Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
администрации
Детсад
25.09.2019
Интегрированный курс по подготовке дошкольников к учебным занятия в школе. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебных занятий, планируемый результат. Материал предназначен для учителей начальных классов, организующих занятия с детьми не посещающими детские дошкольные учреждения с целью сформировать психологические предпосылки для дальнейшего обучения в школе.
Рабочая программа кружка Скоро в школу.doc
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол № 1
Согласовано:
зам. директора по УВР
Золтуева М.В.
от «__» _________ 2017 г.
__________________
от «__» _________ 2017 г.
_________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
Крылова Т.А.
приказ №___
от «__» ________ 2017 г.
_________________
Рабочая программа кружка
«Скоро в школу, скоро в 1 класс»
Составитель:
Коновалова Е.Б.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 2018 учебный год Пояснительная записка
Всем известно состояние ожидания, когда начинается важная часть
жизни, а впереди чтото очень значительное, притягательное, но пока еще
неопределенное. Именно такое состояние испытывает ребенок, находящийся
на важном этапе жизни, в промежутке между дошкольным и школьным
детством. Ребенку трудно и взрослым тоже непросто с ребенком,
находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний,
ожиданий.
Занятия кружка «Скоро в школу, скоро в первый класс» направлены на
построение содержательного образа «настоящего школьника». Готовить
ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных
представлений, но и формировать качественные мыслительные способности.
И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению –
интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость,
внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.
Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате
знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и
сверстниками.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой
которой является интегрированный курс, объединяющий все основные
направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие
познавательные интересы.
Основополагающие идеи программы:
Создание условий для благоприятной адаптации к школьному
обучению.
Создание системы непрерывного обучения дошкольников, в
основе которой лежит идея интеграции, как процесса, в ходе
которого разобщенные элементы посредством синтеза
объединяются в целостную систему.
Формирование психологической готовности к школе.
Интегрированный курс «Скоро в школу, скоро в первый класс» включает
в себя следующие направления:
1. Введение в школьную жизнь.
2. Развивающие игры.
3. Развитие речи.
4. Письмо и развитие мелкой моторики.
5. Математика.
6. Развитие творческих способностей.
7. Мониторинг. Диагностика. Познавательный теоретический материал дается в игровой форме с
элементами беседы,
в сочетании с практическими заданиями,
физкультминутками.
Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические
игры, рассуждение, запоминание, внимание и т. д.
Все это направлено на выработку навыков учебного сотрудничества:
умение общаться, договариваться, обмениваться мнениями, понимать и
оценивать друг друга и себя.
В ходе некоторых занятий используются психологические диагностики,
на которых отслеживается уровень достижений дошкольников. Информация о
результатах диагностирования используется в планировании дальнейших
занятий и доводится до сведения родителей на индивидуальных
собеседованиях.
Цель и задачи программы
Цель:
Способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям
школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на
сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятия «слово», «звук», «буква»,
«предложение», развивать умение различать гласные и согласные звуки,
формировать навык написания элементов букв, учить штриховке;
сформировать математические представления: порядковый и количественный
счет до 10, умение сравнивать, познакомить с геометрическими фигурами:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Развивающие: развивать координацию движений, глазомер, систему рука
глаз, мелкую моторику рук, фонематический слух, развивать психические
процессы, контроль поведения, развивать речь.
Воспитательные: формировать интерес к знаниям, умение слушать
педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять
посильную умственную задачу,
чувство
коллективизма, дружбы, трудолюбие, честность, аккуратность.
воспитывать самооценку, Отличительные особенности программы
Данная программа предусматривает обучение детей 5,56 лет. В этом
возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается
нагляднообразное мышление, ребенок усваивает социальные нормы.
Срок реализации программы – 1 год. Количество часов – 30.
Занятия проходят по расписанию: 1 раз в неделю по два 25минутных
занятия с динамической паузой продолжительностью 10 минут.
Используются следующие принципы:
Доступность – изложение нового материала происходит с плавными
переходами от одного к другому, с подробным пояснением.
Занимательность – дети 5 – 6 лет чрезмерно подвижны, внимание у них
неустойчиво, они впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется
частая смена видов деятельности, разнообразие заданий.
Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные персонажи и
любимые игрушки; используются картинки и иллюстрации, таблицы,
раздаточный материал.
Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои знания для
составления предложений, в беседе.
Основными методами являются:
практический метод;
метод дидактических игр;
метод моделирования.
Эти методы применяются в различном сочетании друг с другом, при
этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и
осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя
действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая,
раскрашивая, штрихуя, лепя.
Итоги реализации данной образовательной программы осуществляются
на выставках работ детей, в итоговой диагностике (анкеты, тесты), в
развлекательных мероприятиях. Учебнотематический план
№
Темы занятий
Колво часов
Дата
1 Введение в школьную жизнь
2 Экскурсия по школе
3 Грибы
4 Овощи
5 Фрукты
6 Ягоды
7 Осень. Деревья
8 Дикие животные
9 Перелетные птицы
10 Зимующие птицы
11 Домашние животные
12 Зима. Зимняя одежда
13 Зимние забавы
14 Человек. Части тела
15 Транспорт
16 Правила дорожного движения
17 Материалы и инструменты
18 Профессии. Строительство
19 Защитники Отечества
20 Времена года. Весна
21 Мамин день. Семья
22 Электроприборы. Ателье
23 Труд людей весной
24 Космос
25 Возвращение птиц
26 Насекомые
27 Посуда. Продукты питания
28 Огонь – друг, огонь – враг
29 Наше село, улица
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч 30 Лето. Цветы, травы
Итого:
1 ч
30 ч
Содержание программы
1. Введение в школьную жизнь.
Беседа с детьми о школе, дать представление о том, что 1го сентября – День
знаний. Беседа по картинке «Дети идут в школу». Знакомство со школьными
правилами. Беседа о школьных принадлежностях. Игра «Превращения». Чтение
стихов, отгадывание загадок.
2. Экскурсия по школе.
Знакомство с помещениями. Игра «Мы школьники». Т/б при пожаре. Эвакуация
(тренировка).
3. Грибы.
Знакомство с грибами. Понятие съедобные и несъедобные грибы. Развитие речи.
Составление представлений по картинке. Заучивание стихотворения для массажа
пальцев. Работа по определению звуков. Понятие «речь». Игры «Один – много»,
«Ласковое словечко». Рисование по шаблону гриба. Штриховка.
4. Овощи.
Распознавание овощей. Отгадывание загадок. Заучивание стихов. Чтение текста,
ответы на вопросы по тексту, пересказ. Слова антонимы. Понятие «предложение».
Развитие слуха. Лепка овощей. Рисование узора из овощей. Сравнение предметов по
форме, цвету.
5. Фрукты.
Распознавание фруктов. Сравнение по цвету, форме. Составление рассказа по
картинке «Сбор урожая». Пространственная ориентировка. Подбор слов признаков.
Понятие «слово». Рисование фрукта по желанию. Раскрашивание. Письмо
элементов букв.
6. Ягоды. Беседа об ягодах, о заготовках. Игры «Ласковое словечко», «Дополни
предложение», «Что лишнее?». Повторение стихов. Чтение текста, ответы на
вопросы, пересказ. Работа со счетными палочками. Понятия «на, под, в, около…».
Работа в тетрадях. Письмо элементов.
7. Осень. Деревья.
Заучивание стихов. Беседа о деревьях, осени. Счет листочков (дерево). Чтение,
ответы на вопросы, пересказ текста. Понятие звук. Игры «Что пропало?», «Что
лишнее?», «Что изменилось?». Запоминание деревьев не менее 10.
8. Дикие животные.
Знакомство с животными. Отгадывание загадок. Понятие «гласный звук».
Сравнение животных, подбор подходящих слов для животных. Счет предметов до
10 и обратно. Лепка животных. Игры «Рыбы, птицы, звери», «Найди лишнее».
Работа с текстом. Рисование узора.
9. Перелетные птицы.
Беседа о перелетных птицах, причинах их отлёта. Игра с пальчиками. Собираем
палочки (спички). Игры «Исправь ошибку», «Чьи крылья?». Ответы на вопросы.
Счет до 10. Штриховка. Письмо элементов.
10. Зимующие птицы.
Заучивание массажа для пальцев. Сравнивание людей и птиц. Работа с текстом.
Составление предложений о птицах. Отгадывание загадок. Игры «Кто так
говорит?», «Исправь ошибки». Рисование на тему «Птицы». Узор из геометрических
фигур.
11. Домашние животные.
Беседа о домашних животных. Отгадывание загадок. Распознавание звуков.
Игры «Кто как разговаривает?», «Кто чем защищается?». Заучивание рифмовки.
Упражнения для пальцев. Лепка животных.
12. Зима. Зимняя одежда.
Беседа о природе зимой. Работа с пословицами. Работа со словами антонимами,
подбор признаков к предметам, предметов к действиям. Составление предложений,
рассказа по картинке. Рисование на тему «Зима».
13. Зимние забавы.
Работа со звуками. Развитие мелкой моторики. Развитие словарного запаса.
Отгадывание загадок. Аппликация «Снеговик». 14. Человек, части тела.
Беседа о частях тела человека. Работа со звуками. Работа с пословицами. Игра
«Найди отличия». Беседа – режим дня. Счет предметов. Логические задачи.
Обведение руки. Раскрашивание (штриховка).
15. Транспорт.
Беседа о транспорте. Игра с пальчиками. Заучивание стихов. Виды транспорта.
Составление рассказа по картинке. Чистоговорки. Работа с текстом. Раскрашивание
машин. Письмо элементов.
16. Правила дорожного движения.
Беседа о правилах дорожного движения. Работа со звуками. Загадки. Понятия
«вправо, влево». Игра «Найди ошибки художника». Беседа о правилах дорожного
движения. Деление слов на слоги. Рисование светофора. Узоры.
17. Материалы и инструменты.
Беседа об инструментах. Развитие мелкой моторики. Составление рассказа по
картинкам (серия). Игры «Найди отличия», «Найди ошибки художника». Письмо
элементов. Счет предметов.
18. Профессии. Строительство.
Беседа о профессиях. Работа над развитием словарного запаса. Узнай звук в
словах. Счет предметов. Логические задачи. Заучивание стихов. Рисование узоров.
19. Защитники Отечества.
Узнаем военные профессии. Развитие мелкой моторики. Узнаем военные
профессии. Заучивание стиха, песни. Игра «Лабиринт». Рисование узоров.
20. Времена года. Весна.
Запоминание месяцев. Словаантонимы. Беседа о погоде весной. Чтение,
ответы на вопросы, пересказ текста. Рисование на тему «Весна».
21. Мамин день. Семья.
Беседа о празднике, семье. Заучивание стихов, песен. Чтение, пересказ текста
«Женский день». Аппликация для мамы.
22. Электроприборы. Ателье.
Беседа об электроприборах и их назначениях. Материалы, из которых они
сделаны. Различие гласных и согласных звуков. Отгадывание загадок. Составление
рассказа по серии картинок. Рисование узоров. Письмо элементов. Счет предметов.
Состав числа 2. 23. Труд людей весной.
Работа со звуками. Составление рассказа по картинке. Работа с пословицами и
загадками. Игра «Назови ласково», «Дополни ряд слов», «Что лишнее?». Письмо
элементов. Раскрашивание картинки. Счет предметов. Состав числа 4.
24. Космос.
Беседа о космосе. Чтение, ответы на вопросы, пересказ текста. Слова
антонимы. Рисование по шаблону ракеты. Состав числа 5.
25. Возвращение птиц.
Беседа о птицах. Развитие мелкой моторики. Работа над звуковым составом
слов. Игра «Найди отличия». Оригами «Птица».
26. Насекомые.
Беседа, чтение рассказа, пересказ о насекомых. Игра «Какие насекомые
спрятались?» Письмо элементов. Рисование узоров.
27. Посуда. Продукты питания.
Развитие мелкой моторики. Работа над развитием речи. Игры на внимание.
Состав чисел 2 – 5. Раскрашивание посуды.
28. Огонь – друг. Огонь – враг.
Правила пожарной безопасности. Счет прямой и обратный. Состав 2 – 5. Беседа
об осторожном отношении с огнем. Эвакуация (тренировка).
29. Наше село. Улица.
Экскурсия по селу. Беседа об улицах, на которых живут дети. Адрес ребенка.
30. Лето. Цветы, травы.
Игра – путешествие «В стране цветов». Рисование цветов по воображению.
Решение логических задач. Диагностика.
Требования к уровню подготовленности
Дети должны уметь:
Различать гласные и согласные звуки.
Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», «речь».
Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно
проговаривать их в соответствии со знаком в конце (. ! ?).
Пересказывать по наводящим вопросам учителя. Усвоить правила гигиены письма, сохранения правильного положения
головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.
Уметь ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах
письма.
Усвоить прямой и обратный счет до 10: количественный и порядковый.
Состав числа до 5.
Узнавать и называть геометрические фигуры.
Ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части
и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на
сложение и вычитание, решать логические задачи.
Отличать живое от неживого, знать времена года, суток, диких и
домашних животных.
Знать основные цвета, закрашивать и штриховать рисунок не выходя из
контура, организовывать свое рабочее место.
Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки,
передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
Ожидаемый результат реализации программы
Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Литература
1 А.В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в подготовительной
группе. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
2 В.В. Волина Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
3 С.Е. Гаврина Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль:
Академия развития, 2003.
4 Л.Г. Горькова Л.А. Обухова Сценарии занятий по комплексному
развитию дошкольников. М.: ВАКО, 2005
5 Н.А. Завьялова и др. Интегрированный курс подготовки дошкольников. –
Волгоград: Учитель, 2005.
6 М. Зиганов Учимся читать и считать. Готовим ребенка к школе. – М.:
АСТ_ПРЕСС, 1997. 7 Н.Г. Кувашова Методика подготовки детей к школе. – Волгоград:
Учитель, 2003.
8 Л.С. Михайлова Как подготовить ребенка к школе в 2 частях. –
Волгоград: Учитель, 2006.
9 Останкова Ю.В. Система коррекционноразвивающих занятий по
подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Рабочая программа кружка "Скоро в школу, скоро в 1 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.