Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
17.02.2017
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
ПРОГРАММА КРУЖКА ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ 5 КЛАСС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Головинская основная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом
Заместитель директора по
Директор МБОУ «Головинская ОШ»
МБОУ «Головинская ОШ»
УВР
Протокол № _____
___________В.В. Синютина
от _____________2016 г.
от________________2016 г.
__________________ Э.В. Гусинская
Приказ № ________
от __________________2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный филолог»
для учащихся 5 класса, 34 часа (1 ч. в неделю)
Составитель: учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной
категории МБОУ «Головинская ОШ»
Панкина Наталья Алексеевна 2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у
учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении
лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков
русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету
по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация»,
«Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое
внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и
семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся
аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению
русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные
дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и
пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим
данный курс отличается от других.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание,
предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научноучебного и художественного текстов, воспринимаемых на
слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность
определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные
языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а
также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор
слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания,
умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в
команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий
повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5 класса познакомятся с
лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют
свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных
разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты
языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия
состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены
различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у
учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по
истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков:
теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается
обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга. После
окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это
повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, интеллектуальных игр,
тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
Формы проведения занятий
•
•
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•
•
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
•
•
•
Основные методы и технологии:
•
•
•
игровая;
теоретическая;
практическая.
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
•
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации
обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
•
•
людям, сопереживать;
•
совершенствованию собственной речи;
•
•
•
•
•
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
•
•
•
•
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•
таблицу, схему);
•
•
•
•
Коммуникативные УУД:
•
владеть монологической и диалогической формами речи;
•
•
корректировать свою точку зрения;
•
•
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы:
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)
Речевой этикет.
Обобщающее занятие.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
рассматривать заявленные темы на занятиях;
использовать интерактивные тренажеры;
проводить практические занятия в игровой форме; составлять шарады, метаграммы;
рекламировать свои творческие работы;
пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на
практике;
освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
Методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, учебные диски, словари, рабочая
тетрадь.
Список литературы:
1. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.59 кл. под ред. Е.Я.Шмелёвой.
М.: « ВентанаГраф»2013 г.
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 69 кл. М.:
Просвещение, 2009 г.
3. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии: Азбукаклассика, 2005 г.
4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Азбукаклассика, 2005 г.
5. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М.: МИРОСМАИК, 2000 г.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.
7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 2001 г.
8. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. №
7.
9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского
языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
10. Российский образовательный портал //www.school.edu.ru Тематическое планирование кружка «Юный филолог»
№
занят
ия
Дата
план
Дата
факт
Тема
Ожидаемые
результаты
Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч.)
1.
Почему не всегда совпадает звучание и
написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в
речи.
Какова роль интонации в устной речи.
Обобщающее занятие «Кто говоритсеет,
кто слушает собирает».
23.
45.
67.
9.
10.
Уметь:
рассматривать
заявленные темы на
занятиях;
использовать
интерактивные
тренажеры;
проводить
практические занятия в
игровой форме.
Уметь:
составлять шарады,
метаграммы;
рекламировать свои
творческие работы;
пользоваться
средствами массовой
информации (по
желанию): телевидение,
радио, интернет.
Уметь:
проводить
исследования данных
тем;
использовать тексты
Раздел 2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч.)
8.
О чём рассказывает словообразовательная
модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо
однокоренных слов.
Почему с течением времени может
измениться морфемный состав слова.
Этимология слов. Работа со словарями.
Сказочные превращения.
Презентация творческих работ.
11.
12.
13
14.
Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч.)
15.
16.
17.
Зачем нужно знать алфавит.
В чём секрет правописания морфем.
Как пунктуационные знаки помогают
передавать смысл высказывания.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
18. 19.
Бенефис знаний.
Раздел 4. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч.)
20.
На какие группы делится словарный состав
русского языка.
В чём особенность употребления слова в
художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы.
Фразеология в художественных
произведениях.
Практическая работа.
художественных
произведений;
аргументировать свои
ответы;
делать выводы для
доказательства
выдвинутой гипотезы.
Уметь:
изучать
специализированную
литературу по
этимологии слов;
работать со
словарями;
изучать языковые
средства
выразительности;
исследовать
художественные
произведения.
Развитие кругозора и
интеллекта детей;
умение работать с
заданиями повышенной
трудности для
любознательных.
21.
22.
23.
24.
26.
27.
28.
29.
30.
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6 ч.)
25.
Чем отличаются друг от друга склоняемые
части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
Раздел 6. Речевой этикет. (3 ч.)
31.
32
33.
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Раздел 7. Обобщающее занятие. (1 ч.)
34.
Аукцион знаний.
Умение рассматривать
специфику русского
речевого этикета и
технику реализации
этикетных форм.
Умение ответить на
поставленные вопросы
в игровой форме.
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.