Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
17.02.2017
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
ПРОГРАММА КРУЖКА ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ 6 КЛАСС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Головинская основная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом
Заместитель директора по
Директор МБОУ «Головинская ОШ»
МБОУ «Головинская ОШ»
УВР
Протокол № _____
___________В.В. Синютина
от _____________2016 г.
от________________2016 г.
__________________ Э.В. Гусинская
Приказ № ________
от __________________2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный филолог»
для учащихся 6 класса, 34 часа (1 ч. в неделю)
Составитель: учитель русского языка и
литературы высшей квалификационной
категории МБОУ «Головинская ОШ»
Панкина Наталья Алексеевна 2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у
учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении
лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков
русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету
по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация»,
«Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое
внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и
семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся
аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению
русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные
дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и
пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим
данный курс отличается от других.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание,
предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научноучебного и художественного текстов, воспринимаемых на
слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность
определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные
языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а
также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор
слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания,
умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в
команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий
повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 6 класса познакомятся с
лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют
свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных
разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты
языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия
состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены
различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у
учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по
истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков:
теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается
обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга. После
окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это
повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, интеллектуальных игр,
тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
Формы проведения занятий:
•
•
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•
•
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
•
•
•
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
•
технология разноуровневого обучения; развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
•
•
•
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации
обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
•
•
людям, сопереживать;
•
совершенствованию собственной речи;
•
•
•
•
•
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
•
•
•
•
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•
таблицу, схему);
•
•
•
•
Коммуникативные УУД:
•
владеть монологической и диалогической формами речи;
•
•
корректировать свою точку зрения;
•
•
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения.
Содержание программы.
1. Речь и чтение.
2. Лингвистика.
3. Фонетика. Русская письменность.
4. Морфемика. Словообразование.
5. Лексика.
6. Морфология.
7. Повторение.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
владеть различными видами диалога и монолога;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы. пользоваться различными видами чтения;
знание основных разделов лингвистики;
иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах;
владеть нормативным ударением в словах и их формах;
пользоваться орфоэпическими словарями;
знать историю русской письменности.
Методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, учебные диски, словари, рабочая
тетрадь.
Список литературы:
1. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.59 кл. под ред. Е.Я.Шмелёвой.
М.: « ВентанаГраф», 2013 г.
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 69 кл. М.:
Просвещение, 2009 г.
3. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии: Азбукаклассика, 2005 г.
4. Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбукаклассика, 2005 г.
5. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М.: МИРОСМАИК, 2000 г.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.
7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 2001 г.
8. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. №
7.
9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского
языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
10. Российский образовательный портал //www.school.edu.ru Дата
план
Дата
факт
№
заня
тия
Раздел 1. Речь и чтение. (5 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
Монолог. Виды монолога.
Диалог. Виды диалога.
Культура чтения.
Абзац.
Элементы абзаца.
Раздел 2. Лингвистика. (5 ч.)
67.
89
10.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Раздел 3. Фонетика. Русская письменность. (5 ч.)
11.
12.
Выразительные средства фонетики.
Правила нормативного произношения
ударения.
Орфоэпические словари.
История русской письменности.
13
14.
15.
Раздел 4. Морфемика. Словообразование. (5 ч.)
16
17.
18.
Суффиксы.
Исторические изменения в структуре слова.
19.
20.
Раздел 5. Лексика. (2 ч.)
21.
Этимологические словари.
Выразительные средства словообразования.
Лексикон человека – показатель его
интеллектуального и речевого развития.
Тематическое планирование кружка «Юный филолог».
Тема
Ожидаемые результаты
Уметь:
владеть различными видами
диалога и монолога;
пользоваться различными
видами чтения.
Знание основных разделов
лингвистики;
иметь представление о
выдающихся отечественных
лингвистах.
Уметь:
владеть нормативным
ударением в словах и их
формах;
пользоваться
орфоэпическими словарями;
знать историю русской
письменности.
Осознавать роль суффиксов
в процессах формои
словообразования;
умение пользоваться
этимологическими
словарями.
Уметь:
осуществлять выбор 22.
Толковые словари.
Самостоятельные части речи.
Причастие – что это такое?
Деепричастие. Почему не изменяется?
Раздел 6. Морфология. (11 ч.)
23.
24
25
26.
27
28.
29.
30
31.
32.
33.
Раздел 7. Повторение. (1 ч.)
34.
Аукцион знаний.
Практическая работа.
Имя числительное.
Местоимение.
Практическая работа.
лексических средств и
употреблять их в
соответствии со значением и
сферой общения;
умение пользоваться
толковыми словарями и
определять лексическое
значение слова.
Уметь:
пользоваться основными
понятиями морфологии;
распознавать
грамматические признаки
самостоятельных частей
речи;
находить и различать их в
тексте.
Умение использовать
полученные знания при
решении лингвистических
задач.
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Рабочая программа кружка по русскому языку «Юный филолог» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.