Программа по шашкам предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях упражнениями шашечной игры.Учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия шашками дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, повышают интеллект занимающихся. Благодаря спортивной направленности программы, учащиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в школьных ,районных и окружных соревнованиях по шашкам. Благодаря этому учащиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
шашки и шахматы.doc
Пояснительная записка.
дополнительного
учреждений.
Данная
образования,
программа
предназначенной
Программа по шашкам предназначена для спортивных секций
является
общеобразовательных
программой
для
внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию
общеобразовательных учреждений.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в
систематических занятиях упражнениями шашечной игры. Учащиеся
приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься
физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия шашками дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма,
волю,
способствуют поддержке при изучении
общеобразовательных предметов, повышают интеллект занимающихся.
Благодаря спортивной направленности программы, учащиеся, успешно
освоившие программу, смогут участвовать в школьных ,районных и окружных
соревнованиях по шашкам. Благодаря этому учащиеся смогут более
плодотворно учиться, меньше болеть.
целеустремленность,
Цели и задачи
Занятия шашками направлено на всестороннее умственное развитие и
способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных
и моральноволевых качеств.
Цель программы углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие
умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности
проявить свои индивидуальные способности как в стандартных, так и в
непредвиденных комбинациях.
Основными задачами программы являются:
Изучение правил игры в шашки;
Изучение и владение основами игры в шашки;
Приобретение необходимых теоретических знаний;
Овладение основными приемами техники и тактики;
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
Изучение основ дебюта; Изучение простых комбинаций;
Изучение основ эндшпиля;
Проведение сеансов одновременной игры;
Анализ коротких партий – ловушек;
Проведение тренировочных турниров;
Участие в школьных, районных и окружных соревнованиях.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ является:
Проявление индивидуальных способностей занимающихся в
непредвиденных комбинациях;
Обучение основам стратегии игры в шашки;
Изучение преимущества в разных положениях;
Воспитание творческих способностей занимающихся.
Необходимо научить занимающихся трезво оценивать ситуацию и
просчитывать партию на многие ходы вперед.
Воспитывать нравственные и эстетические качества у
занимающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы – 710лет
Дополнительная образовательная программа по шашкам рассчитана на 1 год.
Материал программы дается в разделах:
основы знаний
общая физическая подготовка;
специальная физическая подготовка;
техническая подготовка ;
Основы знаний : 1.Соблюдение техники безопасности на занятиях по
шашкам. 2. Краткий обзор состояния и развития шашек
в России.
3. Влияние шашечной игры на на умственные
способности занимающихся.
4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
Общая физическая подготовка является основой развития физических
качеств , способностей , двигательных навыков занимающихся на различных
этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях будет
уделяться связи умственных способностей занимающихся с развитием их
двигательных качеств и совершенствованию : силы, быстроты,
выносливости, ловкости и координации движений.
Специальная физическая подготовка занимает очень важное место в
игре по шашкам, поэтому будет уделяться большое внимание развитию
памяти и умственных способностей занимающихся.
Техника упражнений игры по шашкам включает в себя проявление
индивидуальных способностей занимающихся как в стандартных, так и в
непредвиденных комбинациях. Следовательно, на занятиях большое
внимание будет уделяться :
1.
Анализу коротких партий – ловушек;
2.
Изучение простых комбинаций;
3.
Изучению правил игры в шашки;
4. Изучение основ дебюта;
5. Изучение основ эндшпиля.
Формы и режим занятий.
Урок является основной формой организации учебного процесса.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по шашкам и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных
задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения
этих занятий: словесные методы, наглядные методы, практические (игровой,
соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки). Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя
методами в целом и по частям.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Группа начальной подготовки состоит из девочек
и мальчиков в
количестве 16 человек. Возраст детей, участвующих в реализации
данной дополнительной образовательной программы – 710 лет.
Занятия проводятся в филиале МБОУ СОШ с. Махалино – СОШ р.п.
Верхозим
Количество часов 1 час в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 1 час.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
рассчитаны на 1год. 33 часа в год.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый
минимум знаний для умственного самосовершенствования, знания
правил соревнований по шашкам, навыки простейшего судейства.
Приобретут необходимые знания и умения, что позволит учащимся
принимать участие в школьных, районных соревнованиях .
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Занятия по шашкам начинаются после окончания уроков , исходя из этого
необходимо
первой
(подготовительной) части урока.
упражнения
для
тщательно
подбирать
Чтобы подготовить организм занимающихся к предстоящей умственной
работе, в этой части урока, я буду включать легкодозируемые, короткие
и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений,
проводимые живо и весело. Это объяснение и изучение различных ходов
и простых комбинаций.
В первой половине основной части урока решаются задачи
разносторонней общей и специальной подготовки. Поэтому все
упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это
ведет к успешному овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной части урока изучаются и совершенствуются
владения основами игры в шашки, изучаются основы дебюта и эндшпиля.
В заключительной части урока постепенно снижается умственная нагрузка
и подводятся итоги проделанной работы. Необходимо указать на
основные ошибки занимающихся и похвалить некоторых способных
учеников.
Целью занятий по шашкам является улучшение и развитие умственных
способностей занимающихся и отбор лучших, способных занимающихся на
районные и окружные соревнования. Следовательно, необходимы стенды,
наглядные пособия с крупными фотографиями учеников – победителей
различных соревнований.
При обучении следует учитывать быструю утомляемость детей.
Поэтому необходимо чередовать трудные упражнения с легкими.
Очень важно проводить показательные или открытые уроки, которые
проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями и
администрацией школы. Их цель – заинтересовать родителей проводимой
работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После урока
проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и
недостатки каждого ребенка.
Содержание изучаемого материала.
Группа первого года обучения.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ :
Развитие и улучшение умственных способностей занимающихся;
Изучение правил игры в шашки;
Изучение и владение основами игры в шашки;
Изучение простых комбинаций;
Изучение основ дебюта и эндшпиля;
Анализ коротких партий – ловушек.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основы знаний ( 10 часов) :
1. Соблюдение техники безопасности на занятиях по шашкам. 2. Краткий обзор состояния и развития шашек в России.
3. Влияние шашечной игры на умственные способности занимающихся.
4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
Для того, чтобы улучшить умственные способности занимающихся
необходимо умственную работу сочетать с физическими упражнениями.
.
1.
2.
3.
Материальнотехническое обеспечение
занятий.
Столы – 6 шт.;
Стулья – 12шт.;
Шашки и шашечная доска ( комплект ) – 6шт.
Специальная подготовка.
Изучение правил игры в шашки.
Для начала знакомим детей со строением шашечной доски и с
расстановкой шашек на поверхности шашечной доски.
Затем обучаем основным шашечным ходам по диагонали по
черным квадратам шашечной доски.
В последствии изучаем правила игры и овладеваем основами
игры в шашки. Проводим анализ коротких партий – ловушек.
Несмотря на свою кажущуюся простоту, игра в шашки
достаточно сложна и непредсказуема. Любой ход открывает
массу новых возможностей для обоих игроков. Поэтому изучаем
простейшие комбинации в шашечной игре. Затем
обучаем детей основам дебюта и основам эндшпиля. Стратегия игры в шашки.
Стратегия шашечной игры заключается в том, чтобы соперник
выставил свои шашки таким образом, чтобы вы побили 2 его
фигуры в обмен на одну свою. Соответственно, необходимо
опасаться аналогичных действий с его стороны – это вопервых.
Вовторых, необходимо стараться держать свою зону
превращения в дамки защищенной от вражеских шашек, т.к.
любая дамка сразу же дает огромное преимущество игроку и
ставит под угрозу любые шашки соперника, находящиеся на
одной с ней линии.
Втретьих, старайтесь передвигаться « по тоннелю », созданному
из шашки соперника и своей, чтобы не терять фигур.
Ищите возможность попасть в « тоннель»,созданный
исключительно из фигур противника – так у вас появляется
больше шансов взять одну из фигур соперника без потерь.
Список используемой литературы
Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. 2009г.
Комплексная программа физического воспитания для 111кл. Лях
В.И., Зданевич А.А. 2005г.
Настольная книга учителя физической культуры Г.И. Погадаев, Л.Б.
Кофман 1998г.
Программы для общеобразовательных учреждений А.П. Матвеев 2002г.
Шашки – это интересно: Борис Герцензон, Андрей Напринков. Игры и развлечения – Л.М. Фирсова
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ШАШКАМ
№
Наименование темы
Количество
всего теория практи
дата
ка
03.09.13г
3
30
33
И
Т
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
2 Краткий исторический обзор развития
шашек в России
3 Шашечный кодекс РФ
4 Правила игры в шашки
1
1
1
1
5 Первоначальные понятия
4
6 Тактика игры
7 Позиционная игра
8 Эндшпиль
9 Дебют
10 Композиция
11 Спарринг тренировки
10 Соревнования
6
5
5
2
3
2
2
1
1
1
1
1
1
3
6
2
3
2
2
4
10.09
17.09
24.09
01.10,08,15,22
.10
29.10,12.11,19
,26,03.10.12
17,24.12,14.01
,21,28.01
04,11,18,25.02
, 04.03
11,18.03
08,15,22.04
29.04,06.05
13.05,20.05.20
.13г.
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.