требования к плану: а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы); б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки. Как составлять сложный план. Внимательно прочитайте изучаемый материал.  Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).  Разделите  на смысловые  части содержание  каждого пункта и озаглавьте  (подпункты плана).  Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них 1. 2. 3. 4. основное содержание изучаемого материала.  Общие правила составления плана при работе с текстом 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.     Приложение № 6 Правила работы с газетными материалами Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на следующие вопрос: 1. Какую информацию содержит заголовок?  Знакомство с содержанием статьи начинайте с её заголовка. В заголовок выносятся  ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.  2. Какую информацию содержит подзаголовок? Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация:  25репортёром или информационным агентством. Подзаголовок может содержать  информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.  3. На каких фактах автор заостряет внимание? В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи. Оно даст вам  разностороннюю информацию о событии, ситуации.  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и чётко, одним – двумя  предложениями.  Памятка – как сравнить газетные публикации. 1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащие в исследуемых статьях.  2. Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по  отношению к одному и тому же событию?  3. Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?  4. Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть ваша точка зрения отличается от  этих мнений? В чём она состоит? Подготовьте выступление для остальных участников. Работа с цитатой Приложение № 7 1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.  2. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают  основные мысли автора.  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков  препинания, с обозначением пропусков.  266. Каждая цитата заключается в кавычки.  7. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год  издания, номер тома и страницы.  27