Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература +1
10 кл—11 кл
27.02.2019
Рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 учебные недели в год. Программа кружка решает потребности углубленной подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования. Предметом изучения является "язык" как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому целью изучения словесности является оказание помощи ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
!+ Раб. программа Мир словесного искусства.doc
МКОУ «Журавлихинская СОШ»
«Рассмотрено»
на педагогическом совете
Протокол № 7
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МКОУ «Журавлихинская СОШ»
___________ / Т.Ф. Мартынова /
Ф.И.О.
от « 30 » августа 2018 г.
от « 30 » августа 2018 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ
«Журавлихинская СОШ»
_______________ / А. И. Вагапова /
Ф.И.О.
Приказ № 60/1
от « _30_ » _августа_ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Мир словесного искусства»
Составитель: Мартынова Тамара Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Период реализации программы: 2018 – 2019 учебный год 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Мир словесного искусства» составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку;
Примерной
программы
основного общего образования по русскому языку (утверждена приказом
Минобразования России от 09.03.2004г № 1312);
Примерной программы основного и среднего общего образования по русскому языку (утверждена приказом
Минобразования России от 09.03.2004г № 1312);
Методических рекомендаций к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности». М.:
Дрофа, 2007.
Учебного плана основного общего образования МКОУ «Журавлихинская СОШ» на 2018 – 2019 уч. год (приказ
№ 60/1 от 30.08.2018 г.).
Годового календарного учебного графика МКОУ «Журавлихинская СОШ» на 2018 – 2019 уч. год (приказ №
60/3 от 30.08.2018г.). Количество часов, на которое рассчитана программа
Рабочая программа кружка «Мир словесного искусства» составлена из расчёта 1 час в неделю,.34 учебные недели в год,
Рабочая программа составлена на 34 ч (в год).
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Усвоение
курса словесности помогает учащимся овладеть навыками культуры речи, учит избегать грамматических и речевых
ошибок, строить высказывания с соблюдением норм речевого этикета, составлять тексты для публичных выступлений
Программа кружка " Мир словесного искусства" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки
учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования. Предметом изучения на кружке является язык как
материал словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому ЦЕЛЬ изучения словесности:
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами: русским языком и литературой. Вместе
с тем у этого предмета есть собственные задачи:
изучение законов употребления языка;
овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
овладение умением творческого употребления родного языка.
Кружок «Мир словесного искусства» предназначен для учащихся 6 10 классов. Программа кружка опирается на те
знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Во
время дополнительных занятий учащиеся изучают основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова. В 9 классе на уроках словесности обучающиеся получают представление о системе средств художественной
изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и приобретают умение
воспринимать произведения, созданные в разные эпохи. В системе школьного образования учебный предмет «Русская
словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Программа кружка рассчитана на 34 учебных часа. Основные формы организации кружковых занятий – семинары и
практические занятия.
Цели кружка:
повысить культуру речи учащихся;
научить навыкам делового общения;
расширить представление о русском языке, его возможностях;
обучить речевому этикету;
помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
идейнохудожественное значение средств художественной изобразительности;
поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литературы и произведениях
литературы XVIII и XIX вв.;
способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и
жанров словесности;
произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
уметь
выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в
чтении произведения и в рассуждении о нем;
использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных
высказываниях; определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном
произведении с целью понимания специфики искусства слова;
сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью
понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в
правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях;
аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
передавать при чтении лирического произведения своеобразие образапереживания;
понимать идею драматического произведения и передавать её в чтении по ролям.
говорение и письмо
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных
высказываниях; редактировать и совершенствовать текст;
использовать средства комического изображения в собственных сочинениях;
создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям текста;
создавать собственное произведение, употребляя различные средства выражения идеи; создавать прозу, стихи и
драматические произведения, используя различные способы выражения идеи;
анализировать прозу, стихи, драматическое произведение;
создавать собственное произведение с использованием традиций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.
Ожидаемые результаты.
Предлагаемый курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам
величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех
областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Кроме этого систематическое и
целенаправленное формирование у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его
фрагментов откроют способность оценить эстетическую ценность любого текста, объяснить языковые истоки его
образности и выразительности, уметь отличать подлинно талантливый текст от пустого вычурного текста, не имеющего
никакой художественной ценности. Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности
детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать
образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается
истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него
Календарнотематическое планирование.
Кружок «Мир словесного искусства»
№ п/п
Тема урока
Кол
во
часо
в
Формы
организации
познавательно
й деятельности
Форма
контроля
Требования к уровню усвоения материала
Выразительные средства языка
1
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
1.
Фонетические
выразительные
средства.
Аллитерация.
Ассонанс. 1
1
1
1
2
3.
4.
5.
Лексические
средства
выразительности.
Тропы. Эпитет.
Олицетворение.
Лексические
средства
выразительности.
Тропы. Аллегория.
Гипербола. Литота.
Лексические
средства
выразительности.
Тропы.
Метафора.
Метонимия.
Перифраз.
Синекдоха.
Лексические
средства
выразительности.
Тропы. Антонимы.
Оксюморон.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
Работа со
схемой. Анализ
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
текстов.
Выполнение
заданий
учебника.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
опрос.
Индивидуальный
и фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос. Противопоставление
.
6
Лексические
средства
выразительности.
Тропы.
Сравнение.
1
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
7
Синтаксические
1
средства
выразительности.
Фигуры.
Синтаксический
параллелизм.
Анафора. Эпифора.
8
Синтаксические
1
средства
выразительности.
Фигуры.
Присоединительные
конструкции.
Именительный
представления.
Парцелляция. 9
Синтаксические
1
средства
выразительности.
Фигуры. Умолчание.
Эллипсис.
Асиндетон.
Полисиндетон.
10
Синтаксические
1
средства
выразительности.
Фигуры.
Риторические
фигуры.
11
Контроль знаний
1
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Понимание идейнохудожественного значения
средств художественной изобразительности.
опрос.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
Уметь использовать средства художественной
изобразительности языка в собственных устных
опрос.
и письменных высказываниях.
Уметь использовать средства художественной
изобразительности языка в собственных устных
и письменных высказываниях.
Жизненный факт и художественное слово
12
Поэтическое
1
.
значение словесного
выражения.
Запись тезисов
лекции. Работа
Индивидуальный
опрос. Проверка
«по цепочке».
Понимать поэтическое значение словесного
выражения. 1
1
1
13
14
15
Тема и идея
произведения.
Предмет
изображения
действительности.
Прототип,
литературный герой,
лирический герой.
Способы и средства
выражения точки
зрения автора в
художественном
произведении.
Вымысел и
художественная
правда.
Правдоподобное и
условное
изображение.
с учебником.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Сочинение.
Уметь определять тему и идею произведения.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Проверка
самостоятельно
выполненных
заданий.
Уметь определять точку зрения автора
Работа по
таблице. Запись
тезисов лекции.
Работа с
учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Уметь сопоставлять изображения реального
факта в произведениях разных родов и жанров,
разных авторов с целью понимания точки зрения
автора.
Художественное слово в историческом аспекте Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Проверка
самостоятельно
выполненных
заданий.
Уметь видеть и передать в выразительном
чтении художественные достоинства
произведений прошлого, исходя из понимания
своеобразия языка этих произведений.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Самостоятельна
я
Уметь определять авторскую позицию в
произведениях разных эпох и литературных
направлений, разных родов и жанров
словесности.
Анализ
произведений В.
А. Жуковского,
А.С. Пушкина.
Задание по
карточкам. Тест.
Уметь определять авторскую позицию в
произведениях разных эпох и литературных
направлений, разных родов и жанров
словесности
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Уметь определять авторскую позицию в
произведениях разных эпох и литературных
направлений, разных родов и жанров
словесности
1
1
1
1
16
17
18
Принципы
изображения
действительности и
художественное
слово. Значение
этикета и канона.
Художественное
слово в литературе
ХУIII века..
Художественное
слово в литературе
ХIХ века.
19
Изображение
действительности в
искусстве реализма.
Художественное
слово в
реалистическом
произведении:
эпическом,
лирическом, лиро эпическом.
20 Стиль писателя.
1
Авторская
индивидуальность.
Своеобразие
творчества
писателя.
Работа с
текстом.
Комплексный
анализ текста.
Проверка «по
цепочке».
Уметь определять авторскую позицию в
произведениях разных эпох и литературных
направлений, разных родов и жанров
словесности
Слово как единство художественного содержания и его словесного выражения
21 Эстетическое
освоение
действительности в
искусстве слова.
Эстетический идеал.
22
Художественный
образ. Различные
1
1
виды
художественного
образа. Свойства
художественного
образа.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Уметь воспринимать произведение словесности
как целостного явления, как формы
эстетического освоения действительности.
. Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Сочинение.
Понимать значение художественного образа:
героя произведения, художественного
пространства и художественного времени. 23
Художественная
действительность:
объективное и
субъективное начала
в ней.
Художественное
содержание.
1
Работа с
таблицей.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальные
Умение при чтении произведения идти от слова
карточки.
к идее, воспринять личностный смысл
произведения и передать его в выразительном
чтении, пересказе, в сочинении.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Взаимопроверка
Умение при чтении произведения идти от слова
по образцу.
к идее.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Умение при чтении произведения идти от слова
к идее, воспринять
24
Словесная форма
1
выражения
художественного
содержания.
Эстетическая
функция языка.
25
Художественное
1
время и
художественное
пространство
(хронотроп). Как
один из видов
художественного
образа. Хронотроп в
произведениях
разных родов
словесности. Анализ текста. Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Создание собственного произведения по личным
впечатлениям.
Художественное слово в культурологическом аспекте
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Умение видеть взаимосвязь национальных
культур и произведений словесности; писать
сочинения, посвящённые взаимосвязи
произведений словесности.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Взаимопроверка
по образцу.
Умение видеть традиции в изображении
«вечных» образов.
26
Герой произведения
1
словесности как
средство выражения
художественного
содержания.
1
1
27
28
Единство разных
национальных
культур. Перевод
художественного
произведения на
другой язык.
Индивидуальность
переводчика.
Развитие
словесности.
Традиции и
новаторство ,
использование
традиций в
произведениях
словесности. Обращение к
«вечным» образам и
мотивам, новая
жизнь типических
героев, созданных в
прошедшую эпоху.
29
Роль словесности в
развитии общества и
в жизни личности.
30
Нравственно
этические проблемы
в художественном
произведении
.31
Место
художественного
слова в познании
окружающей
действительности.
32
Познание мира
средствами
искусства слова.
1
1
1
1
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Анализ текста.
Запись тезисов
лекции. Работа
с учебником.
Работа с
текстом.
Индивидуальные
Уметь определять место словесности в жизни
карточки.
человека и общества в целом.
Индивидуальный
, фронтальный
опрос.
Уметь определять проблематику текста
Тест.
Осознание места слова в познании окружающей
действительности.
Анализ текста. Индивидуальный
, фронтальный
Уметь использовать словесные средства для
познания мира.
опрос.
Обобщение 33
Язык как материал
словесности.
34
Язык как материал
словесности.
1
1
Анализ текста.
Тест (с
самопроверкой)
Уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности
Игровая форма
Тестовые
задания
Уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности
Использованная литература
1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Горшков А.И. Русская словесность (От слова к словесности): Сборник задач и упражнений. Пособие для учащихся 10
11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1997.
3. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности: М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов. М.: ИнтеллектЦентр,
2000.
4. Львова С.И. Русский язык. Уроки словесности. 59 классы. Учебнометодическое пособие. М: Дрофа, 2001.
5. Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс».
М.: Дрофа, 2007. 6. Русский язык: Уроки словесности: 59 классы: Учебнометодическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. – С.Пб.: «Тускарора», 1994.
8. Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику "Уроки русской словесности. Книга для учителей". С.Пб.:
Тускарора, 1999 г.
9. Журналы «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность».
10. Аудиокниги, аудиоспектакли, видеофильмы.
11. Энциклопедический словарь юного лингвиста, словарь эпитетов, словарь фразеологизмов, словарь сочетаемости слов
русского языка, словарь «Жесты и мимика в русской речи» и др.
Лист коррекции рабочей программы
№ приказа директора школы, на основе
которого внесены изменения в рабочую
программу
Вид коррекции (совмещение, использование
резерва)
Номера и темы уроков, которые подверглись
коррекции
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Рабочая программа кружка "Мир словесного искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.