Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
• Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18».
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками.
Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации кружковой работы необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. На кружке продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
• вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
• усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Цели:
• расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по алгебре;
• формирование устойчивого интереса к предмету.
Задачи:
• развивать математические способности школьников;
• обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена; • расширить и углубить знания по математике;
• повысить математическую культуру.
Формы проведения занятий:
• лекции;
• практикум по решению задач;
• решение задач повышенной сложности;
• самостоятельная работа;
• фронтальная и индивидуальная работа; • тестирование.
Программа составлена на 34 часа с периодичностью 1 час в неделю (продолжительность занятия 45 минут) и рассчитана на обучающихся 9 класса.
Сроки реализации программы: программа разработана на 1 учебный год
Планируемые результаты Обучающиеся знают:
• методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
• способы преобразования алгебраических выражений;
• основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
• методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
• свойства функции;
• алгоритм исследования функции; Обучающиеся умеют:
• применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
• применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
• применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
• строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
• записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства.
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
• анализа самостоятельных, творческих, исследовательских работ;
• проверки домашнего задания;
• выполнения письменных работ; • беседы с обучающимися;
• тестирования.
Критерием успешной работы кружка должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ГИА.
Вводное занятие - 0,25 часа
Содержание: организационное занятие. Цели и задачи кружка.
«Множества чисел» - 0,75 часа
«Положительные и отрицательные числа. Модуль числа» - 1 час
«Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями» - 1 час
Содержание: повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями.
«Разложение многочлена на множители (3 способа)» - 1 час
«Квадратные уравнения» - 1 час
«Дробные рациональные выражения» - 1 час
«Дробные рациональные уравнения» - 1 час
«Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений» - 1 час
«Решение тестов в форме ГИА» - 1 час
Содержание: повторить пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности).
Содержание: разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач.
«Функции, свойства функций» - 1 час
«Свойства функций, графики функций» - 1 час
«Графики функций, содержащих знак модуля» - 1 час
Содержание: рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков.
«Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2» - 1 час «Уравнения с параметрами» - 1 час
«Неравенства с параметрами» - 1 час
Содержание: познакомить с решением уравнений степени > 2 (теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком»), разобрать решения уравнений и неравенств 1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета.
«Системы уравнений 1 и 2 степени» - 1 час
Содержание: повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ.
«Системы неравенств» - 1 час
Содержание: повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов.
Комбинированные системы неравенств.
«Задачи на составление неравенств» - 1 час Содержание: составить по условию задачи неравенство. Составить свою задачу.
«Решение задач с помощью уравнений» - 1 час
«Решение задач с помощью систем уравнений» - 1 час
Содержание: составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач.
«Задачи на проценты» - 1 час
Содержание: повторить различные виды задач на проценты, способы решения.
«Прогрессии» - 1 час
«Задачи на прогрессии» - 1 час
Содержание: повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач.
«Задачи на движение» - 2 часа
Содержание: рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания).
Содержание: повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности.
Содержание: повторить пройденные темы 7 - 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам.
«Решение тестовых заданий. Блок «Алгебра». Блок «Геометрия». Блок «Реальная математика» - 3 часа
«Решение тестовых заданий (тест в форме ГИА)» - 2 часа
Содержание: повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ГИА). Провести тестирование в форме и по материалам ГИА.
Учебный план
Содержание работы |
Количество часов |
Теория |
Практика |
Вводное занятие |
0,25 |
|
|
Числа. Дроби. |
2,75 |
0,75 |
2 |
Выражения. Уравнения. |
6 |
1,5 |
3,5 |
Подготовка к олимпиаде. Школьный тур |
1 |
|
1 |
Функции |
3 |
1 |
2 |
Уравнения и неравенства |
6 |
2 |
4 |
Решение задач |
7 |
2 |
5 |
Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал |
1 |
0,25 |
0,75 |
Геометрия |
2 |
0,5 |
1,5 |
Подготовка к ГИА |
5 |
|
5 |
Календарно-учебный график
№ п/п |
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
1 |
Вводное занятие. |
0,25 ч |
2 |
|
Числа. Дроби – 2,75 часа |
2,75 ч |
|
1 |
Множества чисел. |
0,75 |
|
2 |
Положительные и отрицательные числа. Модуль числа |
1 |
|
3 |
«Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями |
1 |
3 |
|
Выражения. Уравнения – 6 часов |
6 ч |
|
4 |
Разложение многочлена на множители (3 способа) |
1 |
|
5 |
Квадратные уравнения |
1 |
|
6 |
Дробные рациональные выражения |
1 |
|
7 |
Дробные рациональные уравнения |
1 |
|
8 |
Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений |
1 |
|
9 |
Решение тестов в форме ГИА |
1 |
4 |
10 |
Подготовка к олимпиаде. |
1 ч |
5 |
|
Функции |
3 ч |
|
11 |
Функции, свойства функций |
1 |
|
12 |
Свойства функций, графики функций |
1 |
|
13 |
Графики функций, содержащих знак модуля |
1 |
6 |
|
Уравнения и неравенства |
6 ч |
|
14 |
Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2 |
1 |
|
15 |
Уравнения с параметрами |
1 |
|
16 |
Неравенства с параметрами |
1 |
|
17 |
Системы уравнений 1 и 2 степени |
1 |
|
18 |
Системы неравенств |
1 |
|
19 |
Задачи на составление неравенств |
1 |
7 |
|
Решение задач |
7 ч |
|
20 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|
21 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
1 |
|
22 |
Задачи на проценты |
1 |
|
23 |
Прогрессии |
1 |
|
24 |
Задачи на прогрессии |
1 |
|
25- 26 |
Задачи на движение |
2 |
8 |
27 |
Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал |
1 ч |
9 |
28-29 |
Геометрия |
2 ч |
10 |
|
Подготовка к ГИА |
5 ч |
|
30-32 |
Решение тестовых заданий. Блок «Алгебра». Блок «Геометрия». Блок «Реальная математика» |
3 |
|
33-34 |
Решение тестовых заданий (тест в форме ГИА) |
2 |
1. Печатные издания:
1. Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 1988
2. Газета «Математика», приложение к 1 сентября
3. ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред.
А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
4. ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2012.
5. Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник
6. Зейфман А.И.и др. «Сборник задач повышенной сложности по основным разделам школьного курса математики», Вологда, 2004
7. Королева Т.М. и др. «Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования», М, 2003
8. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Издательство Дрофа, Москва, 2006
9. Серия « Профильное обучение. Математика», выпуски 1 – 4, Вологда, Русь, 2004
2. Интернет – ресурсы:
http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10, http://www.coolreferat.com/, www.zadanonadom.ru, matematikalegko.ru
http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variantREALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ГИА)
http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики http://wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ
http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ
http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ГИА, ЕГЭ).
http://festival.1september.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://www.ziimag.narod.ru/ http://www.alleng.ru/ http://bbk50.narod.ru/ http://smekalka.pp.ru/ http://pedsovet.su/load/18
3. Материальное обеспечение:
• кабинет;
• компьютер;
• интерактивная доска;
• печатные и электронные варианты ГИА; • таблицы с теоретическими материалами;
• раздаточный материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.