Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической
значимостью математики, а так же её возможностями в развитии способностей человека.
Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и
мышление, математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в
формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и
сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений,
необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения
смежных дисциплин и продолжения образования.
Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития
математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с
учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).
Цели курса:
расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных
математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления,
интуиции,
элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
логического мышления,
Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса,
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить
в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание
заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для
дальнейших личных успехов;
приложений.
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами
является формирование следующих умений:
1Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок
совершить.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
Метапредметные результаты:
совместно с учителем.
продуктивных заданий ).
простейшие приборы и инструменты).
на этапе изучения нового материала.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Создавать презентации.
Предметные результаты:
Ученик научится:
владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владеть навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и
десятичными дробями
решать логические задачи
решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные
стратегии и способы рассуждения;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Ученик получит возможность:
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем,
рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать
полученный ответ;
извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять
самоконтроль;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
выполнять вычисления с реальными данными;
выполнять проекты по всем разделам данного курса;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Действия с числами (5 часов)
Происхождение чисел. Играярмарка решения задач с использованием старинных мер.
Числовые множества. Магический квадрат. Числовые головоломки
2Текстовые задачи ( 12 часов)
Логические задачи. Решение логических задач. Задачи на переливание. Решение задач на
переливание. Задачи на взвешивание. Решение задач на взвешивание. Задачи на перевозки и
переправы. Задачи проценты (смеси и сплавы). Задачи проценты (смеси и сплавы). Решение
задач на проценты . Конкурс «Лучший решатель». Решение задач от противного.
Графы на плоскости (4 часа)
Теория графов. Элементы теории графов. Применение элементов теории графов к
решению задач. Решение задач с помощью графов
Геометрические задачи (7 часов)
Треугольник. Задачи с треугольниками. Четырехугольники. Геометрические головоломки.
Знакомство с пространственными телами. Задачи на разрезание. Решение задач на
разрезание. Задачи со спичками. Решение задач со спичками
Математические соревнования, ребусы ( 8 часов)
Математические ребусы. «Ребусомания». «Устная олимпиада». «Умники и умницы».
«Интеллектуальный марафон». «Математическая карусель». Математические кроссворды.
Календарнотематического планирования
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Дата по
Плану
ДАТА
Фактическая
Действия с числами (5 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Происхождение чисел
Играярмарка решения задач с
использованием старинных мер
Числовые множества
Магический квадрат
Числовые головоломки
1
1
1
1
1
Текстовые задачи ( 12 часов)
Логические задачи
Решение логических задач
Задачи на переливание
Решение задач на переливание
Задачи на взвешивание
Решение задач на взвешивание
Задачи на перевозки и переправы
Решение задач на перевозки и
переправы
Задачи проценты (смеси и сплавы)
Решение задач на проценты
Конкурс «Лучший решатель»
Решение задач от противного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Графы на плоскости (4 часа)
318
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Теория графов
Элементы теории графов
Применение элементов теории
графов к решению задач
Решение задач с помощью графов
1
1
1
1
Геометрические задачи (7 часов)
Треугольник. Задачи с
треугольниками
Четырехугольники.
Геометрические головоломки
Знакомство с пространственными
телами
Задачи на разрезание
Решение задач на разрезание
Задачи со спичками
Решение задач со спичками
1
1
1
1
1
1
1
Математические соревнования, ребусы ( 8 часов)
Математические ребусы
«Ребусомания»
«Устная олимпиада»
«Умники и умницы»
«Интеллектуальный марафон»
«Математическая карусель»
Математические кроссворды
1
1
1
1
1
1
1
Перечень учебнометодического обеспечения
Задачи для внекласной работы по математике в 56 классах /
1.
Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для
учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина.
2е изд., испр. Новосиб. гос. унт. Новосибирск, 2010. 78 с.
2.
сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
3. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
4.
Олимпиадные задания по математике 58 классы.(500 нестандартных задач
для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). /
авторсоставитель Н.В.Заболотнева. Волгоград: Учитель, 2006.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
http://mathworld.ru/
http://www.developkinder.com
http://lineyka.inf.ua
http://nsportal.ru/nikolaevaelenavasilevna
4